Цитаты про левшу из произведения левша

obraz-harakteristika-levsha-leskov
Левша в Англии.
Художники Кукрыниксы

Тульский оружейный мастер Левша является главным героем повести «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») Н. С. Лескова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Левши в произведении «Левша» Н. Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.

Смотрите: 
— Все материалы по повести «Левша»

Характеристика Левши в повести Лескова «Левша» 

Левша – это талантливый, искусный мастер из Тулы, один из лучших оружейников России:

«…оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша…» 

«…недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.» 

«…три искусника ни на какой спрос не отпираются…»

Он разбирается в «металлическом деле», то есть умеет работать с металлом:

«Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле…»

Левша – это прозвище героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой, даже крестится. Настоящее имя героя неизвестно:

– А зачем же он левой рукой крестится? <…> 

– Он – левша и все левой рукой делает. 

Мастер Левша – это бедный крестьянин:

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»

Он малограмотный, необразованный человек, как и большинство крестьян:

«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. <…> У нас это так повсеместно…»

Он живет в Туле в маленьком домике – «тесной хороминке»:

«…да всю крышу с маленького домика сразу и своротили… у мастеров в их тесной хороминке*…» (*от слова «хоромы»)

У героя есть старенькие родители, о которых он говорит с любовью:

«…У меня, – говорит, – дома родители есть.»

«…тятенька* мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить…» (*тятенька – то есть отец)

Левша – холостяк, то есть состоит в «холостом звании»:

«…я еще в холостом звании.»

О внешности Левши известно, что он страдает косоглазием («косой Левша»), имеет на щеке родимое пятно, а на висках – выдранные волосы:

«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…» 

Бедный мастер Левша одевается скромно и носит стоптанную обувь:

«…на ходу крючки в кафтанах застегивают…» 

«…за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина* отлетели…» 

«Идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»  

(*казакин — верхняя одежда, короткий кафтан, застёгиваемый на крючки;  **опорочки — истоптанные башмаки;  ***озямчик — русская старинная верхняя одежда.)

Левша – глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без Божьего благословения:

«…надо взяться подумавши и с Божьим благословением.» 

«Туляки… известны также как первые знатоки в религии. <…> Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела…» 

«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться…»

Он хитрый человек. Он умеет «вилять умом», но делает это по-доброму и никому не причиняет зла:

«…туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил…» 

«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

«…ничто не брало этих хитрых мастеров…»

Он упорный, трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без перерыва несколько дней:

«…Сошлись они все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. <…> День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.»

Левша – решительный, смелый человек с чувством собственного достоинства. Он не конфузится, не теряется, когда его вызывают к императору:

«А Левша отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.» 

«…а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»

Несмотря на свое косоглазие, мастер Левша способен выполнять удивительно тонкую работу:

«…слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.» 

«Тульские мастера, которые удивительное дело делали…»

Левша с другими мастерами подковывают английскую блоху, то есть прибивают ей на пятки подковы:

«…ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!..» 

«…Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»

Среди трех тульских мастеров Левша – самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит на гвоздиках свое имя:

«…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.»

Левша – добрый, незлопамятный человек. Он прощает Платову его грубое обращение:

– Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. <…> 

– Бог простит, – это нам не впервые такой снег на голову.

К сожалению, Левша хотя и гений, но в его таланте мало смысла без образования и условий для творчества:

«Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть…»

Левша предан своему отечеству и своей вере:

«…мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные.»

«…наша русская вера самая правильная…» 

«…я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

Левшу трудно сбить с толку и чем-либо прельстить:

«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился…»

Император Николай I отправляет Левшу в Англию, чтобы тот отдал англичанам блоху с подковами:

«…государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию…, чтобы вез блоху особый курьер, … а при нем чтобы и Левша находился и чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть.»

Возвращаясь из Англии в Россию, Левша пьянствует до «белой горячки» и серьезно заболевает. Прибыв в Петербург, он вскоре умирает:

«…все рассказал: какая у Левши болезнь и отчего сделалась.» 

«Я эту болезнь понимаю, только немцы ее лечить не могут…»

Перед смертью герой просит передать царю секрет о чистке ружей, но этот секрет так и не сообщают царю:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. 

И с этою верностью Левша перекрестился и помер. <…>  Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.»

Левша – редкий талант, который в наше время трудно встретить:

«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований…»

Критика об образе Левши 

«Истинно патриотическим самосознанием наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя, они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав, испросив благословение на свой труд у Николы Мценского. 

