Черты характера васютки из рассказа васюткино озеро с цитатами из текста таблица

Vasjutka-Vasjutkino-ozero-Astafev-opisanie-harakteristika
Васютка. «Васюткино озеро».
Художник В. Дугин

Мальчик Васютка является главным героем знаменитого рассказа «Васюткино озеро» Виктора Астафьева.

В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева: образ, описание характера и внешности героя, описание семьи мальчика и история о Васюткином озере.

Смотрите: 

Васютка в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева

Полное имя Васютки – Василий Шадрин:

«Да это я, Васька! Заблудился я!..»
«Подплывая к стоянке бригадира Шадрина…»

Возраст Васютки – 13 лет:

«Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…»

О внешности Васютки известно следующее:

«…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» 

«…Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево…» 

«…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…» 

«…Расправив полы вaтнuкa, Васютка защитил от ветра кучу веток…» 

«…Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки <…> Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога…» 

«…Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал…»

Васютка и его семья живут у реки Енисей в Заполярье (в районе города Игарка в Красноярском крае):

«…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…»
«…Заполярная тайга не страшна зверьём…»

Мальчик родился и вырос в тайге. В жизни он видел только один город – Игарка:

«…Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…»

Он учится в школе в ближайшей деревне:

«…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»
«…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…»

Васютка любит природу. Ему нравится бродить по лесам и собирать орехи:

«…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…»

Васютка знает интересные факты о птицах:

«…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…»

Васютка умеет различать диких птиц в лесу:

«…увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось…»

Васютка умеет охотиться и стрелять из ружья:

«…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»

«…А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал!..»

Васютка умеет определить по деревьям в лесу, где север, а где юг:

«…Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…»

Он знает приметы о погоде:

«…поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?..» 

«…Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее…»

Он шустрый мальчик:

«…Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый!..»

Васютка в школе хулиганит на уроках и на переменах. Когда он теряется в лесу, он жалеет о том, что плохо себя вел в школе:

«…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…»

Он является любознательным мальчиком. Он хочет многое узнать и увидеть в жизни:

«…А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?..»

Васютка – умный и наблюдательный мальчик. Он знает, что белая рыба водится в проточных озерах. И эти знания помогают мальчику спастись и добраться домой:

«…Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными…»

Семья Васютки

Отец Васютки – Григорий Шадрин, начальник рыбацкой бригады:

«…Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца…»«…Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал…»

Мать Васютки зовут Анна:

«…Анна! Анна! Нашёлся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он…В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда, она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну…»

У Васютки также есть дедушка Афанасий:

«…Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий…»

История о Васютке и Васюткином озере

Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами и теряет дорогу домой:

«И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!..»

Несколько дней мальчик ищет дорогу домой. На пути он находит озеро, в котором водится много белой, ценной рыбы:

«…Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба!..»

Мальчик один проводит в тайге 4 дня:

«…Васютка, внук-то мой, потерялся. Пятый день ищем…»

За 4 дня Васютка проходит 60 км пешком:

«Да знаешь ли ты, дэ тебя вынесло? <…> Шестьдесят километров ниже вашего стану…»

Наконец, через 4 дня люди на лодке спасают ребенка и привозят его домой:

«Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее!..»

Спустя 2 дня Васютка снова едет к озеру с отцом и другими рыбаками. Он показывает «свое» озеро. После этого на озере открывается рыбный промысел. А озеро называют в честь мальчика – Васюткиным озером:

«…Васютка сам нашёл его и людям показал…» 

«Вот и озеро Васюткино…С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро…»

   

Васюткино озеро на карте

Васюткино озеро на карте почти невозможно найти. Автор пишет, что озеро можно увидеть на картах района. Но на больших краевых и всероссийских картах озеро невозможно найти:

«…На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. 

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером…»

Это была цитатная характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева: образ персонажа, описание характера и внешности героя, семьи Васютки, а также история о Васюткином озере.

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Автор: Мокров Андрей

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда

Научный руководитель:

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

П. Усть-Уда,2016

Оглавление

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Заключение

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности – сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» —
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Владел ружьем

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание примет

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь — любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.) 

