Цитаты дикого из грозы островского

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах

obraz-harakteristika-dikoj-groza
Дикой (справа) и Борис.
Художник С. В. Герасимов

Купец Дикой  один из ярких отрицательных персонажей драмы «Гроза» Островского.

Краткая характеристика Дикого в пьесе «Гроза»

Савел Прокофьевич Дикóй  зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Это сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников.

Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой  жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» в цитатах

Дикой  богатый, уважаемый купец:

«…Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…»

«…Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…»

Купец Дикой не может жить без ругани. Вся его жизнь «основана на ругани»:

«…Как не ругать! Он без этого дышать не может…» 

«…Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» 

Дикой может ни за что обругать и обидеть человека:

«…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» 

«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..» 

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

«…А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…» 

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»

«…На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..» 

Дикого в городе называют «воином», потому что он «воюет», ругается со всеми:

«…Одно слово: воин!..»

«…Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?..»

Дикой считает людей ниже себя «червякам», которых он может помиловать или раздавить по своем желанию:

«…Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…» (Дикой говорит Кулигину)

«…Боится, что ль, он кого!..» 

«…Унять-то его некому, вот он и воюет!..» 

«…Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…»

Все жители города боятся Дикого:

«…Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение…»

Дикой является очень жадным человеком:

«…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…»

Купец Дикой не любит платить жалованье своим работникам:

«…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…» 

«…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

«…А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..» 

Работники Дикого жалуются на него городничему, потому что хозяин не платит жалованье как следует:

«…К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…» 

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

«…Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»»  

«…потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!..»

Дикой понимает, что он злой человек, но ничего не может с собой поделать:

«…Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых обругивает:

«…После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся…»

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

«…Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

«…Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..» (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

«…Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Однако молодой человек получит это наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

«…Это Дикой племянника ругает…» 

 «…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить вздорному дядьке:

«…У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

«…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Критика об образе Дикого в пьесе «Гроза»

«В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <…>

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду… .

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <…> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, вроде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» Островского: описание характера персонажа, его портрет в цитатах.

Характеристика Дикого

Характеристика Дикого

Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является богатый провинциальный купец Дикой, ставший в произведении символом грубости, жадности, глупости и невежества. Будучи ярким представителем людей дикого и жестокого нрава, он в полной мере принадлежит «тёмному царству». Характеристика Дикого имеет большое значение для понимания той части общества, что тянуло Россию на самое дно. Люди, подобные Дикому, отвергали прогресс и просвещение, счастье они видели в незыблемости традиций, какими бы ужасными они ни были.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Савел Прокофьич Дикой.

Возраст — не указан, мужчина около 50–60 лет.

Род занятий — купец.

Семья — большая семья, есть дети.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.

Воспитание — отсутствует, не имеет никакого представления о культуре поведения.

Образование — отсутствует, малограмотный, невежественный человек.

Внешность — не указано.

Характер — деспотичный, грубый, невежественный, трусливый, жадный, подлый, расчётливый, настойчивый.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — агрессивный, грубый, человек настроения, очень жадный, способен уважать только грубую силу, трусливый.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Дикого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Дикого основан на том, что он является крайне агрессивным, раздражительным человеком и имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — семейный человек, у него есть жена и несовершеннолетние дочери.

«…У меня свои дети…»

Источник: Действие первое, явление 3

«…дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Источник: Действие первое, явление 1

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Портретная характеристика Дикого основана на том, что он занимает не последнее место в городе: это богатый и очень влиятельный человек, имеющий большой вес.

«…может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Черты характера и поступки

Дикой жить не может без того, чтобы постоянно кого-то не ругать. При этом он никого не стесняется и готов унижать людей где угодно. Особенно сильно страдает от тяжёлого нрава племянник Дикого, Борис, который оказался в полной зависимости от тирана.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашёл место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит».
Источник: Действие первое, явление 1

Дикой имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

Источник: Действие первое, явление 1

«Пронзительный мужик!»

