Что печорин говорит о уме грушницкого цитаты

Grushnickij-harakteristika-obraz-Geroj-nashego-vremeni
Грушницкий и княжна Мери.
Художник М. Врубель

Юнкер Грушницкий является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени», описание характера и внешности в цитатах.

Все цитаты о Грушницком взяты из главы «Княжна Мери» (часть 2 глава II романа).

Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени»

Полное имя Грушницкого в романе не указано.

Известно, что он является молодым военным:

«Он только год в службе…»

Он небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:

«…накануне отъезда из отцовской деревни…» 

«Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим…» 

Воинское звание Грушницкого  юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:

«…Грушницкий – юнкер…» 

«…я пари держу, что она не знает, что ты юнкер…»  

«…он произведен в офицеры…»

Возраст Грушницкого  около 20 лет:

«…ему едва ли двадцать один год…»

Молодой человек является сослуживцем и приятелем главного героя романа Печорина:

«Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня…» (о Грушницком) 

«…мы были когда‑то друзьями…»

О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:

«Выразительное лицо его…» 

«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год…» 

«…крутит усы левой рукой…» 

«…взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xoxoл…»

Грушницкий служит на Кавказе в К… в полку:

«…причина, побудившая его вступить в К. полк…»

Во время службы на Кавказе он получает ранение в ногу:

«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание…»

Он имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:

«У него георгиевский солдатский крестик…» 

«…сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…»

Он хорошо воспитан и соблюдает приличия:

«…знаешь, как-то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится…»

Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:

«…Грушницкий <…> громко отвечал мне по-французски…»

При этом он не очень хорошо танцует:

«Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…»

Грушницкий  милый, забавный человек:

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается!..»

«…ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!..»

Он глуп, по мнению Печорина:

«…«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…» 

«Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…» 

«Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..»

Он не разбирается в людях:

«…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…»

Он является слабохарактерным человеком:

«…но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Грушницкий  сентиментальный романтик:

«Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма…» 

«…села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор…»

Он страстный человек:

«…даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал…» 

«Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие…» 

«…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…»

У него мало опыта в общении с женщинами в отличие от опытного сердцееда Печорина:

«…Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин…» 

«…я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?..» (Грушницкий Печорину о себе)

Грушницкий  гордый человек:

«…признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких…» 

«…его гордая походка…»

«Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель…»

Он самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:

«…Грушницкий самодовольно улыбнулся…» 

«Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расxоxотаться, если бы это было согласно с моими намерениями…»

Грушницкий  самолюбивый человек:

«О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..» 

«…особенно самолюбие его оскорблено…»

Он тщеславный человек. Он мечтает стать «героем романа» для какой-нибудь барышни:

«Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким‑то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель…»

Он не умеет слушать других людей, по мнению Печорина:

«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по‑видимому имеющую какую‑то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи…»

Грушницкий говорит вычурно и важно:

«Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания…» 

«От княгини Лиговской, – сказал он очень важно…» 

«Послушай, – сказал Грушницкий очень важно…»

Несмотря на свою глупость, он любит острить:

«Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом…» 

«…довольный плохим каламбуром, он развеселился…»

Он любит декламировать, произносить громкие речи:

«…Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий…»

Он любит производить эффект на окружающих. Он любит «рисоваться» и ведет себя как актер:

«…он из тех людей… <…> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…»

«…Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне…»

Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, которую не обязан носить в его ситуации. Но он делает это, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:

«…носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель…» 

«…Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении…»

«…да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем…» 

«…носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель…» 

«Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня…»

Когда Грушницкого производят в офицеры, он с гордостью носит свой офицерский мундир:

«…армейский пехотный мундир…» 

«…явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxoл…» 

Он трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

«…Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..» 

«Трус! – отвечал капитан…» 

«…шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…»

Грушницкий  мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:

«Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение…»

Он способен на подлость и обман:

«…но как признаться в таком подлом умысле?..» 

«…оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности…» 

«…не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку…» (Печорин о подлости Грушницкого) 

«…Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить…»

Грушницкий способен на клевету. Так, он из мести распускает сплетни о княжне Мери, когда та отвергает его любовь:

«…вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы…» 

«И вы не отказываетесь от своей клеветы?..» 

«…прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка…» (Печорин Грушницкому о его клевете)

За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и там убивает его:

«Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее…»

«Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва…» 

«…Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!..»

