Цитаты про митрофана из комедии недоросль

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова

mitrofanushka-nedorosl-obraz-harakteristika-mitrofan
Скотинин и
Митрофанушка.
Художник Б. В. Власов

Митрофан Простаков – один из центральных героев комедии «Недоросль» Фонвизина.

Характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» 

Митрофанушка Простаков является единственным сыном помещиков господина Простакова и его жены, госпожи Простаковой. Митрофан — потомственный дворянин и помещик:

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» (действие 1 явление V)

Митрофанушка Простаков является 15-летним подростком, недорослем:

«…шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю, действие 3 явление V)

Полное имя Митрофанушки — Митрофан Терентьевич Простаков.

Госпожа Простакова любит своего сына Митрофана безумной любовью, по мнению Правдина:

«Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.» (Правдин — Митрофану, действие 5 явление последнее)

Митрофанушка является «маменьким сынком», по его собственным словам и по словам его дяди Скотинина:

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!..» (Скотинин о нем, действие 1 явление IV)  

«А я матушкин сынок.» (Митрофан о себе, действие 3 явление V)

«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)

Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его «умным и разумным дитем», что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану:

«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…» (отец о Митрофане, действие 1 явление IV)

По словам госпожи Простаковой, ее 15-летний сын Митрофанушка является «дитем» и «ребенком», которого нужно нежить, баловать:

«Дитя, первое, растет…» (госпожа Простакова, действие 1 явление II)

«…дай позавтракать ребенку…» (госпожа Простакова, действие 1 явление IV) 

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…» (госпожа Простакова о сыне, действие 1 явление VI)

Митрофанушка растет жестоким и бессердечным человеком. Так, однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары:

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… […] Так мне и жаль стало… […] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…» (действие 1 явление IV)

Неблагодарный Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу) Еремеевну. Например, он называет ее «старой хрычовкой». В то же время няня Еремеевна, несмотря ни на что, готова буквально драться за Митрофана, если его кто-то хочет обидеть:

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…»  (Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV) 

«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю.» (действие 2 явление IV)

Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет «гарнизонной крысой», :

«Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.» (действие 3 явление VII)

Митрофан Простаков уже 4 года учится разным наукам, но учеба не дает результатов. При этом такое положение дел устраивает госпожу Простакову. Ей нравится, что ее любимый сын «не любит шагать вперед»:

«Уж года четыре как учится… […] Троим учителям денежки платим…» (действие 1 явление VI) 

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!..» (Простакова, действие 3 явление VII)

Учитель Кутейкин преподает Митрофану грамоту уже 3 года, но тот до сих пор читает по слогам:

«Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…» (слова Простаковой, действие 1 явление VI) 

«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам…» (Кутейкин о Митрофане, действие 3 явление VI)

Учитель Цыфиркин преподает Митрофану арифметику 2 года, но тот едва умеет считать до трех:

«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин …» (слова Простаковой, действие 1 явление VI 

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…» (Цыфиркин о Митрофане, действие 3 явление VI)

Немец Вральман обучает Митрофана французскому языку и другим наукам. При этом немец Вральман, кучер по профессии, скорее всего, сам не владеет французским языком, однако это не мешает ему быть учителем Митрофана:

«По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…» (действие 1 явление VI)

По словам учителя Цыфиркина, Митрофан ничего не перенял от него, ничему у него не научился. Цыфиркин даже отказывается от оплаты за свои услуги, так как Митрофан ничего не перенял:

«…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…» (Цыфиркин, действие 3 явление VII) 

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял.» (Цыфиркин о Митрофане, действие 5 явление VI)

Судя по всему, Митрофан любит поесть и объедается на ночь. По его словам, съесть три ломтика солонины и пять-шесть пирогов — это как почти не ужинать. Вероятно, Митрофан настолько объедается на ночь, что потом не может спать:

«Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.» (действие 1 явление IV)

Несмотря на свои 15 лет, Митрофан уже давно хочет жениться. Его мать пытается женить его на Софье, но их планы рушаться с приездом дяди Софьи, господина Стародума:

«Уж давно, дядюшка, берет охота…» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)

Митрофанушка любит свиней так же, как и его дядя Тарас Скотинин. Это вполне нормально, учитывая, что по материнской линии Митрофанушка тоже принадлежит к роду Скотининых:

