Анализ сказки премудрый пескарь с цитатами

analiz-premudryj-piskar-ideja-tema-problemy-sut-smysl
Художник Н. Кузьмин

«Премудрый пискарь» — это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина: идея и тема, проблемы, смысл и главная мысль произведения.

Анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина

Б. Я. Бухштаб:

«Самый типичный из щедринских сказочных обывателей — это «премудрый пискарь». В нем воплощена главная черта обывателя эпохи реакции — трусливое бегство от жизни. <…>

…ум и сердце премудрого пискаря заняты лишь одним: как бы ему, пискарю, в уху не попасть… Всю жизнь он провел в темной, тесной норе, выдолбленной в речном дне, и все «дрожал», боялся высунуться, чтобы не достаться щуке, раку или человеку. Не женился, друзей не завел… Всю жизнь считал себя «премудрым», а когда подошла смерть, — увидел, что жизнь прожита бесцельно, бесплодно, бессмысленно.

В этой сказке Щедрин показывает, какой «жалкой», «распостылой» становится жизнь, когда человеком руководит убогая «премудрость» труса.

Сказки Щедрина внушают нам глубокое презрение к трусости, подхалимству, лицемерию, они учат нас мужеству, стойкости, честному отношению к жизни.»

(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге «Сказки» Салтыкова-Щедрина, изд-во «ДЕТГИЗ», 1946 г.)

Я. Эльсберг:

«Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность. Таковы, например, премудрый пискарь — убогий и трусливый обыватель, вечно дрожащий и ноющий, пытающийся отгородиться от общественной и политической борьбы. Шедрина показывает, как жалка и бесплодно жизнь человека, целиком сосредоточившегося на мысли о спасении собственной шкуры и не знающего ни благородных и светлых мыслей, ни высоких, страстных чувств, вдохновляющих на борьбу за правое дело.

Образ пискаря, как и другие образы рыб и животных в щедринских сказках, обладал огромным социально-политическим содержанием. Таких людей-пискарей среди тогдашней интеллигенции было великое множество. Трепеща перед произволом самодержавия, эти обыватели надеялись «отсидеться» в своих «норах», подальше от бурных событий революционной борьбы. <…>

Сказки эти были очень злободневны. Современники Щедрина, прочитав сказку о премудром пискаре, вяленой вобле или карасе-идеалисте, узнавали в этих «рыбах» людей, с которыми им проходилось повседневно встречаться в редакциях либеральных газет, в чиновничьих канцеляриях, в банках, в конторах.»

(Я. Эльсберг, вступительная статья из книги «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во «Детгиз», 1951 г.)

А. С. Бушмин:

«В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки, пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик высказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов.»

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)

Это был анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина: идея, тема, проблемы, смысл, главная мысль произведения.

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Оглавление:

  • Жанр и смысл названия сказки
  • Главные герои
  • Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
  • Чему учит сказка «Премудрый пескарь»
  • Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он — настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец — второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

­­­Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» повествует о жизни пескаря, который считал себя очень умным и осторожным. Он всю жизнь боялся попасть в пасть к щуке и умереть не своей смертью. » Прожил он сто лет и после ста, сколько неизвестно. Всю жизнь не доедал, не допивал, жил в одиночестве, в узкой норке до самой смерти. И только когда пришло ему время помирать, он задумался, правильно ли он провел свою жизнь, тихую и никому не заметную». Автор хочет заставить читателя задуматься о смысле жизни.

В сказке используется много сатирических приемов. Ирония звучит уже в самом названии,, Премудрый пескарь», значит очень умный, а на самом деле бесцельно проживший свою жизнь. Автор использовал гротеск » и прожил пескарь таким образом слишком сто лет». В сказке есть и сарказм: «Какое счастье глотать щуке хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого? «. В произведении присутствует аллегория, когда писатель наделяет пескаря человеческими чувствами: страхом, способностью мыслить и размышлять, а не действовать по инстинкту. Есть в тексте и гипербола » Жалования не получает, прислуги не держит, в карты не играет, вино не пьет».