В результате  вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое немалое чудо – подковать блоху. <…>

Однако … эти искусные люди, талантом которых возвышается …престиж России, …поставлены в положение, унизительное для их человеческого достоинства и гибельное для развития их дарований. Все они чрезвычайно зависимы от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову начальствующему лицу… <…> 

…немилосердным образом ведет себя Платов … <…>  …он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости… 

…на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других. В глазах писателя такой склад отношений – горе России. <…>

И все же, несмотря на горестный финал, общая концепция сказа о Левше имеет оптимистический смысл. При всей жестокости обстоятельств, в которых приходится «талантствовать» Левше, он обнаруживает … нравственное здоровье, чувство собственного достоинства, глубокую и искреннюю преданность интересам России. 

Чувствуя, что умирает, он до последней минуты озабочен лишь тем, чтобы успеть передать царю секрет лучшего хранения оружия, то есть его последняя дума – дума о России. …тульский мастер… сумел сохранить «душу человечкину», и этот факт – большое и обнадеживающее чудо русской жизни.«

(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)


Это был цитатный образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

Имя Левши в России давно уже стало нарицательным. Так называют искусного мастера, которому нет равных в его деле. Повесть Н. Лескова, которая дала жизнь Левше, вышла в свет в 1881 году в составе сборника «Праведники» и имела полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Характеристика героев с цитатами

Для того чтобы написать сочинение по повести о Левше, потребуется знание характеристик ее персонажей и подтверждающие их прямые цитаты. Мы рекомендуем внимательно прочитать оригинальный текст, а цитаты, представленные ниже, использовать для уточнения конкретных деталей.

Левша

Главный герой повести — человек с физическими особенностями:

«…тульском косом Левше…»

«– А зачем же он левой рукой крестится? <…>

– Он – левша и все левой рукой делает»

«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

По профессии он оружейник, причем входящий в тройку самых знаменитых мастеров России, специализирующихся на металлическом оружии, которые, однако, могут выполнить любой заказ, даже самый необычный:

«Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле…»

«…оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша…»

«…три искусника ни на какой спрос не отпираются…»

«Тульские мастера, которые удивительное дело делали…»

Левше при этом поручается самая тонкая работа:

«…слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают»

«…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»

В современных реалиях Левшу и его сослуживцев назвали бы настоящими трудоголиками:

«…Сошлись они все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. <…> День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что?то такое, а что куют – ничего неизвестно»

Одной из основных черт Левши и его коллег автор называет хитрость ума, в которой их не превзойти даже придворным:

«…туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил…»

«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

«…ничто не брало этих хитрых мастеров…»

Несмотря на свою искусность и знаменитость, Левша относится к бедным слоям населения:

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»

Живет он в маленьком доме со старыми родителями:

«…да всю крышу с маленького домика сразу и своротили…»

«…У меня, – говорит, – дома родители есть»

«…тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить…»

Левша не женат:

«…я еще в холостом звании»

Одевается главный герой скромно:

«Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»

Его сложно назвать назвать по-настоящему грамотным:

«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем»

Как и его земляки, Левша, получивший такое «образование», является верующим человеком, который приступает к любому делу, лишь молитвой получив благословение свыше:

«Туляки… известны также как первые знатоки в религии»

«Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела…»

«…надо взяться подумавши и с Божьим благословением»

«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться…»

«…наша русская вера самая правильная…»

Издержками религиозного воспитания объясняется его готовность к всепрощению, именно поэтому он так легко воспринимает несправедливые побои Платова:

– Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. <…>

– Бог простит, – это нам не впервые такой снег на голову.

Лесков, однако, наделил Левшу также и чувством собственного достоинства, смелостью и решительностью:

«А Левша отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу»

«…а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»

Достойна уважения и преданность Левши родине:

«…мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные»

«…я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать»

«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился…»

Главный персонаж «Сказа» подвержен типичному русскому заболеванию – беспробудному пьянству:

«Я эту болезнь понимаю, только немцы ее лечить не могут…»

Однако, даже умирая в нищете и забвении, Левша думает не о себе, а о том, чтобы напоследок принести пользу отечеству, пытаясь передать царю заморский секрет о том, что ружья не следует чистить кирпичом:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся»

«И с этою верностью Левша перекрестился и помер»

Заканчивая повесть, автор говорит о гениальном Левше, забытом и брошенном на произвол судьбы за ненадобностью:

«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований…»

Платов

Казак, родом с Дона, участник войны 1812 года, в которой заслужил награды:

«…мои донцы?молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали»

«…сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах»

«Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел к государю…»

Внешность имеет примечательную – «выдающийся» нос и усы:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил…»

«…а тот идет <…> только из усов кольца вьет»

Особые приметы: израненные руки:

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить….»

