Цитаты описания внешности аси

«…Анна Николаевна…»
«…собственное имя ее было Анна, но Гагин называл ее Асей…»
«…Это вам от фрейлейн Annette…» (так называют Асю в Германии)

Ася  сводная сестра господина Гагина:

«…меня зовут Гагиным, а вот это моя… – он запнулся на мгновенье, – моя сестра…»
«…она точно мне сестра, она дочь моего отца…»

О внешности Аси известно следующее:
«…девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица…»
«…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…»
«…мы увидали темную головку Аси…»
«…кудри ей на глаза упали..»
«…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…»
«…опустила свои длинные ресницы…»
«…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…»
«…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…»
«…пожал ее холодные пальчики…»
«…ее маленькая горячая ручка крепко стиснула мою…»
«…Ася подняла голову и встряхнула кудрями…»
«…долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями…»
«…эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу…»
«…воспоминания об этом бледном лице, об этих влажных и робких глазах, о развитых волосах на наклоненной шее…»
«…как ее милое лицо расцвело бы радостью…»
«…худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю…» (Ася в детстве)

Глаза Аси:

«…я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил…»
«…Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…»
«…полудерзко, полувесело щурились темные глаза…»
«…худенькую черноглазую девочку…»

Одежда Аси:
«…Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна..»
«…продолжала она, разглаживая полы своего платья и укладывая их себе на ноги…»
«…надевая шляпу, спросила Гагина…»
«…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чoпopно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни…» (Ася в «кокетливой» одежде)
«…Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…» (Ася в простой одежде)

Происхождение и образование Аси

Ася  наполовину дворянка (по отцу), наполовину  крестьянка (по матери):

«…она знала, что барин ее отец…»
«…Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны…»

Девочка до 9 лет жила с матерью в крестьянской избе:
«…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина…»
«…она не походила на барышню; во всех ее движениях было что‑то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…»
«…я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне…»

В 9 лет она осталась без матери. Тогда отец-помещик взял Асю к себе и сделал из нее барыню:
«…а на девятом году она лишилась матери…»
«…Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом…»

Ася в 13 лет потеряла отца-барина и осталась на попечении старшего брата  господина Гагина:

«…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..»

Ася жила 4 года в пансионе в Петербурге (до 17 лет):
«…Я привез ее в Петербург <…> я поместил ее в один из лучших пансионов…» (пансион – это учебное заведение, где живут круглосуточно)
«…Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…»
«…Наконец, ей минуло семнадцать лет; оставаться ей далее в пансионе было невозможно…»

В пансионе Асю не смогли до конца перевоспитать в «барышню»:
«…против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на нее. «И наказать ее нельзя, – говаривала она мне, – и на ласку она не поддается»…»
«…Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела…»
«…Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана. Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной, должно быть, очень скучно…»

Ася знает французский и немецкий языки:
«…Она довольно хорошо говорила по‑французски и по‑немецки…»

Ася прекрасно танцует:
«…несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что‑то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически‑строгий облик…»

Характер и личность Аси

Ася стыдится своего «неприличного» происхождения:
«…она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение…»
«…Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…»
«…Она хотела быть не хуже других барышень…»
«…Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она…»

Ася ведет себя странно и неестественно (потому что стыдится своего происхождения):
«…Если я такая странная, я, право, не виновата, – возразила она…»
«…Уже накануне заметил я в ней что‑то напряженное, не совсем естественное…»
«…Что за хамелеон эта девушка!..»
«…опять этот неестественный смех, эти странные ужимки…»
«…какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?..»

Ася не умеет держать себя в обществе, потому что она выросла среди крестьян:
«…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – все мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие…»
«…Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого‑то я и боюсь говорить…»

Она робкая от природы девушка, но при этом она намеренно ведет себя развязно:
«…По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось…»
«…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, – мнением каждого дорожит…»

Ася по характеру  это «порох» и «огонь»:

«…Сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо – признаюсь, она меня пугала…»
«…с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть…»
«…Я иногда самой себя боюсь, ей‑богу…»
«…С огнем шутить нельзя. Вы не знаете Асю…»

Это добрая, но своенравная девушка:
«…Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, – промолвил он, – у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить…»

Она искренний и честный человек:
«…Но, к счастью, она не умеет лгать – и доверяет мне…»
«…Бедное, честное, искреннее дитя!..»
«…Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она…»

Она умная и понятливая девушка:
«…Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»
«…и с вашим умом…» (господин Н. об Асе)

Ася  очень чуткая девушка:

«…чуткость ее – просто страшна…»
«…О, я умею отгадывать! – продолжала она, – бывало, я по одному папашину кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет…»

Она глубокий человек. Она любое чувство переживает всем сердцем:
«…как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза…»
«…она страстно ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину…»
«…Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно…»

Ася  очень подвижное «существо»:

«…Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…»

Она иногда ведет себя как «сумасшедшая»:
«…А ведь это Ася! – воскликнул Гагин, – экая сумасшедшая!..»
«…не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется…»
«…Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее…»
«…Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет…»


Иногда она ведет себя как ребенок:
«…Она ребенок; будьте снисходительны…»
«…Что за детская выходка?..» (об Асе)

Ася ведет себя как капризная «девочка»:
«…Она у меня порядком избалована, как видите, – прибавил он, помолчав немного, – да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею…»
«…Экая она у меня вольница!..»
«…думал об этой «капризной девочке с натянутым смехом…»
«…что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне…»

Ася  ловкая девушка:

«…Ее движенья были очень милы, но мне по‑прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью…»
«…Да она как коза лазит, – пробормотала себе под нос старушка…»

Она шаловлива и дерзка:
«…Ася <…> шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам…»
«…ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка…»
«…На возвратном пути она пуще хохотала и шалила…»
«…а она… шалит и чудит по‑прежнему…»

Ася  гордая девушка:

«…У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость…»
«…Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял…»

Ася никогда не жалуется:
«…ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется…»

Она самолюбива:
«…Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее…»
«…самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла…»

Она честолюбива (то есть желает оставить след после себя, желает славы, достижений):
«…Пойти куда‑нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?..»
«…Вы честолюбивы, – заметил я, – вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…»

Ася  решительная девушка:

«…она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость…»

Она любит читать:

«…Вы несправедливы к себе, – возразил я. – Вы много читали, вы образованны, и с вашим умом…»
«…Я застал ее раз за книгой, одну. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки…»
«…Я взглянул на заглавие книги: это был какой‑то французский роман…»

Судя по всему, на досуге она занимается шитьем:
«…сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась…»

У Аси «неправильный» почерк (так как она до 9 лет жила как крестьянка):

«…неправильный и быстрый почерк Аси…»

Ася и господин Н.

