Цитаты из псалома

  1. Главная
  2. Религиозные тексты
  3. ⭐️Сборник
  4. 📚Богодухновенная Псалтирь. Ключ к разумению
  5. Цитаты из книги

По уставу церковному вся Псалтирь по порядку должна быть прочитана в течение седмицы (по три кафизмы в день, а в день недельный читать дважды).

Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.

Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

11 Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
12 Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною,
13 а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим навеки.
14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйа. Аллилуйа. Аллилуйа. Слава Тебе, Боже (Трижды). Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

7. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им, избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея (Пс. 16, 13).

Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

Когда разрушены основания, что сделает праведник?

то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Библия. Ветхий Завет. Псалтырь

16 цитат

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

… уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.

Пояснение к цитате: 

Библия, Ветхий Завет, Псалтырь, Псалом 54:22

С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.

… знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

Господь — мой пастырь, я ни в чем не буду нуждаться: он покоит меня на злачных пажитиях и водит меня к водам тихим.

Ныне наши дети любят сатанинские песни и пляску, подражая поварам, пекарям, танцовщикам; псалма же никто ни одного не знает, — ныне такое знание кажется неприличным, унизительным и смешным. В этом-то и все зло; на какой земле стоит растение, такой приносит и плод…

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утешитесь.

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

Пояснение к цитате: 

Псалом 22. Псалом Давида.

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

А я подобен маслине, зеленеющей в Божьем доме, я верю в Божью милость вовеки.

Я верил, поэтому я и говорил: «Я сильно сокрушён».

Тот, чьи руки чисты и чьё сердце непорочно, тот, кто душу идолам не отдаёт и не клянётся ложно.

Нет вашей любимой цитаты из «Библия. Ветхий Завет. Псалтырь»? Добавить цитату

Содержание


Предисловие к изданию 1891 г.


Предисловие прот. С.Терновского

Часть первая

Пс.11:9. Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.

Пс.15:7. Еще же и до ночи наказаша мя утробы моя.

Пс.16:13,14. Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея, Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцам своим.

Пс.21:2. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.

Пс.36.4. Насладися Господиви, и даст ти прошения сердца твоего.

Пс.36:37. Храни незлобие, и виждь правоту, яко останок человеку мирну.

Пс.58:7. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град.

Пс.58:13,14. Яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут; и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.

Пс.63:7–9. Испыташа беззаконие; исчезоша испытающии испытания; приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог; стрелы младенeц быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их.

Пс.73:20. Исполнишася помраченнии земли домов беззаконiй.

Пс.74:7. Ниже от исход, ниже и запад, ниже от пустых гор.

Пс.75:11. Яко помышление человеческое исповестся тебе, и останок помышления празднует ти.

Пс.76:20. В мори путие твои, и стeзи твоя в водах многих, и следы твои не познаются.

Пс.83:6. Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе; восхождeния в сердцы своем положи.

Пс.93:20. Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.

Пс.109:3. С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих; из чрева прежде денницы родих тя.

Пс.118:134. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди твоя.

Пс.126:1,2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегiй. Всуе вам есть утреневати; востанете по седении ядущии хлеб болезни, eгда даст возлюблeнным своим сон. Песнь степ.

Пс.126:1,2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Песнь степ.

Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных. Песнь степ.

Пс.138:17. Мне же зело честни быша друзи твои, Боже.

Пс. 139:10. Глава окружения их, труд устен их покрыет я.

Пс.7:7,8. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людiй обыдет тя; и о том на высоту обратися. Господь судит людем.

Пс.7:10. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно.

Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

Пс.9:30,31. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его; преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

Пс.15:3. Святым, иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них.

Пс.16:10. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню.

Пс.17:12,13,14. И положи тму закров свой; окрест его селение его; темна вода во облацех воздушных. От облистания пред ним облацы проидоша, град и углие oгненное. И возгреме с небесе Господь, и вышнiй даде глас свой.

Пс.20:13. Яко положиши я хребет; во избытцех твоих уготовиши лице их.

Пс.21.13. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя.

Пс.30:21. Скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа.

Пс.34. И на мя возвеселишася и собрашася; собрашася на мя раны, и не познах; разделишася, и не умилишася.

Пс.35:3. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети.

Пс.38:5. Скажи ми, Господи, кончину мою и число днiй моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз.

