Что такое духовно нравственные идеалы в пословицах и поговорках

Русские пословицы и поговорки являются жанром фольклора, а это означает, что они уже многие века передают из поколения в поколение всю мудрость, жизненный опыт и нравственные идеалы русского народа. Давайте же рассмотрим, какие духовно-нравственные идеалы отражены в пословицах и поговорках, сохранившихся до наших дней.

 Вернуть оригинал

В пословицах про терпение и труд, учащих нас не лениться, передано трудолюбие, выносливость и усердность русского народа («терпение и труд всё перетрут», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.д.); пословицы и поговорки про дружбу («дружба – сила», «старый друг лучше новых двух» и т.д.), показывают её ценность и учат нас дорожить настоящим другом; про то, что нужно беречь время и не тратить его попусту, говорят пословицы и поговорки про время («делу время – потехе час», «время дороже золота» и т.д.). Пословицы и поговорки о щедрости русского народа отражают его простодушие и взаимопомощь («худо тому, кто не делает добра никому», «русский без родни не живёт» и т.д.). Воспитанность, духовность и честность народа отражается в пословицах про нравственность («честные глаза вбок не глядят», «правда уши греет» и т.д.). В пословицах и поговорках о Родине («Родина-мать, умей за неё постоять», «Родину головой оберегает» и т.д.) выражается любовь русских к Родине, неразрывную связь с ней, их патриотизм. В пословицах и поговорках отражён опыт народа, его духовно-нравственные идеалы и ценности. Они показывают народных характер и его облик.

 Вернуть оригинал

Оценка: 5

(223 слова)

Скачать ответ

Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Автор: Максимова Нелля Алексеевна

Организация: МБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида»

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников

           Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

 — личностная культура

 — социальная культура

 — семейная культура

  Именно уроки русского языка и литературы благоприятны для работы в этих направлениях. 

Учитывая специфику нашей школы, я хотела бы в своем выступлении обратить внимание на  изучение пословиц и поговорок  в качестве средства воспитания нравственности на своих уроках.

   Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми педагогических целях, воспитательной работе, справедливо считали пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы  имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму.

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – доброта, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Доброта  есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.

(Возьмите любую пословицу – это своеобразная педагогическая миниатюр).

           Пословица – это мини-текст, представляющий собой уникальный экспериментальный материал. Мир пословиц неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов. Анализ учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. И все же она проходит в школе эпизодически и часто формально – в результате умение понимать мини-текст не всегда формируется. Выполняя грамматические задания с пословицами, учащиеся остаются на низком понимании  мини-текста. Акцентирование внимания на лексико-грамматических особенностях пословицы не приближает к пониманию общего смысла, не способствует его переносу на другие тексты или жизненные ситуации.

   Фонд  пословиц очень богат. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей:

  1. Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.

Предложения

Пословицы или поговорки

Учись всю жизнь.

Век живи, век учись.

Беречь время.

Делу время – потехе час.

Разумно жить – минутой дорожить.

Береги здоровье.

Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Больной и сам не свой.

Не болтай.

Держи язык за зубами.

Будь гостеприимным.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Гостю почёт, а хозяину честь.

Не торопись, делай всё аккуратно.

Делано наспех, делано насмех.

Поспешишь, людей насмешишь.

Держи слово.

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Не завидуй другим.

Завидущи глаза не знают стыда.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься.

Ссора до добра не доведёт.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца.

Сделал дело – гуляй смело.

Не верь началу – верь концу.

   2. Закончи пословицу.

        Терпение и труд …              всё перетрут.

        Дело мастера …                       боится.

        С волками жить…                по волчьи выть.

        Яблоко от яблони …            недалеко падает.

        Грамоте учиться …              всегда пригодится.

        Худой мир …                        лучше доброй ссоры.

        На безрыбье …                      и рак рыба.

        Один в поле …                      не воин.

        Ученье свет …                       а неученье – тьма.

         Что посеешь…                      то и пожнёшь.

         Шила в мешке …                  не утаишь.

  1.     Составь пословицу правильно.

              1. Едешь на день,                                   а сам не плошай.                                       

         2.Заставь дурака молиться,                 а всё молока от него не добиться.

              3. Чужую беду руками разведу,           а худая сама бежит.                       

              4. Как с быком не биться,                     он и лоб расшибёт                         

               5. На бога надейся,                                хлеба бери на неделю.                  

               6. Добрая слава лежит,                        а к своей ума не приложу.           

  1.  Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.