Ася влюблена в господина Н. (рассказчика):
«…Ася, в вас влюблена…»
«…Ну, словом, я услышал, что она вас любит…» (о любви Аси к господину Н.)

Господин Н. влюблен в Асю, но боится на ней жениться. Герои расстаются навсегда. Потеряв Асю, господин Н. понимает, что потерял, возможно, любовь всей своей жизни. До старости он вспоминает о милой пылкой девочке Асе, которая так его любила:
«…Да, она мне нравится…»
«…Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!…»
«…ведь вы не женитесь на ней?..»
«…Я не могу на ней жениться, – решил я, наконец, – она не узнает, что и я полюбил ее…»

Это был цитатный образ и характеристика Аси в повести «Ася» Тургенева: описание внешности и характера героини, ее образования, происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по повести «Ася»

Характеристика Аси

Характеристика Аси

Одним из самых романтичных и лиричных произведений Ивана Тургенева является повесть «Ася», главной героиней которой является 17-летняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Искренняя, чувственная, не испорченная лицемерием высшего света и обладающая богатым внутренним миром, Ася стала олицетворением литературного типа, который получил название «тургеневская девушка». Автор даёт точную, развёрнутую характеристику Аси, благодаря чему можно сделать выводы не только о характере героини, но и о том, что повлияло на становление её личности.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ася.

Полное имя — Анна Николаевна.

Возраст — 17 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — брат Гагин.

Социальное положение — крестьянка (по отцу — дворянка).

Происхождение — внебрачная дочь дворянина и горничной.

Воспитание — не смогла получить достойного воспитания.

Образование — образование, традиционное для дворянского сословия.

Внешность — невысокая, стройная, миловидная девушка с тонкими чертами лица и тёмными кудрявыми волосами.

Характер — бойкая, строптивая, смелая, прямолинейная, отважная, странная, эмоциональная, страстная, преданная, искренняя, дерзкая, своенравная, умная, чуткая, сердечная, капризная, избалованная, честолюбивая, решительная.

Положительные черты — нежная, чувствительная, чуткая, любящая, верная, умная, честная, искренняя, трогательная.

Отрицательные черты — строптивая, дерзкая, эмоционально неуравновешенная, горделивая, своенравная.

Произведение — «Ася».

Автор — Иван Сергеевич Тургенев.

Цитатная характеристика

Описание образа Аси с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Настоящее имя героини — Анна Николаевна. Асей её называет брат.

«Ася (собственное имя ее было Анна, но Гагин называл ее Асей…)»

Источник: Глава 2

«— Анна Николаевна, — сказал я».

Источник: Глава 16

Художественный портрет Аси основан на том, что она является внебрачной дочерью дворянина Николая Гагина и горничной Татьяны.

«Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны».

Источник: Глава 8

«…она знала, что барин ее отец…»

Источник: Глава 8

Ася — сестра Гагина, у них общий отец.

«…меня зовут Гагиным, а вот это моя… — он запнулся на мгновение, — моя сестра».

Источник: Глава 2

«…она точно мне сестра, она дочь моего отца…»

Источник: Глава 8

Ася жила в деревне вместе с матерью, которая наотрез отказалась выйти замуж за помещика Гагина.

«Отец мой сильно к ней привязался и после моего отъезда из деревни хотел даже жениться на ней, но она сама не согласилась быть его женой, несмотря на его просьбы… Татьяна даже не хотела переселиться к нам в дом и продолжала жить у своей сестры, вместе с Асей».

Источник: Глава 8

«…я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне».

Источник: Глава 6

Ася потеряла мать, когда ей было 9 лет.

«… а на девятом году она лишилась матери».

Источник: Глава 8

«— Покойница Татьяна Васильевна…»

Источник: Глава 8

После смерти матери Ася переехала в дом своего отца, где с ней стали обращаться как с маленькой барышней.

«Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом. Он и прежде изъявлял желание иметь ее при себе, но Татьяна ему и в этом отказала. Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку…»

Источник: Глава 8

Ася осталась круглой сиротой в возрасте 13 лет. После смерти отца она оказалась под присмотром старшего брата.

«И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!»

Источник: Глава 8

Переехав в Петербург, Ася жила и училась в одном из лучших столичных пансионов, где провела четыре года.

«Я привез ее в Петербург. Как мне ни больно было с ней расстаться, — жить с ней вместе я никак не мог; я поместил ее в один из лучших пансионов… Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…»

Источник: Глава 8

После окончания пансиона Ася отправилась с братом в путешествие по Европе. На момент повествования они остановились в Германии, где и произошло её знакомство с господином Н. Н.

«Наконец ей минуло семнадцать лет; оставаться ей долее в пансионе было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. Задумано — сделано; и вот мы с ней на берегах Рейна…»

Источник: Глава 8

«— Мы живем за городом, — продолжал Гагин, — в винограднике, в одиноком домишке, высоко».

Источник: Глава 2

Осознав, что господин Н.Н. не готов разделить с Асей свою жизнь, Гагин увёз сестру из Германии.

«В Кельне я напал на след Гагиных; я узнал, что они поехали в Лондон; я пустился вслед за ними; но в Лондоне все мои розыски остались тщетными».

Источник: Глава 2

Внешность

Портретная характеристика Аси основана на том, что она является юной девушкой. Ей всего 17 лет.

«Наконец ей минуло семнадцать лет…»

Источник: Глава 8

Ася — очень миловидная девушка. У неё круглое лицо, детские щёчки.

«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками…»

Источник: Глава 2

У Аси большие чёрные глаза с длинными ресницами.

«…черными, светлыми глазами».

Источник: Глава 2

«Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело…»

Источник: Глава 2

«…опустила свои длинные ресницы…»

Источник: Глава 4

«…темные, неподвижные, почти закрытые глаза…»

Источник: Глава 9

У Аси чёрные кудрявые волосы.

«…ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши».

Источник: Глава 2

«…мы увидали темную головку Аси…»

Источник: Глава 4

«… лице, резво обвеянном кудрями».

