Цитаты про просвещенный абсолютизм

Цитаты из русской классики со словосочетанием «просвещённый абсолютизм»

Умственная опека нашего просвещенного абсолютизма очень мало делала положительного и лишь задерживала пробуждение свободной общественной мысли.

Самодержавная власть царя, фактически принявшая форму западного просвещенного абсолютизма, в народе имела старую религиозную санкцию, как власть теократическая.

Петр секуляризировал русское царство и приобщил его к типу западного просвещенного абсолютизма.

Ассоциации к слову «просвещённый»

Ассоциации к слову «абсолютизм»

Синонимы к словосочетанию «просвещённый абсолютизм»

Предложения со словосочетанием «просвещённый абсолютизм»

  • Поэтому о царстве философии здесь можно говорить совсем с иным правом, чем по поводу представителей просвещённого абсолютизма XVIII века.
  • Ссылка революционеров-дворян развеяла последний миф о XVIII веке как эпохе российского просвещённого абсолютизма.
  • Этот философ принадлежит к эпохе так называемого просвещённого абсолютизма и переносит принцип этого абсолютизма в мир нравственный.
  • (все предложения)

Значение словосочетания «просвещённый абсолютизм»

  • Просвещённый абсолюти́зм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века. (Википедия)

    Все значения словосочетания ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Афоризмы русских писателей со словом «просвещённый»

  • Язык просвещенного народа должен удовлетворять всем требованиям и состоять не из одних высокопарных слов и выражений.
  • Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.
  • О, скажите, кто это первый объявил, кто первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает настоящих своих интересов; а что, если б его просветить, открыть ему глаза на его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре единственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо против собственных своих выгод, следственно, так сказать, по необходимости стал бы делать добро?
    О младенец! О чистое, невинное дитя!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

План урока:

Что такое эпоха Просвещения

Идеи просветителей

Просвещенный абсолютизм

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

2rtrt

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации — конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм — это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

Идеи просветителей

Впервые идеология Просвещения зародилась в Англии в конце XVII — начале XVIII века. Оттуда они получили широкое распространение во Франции, Германии, Швейцарии и других государствах Европы.

Англия

Самыми знаменитыми английскими просветителями стали Джон Локк, Джон Толанд, Томас Гоббс, Джон – Энтони Коллинз. Просвещение в Англии выступало за всеобщее процветание, защиту индивидуальных прав и свобод, широкую вовлеченность граждан в хозяйственную и общественную деятельность, взаимодействие всех людей в обществе ради общей цели и общего блага.

Знаменитый английский мыслитель Томас Гоббс, стал одним из первых авторов теории общественного договора. Согласно этой теории на заре истории люди пребывали в состоянии «войны всех против всех». Тогда люди были равны между собой и абсолютно независимы, однако постоянно конфликтовали и убивали друг друга из эгоистических соображений. Достигнув определенного уровня интеллектуально развития, они решили заключить общественный договор, ради достижения стабильности и собственной безопасности. Они отказались от индивидуальной свободы в пользу государства, которое, в свою очередь, обеспечило их процветание.

Идеи Томаса Гоббса продолжил английский философ Джон Локк. Он утверждал, что из догосударственного состояния человек пришел к созданию государства в поисках мира и безопасности. Однако государство, представляющее собой совокупность людей, должно наказывать преступников исключительно на основе закона, защищать естественные права и свободы своих граждан. Еще одна знаменитая идея Джона Локка – теория разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (отвечающую за международные отношения). Только таким образом, утверждал философ, можно защитить граждан от произвола правительства.

3khf

Франция

Широкое распространение получили идеи Просвещения во Франции. Там, благодаря популяризации печатной продукции, в XVIII веке значительно вырос уровень грамотности населения. Среди читающих все больше появлялось ремесленников, крестьян, наемных рабочих. Наибольшее влияние на французское общество оказывали взгляды просветителей: Жана Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Вольтера, Клода Адриана Гельвеция.

Значимый вклад в развитие идей Просвещения внес знаменитый французский философ Жан Жак Руссо. Вслед за Томасом Гоббсом и Джоном Локком он затронул теорию общественного договора. Для небольших государств, по мнению Руссо, идеальной формой правления является демократия. При демократической форме правления народ избирает и контролирует своих представителей. Однако, для больших государств Жан Жак Руссо считал более предпочтительной ограниченную монархию. Когда земли слишком много, охранять ее сложно, это может стать причиной для будущих оборонительных войн. И только сильная монархия способна защитить страну от нападений воинствующих соседей.

Всемирную известность получил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Его мысль была прикована преимущественно к политическим проблемам, поэтому большинство его трудов посвящено социальному и политическому устройству общества.

4fgfg

Философ Монтескье подразделял все государства по трем формам правления на республику, монархию и деспотию. Республику он рассматривал как самую добродетельную форму правления, которая основана на любви к Отечеству, равенстве, верховенстве законов. Однако, как и Жан Жак Руссо, он считал что республика возможна лишь в небольших государствах, таких например, как древние Афины. Для густонаселенных государств, с большой территорией характерна монархия или деспотия. Монархия значительно ограничивает политическую свободу народонаселения, а деспотия и вовсе устанавливает режим произвола и тирании.

Шарлю Луи Монтескье принадлежит также классическая идея разделения властей, которая на сегодняшний день, реализована во всех правовых государствах[1]. В отличие от Джона Локка, Монтескье предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную, а идеальным воплощением этой идеи считал государственный строй современной ему Англии. В Англии XVIII века королю принадлежала исполнительная власть, законодательная – парламенту, а судебная – присяжным[2]. Таким образом, обеспечивалась относительная независимость властей, исключалась абсолютная монархия.

Основные идеи Дени Дидро — французского просветителя XVIII века,стали источником вдохновения для революционно настроенной буржуазии. Философ осуждал абсолютную монархию и деспотизм, отрицал средневековую веру в божественное происхождение королевской власти и социального неравенства[3].

5dgdg

Основным источником государственной власти, по мнению Дени Дидро, является непосредственно сам народ. А правитель – лишь представитель народа, заключивший с ним договор на определенных условиях. Если же глава государства превышает свои полномочия и действует не во благо народу, народ вправе расторгнуть с ним договор и заключить его с другим человеком. Революционной считалась также идея всеобщего равенства, которую философ продвигал, призывая к уничтожению сословий.