         Один с сошкой – семеро с ложкой.

         Семеро одного не ждут.

         Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

         В одном пере и птица не родится.

         Где два, там не один.

         Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

         Один, да дорог, не надобно и сорок.

         Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

         За семь вёрст киселя хлебать.

          Седьмая вода на киселе.

          Сто голов, сто умов.

          Семеро по лавкам.

          Семь раз отмерь, один раз отрежь.

          Один воин тысячи водит.

          Один волк гоняет овец полк.

           Весна да осень – на дню погод восемь.

  1. Закончи пословицу или поговорку.

           Терпение и труд …   всё перетрут.

           Дело мастера…         боится.

           С волками жить…     по волчьи выть.

           Яблоко от яблони…  недалеко падает.

            Грамоте учиться…   всегда пригодится.

            Худой мир…             лучше доброй ссоры.

            На безрыбье…           и рак рыба.

            Один в поле…           не воин.

            Ученье — свет…          а неученье — тьма.

            Что посеешь…           то и пожнёшь.

             Шила в мешке…          не утаишь.

  1. «Путаница». Буквы внутри каждого слова перепутаны, вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицу или поговорку. 

  Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)  

  Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)

  Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)

  Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)

  Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)

  У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)

  Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.

 6.  «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.

   Баба с возу, а хомут найдётся.

   Беды мучат, а руки делают.

   Без труда не накинешь платок.

   На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

   Глаза страшатся, да уму учат.

   Была бы шея – кобыле легче.

  1.  Какой пословицей можно озаглавить ситуации.

Ситуация №1.

    Лентяй: Не довольно ли учиться?

                  Не пора ли порезвиться?

    Добросовестный ученик:

                    Нет, дружочек, нет.

                    Теперь мне гулянье не впрок.

                    Дай прежде окончу урок.

           (Кончил дело – гуляй смело.  Делу – время, потехе – час.)

Ситуация №2.

Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.

  • Это случайно, — оправдывалась она.

           (Что посеешь, то и пожнёшь.)

Ситуация №3.

Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.

  • Вот ещё, — возмутился Валерий, — буду я возиться!

            (Любишь кататься, люби и саночки возить.)

Ситуация №4.

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».

Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не  то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.

              (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

  1.  Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки. Объяснить их значение.

 Что без труда мечта мертва;

 Что дело мастера боится;

 Что жизнь дана нам для добра;

 Что друг не тот, кто мёдом мажет,

  А тот, кто правду прямо скажет;

  Что долог день до вечера,

  Коли делать нечего;

  Что сам себя лишь тот погубит,

  Кто других совсем не любит?

  Где растяпа да тетеря,

  Там не прибыль, а потеря.

  И, конечно, без труда

  Не вытащишь и рыбку из пруда.

  Помни! Тот, кто хочет много знать,

  Тот не должен долго спать.

  Согласитесь: лень и плут

   До добра не доведут.               (10 пословиц)

  1.  Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).

Новых

друзей

наживай,

а

старых

не

забывай.

Чего

себе

не

хочешь,

того

и

другому

не

делай

  1.  В кроссворде зашифрована пословица.

1

2

3

4

  1. Назовите длиннохвостую мышеловку. (Кошка)
  2. Назовите один из предметов детских развлечений. (Игрушка)
  3. Маленькая серая плутовка. (Мышка)
  4. Следы печали на лице. (Слёзы)

                         (Кошке – игрушки, мышке – слёзы.)

10.  Пословицы и поговорки на заданную тему.

Ученье.

Учи других — и сам поймёшь.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи – век учись.

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.

Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.

Знание лучшее богатство.

Знание – сила.

Не кичись, а учись.

Пословица, поговорка.

Голая речь – не пословица.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На рынке пословицы не купишь.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Красна речь пословицей.

На всякого Егорку есть поговорка.

Дружба.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познаётся в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдёшь —  береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит.

Поделись, да не подерись.

Дружба и братство дороже богатства.

Друзья познаются в беде.

помогай другу везде. не оставляй его в беде.

Труд.

Без труда нет плода.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Без работы и печь холодна.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без дела жить, только небо коптить.

Праздность – мать порока.

Всякое уменье трудом даётся.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Не работы бойся, пусть она тебя боится.

Не печь кормит, а руки.

Терпение и труд всё перетрут.

Играть – играй, да дело знай.

Поспешишь – людей насмешишь.

Каков мастер, таково и дело.

Не будет скуки, если заняты руки.

Природа.

Весною дождь растит, а осенью гноит.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Январь – году начало, а зиме – середина.