Писатель, дает понять читателю, что нельзя жить только для того, чтоб спокойно умереть. В жизни нужно успеть сделать, что то хорошее, полезное: обзавестись семьей, вырастить детей, уважать родителей, стремиться быть полезным людям и обществу, стараться добиться чего то большего, не сидеть сложа руки. Глупо, просто всю жизнь просидеть в норе, чтоб умереть, не сделав ничего в этой жизни.


Известно, что народные сказки являются примерами общедоступных и убедительных басен. Можно утверждать, что сказка — это эзотерическая школа, созданная самими людьми. Салтыков-Щедрин, хорошо знавший русский фольклор, использовал приемы, открытые ему в народных сказках. Основываясь на них, он сам создавал литературные шедевры этого жанра.

В своих «сказках» писатель преследовал не моральные, а политические и социальные цели. Неслучайно Салтыкову-Щедрину было особенно приятно прибегать к форме сказок в самые трудные годы реакции, которые создавали особенно неблагоприятные условия для его литературной деятельности «Сказки», несмотря на страх либеральных редакторов и остервенение цензуры, давали писателю возможность бичевать реакция.

Своеобразная экономическая форма «сказки» повторяет практически все темы прошлых произведений сатирика. В этом отношении, на мой взгляд, они подобны обзору всего написанного Щедриным. Поэтому сказки можно назвать лучшим введением в собрание сочинений великих писателей. Медведи, орлы, волки и другие животные, главные герои повести Салтыкова-Щедрина, являются замечательной интерпретацией «Мэра» и «Помпадур».

Сказка Салтыкова-Щедрина повествует о судьбе русского народа и его угнетателях. Кипящая боль, неразличимая ненависть и поиск лазеек руководили пером сатирика.

Боль искала выход для творчества, творчество отражало то, как исцелять боль, и все строки, написанные против тех, кто причиняет боль, были названы так. «Яркость боли послужила источником живого образа, в котором боль передается сознанию других», — писал сатирик.»

На мой взгляд, революционный характер политического и социального значения сказок Салтыкова-Щедрина неоспорим. Это выражено решительно, без недомолвок. Революционное звучание сказочного цикла писателя усиливается едкой насмешкой над малодушием и гражданской трусостью. Последняя категория сказок стала наиболее широко известной. Их персонажи стали именами нарицательными наряду со сказочными персонажами из фольклора. К таким произведениям Салтыкова-Щедрина относится его сказка «Премудрый Пискарь».

Самыми отрицательными персонажами в сказочном мире Щедрина являются животные, которые знакомы с окружающей обстановкой, но, тем не менее, не набрались смелости охотиться и сражаться.  Например, премудрый пискарь – существо политически мыслящее: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать». Да и «отец, и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аредовы веки в реке прожили, и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

Политические наклонности, которые ранее отказывались не только бороться, но даже выдвигать требования, породили индивидов, думавших только о личном самосохранении. Таковы были российские либералы. Они были более отвратительны, чем собаки, лижущие руки своим хозяевам, и послушные кролики. Их действия были сознательно выбраны и теоретически обоснованы. Умный пискарь мудр, потому что он живет по тщательно разработанному плану. Он подчинил все «шкуре», заботе о своем самосохранении.

Пискарь не хотел обвинять других. Вся жизнь этого мудрого героя пошла прахом. Его, так сказать, развлечения и радость жизни сводились к тому, что «он упражнялся по ночам, купался в лунном свете, залезал в нору и дрожал днем». Только в полдень кто-нибудь выбежит что-нибудь взять — но что вы делаете в полдень?»
Вся жизнь Пискаря состояла только из мыслей, потому что он был ограничен самим собой: «Я, кажется, жив». Эта мысль сопровождалась такой же дрожью: «О, завтра что–то случится». «Потому что Пискарь жил, он умер: «Он жил — дрожал, умер — дрожал.»Вот и вся биография этого героя.

Ироничное название сказки оправдано содержанием. Неосознанно вы задаетесь вопросом: «В чем мудрость этого пискаря». Мораль рассказа дана Салтыковым-Щедриным в финале. Пискарь исчез, и никто не вспоминает о нем ни хорошими, ни плохими словами: «Что здесь произошло – то ли Щука проглотила его, то ли рак сломал ему ногти, то ли он сам умер и всплыл на поверхность собственной смертью – свидетелей этого происшествия не было. В большинстве случаев он сам умирал, болел, умирающий пискарь, и, кроме того, как сладко глотать мудрых».