Пс.40:4. Все ложе его обратил еси в болезни его.

Пс.41:9. В день заповесть Господь милость свою, и нощiю песнь его у менe, молитва Богу живота моего.

Пс.43:13. Отдал еси люди твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших.

Пс.4:6. Стрелы твоя изощрeны, сильне; людие под тобою падут в сердцы враг царевых.

Пс.48:6. Беззаконие пяты моея обыдет мя.

Пс.54:22. Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их; умякнуша словеса их паче eлеа, и та суть стрелы.

Пс.57:4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

Пс.65:3. Солжут тебе врази твои.

Пс.68:5. Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне.

Пс.72:9. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.

Пс.118:36. Приклони сердце мое во свидения твоя, а не в лихоимство.

Пс.118:45. И хождах в широте, яко заповеди твоя взысках.

Пс.118:59. Помыслих пути твоя и возвратих нозе мои во свидения твоя.

Пс.118.60. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди твоя.

Пс.118:83. Бых яко мех на слане; оправданiй твоих не забых.

Пс.118:94,95. Твой eсмь аз, спаси мя; яко оправданiй твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя; свидения твоя разумех.

Пс.118:96. Всякия кончины видех конец; широка заповедь твоя зело.

Пс.118:131. Уста моя отверзох и привлекох дух, яко заповедiй твоих желах.

Пс.119:4. Стрелы сильнаго изощрeны, со угльми пустынными.

Пс.128:6,7. Яко трава на кровех, яже прежде восторжения изсше; eюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй.

Пс.134:14. Судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится.

Пс.138:6. Удивися разум твой от менe, утвердися, не возмогу к нему.

Часть вторая

Пс.4:4. Удиви Господь преподобного Своего.

Пс.7:14. Стрелы своя сгораемыми содела.

Пс.9:22. Призиравши во благовремениих, в скорбех, то есть когда особенно нужна помощь. Евр.4:16.

Пс.15:6. Господь часть достояния моего и чаши моея:

Пс.17:12. Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода…

Пс.18:13,14. От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очишуся от греха велика.

Пс.19:7. В силах спасение десницы Его.

Пс.20:7. Радостию с лицем Твоим.

Пс.21:30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред ним припадут вси низходящии в землю:

Пс.26:12. Солга неправда себе.

Пс.28:5. Кедры Ливанские – высокие идолы.

Пс.29:6. Гнев в ярости Его и живот в воли Его.

Пс.30:13. Забвен бых, яко мертв от сердца.

Пс.31:3. Яко у молчах, обетшаша кости моя. Умолчах, яко обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, так соединяет Афан. То есть перестал молиться потому, что утомился оттого, что весь день взывал к Тебе.

Пс.32:7. Полагаяй в сокровищах бездны.

Пс.32:7. Заключи сопротив гонящих мя:

Пс.35:13. Тамо падоша еси делающие беззаконие.

Пс.36:25. Юнейший бых, ибо состарехся:

Пс.37:13. Льстивным весь день поучахуся

Пс.38:3. Умолчах от благ, и болезнь моя обновися:

Пс.40:11. И воздам им,

Пс.43:19. Уклонил еси стези наша от пути Твоего.

Пс.44:5. Иналяцы

Пс.45:11. Упразднитеся

Пс.46:10. Божии державнии:

Пс.47:3. Благокоренным радованием всея земли

Пс.48:5. Приклоню в притчу ухо мое.

Пс.49:3. Огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна.

Пс.51:6. Глаголы потопные:

Пс.53:1. Во имя Твое спаси мя.

Пс.54:14. Ты же человече равнодушие:

Пс.55:11. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово

Пс.56:2. На сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие.

Пс.60:8. Пребудет в век пред Богом, милость и истину его кто взыщет.

Пс.61:5. Цену мою совещаша отринути, текоша в жажди.

Пс.64:10. Яко тако есть уготование.

Пс.65:17. И вознесох под языком моим.

Пс.68:2. Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея,

Пс.71:16. И процветут от града яко трава земная

Пс.72:4. Несть утверждения в ране их.

Пс.73:5. Положиша знамения своя;

Пс.74:19. Глас грома Твоего в колеси.

Пс.77:8. Не увери с Богом духа своего:

Пс.78:11. Снабди сыны умерщвленных.

Пс.79:14. Уединенный дивий.