Источник: Действие первое, явление 1

«…а этот как с цепи сорвался!»

Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Никто в городе не в состоянии повлиять на Дикого, смирить его крутой нрав.

«Унять-то его некому, вот он и воюет!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — жадный и несправедливый человек. Он не готов выполнить завещание своей матери и выплатить долю наследства племяннику Борису. Он хочет оставить все деньги в своей семье.

«Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»

Источник: Действие первое, явление 3

Ради собственной выгоды Дикой готов ругаться до последнего вздоха. Он обманывает всех, кого может обмануть.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся».

Источник: Действие первое, явление 3

«Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтет. Городничий и стал ему говорить: “Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!

”»

Источник: Действие первое, явление 3

«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»

Источник: Действие первое, явление 3

Особенно сильно разжигают злость в душе Дикого разговоры о деньгах.

«Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дикой. Еще с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

«Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

У Дикого настолько тяжёлый, своевольный характер, что никто не может ему угодить, даже собственная семья.

«На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»

Источник: Действие первое, явление 3

«А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой совершенно не ценит свою семью. Он постоянно ругается с близкими и даже намеренно распаляет свою злость, чтобы уже в таком заведённом состоянии общаться по деловым вопросам.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой — большой трус, он обижает только тех, кто слабее его. Если он сам становится объектом ругательства, то впоследствии вымещает всю злость и ярость на близких.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
Источник: Действие первое, явление 3

Дикого не любят даже члены его семьи. Его длительное отсутствие становится большим облегчением.

«Послали из дому узнать, где он. А коли у вас, так пусть сидит: кому его нужно. Дома-то рады-радёхоньки, что ушёл».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3

Дикой — высокомерный человек, не способный уважительно относиться к другим людям, особенно к тем, кто ниже его по статусу.

«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю… Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Воспитание

Дикой — глубоко невежественный, тёмный человек, который не принимает просвещение.

«Дикой (топнув ногой) Какое ещё там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Дикой — невоспитанный, глубоко невежественный человек.

«Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Характеристика Дикого другими героями

Кудряш

Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашёл место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.
Кудряш. Пронзительный мужик!»
Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.

«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Подробная характеристика Кудряша.

Борис

Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.

«Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»

Источник: Действие первое, явление 3

Борис понимает всю тщётность как-то угодить вечно всем недовольному и раздражённому Дикому.

«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать своё раздражение на членах семьи.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
Источник: Действие первое, явление 3

Подробная характеристика Бориса.

Кабаниха

Кабанова удивляется, что никому из домашних Дикого не удаётся угодить ему: настолько капризным и раздражительным является он.

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Кабанова замечает, что перед тем, как с кем-то переговорить по делу, Дикой намеренно ругается со своими близкими, чтобы уже в сердитом расположении духа вести дальнейшие переговоры. При этом Дикому совершенно не жаль понапрасну ругаться с членами семьи.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кулигин

Честный и порядочный Кулигин глубоко возмущён отношением Дикого к людям, которых он постоянно обманывает, обсчитывает, и таким образом приумножает своё состояние.

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит:
“Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!”»
Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин признаёт в Диком человека не только богатого, но и влиятельного в городе. Он обращается к нему в надежде, что тот расщедрится и сделает что-то полезное для горожан.

«…говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Подробная характеристика Кулигина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Дикого вместе!

Речевая характеристика Дикого

Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.

Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными словами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Дикой — человек тёмный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».

Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.

Биография

Савел Прокофьич Дикой — богатый и влиятельный купец, проживающий в вымышленном русском городе Калинове. У него большая семья: жена и несовершеннолетние дочери.

Дикой — успешный делец, который смог сколотить немалый капитал не столько благодаря своим качествам, сколько за счёт обмана крестьян и работающих на него мужиков.