Это был цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Характеристика Грушницкого

Характеристика Грушницкого

Одним из ярких персонажей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Грушницкий — молодой военнослужащий, товарищ Печорина по службе. Это пустой, самовлюблённый, эгоистичный франт, который является зеркальным отражением главного героя. Характеристика Грушницкого даёт более полное представление о характере Печорина, его самых тёмных сторонах личности. Эти образы во многом схожи, за исключением того, что Печорин является более сложной, утончённой версией Грушницкого.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Полное имя — Грушницкий.

Возраст — около 20 лет.

Род занятий — военнослужащий, в начале произведения юнкер, затем — офицер.

Семья — не указано, не женат.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — привлекательный, смуглый, черноволосый, носит усы, хорошо сложен, большой щёголь.

Характер — слабохарактерный, эгоистичный, сентиментальный, любящий быть в центре внимания, упрямый, хвастливый.

Положительные черты — большой романтик, сентиментальный.

Отрицательные черты — самовлюблённый, эгоистичный, способный на большую подлость.

Произведение — «Герой нашего времени».

Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов.

Цитатная характеристика

Описание Грушницкого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Грушницкого основан на том, что он является военным и имеет чин юнкера. Этот чин имели военнослужащие, которые были кандидатами на присвоение первого обер-офицерского чина. В ходе повествования Грушницкий получает офицерский чин.

«Грушницкий — юнкер».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий только начал военную карьеру, прослужив лишь год.

«Он только год в службе…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий уже смог отличиться на службе, получив за проявленную смелость свою первую награду.

«У него георгиевский солдатский крестик».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Во время одного из сражений Грушницкий получил ранение в ногу и отправился на лечение в Пятигорск.

«Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — небогатый дворянин из глубинки России.

«…накануне отъезда из отцовской деревни…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами— иногда тем и другим…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — сослуживец и приятель Печорина.

«Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Мы встретились старыми приятелями…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Внешность

Грушницкому не более 21 года, но благодаря мужественному виду он выглядит старше своих лет.

«…ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — привлекательный молодой человек. Носит усы.

«…хорошо сложен, смугл и черноволос…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…выразительное лицо его…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…поминутно крутит усы левой рукой…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Из-за ранения в ногу вынужден передвигаться при помощи костыля.

«…ибо правою опирается на костыль…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Портретная характеристика Грушницкого основана на том, что он настоящий франт, который любит привлекать к себе внимание.

«…по особенному роду франтовства…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий, будучи простым юнкером, вынужден носить солдатскую шинель.

«Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Получив офицерский чин, Грушницкий тут же шьёт себе новый армейский мундир.

«За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристёгнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери»

Грушницкий — франт, который ради соответствия модным тенденциям готов терпеть большие неудобства.

«Он бросил фуражку с перчатками на стол и начал обтягивать фалды и поправляться перед зеркалом; чёрный огромный платок, навёрнутый на высочайший подгалстушник, которого щетина поддерживала его подбородок, высовывался на полвершка из-за воротника; ему показалось мало: он вытащил его кверху до ушей; от этой трудной работы, ибо воротник мундира был очень узок и беспокоен, лицо его налилось кровью…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери»

Грушницкий, будучи совсем юным, отчаянно хотел казаться старше своих лет.

«— Я с вами не согласен, — отвечал я, — в мундире он ещё моложавее.
Грушницкий не вынес этого удара; как все мальчики, он имеет претензию быть стариком; он думает, что на его лице глубокие следы страстей заменяют отпечаток лет. Он на меня бросил бешеный взгляд, топнул ногою и отошёл прочь…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 5-го июня

Черты характера и поступки

Грушницкий очень любит привлекать к себе внимание, производить эффект на окружающих. Делает он это всеми возможными способами: жестами, речью, поступками.

«Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий — один из тех людей, которые привыкли говорить много и пышно, совершенно не обращая внимания на собеседника.

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогаети которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий отличается остроумием, но он не способен метко унизить врага одним словом, поскольку является плохим знатоком человеческой души и зациклен исключительно на собственной персоне.

«Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий полон романтических иллюзий и отчаянно хочет производить впечатление героя какого-либо романа.

«Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Приезд его на Кавказ — также следствие его романтического фанатизма: я уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке, что он едет не так, просто, служить, но что ищет смерти, потому что… тут, он, верно, закрыл глаза рукою и продолжал так: «Нет, вы (или ты) этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнётся! Да и к чему? Что я для вас! Поймёте ли вы меня?» — и так далее».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Он мне сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайной между им и небесами».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Более всего Грушницкий нуждается в том, чтобы впечатлять дам. Ради достижения этой цели он постоянно играет некую драматическую роль. Чтобы привлечь внимание княжны Мери, он мастерски изображает страдания.

«…дамы отошли от колодца и поравнялись с нами. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и всё напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.Княжна Мери видела всё это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Когда Грушницкий перестаёт играть роль романтического героя, он производит гораздо лучшее впечатление на окружающих.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Грушницкий имеет славу храбреца, но это напускная смелость, бравада, а не истинное бесстрашие.

«Грушницкий слывёт отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня; вероятно, поэтому Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облечении…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Грушницкий — человек небольшого ума, глупый, неспособный просчитать свои ходы наперёд.

««Ты глуп», — хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

«Ты дурак! — сказал он Грушницкому довольно громко…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Дурак же ты, братец, — сказал он, — пошлый дурак!»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Грушницкий — весьма амбициозный молодой человек, который стремится побыстрее заработать чины и укрепиться в светском обществе. Пренебрежение знати его угнетает.

«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Другое дело, если б я носил эполеты…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Повышение по службе становится радостным и долгожданным событием для Грушницкого, который благодаря офицерским эполетам намеревается ещё больше кружить головы дамам.

«Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

«…сколько надежд придали мне эти эполеты… О, эполеты, эполеты! ваши звёздочки, путеводительные звёздочки… Нет! я теперь совершенно счастлив…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий много внимания уделяет своему внешнему виду, одежде, с помощью которой намеревается покорять женские сердца.

«…ни за что не покажусь княжне, пока не готов будет мундир…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

«Грушницкий пришёл ко мне в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу.
— Наконец я буду с нею танцевать целый вечер… Вот наговорюсь! — прибавил он».
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 4-го июня

«— Пойдём на бульвар…
— Ни за что, в этой гадкой шинели…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 4-го июня

«— Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?.. Ох, проклятый жид!.. как под мышками? режет!.. Нет ли у тебя духов?
— Помилуй, чего тебе ещё? от тебя и так уж несёт розовой помадой…
— Ничего. Дай-ка сюда…
Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукава…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 5-го июня

Грушницкий восторженно относится к женщинам, которые служат источником его вдохновения.

«— Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, — сказал Грушницкий с негодованием…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…не хочу жениться, а компрометировать девушку не в моих правилах».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 12-го июня

«— Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Грушницкий — заложник собственных страстей. Он с лёгкостью влюбляется в княжну Мери, хотя их отношения изначально обречены в силу большой пропасти в социальном положении.

«…она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго её провожал…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Она сидела у окна. Грушницкий, дёрнув меня за руку, бросил на неё один из тех мутно-нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал её с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине. Она будет очень рада, потому что ей скучно…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая

«-Да я вовсе не имею претензии ей нравиться: я просто хочу познакомиться с приятным домом, и было бы очень смешно, если б я имел какие-нибудь надежды…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«Грушницкий, как тень, следует за княжной везде; их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит?.. Мать не обращает на это внимания, потому что он не жених».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 21-го мая

Для Грушницкого характерны сентиментальные порывы.

«Явно, что он влюблён, потому что стал ещё доверчивее прежнего; у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне показалось подозрительным… Я стал его рассматривать, и что же?.. мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом — число того дня, когда она подняла знаменитый стакан».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«Приезд его на Кавказ — также следствие его романтического фанатизма…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«…я мог видеть всё и отгадать по выражениям их лиц, что разговор был сентиментальный…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

«между ними начался какой-то сентиментальный разговор…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

Грушницкий способен быть слишком навязчивым в проявлении своих чувств.

«Грушницкий целый вечер преследовал княжну, танцевал или с нею, или вис-e-вис; он пожирал её глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упрёками. После третьей кадрили она его уж ненавидела».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 5-го июня

Грушницкий — самовлюблённый молодой человек, которым легко манипулировать.

«Грушницкий самодовольно улыбнулся.
— Какой вздор! — сказал он.
— Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена!
Он покраснел до ушей и надулся.
О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери»

«У Грушницкого растрёпанная прическа и отчаянный вид; он, кажется, в самом деле огорчён, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!..»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 6 июня

Грушницкий способен быть весьма фамильярным, если речь идёт о женщинах.