Германия

В XVIII веке Германия отставала в своем экономическом и политическом развитии от Англии и Франции. Здесь монархия практически не подвергалась резкой критике, это было связано с политической раздробленностью Германских земель, которую мог преодолеть только всевластный глава государства.  

Германия заимствовала идеи просветителей Англии и Франции, а также внесла свой индивидуальный вклад в развитие научной и философской мысли XVIII века. Среди всех деятелей немецкого Просвещения стоит выделить: Христиана Вольфа, Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера.

Немецкий философ Христиан Вольф главной целью своей деятельности видел просвещение, образование и воспитание людей. Вольф был уверен, что человек разумное существо, способное к постижению истины, ему не следует слепо следовать за авторитетами, нужно опираться на собственный рациональный разум. В отличие от множества других просветителей Вольф верил в Бога, однако был убежден, что религиозный человек должен проводить свою жизнь не в молитвах, а в практически полезной деятельности, направленной на пользу обществу и достижение земного счастья.

Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг под впечатлением религиозных войн произошедших в Германии, резко критиковал религиозную нетерпимость и фанатизм. Его соотечественник Фридрих Шиллер видел основные проблемы общества в разделении труда (считал, что оно негативно сказывается на целостности личности), противоречиях между идеальным и действительным, материей и формой, душой и телом. Философ считал, что свобода личности будет достигнута лишь тогда, когда человек раскроет все свои силы, качества, таланты.

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

  • Устранении пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.
  • Проведении реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • Проведении церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства.
  • Смягчении цензуры[4].

Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

Словарь

1. Правовое государство — это государство, в котором провозглашено и реализуется на практике верховенство права.

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

3. Социальное неравенство — неравное положение людей в обществе, при котором люди отличаются уровнем дохода, образования, наличием или отсутствием власти.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

Историография. Вторая половина XVII
– XVIII вв. – время бурных изменений в
российском обществе, которые до сих пор
вызывают неоднозначные оценки. Главный
предмет споров — проблема абсолютизма:
время его возникновения, сущность,
социальная природа, периоды разви­тия.
Все это породило обширную историографию,
как дореволюци­онную, так и советскую.

Дворянские историки стояли на позициях
изначальности самодер­жавия на Руси.
В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин видели
его уже в Ки­евском государстве.
В.О. Ключевский находил самодержавие
в Московском государ­стве при Иване
Грозном и даже при его деде Иване III. В
советской историографии переход к
самодержавию связывают с различными
периодами. Некоторые авторы относят
его нача­ло ко времени Ивана III,
именовавшего себя самодержцем. Другие
связы­вают установление самодержавия
с именем Ивана Грозного. Некоторые же
исследователи ведут абсолютизм с реформ
Петра I, с начала XVIII в.

Л. В. Черепнин отмечал, что некоторые
историки ищут предпо­сылки абсолютизма
не в междуклассовой, а внутриклассовой
борьбе эксплуататоров, т. е. в соперничестве
боярства и дворянства.

Историография реформ Екатерины II не
менее обширна, чем историография
петровских преобразований. Она включает
в себя, как труды общего характера,
посвященные истории России второй
половины XVIII в., биографии императрицы,
ее реформаторской деятельности, так и
довольно значительный пласт
историко-юридической литературы, и
работы об отдельных деятелях екатерининской
эпохи.

Первые опыты описания екатерининского
периода русской истории и биографии
императрицы и в России, и за рубежом
появились уже в начале – первой половине
XIX в. Сочинения российских авторов носили
преимущественно апологетический
характер, а иностранные и вовсе были
скорее политическими памфлетами, чем
научными трудами. Объемную характеристику
Екатерине и ее политике в 1811 г. дал Н.М.
Карамзин в «Записке о древней и новой
России». Он считал Екатерину «истинною
преемницею величия Петрова и второю
образовательницею новой России», а ее
время оценивал как «счастливейшее для
гражданина российского». Вместе с тем
историк отмечал и недостатки екатерининского
правления, связанные, по его мнению, с
личными слабостями императрицы и
общественными пороками.

В 20-40-е гг. XIX в., когда неосуществившиеся
либеральные взгляды александровского
времени сменились разочарованием
николаевской поры, в весьма высокой
деятельности Екатерины сводились самые
разные по своим взглядам мыслители и
общественные деятели. А.А. Бестужев
считал, что «заслуги Екатерины для
просвещения отечества неисчислимы».
Славянофил А.С. Хомяков, сравнивая
екатерининскую и александровскую эпохи,
делал вывод о том, что при Екатерине
Россия существовала только то время
как «при Александре на делается какою-то
служебною силою для Европы», а западник
П.Я. Чаадаев полагал, что «излишне
говорить о царствовании Екатерины II,
носившем столь национальный характер,
что, может быть, еще никогда ни один
народ не отождествлялся до такой степени
со своим правительством, как русский
народ в эти годы побед и благоденствия».
Немало строк и в стихах, и в разного рода
статьях и заметках посвятил Екатерине
П.А. Вяземский. Он, в частности, заметил,
что «она любила реформы, но постепенные,
преобразования, но не крутые».

Первая половина XIX в. отмечена и первыми
документальными публикациями, как,
например, изданием переписки Екатерины
II с Вольтером. Однако подлинно научное
изучение истории царствования Екатерины
началось с 1860-х гг. Тогда же было начато
научное изучение и постепенное введение
в научный оборот письменного наследия
самой императрицы. Тогда же было
опубликовано большое количество
относящихся к екатерининскому времени
мемуарных источников.

Весь этот богатейший документальный
материал стал основой для значительного
числа как общих, так и специальных
исследований, в которых фактически были
поставлены все важнейшие проблемы и
вопросы историографии екатерининской
эпохи, и поныне сохраняющие свою научную
актуальность. В целом в русской
дореволюционной историографии можно
выделить два основных направления. Одно
из них представлено главным образом
историками так называемой «государственной
школы» (А.Д. Градовский, И.И. Дитятин,
С.М. Соловьев и др.) и некоторыми иными
близкими к ним учеными, как, например,
B.C. Иконников, А.С. Лаппо-Данилевский,
Н.Д. Чечулин и др. Их интересы были связаны
в первую очередь с социально-политическими
аспектами истории царствования Екатерины,
эволюцией институтов государственной
власти и системы управления, статусом
отдельных социальных групп и т. д. Вне
зависимости от оценки некоторых
конкретных мероприятий, историки этого
направления оценивали реформы Екатерины
довольно высоко, рассматривали их как
важный этап развития российской
государственности, европеизации страны,
становления элементов гражданского
общества.