Савел Прокофьич является родным дядей Бориса, чей отец ушёл из семьи из-за любви к девушке из «благородных». Согласно условию завещания бабушки Бориса, тот сможет получить часть наследства, если будет почтителен к дядюшке. Дикой берёт племянника к себе на работу, но денег не платит и всячески издевается над Борисом, чтобы тот в какой-то момент сорвался и нарушил условие завещания. Самым страшным ударом для него является потеря денег.

Дикой — человек необразованный, который пренебрежительно относится к науке, просвещению, культуре, политике.

Образ Дикого

Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.

Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернётся ему под руку. Особенно сильно достаётся тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблён.

При этом сам Дикой — трусливый человек. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достаётся членам его семьи.

Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.

Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, ещё более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.

5 фактов о Диком

  • Савел Прокофьич Дикой — вымышленный персонаж, у него нет реально существовавшего прототипа. В его лице воплощены сотни богатых русских купцов, погрязших в грубости и невежестве.
  • Автор неспроста даёт герою весьма говорящую фамилию, которая указывает на главную черту его характера: грубость, необузданность.
  • Единственным человеком в городе, которого признаёт и в некотором роде уважает Дикой, является Кабанова — такая же злобная, жёсткая и стоящая за патриархальные устои купчиха, как и он сам: «Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить».
  • Дикой считает себя верующим человеком. Однажды во время великого поста он по привычке сильно обидел мужичка, но после на коленях просил у него прощение: «После прощенья просил, в ноги кланялся, право так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи, ему и кланялся; при всех ему кланялся».
  • Дикой — человек безграмотный, который верит только приметам. Он не имеет ни малейшего представления об электричестве, и на предложение Кулигина установить в городе громоотвод он заявляет, что «гроза-то нам в наказание посылается».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Дикой является одним из ключевых мужских персонажей. Нет никаких сомнений по поводу того, какой литературный тип изображён в образе Дикого. В произведении он играет отрицательную роль и наряду с Кабанихой символизирует «тёмное царство» провинциального городка, они оба являются его яркими представителями. Своими поступками он вызывает лишь негативное отношение.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать всё несовершенство среды, в которой власть принадлежит людям, подобным Дикому. Общество, в котором царят злоба, жадность и невежество, обречено на гибель. Цитатная характеристика Дикого позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить анализ или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

История персонажа

В пьесе «Гроза» ни один персонаж не появляется случайно. Каждый из них введен автором в произведение, чтобы донести ту или иную мысль. Например, отрицательный герой Савел Дикой.

Создание персонажа

История создания пьесы «Гроза» началась с путешествия Александра Островского по Волге. Здесь драматург своими глазами увидел особенности жизни русской провинции. Он записывал все, что выглядело любопытным. Например, разного рода ситуации, разговоры горожан. Впоследствии это стало основой произведения.

Александр Николаевич ввел в пьесу образ Савела Прокофьевича, чтобы продемонстрировать отрицательные черты определенной прослойки общества. В лице этого персонажа автор показал сущность людей, которые грешат ограниченным кругозором, скудомыслием, преклонением перед чинами, взяточничеством и стремлением исключительно к собственной выгоде.

Савел Дикой — образ собирательный, обличающий тогдашние изъяны как отдельно взятого человека, так и всего общества. В персонаже этого типичного самодура автор собрал самые отрицательные характеристики. Островский высмеивает его, подчеркивая отношение к окружающим, которое обязательно сопровождается грубостью и хамством. И лишь в случае столкновения с тем, кто способен дать отпор, герой тут же замолкает.

Очевидно, это тиран, но вместе с тем трус, олицетворение ревностно охраняемого «темного царства». Он противопоставлен «лучу света», который непременно возьмет верх, поскольку не боится и противится насилию.

Биография Савела Прокофьевича Дикого

Биография Савела Прокофьевича типична для провинциального купца. Он обеспечен, занимает высокое положение в городе Калинове, владеет большими сбережениями и собрал вокруг себя массу зависящих от него людей. Речь идет не только о крестьянстве, но и о ряде остальных персонажей. Дикой чувствует власть над ними и полную безнаказанность, поэтому выглядит обыкновенным самодуром.