«Надобно заметить, что Грушницкий из тех людей, которые, говоря о женщине, с которой они едва знакомы, называют её моя Мери, моя Sophie, если она имела счастие им понравиться».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Грушницкий живёт не разумом, но сильными эмоциями, страстями. Он получает их, помимо прочего, во время игры в карты.

«— А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну… Послушай, пойдём лучше в ресторацию, там игра… мне нужны нынче сильные ощущения…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

В душе Грушницкого постоянно идёт борьба между совестью и самолюбием.

«Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать— и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

«Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«С тех пор как мы приехали, он в первый раз поднял на меня глаза; но во взгляде его было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«…я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Уязвлённое самолюбие Грушницкого толкает его на подлость — он распускает в городе грязные слухи о Мери и Печорине.

«Из слов его я заметил, что про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи: это Грушницкому даром не пройдёт!»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 7 июня

«— Грушницкий на него зол за то, что он отбил у него княжну, — сказал кто-то.
— Вот ещё что вздумали! Я, правда, немножко волочился за княжной, да и тотчас отстал, потому что не хочу жениться, а компрометировать девушку не в моих правилах…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 12-го июня

Подлость Грушницкого проявляется и в том, что на дуэли с Печориным дали противнику незаряженный пистолет.

«…разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей совести; но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. В эту минуту я не желал бы быть на его месте…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Печорин предоставляет Грушницкому моральный выбор: признаться в совершенной подлости или убить безоружного человека. Болезненное самолюбие не даёт Грушницкому признать своё коварство, и в итоге он оказывается убитым Печориным.

«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?..»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«— Грушницкий! — сказал я, — ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями…
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом ещё вился на краю обрыва».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Воспитание

Как и все образованные дворяне, Грушницкий прекрасно владеет французским языком.

«Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски:
— Mon cher, je hais les hommes pour ne pas les mepriser car autrement la vie serait une farce trop degoutante [Милый мой, я ненавижу людей, чтобы их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом (франц.)]».
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Получивший воспитание, традиционное для дворянских семейств, Грушницкий прекрасно знает правила хорошего тона и неукоснительно соблюдает их.

«…я говорил раза два с княжной, и более, но знаешь, как-то напрашиваться в дом неловко…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая

Отношения Грушницкого с другими персонажами

Печорин

Печорин, будучи отличным психологом, смог быстро разгадать суть Грушницкого. Между молодыми людьми нет привязанности, хотя они и считаются приятелями.

«Его цель — сделаться героем романа… Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

«Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

В глупом и самовлюблённом Грушницком скучающий Печорин видит свою следующую жертву, с которой можно безжалостно поиграть.

«— Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.
— Я предчувствую, — сказал доктор, — что бедный Грушницкий будет вашей жертвой…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая

Ослеплённый страстью, Грушницкий доверчиво обращается к Печорину как к человеку, имевшему большой опыт в общении с женщинами. Он просит о дружеском участии, ещё не подозревая, что Печорин играет им.

«— Послушай, — сказал Грушницкий очень важно, — пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем… Видишь: я её люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит… У меня есть до тебя просьба: ты будешь нынче у них вечером… обещай мне замечать всё; я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаённую нашу мысль, то не понимают самых ясных намёков… Вот хоть княжна: вчера её глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 23-го мая

Печорин настолько презирает Грушницкого, что считает его недостойным такого сильного чувства, как зависть.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе её не заслуживает».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 3-го июня

Известие о грязных сплетнях, которые стал распускать Грушницкий, злит Печорина — он намерен жестоко отомстить юнкеру.

«Из слов его я заметил, что про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи: это Грушницкому даром не пройдёт

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 7-го июня

«Берегись, господин Грушницкий! — говорил я, прохаживаясь взад и вперед по комнате. — Со мной этак не шутят. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!..»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 12-го июня

«Грушницкий мне не кланяется уж несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Всё это ему припомнится, когда нам придётся расплачиваться».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 15-го июня

Подлость Грушницкого, согласившегося подложить противнику незаряженный пистолет во время дуэли, не остаётся незамеченной. Печорин даёт ему шанс исправить свою ошибку, однако самолюбие Грушницкого настолько велико, что побеждает его нежелание признаться в подлости.

