Цитата про рисование песком

Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего. (Для большего количества детей рекомендуется использовать ящик размером 100×140×10 см.) Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Кстати, увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи. Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы. Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты), заборы и другие виды ограничений. Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материала для этой группы. Растительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их можно изготовить и собственными руками. Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря. Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн» – выставить на обозрение все фигурки и предметы. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия. Независимо от желания педагога дети, завороженные расставленными фигурками, могут совершенно бессознательно выбирать наиболее понравившиеся и уносить их с собой. Это одна из насущных проблем. Каждый из педагогов и психологов пытается решить ее по-своему. В частности, затруднить свободный доступ, устроить проверку на выходе и т. д. Будем рады узнать о вашем успешном опыте. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал входа. Ритуал входа   С точки зрения автора, этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также и при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка, Богиня песка, Песочная фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира.… Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортилы. Учитывая склонность современных детей старшего дошкольного возраста к ужастикам, полагаем возможным привлекать соответствующих тематике покемонов, бакуганов, трансформеров, биониклов и прочих монстров. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц. Уверена, что вы поняли: выбор персонажа ограничивается лишь вашей фантазией. Безусловно, данная фигурка представляется участникам процесса соответствующим образом украшенная и одетая. Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их: – песок не разбрасывать; – не сыпать; – не есть; – не разрушать постройки других; – не заливать всю песочницу водой; – не уносить игрушки. Учитывая негативное отношение дошкольников к частице «не», неспособность многих детей следовать правилам, предлагаем вам поработать над приветственным словом «песчаного персонажа» к детям. Обращение может быть как поэтическим, так и прозаическим. Вот несколько идей, любезно предоставленных Н. А. Зарубиной (см. таблицу). Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных. Однако в педагогической работе возможно все, и на случай, когда границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну». Для этих целей можно использовать любой темный непрозрачный платок, которым вы грациозно закроете пространство песочницы. Учитывая невероятно приятные ощущения от работы с песочком, которых они лишаются, дети начнут активно возмущаться. Как правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не будет допускать нарушения законов песочной страны. Для регулирования времени и поведения прекрасно подходит сюжет «День – ночь». В дневное время песочница открыта для деятельности, а на ночь она закрывается.    В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучить самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции. Предлагаю перед началом занятия завязать непринужденный диалог между хозяином страны и отдельными детьми, что позволит глубже погрузиться в сказочный сюжет, расслабит детей и – как следствие – обеспечит большую эффективность занятия. Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от целей занятия и ситуации. Некоторые педагоги предлагают дополнять ритуал входа музыкальным сопровождением. Мне кажется это чрезмерным, хотя, если подобное включение оправдано целями, наверное, будет способствовать поэтизации ритуала и придаст ему дополнительную эстетическую окраску. В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 мин. Основная часть   В этой части хотелось осветить возможности проведения занятий по различным проблемам развития речи как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детей с его нарушением. Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части. Развитие мелкой моторики   Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Тем не менее в ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Перечислим задания: – действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д.; – отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки с погон и т. д.). Причем первоначально предметы могут быть и довольно крупными, с учетом неразвитости детских пальчиков, например, каштаны, крупные пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных; – определенный предмет; – предметы с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы); – охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них; – еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неизменной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (пальцами). Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам – наиболее удобной. В любом случае после пользования ведущей рукой те же движения выполняются второй рукой. Это, безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей. Для разнообразия и развития эмоционально-волевых качеств можно практиковать движения различной интенсивности. Как вариант для детей старшего дошкольного возраста предлагается нарисовать ребром ладони или пальцем геометрические фигуры. Говоря о сенсорном развитии, мы предлагаем использовать второе дно, о котором упоминали выше. Здесь можно сказать о заданиях типа: «Сделай дорожку. Посмотри, какого она цвета? Поставь на свою дорожку машинку такого же цвета. А теперь поставь домик такого же цвета». Эти занятия подходят для детей младшего дошкольного возраста. В зависимости от задач занятия можно активно использовать речь. Например, подключать звукоподражание, выяснить, кто участники движения, определить цель. Формируя фразу, можно суммировать все ответы ребенка. Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагаем рисование на песке. Дорожки. Начинаем с простых прямых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности. Заборчики, которыми мы огораживаем все, что лежит в песочнице. Дожди. Еще одна возможность отработать вертикальные линии. Лесенки. Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии. Следы. Вы можете предлагать оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота или паучка или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных. Волны являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки». Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. В системе М. Монтессори есть упражнения по работе с песком. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки. Все зависит от поставленной задачи. Сравните: насыпь песок в банку ложкой и насыпь песок в банку как можно быстрее. Очень интересно наблюдать за поведением детей: кто-то старается как можно быстрее работать рукой или руками, а кто-то просто нагребает песок в банку одним движением. Как легко, оказывается, выявить самых креативных! Здесь же можно продолжить работу с шаблонами и контурами, но не обводить их пальцем, а насыпать песок на шаблон. Конечно же, в песочнице можно проводить закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Это в основном используется в работе с детьми, имеющими дизартрию или ДЦП. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения. Безусловным преимуществом является сомнительность результатов: ребенок, да и взрослый как бы не видят недостатков и таким образом создается ситуация успеха. Здесь же обращается внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке к школе таких ребят пока немного, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу. Хотелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка. Работа над фонетической стороной речи   Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом или воспитателем звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые педагогом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собрать в зоопарк (зоомагазин, лес и т. д.) только тех животных, в названии которых есть звук : слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка, орел, ласточка и т. д. Естественно, перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет. Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Чтобы не брать традиционную пару – , возьмем – . На «супервижн» выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы, шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры, опоссума, барсука, сокола и т. п. После обозрения дети должны разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером. Для разнообразия можно отправить детей в путешествие по миру в поисках животных или подбирать определенных животных для издания, например, Красной книги. Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука. Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В настоящее время разнообразие предметов широко представлено в дидактических наборах. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставочках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы. Работа над лексической стороной речи   Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице? Во-первых, конечно же, расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песчанка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие слова. Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (даже без учета использования приставок. Об этом – в следующем разделе). Для примера: сыпать, гладить, грести, превращать, мочить и т. п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый, зыбучий и т. д. В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов. Это актуально и для логопатов, и для детей с нормальным развитием. В-четвертых, работу по развитию лексической стороны речи можно успешно сочетать с развитием когнитивных процессов. В частности, с развитием операции классификации. Для этого надо включить в задание ситуацию выбора. Например, различные отделы в магазине или бутике, зоны пребывания животных или растений с соответствующими атрибутами и т. д. Активно отрабатываются родовидовые классификации, например, дикие и домашние животные. Песочница вполне подходит и для объяснения значения новых слов через моделирование ситуации, которая позволит понять их смысл. Для детей с нарушениями речи это очень актуально, поскольку вместо использования картинок, не всегда выразительных, или выискивания адекватных ситуаций в жизни или кинопродукции можно создать своеобразную демоверсию. Так, например, удалось объяснить значение слов «противник» и «напротив». Большое значение имеет активное участие самого ребенка в построении ситуации, которая лучше им понимается. Работа над грамматической стороной речи   Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом. Мы не разрабатывали и не изучали возможности понимания и использования грамматических категорий родного языка или связи слов в предложении. Очень удачен опыт показа значений префиксов (приставок) на примере действий с песком. Косвенно мы коснулись этой темы в предыдущем разделе. И действительно, демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, безусловно, будет лучше понято и усвоено. Нельзя забывать и о положительном примере сверстников, которые рядом выполняют необходимые или требуемые движения: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь и т. д. Для закрепления подойдут занятия, в которых дети смогут активизировать понимание и употребление предлогов. Конечно, наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции. Для детей с речевыми нарушениями можно модифицировать и предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т. д. Актуально также использование педагогической песочницы для изучения приставок аналогичным способом, в основе которого наглядность и активное участие в процессе. Песочница может стать стендом для создания ситуаций, выраженных предложением. Например, «Ежик несет яблоко» или «Растет елка», когда дети выполняют соответствующие действия. Работа над формированием