«…показал кулак – такой страшный, багровый и весь изрубленный, кое?как сросся…»

На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:

«…император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться… <…> при нем был донской казак Платов…»

Персонаж отличается мужеством, которое признают окружающие:

«Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?»

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь…»

Придворные его не слишком любят:

«А царедворцы <…> они его терпеть не могли за храбрость»

Кроме того, блестящий военный довольно необразован, с точки зрения тех же придворных, например, он не знает и не хочет знать иностранных языков:

«…особенно в больших собраниях, где Платов не мог по?французски вполне говорить…»

Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:

«…и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения»

Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:

«…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия…»

Придворный убежден, что русское не может быть хуже иностранного:

«…Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем?нибудь отведет…»

«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»

Он даже может пойти на кражу, если считает, что это будет полезно для России:

«…а Платов <…> взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»»

Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:

«Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по?донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили… <…> Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:

«Сходил бы ты лучше к казаку Платову – он простые чувства имеет»

Терпеть не может ждать:

«…а зубами так и скрипит – все ему еще нескоро показывается. Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала»

Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:

«Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал»

«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся»

Если же ему кажется, что дело нарочно затягивают, то становится откровенно жесток:

«Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит»

Легко может обидеть подневольных людей:

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть…»

«…как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак…»

При этом он религиозен:

«…дерябнул хороший стакан, на дорожний складень Богу помолился…»

«…и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел»

Платов вовсе не картонный персонаж. Несмотря на всю его заявленную в начале повести храбрость, он вполне искушен в придворных правилах, отлично знает крутой нрав Николая I и не только не лезет без необходимости на рожон, но даже откровенно побаивается нового государя:

«…спорить не смею и должен молчать»

«Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный.. <…> И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил…»

В конце повести он сетует на то, что:

«…я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают…»

Любопытный факт. Прототип Платова – реальный граф Платов умер еще при Александре I, до самой смерти командуя Донским казачьим войском.

Александр I

Император Александр I, на момент повествования, путешествует по Европе и производит на иностранное окружение впечатление «ласкового» государя:

«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

Царь падок на все интересное, особенно если оно имеет зарубежное происхождение:

«Англичане… выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали…»

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Государь очень щедр, отличаясь при этом не меньшей слабохарактерностью. За то, что англичане «дарят» ему стальную блоху, он выплачивает им огромную сумму:

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями»

Мало того, при отказе иностранных мастеров подарить чехол к их изделию, Александр, не желая портить международные отношения, также платит и за него, мотивируя это тем, что:

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»

Подавленный превосходством англичан, совершенно не желает верить в русское мастерство:

«…Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…»

«…Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся»

Несмотря на смелость Платова, доказывающего ему, что все дело в образовании и правильной организации, Александр не принимает всерьез его возражений:

«И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться»

Мало того, государь (победитель Наполеона) в описании Лескова настолько бесхарактерен и чувствителен, что даже военные дела вводят его в депрессию, от которой он в итоге и умирает:

«…У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота»

Николай I

Второстепенный персонаж, российский государь, получающий английскую стальную блоху в наследство. Выступает как сильный человек, умеющий подразделять дела на главные и второстепенные:

«Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение…»

Умеет уважать заслуги других:

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить»

Умеет внушить страх и почтение даже такого смелого придворного, как Платов:

«Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный.. <…> И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил…»

Обладает отличной памятью:

«…государь Николай Павлович ни о чем не забывал…»

В отличие от своего предшественника, отказывает в превосходстве иностранным мастерам над русскими:

«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный…»

«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что?нибудь сделают»

«…он на своих людей надеется…»

В основе противостояния Николая и иностранных мастеров, в первую очередь, лежит его собственное самолюбие:

«…никакому иностранцу уступать не любил…»

Не в меньшей степени автор наделил государя и самоуверенностью. Он даже мысли не допускает, что его могут обманывать:

«Что за лихо! – Но веры своей в русских мастеров не убавил…»

«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что?нибудь сверх понятия сделано»

«Я знаю, что мои русские люди меня не обманут»

«…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Повесть Н. Лескова о Левше – многопластовое произведение, отражающее ярко выраженные национальные особенности русских мастеров: от гениальности до склонности свое горе всегда топить в вине; беспощадность обстоятельств, с которыми они не в состоянии бороться, включая личностные особенности властителей; и общее отношение к творческим людям в России, не теряющее своей актуальности и сегодня.

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

…я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

…надо взяться подумавши и с Божьим благословением.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

Другие материалы по рассказу «Левша»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Левши

Образ русского народа в сказе «Левша»

Цитаты из произведения Н. С. Лескова «Левша» характеризуют главного героя, который является собирательным образом русского народа.

Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул, и за свое дело принялися (о тульских мастерах).

Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится (о Левше).

Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии.

Очень тепло одели и отвезли Левшу на корабль, который в Россию шел. Тут поместили Левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия?».

Опубликовано 

Образ и характеристика героев повести
«Левша» Н.С. Лескова в цитатах

Образ и характеристика Левши в повести
«Левша» Лескова

гл.

Левша — талантливый,
искусный мастер из Тулы, один из лучших оружейников России:

«…оружейники три
человека, самые искусные из них, один косой Левша…» 

«…недостойно
искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.» 

«…три искусника
ни на какой спрос не отпираются…»

Левша разбирается в
«металлическом деле», то есть умеет работать с металлом:

«Туляки, люди
умные и сведущие в металлическом деле…»

Левша — это прозвище
героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой — даже крестится.
Настоящее имя героя неизвестно:

– А зачем же он левой
рукой крестится? <…>  – Он – левша и все левой рукой
делает. 

Мастер Левша — бедный
крестьянин:

«Мы люди бедные и
по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»

Оружейник Левша — малограмотный,
необразованный человек, как и большинство крестьян:

«Наша наука
простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем

<…> У нас это
так повсеместно…»

Левша живет в Туле в
маленьком домике –

«тесной
хороминке»:

«…да всю крышу с
маленького домика сразу и своротили… у мастеров в их тесной
хороминке*…» (*от слова «хоромы»)

У Левши есть старенькие
родители, о которых он говорит с любовью:

«…У меня, –
говорит, – дома родители есть.»

«…тятенька* мой
уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь
ходить…» (*тятенька — то есть отец)

Левша — холостяк, то
есть состоит в «холостом звании»:

«…я еще в холостом
звании.»

О внешности Левши
известно, что он страдает косоглазием («косой Левша»), имеет на
щеке родимое пятно, а на висках — выдранные волосы
:

.

«…один
косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье
выдраны…» 

Бедный мастер Левша
одевается скромно и носит стоптанную обувь:

«…на ходу крючки
в кафтанах застегивают…» 

«…за шивороток
косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина*
отлетели…» 

«Идет в чем был: в
опорочках**,
одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик***
старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но
ничего, не конфузится.»  

(*казакин — верхняя одежда,
короткий кафтан, застёгиваемый на крючки;  

**опорочки —
истоптанные башмаки;  

***озямчик — русская
старинная верхняя одежда.)

Левша — глубоко
верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без
Божьего благословения:

«…надо взяться
подумавши и с Божьим благословением.» 

 «Туляки…
известны также как первые знатоки в религии. <…> Туляк полон
церковного благочестия и великий практик этого дела…» 

«Мы еще и сами не
знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться…»

Левша — хитрый человек.
Он умеет «вилять умом», но делает это по-доброму и никому не
причиняет зла:

«…туляки ему в
хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по
которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил…» 

«Так и Платов умом
виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не
перевилять…»

«…ничто не брало
этих хитрых мастеров…»

Левша — упорный,
трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без
перерыва несколько дней:

«…Сошлись они
все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли.
<…> День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками
потюкивают. Куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.»

Левша — решительный,
смелый человек с чувством собственного достоинства. Он не конфузится, не
теряется, когда его вызывают к императору:

 «А Левша
отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.» 

«…а шиворот
разорван; но ничего, не конфузится.»

Несмотря на свое
косоглазие Левша способен выполнять удивительно тонкую работу:

«…слышно, что
тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.» 

«Тульские мастера,
которые удивительное дело делали…»

Левша с другими
мастерами подковывают английскую блоху (то есть прибивают ей на пятки
подковы):

«…ведь они,
шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!..» 

«…Надо, –
говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и
отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»

Среди трех тульских
мастеров Левша — самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он
выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит
на гвоздиках свое имя:

«…я мельче этих
подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже
никакой мелкоскоп взять не может.»

Левша — добрый, незлопамятный
человек. Он прощает Платову его
грубое обращение:

– Прости меня, братец,
что я тебя за волосья отодрал. <…>  – Бог простит, – это нам не
впервые такой снег на голову.

К сожалению, Левша хотя
и гений, но в его таланте мало смысла без образования и условий для
творчества:

«Это жалко, лучше
бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали,
то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли
сообразить, что в каждой машине расчет силы есть…»

Левша предан своему
отечеству и своей вере:

«…мы в науках не
задались, но только своему отечеству верно преданные.»