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей совести; но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. В эту минуту я не желал бы быть на его месте».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство — выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух!»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Гордыня и самолюбие Грушницкого пересиливают порядочность и здравый смысл. Ему проще умереть, чем признаться Печорину в совершённой подлости и раскаяться в своём поступке.

«— Грушницкий! — сказал я, — ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями…
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Мери

Мери, будучи княжной, считает ниже своего достоинства общаться с Грушницким, который не мог похвастать высокими чинами. Она готова оказать помощь раненому солдату, но общаться с ним, принять в свой круг — об этом не может быть и речи.

«В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и всё напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела всё это лучше меня.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что её маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить её, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго её провожал, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара…»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая

Нескрываемое восхищение Грушницкого и скука становятся причиной того, что княжна Мери обращает внимание на пылкого юнкера.

«Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал её с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине. Она будет очень рада, потому что ей скучно».

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая

«Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял, как солнце…»

Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 22-го мая

Для Мери становится разочарованием тот факт, что Грушницкий — обычный юнкер, а не разжалованный за дуэль офицер, как она представляла ранее.

«— Что ж? я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни!
— А разве он юнкер?.. — сказала она быстро и потом прибавила: — А я думала…
— Что вы думали?..
— Ничего!..»
Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 22-го мая

Подробная характеристика Мери.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Грушницкого вместе!

Биография

Грушницкий — молодой военнослужащий, чей возраст на момент повествования не превышает 21 года. Родом из небогатого дворянского семейства, чьё имение расположено где-то в глубинке России. Получил прекрасное воспитание и образование, традиционное для русского дворянства первой половины XIX века.

Пребывая в плену романтических фантазий, Грушницкий в звании юнкера отправился на Кавказ, где в одном из сражений получил ранение в ногу. Для восстановления здоровья отправился на воды в Пятигорск, где повстречал своего товарища по службе, Печорина.

Грушницкий, будучи натурой страстной и импульсивной, влюбился в красавицу-княжну Мери. Печорин, преследовавший свои личные цели, стал ухаживать за княжной, чем спровоцировал конфликт с Грушницким. Горячий юнкер, на днях получивший офицерские эполеты, не смог вынести такого унижения. Он принялся распускать грязные слухи о княжне и Печорине, за что был вызван на дуэль.

Грушницкий согласился на подлое предложение сослуживца оставить без патрона пистолет противника, однако об этом стало известно Печорину. Оскорблённый Печорин не простил подобного коварства старому приятелю и застрелил его на дуэли.

Образ Грушницкого

Грушницкий — натура романтическая, страстная, склонная к драматизации. Очень любит находиться в центре внимания, демонстрируя при этом не подлинную свою натуру, а маску героя пошлого романа.

Отличительная черта Грушницкого — фразёрство. Он любит говорить длинными, красивыми, пышными фразами, за которыми, по сути, ничего стоит. Внешний лоск он ценит куда больше содержимого и в общении буквально погружает собеседника в пучину своих витиеватых речей.

Грушницкий полностью зациклен на собственной персоне и потому плохо разбирается в людях, психологии человеческих взаимоотношений. Он становится лёгкой жертвой манипуляций Печорина, так как отличается болезненным самолюбием и тщеславием. Глупый, самодовольный Грушницкий не замечает ни иронии, ни презрения со стороны Печорина, однако моментально реагирует на известие о его романе с княжной.

В этот момент в Грушницкий демонстрирует тёмные стороны своей души. Он самым подлым образом распространяет слухи о княжне, а затем соглашается оставить пистолет Печорина незаряженным во время дуэли. И даже в самую решительную, судьбоносную минуту самолюбие не позволяет Грушницкому признать свою вину и раскаяться, что влечёт за собой трагическую гибель.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» все второстепенные персонажи призваны раскрыть сложную, многогранную личность главного героя, Григория Александровича Печорина. Не стал исключением и молоденький юнкер Грушницкий: черты его характера, отношение к людям, к любви оказались во многом созвучны Печорину.