Источник: Глава 9

Внешний вид Аси во многом зависит от её настроения. У неё изменчивое лицо, выражение которого часто меняется.

«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще».

Источник: Глава 4

«…ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка».

Источник: Глава 4

«…черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши».

Источник: Глава 5

Ася — невысокая, стройная девушка.

«…девушку невысокого роста…»

Источник: Глава 2

«Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Источник: Глава 2

«…стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе».

Источник: Глава 4

«Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине…»

Источник: Глава 4

«…бледная, худенькая…»

Источник: Глава 13

Во время прогулок на природе Ася носит соломенную шляпку, тонкий кисейный шарф.

«…в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица».

Источник: Глава 2

«…закутавшись кисейным шарфом…»

Источник: Глава 4

Ася выбирает одежду в зависимости от настроения. Она может надеть как самое старенькое, так и самое нарядное своё платье.

«…одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках».

Источник: Глава 4

«На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…»

Источник: Глава 5

Черты характера и поступки

Ася довольно замкнутая, стеснительная, диковатая; она тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми.

«Сначала она дичилась меня; но Гагин сказал ей:
— Ася, полно ежиться! он не кусается».
Источник: Глава 2

«…она не походила на барышню; во всех ее движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило».

Источник: Глава 6

«…не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня…»

Источник: Глава 9

Чтобы побороть свою природную стеснительность, Ася пытается быть развязной, но в результате её поведение становится неестественным.

«По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось».

Источник: Глава 6

«Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное…»

Источник: Глава 4

«…но Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке, тотчас убежала… Признаюсь, мне стало очень досадно на Асю; уж и без того мне было не по себе, а тут опять этот неестественный смех, эти странные ужимки».

Источник: Глава 8

«…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться…»

Источник: Глава 9

Несмотря на внешнюю независимость, Ася очень трепетно относится к чужому мнению.

«…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, — мнением каждого дорожит…»

Источник: Глава 8

Ася очень подвижная, живая, она находится в непрестанном движении.

«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову».

Источник: Глава 2

Поведение Аси всегда очень странно и непредсказуемо. Чтобы привлечь к себе внимание, она готова даже рисковать собой.

«Мы уже подходили к ним, как вдруг впереди нас мелькнула женская фигура, быстро перебежала по груде обломков и уселась на уступе стены, прямо над пропастью.
— А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!»
Источник: Глава 4

«На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…»

Источник: Глава 4

«— Полноте, — сказал мне шепотом Гагин, — не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется».

Источник: Глава 4

«Она хочет удивить нас, — думал я, — к чему это? Что за детская выходка?»

Источник: Глава 4

Ася — странный человек, у нее «бедовая» голова.

«Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?»

Источник: Глава 8

« — Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, — промолвил он, — у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить».

Источник: Глава 8

«Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю».

Источник: Глава 9

«— Я сама не знаю иногда, что у меня в голове, — продолжала Ася с тем же задумчивым видом. — Я иногда самой себя боюсь, ей-богу».

Источник: Глава 11

« — Если я такая странная, я, право, не виновата, — возразила она».

Источник: Глава 12

«Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет».

Источник: Глава 14

«Вы не знаете Асю; она в состоянии занемочь, убежать, свиданье вам назначить…»

Источник: Глава 14

«Сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо— признаюсь, она меня пугала».

Источник: Глава 15

Ася любит дурачиться, чудить, шалить и не боится выглядеть смешно в глазах других.

«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом».

Источник: Глава 4

«Так лучше пойду дурачиться, — и побежала в сад».

Источник: Глава 6

«…так ли она будет “чудить”, как накануне…»

Источник: Глава 5

«…уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили меня в первые два дня нашего знакомства».

Источник: Глава 6

«…а она … шалит и чудит по-прежнему».

Источник: Глава 8

Ася любит примерять разные образы, играть новые для себя роли. Она — настоящий «хамелеон».

«…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни».

Источник: Глава 4

«Ася показалась мне совершенно русской девушкой, простою девушкой, чуть не горничной… Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши».

Источник: Глава 5

«…ни тени кокетства, ни признака намеренно принятой роли я в ней не заметил; на этот раз не было возможности упрекнуть ее в неестественности.
— А-га! — говорил Гагин, — пост и покаяние на себя наложила».
Источник: Глава 5

«Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца. На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея. Словом, она являлась мне полузагадочным существом».

Источник: Глава 6

« — Что за хамелеон эта девушка!»

Источник: Глава 5

Ася весьма капризна и избалованна. Развитию этих качеств очень способствовало отношение её отца и брата, которые во всём потакали ей.

«…у отца она пользовалась совершенной свободой… Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец…»

Источник: Глава 8

«Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: “Она ребенок; будьте снисходительны”».

Источник: Глава 4

«Она у меня очень избалована, как видите, — прибавил он, помолчав немного, — да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно».

Источник: Глава 4

« — Экая она у меня вольница! — промолвил Гагин».

Источник: Глава 4

«…снова думал об этой “капризной девочке с натянутым смехом…”»

Источник: Глава 4

«Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее».

Источник: Глава 8

У Аси очень чуткая душа.

«…чуткость ее — просто страшна…»

Источник: Глава 14

«— О, я умею отгадывать! — продолжала она, — бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет».

Источник: Глава 9

Ася — очень гордая и упрямая девушка с болезненным самолюбием.

«У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего: я заметил: причиною этому всегда бывает гордость».

Источник: Глава 4

«…самолюбие развилось в ней сильно…»

Источник: Глава 8

«…упрямилась, глядела букой…»

Источник: Глава 8

Ася — сильная, целостная натура, она не способна подстраиваться под общество, быть такой, как все.

«…но никак не хотела подойти под общий уровень…»

Источник: Глава 8

«Словом, она продолжала идти своей дорогой…»

Источник: Глава 8

Ася — честный и прямолинейный человек, который считает самыми большими человеческими пороками трусость и лесть.

«”Лесть и трусость — самые дурные пороки“, — громко промолвила Ася».

Источник: Глава 8

«…я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить».

Источник: Глава 9

«…меня мучит мысль, что вы меня считаете легкомысленной… Вы вперед всегда верьте тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны; а я вам всегда буду говорить правду, даю вам честное слово…»

Источник: Глава 12

«… к счастью, она не умеет лгать…»

Источник: Глава 14

«Другая умела бы все скрыть и выждать — но не она».