Пс.80:6. Языка, его же не ведяше, услыша.

Пс.82:14. Положи яко коло,

Пс.85:11. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего.

Пс.87:6. В мертвых свободь.

Пс.88:11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго.

Пс.89:4. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии.

Пс.91:8. Яко да потребятся.

Пс.93:15. Дóндеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем.

Пс.95:7. Отечествия язык

Пс.97:1. Спасе Его десница Его.

Пс.98:1. Да гневаются людие.

Пс.100:2. Пою и разумею в пути непорочне.

Пс.101:8. Особящаяся на зде.

Пс.103:26. Ругатися ему

Пс.104:18. Железо пройде душа его,

Пс.105:29. Снедоша жертвы мертвых.

Пс.106:30. Пристанище хотения своего,

Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его

Пс.113:22. Да приложит Господь на вы… и на сыны ваша.

Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Пс.117:5. И услыша мя в пространство;

Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое.

Пс.119.4. Угли пустынные,

Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою.

Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе.

Пс.123:5. Воду непостоянную,

Пс.128:3. На хребте моем делаша беззаконницы.

Пс.130:1. Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене,

Пс.131:15. Ловитву его благословляй благословлю;

Пс.132:2. Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его.

Пс.136:6. Аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего.

Пс.137:5. Воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня;

Пс.139:9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику.

Пс.140:5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их

Пс.143:3. Яко вменявши его;

Пс.146:10. Ниже в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит;

Пс.148:8. Голоть

Пс.149:5:6. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их и мечи обоюду остры в руках их.

Пс.88:41. Положил еси твердая его страх.

 

Предисловие к изданию 1891 г.

Предлагаемое вниманию читателей Толкование особых изречений в Церковной Псалтири, изложенное по руководству св. Отцов Церкви, принадлежит высокоуважаемому покойному о. протоиерею церкви Вознесения Господня у Серпуховских ворот С. Г. Терновскому, знаменитому в свое время проповеднику.

«На поприще церковного служения я встречал два рода людей – так объясняет в предисловии причину возникновения своего труда высокоуважаемый автор, – два рода людей, не похожих друг на друга: одни получили обширное образование, много читали произведений Запада, потому и дышат западным духом; другие остались при одном церковном образовании, Церковь для них единственное училище, единственный учитель. Первые иногда позволяют себе несправедливые упреки против Православной церкви – будто бы она допускает в своем Богослужении чтение, с которым нельзя соединить никакой мысли. Последние все черпают из ее чтений – в нем ищут света и укрепления и утешения, – и нередко встречаются с темнотою, для них непроницаемою. Чтобы достигнуть предположенной цели, т. е. показать правду Православной церкви и в сем отношении, и оправдать младенческую веру в нее, должно было обличить неосновательность упреков первых и пролить свет на те изречения, которые преданных Церкви приводят в недоумение», – и т. д. (стр. XVIII).

Что этой благой цели достиг глубокоуважаемый автор, свидетельствует немалочисленный круг читавших этот труд в рукописи. Желая большего распространения этого труда на пользу чтущих Слово Божие, мы предпринимаем на себя труд издания его в печати.

Предисловие прот. С.Терновского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Ни одну книгу из Св. Писания Ветхого Завета не читают так часто и постоянно, как Псалтирь. Псалтирь беспрестанно слышим при церковном Богослужении. Три дня от смерти до погребения усопшего обыкновенно оглашаются чтением Псалтири. У некоторых это надгробное чтение продолжается в доме сорок дней, а у других и целый год. Многие из мирян еще и в наше время полагают себе за правило каждый день прочитывать одну или две кафизмы, и это последнее занятие чтением Псалтири принадлежит не тем только, которых называют необразованными, но и многим из людей, понимающих иностранные языки.

Очень естественно, что при сем постоянном слышании и чтении Псалтири каждый встречает в ней много темных и непонятных изречений. Одни имеют различные способы для объяснения сих изречений. Для других сии способы не удовлетворительны, даже не существуют, они ничего не знают и ничему не верят – кроме Церкви. Им нужно указать смысл в самой церковной Псалтири.