«…наша русская
вера самая правильная…» 

«…я желаю скорее
в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

Левшу трудно сбить с
толку и чем-либо прельстить:

«Ничем его
англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился…»

Император Николай I
отправляет Левшу в Англию, чтобы тот отдал англичанам блоху с подковами:

«…государь
приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в
Англию…, чтобы вез блоху особый курьер, … а при нем чтобы и Левша
находился и чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в
Туле мастера есть.»

Возвращаясь из Англии в
Россию, Левша пьянствует до «белой горячки» и серьезно заболевает.
Прибыв в Петербург, он вскоре умирает:

«…все рассказал:
какая у Левши болезнь и отчего сделалась.» 

«Я эту болезнь
понимаю, только немцы ее лечить не могут…»

Перед смертью
Левша просит передать царю секрет о чистке ружей, но этот секрет так и не
сообщают царю:

«Скажите государю, что у англичан ружья
кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны,
они стрелять не годятся.  И с этою верностью Левша перекрестился и
помер. <…>  Государю так и не сказали, и чистка все
продолжалась до самой Крымской кампании.»

Левша — редкий талант, гений, которые больше не
встречаются:

«Таких мастеров, как баснословный Левша,
теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и
дарований…»

Критика
об образе Левши

«Истинно патриотическим самосознанием
наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя,
они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав,
испросив благословение на свой труд у Николы Мценского.  В результате
 вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое
немалое чудо — подковать блоху.
<…> Однако … эти искусные люди, талантом которых возвышается
…престиж России, …поставлены в положение, унизительное для их человеческого
достоинства и гибельное для развития их дарований. Все они чрезвычайно зависимы
от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову
начальствующему лицу… <…>  …немилосердным образом ведет себя
Платов … <…>  …он везет в столицу Левшу не как искусного
мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов
посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости…  …на каждом шагу
дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность
других. В глазах писателя такой склад отношений — горе России. <…> И
все же, несмотря на горестный финал, общая концепция сказа о Левше имеет
оптимистический смысл. При всей жестокости обстоятельств, в которых приходится
«талантствовать» Левше, он обнаруживает … нравственное здоровье,
чувство собственного достоинства, глубокую и искреннюю преданность интересам
России.  Чувствуя, что умирает, он до последней минуты озабочен лишь тем,
чтобы успеть передать царю секрет лучшего хранения оружия, то есть его последняя
дума — дума о России. …тульский мастер… сумел сохранить «душу
человечкину», и этот факт — большое и обнадеживающее чудо русской
жизни.» (И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30
томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.) 

Образ и характеристика Платова в повести
«Левша» Лескова

 Донской казак Платов является одним из
центральных персонажей повести «Левша» («Сказ о тульском косом
Левше и о стальной блохе») Лескова.

Казак Платов — это реальное историческое лицо.
Граф Матвей Иванович Платов (1751 — 1818 гг.) был атаманом Донского казачьего
войска, генералом от кавалерии и героем русских войн. 

гл.

В повести «Левша» донской казак Платов
сопровождает царя Александра I в поездке по Европе в 1814 году:

«…император Александр Павлович окончил
венский совет, то он захотел по Европе проездиться… <…> при нем был
донской казак Платов…»

Казак Платов — простой человек, вышедший «из
низов». Он не умеет говорить по-французски

«…особенно в больших собраниях, где Платов не
мог по‑французски вполне говорить…» 

«…и все французские разговоры считал за
пустяки, которые не стоят воображения.»

Казак Платов участвовал в войнах против Наполеона:

«…мои донцы‑молодцы без всего этого воевали и
дванадесять язык* прогнали.» (*дванадесять язык — это войско Наполеона,
см. «Непонятные слова в повести «Левша»)

Платов имеет множество орденов и наград за свою
храбрость в сражениях:

«…сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и
явился к государю во всех орденах.» 

«Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел
к государю…»

Платов — мужественный человек:

«Что тебе, мужественный старик, от меня
надобно?» 

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь…»

Придворные служащие не любят Платова за его
храбрость

 «А царедворцы <…> они его терпеть не
могли за храбрость.»

Платов — сторонник всего русского, ему не нравятся
иностранные изобретения. Платов верит, что русские мастера не хуже иностранных:

«…Платов сейчас скажет: так и так, и у нас
дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет…»

  «Государь на все это радуется, все
кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все
ничего не значит.»