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой — необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик — мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.  Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

 Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

Заключение

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». – 1989. – №2. – С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. — №3. – С. 65-73.

Цитата, передающая трудности, которые испытал мальчик

Преодоление

Комментарий, что знает Васютка

Сердце у Васютки сжалось на лбу выступила испарина

Заговорил вслух, чтобы отогнать страх

Вспомнил приметы, где север, где юг

Страх начал давить сильнее

На юг надо идти. Все будет хорошо, а ты чудак боялся – хохотнул
Васютка и бодро скомандовал себе

Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил.

Тайга хлипких не любит!

Перво-наперво надо развести костер.

Голод

Ошипал глухаря, выпотрошил, приготовил в горячей земле

Отсутствие соли

Достал в мешке несколько кристалликов и раздавил их на прикладе ружья

Через силу улыбнулся: «Живем!»

Отсутствие ночлега

Перенес костер, сделал настил, убрал мешок с запасами на дерево

Было жутко

Зарядил ружье, взвел курок, положил ружье рядом!

2 день

165 — 168

Куда идти

Полез на дерево, стараясь найти желтую полоску лиственника

Лиственный лес обычно вдоль рек

Куда идти

Идти строго на север

Через 100 км кончится лес, начнется тундра

Трава растет обычно вблизи водоемов

Не Енисей – болото

Навзрыд расплакался

Решил заночевать на берегу озера

Выбрал место посуше, натаскал дров, развел костер, обжарил шишки

Непуганые утки и много рыбы!

Отсутствие пищи

Подстрелил 2 уток, ранив третью

Худые мысли

Думал о доме, о школе, о товарищах

3 день

170

Проснулся от холода

Развел костер, погрелся, позавтракал уткой

Не обнаружил на воде убитой утки

Нашел у самого берега

Не было ветра, значит проточное озеро. Значит выведет к Енисею!

Пошел вдоль берега, увидел желтую полоску

Пошел быстрее, боялся остановиться и попить

Радость

Пошел дождь. Не было ни желания, ни сил разводить костер

Залег под пихту

Хотелось есть и спать

Пососал краюшку хлеба, забылся тяжелым сном

4 день

173

Стуча зубами от холода

Развел костер, осталось всего 4 спички, не дыша разводил костер.

Ноги издрябли от холода и сырости

Просушил сапоги и портянки, согрел ноги возле костра

Хотелось лечь и не двигаться

Но брел почти падая от усталости

Когда вышел к Енисею сначала радость, потом растерянность

Как привлечь внимание людей на пароходе?

Было обидно

Начал собирать дрова на ночь

5 день

175

Утром услышал звуки рыбосборочного катера-бота

Действия Васютки

Характер Васютки

Рассказ “Васюткино озеро” рассказывает об эпизоде из жизни мальчика, который потерялся в тайге, но благодаря своей находчивости и знаниям, смог выбраться оттуда. Какова же характеристика главного героя?

Краткое содержание рассказа

Рассказ “Васюткино озеро” повествует о мальчике-подростке, который отправившись с рыбаками на Енисей, заблудился и был вынужден 5 суток выживать в условиях суровой тайги. Васютка забыл о зарубках, которые он оставлял на деревьях, когда помчался за глухарем. В итоге он оказался в неизвестном месте совсем один. Пять дней он бродит по тайге, пытаясь найти дорогу домой. Когда он нашел выход к реке, то увидел рыбацкое судно, которое его и спасло.

Скитаясь по тайге, Васютка наткнулся на озеро, полное рыбы. Сюда он привел отца и его команду, которые переключились с лесного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Как Васютка выживал в тайге

Любому неподготовленному человеку очень тяжело остаться с природной стихией один на один. Поэтому ситуацию, в которой оказался тринадцатилетний мальчик, можно назвать сложной и даже опасной. Как и любой ребенок, Васютка сначала расплакался и начал паниковать, но потом собрался с силами. Он стал вспоминать, что рассказывал ему отец и другие рыбаки. С собой у него был хлеб, ружье и спички, которые положила ему мама. С помощью спичек мальчик разводил огонь, у которого грелся и готовил подстреленных уток и глухаря. Хлеб мальчик предусмотрительно оставил напоследок и съел его, когда ему было совсем голодно.