Второе, сложившееся в то время направление
можно условно назвать «либерально-демократическим»
(А.А. Кизеветтер, В.О. Ключевский, В.И.
Семевский и др.). Их отношение к реформам
Екатерины и к ее внутренней политике
было значительно более критичным. Именно
для них в первую очередь характерны
поиски различий между декларациями и
реальными поступками Екатерины, особое
внимание, уделяемое крестьянскому
вопросу.

Некоторые итоги дореволюционной
отечественной историографии изучения
Екатерины II были подведены в очерках
К. В. Сивкова, В.В. Каллаша, В.Я. Уланова,
М.М. Богословского, А.А. Кизеветтера и
И.М. Соловьева в IV томе сборника «Три
века» (М., 1913). В очерке В.В. Каллаша, в
частности, наиболее ярко отразилось
утвердившееся к этому времени в
историографии представление о разительном
контрасте между декларациями, замыслами
и представлениями императрицы и
реальностью России второй половины
XVIII в. Подобное же видение эпохи характерно
для лекций и очерка о Екатерине II В.О.
Ключевского.

Общие характеристики екатерининского
царствования в дорелюционное время
были даны также B.C. Иконниковым (1897 г.) и
А.С. Лаппо-Данилевским. В центре работ
Иконникова в основном процессы, связанные
с духовно-нравственным подъемом общества,
в чем он прежде всего и видел значение
екатерининского времени, и в связи с
этим он рассматривает изменения в
воспитании, образовании, культуре,
уголовном законодательстве. Небольшая
по объему работа Иконникова насыщена
многочисленными фактами, нередко
опускавшимися историками последующего
времени. Автор также придерживался
мнения о наступлении реакции после
Французской революции 1789 г., хотя и
отмечал, ссылаясь на пример Австрии,
Пруссии и Англии, что это было всеобщим
явлением.

В отличие от Иконникова, Лаппо-Данилевский
дал краткую характеристику экономике
екатерининской эпохи, в частности
развитию земледелия, предпринимательства,
внутренней и внешней торговли, банковского
дела. Историк отмечал, что «государственная
деятельность Екатерины оставила глубокий
и во многих отношениях плодотворный
след в русской жизни».

Русская дореволюционная историография
екатерининских реформ оказала значительное
влияние на историографию зарубежную.
Среди них в первую очередь выделяется
исследование профессора Лондонского
университета И. де Мадариаги. Царствование
Екатерины Мадариага рассматривает как
один из наиболее важных периодов истории
России, предопределивших ее развитие
в последующее время. Что же касается
реформ, то исследовательница пришла к
выводу, что по существу вся политика
императрицы была цельной и не противоречила
ее политическим декларациям. Этой точки
зрения, с теми или иными оговорками
придерживается большинство современных
зарубежных историков.

В советской историографии личности
Екатерины II и собственно ее реформам
внимания уделялось сравнительно немного.
Для большинства работ советского времени
характерен, во-первых, классовый подход
и, во-вторых, рассмотрение екатерининских
преобразований в рамках концепции
«просвещенного абсолютизма». При этом
превалирует достаточно негативная
оценка. Со страниц многих работ императрица
предстает как убежденная крепостница,
проводящая сугубо продворянскую
политику, и если и заигрывающая с
либеральными идеями, то лишь в первые
годы царствования. Особое внимание
советские историки уделяли крестьянству
и его классовой борьбе, истории
Пугачевщины, которая рассматривалась
в свете концепции крестьянских войн,
городским восстаниям, развитию торговли,
мануфактуры, русского города, землевладению.
В значительной мере именно с оценкой
екатерининского периода русской истории
непосредственно связаны прошедшие в
советской историографии 1960—1980-х гг.
дискуссии о генезисе капитализма,
абсолютизме, крестьянских войнах и
городских восстаниях. Однако
сосредоточенность на концепции
«просвещенного абсолютизма», сугубо
социологический подход кассовой борьбы,
появление устойчивых историографических
штампов типа «дворянская империя»
практически исключили из тематики
научных исследований личность Екатерины,
ее творчество, жизнь екатерининского
двора, факты политической истории.

Современные исследователи подчеркивают
главные успехи правления Екатерины:
осуществленные почти во всех сферах
жизни огромного государства преобразования
не несли в себе ни грана «революционного»
начала и в своей основе были направлены
на всемирное укрепление абсолютистского
государства, дальнейшее упрочнение
господствующего положения дворянства,
законодательное закрепление неравноправного
сословного деления общества, когда
«правовой статус всех других сословий
был подчинен интересам государства и
сохранению господства дворянства».

Под просвещенным абсолютизмом одни
авторы понимают политику, которая,
используя социальную де­магогию и
лозунги просветителей, преследовала
цель сохранения старых порядков. Другие
историки пытались показать, как
просве­щенный абсолютизм, отвечая
интересам дворянства, одновременно
способствовал буржуазному развитию.
Третьи подходят к вопросу о просвещенном
абсолютизме с академических позиций,
видят в нем один из этапов эволюции
абсолютной монархии.

XVIII в.— время господства просветительской
идеологии. Фран­цузские просветители
М. Ф. Вольтер, Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж.
Руссо сформулировали основные положения
просветительской концепции общественного
развития. Один из путей достижения
свободы, равенства и братва философы
видели в деятельности просве­щенных
монархов — мудрецов на троне, которые,
пользуясь своей властью, служат делу
просвещения общества и установлению
спра­ведливости.

Представление о государстве как о
главном инструменте достиже­ния
общественного блага господствовало в
умах людей того времени. Идеалом Ш. Л.
Монтескье, чье сочинение «О духе законов»
было настольной книгой Екатерины II,
являлась конституционная монар­хия
с четким разделением законодательной,
исполнительной и судеб­ной властей.
В своей политике Екатерина II пыталась
реализовать эти теоретические положения.
Естественно, она не могла пойти про­тив
дворянства, против крепостного права.
Она стремилась постро­ить законную
самодержавную монархию, обновить ее с
учетом но­вых исторических реалий, а
не вводить конституционный демократи­ческий
строй, как этою хотели просветители.
Понимание монархами равенства и свободы
не шло дальше закрепления прав и
привилегий каждою сословия в рамках
самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в
России, так же как и в ряде других
европейских стран, заключалась в
использовании положений просветительской
идеологии для укрепления крепостниче­ского
строя в условиях начавшегося разложения.
Такая политика не могла проводиться
долгое время. После Великой французской
ре­волюции наметился курс на усиление
внутренней и международной реакции,
что означало конец периода просвещенного
абсолютизма.