«…Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости…» (Простаков о Митрофане, действие 1 явление V) 

Митрофан является человеком с мелкой душой. Господин Стародум с иронией говорит о его «большой» душе:

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Стародум о Митрофане, действие 3 явление V)

Митрофанушка Простаков является ябедой и жалобщиком. Например, он угрожает няне Еремеевне тем, что нажалуется на нее матери и та устроит ей «таску», то есть обругает или побьет ее:

«…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» (Митрофан — няне, действие 2 явление IV)

Митрофан является тунеядцем, лентяем, по словам его учителя Цыфиркина:

«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…» (слова Цыфиркина, действие 3 явление VI)

Митрофанушка сам понимает, что он глуп, но это его не расстраивает:

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше…» (действие 3 явление VIII)

По мнению учителя Вральмана, Митрофанушка является посредственностью, заурядным человеком, каких миллионы:

«Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» (слова Вральмана, действие 3 явление VIII)

По словам Софьи, Митрофан уже достиг предела своего развития и на этом уровне останется на всю жизнь:

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет…» (Софья, действие 2 явление II)

Чтобы добиться своего, избалованный и капризный Митрофанушка способен угрожать матери:

«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…» (действие 2 явление VI)

«Ты ж меня взманила, пеняй на себя…» (действие 3 явление VII)

В конце концов избалованный Митрофан ведет себя неблагодарно и грубо даже со своей матерью, которая так его любит. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына:

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! 

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась. 

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)» (действие 5 явление последнее) 

Критика об образе Митрофана Простакова

«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…>  

Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее. <…>

…несмотря на свои шестнадцать лет, он отлично умеет командовать крепостными людьми… <…> … Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло. <…>

Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. … печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки.  <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился…»  

(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.

Знаменитые фразы из комедии

«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.

«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.

«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.

«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.

«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Правдин

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю.

Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Стародум

Невежда без души – зверь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.

Честный человек должен быть совершенно честный человек

.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Милон

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.

Я влюблен и имею счастие быть любим.

Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.

Софья

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.

Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.

Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

Митрофанушка

Не хочу учиться, хочу жениться!

Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Белены объелся.

Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.

Да отвяжись матушка, как навязалась!

По мне, куда велят!

Простакова

Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.

Век живи, век учись, друг мой сердешный!

Без наук люди живут и жили.

А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.

Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.

Скотинин

Ученье – вздор.

Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.

У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Характеристика Митрофана

Характеристика Митрофана

Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.

Возраст — 15 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянской семьи.

Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.

Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.

Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.

Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.

«…дворянин, малый молодой…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешность

Митрофану пошёл 16-ый год.

«Он хотя и шестнадцати лет…»

Источник: Действие второе, явление 2

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».

Источник: Действие первое, явление 1

«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».

Источник: Действие первое, явление 2

Черты характера и поступки

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»
Источник: Действие первое, явление 4

«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«А я матушкин сынок».

Источник: Действие третье, явление 5

Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.

«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»

Источник: Действие второе, явление 4

Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…»
Источник: Действие второе, явление 4

«Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору».
Источник: Действие третье, явление 7

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.

«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».

Источник: Действие третье, явление 8

Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.

«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Воспитание

15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»

Источник: Действие третье, явление 5

«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Источник: Действие третье, явление 8

Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.

«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины».

Источник: Действие первое, явление 6

К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.

«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь».
Источник: Действие второе, явление 2

Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.

«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
Источник: Действие второе, явление 4

Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6

Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.

«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю».
Источник: Действие четвертое, явление 8

Характеристика Митрофана другими героями

Мать (г-жа Простакова)

Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.

«Жених хоть кому…»

Источник: Действие третье, явление 5

«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».

Источник: Действие третье, явление 5

Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.

«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».

Источник: Действие третье, явление 8

Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.

«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

«Погибла я совсем!.. Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Простаковой.

Отец (г-н Простаков)

Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.

«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».

Источник: Действие первое, явление 4

Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Дядя (Скотинин)

Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

Подробная характеристика Скотинина.

Учителя

Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6

Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».

Источник: Действие пятое, явление 6

Стародум

При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…»

Источник: Действие третье, явление 5

Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.

«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо».
Источник: Действие четвертое, явление 8

Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Стародума.

Правдин

Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.

«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Правдина.