Александр Островский мало рассказывает о семье купца. Но отрывочных сведений достаточно, чтобы сложилась их основная характеристика. Все живут в страхе перед Савелом Прокофьевичем.

Михаил Тарханов в образе Савела Дикого в фильме «Гроза» / Кинориум

Михаил Тарханов в образе Савела Дикого в фильме «Гроза» / Кинориум

Жена каждый день начинает с просьб в адрес окружающих, чтобы те не докучали супругу. Она опасается, что тот в очередной раз придет в бешенство — а ему в этом состоянии под руку рискует попасться любой.

У Дикого есть две несовершеннолетние дочери, но о них информации еще меньше. Героини мелькают лишь эпизодически — в пьесе говорится о жалости к ним со стороны окружающих. Люди сочувствуют девушкам, что те в силу юного возраста не в состоянии вырваться из-под отцовского влияния.

Племянника Савела Прокофьевича Дикого зовут Борис Григорьевич. Это уже более значительная фигура в пьесе. Он появляется в Калинове, чтобы забрать у дяди часть полагающегося ему по закону наследства. Но жадный купец не спешит расставаться со средствами.

Внешность и характер Савела Дикого из пьесы Островского «Гроза»

Внешность Дикого в «Грозе» не описана. Но, поскольку автор рисует портрет типичного представителя купечества той поры, можно предположить, это зрелый мужчина, крепкий, в русской одежде, с бородой.

Савел Дикой ничем не увлекается. Наука с политикой, согласно его жизненным установкам, — вредные вещи. Купец пребывает во власти предрассудков и верит в приметы. На просьбу Кулигина о помощи в создании громоотвода самодур отвечает резким отказом, мотивируя тем, что с «божьим знаком» негоже справляться всякими подобными средствами.

У Дикого потребительское отношение к жизни. Только деньги имеют для него смысл. Жадный провинциальный купец их беззаветно любит, копит, старается сделать все ради их удержания в кошельке. Жалование крестьянам он не выплачивает, а если те начинают его настойчиво выпрашивать, выдача сопровождается криками и бранью.

Грубый и невежественный, Савел Прокофьевич не совершает ни единого благовидного поступка за всю пьесу. При этом он наслаждается такой жизнью, не испытывая угрызений совести за собственные мерзкие дела, да и не видит ничего дурного в особенностях своего отношения к окружающим.

Читайте такжеАлександр Островский в жизни и произведениях: факты о драматурге и его творчестве

Отношения Дикого с окружающими

Рядом с Диким в «Грозе» фигурирует еще ряд персонажей, с каждым из которых отношения у купца складываются по особому сценарию. Как правило, их характер целиком зависит от того, какой уровень достатка у человека.

Например, к Марфе Кабановой он относится хорошо. Эта купчиха такая же влиятельная горожанка, как и Савел Дикой, и похожа на него глупостью и невежественностью.

На Катерину герой поначалу смотрит с полным равнодушием. Но постепенно в нем крепнет презрение к девушке, ведь та осмелилась выступить против сложившегося жизненного уклада и полюбить не того.

К Кулигину Савел Прокофьевич относится с опаской. Здесь от Дикого не стоит ждать привычной ругани. Он больше сторонится мещанина, который болтает без умолку, не давая купцу и слова вставить.

Алексей Макаров в роли Савела Дикого / Кадр из фильма «Гроза»

Алексей Макаров в роли Савела Дикого / Кадр из фильма «Гроза»

Дикому присущи такие черты характера, как сварливость и скандальность. Все стычки происходят преимущественно с его подачи. Если противник дает ему отпор, он сдается, но потом срывает злобу на близких.

Когда Прокофьевича пытаются образумить, тот даже не думает прислушаться — попросту пускается бранить и ругаться. Агрессия — свойство, присущее глупым людям.