Февраль богат снегом, а апрель водой.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Что летом родится, зимой пригодится.

10.  Пословицы на заданные звуки и буквы.

А – Азбука к мудрости ступенька.

У – Ученье – путь к уменью.

       Учить – ум точить.

       Кто любит науки, тот не знает скуки.

     О – Слово пуще стрелы разит.

            Слово давать, так слово держать.

Чтобы научить детей правильно применять пословицы и поговорки, полезно предлагать им такие вопросы: «О ком можно сказать: «Мал золотник, да дорог?», когда так говорят: «Глаза боятся, а руки делают?», кому мы напомним: «Тише едешь, дальше будешь?»» и т.п.

Подробнее остановимся на разнообразных видах работ с использованием пословичного материала.

1.Разъяснение смысла предложенных пословиц.

2.Иллюстрирование пословиц.

3.Инсценирование пословицы. Группа учащихся показывают заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. Остальные учащиеся отгадывают ее.

4.Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.

5.Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о дружбе, о труде…).

6.Сочинение по пословице. Вот примерный текст сочинения.

                            Семь раз отмерь, один раз отрежь

Когда я делаю уроки, сначала выполняю задание в черновике. Потом мама проверяет, и я переписываю в чистовик. Мама всегда говорит мне, чтобы я обязательно проверила упражнение в чистовике. Но я ленюсь и не проверяю. Поэтому учительница в моей работе находит ошибки. Если бы я проверяла и в чистовике, то у меня всегда были бы отличные оценки.

7.Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним: а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц; б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

8.Игра “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

9. Игра “Кто больше?” За определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.

10.Игра «Найди лишнюю пословицу».

 1.Хвастать – не косить, спина не болит.

 2.Не спеши языком – торопись делом.

 3.Язык до Киева доведет.

 4.От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу. А при более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.

11. Игра «Найди пару». Нужно сгруппировать пословицы по смыслу.

1.  Кто  грамоте обучен, тому не пропасть.

2. Руби дерево по себе.

3. Знание никому не в тягость.

4. Без корня и полынь не растет.

5. По Сеньке и шапка.

6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

12. Перевод с русского на русский. «Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное положение: Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

13. Вспомнить, как называют в народе такого человека.

Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).

14. Отгадать пословицу по двум словам.

       Дело — безделье

       Дело — потеха

       Дружба – служба

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

В заключение привести пример с работами детей.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ

КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.

 Считая труд основным фактором физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ — это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашел работающих, — кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).

В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «У кого умелые руки, тот и мед ест».

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином — протрезвится, пьяный казной — никогда», «Работающему в поле пахарю — толокно, сидящему на меже хозяину — сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо — оно сын хлеба», «Знанье и труд — близнецы», «Рабство — вниз, наука — вверх», «В надежде на хлеб — ума не бросай».

Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить — и двор кривой», «Корову доил — молоко не сберег, рукав латал — шубу сжег», «Не управился с быком — так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.

Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе, так и отрицательное. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих

её смысл:

Семь раз примерь, один раз отрежь.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей. Формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться.

Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.     

Опубликовано: 18.03.2016

 Духовная
мудрость народных пословиц.               

Пословица- это народная мудрость в которой сказался весь
жизненный опыт наших предков. Когда мы читаем пословицы, то, видно что люди
создавшие их были очень творческими, наблюдательными и остроумными. Очень жаль,
что в сегодняшнем мире почти никто не нуждается в них и пользуется этим
богатством. Их употребление делает нашу речь более красочной и эмоциональной!
Пословицы исполнены глубокого смысла. В них отразился дух русского народа и его
глубокая вера, смирение, его любовь к труду.

Русские народные пословицы –
это наше сокровище , наше национальное богатство , наше достояние.Их
глубочайшая уснность заключается и в содержании , и в совершенстве
художественной формы. У разных народов сложились свои пословицы и поговорки, в
которых отобразился их многовековой жизненный опыт.русские народные пословицы
особенно выделяются нам, что содержат в себе не просто мудрость народную , но
еще и мудрость духовную.Пятый  год я  учусь в православной школе, у нас было и
есть много в церкви дисциплин , на которых мы изучаем святых , и их житие ,
читаем поучения святых отцов .

Удивительно, но русские
народные пословицы во многом перекликаются и со с творениями  святых отцов .

Прежде всего в пословицах
отразилась глубочайшая вера в Бога : «Без Бога не до порога », «С верой нигде
не пропадешь », «Как ни живи , только Бога не гневи », «С Бога начинай с
Господом кончай ».