rzEzHCtXc

Песочная анимация — (рисование при помощи песка) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства — рисованию песком.

Песочная анимация становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Бесспорно преимущество рисования песком над традиционными средствами обучения и развития дошкольников с ОВЗ. А о том, как развито это направление в нашем городе, нам рассказала каменский педагог песочной анимации — Светлана Ники.

— Светлана, для начала давайте с вами познакомимся. Расскажите о себе и своём детстве.

— Родилась я в селе Улугушское Катайского района Курганской области. Мама до сих пор вспоминает смешной случай. Когда мне было около двух лет, я с родителями пришла в сельский клуб на просмотр фильма. Мной начали умиляться — «Ой, Светочка пришла». В ответ на это я строго заявила: «Не Светочка, а Светлана Сергеевна». (Смеётся — прим. ред.) В возрасте трёх лет с семьей переехали в Каменск-Уральский. На тот момент у меня уже была младшая сестрёнка. Разница в возрасте с ней — три года. С детства я проявляла качества педагога, играя с сестрой, подругами и друзьями в школу.

— Вы всегда мечтали быть педагогом?

— Вот, как раз-таки, именно с детства я уже испытывала интерес к профессии педагога. Мне нравилось рассказывать и показывать что-то новое, объяснять, общаться с людьми. Окончательно решила, что пойду в педагогический, когда наблюдала со стороны за таким непростым трудом учителя по русскому языку и литературе — Савченко Светланы Валерьевны, учась в двадцать первой школе. Это был необыкновенно интересный человек с собственным взглядом на мир, бьющей через край харизмой. Как бы мне хотелось сказать ей большое спасибо за пылкую влюбленность к её предметам и нескучной методике преподавания. Тогда я поняла, как нужны детям педагоги, увлечённые своим делом.

Это предопределило мой жизненный путь — я пошла в Каменск-Уральский педагогический колледж, где эстафету приняли не менее талантливые учителя. Спасибо им за понимание, за бесконечную любовь к своим студентам, за теплоту и душевность. Колледж для меня остался домом, где всегда весело, уютно и тепло. Это первый, ещё неуверенный шаг, в педагогическое будущее. Но со временем я поняла, что именно там рождаются люди, искренне любящие свою профессию.

— Расскажите о вашем пути в мир творчества.

— Закончив колледж, я, полная сил и знаний, твёрдо решила работать по профессии. В дипломе значилось — «Учитель русского языка и литературы». Но студенты предыдущего выпуска по той же специальности уже успешно работали в разных школах города. «Вакансий нет» — ответили мне в очередной раз. Я заметно сникла. И тогда меня робко спросили о том, умею ли я рисовать. А рисовать я, как раз-таки, очень любила и достаточно неплохо. На следующий день уже была принята учителем ИЗО. Мне это дело понравилось, но всё же, с первого места работы пришлось уйти. Затем я три года работала не по профессии. Потом вернулась в сферу образования воспитателем в детском саду. Было удобно, что на тот момент дали место в этом же садике для сына. Это был мой второй шаг в развитии педагогического мастерства. Но на тот момент о песочной анимации я даже не знала.

— Когда вы впервые загорелись желанием рисовать песком?

— Переломный момент случился пару лет назад (летом), когда необыкновенные песочные картины мне приснились. А их автором была я! На утро весьма удивилась и загрузила в поисковике то, что мне приснилось. В это же день я заказала световой стол, песок и принялась рисовать!

— Вы где-то проходили профессиональное обучение?

— Изначально училась онлайн, не расставаясь с песком. Отрабатывала навыки постоянно. Очень помогло то, что рисование для меня — это хобби, с которым я жила всегда. Если скучно — рисую, настроение отличное — прекрасный повод для вдохновения и создания новых рисунков. У меня нет специального художественного образования, но я закончила ни одни курсы по рисованию. Я вообще любитель учиться — совершенствовать свои знания, постигать новое. Затем я случайно натолкнулась на курсы художника песочной анимации и была поражена тем, что её техника рисования отличалась от тех педагогов, которые обучали меня до этого. Так я стала её студенткой. Школа песка стала необыкновенным толчком и движением вперёд в этом направлении. Знания, полученные мной на этом курсе являются уникальными авторскими разработками, новшеством в песочном направлении.

— Помните свои первые работы?

— Свои первые работы я помню с трудом, потому что начала обучаться и рисовать всё и сразу: пейзажи, лица, животных, предметы.

— В чём особенности рисования песком? Расскажите подробнее о процессе.

— Вот, наверное, и добрались до того, чем я очень люблю делиться.

Особенность такого рисования состоит в том, что оно волшебное! Световой стол, приглушённый свет, тематическая музыка, которая сопровождает этот процесс, необычные вспомогательные предметы и неожиданные техники рисование — всё это уже делает знакомство с песком привлекательным для детей и взрослых.