С сею целью некоторые из них неоднократно обращались ко мне, предлагая одно из темных изречений Псалтири и прося объяснения оного. Отвечать им, как обыкновенно отвечают при таких вопросах, что это неправильно переведено, что это не соответствует подлиннику, я почитал не позволительным: этим я заградил бы для них один из славных источников, из которого они надеются почерпнуть познание истины и благонадежные правила для жизни, поколебал бы их веру в Церковь и, следственно, поколебал бы самую важную опору не только в деле спасения, но и в жизни гражданской.

По сей причине я всегда старался оправдать церковное чтение и открыть при помощи Божией ясный смысл в тех изречениях, которые были мне предлагаемы для объяснения: вера в Церковь была для меня главным в сем деле побуждением и началом.

С другой стороны, действуя таким образом, я нередко встречался в душе с вопросом: правильно ли я действую и имеет ли твердое основание моя вера в церковное чтение Псалтири? И, оправдывая сие чтение, не питаю ли невежества в людях, требующих от меня назидания? Чтобы разрешить сей вопрос, должно было славянский перевод сличить с греческим, а греческий также подвергнуть исследованию.

Первое было легко – я нашел, что наш церковный перевод совершенно соответствует греческому, разница замечается самая незначительная, темнота славянского иногда происходит или от того, что значение славянских слов, которых держался переводчик, с течением времени потерялось, или от того, что слово совершенно вышло из употребления.

Труднее было последнее, то есть исследовать достоинство перевода LXX1 толковников. Но, сколько ни трудно было сие занятие, оно наградило меня утешительным убеждением, что Православная церковь права, что младенческая вера в церковный перевод – выше всякого нарекания в невежестве. Псалтирь по LXX и, следственно, Псалтирь церковная, имеет свое непоколебимое право на преимущество пред настоящим еврейским чтением!.

Главное и неоспоримое доказательство сего преимущества состоит в том, что все изречения, приведенные и евангелистами и апостолами в книгах Нового Завета, согласны с LXX и совершенно соответствуют нашему церковному чтению2.

Может быть, защитники еврейского чтения скажут, что сии изречения соответствуют также и еврейскому подлиннику. Напротив, св. апостол Павел в послан, к Евр.10:5,8 приводит изречение из псалма 39-го, которое сколько соответствует чтению LXX, и столько же несогласно с еврейским подлинником.

Нельзя сказать, чтобы это было исключение. Св. апостол Павел, без сомнения, в отношении к Псалтири держался также чтения, которое имел в руководство и в прочих книгах Ветхого Завета, но, приводя изречения из других книг, он прямо приводит их по LXX, а не по еврейскому тексту: Деян.13Ис.55:3. – Пс.1152Кор.4:13. Противополагают одно, Римл.4:6, 31:1,2,– будто бы – глаголет блаженство – ближе к еврейскому тексту, нежели к LXX; но сии слова принадлежат апостолу, ими он хотел выразить мысль пророка, он хотел сказать: Давид пишет о блаженстве человека, которому вменяет Господь правду без дел закона; а собственные слова Давида начинаются далее, и они совершенно сообразны с переводом LXX.

Пример ап. Павла весьма важен в сем отношении: любя свою прародительскую Церковь, по свойству своей правдивости, Гал.2:7,12, он никак бы не предпочел чтение LXX еврейскому подлиннику, ежели бы находил в сем последнем более достоинства. С другой стороны, апостол, совершенно предавшись Господу Иисусу Христу, почитал себя меньшим из апостолов и потому, без всякого сомнения, должен был держаться того же чтения, которого держались и бывшие прежде его апостолы. Мысль сия находит твердое доказательство в посланиях св. апостола Петра. Все изречения, приведенные в них из Псалтири, приведены по чтению LXX и, следовательно, согласны с нашим церковным чтением.

Далее, я думаю, никто не будет спорить, что ученики апостольские должны были руководиться тем же чтением, которого держались и учителя их – св. апостолы. Допустить противное значило бы дать повод думать, что ученики не имели полного доверия к учителям своим; но довольно только прочесть Послание ап. Павла к Тим., чтобы видеть, как дорого апостольские ученики ценили все действия своих учителей; 2Тим.1:13; 3:10,11. Но и все церковные писатели первого столетия приводят изречения Псалтири по чтению LXX3.