Главная особенность речи Дикого — бездумная брань, использование таких обидных слов, как «езуит», «дармоед», «аспид» и пр. Ему доступен только один вид общения — с оскорблениями и унижениями. Приходящий к купцу за деньгами обязательно будет обруган, даже если Савел Прокофьевич обязан заплатить.

Дикой на экране

Первая экранизация пьесы датируется 1912 годом. Это фильм Кая Ганзена, относящийся еще к эпохе немого кинематографа. В нем повторяется сюжет произведения Островского, но сведений об исполнителях второстепенных ролей, например, Дикого, не сохранилось.

Деятели советского кинематографа обратились к классике русской литературы в 1933 году — сняли новую адаптацию. На этот раз роль Савела Прокофьевича досталась Михаилу Тарханову, в будущем народному артисту СССР.

В 1977-м вышел единственный спектакль по пьесе, записанный на пленку, с Борисом Телегиным в роли Дикого.

Наконец, в 2019 году сняли неоднозначную, по мнению зрителей и критиков, кинокартину по мотивам драмы Островского. Сюжет сохранен, но действие перенесено в современность. В образе Дикого предстал актер Алексей Макаров.

Интересные факты

  • В пьесе использованы говорящие фамилии и имена. Например, в переводе с греческого имя Катерина означает «чистая». Варвара — намек на диких и невежественных варваров, ее брат Тихон — тихий и безвольный маменькин сынок. Что касается Дикого, значение имени героя и его фамилии с ударением на второй слог тоже неслучайны. В пьесе регулярно попадаются указания на его глупость, тягу к ругани, невежество.
  • Островский писал драму в то время, когда в стране преобладали влиятельные богатеи и самодуры. И Савел Дикой как раз принадлежит к этому сословию, уверенному, что ему все дозволено. Талантливые русские литераторы постоянно их высмеивали, противопоставляя крестьянам, стоящим на социальной ступени пониже, но выглядящим умными и развитыми личностями.
  • Символично, что впервые Дикой упоминается в пьесе ругающимся и размахивающим руками на виду у всех. Кстати, подобное поведение в ту пору выглядело недопустимым — народ жил по «Домострою» и считал, что выносить сор из избы нельзя.

Читайте такжеХарактеристика персонажей пьесы Александра Островского «Гроза»

Цитаты Дикого из пьесы «Гроза»

Дикой — негативный персонаж произведения. Весь его образ наполнен сквернословием и желчью. В адрес жителей Калинова регулярно сыплются ругательства:

«Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете».

Унижение людей доставляет герою наибольшее удовольствие в жизни. К примеру, Кулигину он высказывает:

«Так ты знай, что ты червяк».

Савел Дикой ощущает безграничную власть над людьми и охотно пользуется этим, вытворяя все, что взбредет в его глупую голову. Примером служит цитата:

«Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Приложение 5

Цитаты, характеризующие действующих лиц

Савёл  Прокофьич  Дикой

Действие первое, явление первое:

1)Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

2) Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

3) Кудряш. …а этот, как с цепи сорвался!

4) Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может.

Действие первое, явление второе:

1)Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Действие первое, явление третье:

1) Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы.

2) Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

3) Шапкин. Одно слово: воин.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Действие первое, явление первое:

1) Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Ханжа,  сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Варвара

Действие первое, явление седьмое:

1) Варвара. Говори! Я хуже тебя!

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

 В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни,  где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Тихон Кабанов

Действие первое, явление шестое:

1) Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя.

Иван Кудряш

Действие первое, явление первое:

1) Кудряш.  Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он (Дикой) меня, он чует носом –то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

2) Кудряш.  Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Сталь быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится.

3) Кудряш.  … Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, я перед  ним рабствовать не стану.

4) Кудряш.  …Больно лих я на девок-то!

Катерина

Действие второе, явление второе:

1) Катерина. И никогда не уходится.

Варвара. Отчего ж?

Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет  шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Кулигин

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для под -держки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Борис

Действие первое, явление третье:

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а вс е-таки не привыкну никак.