Жизнь Грушницкого обрывается самым трагическим образом. Но виной тому не внешние обстоятельства, а та цепочка подлых поступков, что были обусловлены его характером. Краткий анализ роли героя в произведении, его цитатная характеристика позволят лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

С Грушницким читатель впервые столкнется в главе под названием «Княжна Мери». Грушницкий второстепенный персонаж романа, позволяющий оттенить многогранный характер главного героя Печорина Григория Александровича. Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» покажут его как человека подлого, низкого. Мечтая стать героем романа, он добился одного, заставил себя ненавидеть и презирать.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Характер

Воспитан. Образован. Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин. Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый. Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный. Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр. Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Грушницкий зеркальное отражение Печорина

Печорин видел в Грушницком свое отражение и это сходство ему определенно не нравилось. Оба любят играть с людьми, устанавливая свои правила и не думая, как игра отразиться на их жизни впоследствии. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но отличавшееся особой жесткостью и наплевательством к другим людям. Оба эгоистичны и дерзки.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

Краткое содержание

Анализ главы «Бэла»

Анализ главы «Максим Максимыч»

Анализ главы «Тамань»

Анализ главы «Княжна Мэри»

Анализ главы «Фаталист»

Статья Белинского о романе (кратко)

Цитаты из романа

История создания

В чем противоречивость характера Печорина?

Образ и характеристика Печорина

Образ и характеристика Максима Максимыча

Образ и характеристика Грушницкого

Образ и характеристика Веры

Образ и характеристика Бэлы

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера

Отношения Печорина и Бэлы

Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Взаимоотношения Печорина и Мэри

Женские образы в романе

Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…

— Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.
— Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

Мы вышли вместе с Грушницким; на улице он взял меня под руку и после долгого молчания сказал:
— Ну, что?
«Ты глуп», — хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами.

На все есть манера; многое не говорится, а отгадывается…

— Ну зачем подавать надежды?
— А зачем же ты… надеялся?

— Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной?
— Где нам, дуракам, чай пить…

Образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» позволяет раскрыть черты характера Григория Печорина. Портреты персонажей создаются на основе описания их диалогов и соперничества за внимание дамы, а также дуэли, в результате которой закончилась жизнь одного из них. С этим второстепенным, но не менее важным героем книги читатель знакомится в главе «Княжна Мери».

Оглавление:

  • Описание и модель поведения юноши
  • Основные черты характера
  • Общие качества Печорина и Грушницкого

Роман «Герой нашего времени»

Описание и модель поведения юноши

В произведении Грушницкий предстаёт без имени и отчества, чем автор как бы переносит представление о нём на всю молодёжь. Внешне герой довольно приятен: носит усы, лёгкие завитки волос придают его смуглому лицу некоторую поэтическую романтичность. Парню всего двадцать один год, но выглядит он на несколько лет старше, чем очень гордится.

С Печориным первый раз герой повстречался в действующем отряде, где в звании юнкера получил ранение в ногу. Спустя некоторое время встреча товарищей произошла на лечении в Пятигорске. Описание характера и поступков Грушницкого читатель получает от главного персонажа, который практически сразу раскрывает все основные черты своего товарища. Кратко портрет юнкера можно описать несколькими словами:

Образ Грушницкого

  • франт (для создания должного образа носит потрёпанную старую солдатскую шинель, а также имеет различные модные привычки);
  • создаёт облик мученика (для произведения эффекта на дам сильно хромает и тщательно строит гримасы боли в нужные моменты);
  • «обижен жизнью» (настолько часто жалуется на несправедливость и неудачи, что начинает сам верить в обречённость, испытывать какие-то страдания);
  • обладает высокопарным слогом и хорошо начитан;
  • притворяется возвышенной личностью, что успешно действует на романтично настроенных барышень;
  • избегает нести ответственность за сказанное или сделанное.

Из этой характеристики видно, что персонаж создал некую маску страдальца, благодаря которой на женщин он производит эффект героя из их любимых романов — прекрасный благородный офицер, разжалованный в простые солдаты за честную дуэль.

Такой способ заполучить внимание и восхищение прекрасных особ оказался знакомым и испробованным не только Грушницким, но и Печориным. Именно на этом между ними начинается некое соперничество — кто лучше достиг мастерства управления людьми.

Основные черты характера

Понять тайный смысл поступков персонажей помогает характеристика Грушницкого. Во время диалогов и соперничества героев раскрываются самые низменные качества обоих персонажей. Юнкер отличается целым списком негативных черт:

Черты характера черты характера

  • притворство (Грушницкий совершенно забывает о своей хромоте, когда начинается соперничество с Печориным);
  • лживость (всеми способами пытается создать образ мученика, дабы вызвать сострадание и восхищение);
  • мстительность (после изменения отношения Мери начинает распускать о ней оскорбляющие слухи, участвует в нечестной дуэли);
  • самодовольство (настолько был уверен в своём превосходстве, что даже не замечал насмешек товарища);
  • коварство (попытка обмануть бывшего товарища для установления превосходства над ним);
  • подлость;
  • неспособность слушать людей и разбираться в них (в споре при возможности разговаривает длинными фразами, только скользь имеющими отношение к сказанному ему, на самом деле просто продолжает собственную речь).