Источник: Глава 14

Ася с большой неохотой говорит о своём прошлом.

«Я несколько раз заговаривал с ней об ее жизни в России, о ее прошедшем: она неохотно отвечала на мои расспросы; я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне».

Источник: Глава 6

«Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю…»

Источник: Глава 14

Для Аси сам факт её незаконного рождения и неоднозначного положения в обществе является серьезным испытанием. Она стыдится, что она — внебрачная дворянская дочь.

«…она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею».

Источник: Глава 8

«Я не мог слишком винить ее: в ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться».

Источник: Глава 8

Асе присущ юношеский максимализм — она мечтает совершить великий подвиг, чтобы её жизнь не была бессмысленным существованием.

«— Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
— Вы честолюбивы, — заметил я, — вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…
— А разве это невозможно?»
Источник: Глава 9

Ася очень привязана к своему брату.

«— Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить — и навсегда.
— Полно, Ася, успокойся, — говорил Гагин, — ты знаешь, я тебе верю».
Источник: Глава 6

«Правда, потом, когда она убедилась, что я точно признаю ее за сестру и полюбил ее, как сестру, она страстно ко мне привязалась…»

Источник: Глава 8

Ася — страстная натура, способная полностью отдаваться своим чувствам и эмоциям.

«…у ней ни одно чувство не бывает вполовину».

Источник: Глава 8

«Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!»

Источник: Глава 8

«…представить себе не можем, как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».

Источник: Глава 14

Впервые в жизни испытав сильное чувство к господину Н. Н., Ася готова полностью раствориться в своем возлюбленном, чтобы понравиться ему.

«Послушайте: моя сестра, Ася, в вас влюблена».

Источник: Глава 14

«С нею это в первый раз — вот что беда!».

Источник: Глава 14

«— Скажите мне, что я должна читать? скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете, — прибавила она, с невинной доверчивостью обратясь ко мне.
Я не тотчас нашелся, что сказать ей.
— Ведь вам не будет скучно со мной?»
Источник: Глава 11

Асе присуще чувство собственного достоинства. Поняв, что её возлюбленный не готов связать с ней свою судьбу, она немедленно покидает его.

«”Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!”»

Источник: Глава 21

Воспитание

Из-за своего происхождения Ася не смогла получить воспитания, достойного барышни.

«…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и получила воспитание странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина».

Источник: Глава 6

«…она не походила на барышню…»

Источник: Глава 6

«Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана».

Источник: Глава 11

Воспитание Аси никто не занимался, после смерти матери она росла избалованным ребенком.

«Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем; кроме него, она никого не видала. Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец».

Источник: Глава 8

«Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а вблизи ни одной руки, которая бы ее направила. Полная независимость во всем! да разве легко ее вынести? Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась на книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел».

Источник: Глава 8

Первым учителем Аси был её отец.

«…у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем…»

Источник: Глава 8

После смерти отца Ася поступила в пансион, где провела четыре года.

«Я привез ее в Петербург… я поместил ее в один из лучших пансионов… она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…»

Источник: Глава 8

Несмотря на пребывание в пансионе, Ася не изменила своего поведения, её воспитание оставляло желать лучшего.

«…но, против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде».

Источник: Глава 8

«…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»

Источник: Глава 8

«Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела».

Источник: Глава 8

Ася была способной ученицей и очень хорошо училась.

«Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех…»

Источник: Глава 8

В пансионе Ася получила хорошее образование и свободно говорила на иностранных языках.

«Она довольно хорошо говорила по-французски и по-немецки…»

Источник: Глава 6

Ася не владеет навыками, которые были обычными для дворянок.

«Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной должно быть очень скучно».

Источник: Глава 11

Характеристика Аси другими героями

Гагин

Гагин считает Асю слишком эмоциональной. Ему тяжело ужиться со своенравной и избалованной сестрой.

«— А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!»

Источник: Глава 4

«— Полноте, — сказал мне шепотом Гагин, — не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется».

Источник: Глава 4

«Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: “Она ребенок; будьте снисходительны“».

Источник: Глава 4

« — Экая она у меня вольница! — промолвил Гагин».

Источник: Глава 4

«Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет».

Источник: Глава 14

Гагин понимает, что Ася очень странная, у неё «бедовая» голова.

«Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?»

Источник: Глава 8

«… у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить».

Источник: Глава 8

Гагин знает, что Ася — очень искренний и правдивый человек.

«…к счастью, она не умеет лгать — и доверяет мне».

Источник: Глава 14

Подробная характеристика Гагина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Аси вместе!

Биография

Ася (настоящее имя Анна) — внебрачная дочь дворянина Николая Гагина и горничной Татьяны Васильевны. Спустя несколько лет после смерти любимой жены Гагин сошёлся с горничной своей покойной супруги, и у них родилась дочь. Гагин хотел жениться на Татьяне, но та наотрез отказалась, чтобы не позорить имя барина. Вместе с Асей она жила в доме своей сестры и строго воспитывала дочь.

Асе было 9 лет, когда умерла её мать. Гагин тут же забрал к себе дочь и стал в одиночку растить её. Он давал ей много свободы, часто баловал. Спустя несколько лет старый помещик скончался, но перед смертью попросил своего сына не бросать сестру. Так 13-летняя Ася осталась на попечении своего старшего брата, 20-летнего гвардейца Гагина.

Гагин привез Асю в Петербург, где устроил в один из лучших пансионов. Ася прекрасно училась, но так и не смогла приобрести утончённые светские манеры. Из-за своего происхождения она не могла общаться на равных с другими барышнями, часто становилась жертвой их насмешек и язвительных замечаний.

Когда Асе исполнилось 17 лет, она уже не могла оставаться в пансионе, и Гагин принял решение уйти в отставку и вместе с сестрой путешествовать по Европе. Они отправились в Германию и поселились в небольшом домике на берегу Рейна.

Здесь произошло знакомство Аси с господином Н. Н. — молодым русским дворянином, который также путешествовал по Европе. Ася страстно влюбилась в молодого человека и откровенно рассказала ему о своих чувствах. Однако господин Н. Н. не был готов связать свою судьбу со странной, ни на кого не похожей девушкой, у которой к тому же было сомнительное происхождение. Поняв это, Ася с братом тут же покинули Германию и навсегда исчезли из жизни господина Н. Н.