Сие согласие апостольских мужей и других писателей первых веков в употреблении Псалтири по LXX ручается за достоинство и преимущество нашего церковного чтения. Сему нельзя противоположить того, что приведенные нами писатели не были родом из евреев, не знали еврейского языка и, не имея перевода, по необходимости держались LXX. Иначе почему же писатели второго и третьего столетия, когда уже был известен перевод Аквилы и Симмаха, Иустин4 Тертуллиан5 Климент Александр.6 и Ориген7 так же, как и мужи апостольские держатся Псалтири по LXX, а не по еврейскому тексту и переводу. Наконец, можно ли сказать, что св. отцы четвертого века или не знали еврейского, или не имели под руками других переводов, – напротив, Афанасий неоднократно ссылается на Аквилу и Симмаха8, Златоуст приводит разные переводы в изъяснение псалмов, Василий Вел. также упоминает о них9, Василий и Амвр. Медиолан., без сомнения, имели достаточное сведение о еврейском тексте и его переводе, но и все они в изложении псалмов и привода изречений из Псалтири в других своих произведениях держались LXX10.

Наконец, Иероним и сам перевел с еврейского книги Ветхого Завета и, кажется, подвергает сомнению повествование Аристея, что LXX – каждый в особой горнице переводили Св. Писание и, потом сличив перевод, нашли его совершенно согласным, – однако, когда изъясняет псалмы, употребляет перевод LXX11.

Что же могло быть причиной такого предпочтения Псалтири в переводе LXX еврейскому и другим переводам? Главную причину, коей объясяется сие предпочтение, составляет повреждение еврейского чтения. Однако оно не было единственной причиной, но за сим повреждением скрывалось еще другое начало, которым можно объяснить в св. отцах такое исключительное уважение к Псалтири по LXX Толковникам, ибо некоторые из них ставят в одном достоинстве еврейский и LXX, а держатся LXX12.

Начало сие открывается следующим образом. Из разговора Иустина с Трифоном13, а равно и из книги, известной под названием «Клементин»14, которую ученые относят ко второму столетию, видно, что повреждение еврейского подлинника было уже известно во втором столетии по Рождестве Христовом; а ежели взять в рассмотрение дерзость иудеев, которые хотели исключить все пророчество Даниила из числа канонических книг15, то можно полагать, что повреждение еврейского подлинника было начато еще прежде Вознесения Господня, а именно: непокорные фарисеи, по той мере, как пророчества начинали исполняться на лице Иисуса Христа, что могли – изглаждали в списках еврейского подлинника.

На сем основании апостолы и апостольские мужи, как мы видели выше, приводили изречения из Псалтири по LXX, а не по еврейскому чтению. Примера апостолов и их учеников было уже достаточно для того, чтобы объяснить такое глубокое уважение св. отцов к Псалтири по LXX. Но это еще не все, ученики Христовы не сами решились предпочесть греческое чтение своему отечественному, они во всем последовали Господу Иисусу. Потому можно предполагать, что Иисус Христос узнал, что иудеи начинают повреждать, или по крайней мере предвидел, что будут повреждать еврейское чтение, и держался преимущественно перевода LXX. Или лучше, Он изрекал пророчества Ветхого Завета точно так, как по Его же мановению произносили их сами пророки, и сии изречения вполне соответствуют чтению LXX, что весьма понятно, ежели представим, что перевод LXX, находясь в руках народа, был известен не только иудеям, но и язычникам и потому мог уцелеть от повреждения. Сия мысль имеет на своей стороне неоспоримое доказательство. Иисус Христос Сам Своими устами объяснял ученикам, что пророчески сказано о Нем в псалмах и других книгах Ветхого Завета16, и можно ли допустить, чтобы ученики сии пророчества повторяли не слово в слово так, как произносил их Господь и Учитель, – а ученики приводили их слово в слово по чтению LXX, а не по еврейскому переводу17.

Сим способом, положив первой причиной, по которой св. отцы предпочитали Псалтирь LXX еврейскому тексту, повреждение еврейского чтения, открываем и другую, которая совершенно объясняет это уважение св. учителей Церкви к переводу LXX и сии высокие их о нем отзывы18, именно эта причина есть пример самого Господа Иисуса Христа. Вот очевидное основание, которым объясняется приверженность св. учителей Церкви к Псалтири по чтению LXX, и на которое опирается вера в наше церковное чтение Псалтири.