Автор показывает, что, несмотря на привлекательную внешность, образованность и воспитанность, человек может оказаться подлым, самовлюблённым позёром, которого интересуют только женщины. При первом разговоре с Печориным Грушницкий описывает своё лечение как скучное и невыносимое, поскольку все местные дамы ужасно одеваются и не умеют общаться на французском. Только одна юная особа способна скрасить его невзрачную жизнь.

Так становится ясно, что интерес к Мери у Грушницкого появился вовсе не из высоких чувств, а просто от скуки и желания внимания, возможности хорошо провести время. В конце главы герой сознаётся, что совершенно не планировал жениться или вести серьёзные отношения с этой девушкой.

Для создания должного впечатления он использует свой опробованный способ — выставить себя мучеником и путём жалости заполучить благосклонность Мери. На удивление, поначалу у него всё складывается удачно, Грушницкий знает толк в завоевании юных сердец. Вскоре княжна предпочитает в основном его общество, но всё меняется, когда в дело вступает Печорин.

Григорий Александрович также использует различные методы, среди которых тоже есть давление на жалость и обман. В итоге княжна теряет интерес к Грушницкому, что очень сильно задевает самолюбие юноши.

Печорин и Мери

В этот момент Грушницкий получает звание офицера. Он решается отступить от своего привычного образа и снимает солдатскую шинель, чтобы явиться возлюбленной в новом одеянии. Однако все предпринимаемые им действия имеют противоположный эффект. Кроме того, Печорин использует навязчивость Грушницкого, чтобы укрепить свою власть над Мери.

Впрочем, главный герой затеял своей спектакль из-за скуки. В конечном счёте его поведение привело к посрамлению и болезни княжны, а также к смерти бывшего друга. Григорий Александрович сам не понимает, почему ему так важно заполучить эту девушку. Но Печорин отдаёт себе отчёт в том, что здесь, скорее всего, виновато его желание обладать таким юным и прекрасным созданием.

Соперничество, проигрыш в пари и унижение, полученное от Печорина в присутствии Мери, настолько задевают самолюбие Грушницкого, что он думает только о мести девушке и обошедшему его сослуживцу. Сцена дуэли также показывает, сколько самолюбия у Грушницкого. Даже перед лицом неизбежной смерти он не уступает Печорину и не сознаётся в клевете против отвергшей его возлюбленной.

Общие качества Печорина и Грушницкого

Общие качества Печорина и Грушницкого

Образ юнкера содержит в себе все отрицательные черты, которыми в той или иной степени обладает главный герой. Глава «Княжна Мери» позволяет раскрыть характерные качества Печорина благодаря созданию такого любовного треугольника. Как и Грушницкий, он из-за своего эгоизма и самовлюблённости не задумывается о последствиях и «играет с людьми» ради развлечения, поскольку для него это единственное средство спасения от скуки. Такие поступки жестоки по отношению к ничего не подозревающим жертвам.

Печорин и сам видел, насколько они похожи с Грушницким. Эта общность и настраивала, и злила главного героя. Оба героя понимали, что не могут больше жить вдвоём на этом свете — должен остаться только кто-то один. Дуэль и смерть одного из них была неизбежна.

Возможно, именно поэтому после успеха Печорин не чувствует торжества и поспешно отворачивается от окровавленного изуродованного тела товарища, как бы боясь увидеть в нём себя.

На протяжении романа «Герой нашего времени» Лермонтов показывает, что создание образа, никак не связанного с человеком, есть глупый и презренный поступок. Михаил Юрьевич демонстрирует, что многие люди настолько безответственны, что видят виноватыми кого угодно, только не себя. В современном обществе не задумываются над собственными поступками и не хотят признавать свою вину в происходящем. Более того, люди предпочитают скрываться за кропотливо созданными масками, не показывающими их истинные черты не только окружающим, но и даже своему владельцу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова о танце румба
  • Лучшие цитаты из фильма форрест гамп
  • Сказ левша озаглавить главы цитатами из текста
  • Характеристика ивана флягина с цитатами очарованный странник
  • Платон философ его цитаты