Также Васютка умел ориентироваться на местности. Когда вместо мха под ногами он увидел островки травы, то понял, что где-то рядом находится озеро и направился туда. С оружием герой также был очень осторожен. Он знал, что патроны нельзя тратить впустую. Они могут помочь отгонять диких зверей и ловить дичь.

Характер Васютки

Выжить в тайге помогли черты характера Васютки. Он всегда был любознательным и любил природу. Мальчик с удовольствием бродил по окрестностям, разговаривал с птицами и белками.

В данном рассказе автор дает читателю понять, что главный герой растет настоящим мужчиной. Да, он поначалу испугался и заплакал, но потом собрал всю силу воли, поняв, что слезами горю не поможешь. Мальчик очень рационально подошел к вопросу о своем спасении. Он не расходовал попусту спички, порционно делил еду, разводил на ночь костер.

Васютка был очень храбрым и не терял веру в себя, именно поэтому ему удалось выбраться из тайги целым и невредимым.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Характер Васютки (“Васюткино озеро”). Здесь описываются основные качества характера главного героя, и дается объяснение, почему мальчик смог спастись, абсолютно не пострадав.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данил Бобровный

    8/10

  • Таисия Чучук

    8/10

  • Васюшка Печенкина

    10/10

  • Артём Зорин

    9/10

  • Ильназ Гарипов

    7/10

  • Витория Рус

    8/10

  • Максим Денисенко

    9/10

  • Карина Токымбетова

    8/10

  • Аида Насырова

    10/10

  • Артём Индеев

    7/10

1. Подготовка к сочинению.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не
любит». Становление характера Васютки
(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино
озеро»).

2.

Что это?
• Она величественна и похожа на океан.
• Она щедра и сурова.
• Она таит в себе загадки и ответы на
многие вопросы.
• Она учит человека и наказывает за
легкомыслие и эгоизм.
• Она раскинулась широкой полосой по
центру Сибири и северу Европейской
России.

3.

Кто это?
• Он маленький, как песчинка в
океане.
• Он беззащитный и в то же время
сильный.
• Он по-детски легкомысленный и повзрослому мудрый.
• Он совершает ошибку и исправляет
ее.

4. План

1. Васютка-главный герой рассказа В.П. Астафьева
«Васюткино озеро». (общая характеристика героя) 23 предложения.
2. Становление характера Васютки.
а) семья, окружение
б) поведение в лесу: смелость, решительность,
смекалка, мужество, терпение
в) Знания законов тайги. Внимание к природе
г) умения
д) Что помогло выжить Васютке в тайге?
3.Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

5.

• Где родился и рос?
• Каким рос? Чему учили в семье?
• Что почувствовал ребенок, когда
заблудился? Как описывается природа?
• Что помогло ему собраться ? Чьи слова он
вспоминает? Как это его характеризует?
• Что такое затеси?
• Какие знания, умения ему помогают
выжить?

6.

Знание примет
Умел по деревьям определять направления (север-юг,…)
«Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где
километровая тайга без конца и без края».
Найти по типу леса реку.
Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам
Енисея.
Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник
свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

7.

Приобретенные
«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток, и
навыки и умения куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не
удавалось»
Владел ружьем
Умел разжечь костер даже в дождь
Добыть и приготовить дичь
Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях
Умел без компаса определить стороны света
Знал особенности эха в лесу
Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов
Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега
Знал приметы погоды
Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

8.

Умение
вспомнить и
оценить советы
взрослых, знание
таежных
законов
Не расходовать зря патроны.
Собственные
догадки
«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если
озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет
…к Енисею».
Не съедать припасы все сразу
Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда:
«Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и
трусливых» Эти слова придали ему сил.
«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра
скорей его заметят»
Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли
внимание людей на рыбосборочном катере.
Умение оценить
знания и
наблюдения
рыбаков
Речная рыба водится только в проточных озерах

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Загадки пословицы на тему математике
  • Делу время потехе час это пословица о труде
  • Цитаты про уход за руками
  • У женщины нет возраста цитаты
  • Пословицы со словом воин