Образ Аси

Ася представляет собой сложный женский образ, сотканный из противоречий и парадоксов. И этому можно дать простое объяснение — незаконнорождённая дочь дворянина и крепостной крестьянки, но при этом дочь признанная и горячо любимая, она чувствовала всю нестабильность и двусмысленность своего положения в обществе и потому просто не знала, как правильно себя вести.

Робкая и нежная от природы, она надела на себя защитный панцирь из развязности и отчаянной смелости, граничащей с дерзостью. Только так эта хрупкая девушка видела возможность противостоять этому холодному и равнодушному обществу, которое высокомерно и презрительно относилось к её сомнительному происхождению.

Ася обладала на редкость цельной, прямолинейной натурой. Она не терпела лжи, фальши, лицемерия и вследствие этого просто не могла вписаться в те правила поведения, которые были установлены в светском обществе. Это была живая, трепещущая душа, открытая миру, чувствам, эмоциям.

У Аси было очень чуткое сердце, она с легкостью «считывала» настроение собеседника, улавливала его малейшие перемены. Она не могла и не хотела скрывать свои чувства, которые всегда были оголены, открыты напоказ, и часто именно по этой причине Ася казалась странной девушкой — она резко контрастировала с благовоспитанными барышнями, привыкшими скрывать свои истинные чувства.

Ася — страстная натура, она не способна чувствовать наполовину. Когда она впервые в жизни влюбляется в господина Н. Н., её чувства можно сравнить с извержением вулкана. Её сильная, чистая, искренняя любовь была видна в каждом жесте, в каждом взгляде её прекрасных глаз. Не в силах скрывать свои чувства, Ася первой открылась своему возлюбленному. Она готова была пойти за ним на край света, однако сразу поняла, что Н. Н. не готов к этому.

Несмотря на сильное чувство, Ася не была готова терпеть подобное унижение и умолять о взаимности. Гордая и решительная, она решила немедленно исчезнуть из жизни господина Н. Н., вычеркнуть его из своего сердца. Она смогла понять, что трусливый и расчётливый человек не достоин её нежности, пылкости и преданности.

5 фактов об Асе

  • Замысел повести родился у И. С. Тургенева в 1857 году в немецком городке Зинциг, где в окне небольшого домика на первом этаже он увидел старуху, а на втором — юную прекрасную девушку. Силой своего воображения писатель стал придумывать жизненные истории увиденных им женщин, которые в итоге превратились в полноценную повесть.
  • Существует несколько версий того, кто мог послужить прототипом главной героини. По одной из них, это была Ася или Анна — внебрачная дочь дяди и опекуна писателя, Николая Николаевича Тургенева, которая воспитывалась в доме Тургеневых.
  • Прототипом Аси могла послужить Варвара Житова — сводная сестра И. С. Тургенева, также родившаяся вне брака.
  • И, наконец, Тургенев мог писать образ Аси с собственной незаконнорождённой дочери Полины Брюэр, которая во время работы над повестью страдала от неразделённой любви.
  • Литературные критики часто сравнивают яркий, самобытный образ Аси с Миньоной из романа Гёте и Наташей Ростовой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В повести И. С. Тургенева «Ася» описан один из самых интересных женских образов в русской литературе. Впервые испытав сильное, прекрасное, искреннее чувство, Ася тут же познала не менее сильное разочарование: её возлюбленный оказался недостойным её любви.

По мнению автора, роль героини заключается в том, чтобы показать, что не нужно скрывать свои истинные переживания, ведь только благодаря им можно почувствовать всю красоту и глубину этой жизни. Характеристика Аси с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 8 классе, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Обновлено: 13.03.2024

Глаза Аси:

«. я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил. »
«. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. »
«. полудерзко, полувесело щурились темные глаза. »
«. худенькую черноглазую девочку. «

Происхождение и образование Аси

Ася — наполовину дворянка (по отцу), наполовину — крестьянка (по матери):
«. она знала, что барин ее отец. »
«. Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны. «

В 9 лет она осталась без матери. Тогда отец-помещик взял Асю к себе и сделал из нее барыню:
«. а на девятом году она лишилась матери. »
«. Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом. «

Ася в 13 лет потеряла отца-барина и осталась на попечении старшего брата — господина Гагина:
«. И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках. «

Ася жила 4 года в пансионе в Петербурге (до 17 лет):
«. Я привез ее в Петербург <. > я поместил ее в один из лучших пансионов. » (пансион — это учебное заведение, где живут круглосуточно)
«. Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года. »
«. Наконец, ей минуло семнадцать лет; оставаться ей далее в пансионе было невозможно. «

Характер и личность Аси

Ася стыдится своего «неприличного» происхождения:
«. она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение. »
«. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею. »
«. Она хотела быть не хуже других барышень. »
«. Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она. «

Ася — умная и понятливая девушка:
«. Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой. »
«. и с вашим умом. » (господин Н. об Асе)

Ася — очень подвижное «существо»:
«. Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. «


Ася иногда ведет себя как ребенок:
«. Она ребенок; будьте снисходительны. »
«. Что за детская выходка. » (об Асе)

Ася — гордая девушка:
«. У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость. »
«. Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял. «

Ася — самолюбивая девушка:
«. Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее. »
«. самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. «

Ася — решительная девушка:
«. она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость. »

Ася любит читать:
Ася занимается шитьем:
«. сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась. »

У Аси — «неправильный» почерк (так как она до 9 лет жила как крестьянка):
«. неправильный и быстрый почерк Аси. «

Следующая цитата

Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня: ее душа мне нравилась.

Ася задумалась на мгновенье; ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка.

У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

Лесть и трусость – самые дурные пороки»

Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к ее руке…

Если б мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

Помните, вы вчера говорили о крыльях. Крылья у меня выросли – да лететь некуда.

О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…

Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши.

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

Ася и господин Н.

Ася влюблена в господина Н. (рассказчика):
«. Ася, в вас влюблена. »
«. Ну, словом, я услышал, что она вас любит. » (о любви Аси к господину Н.)

Это был цитатный образ и характеристика Аси в повести «Ася» Тургенева: описание внешности и характера Аси, ее образования, происхождения и т.д.

Следующая цитата

С своими курчавыми блестящими волосами, открытой шеей и розовыми щеками он сам был свеж, как утро.

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят.

Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься.

человек не растение и процветать ему долго нельзя.

Крылья у меня выросли – да лететь некуда.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

Есть чувства, которые поднимают нас от земли.