Феклуша

1) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

2) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Нравы города:

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубое -ти да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным тру -дом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городни -чий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, го ворит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

2) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

3) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Взаимоотношения в семье:

Действие первое, явление пятое:

1) Ка б а н о в а. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы пере -нести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну, и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык….

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я вас
давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как
женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.        

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

К а б а н о в а. Да во всем, мой друг! Мать, чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

 В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни,  где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Гроза

Действие первое, явление девятое:

1) Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да Богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!

Пьеса Островского

Краткая характеристика

С.П.Дикой — купец, влиятельный человек в городе. Он отличается скандальностью и сварливостью. Каждый день он становится зачинщиком ссор и ругани. Если по каким-то причинам не может дать отпор другому (например, когда у противника больше денег), то обязательно срывается на домочадцах. От творимого им произвола страдает вся семья — супруга и 2 дочери, часто достается и работникам.

С.П.Дикой — купец, влиятельный человек в городе

Дикой — очень жадный человек. Всякий, кто приходит к нему за деньгами, обязательно будет унижен и оскорблен. Причем даже в том случае, если купец обязан заплатить. К примеру, к нему приезжает племянник, который по закону должен получить наследство. Но Савел Прокофьевич не торопится с выплатой. Страдают и крестьяне — они постоянно остаются без жалования либо вынуждены ожидать его продолжительное время.

Изредка Дикой понимает, что поступает нехорошо и зло, но ничего не может с собой поделать. Он бросается в ноги своей семье, молит о прощении, однако не проходит и дня, как все повторяется.

Особенности образа

Савел Прокофьевич Дикой, характеристика которого полностью негативная, всегда невежествен и груб. В пьесе нет ни одного момента, когда бы он поступил правильно. Если охарактеризовать его кратко, можно выделить следующие черты:

Савел Прокофьевич Дикой,

  • Полное отсутствие колебаний. Дикой наслаждается своей жизнью, и часто даже не замечает собственного плохого влияния на окружающих;
  • Нет стремлений или целей. Савел живет потребительски. Если что и является для него смыслом жизни, то только деньги или возможность сохранить их.
  • Отсутствуют угрызения совести. Купец делает много плохих вещей, но никогда не переживает, что кому-то навредил.
  • Излишняя самоуверенность.
  • Невежество и глупость. Если кто-то пытается поправить Савела, развернуть его на правильный путь, он отвечает руганью и бранью.

Савел Прокофьевич ничем не интересуется. Более того, наука или политика кажутся ему бесполезными и даже вредными. Его преданность приметам и предрассудкам явно проявляется, когда приходит Кулигин и просит помочь в обустройстве громоотвода. Но Дикой называет грозу Божьим знаком, и полностью уверен, что «шестами да рожнами» с ней бороться нельзя. Против высших сил не поможет ничего.

Если что-то и вызывает неподдельную любовь Дикого, то это деньги. Когда они попадают в его кошелек, Савел сделает все, чтобы они там и остались. К примеру, его крестьяне подолгу не получают жалования, а если и удается выпросить, то к оплате добавляются бранные слова и крики от жадного купца.

Основной чертой его характера можно назвать грубость. Дикой никогда не думает, что говорит, часто использует бранные и обидные слова. Унижения и оскорбления — единственный способ общения, ему доступный. Он очень глуп, поэтому агрессивен.

Семья Дикого

Семья Дикого в пьесе «Гроза» описывается скудно. Однако даже этих немногих слов Островского достаточно, чтобы показать неподдельный страх перед ним. Исходя из цитат, можно сложить впечатление о нескольких родственниках:

Семья Дикого

  1. Супруга. Ее день начинается с того, чтобы попросить всех окружающих не доводить мужа. Когда он зол, то ведет себя агрессивно, не разбирая, кто попадется под руку. Из-за этого часто страдает семья.
  2. 2 дочери (несовершеннолетние). О них почти ничего не указывается в произведении. Лишь изредка окружающие проявляют к ним свою жалость, ведь в силу небольшого возраста они не могут выйти замуж и избавиться от невежества отца.
  3. Племянник Борис Григорьевич. Он приезжает к Дикому, чтобы получить часть наследства, положенную ему по праву. Но купец не торопится рассчитываться.