28 июня (9 июля) 1762 г. Екатерина II,
опираясь на гвардейские полки, совершила
захват политической власти (дворцовый
переворот) и стала самодержавной
императрицей России. Задумав государственный
переворот, и вместе с тем желая до времени
оставаться в тени, Екатерина избрала
главными союзниками своимиГригория
Григорьевича Орловаи
княгиню Дашкову. Первый пропагандировал
среди войск, вторая — среди сановников
и аристократии. Благодаря Дашковой были
привлечены на сторону императрицы
графН. И. Панин,
графК. Г. Разумовский,
И. И. Бецкой, Барятинский,
А. И. Глебов,Г. Н. Теплови
др.

Императрица, указом от 24 января (4
февраля)1783 года,
назначила Дашкову на пост
директораПетербургской
Академии наукпри
президентстве графаК. Г. Разумовского.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
стала первой женщиной в мире, которая
управляла Академией наук. По её предложению
была также учреждена30
сентября (11 октября)1783 годаИмператорская
Российская академия,
имевшая одной из главных целей исследование
русского языка, и Дашкова стала её
директором.

С 1763 г. Екатерина II начала постоянную
переписку с М. Ф. Волтером и его
единомышленниками, обсуждая с ними
государственные дела. Она подчеркивала,
что книга Ш. Л. Мон­тескье стала ее
путеводителем в политике. В странах
Западной Европы заговорили о «великой
Семирамиде Севера».

Екатерина II придавала огромную роль
законодатсльству. Она писала, что законы
создаются «для воспитания граждан»,
что «каж­дое государственное место
имеет свои законы и пределы». По под­счетам
историков, императрица за годы своего
царствования издава­ла по 12 законов
в месяц. Наиболее активной она была в
первые годы своего правления, издавая
в среднем по 22 законодательных акта в
месяц. Уже в манифесте после вступления
на престол Екате­рина II недвусмысленно
заявила: «Намерены мы помещиков при их
имениях и владениях нерушимо сохранять,
а крестьян в должном им повиновении
содержать».

В условиях массовых волнений монастырских
крестьян Екатери­на в 1764 г. провела
секуляризацию церковных имуществ,
объявлен­ную еще Петром III. Устанавливались
штаты и оплата церковнослу­жителей.
Бывшие монастырские крестьяне (их было
около 1 млн душ мужского пола) перешли
под власть государства. Они стали
на­зываться экономическими, так как
для управления ими была создана Коллегия
экономии.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

В 1765 году в Санкт-Петербурге было основано
Вольное экономическое общество — по
существу, первая в России независимая
научная организация. Полное его название
звучало так: «Императорское вольное
экономическое общество к поощрению в
России земледелия и домостроительства».
Общество возникло по инициативе передовых
представителей дворянства, которые
были заинтересованы в успешном развитии
сельского хозяйства и промышленности.
Просуществовала эта организация почти
полтора века — до 1917 года. В поле зрения
Общества было множество задач, связанных
с рациональной организацией помещичьего
и крестьянского хозяйств. В его первом
Уставе цель организации определялась
как забота «о приращении в государстве
народного благополучия», а все члены
организации должны были стремиться к
распространению «полезных и нужных
знаний», способствующих улучшению
результатов земледельческого туда и
животноводства. Однако внедрение
полезных научных идей шло в России очень
медленно и не давало большого эффекта,
потому что развитию экономики страны
мешало крепостное право. Сразу после
создания Общества начали издавать его
труды, всего в свет вышло более 200 томов
с различными работами передовых русских
агрономов.

Уложенная комиссия. Преследуя цель
установить «тишину и спокойствие» в
стране, укрепить свое положение на
престоле, Ека­терина II созвала в 1767
г. в Москве специальную Комиссию для
составления нового свода законов
Российской империи взамен ycтaревшего
Соборного уложения 1649 г. В работе
Уложенной комиссии участвовали 572
депутата, представлявшие дворянство,
государствен­ные учреждения, крестьян
и казачество. Крепостью крестьяне,
составлявшие примерно половину населения
страны, в работе Комис­сии не участвовали.

Депутаты но предложению Екатерины II
представили в комис­сию примерно 1600
наказов с мест, «дабы лучше узнать было
нуж­ды и чувствительные недостатки
народа». В качестве руководящего
документа Комиссии 1767 г. императрица
подготовила «На­каз»— теоретическое
обоснование политики просвещенного
абсолю­тна. Почти 3/4 текста «Наказа»
составляли цитаты из сочинений
просветителей. Эти цитаты были тщательно
подобраны, и «Наказ», таким образом,
представлял собой цельное произведение,
в котором доказывалась необходимость
сильной самодержавной власти в Рос­сии
и сословного устройства русского
общества.

«Наказ» исходил из положения о том, что
верховная власть «со­творена для
народа» и действует «к получению самого
большего от всех добра». Верховная
власть, по мнению Екатерины II, может
быть только самодержавной. Она объясняла
это принадлежностью русского народа к
числу европейских, обширностью территории
и рассуждением, что «лучше повиноваться
законам под одним гос­подином, нежели
угождать многим».

Целью самодержавия Екатерина II объявила
благо всех поддан­ных. Девизом Уложенной
комиссии были слова: «Блаженство каждо­го
и всех». Свобода граждан, или, как се
называла Екатерина II, вольность, «есть
право делать то, что законы дозволяют».
Таким об­разом, равенство людей
понималось как право каждого сословия
об­ладать дарованными ему правами:
для дворян свои установления, для
крепостных — свои. Только суд может
при­знать человека виновным, утверждалось
в «Наказе».