Кроме этого, работа на световом столе интересна и строится по-разному, исходя из целей: художественной, развивающей, терапевтической, творческой, игровой, релакса.

Отсюда различное использование световых столов и песка: различные техники рисования; нейрогимнастка; игры на песке; сказкотерапия; цветотерапия (когда рисуем разноцветным песком и выбираем любую подсветку стола, предусмотренную производителем); сочетание с музыкой; рисование вспомогательными предметами, когда изображение получается неожиданно эстетичным, нестандартным; создание песочных мультфильмов и роликов.

— В чём основные трудности вашей работы?

— Трудности? Немного странное слово для этого вида искусства. Даже не знаю… Наверное в том, что это не скетч-блокнот — путевые зарисовки не сделать. (Смеётся — прим. ред.) И ещё долгая работа за световым столом — это поистине труд, потому что многочасовое статическое положение тела ведёт к тому, что устают мышцы спины (если сидишь и работаешь в наклон) и ноги, если стоишь.

— Как справляетесь с особо капризными ребятами?

— Так как я работаю с детьми, то однозначно могу сказать, что несформировавшаяся психика, любые перемены, плохой сон и недомогание могут давать капризы. Как я справляюсь с этим? Если вовремя увидела, что у ребёнка не то настроение, то можно сократить новую тему, добавить больше игр на песке, похвалы, помогает сказкотерапия и музыка. Всё зависит от ребёнка. В этом случае мне очень хорошо пригождается педагогический опыт — более пятнадцати лет и любовь к детям.

— Случались курьёзы в работе?

— Не знаю, можно ли назвать это курьезом, но, когда публиковала на страницах в соцсетях фотографии готовых работ, не все понимали, что это нарисовано песком. (Смеётся — прим. ред.)

— За что вы любите свою работу?

— Обожаю свою работу! Песок забирает весь негатив, который накопился, о его магических свойствах известно издревле. Это уникальный материал. Его сыпучесть позволяет за считанные секунды создавать шедевры, чего не сделаешь ни карандашом, ни краской, ни любыми другими художественными материалами. Также, человек, не сталкивающийся с песочной анимацией, может заметить то, что в этом рисовании невозможно ошибиться. На любом этапе всё можно поправить, чего не скажешь про рисование на холсте, либо бумаге. Это идеальный вариант для тех, кто хочет себя попробовать в роли художника, научиться основам академического рисунка. В восторге дети, потому что нет, перечёркивающей все, установки — «у меня не получится». Когда ребёнок боится, он испытывает страх, а тот, в свою очередь, лишает возможности даже просто попробовать. Здесь такого нет.

— Почему для ребёнка так полезно песочное рисование?

— Работа на песке — это кладезь возможностей для развития ребёнка! И сейчас расскажу, почему.

Во-первых, это развитие моторики во всех её проявлениях. Не даром В. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Мы учимся рисовать пальцами ног активных точек ладони и воздействие на нервные окончания пальцев.

Во-вторых, многие уже слышали о необходимости формирования межполушарных связей. Когда одновременно хорошо развито и левое и правое полушария, то ребёнку проще учиться, воспринимать информацию, не возникают проблемы с самоконтролем и речью, на высоком уровне творческие и другие навыки. Синхронное рисование обеими руками — прекрасный способ устанавливать межполушарные связи головного мозга.

В-третьих, песочное рисование — действенная релаксация после тяжёлой умственной и физической работы. Отлично снимает стресс и поднимает настроение.

В-четвёртых, рисование на песке развивает координацию движения рук, что очень необходимо при письме и других школьных заданиях. Это реализуемо в результате того, что разные техники рисования предполагают работу рук на разной высоте от светового стола.

— Где проходят ваши мастер-классы и по каким направлениям?

— Мастер-классы по песочной анимации проводятся почти каждую неделю в субботу и воскресенье в арт-кафе «Седьмое небо». Это очень удобно для тех, кому нужно понять — стоит или нет на постоянной основе ходить на занятия. Мастер-классы разнообразные, разработанные с учётом возрастных особенностей, а также индивидуальных предпочтений: «Приключения в подводном мире», «Времена года», «Космическое путешествие», «Зимние приключения», «Похищение принцессы Стеллы», иллюстрации к сказкам, игры на песке и многое другое. Есть возможность и выездных мастер-классов в детские сады, школы, детские лагеря, культурные центры, банкетные залы, развивающие центры и дни рождения.