Платов считает, что русские мастера могут превзойти англичан, если их
обучать и создать им хорошие условия для жизни и работы:

«…государь так соображал, что англичанам нет
равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут
сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у
аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и
продовольствия…»

Платов — хитрый человек, способный «вилять
умом»:

«Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с
ними хитро по‑донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не
уступили… <…> Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов
вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

Хитрый Платов не любит упускать свое. Так, он крадет
у англичан микроскоп, который те не отдали вместе с блохой:

«…а Платов <…> взял мелкоскоп да,
ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, –
принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».»

Казак Платов имеет «простые чувства», то
есть он, судя по всему, способен сочувствовать другим:

«Сходил бы ты лучше к казаку Платову – он
простые чувства имеет.»

Платов требует, чтобы все делалось быстро:

«…а зубами так и скрипит – все ему еще нескоро
показывается.Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в
скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала.»

Платов любит быструю езду. Его лошади несутся так
быстро, что проскакивают мимо «остановочного места»:

«…нигде лошадей ни у одной станции нельзя
было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.
Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду
возворотятся.»

Платов жестоко обращается с простыми людьми, в
частности с ямщиками. Чтобы лошади скакали быстрее, он велит бить ямщика
плетьми:

«Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам
он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе
стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.»

Платов бывает жесток и груб со своими
подчиненными-казаками. Он «съедает их живьем», если те не
успевают выполнить приказ:

«А если какой казак задремлет, Платов его сам
из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»

«Он нас до того часу живьем съест и на помин
души не оставит.» 

Платов «напрасно обижает» оружейника Левшу
и других тульских мастеров:

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от
государева посла, все обиды должны стерпеть…»

О внешности Платова известно, что у него горбатый
нос и что он носит усы. Как истинный казак, Платов носит бурку (плащ из
шерсти):

«Платов ничего государю не ответил, только свой
грабоватый нос в лохматую бурку спустил…»

«…а тот идет <…> только из усов
кольца вьет.»

У храброго казака Платова куцапые (грубые, короткие)
пальцы и израненный в сражениях кулак:

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были
куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить….» 

«…показал кулак – такой страшный, багровый и
весь изрубленный, кое‑как сросся…»

Храбрый казак Платов не боится врагов на войне, но
при этом трусит в мирное время перед царями — Александром I и Николаем I:

«…спорить не смею и должен молчать.»
(слова Платова царю Александру I) 

«Платов боялся к государю на глаза показаться,
потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный..
<…> И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут
струсил…»

Платов старательно исполняет поручения царя, но при
этом тут же забывает о простых людях. Так, Платов увозит Левшу в Петербург
без документов. Когда Левша заболевает, его не принимают в больницах без
паспорта и вскоре он умирает. В смерти Левши отчасти виноват и Платов:

«…как же, мол, вы его от нас так без
тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо
ответа показал кулак…» 

«Привезли в одну больницу – не принимают без
тугамента, привезли в другую – и там не принимают…»

Казак Платов — верующий человек. В путешествие по
Европе он берет с собой «дорожный складень» — створчатую икону,
чтобы молиться вне дома:

«…дерябнул хороший стакан, на дорожний
складень Богу помолился…» 

«…и в таком рассуждении он два раза вставал,
крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.»

По словам автора, император Николай I берет Платова
к себе на службу не раньше 1825 года. На самом деле граф Платов умер еще при
Александре I, в 1818 году (судя по всему, автор намеренно искажает эти
факты):

 «…по счастью, донской казак Платов был
еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.»
(Платов при Николае I)

Из текст «Левши» известно, что старик
Платов получает «пуплекцию» (апоплексический удар), уходит в
отставку и живет в Петербурге. На самом деле «реальный» Платов
перед смертью жил на Дону, где руководил Донским казачьим войском (эти факты
автор тоже искажает намеренно):

«…я уже совсем отслужился и полную пуплекцию
получил – теперь меня больше не уважают…»

Критика
об образе Платова в повести «Левша»

А. Л. Волынский:

 «В рассказе действует донской казак
Платов, который всячески оттягивает государя от увлечения европейской
культурой. Он разъезжает в коляске, запряженной буйными казацкими
лошадьми…» (А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С.
Лесков», 1901 г.)

 К. К. Михайловский:

 «В рассказе действуют исторические
лица — императоры Александр I и Николай I, генерал Платов, Нессельроде
(«Кисельвроде»), но они введены в столь явственное баснословие, что
никому, конечно, и в голову не придет искать тут правды
исторической.» (К. К.
Михайловский
, «Отклики», Т. 2, 1904 г.)