Уложенная комиссия начала заседание в
1767 г. Неожиданно для Екатерины и се
приближенных в центре обсуж­дения
оказался крестьянский вопрос. Некоторые
депутаты — дворя­не Г. Коробьин и Я.
Козельский, крестьяне И. Чупров и И.
Жереб­цов, казак А. Алейников, однодворец
А. Маслов — выступали с кри­тикой
отдельных сторон крепостничества.
Например, А. Маслов предлагал передав
крепостных крестьян в особую коллегию,
кото­рая выплачивала бы из крестьянских
податей жалованье помещику. Ряд депутатов
высказался за четкую регламентацию
кресть­янских повинностей. Большинство
же депутатов, напротив, выступа­ло с
защитой крепостничества и требованием
расширения их сослов­ных прав,
привилегий, групповых интересов.

Работа Комиссии продолжалась более
года. Под предлогом нача­ла войны с
Турцией, «нарушения мира и тишины» она
была распу­щена в 1768 г. на неопределенное
время, так и не составив новою уложения.
Созданные наряду с Большим общим
собранием частные комиссии, занимавшиеся
конкретными законами, просуществовали
до смерти Екатерины II.

Из выступлений и наказов депутатов
Екатерина II смогла соста­вить довольно
ясное представление о позициях различных
групп на­селения страны. «Наказ»
Екатерины II и материалы Уложенной
ко­миссии во многом предопределили
законодательную практику импе­ратрицы.
Идеи «Наказа» можно проследить и в
«Учреждении о губерниях», и в «Жалованных
грамотах» дворянству и городам, принятых
после подавления Крестьянской войны
иод руководством Е. И. Пугачева.

Вряд ли правы те историки, которые видят
в созыве Уложенной комиссии демагогический
фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя
назвать Уложенную комиссию и началом
русского парламентаризма. В конкретных
условиях России второй половины XVIII в.
Екатери­на II сделала попытку модернизации
страны, создания законной са­модержавной
монархии, опираясь на тогдашний уровень
знаний о природе и обществе.

Н. И. Новиков против «Всякой всячины».
Желая и далее фор­мировать общественное
мнение, императрица обратилась к
журнали­стике. В 1769 г. она стала издавать
сатирический журнал «Всякая всячина».
Главной идеей журнала была критика
человеческих слабо­стей, пороков и
суеверий («сатира в улыбательном духе»).
Екатери­на II пыталась свести дело к
ироническому подсмеиванию над модни­цами
и щеголями, скрягами и хапугами, суеверием
и прожектерством.

Против такого подхода к задачам
журналистики выступил выдаю­щийся
русский просветитель, писатель и
публицист Николай Ивано­вич Новиков.
В 60—70-е годы XVIII в. Н. И. Новиков провозгласил
в качестве основного направления своей
деятельности критику определенных
явлений и лиц. В новиковских журналах
«Трутень» и «Живописец» читатель находил
картину неограниченного произвола
помещиков-крепостников, бесправия и
тяжелого положения крестьян. В
развернувшейся полемике между журналами
Н. И. Новикова и «Всякой всячины» моральная
победа осталась на стороне просве­тителя.
Это предопределило отказ Екатерины II
от журнальной дея­тельности. Однако
эта победа, а также связи Н. И. Новикова
с масо­нами и Павлом стали причинами
заключения Н. И. Новикова в Шлиссельбургскую
крепость, где он как неизвестный арестант
на­ходился более четырех лет в 1792—1796
гг.

Деятельность выдающегося русского
просветителя Н. И. Нови­кова была
показателем того, что в России второй
половины XVIII в. существовало общественное
мнение, формировалась русская
интелли­генция, формировалась
антикрепостническая идеология, что
подгото­вило появление первого
русского революционера А. Н. Радищева
и выступление декабристов.

Крупнейшим представителем аристократической
оппозиции Екатерине II был в 1760—1780-х
годах князь Михаил Михайлович Щербатов,
образованнейший человек, серьезный
ученый-историк, блестящий оратор и
публицист, неукротимый хулитель
правительства. Он выдвинулся в Комиссии
для составления нового уложения,
созданной Екатериной в 1767 г. В Комиссии
Щербатов развернул кипучую деятельность:
он произносил речи, вносил предложения,
работал в частной подкомиссии и т. д.
Основным трудом Щербатова, изданным
еще в XVIII веке, была «История Российская».
Параллельно с работой над «Историей
Российской» Щербатов писал очень много
статей, книг, мнений публицистического
характера, затрагивавших ряд существенных
вопросов социально-политического строя
России. Во всех своих произведениях
Щербатов выступал в качестве
последовательного, сознательного и
упорного идеолога русской помещичьей
аристократии. Он решительно отвергал
мысль о каких бы то ни было реформах в
области крепостничества, настаивая на
нем, как на основе бытия России. В то же
время Щербатов подверг критике
государственную жизнь России и практику
самодержавия.

Иной характер имели деятельность и
мировоззрение «партии» дворян-либералов,
в 1760—1770-х годах все более возраставшей
и укреплявшей свои позиции. В эти годы
она имела и своего политического вождя,
крупного государственного деятеля,
вельможу и руководителя внешней политики
России, графа Никиту Ивановича Панина,
и свой литературный отряд, к которому
примкнул Фонвизин, и своих представителей
как в армии, так и дипломатическом
корпусе (кн. Н. В. Репнин, Я. И. Булгаков,
П. И. Панин и др.). «Программа» этого
течения русской общественной мысли
сводилась в основном к требованию замены
самодержавия дворянской конституцией,
ограничивающей власть монарха, и к
смягчению» крепостничества, введению
в «законные» рамки взаимоотношений
помещиков и крестьян. Царь должен был
подчиниться незыблемым «фундаментальным
законам», как говорили тогда; политической,
экономической и культурной инициативе
дворянства, а затем и буржуазии должна
была быть предоставлена свобода,
гарантированная выборными государственными
институтами; крестьянин должен был
получить обеспеченные законом права
личности и собственности; он должен был
перестать быть рабом, и его экономические
повинности должны были определяться
законом; всякие попытки помещиков
тиранствовать и превышать свою власть
должны были пресекаться государством.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Васильева Ангелина Сергеевна, студентка Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Аннотация. В данной работе исследуется сущность политики просвещенного абсолютизма в России в период правления Екатерины II. Автор раскрывает суть понятия «просвещенный абсолютизм», анализирует основные реформы этого периода. Автор приходит к выводу, что несмотря на то, что данная политика в России послужила развитию различных сфер общества, она не решила важнейших проблем того времени.

Ключевые слова: просвещенный абсолютизм, Екатерина II, политика, просвещение, государство, крепостничество

Начало политики «просвещенного абсолютизма» в России принято связывать с приходом к власти Екатерины II в 1762 году.