— Что вам вдохновляет на эту работу?

— Вдохновение на работу нахожу в детях, в эстетическим наслаждении от процесса и результата, в желании двигаться и совершенствоваться в этом направлении.

— На ваш взгляд, в чём заключаются основные составляющие успеха в этой профессии?

— Составляющие успеха в этой профессии у каждого свои. Но общим является опыт, ежедневная практика по отработке различных техник — без этого не будет результата! Мне помог художественный опыт. А если говорить про работу с детьми, то тут главное — большое желание, чтобы у каждого ребёнка всё получалось. Отсюда придумывание новых способов рисования, содержания занятий, индивидуальный подход. И, конечно же, важно постоянно обучаться чему-то новому в своей профессии.

— Вы чем-нибудь ещё увлечены, кроме песочной анимации?

— Помимо песочной анимации, я увлекаюсь аквагримом, радуя детишек рисунками на лице. А ещё весьма успешно придумываю рассказы и сказки, побеждая в литературных конкурсах, пишу стихи-поздравления для людей.

— Что бы вы посоветовали всем желающим попробовать рисование песком?

— Я думаю, первый совет будет звучать так — нужно все попробовать в этой жизни (естественно, в хорошем смысле этого выражения). Необходимы положительный настрой и интерес. Это поистине магический процесс — рисование песком! Главное — просто решиться.

— Если не секрет, поделитесь планами на будущее.

— В планах у меня — моя песочная студия для детей и взрослых, куда можно будет прийти и заниматься постоянно. На данный момент имеются программы на три возрастные категории детей от трёх до шестнадцати лет — все они опробованы, успешно протестированы с детьми школы моделей и экспериментальной группы детского сада. А ещё я разрабатываю мастер-классы и терапевтические занятия для детей с ОВЗ и беременных женщин.

— Если не секрет, где наши читатели смогут вас найти?

— Меня можно найти в «ВКонтакте» https://vk.com/id60641987. Кстати, там же создано сообщество «Студия песка». Есть у меня и страничка в «Одноклассниках» под названием — «Светлана Аквагрим и блеск-тату».

— Ваш девиз по жизни.

— У меня три любимых девиза, которые всегда меня мотивируют: кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины; не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня; не ошибается тот, кто ничего не делает.

А ещё мне очень нравятся слова Бернарда Шоу — «Деятельность — единственный путь к знанию».

Песок по своим свойствам уникален. Песочным рисованием полезно заниматься как детям, так и взрослым в любом возрасте. Для взрослых это творчество и возможность по-настоящему расслабиться и отдохнуть. Для малышей в наше время это просто незаменимая возможность развития. Обычно самый маленький возраст для рисования в студии 3 года. Малыши с удовольствием занимаются песком, немного сложнее с ними заниматься, и лучше это делать в мини группах или индивидуально. Рисовать могут даже годовалые дети. 

10 основных пунктов пользы песочного рисования:

Песок это искусство

Изобразительная деятельность — один из видов художественного творчества. У творческого порыва нет конечной цели. Эта полная свобода и большое удовольствие от результата. Это изучение собственных способностей. Песочная живопись делает повседневную жизнь интереснее.  

Рисование песком снимает эмоциональное напряжение

Это определенно связано с жизненной энергией. Эмоциональное напряжение — это депрессия, усталость, присутствует раздражение, подозрительность и нервозность. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства. Знакомы Вам эти ощущения? 

Такое напряжение может присутствовать как у взрослого, так и у ребёнка, когда происходят большие затраты физической и эмоциональной энергии. Во время творческих уроков по рисованию песком человек расслабляется, избавляется от негативных мыслей и напряжения. В результате нервная система укрепляется, исчезает обидчивость и агрессивность.

Часто у нас скапливается негативная энергия, от которой нужно освобождаться. 
Рисование песком помогает забрать негативную энергию, за счёт чего повышается эффективность, качество жизни, человек становится счастливее и удовлетвореннее.

Рисование песком развивает воображение, раскрывает  творческий потенциал 

У современных детей практически отсутствует воображение и скудно развита фантазия. Во многом, это вина телевизионных передач и гаджетов, которые не дают возможности развивать гибкость ума.