у ней ни одно чувство не бывает вполовину.

Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

Следующая цитата

Это были известные высказывания и цитаты из повести «Ася» Тургенева: интересные высказывания из произведения.

Читайте также:

      

  • Николай рерих цитаты мысли
  •   

  • Клара и солнце цитаты
  •   

  • Цитата одри хепберн impossible
  •   

  • Утренний намаз цитаты картинки
  •   

  • Терпение мой друг и ваша щетина превратится в золото откуда цитата

Х/ф «Ася». 1977. В роли Аси актриса Е. Коренева

Ася (Анна Гагина) – героиня повести Ивана Сергеевича Тургенева и классический образец «тургеневской девушки». Противоречия в ее характере вызывают у читателей неоднозначные чувства. Одним образ Аси представляется загадочным и волнующим, других же настораживает непредсказуемость и странность ее поведения. Подобные чувства испытывает и герой повести Н.Н., которого всё сильнее влечет к юной девушке. Несмотря на особенности характера, Ася остается тонко чувствующим, искренним и честным человеком. По некоторым сведениям, образ Аси мог быть списан с внебрачной дочери самого автора.

Описание Аси

Господин Н.Н. знакомится с семнадцатилетней Асей в Германии, на одном из студенческих мероприятий. Девушку сопровождает молодой мужчина, представившийся ее братом. Постепенно, в ходе завязавшейся дружбы Н.Н. становятся известны некоторые подробности из биографии Аси. Отцом ее был богатый помещик, дворянин, мать же была простой крестьянкой, служившей у него горничной. Этот факт происхождения невыносимо угнетает молодую девушку, и она старается как можно реже затрагивать эту тему.

После смерти отца опекуном Аси становится ее старший брат, Гагин. Несмотря на то, что он постарался дать Асе достойное образование в пансионе, ей так и не удается взрастить в себе черты и манеры настоящей дворянки. Вся ее натура противится тому лицемерию и лжи, которые царят в светском обществе.

Внешность Аси

В повести образ Аси передан через восприятие господина Н.Н., который описывает девушку с позиции влюбленного мужчины. С его слов, Ася очень хороша собой: миловидное круглое личико, изящный носик, темные волнистые волосы. Припухлые щеки выдают в ней присутствие очаровательной детскости, а невысокая статная фигура еще не вполне сформировалась для взрослой девушки.

Необычная деталь внешности Аси – глаза, которые Н.Н. называет черными светлыми. Темноглазая девушка поражает его светлотой своего взгляда, что придает еще большей необычности ее образу. Но иногда из-под прищуренных глаз, прикрытых темными ресницами, неожиданно пробивается какая-то необузданная дерзость.

Иллюстрация К. Клементьева

Характер героини

Ася – удивительная и своеобразная девушка. Она образованна, начитанна, хорошо рисует и умеет ценить прекрасное. Доброта, чувство справедливости, впечатлительность и ранимость – неотъемлемые черты ее натуры.

Характер Аси представляет собой две противоборствующие стихии. Природная робость временами сменяется дикой необузданностью и даже развязностью. Все эти превращения отражаются и на ее поведении. Из тихой и стеснительной девушки она вдруг превращается в капризного, неуправляемого ребенка. Особенно часто такие метаморфозы начинают происходить после того, как Ася влюбляется в господина Н.Н. Именно такое необычное поведение и влечет к ней главного героя, который испытывает к девушке противоречивые чувства от осуждения до симпатии.

Постепенно герой начинает понимать, в чем заключается притягательность Аси. С его слов, недостатки девушки и являются ее основными добродетелями. Ася в корне отличается от своих сверстниц – легкомысленных и пустых светских барышень. В ее натуре на первое место выходят страстность и естественность, живость ума и богатое воображение. Эти качества и делают ее необыкновенно привлекательной и желанной для господина Н.Н.

Испытание любовью

В силу своей молодости и жизненной неопытности Ася пугается того чувства, которое все больше пробуждает в ней главный герой. Новые ощущения начинают отражаться на ее поведении, которое становится все более странным и непредсказуемым. Но это нельзя назвать обычными капризами взбалмошной барышни. В душе Аси происходит скрытая борьба между новизной ее ощущений и смятением. Поэтому ее поведение – не что иное, как отражение горячего желания очаровать господина Н.Н.

Ася настолько открыта и непосредственна, что ей даже не приходит в голову как-то скрывать свои чувства. На этой волне она рассказывает о своей любви брату и признается в ней самому господину Н.Н. Этот наивный, полудетский порыв вызывает у мужчин неоднозначную реакцию. Гагин считает, что сестра сошла с ума и предупреждает, что «она погубит себя непременно». В то же время он понимает, что чувства Аси чисты и благородны.

Главный герой, осознавая, что стал объектом любви юной наивной девушки, и сам, будучи влюбленным, не может оценить ее прекрасного порыва. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» –размышляет он. К тому же, он не собирается нарушать правила света и заключать брак с девушкой, которая считается незаконнорожденной. По этим причинам он не может идти на поводу у своего чувства и отказывается от любви Аси. Когда Гагин с грустью в голосе спрашивает у него, намерен ли он связать свою жизнь с его сестрой, герой молчит, не решаясь дать прямой ответ.

Кадр из х/ф «Ася». 1977

Когда Ася осознает, что ее чувства отвергнуты, она принимает решение навсегда расстаться со своей первой любовью. Она делает это тихо, без театральных сцен и заламывания рук. Девушка навсегда исчезает из жизни главного героя, унося с собой страдания и несбывшиеся мечты. Этим поступком раскрывается внутренняя сила героини, ее гордость и непреклонность. В этом смысле ее поведение достойно подражания.

Роль Аси в произведении

Главной целью Ивана Сергеевича Тургенева было создание образа идеальной девушки, которую впоследствии назовут «тургеневской». Автор считал, что познать женщину можно только через ее чувство, поскольку именно оно раскрывает всю ее непостижимую женскую природу. Поэтому его героиня с достоинством проходит испытание первой любовью, обнаруживая в себе качества взрослой, состоявшейся личности по сравнению с тем ребенком, которым она предстает в начале повествования.