При всей своей способности к управлению государством новая правительница не могла сразу справиться с большим количеством политических и экономических проблем, которые достались ей от предыдущих правителей. Екатерине необходимо было выработать конкретную политику, которая бы отвечала запросам того времени. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма», поскольку Екатерина использовала в государственной практике положения идеологии Просвещения – передового буржуазного течения 18 века.

Сама идея политики просвещенного абсолютизма была не нова. Основные концепции просветительства в отношении развития общества были сформулированы французскими философами – Вольтером, Руссо, Монтескье, Дидро. В своих взглядах они исходили из теории «естественного права», в соответствии с которой все люди имеют право на свободу и наделены равными правами. Однако, по их мнению, в своем историческом развитии человечество нарушило естественные законы, что породило несправедливость и угнетение. Вернуться к справедливому состоянию можно с помощью всеобщего просвещения. Просвещенное общество должно принять справедливые законы, которые приведут к прежним свободе, равенству и братству. Одним из главных путей достижения такого состояния, по мнению философов-просветителей, была деятельность просвещенных монархов-мудрецов на троне. Пользуясь своей властью они должны способствовать просвещению общества и установлению справедливости. Под «просвещенным абсолютизмом» можно понимать некую культурную модель, в основе которой лежит представление о цивилизаторской миссии государства по отношению к основной массе своих подданных, находящихся в состоянии «непросвещенности». [2], [3]

Таким образом, для идеологии просвещения были характерны следующие черты: равенство людей перед законом, создание общества всеобщего благоденствия, справедливые законы, принцип политики «все для народа», просвещение – одна из важнейших функций государства, гуманистические идеалы, признание свободы мысли и слова. В 1763 году Екатерина II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая государственные дела. В одном из писем она подчеркивала, что книга Монтескье стала ее путеводителем в мире политики. [1], [4]

Одной из первых реформ новой правительницы становится реформа Сената. Императрица желала единолично руководить процессом создания законов, поэтому    законодательная функция перешла лично к ней, а Сенат стал главным судебным и административным органом.

В 1764 с целью ослабления церковной власти и повышения эффективности использования земель проводится секуляризация земель и имущества. Духовенство теряет автономность и в финансовом смыcле начинает зависеть от государства. В том же году открывается «Смольный институт благородных девиц», что способствует популяризации женского образования.

Екатерина создает также образовательные дома для осиротевших или брошенных детей, реформирует кадетский корпус, предназначенный для обучения молодых дворян; создаются частные школы. Затем, с проведя реформу 1782 года, императрица устанавливает общую образовательную политику для империи в целом, которая предусматривает создание общеобразовательных школ, одинаковое начальное и среднее образование, преподавание на русском языке во всех частях России и использование одинаковых учебных пособий во всех школах. [6]

Чтобы достичь экономической и политической стабильности в стране, Екатерина II созвала в 1767 году в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империи вместо «Соборного уложения» 1649 года, которое к тому времени устарело. В работе Уложенной комиссии приняли участие 573 депутата. Они представляли дворянство, государственные учреждения, горожан, государственных крестьян и казачество. Ведущая роль принадлежала дворянским депутатам, в то время как права крепостных крестьян представлены не были. Все депутаты должны были представить в Комиссию наказы с мест.

В качестве руководящего документа императрица подготовила «Наказ» – теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Он состоял из 22 глав и 655 статей. Более половины текста составляли тщательно подобранные цитаты из сочинений просветителей. Документ доказывал необходимость сильной самодержавной власти в России, сохранения крепостничества и сословного устройства общества. Он разрабатывался в течение двух лет. Императрица отмечала, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи.

Первые заседания Уложенной комиссии начались летом 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля. На одном из них Екатерине был присвоен титул «великой, премудрой матери Отечества». Это означало окончательное признание императрицы российским дворянством. Но позднее, неожиданно и для Екатерины, и для ее ближайшего окружения, в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Дворяне Г. Коробьин и Я. Козловский, а за ними крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников и однодворец А. Маслов стали выступать с критикой крепостничества. На рассмотрение поступило предложение передать крепостных особой коллегии, которая выплачивала бы помещикам жалованье за крестьян. Ряд депутатов высказались за четкую регламентацию крестьянских повинностей.

У помещиков были свои жалобы: на побеги крестьян из вотчин, на недостатки подушной подати, регулярный разбой и воровство. Они требовали для себя дворянского самоуправления, выборного суда, расширения привилегий в торговле и промышленности, открытия банков, усиления власти над крестьянами, права пытать и наказывать. Городские депутаты отстаивали интересы купечества. В итоге Комиссия так и не закончила своей работы. После 203 заседаний, она была распущена на неопределенное время в связи с войной с Турций. Однако материалы Уложенной комиссии и «Наказ» самой Екатерины предопределили законодательную практику императрицы в последующие годы. Они прослеживаются и в «Учреждениях о губерниях», и в «Жалованных грамотах» городам и дворянству после подавления Крестьянской войны во главе с Е. Пугачевым. [2]

Более чем годовая работа Комиссии показала, что в российском общественном мнении сложилась негативная оценка крепостничества. Желая знать общие настроения и иметь контроль над ними, императрица дала разрешение на издание сатирического журнала «Всякая всячина». Он стал выходить с 1769 года и призывал к критике человеческих слабостей, пороков и суеверий. Екатерина II пыталась таким образом увести общественное мнение от проблемы крепостничества, свести дело к ироническим насмешкам над скрягами и хапугами, щеголями и модницами. Однако очень скоро против такого подхода к журналистике выступил русский просветитель Н. Новиков. Возглавляя типографию Московского университета, он за 10 лет издал Дефо и Гольдони, Шекспира и Сервантеса, Мольера и Бомарше. Широкому кругу российских читателей стали известны также произведения французских просветителей Вольтера и Дидро. Всего же было издано около 800 книг. По инициативе Н. Новикова издавали и русских авторов – Сумарокова, Карамзина, Фонвизина. Тогда же в России были изданы первые отдельные журналы для детей, женщин, журналы по вопросам экономики и сельского хозяйства. Стараниями Н. Новикова в Москве было открыто 20 книжных лавок. Выступая противником «Всякой всячины», Н. Новиков в своих журналах «Живописец» и «Трутень» в противовес екатерининской абстрактной критике человеческих пороков провозгласил в качестве основного направления своей деятельности критику конкретных общественных явлений и лиц. Проявлениями такого подхода была критика неограниченного произвола помещиков над крестьянами, правдивый показ бесправного положения крепостных.