Гениальность Щедрина заключается в том, что в сказочной малой форме он воплотил философию жизни (а значит, народную). Посредством басни писателю удалось отразить суровую действительность, проникнутую горьким смехом. Реальность, о которой люди легко догадывались, мы тоже догадались спустя столько лет.


К образу пескаря Щедрин обращался еще задолго до появления этой сказки. Изображение чиновников-осетров и чиновников-пескарей можно встретить в «Губернских очерках». Позднее в «Современной идиллии» появилась сцена суда над пескарем. Сказка «Премудрый пискарь» затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Характеризуя пескаря, автор язвительно вводит слово «премудрый». Приставка «пре-» выступает в значении приставки «пере-»: пескарь перемудрил. И уже в названии произведения читатель слышит авторскую иронию.

В экспозиции этой сказки Щедрин использует мотив отцовского наставления. Напоминает ли завет старого пескаря «Пуще всего берегись уды» принципы «угождать всем” и «беречь копейку»? Отчасти. Их сближает тезис, лежащий в основе наставлений, — «прежде всего помни о себе». Но завет пескаря-отца не столь агрессивен, нежели отцовские поучения, данные героям Грибоедова и Гоголя. Он отражает основную направленность обывательской философии, выраженной поговоркой вяленой воблы из одноименной сказки «уши выше лба не растут». Пескарь проповедует принципы самосохранения и невмешательства в окружающую жизнь.

Щедрин сопрягает в сказке сразу несколько повествовательных планов: реально-исторический (упоминание об умеренном либерализме и просвещенности пескаря), бытовой (описание подробностей повседневного существования его героя) и фантастический. Это позволяет решить многие художественные задачи, обусловленные особенностями сатирической типизации.

Финал сказки является логическим завершением развития действия. Конец пескаря неизвестен. И нет смысла искать ответ на вопрос, что с ним случилось. Герой поставил перед собой задачу прожить так, «чтоб никто не заметил». И если в начале истории рыбы осуждали его, называя «остолопом», «дураком», «срамцом», то потом они перестали его «замечать». Его “не замеченное” никем исчезновение является закономерным итогом всей его жизни, к концу которой он осознал бессмысленность своего существования, но был бессилен что-либо изменить.



История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пискаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».


Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пискарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пискарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что с

Его сказку «Премудрый пискарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пискаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.

Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:

Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце

Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.

Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.

Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления

Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.

Так пескарь прожил больше столетия:

  1. Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
  2. Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.

Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.

«Премудрый пескарь»: развязка истории

Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!

Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.

«Премудрый пескарь». Кадр из мультфильма

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: анализ произведения

На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.

Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:

История написания

Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:

  • В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
  • Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
  • Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».

Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:

  1. Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
  2. В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».

Салтыков-Щедрин

Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге

«Премудрый пескарь»: смысл

Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.

Вот какие поучительные идеи изложил писатель:

Жить — значит рисковать

В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.

Риск — форма самореализации личности

Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.

Вред чрезмерной родительской опеки

Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.

Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: жанр и композиция

Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:

  • С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
  • В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
  • Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.

Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:

  1. Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
  2. Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
  3. С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
  4. В развязке пескарь умирает.

Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.

Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.


Скачать материал

«Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина


Скачать материал «Презентация на тему:»Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина

    1 слайд

    «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  • «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядног...

    2 слайд

    «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина, вышедшая в 1883 году.
    Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому что «сказка ложь», но ясно, что «в ней намёк». В данном случае это намёк на общечеловеческие пороки — общественные и личные, которые так или иначе могут быть понятны и молодому поколению читателей. И поскольку произведение небольшое по объёму, автор раскрывает по большей части два взаимосвязанных порока — боязнь любых опасностей и полное бездействие ради выживания. Главный герой — пискарь, иносказательный образ. Это и рыба, и живое существо одновременно.

  • История создания и публикацииНаписана в декабре 1882 — первой половине января...