Дикой в городе занимает высокое положение. У него большие сбережения, есть много людей, которые зависят от купца. Причем это не только его крестьяне, но и остальные. Чувствуя свою безнаказанность и власть, Савел Прокофьевич ведет политику грубости и самодурства. Его жестокость распространяется на всех. Но если удается встретиться с людьми богаче и влиятельнее него, с теми, кому он не может ничего высказать, страдает семья. По возвращении домой он срывается на них, заставляя каждого бояться.

Действующие лица и отношения с ними

В пьесе есть несколько основных действующих лиц, и с каждым из них у Дикого складываются свои взаимоотношения, преимущественно зависящие от уровня достатка последних. Сравнительное описание представлено в таблице ниже.

Действующее лицо Краткая характеристика Взаимоотношения с Диким
Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) Тиран, деспот, купчиха, глава семьи, всех держит под давлением. Отличные. Оба влиятельны и одинаково невежественны, глупы. Поддерживают друг друга.
Катерина Молодая девушка, жена сына Кабанихи. Влюбляется в племянника Дикого, за что осуждена обществом. Развита, умна, нежна. Поддается своей необузданной страсти, а затем не может скрывать роман от мужа. Не сумев вынести собственного предательства, бросается в омут. Дикой сначала нейтрален по отношению к Катерине, но потом начинает ее презирать, т. к. она пошла против устоявшегося уклада и позволила себе влюбиться не в того.
Тихон Иванович Кабанов Слабый и безвольный мужик, во всем потакающий матери. Из-за этого он часто бывает несправедлив к жене. Купец относится к Тихону по-отцовски, старается передать ему свою невежество и глупость. Радуется, когда видит, как тот всецело подчиняется матери Кабанихе, хотя и делает редкие попытки выйти из-под ее власти.
Борис Григорьевич, племянник Очень добрый и пронзительный юноша. Из-за своей неопытности не способен принимать волевые решения. Наследство, которое купцу нужно передать племяннику, становится камнем преткновения. Ему не хочется расставаться с деньгами, поэтому речь всегда наполнена бранью и руганью.
Кулигин Искренний и самобытный мещанин. Развивается разносторонне, в его поведении преобладает здравый смысл. Савел Прокофьевич побаивается Кулигина, не ругается с ним, как обычно, старается сторониться. Мещанин много и постоянно говорит, часто купцу не удается вставить даже слова.
Феклуша Необразованная странница, которая действует на руку Кабанихе и Дикому. Она рассказывает о том, что если кто-то выйдет из-под крыла Кабанихи или купца, переедет из Калинова, то будет вести неправильный образ жизни. Истинное счастье есть только в этой «земле обетованной». Ее льстивые речи имеют большое значение для купцов, поэтому они к ней благосклонны.

Значение купца в произведении

Хамство дикого к окружающим

Савел Прокофьевич рассматривает себя как хозяина всего Калинова. Говоря о том, как Дикой относится к окружающим, читатель замечает безграничность хамства и грубости. Но только в случае, если собеседник не может дать отпор.

Это указывает на то, что купец является обычным трусом. Он никогда не скажет слова против, если перед ним кто-то, у кого больше денег.

Драма принадлежит тому времени, когда самодуры и богатые влиятельные люди преобладали. Они принадлежат особому сословию, которое полагало, что ему все можно. Они всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературной классики. В сравнении с ними обычно рассматривались обычные крестьяне. Они находятся на более низком социальном положении, но являются развитыми и умными личностями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все хорошее возвращается цитаты
  • Без блина не масляна значение пословицы
  • Авторы пословиц для детей
  • Доверие пропало цитаты
  • Цитата про батю