Отчего это многие проповедники онемели – толкователи Св. Писания осуждены на вечный покой в книгохранилищах, – писатели забыты? Оттого, что язык человеческий изменился по народам, по возрастам ума и по другим обстоятельствам, а те, которые говорили сим языком, не имели столько достоинства, чтобы своею личностью увековечить свои выражения, а изречения св. псалмопевца более 1000 лет вместе и животворят, и украшают произведения человеческого слова. Язык LXX также сохранился Церковью, как хранится древний сосуд, который носит на себе печать царского имени и употребления; он сохранился потому, что его освятил Своим употреблением Царь Царей – Господь Иисус Христос.

Нет сомнения, что слова: да не прибудет тебе престол беззакония – и другие темные изречения, встречающиеся в церковном чтении Псалтири, и на греческом, в высшей степени образованном языке, на котором говорили св. отцы Афанасий, Василий Вел. и Златоуст, составляли большую разницу от их образа выражения, точно так, как в приятном новейшем тканье цветок прошедшего столетия. Однако св. отцы не хотели изменить их; могли и они, как новейшие западные толкователи Св. Писания, дать им новую, как говорят, более сообразную с веком, форму выражения. Почему же они этого не сделали? Они дорожили не только мыслью Св. Писателя, но и самым словом, которое освятилось в устах Господа Иисуса Христа. Сие слово они берегли как драгоценный камень, который должен сиять и светить во все времена и у всех народов; они видели в нем сокровище чувства и мысли, которое, может быть, потерялось бы, ежели бы самая форма слова изменилась. В самом деле, бриллиант не сияет ли на платье из тлеющей ткани: ткань обветшает, а бриллиант будет украшать еще многие платья. Так слово Псалтири сияет среди человеческих самых красноречивых слов: человеческое красноречие устареет, а слово, освященное употреблением Спасителя мира, будет украшать снова произведения слова человеческого и не обветшает с сим последним.

Темнота изречений в Псалтири по чтению LXX объясняется самым простым образом. Псалтирь писана почти за три тысячи лет до нашего времени; древний восточный язык, как язык еще младенчествующего человечества, подобен лепетаниям младенца, который духовные понятия выражает словами, принадлежащими вещам видимым. Язык священный, кроме сего, имеет свое особенное свойство – свойство краткости, силы, живости. Пророк писал в состоянии вдохновения: восхищенный Духом Святым, он достигал ощущений, невыразимых для человека, – иногда изрекал истины, которые приемлются верою, иногда передавал внутренние оттенки духовной жизни, которые непостижимы и разумеются не иначе, как опытом. На сем основании недостаток назидания совсем не состоит в темноте пророческих слов, а темнота происходит или от недостатка веры, с которою должно принимать сии слова, или от недостатка благоговейного внимания.

Темноты сии неизбежны, если примем и еврейскую Псалтирь. Кроме сего, здесь встретим другое затруднение. Еврейский подлинник в некоторых местах допускает несколько различных переводов; доказательств сего не нужно долго искать. Для сего должно сравнить наш русский перевод с еврейского в некоторых местах с тем переводом, которого держится старинный русский «Толкователь Псалтири»19.

А если пристально посмотрим на толкователей западных, которые не имеют веры в Псалтирь перевода LXX, то тогда при одном изречении Псалмопевца мы станем среди множества переводов, как странник, сбившийся с дороги среди многочисленных распутий20, и кто же решит, который из сих переводов должно избрать, когда голос св. отцов не имеет руководственной силы!.

Кроме сего, Псалтирь церковная, или LXX, сохранила в себе некоторые изречения, весьма важные для Православия и назидательные для людей, которые мы не находим в псалмах, переведенных с еврейского. Сюда принадлежит Пс.109– Иустин принял его в свою Апологию21, Василий Вел. неоднократно повторял как доказательство Божественности Господа Иисуса Христа22. Не правда ли, что, изгладив сие изречение, мы в некоторой степени и обессилим Апологию, и ослабим богословские умозаключения Василия.

В Пс.138Мне зело честни быша друзи твои, – Православная церковь приводит сии слова Давида в доказательство того, что Богу непротивно призывание и чествование святых. Изгладив их, мы нанесем чувствительный удар Камню веры, или учению Православия о почитании святых23.