    3 слайд

    История создания и публикации
    Написана в декабре 1882 — первой половине января 1883 года. Впервые опубликована в сентябре 1883 года в № 55 эмигрантской газеты «Общее дело» (Женева), с. 2—4, вместе со сказками «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста», без подписи. В России впервые — в журнале «Отечественные записки» № 1, 1884, с. 275—280 (16 января). Как книжное издание — в публикации вольной гектографии «Общественная польза», под общим заглавием «Сказки» и под подписью Н. Щедрин.

  • Сказка появилась в 1883 году, она знаменита и по сей день, стала даже хрестом...

    4 слайд

    Сказка появилась в 1883 году, она знаменита и по сей день, стала даже хрестоматийной. Её сюжет известен каждому: жил пескарь, который был совсем обычным. Единственным его отличием была трусость, которая была настолько сильна, что пескарь решил всю свою жизнь провести в норе, не высовываясь оттуда. Там он и сидел, боясь любого шороха, каждой тени. Так и прошла его жизнь, ни семьи, ни друзей. Возникает вопрос о том, ну и что это за жизнь? Что он в жизни сделал хорошего? Ничего. Жил, дрожал, умирал.

  • Согласно «Энциклопедическому словарю крылатых слов и выражений», Салтыков-Щед...

    5 слайд

    Согласно «Энциклопедическому словарю крылатых слов и выражений», Салтыков-Щедрин под видом пескаря изобразил российскую либеральную интеллигенцию, озабоченную только выживанием; в иронически-иносказательном смысле выражение используется в значении: человек-конформист, социально или политически пассивный трусливый человек, который возводит свой конформизм в ранг философии.

  • Перед читателем проносится жизнь пискаря, несложная по своему устройству, кот...

    6 слайд

    Перед читателем проносится жизнь пискаря, несложная по своему устройству, которая основана на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем, как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пискарь так хорошо усвоил науку своих родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» — лишь бы не схватили! В этом мандраже он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может заглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Но сбылась и другая его мечта — прожить так, чтобы никто не заметил. Всё сбылось в точности: никто так и не узнал о существовании премудрого пискаря.

  • Перед смертью герой начинает задумываться о том, что бы было, если бы все рыб...

    7 слайд

    Перед смертью герой начинает задумываться о том, что бы было, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пискарей прекратился бы вовсе! Мимо него прошли все возможности — завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем видит сон про то, как он выиграл 200 000 рублей, вырос в размерах и стал сам глотать врагов своих — щук. Расслабившись, пискарь невольно нарушает границы своей норы, и «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше — простор для читательской фантазии. Потому что автор не сообщает точно, что случилось с героем — констатирует лишь то, что он исчез вдруг.

  • Это жёсткая сатира на действительность 1882–1883 годов — период, когда в поли...

    8 слайд

    Это жёсткая сатира на действительность 1882–1883 годов — период, когда в политической жизни России лидирующим стало консервативное направление, активно поощряемое императором Александром III. Началось увеличение льгот, прав и всевозможных привилегий дворянства. Под видом пискаря Салтыков-Щедрин показал либеральную интеллигенцию России, которую волновало только выживание. С иронией называет автор своего героя «премудрым». Для него это человек-конформист, трусливый и пассивный как в социальной, так и в политической области.

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 603 964 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 22.03.2017
  • 2346
  • 22
  • 22.03.2017
  • 626
  • 0
  • 22.03.2017
  • 6235
  • 2
  • 22.03.2017
  • 543
  • 1
  • 22.03.2017
  • 642
  • 2
  • 22.03.2017
  • 529
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»


  • Скачать материал


    • 22.03.2017


      7488
    • PPTX
      2.8 мбайт
    • 467
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Татьяна Дмитриевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Алексеева Татьяна Дмитриевна

    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 43
    • Всего просмотров: 156270
    • Всего материалов:

      49

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Четыре цитаты о русском языке
  • Цитаты про улыбку и глаза девушки
  • Афоризмы американская пословица
  • Характеристика якова верного в поэме кому на руси жить хорошо с цитатами
  • Русские пословицы и пословицы других народов одинаковые по смыслу