С помощью воображения ваш ребенок сможете достичь гораздо больших высот в карьере. Мышление, способное генерировать идеи, дает преимущество в развитии собственного бизнеса, проявления творческих наклонностей. Человек с хорошей фантазией способен на креативные, свежие решения и идеи, которые помогают качественной работе.


Рисование песком развивает логическое мышление

Для чего нужно развивать умение логически мыслить? Для того, чтобы:

а) четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы;
б) быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации;
в) исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов;
г) развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе. 

Рисование песком развивает образное мышление
 
Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.

Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам).

Рисование песком развивает коммуникативные навыки и уверенность в себе

Очень сложно любому человеку, который не умеет правильно взаимодействовать с окружающими. Ведь коммуникативные навыки – это навыки общения, взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.

Также рисование песком родителя с ребёнком очень сближает. И если у вас сложные отношения и недопонимания, то занимайтесь совместно с ребёнком, и вы увидите хорошие результаты. 

Рисование песком способствует развитию мелкой моторики

Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.


Рисование песком развивает усидчивость и внимательность

Чрезмерно активные дети становятся более усидчивыми, внимательными, что повышает их интеллектуальный потенциал.

Игры с песком влияют на координацию движений ребенка

Развитие координации связано с мозжечком. Рисование на световом столе двумя руками одновременно – отличная тренировка. Рекомендуется выполнять разные движения – одной рукой чертить геометрические фигуры, а другой – произвольные. Потом руки можно поменять.

Ну и в целом, развивая все навыки, перечисленные выше, с помощью рисования песком у ребенка развивается память.

Все это влияет на речь и письмо. Даже если ребёнок начнёт рисовать в школьном возрасте, то можно заметить улучшения успеваемости в школе. 

Пользы от песочного рисованию на самом деле гораздо больше. И если у вас есть время и возможность, погружайтесь в песочные занятия и рисование, не раздумывая. 

С помощью нашей онлайн школы можно освоить навыки песочного рисования дома. Для этого вам понадобиться стекло, песок и знания в этой области. В нашей онлайн-школе есть курсы рисования. Они научат вас рисовать песком, даже если вы никогда не рисовали простым карандашом. Курсы подойдут и преподавателям. Вы поймете, как выстраивается обучение, и сможете вести занятия в своих творческих студиях. Есть такие курсы, как  «Учись рисовать песком», для специалистов «Развивающий Sand-Art» , «Открой свою студию».

Для работы с детьми и для занятий со взрослыми мы подготовили готовые программы, которых вам хватит на долгие годы,  конспекты, методические пособия и сборник песочных упражнений для логопедов . 

Если у Вас есть вопросы, мы всегда рады помочь с выбором. 
Пишите нам на WhatsApp +7 950 630-45-55

Подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте, следите за новостями и предложениями. 

Давлетшина Светлана Владимировна

«ЛогоСвет», г. Мелеуз

Логопед, психолог

СТИХИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА ПЕСОЧНОМ СТОЛЕ

СТИХИ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ И ЗНАКОМСТВА С ПЕСКОМ:

Очень ласковый песочек

С нами подружиться хочет!

Будем гладить, сыпать, мять,

В рот не брать и не кидать!

И тогда рисунки наши

Будут с каждым разом краше!

Свет и тень нам дарят много

Волшебства и вдохновенья!

Здесь чудесные картины,

Магия и превращенье!

СТИХИ ДЛЯ ЗАДАНИЙ:

1. Рисование двумя руками:

Ручки две у нас — смотри!

Друг об друга их потри.

Будут вместе рисовать

И друг-другу не мешать!

2. Для рисования каждым пальчиком:

Много пальчиков у нас.

Можно их пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем каждым рисовать!

СТИХИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ:

Мы картины рисовали

И нисколько не устали.

Вместе славно потрудились,

Мы с песочком повозились.

Радость дарит нам песок.

Всем спасибо за урок!

Скажем спасибо друг-другу и песочку!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/271442-svet-i-tenmagija-pesochnogo-risovanija

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Читайте также:

8 игр на развитие мелкой моторики

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

3 важных вопроса о раннем развитии

Фото: Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты из bloodborne на английском
  • Забытые пословицы о труде
  • Цитаты на украинском языке про войну
  • Пословицы про безвкусицу
  • Шило на мыло значение пословицы и происхождение