Софья

Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

Источник: Действие второе, явление 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!

Биография

Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.

По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.

Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.

За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.

Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.

Образ Митрофана

Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.

Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.

Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.

5 фактов о Митрофане

  • В комедии «Недоросль» Фонвизин дал героям говорящие имена и фамилии. Так, имя Митрофан выбрано им неслучайно — в переводе с греческого языка оно означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать.
  • Недорослями в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Однако благодаря произведению Фонвизина так стали называть всех недалёких, грубых и невоспитанных молодых людей, а имя Митрофанушка стало нарицательным.
  • Согласно официальной версии, прототипом Митрофана Простакова стал юный Алексей Оленин, будущий государственный деятель и историк. Его поведение было далёким от идеала, однако впоследствии он смог встать на путь исправления собственных слабостей и пороков.
  • Фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, а хочу жениться» стала по-настоящему крылатой.
  • Фонвизину удалось мастерски обличить пороки персонажа при помощи едкой сатиры. «Единственный памятник народной сатиры» — называл произведение «русского Мольера» А.С. Пушкин.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего развитие, образование.

Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется, и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе, а также при написании сочинения.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику героя по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дима Соколов

    5/10

Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».

Цитаты положительных героев

Стародум

Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.

Вот злонравия достойные плоды.

Начинаются чины — перестаёт искренность.

Невежда без души — зверь.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»

Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Наличные деньги — не наличные достоинства

Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Честный человек должен быть совершенно честный человек.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Бог дал тебе все приятности твоего пола.

При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло

Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.

Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Правдин

Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.

Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Иллюстрация

Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…

Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю…

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..

Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…

Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Милон

Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.

В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…

Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.

А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…

Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Денис Иванович Фонвизин

Недостойные люди!

Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…

Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…

Я влюблён и имею счастие быть любим…

Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…

Софья

В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.

Как наружность нас ослепляет!

Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…

Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…

Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?

Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.

Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…

Отрицательные

Простакова

Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.

Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.

Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.

А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..

Без наук люди живут и жили.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Госпожа Простакова. Кадр из фильма «Недоросль»

Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..

Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..

Да ныне век другой, батюшка!

Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.

Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.

Митрофан

Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.

Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Гарнизонная крыса.

Ты так устала, колотя батюшку.

По мне, куда велят.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Не хочу учиться — хочу жениться

Белены объелся.

Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…

Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.

Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…

Скотинин

Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.

Всякая вина виновата.

На своё счастье грех пенять.

Ученье – вздор.

Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Скотинин

Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.

Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.

Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Еремеевна

Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.

У меня и свои зацепы востры!

Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!

Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Избави бог напраслины!

Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.

Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…

По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.

Ох ты чушка проклятая!

Цыфиркин

Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.

Дела не делай, от дела не бегай

Дал мне Бог ученичка, боярского сынка

Сам, не заслужа, век не потребую…

Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…

За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…

Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Иллюстрация к пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»

А кто виноват? Лишь он грифель в руки, а немец в двери. Ему шабаш из-за доски, а меня ради в толчки.

А наш брат и век так живёт. Дела не делай, от дела не бегай. Вот беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодни к здешнему обеду провианту не стало…

За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

И! Ваше благородие. Я солдат.

Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Цыфиркин замыкает группу отрицательных персонажей не зря, ведь, он, в отличие от других героев, имеет много хороших качеств. В финале произведения он отказывается брать деньги за свои труды, ведь ему так и не удалось ничему научить Митрофана. Стародум и вовсе называет Цыфиркина добрым человеком. Таким образом, автор произведения показывает кризис образования в современной ему эпохе, когда нанимали не профессиональных педагогов, а солдат. Следовательно, они не могли воспитать сильную образованную личность.

Характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» показывает читателям глупого бездельника. Фонвизин описал главного персонажа этого повествования в ироничной форме. Произведение актуально и сегодня: этих людей в разном возрасте можно встретить в обществе всех социальных классов. Имея великолепное чувство юмора, автор пишет о них в ярком сатирическом стиле.

Оглавление:

  • История написания
  • Описание главного героя
  • Отношение к учителям
  • Влияние матери
  • Женитьба Митрофана

Комедия «Недоросль»

История написания

Новым творческим этапом в деятельности автора являлся сатирический рассказ «Недоросль». Так звали юношей-дворян, которые были не допущены к военной службе, поскольку не закончили обучение. Прежде чем получить высокое звание, требовалось пройти экзамен, однако в действительности это была лишь формальность. Практически вся армия состояла из малосведущих и ленивых офицеров. Именно этих безграмотных и разбалованных молодых людей, которые бесполезно проживают жизнь, выставляет на общее обозрение писатель.