На примере образа Аси писатель призывает не бояться раскрывать свои чувства. Под влиянием нахлынувшей первой любви девушка призналась в ней любимому мужчине, но обожглась, приобретя, тем самым, бесценный, хотя и жестокий жизненный опыт. Во-первых, она узнала, что представляет собой человек, с которым она хотела связать свою жизнь, во-вторых, эта ситуация позволила ей начать лучше разбираться в людях, внимательнее присматриваться к ним. После расставания с господином Н.Н. Ася уже четко представляла себе, каким должен быть ее избранник, оно помогло ей раскрыться как личность и понять себя, свои предпочтения и желания.

Развитие героини

В начале повествования Анна представляет собой совсем юную, наивную и немного легкомысленную девушку. Пока не наступила пора взросления, она может позволить себе дурачиться, предаваться шалостям, относиться к жизни, как к игре. Она открыта миру, не страшится стоять над пропастью на старой башне, потому что доверяет природе и людям, что говорит о ее внутренней свободе.

Но вот в ее жизни появляется господин Н.Н., и характер девушки в корне меняется. Это отражается на ее поведении, оно становится странным и непредсказуемым. В силу своей неопытности она не представляет, как нужно себя вести, боится показаться любимому человеку смешной и нелепой. В этом кроется причина ее странных поступков и неожиданных порывов. Веселье часто сменяется внезапной грустью, оживление – полной неподвижностью.  Смена этих образов имеет в своей основе единственную цель – привлечь к себе внимание любимого мужчины. В этом смысле показателен эпизод с лихорадкой, которая также явилась следствием захватившего ее чувства. Любовь Аси не остается без взаимности, герой также испытывает к девушке ответные чувства. Но в тот момент, когда Ася, дрожа от волнения, ждет от него решающего слова, он вдруг отступает, словно чего-то испугавшись.

Как только Асе открывается сущность господина Н.Н., она навсегда исчезает из его жизни. В этом и проявляется сила характера этой девушки, исполненной достоинства, несмотря на разочарование в первой любви. Не напрасно поэт Н.А. Некрасов после прочтения повести посвятил героине следующие слова: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, она вся – чистое золото поэзии».

Отношение Тургенева к Асе

Лев Николаевич Толстой писал, что Тургенев создал и воплотил в своих произведениях «тургеневских девушек», образ, которого до этого не существовало в русской литературе. Теперь же героинями произведений стали выступать женщины, для которых любовь была выше святости брака. По сравнению с пушкинской Татьяной, оставшейся верной брачному обету, Ася без промедления говорит господину Н.Н.: «Ваша». В этом заключена сила этих женщин, которые никогда не подчинятся чужой воле и не будут насильно выданы замуж. Они способны сами делать свой выбор при условии, что избранник окажется необыкновенным человеком. Поэтому многие из них ищут любовь и не могут ее найти, потому что не оказывается рядом мужчины, который был бы достоин этих женщин. Для самого автора эти девушки являются образцом духовного идеала, так как без раздумья готовы пожертвовать собой ради любимого человека.

Кадр из х/ф «Ася». 1977

Без сомнения, Тургенев симпатизирует Асе. Более того, он испытывает к ней почти отеческие чувства, такие как участие, сочувствие, сопереживание, часто прощая ей баловство и непредсказуемость. Закончив работу над повестью, он определил свое отношение к ней следующими словами: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

Прототипы Аси

Существует несколько точек зрения относительно того, кто же был настоящим прототипом тургеневской Аси. Одна из них является преобладающей. Согласно ей, автор взял за основу образа своей героини собственную незаконнорожденную дочь, Полину Брюэр. Эту теорию подтверждает большое количество автобиографических моментов. Как и Ася, Полина занимала в глазах общества неопределенное положение. Матерью ее была крестьянка, а отцом – дворянин Иван Тургенев. Попав в благородное общество из крестьянской среды, девушка , стесняясь своего происхождения, чувствовала себя в этом окружении весьма неуютно. Еще одним прототипом Аси могла быть незаконнорожденная сестра писателя Варвара Житова, которая так же не смогла найти свое место в светском обществе.

Экранизация героини

В 1977 году киностудия «Ленфильм» выпустила фильм-экранизацию «Ася» по повести Ивана Сергеевича Тургенева. Режиссер и автор сценария Иосиф Хейфиц пригласил на роль Аси талантливую актрису Елену Кореневу. Режиссеру удалось в точности передать атмосферу тургеневской повести, а роль главной героини принесла актрисе приз Международного кинофестиваля в Таормине. Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В ролях персонажей второго плана снимались немецкие актеры.

Литература:

  1. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  2. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  3. Лотман Л.М. Комментарии к повести «Ася»//Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: М.-Л., 1964.
  4. Недзвецкий В. А. Любовь – крест – долг// Известия Академии наук. Сер. Литературы и языка.- 1996.
  5. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и ончарова// Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. — М., 1955.
  6. Ходанен Л.А. Идиллическое начало в повести И.С. Тургенева «Ася»//Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе: Межвуз. сб. науч. тр.-Кемерово, 1991.

Сочинения по произведению

  1. • Анализ повести «Ася»
  2. • Образ Аси в повести «Ася»
  3. • Образ тургеневской девушки в повести «Ася»
  4. • Смысл названия повести «Ася»
  5. • Тема любви в повести «Ася»
  6. • Читательский дневник «Ася»

Герои произведения

Гагин

Господин Н.

Текст: Ирина Зарицкая, 6.1k 👀

История персонажа

Ася — главный персонаж одноименной повести Ивана Тургенева и снятого по мотивам этой книги фильма. Девушка с неопределенным социальным положением. Дочь горничной, рожденная от барина. Воспитывается братом. Возлюбленная главного героя повести, которого писатель обозначил как Н.Н.

История создания персонажа

Иван Тургенев начал работать над повестью летом 1857 года, а закончил текст в ноябре. Публикация состоялась в 1858 году, когда вышел первый номер литературного журнала «Современник». Ожидалось, что автор намного раньше пришлет повесть в редакцию, однако работа шла медленно из-за болезни и утомленного состояния.

Идея повести родилась у писателя в Германии. В одном маленьком городе Тургенев стал случайным свидетелем сценки, которая подтолкнула его воображение. Девушка смотрела из окна в верхних этажах дома, и в это же время из окна первого этажа выглядывала пожилая женщина.

Иван Тургенев заинтересовался жизнью этих двух особ и попытался вообразить, что между ними происходит. Замысел повести родился из этих размышлений, но история создания произведения затрагивает и автобиографические моменты.