Между «Всякой всячиной» и журналами Новикова возникла острая полемика. Победа над оппонентами принесла просветителю арест и заточение в Шлиссельбургскую крепость, где он провел более четырех лет. Екатерина же, одаренная талантом к литературе, продолжает создавать различные произведения, среди которых такие пьесы, как «О время!» и «Именины госпожи Ворчалкиной». [5]

Говоря о периоде «просвещенного абсолютизма», нельзя не упомянуть и об организации Вольного Экономического общества, в котором передовые достижения европейской агрономической науки и научные эксперименты российских сельскохозяйственников были призваны на помощь помещику-землевладельцу. Оно было создано в 1765 году видными деятелями первого периода екатерининской эпохи Г. Орловым и Р. Воронцовым. Главной целью общества было провозглашено повышение агрономической культуры, направленной на повышение урожаев и борьбу с неурожаями. Для помещиков, заинтересованных в повышении производительности земель, и, соответственно, урожаев зерновых культур, эта была одна из важнейших тем. С подачи императрицы общество объявило конкурс на тему: «Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственность землю или токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?»

В конкурсе приняли участие выразители различных точек зрения. Француз де Лабей внес предложение сделать из крестьян мелких арендаторов, которые все равно будут вынуждены наниматься к помещикам. Вольтер и Мармонтель были более радикальны и предлагали полное уничтожение крепостного права и наделение крестьян правом полной собственности на землю и имущество. Среди русских работ была отмечена работа А. Поленова, который предлагал передать крестьянам землю в наследственное владение с обязательной выплатой денежной повинности помещику. В конце концов конкурс так и не дал никаких практических результатов, а реформирование крепостного права было отложено на неопределенное время в связи с Крестьянской войной.

Екатерина решает усилить дворянскую власть и в 1775 году подписывает «Учреждение для управления губерний Российской империи», а в 1785 году – Жалованные грамоты дворянству и городам. Была проведена административная реформа. Вместо прежних 20 была учреждена 51 губерния с разделением на уезды, в которых первенствующее административное значение получило сословно организованное дворянство. В каждой губернии должно было проживать не более 300-400 душ мужского пола, при губернаторе стоял полк солдат.  Население уездов должно было составить 20-30 тысяч душ мужского пола. Во главе уезда стоял капитан-исправник, избираемый местным дворянством. В губерниях и уездах узаконили дворянские собрания, которые избирали предводителей.  Каждое сословие получило свой суд: помещики – земский, крепостных судил дворянин, государственных крестьян – верхняя в губернии и нижняя в уезде расправы. Отдельной административной единицей стал город, возглавляемый городничим со всеми правами и полномочиями. Учрежденная в 1785 году городская дума решала вопросы образования и благоустройства города только с ведома городничего. Во всех городах России был введен строгий полицейский контроль. Города делились на районы с надзором частного пристава, а районы на кварталы с квартальными надзирателями. Такая система просуществовала в России более 100 лет. Страх перед восстанием Е. Пугачева был так велик, что Екатерина приказала переименовать Яик в реку Урал, а яицкое казачество – в уральское. [2]

Период царствования Екатерины II (1762–1796) характеризуется резким контрастом между идеями правительницы и их воплощением в жизнь. Без сомнения, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую гуманизацию жизни общества и европеизацию, однако в условиях диктатуры дворянства и закрепощения крестьян они выглядели довольно двусмысленно.

Историки по-разному оценивают политику Екатерины. Многие называют ее обыкновенной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, целями которого были создание более привлекательного имиджа России и самой Екатерины за рубежом, а также внушение русскому обществу мысли о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Что касается внешней политики, она привела к укреплению авторитета России на международной арене и значительному расширению ее территории, а также либерализации методов управления государством в соответствии с передовыми идеями той эпохи.

На первом этапе екатерининского царствования особенно крупных преобразований не произошло. На втором этапе (1775–1796) были осуществлены преобразования, которые хотя и не были настолько масштабными, как задумывалось ранее, но значительно расширяли и укрепляли западный уклад: среди них были секуляризация церковных и монастырских земель (1764), губернская реформа, «Жалованная грамота дворянству», «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785), реформы в социальной сфере, культуре, области науки и образования.

Эпоха Екатерины II стала временем формирования национального сознания, определения в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста общества. В молодые годы Екатерина II искренне была увлечена идеями просветителей, однако Великая французская революция и казнь Людовика XVI побудили ее порвать всякие отношения с революционной Францией. Дворцовое просветительство пришло к своему естественному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость просветительских моделей для абсолютистской России. Кроме того, на перемену взглядов Екатерины II в значительной мере повлияла и крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773–1775) – самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

В целом Екатерина II сделала меньше, чем предполагала сделать, однако она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, нежели в том, в котором оно было, когда императрица пришла к власти: увеличилась численность населения (с 19 миллионов человек до 36 миллионов) за счет присоединения новых территорий и естественного прироста, возросла сумма государственных доходов, была создана банковская система, расширилось производство, увеличилось число собственников. Вместе с тем сохранилась многоукладность и усилилась неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития, однако выйти за рамки сложившейся при Петре I системы так и не удалось.

Как уже было сказано выше, в результате действий правительства реформировалась судебная система, государственный аппарат и местное самоуправление, постепенно смягчалось крепостное право, реформировалась система образования.

Однако, в России процветали крепостное право, бюрократическая волокита. Закон, исходя из концепции просвещенного абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения людей на сословия. Но равенство было лишь в теории, а в реальной жизни дворяне получали больше привилегий, чем кто-либо другой. Они получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» запрещала конфискацию земель у дворян, которые являлись осужденными по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Дворяне освобождались от телесных наказаний и имели много других привилегий. Наряду с популяризацией образования репрессиям подверглись истинные представители русской просветительской мысли второй половины XVIII века – Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.

В целом политика «просвещенного абсолютизма» затрагивала лишь верхние слои общества и не решала основных противоречий, накопившихся за время предыдущих правлений. Особенно тяжелое положение было у крестьян.