Писатель Фонвизин

Произведение было опубликовано в 1782 г., оно имело огромную популярность. В сочинении описаны политические и социальные характерные черты общества того времени. В рассказе речь идет о нескольких главных проблемах — конфликт младшего и старшего поколений, отсутствие воспитанности и безграмотность, несправедливое обращение с крестьянами, отношение в семье. Писатель выстраивает разные ситуации взаимоотношения помещиков и крепостных, где высмеивает аморальные и бесчеловечные поступки дворян.

Для главных героев Фонвизин выбирает имена, которые тут же помогают дать представление о человеке, разделяя людей на положительные и отрицательные образы. Они выделены разными разговорными жанрами, противопоставляются между собой. Отрицательными персонажами являются представители богатых сословий — Митрофан, Скотинин, Простаковы. У положительных образов, которые являются представителями нового века просвещения, имена намного приятней — Правдин, Софья, Стародум, Милон.

Практически все сцены произведения проходят в зажиточной помещичьей семье, где основной персонаж — хамоватый маменькин сынок Митрофан, который не имеет образования. Разбалованный вниманием молодой человек воплощает в себе заносчивость, жестокость, эгоизм. Образ Митрофана в комедии «Недоросль» позволяет полностью передать деградацию юного поколения.

Описание главного героя

Писатель не зря выбирает основному персонажу имя Митрофан, оно обозначает «подобный», что подчеркивает его образ копирования матери. Фонвизин описывает этого героя возмужавшим и высоким молодым человеком, в красивом одеянии, но с глуповатым лицом. За этой внешностью находится малосведущая и пустая душонка:

Митрофан, которому исполнилось 15 лет

  1. Митрофана, которому исполнилось 15 лет, окружает беззаботная жизнь. Юноша не предрасположен к учебе и не ставит для себя каких-то задач. Обучение разным предметам не вызывает у него интерес.
  2. Главная проблема Митрофана — вкусная еда и бесполезное времяпровождение. Досуг он находит в возможности побегать за голубями или просто подурачиться.
  3. Так как семья является богатой, молодой человек получает образование дома. Но все предметы даются Митрофану сложно. Мать не требует от сына грамотности, создавая лишь видимость обучения, чтобы выполнить государственный приказ, о чем свидетельствует ее цитата: «…друг мой, ты хотя бы для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!».
  4. Не придавая особой важности процессу получения знаний, безграмотная мать окружает Митрофана бесполезными учителями. Ее жадность не позволяет дать сыну дорогостоящее образование.

Отношение к учителям

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» такая же, как и у многочисленных юношей помещиков той эпохи. За 4 года обучения в нем не отложилось что-то полезное, что может пригодиться. Изначальная причина — пассивность молодого человека. Изъявляя желание, он смог бы получить хоть минимальные основные знания. Его мышление настолько примитивное, что слово «дверь» он считает прилагательным, объясняя это непонятными подтверждениями.

С помощью имен учителей писатель подчеркивает безграмотность преподавания:

Вральман является самым хитрым из преподавателей

  1. Математику ведет отставной офицер Цыфиркин.
  2. Русскому языку учит бывший лицеист Кутейкин.
  3. Французскому обучает Вральман — в последующем пришло сообщение, что он недавно был кучером.

Вральман является самым хитрым из преподавателей. Он увидел незаинтересованность родителей и недобросовестно ведет непосредственно обучение, преследуя только финансовую сторону. Видя, насколько глуп Митрофан, он проявляет благоразумие и никогда не перечит и не подначивает в разговоре молодого человека.

В высказываниях Вральман акцентирует внимание на посредственность и бездарность своего ученика.

Будучи под покровительством матери, Митрофан не тревожится и не беспокоится. У него нет чувства ответственности перед страной. Он убежден в собственном обеспеченном будущем, представляет себя в роли богатого дворянина. Он пытается выполнить все приказы матери и из любого поступка извлечь свою выгоду. Если Простакова отказывает в эгоистичных пожеланиях сына, он манипулирует ею разными угрозами.