Интересный факт — у самого Тургенева была незаконнорожденная дочь Полина, которая стала прототипом Аси. Как и героиня произведения, Полина пребывала, с точки зрения общества того времени, в странном положении. Мать девушки была крестьянкой, а отец, Иван Тургенев, — барином.

Полина попала в общество дворян из крестьянского мира и чувствовала себя в новом окружении не в своей тарелке. У Тургенева была еще незаконнорожденная сестра Варвара, которая тоже могла стать прототипом Аси.

Иллюстрации к повести в разное время создавали художники Давид Боровский, Ксения Клементьева и Владимир Зельдес.

Образ и биография Аси

Место действия — некий маленький город на берегах Рейна. Главный герой попадает на шумный студенческий праздник с музыкой и там знакомится с двумя соотечественниками — девушкой Асей и ее братом, неким Гагиным, который собирается стать художником.

Героине 17 лет. Полное имя загадочной девушки с необычной внешностью— Анна Николаевна Гагина. Это невысокая тонкая особа с «мальчишеской» стрижкой до плеч, брюнетка с кудрявыми волосами, черными глазами и длинными ресницами. Носит широкополую соломенную шляпку, которая закрывает часть лица, кисейные шарфы и длинные шали.

У героини часто случаются перепады настроения, девушка то грустит, то начинает шумно веселиться, эксцентрична и совершает неожиданные поступки. Может, к примеру, вскарабкаться на развалины старого замка, решив вдруг полить там цветы. Потихоньку до главного героя начинает доходить, что Ася, по всей вероятности, не сестра Гагину на самом деле.

Н.Н. не в состоянии самостоятельно разгадать тайну этой, согласно цитате, «капризной девочки с натянутым смехом…». Через несколько дней его терпение лопается, и тот вызывает Гагина на откровенный разговор. Оказывается, девушка и впрямь не приходится Гагину родной сестрой. Сам Гагин в двенадцать лет уехал из дому в Петербург, в пансион. Отец героя жил в деревне и к моменту отъезда Гагина стал вдовцом.

Только после того как умер отец, Гагин выяснил, что у родителя был еще один ребенок — девочка. Этим ребенком и была героиня произведения, которая родилась от барина и горничной Татьяны, работавшей в доме Гагиных. До девяти лет девочка жила с матерью в избе и росла в простой деревенской среде, поэтому манерами мало походила на «барыню».

На девятом году Асиной жизни мать умерла, и девочка попала в дом отца-помещика. Там ее стали перевоспитывать, пытаясь сделать девицу благородного происхождения. На момент смерти отца осиротевшей дочери было уже тринадцать лет. Из родичей у девочки остался только сводный брат, на чьем попечении Ася и оказалась.

Четыре года сводная сестра провела в петербургском пансионе, куда героиню сдал брат. Это трудный период в биографии главной героини. В пансионе девушку старались перевоспитать, однако «диковатый» характер мало изменился. Ей попытались привить хорошие манеры и обучить французскому и немецкому языкам, а также научили танцевать вальс.

Потом девушка вместе с Гагиным уезжает за границу, с чего и начинается описание сюжета книги. Ася знакомится с Н.Н. и вызывает у него глубокую жалость. Тот думает, что нервное состояние девушки вызвано шаткостью ее социального положения.

У героини, действительно, много комплексов на почве «непристойного» происхождения. Она стыдится собственной матери и хочет быть не хуже благородных девиц. Из-за этих комплексов поведение особы часто выглядит неестественно — она напряжена, странно смеется, любит порисоваться и в обществе держит себя не слишком умело.

Но такая характеристика — только защитная реакция. Ася привыкла озвучивать вслух все, что приходит в голову, не умеет врать, а природную робость маскирует развязным поведением. С героиней трудно поладить, несмотря на доброе сердце. При этом девушка умна, энергична и подвижна, смешлива и не любит сидеть на месте.

Брат видит в образе сестры, прежде всего, избалованность и капризность. Героиня и впрямь склонна к шалостям и дерзкому поведению, любит свести знакомство с людьми другого социального круга.

Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, и однажды Ася пишет герою письмо, где просит о свидании. У Н.Н. происходит серьезный разговор со старшим братом. Тот видит, какие чувства девушка испытывает к герою, и интересуется, собирается ли тот жениться.

Н.Н. колеблется и не испытывает уверенности в том, что в самом деле хочет жениться. В итоге договариваются до того, что при следующей встрече герой отвергнет чувства девушки, чтобы зря не обнадеживать влюбленную.

В следующий раз дочь барина и горничной встречает героя в доме, принадлежащем вдове бургомистра. Она признается Н.Н. в собственных чувствах и бросается в его объятия, однако мужчина внезапно начинает выдвигать девушке претензии. Герою, оказывается, не понравилось то, что потенциальная невеста доверилась брату и рассказала тому о собственных чувствах.

Наслушавшись всего этого и поняв, что ее любовь безответная, девушка убегает, и Н.Н. вместе с Гагиным приходится пуститься на поиски. До мужчины, наконец, доходит, что у него все-таки есть желание жениться и некие чувства к девушке. Однако уже поздно.

Он собирается поговорить с Гагиным на следующий день, чтобы просить у того Асиной руки, но выясняется, что они уехали. Н.Н. узнает, что те отправились в Лондон, но там след окончательно теряется. Дальнейшая биография героини остается неизвестной.

Ключевая тема произведения — проблема любви, которая не находит отклика. А основная мысль заключается в том, что нерешительность и сомнение — не лучшие помощники в характере, из-за которых главный герой упускает свое счастье.

Ася в фильмах

В 1977 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм в жанре мелодрамы по мотивам повести Ивана Тургенева. Режиссером и автором сценария стал Иосиф Хейфиц, в роли возлюбленной Н.Н. снялась актриса Елена Коренева. Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В роли Гагина выступил актер Игорь Костолевский, а главного героя сыграл Вячеслав Езепов. В ролях второго плана снимались немецкие актеры.

Цитаты

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!

Ты думаешь, я хочу пить? Нет, тут есть цветы на стенах, которые непременно полить надо.

Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить — и навсегда.

Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю.

Библиография

  • 1858 — «Ася»

Фильмография

  • 1977 — «Ася»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самое красивое поздравление для мамы в день рождения словами
  • Сила традиций цитаты
  • Дать слово пословица продолжение
  • Слово французский красивым шрифтом
  • Цитаты лао цзы в картинках