Некоторые изменены с потерей назидательного смысла. Наприм., 1) Пс.33:4, – Богатии обнищаша
и
взалкаша, – мысль сего изречения и а) сама по себе ясна и весьма назидательна, и b) весьма соответствует следующему выражению: взыскающие
же
Господа и проч., и с) утверждается песнею Пресв. Девы – Лк.1:53, и свидетельством св. отцов24, а в русском переводе с еврейского вместо богатии поставлено – львы. Не нужно доказывать, что с заменой слова богатый понятием львов изречение теряет совершенно свою назидательную силу.

2) Кто не знает из православных слова: возлюбих благолепие дома твоего, Пс.25:8. Как сильно на нем опирается усердие к украшению храмов; а в еврейском тексте вместо благолепие – читаем обитель. С другой стороны, если судить и по смыслу изречения, то выражение благолепие дома гораздо более имеет внутреннего согласия, нежели обитель дома.

3) Пс.15:4. Святым иже суть на земли, удиви вся хотения своя в них. Изречение хотя несколько темно, но важно по частому повторению в церковном служении и дает обильное сокровище утешительных мыслей; эти мысли нельзя соединить с ним по еврейскому переводу: во святых, которые на земле, и в великих все утешение мое. Наконец, и изречение: вознесися на небеса Боже и пр. Пс.107:6.– в еврейском тексте теряет то значение, с которым произносят его в Св. литургии: будь превознесен,– не выражает вознесения Христа Спасителя на небо. Пс.137:1. Пред Ангелы воспою тебе, – в еврейском переводе: перед Богами пою тебя. Первая мысль гораздо понятнее и ближе к тому истинному верованию православных, что при нашем богослужении служат с нами и силы невидимые.

Присоединим еще, что разница в некоторых изречениях Псалтири еврейского чтения от чтения LXX происходила оттого, что в той и другой Псалтири употреблены две различные буквы, но весьма сходные между собою начертанием25, и не правда ли, что скорее в еврейском чтении вместо одной буквы писцами внесена другая, ей подобная, нежели в чтении LXX целое слово могло быть заменено другим, – когда сверх сего и смысл говорит в пользу LXX.

Наконец, я допустил при одном выражении не одно значение: в сем случае я, во-первых, хотел совместить различные мнения церковных писателей, во-вторых, имел пред собою пример св. отцов26; и, впрочем, все сии понятия, несмотря на их различие, подчинял одному и приводил в единство и согласие. – См. Пс.75.

Я писал не толкование на Псалтирь – мое намерение было, с одной стороны, оградить святость Церкви и назидательность церковного богослужения от оскорбительных возражений, а с другой – утвердить веру в Церковь, еще не погасшую в сердцах многих сынов России.

С сею целью я старался показать, что в изречениях Псалтири по церковному чтению, несмотря на темноты, всегда скрывается мысль, назидательная для ума и сердца, и что со всеми ее выражениями и уподоблениями и даже отдельными словами – хотя бы первые казались неоконченными и несвязанными, вторые – странными и незначительными, последние – неуместными, можно по руководству св. отцов соединить смысл не только назидательный, но и самый глубокий – как Афанасий в слове: отрыгну27 и величественный, как находит Златоуст, в слове преиспещренна28, только нужно употребить благоговейное внимание и молитву.

Псалтирь

Псалом 1
Псалом Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят** нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Псалом 2
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею*;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Псалом 3
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
Псалом 4
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
Псалом 5
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Псалом 6
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Псалом 7
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире,- я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,-
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,-
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 8
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
5 то что́ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
 

Библия. Ветхий завет. Псалтырь – цитаты и высказывания

Ныне наши дети любят сатанинские песни и пляску, подражая поварам, пекарям, танцовщикам; псалма же никто ни одного не знает, — ныне такое знание кажется неприличным, унизительным и смешным. В этом-то и все зло; на какой земле стоит растение, такой приносит и плод…

Иоанн Златоуст

Господь — мой пастырь, я ни в чем не буду нуждаться: он покоит меня на злачных пажитиях и водит меня к водам тихим.

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

цитаты со смыслом

… знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утешитесь.

гнев

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.

Давид

Сайт TOP100VK.COM НЕ собирает и НЕ хранит данные. Информация взята из открытых источников Википедия

Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты про музыкальное образование
  • Гений властвует над хаосом полная цитата объяснение
  • Если женщину оставить без внимания цитаты
  • Рисунок по пословице копейка рубль бережет
  • Хорошие цитаты про бизнес