Все, что чувствует Митрофан — благодарность к матери за внимание. Она любит его животным инстинктом, это больше приносит вред, чем идет во благо. Потакая ему, Простакова не может воспитать в сыне положительные человеческие качества, поскольку у нее их также нет. Решая за него все, выполняя любые прихоти, она является основной причиной деградации Митрофана.

Влияние матери

Наблюдая жестокое и грубое обращение своей матери к крестьянам, сын также перенимает эту схему поведения, ведя себя хамски с крепостными. Невзирая на благосклонность матери, он не испытывает к ней любовь, проявляет открытое пренебрежение.

Митрофан наблюдает жестокое и грубое обращение своей матери к крестьянам

В то время, когда Простакова разочарована несбывшимися ожиданиями и пытается найти в сыне поддержку, он хладнокровно отталкивает ее от себя. И это, когда во всех сложных ситуациях Митрофан прятался за юбку матери.

Отец, ведясь на поводу жены, не понимает реальности событий и восхищается своим сыном. Митрофан, ощущая доминирование матери, не очень уважительно относится к нему. Увидев во сне, как мать бьет отца, у него появляется сочувствие к обессиленной Простаковой, а не к родному отцу. Осознавая, что мать имеет власть, он стал на ее сторону.

Родители не замечают, как сын повзрослел, они называют его ребенком, Митрофанушкой и все время потакают ему. Такое внимание быстро привело к его изнеженности и избалованности.

Преувеличивая собственную важность, он хамит и жестоко обращается с другими людьми. Кормилица, ухаживающая за ним с рождения, все время выслушивает угрозы и грубые речи. Учителя, которые недовольны происходящим обучением молодого человека, тоже вынуждены терпеть неприятные фразы.

Женитьба Митрофана

Митрофан не хочет получать знания, он начинает задумываться о женитьбе. Одна из его цитатных характеристик: «не хочу учиться, хочу жениться». Эта фраза уже давно является крылатой и нередко произносится сегодня. Относительно женитьбы он опять рассчитывает на мать и помогает ей реализовать коварные планы.

Невеста, которую она ему выбирает, намного умней молодого человека, она сразу же видит его недальновидный разум. Софья ему сказала, что больше, чем сейчас есть у Митрофана в его 15 лет, ждать не стоит.

Мать одновременно с сыном в любой ситуации пытаются преследовать свою корысть. Невзирая на их необразованность, у Простаковых достаточно ума увидеть везде личную выгоду. Они мгновенно подстраиваются под сложившиеся обстоятельства и переигрывают их.

Женитьба Митрофана

Митрофан готов расцеловать ноги незнакомому мужчине, чувствуя, насколько он богат и влиятелен. Когда семья узнала, что Софья становится наследницей, сразу же изменяет отношение к этой женщине. Беспокоится о ее счастье, проявляя наигранную любовь. Ради будущего благосостояния сына мать готова подраться с ее братом Скотининым.

В произведении описывается столкновение двух различных типов людей — неучей и образованных. Мещане по-разному воспитываются и у них противоположные взгляды о нравах и морали. Когда решение жениться на Софье из-за финансовой выгоды с треском прогорает, Митрофан, поджимая хвост, начинает выслуживаться перед Простаковой.

Столкнувшись с более сильным соперником, он склоняет голову, усмиряет собственный пыл и показывает трусость. С помощью усилий Стародума, который символизирует позицию автора, Митрофана разоблачают в общественной бесполезности и направляют в армию.

В конце произведения у Простаковой забирают право на владение имуществом, и неблагодарный сын сразу же отказывается от матери. Она получила по заслугам за собственную необразованность и жадность. Жестокие помещики, которые несут ответственность за десятки крестьян, должны быть наказаны именно так.

Описывая цитатную характеристику Митрофана, можно сказать, что он является жертвой воспитания собственных родителей. Чрезмерное превосходство привело семью к несостоятельности. На примере главного персонажа писатель кратко показал, сколько горя может принести лень для молодых людей, лишая их шанса на самосовершенствование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословицы про неосторожность
  • Цитаты о творчестве глинки
  • Веселые цитаты с добрым утром
  • Цитаты мику хацунэ
  • Ференц лист цитаты