За вывеской «просвещенного абсолютизма» по-прежнему господствовали жестокие законы, согласно которым простой труженик земли был достоин разве что кнута, тюрьмы, ссылки, рекрутчины и каторги. В разных частях государства вспыхивали вооруженные восстания. Неравенство пробуждало оппозиционные настроения у передовых представителей высшего сословия, закладывая предпосылки развития либерального и революционного движения следующего столетия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТУРАТРЫ

  1. Авдошкина О. В. Отечественная история / О. В. Авдошкина: учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 114 с.
  2. Века А. В. История России / А. В. Муратов. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – 1056 с.
  3. Черепанова Р.С. Просвещенный абсолютизм в России: культурный концепт и политические стратегии / Вестник Южно-Уральского государственного Университета, Серия «Социально-гуманитарные науки», Выпуск 11. № 21 (121) 2008. С. 31-37
  4. История философии: Учебник для вузов / под ред. А. С. Колесникова. – СПб.: Питер, 2010. – 656 c.
  5. Энциклопедия российской монархии. – М: Изд-во Эксмо, 2002. – 512 с.
  6. LE FIGARO. – Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/

Просвещенный абсолютизм: определение

Одним из первых, кто выдвинул идеи просвещенного абсолютизма был Томас Гоббс (1588–1679). Его же и считают автором просвещенного абсолютизма. Т. Гоббс посвятил себя активным поискам способов реализации предложенных ним идей просвещенного абсолютизма, которые могли бы привести к ускорению развития общества, выход общества на качественно новый уровень. 

Определение 1

Просвещенный абсолютизм – это форма политического управления, которое проводилось преимущественно в ряде европейских монархических стран во второй половине XVIII ст.

Основной целью идей просвещенного абсолютизма являлось избавление общества от пережитков средних веков, которые мешали полноценному развитию общества, в пользу идей капитализма.

Государства, проводящие реформы, вдохновленные идеями просвещенного абсолютизма, учитывали пример уже обновленных государств, которые уже применило на практике эти идеи, нашли решения проблемам и противоречиям, встретились с новыми потребностями. Постепенно утратившие актуальность в существующих виде и форме социальные институты, государственная цензура, роль церкви в жизни человека изменялись, меняя государство, которое под этими изменениями достигало новых высот, возникали новые потребности.

Монархи, воплощая идеи просвещенного абсолютизма, качественно и количественно изменяли самые разнообразные сферы жизни общества и человека. Здесь речь идет о судопроизводстве, образовании, а также церкви – ее роли в жизни человека, влияния на мировоззрение и идеологию людей.

Замечание 1

Просвещенный абсолютизм дал человеку больше свободы действий и мыслей, соответственно, и возможностей.

Одной из ключевых идей просвещенного абсолютизма была повышение грамотности общества и качества образования. В рассматриваемый период в странах, принявших идеи просвещенного абсолютизма, большая часть населения была неграмотной – люди не были обучены чтению и письму, – основная деятельность населения была связана, в основном с физическим трудом, но не интеллектуальным.

Замечание 2

Лицо эпохи просвещенного абсолютизма – это грамотный человек, обученный и разносторонний. 

Причины и предпосылки возникновения и развития просвещенного абсолютизма

Основной причиной возникновения, формирования и развития просвещенного абсолютизма является в возникшей в то время необходимости перемен в обществе, длительное время находившегося в застое. Таким образом, возник запрос на нововведения и реформы. Помимо этой основной причины, можно выделить следующие:

  1. Монархи и верховная власть стремились модернизировать и глобализировать процессы, происходящие в их государствах. Это, в свою очередь, требовало развития промышленности, производства и торговли, что также было невозможно без проведения новых реформ и воплощения новых идей;
  2. Власть осознавала, что существующую систему управления настало время нормализовать и упорядочить. Системы управления должны соответствовать происходящим в более развитых странах социальным и экономическим процессам. Такие преобразования помогали странам, в которые были в стадии развития или с низким уровнем развития перенимать пример с развитых и понимать необходимость практических изменений на своих территориях и в определенных сферах жизни людей;
  3. Социальные противоречия, их острые проявления. Назрела необходимость определенных изменений, которые бы могли снизить градус недовольства низших слоев населения. Единственно возможным решением такой ситуации – это учесть требования народа и реализовать их. 

Идеи просвещенного абсолютизма были основаны теми задачами, которые были определены реформаторами: укрепление самодержавия, усовершенствование государственного управления, расширение круга прав и свобод определенных слоев населения (в качестве примера можно привести дворянство в России), условия для экономического роста и развития государства, повышение грамотности, увеличение роли культуры и образования в жизни общества в целом и человека – в частности.

Просвещенный абсолютизм: признаки

Рассмотрим признаки просвещенного абсолютизма, которые выделяют эту форму политического управления от прочих идей и тенденций рассматриваемого периода.

  1. Главой государства, согласно идеям просвещенного абсолютизма, является «просвещенный» монарх, грамотный и имеющий высокий уровень интеллекта. Основой законодательной деятельности, которую ведет такой монарх, является справедливость, способствующая развитию общественной системы. Только такой монарх в состоянии предусматривать условия «общего блага» для всех слоев населения.
  2. Активная модернизация государства. В связи с тем, что для этого складываются все необходимые условия, модернизация касается всех сфер жизни человека и общества. Так развитие торговли и экономики невозможно без модернизации, ведь именно эти процессы расширяют границы коммуникации и конкуренцию. 
  3. Политические реформы, формирование и их реализация. Сюда относится усовершенствование системы управления таким образом, чтобы она соответствовала «духу времени», при этом выделяла особенности и уникальность мировоззрения, идеологии, направления развития.

Выводы

Просвещенный абсолютизм является успешным, при условии, что под влиянием внедрения его идей, в стране снизилась социальная напряженность, предотвращены бунты и восстания народа, которые достаточно характерны для XVIII ст.

При просвещенном абсолютизме большое внимание уделялось развитию культуры и образования, повышения грамотности населения, всех его слоев и категорий – от самых высших, до самых низов.

Главное в деятельности власти и монарха, при просвещенном абсолютизме –  это методы воздействия на человека: не насилие, увечья и казни за неповиновения, но убеждение.

Казимир Столяков

Преподаватель политологии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты про умников и умниц
  • Поговорка и пословицы добром сердце
  • Описание ольги из евгения онегина в цитатах из 2 главы
  • Когда и где возникли пословицы
  • Красивые слова для работников культуры