 И. В. Столярова:

 «…атаман Платов… ездил со
«свистовыми казаками», которые садились обычно с нагайками по обе
стороны от ямщика «и так его поливали без милосердия, чтобы
скакал».  Столь же немилосердным образом ведет себя Платов и по
отношению к тем самым тулякам, которым … доверил английскую блоху. Снедаемый
страхом перед возможным гневом царя, … он в нетерпении посылает за
мастеровыми… он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как
заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в
каземат Петропавловской крепости…  Все подобные «мелочи» —
проявление общего духа … русской жизни, в которой на каждом шагу дает себя
знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других.  В
глазах писателя такой склад отношений — горе России.» (И. В. Столярова,
«Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья
к тому 1, 1996 г.)

Образ и
характеристика Александра Павловича в повести «Левша» Лескова

(император
Александр I)-
один
из второстепенных героев повести «Левша»

(«Сказа
о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова. 

гл.

В 1814 году император
Александр Павлович путешествует по Европе в сопровождении донского
казака Платова:

«Когда
император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе
проездиться и в разных государствах чудес посмотреть… При нем был донской
казак Платов…»

В Европе
император Александр всем нравится благодаря своей ласковости:

«…везде
через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими
людьми…»

Путешествуя
по Европе, Александр I изучает достижения науки, техники и искусства разных
стран. Царю очень нравятся иностранные изобретения:

«Англичане…
выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от
русских отвлечь, и во многих
случаях они этого достигали…» 

«Англичане
сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь
на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Казак
Платов, сопровождающий царя, не разделяет этого восторга. Платов спорит с
царем,
утверждая, что «у нас дома
свое не хуже»:

«И
чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень
интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и
у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»

В Лондоне
англичане дарят Александру I удивительную стальную блоху:

«Это
вашему величеству наше покорное поднесение. <…> Это, – отвечают, – не
соринка, а нимфозория.»

За изобретение этой
блохи Александр велит выдать англичанам миллион:

 «Государь
сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»

Подарив
Александру блоху, англичане отказываются дарить к ней чехол — и это несмотря
на подаренный им миллион. Мягкий, слабохарактерный Александр боится
«испортить политику», поэтому он уступает хитрым англичанам, и
платит отдельно за чехол:

«Оставь,
пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой
обычай.»

Слабохарактерный
Александр не протестует против «мошенничества» англичан. Он
оправдывает эту хитрость каким-то «обычаем»:

«У них
свой обычай.»

После
поездки в Англию Александр I признает, что русские мастера хуже английских и
что они «никуда не годятся»:

«…Государь
так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…» 

«…Больше
не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не
годимся.»

Платов
советует Александру I изменить в России «правила жизни, науки и
продовольствия» — тогда русские мастера будут работать не хуже англичан.
Однако царь не прислушивается к совету казака:

«И
представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила
жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные
обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл.
Государь
этого не хотел долго слушать, а
Платов, видя это, не стал усиливаться.»

Военные
дела наводят на мягкого и чувствительного царя меланхолию (грусть, тоску). Он
уезжает в Таганрог:

«…У
государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь
иметь в Таганроге у попа Федота.» 

После
смерти Александра I шкатулка с блохой переходит его брату, императору Николаю
I:

Удивительная
блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в
шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу
Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»

Критика об
образе Александра Павловича в «Левше»

И. В. Столярова

 «Важно обратить внимание… как ведут себя
русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с
англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным,
непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное — равнодушным к национальным
интересам своей страны.   Самая «ласковость» Александра, о
которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством»,
сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей
державы.   В готовности Александра бездумно восхищаться всеми
раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане,
проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического
чувства. <…>   Подаренную англичанами блоху Александр увозит
с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага,
который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над
русскими. 

Новый русский
самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера…
<…> Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному
осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»  (И. В.
Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах»,
вступительная статья к тому 1, 1996 г.)

Образ и характеристика Николая Павловича в повести
«Левша» Лескова

(император Николай I)

Император
Николай Павлович — яркий второстепенный персонаж повести «Левша»
(«Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова

гл.

После смерти императора Александра I на престол
восходит его брат, император Николай I. Николай получает в наследство
английскую стальную блоху:

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой
стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он
скончался в Таганроге… Императрица Елисавета Алексеевна… передала эту
диковину… в наследство новому государю.»

В начале царствования Николай I не обращает
внимания на блоху, потому что в 1825 году происходит восстание декабристов.
Затем царь решает наконец заняться блохой:

«Император Николай Павлович поначалу тоже
никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было
смятение…»

Николай поручает казаку Платову отвезти блоху в
Тулу к местным оружейникам, чтобы те превзошли англичан в мастерстве. На
самом деле встреча Николая и Платова — это вымысел автора, так как в
реальности Платов умер в 1818 г., а Николай I начал править в 1825 г.):

«Это ты, мужественный старик, хорошо
говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить.»