Вся жизнь русского человека –
это служение Богу :«жить Богу служить »,» жизнь дана на добрые дела»

Служение Богу невозможно без
молитвы. Потому русские пословицы призывают нас к молитве непрестанной: «Свет в
храмине от свечи , а в душе от молитвы » , « С молитвою в устах , с работаю в руках
».

Главное количество русского
человека – доброта , милосердие : «Не хвались серебром, хвались добром »,
«торопись на доброе дело, а худое само приспеет» , «пост приводит к вратам рая,
а милостыня отворяет их», « Не строй церкви , пристрой сироту », «одной рукой
собирай , другой раздавай » , «Лучше дать, нежели взять ».

По словам епископа Александра «в них больше, чем в
пословицах других народов. Запечатлелся христианский дух и христианское
понимание жизни. В кратких и метких изречениях русские пословицы говорят, что
следует строить свою жизнь на вере в Бога. На уважении к человеку, на любви к
правде, на честности и умерености. Многие  из этих пословиц  отличаются 
исключительной духовной глубиной, правдивостью, меткостью и художественной
выразительности.

Русский человек не гонится за богатством , для него
главное то,что внутри , т.е в душе , внутренний человек «лучше убожество с
добром ,чем нежели богатство с грехом», «хлопочи не о прибыли , а о добром
имени », «лучше быть бедняком , чем разбогатеть со грехом».

Прямо по Евангелию наши пословицы предостерегают нас
от внешней праведности: «Глаза лучистые , да мысли нечистые », «речами тих, да
сердцем лих» , « на глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен»,
«видом пышный , нутром никудышный», «

Как самые мудрые старцы , православные пословицы
призывают заботиться о добродетелях и избегать страстей и пороков .Вот как они
предохраняют нас от зависти ,злопамятства :«тому тяжело , кто помнит зло » , «
завистливое око видит далеко»,«завидлив бывает обидлив » . лести и лжи : «
Лесть да месть дружны »,  «мягко стелет да жестко спать », «  в глаза не льсти
, а за глаза не брани» , « на языке мед, а под языком лед».

А как доходчиво говорят об опасности похвалы: «лучше
умная хула ,чем дурацкая похвала » ,« где похвала ,там и хула », « речи
хвалебные ,что воды лечебные :и лечат и калечат » , « хваленого берегись пуще
хаянного » , не правды и лжи : «ложь Ж.что мелкая монета : на нее долго не
проживешь », «что лживо, то и гнило» , « ложь злодею нужна .а правда миру люба»
, « лучше горькая правда , красивая ложь» , «  неправдой свет пройдешь ,да
назад не воротишься »,  «лихо тому ,кто неправду творит кому», как призывают к
правде : « не в силе Бог ,а в правде » , « кто правду хранит , того Бог
наградит ».

Подобно святым отцам пословица учит беречься от гнева
: « гнев – плохой советник », « когда гнев впереди , ум- позади» ,« если нрав
горяч, жди неудач» , « кто в нраве крут , тот никому не друг» ,« кто собою не
управит , тот и другого на разум не наставит», « кто за  пустяк готов сердиться
,тот в судьи не годится» , от лжи : «молодому врать вредно , а старому
непотребно» , и клеветы « клевета-что уголь : не обожжет ,так замарает»

Но ,  пожалуй, больше всего пословицы предостерегают
нас от осуждения, призывают внимательно следить за языком : « Большой
секрет-знает весь свет», « хорошее смолчится , а худое разгласится»,  «сказал
другу, а пошло по кругу» ,«скажешь курице, а она всей улице», « посмотри, сова,
сама , какова», « хороша веревка длинная , а речь короткая», « слово серебро –а
молчание золото», « слово не воробей : вылетит не- поймаешь», « держи кулак в
кармане , а язык на аркане», « в долгих речах и короткого толка нет» , « в рот,
закрытый глухо , не влетит муха» , « к молчаливому не придерешься», « коротко
да ясно , оттого и  прекрасно», « бойся Всевышнего , не говори лишнего» , «
лучше недоговорить , чем переговорить», « свой язык-первый супостат» ,« язык
мой –враг мой», «

Скорби, испытания и беды в православных пословицах
–наши учителя! « то золото не золото , что не было под молотом» , « нет худа
без добра» ,  « где нет борьбы , там нет победы»,  « из счастья и горя куется
воля»,  «беда да мука тоже наука»,  « незрел виноград- невкусен, млад человек
–неискусен» .