Николай надеется на русских людей и верит в
них. В этом он не похож на своего брата Александра, который хвалил
иностранных умельцев:

«Государь Николай Павлович в своих русских
людях был очень уверенный…» 

«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих
людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь,
что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что‑нибудь
сделают.» (Николай о себе) 

«…он на своих людей надеется…»

Император Николай I не любит уступать
иностранцам, поэтому он решает заняться блохой, чтобы показать свое
превосходство перед англичанами:

«…никакому
иностранцу уступать не любил…»

Николай Павлович верит в русских мастеров, и
тульские оружейники оправдывают его доверие. Искусные оружейники подковывают
английскую блоху:

«Что за лихо! – Но веры своей в русских
мастеров не убавил…» 

«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не
могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано.»

На самом деле император Николай — гордый,
тщеславный и самолюбивый человек. С помощью таланта тульских мастеров он
надеется удовлетворить свое самолюбие и показать англичанам, что его народ —
самый талантливый:

«Я знаю, что мои русские люди меня не
обманут.» 

«…Видите, я лучше всех знал, что мои
русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху
на подковы подковали!»

У императора Николая Павловича хорошая память,
он ничего не забывает. Так например, царь хорошо помнит о блохе, которую он
велел отвезти в Тулу:

«…Николай Павлович был ужасно какой
замечательный и памятный – ничего не забывал…» 

«…государь Николай Павлович ни о чем не
забывал…»

Критика об
образе Николая Павловича в «Левше»

И. В. Столярова

«В готовности Александра бездумно
восхищаться всеми раритетами, которые… демонстрируют ему англичане,
проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического
чувства. <…>   Новый русский самодержец Николай I — правитель
несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на
престол … заявляющий о приверженности к «своим русским
людям».   Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее
«русским пересмотрам» и посылает с ней Платова к тульским
мастерам.   Однако речь Николая, густо уснащенная личными и
притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне
патриотического поступка. <…> …Николаем движет не столько
национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру
преданность ему его подданных. <…>   Восторг царя при виде
подкованной блохи — это тоже не столько живой всплеск … патриотических
чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия…Своекорыстный патриотизм
Николая… в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и
легковесное англоманство Александра.» (И. В. Столярова, «Лесков.
Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996
г.)

План повести «Левша» Лескова («Сказ о тульском
косом Левше»)  

1. Путешествие императора Александра I и казака
Платова по Европе.

2. Приезд
Александра I и Платова в Англию.

3. Англичане
показывают гостям стальную блоху.

4.  Александр
I умирает. Новый император Николай I узнает о блохе.

5. По просьбе
императора Платов привозит блоху тульским мастерам.

6. Тульские
мастера уходят из дома.

7. Мастера
посещают в Мценск и кланяются иконе Святого Николая. Вернувшись в Тулу, мастера
работают две недели без остановки. 

8. Через 2
недели Платов возвращается за блохой.

9. Мастера
несут блоху к Платову.

10. Платову
кажется, что мастера ничего не сделали. Он забирает мастера Левшу в Петербург,
чтобы тот сам все объяснил императору. 

11. Платов
сообщает царю, что мастера не справились с задачей, но император решает сам
посмотретьна блоху. 

12. Император
заводит блоху, но она больше не танцует. Царь зовет к себе Левшу.

13.  По
совету Левши император смотрит в микроскоп на пятки блохи. Так он наконец
видит, что блоха подкована.

14. Император посылает Левшу в Англию, чтобы вернуть блоху
англичанам и похвастаться перед ними.

15. Левша
привозит блоху в Англию и посещает местные заводы. Он узнает, что англичане не
чистят ружья кирпичами, отчего ружья лучше сохраняются.  

16.  Погостив
в Англии, Левша плывет назад в Россию. 

17. На
корабле Левша знакомится с моряком-англичанином, с которым много выпивает и
буянит.

18. В
Петербурге Левшу привозят в полицию. Из-за пьянства и длительного плавания
Левша заболевает. Без документов его не принимают в больницы.

19. Левша
находится при смерти. Перед смертью он просит передать царю, чтобы русские
военные не чистили ружья кирпичами, так как это портит оружие. Левша
умирает, но его совет не передают царю. 

20. Автор
размышляет о гениальном оружейнике Левше и ему подобных людях. Такие люди даже
спустя годы остаются народными героями. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним слова красивый лес
  • Ценность внимания цитаты
  • Лука лукич хлопов речевая характеристика с цитатами
  • Пословицы поговорки про зиму для дошкольников
  • Цитаты на аву в инстаграме