Пословицы не осуждают оступившихся : « добрый разум
наживают не разом», « на ошибках учатся», « грех сладок , а человек падок» ,
поскольку « Один Бог без греха» знают ,что  « ангел помогает, а бес
подстерегает», и утешают « ошибся , что ушибся ,- вперед наука», « упавшего не
считай за пропавшего»

Самое главное- по пословицам – искренне покаяться : «
ошибайся , да сознавайся», « и конь спотыкается , да поправляется»,« признание
– половина исправления»,« умел грешить –умей каяться» ,«кайся , да опять за то
не принимайся» ,« повиниться –что Богу помолиться»

Как в Священном писание , в русских пословицах
отвергается гордость и славится смирение : « лучше дурак с кротостью , чем
умный с гордостью» ,«кто похвалится , тот спохватится»,« умный смиряется ,
глупый надувается», « лучше в обиде быть , чем в обидчиках» . И как в Священном
писании , высшая добродетель- любовь , выше достоинство – простота смиренная !
: « любви золотом не купишь» ,«  ум истиной просветляется , сердце любовью
согревается»,« любовь- кольцо , а у кольца нет конца» , «простота, чистота ,
правота- наилучшая лепота» «в простых сердцах Бог почивает»

А если по –настоящему покаялся и жил по совести, то
смерть не страшна : «на одного человека не дается два века», « двух смертей не
видать,а одной не миновать»

Нужно жить и радоваться . А как жить? Пословицы
подсказывают : « где лад, там и клад» ,« где лад, там и клад» ,« доброе
братство милее богатства» « хвалят- не гордись , учат- не сердись» , «не плюй в
колодец – пригодится воды напиться», «поспешишь- людей насмешишь» 2 кто живет
тихо , тот не увидит лиха», « не трись возле сажи , сам замараешься»  , « что
посеешь , то и пожнешь»  Некоторые пословицы просто перекликаются с заповедями
: «денежка чужая твой рубль сожжет», «кто родителей почитает, тот вовеки не
погибает».Некоторые изрекают наставления – предупреждения :  « под лежачий
камень вода не течет» , « терпение и труд все перетрут» , «занятого человека и
грусть –тоска не берет» , « сделал дело –гуляй смело», «умеренность – мать
здоровья» , « долг платежом красен»

И,  конечно, пословицы учат не унывать , а все
упование возложить на Бога : «В беде не унывай. На Бога уповай», «Лучше без
одежды. Чем без надежды».

И создатели , и читатели , слушатели пословиц твердо
знают : «истинно могут тот, кто побеждает самого себя» .

А побеждать себя нужно потому что , что «Бог терпел и
нам велел» и потому что « за терпение есть спасение».К этому- то спасению души
и ведут нашего человека мудрейшие из мудрейших русские пословицы.

Когда я внимательно стала читать русские пословицы,то
поняла, что совсем не случайно наш народ называют народом – Богоносцем : все
проникнуто Богом, все зовет к Богу, все ведет к ,Богу.

И нельзя не согласиться с
епископом Александром , составителем сборника  «хр.дух в народных пословицах»
пишет : « предельная простота , краткость , ясность , меткость сравнений , изумительная
красота определений со всей очевидностью передают богатство души русского
народа, проникнутого верой в Бога. Такие пословицы следует беречь и изучать как
драгоценный памятник творчества народа – Богоносца . Несмотря на истекшие
века,из этих пословиц не менее актуальны теперь , чем сотни лет назад . Это
потому , что в них, как и в библейских притчах, выражены вечные истины».

Пословицы и поговорки источник
воспитания духовно-нравственных
качеств старших дошкольников

Автор: Бойко Наталья Дмитриевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №104» комбинированного вида

Населенный пункт: Республика Мордовия, г.Саранск

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений: воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания, трудовое, экологическое и эстетическое воспитание.

Задача педагога — привлечь внимание детей к нравственным сторонам человека, направить их жизнь на проявление доброты, любви к Родине и близким через занятие интересным, важным и полезным делом в различных видах деятельности. В данном случае воспитатель является примером для детей не только своими действиями и поступками, но и речевыми высказываниями и оценками поступков окружающих.

Сухие наставления и постоянно повторяющиеся замечания: «Будь добр», «Не жадничай», «Будь аккуратен» и другие мало трогают душу малыша, становятся привычными для детей, а значит, и не имеют педагогического воздействия. На помощь педагогу приходят пословицы и поговорки – прекрасные средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа, а значит и нас, к тому или иному предмету или явлению. Следует отметить, что старший дошкольный возраст — это период, в котором прослеживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Именно поэтому вовремя сказанное мудрое слово закладывается в душу детей, запоминается надолго, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и при этом не звучит обидно.

Старинные пословицы и поговорки затрагивают все сферы человеческой жизни, не устаревают, становятся нужными и понятными в разных видах детской деятельности. Работая в духовно-нравственном направлении мы часто используем в своей работе данный вид фольклора о человеческих качествах и общечеловеческих ценностях.

Знакомство детей с поговорками и пословицами зависит от степени их иносказательности. Часть их не имеют переносного смысла и употребляются в любой момент. Например, собираясь на прогулку, напомнить детям об аккуратности пословицами «Поспешишь – людей насмешишь» или «Береги нос в большой мороз». Во время игровой деятельности могу быть уместны такие фольклорные обороты, как «Живи добрее, будешь всем милее», «Ищешь помощи — сам помогай»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, понятны детям без специального разъяснения и направляют их действия в правильное русло.

Другие имеют и прямой и переносный смысл, например, «Терпение и труд все перетрут» или «Дело мастера боится». Действительно, чтобы получить результат, необходимо проявить и терпение, и свои умения. Педагог может употребить такие пословицы и поговорки, когда хочется поддержать ребенка, направить его на получение результата и дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда.

Негативные проявления, детские ссоры, попытки доказать что-то силой имеют место в детском коллективе. Иногда ироничная и шутливая пословица позволяет смягчить ситуацию лучше, чем строгий выговор: «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи», «Сила – хорошо, а ум лучше», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, могут быть не понятны детям и требуют разъяснения: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», «Где сосна взросла, там она и красна»», «Лето — припасиха, зима – подбериха» и другие. Работа с такими речевыми оборотами требует от педагога дополнительной работы с детьми.

Предложив пословицу и поговорку, воспитатель предлагает осмыслить ее содержание, вспомнить, слышали ли ее дети ранее и когда ее можно употребить. Отметим, что стоит не только привлечь внимание дошкольников к необычным словам, но и воспитывать умение их объяснить. Тем самым, педагог расширяет словарный запас ребенка, развивает его логическое и образное мышление, а так же учит оценивать нравственные качества человека, анализировать поступки в соответствии с моральными и этическими нормами.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, нельзя обойтись без комментария путём сравнения — сопоставлять предмет или явления с другим. Можно предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» эпитеты – бревно, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.

Полезен и прием объяснения пословиц и поговорок при помощи подбора нескольких иллюстраций. Тем самым мы не только помогаем понять смысл, но и помогаем дошкольникам осознать их обобщённость, многозначность, расширить зрительное представление, творческое воображение.

Например, выясняя смысл пословицы «В лесу лес неровен, в миру – люди» можно раскрыть при помощи иллюстраций леса и людей.

— Посмотрите, какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют только названия.

— Чем похожи, чем отличаются эти деревья?

— Одно большое, другое маленькое. Одно красивое, другое – неказистое. Одно толстое, другое – тоненькое.

— Деревья в лесу разные. Люди тоже все разные, посмотрите у каждого своя внешность и свой характер. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

Для запоминания пословицы и поговорки, их отличия друг от друга, проводиться различные упражнения и игры. Например, «Угадай поговорку по картинке», «Договори пословицу», «Подбери подходящую пословицу» и другие. В речевом центре активности для старших дошкольников стоит предложить тематические книжки – малышки, с пословицами и поговорками для дошкольников.

Предложенные приемы и методы использования пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании способствуют формированию у детей интересу к окружающему, развивают детскую фантазию и словотворчество, и формируют такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к труду, любовь к Родине и семье.

Главная задача педагога — показать дошкольникам меткость, выразительность русского фольклора и помочь им использовать в своей речи красоту и мудрость народного слова.

Использованная литература:

1. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. – М. : Академия, 2013

2. Токмакова О.И. Методическая работа «Книга мудрых русских пословиц» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://shig-dsskaz.ru/vospitatelno-obrazovatelnaya-rabota/metodicheskaya-kopilka/198-kniga-poslovicz.html, свободный. — Загл. с экрана.

3. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. М.; Т.Ц. Сфера, 2018

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,0 КБ

Опубликовано: 03.11.2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ужасно красив слово
  • Самый красивые и нежные слова любимой девушке
  • Арабские пословицы о детях
  • Результат цитаты великих людей
  • Короткие крутые цитаты современные