Цитаты про внешность татьяны лариной

Характеристика Татьяны Лариной, образ, описание, внешность, характер | «Евгений Онегин»

Tatjana-i-njanja-Hudozhnik-A-Samohvalov
Татьяна Ларина и няня.
Художник
А. Самохвалов

Татьяна Ларина является главной героиней знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»: описание внешности и характера героини.

Смотрите: 
— Все материалы о Татьяне Лариной
— Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Характеристика Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» Пушкина

Татьяна Ларина – девушка из небогатой провинциальной дворянской семьи. Имение Лариных расположено в глухой деревне по соседству с деревней главного героя Евгения Онегина:

«В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас…» (глава 3 строфа XXXI, письмо Татьяны Онегину) 

«Влюбленной, бедной и простой…» (глава 8 строфа XXVII) 

Татьяна живет с матерью и младшей сестрой Ольгой в своем имении. Отец семейства, Дмитрий Ларин, умер некоторое время назад (смотрите Семья Лариных):

«Ведь Оленька ее моложе.» (глава 7 строфа XXV)

«…Заняться старшею сестрой…» (о Татьяне, глава 2 строфа XXIII) 

«И там, где прах его лежит, 

Надгробный памятник гласит: 

Смиренный грешник, Дмитрий Ларин…» (глава 2 строфа XXXVI)  

Таким образом, полное имя героини звучит как Татьяна Дмитриевна Ларина.

Судя по всему, на момент знакомства с Евгением Онегиным Татьяне около 17 лет. О возрасте Татьяны нет конкретной информации в романе, однако в одном из писем своему другу П. А. Вяземскому Пушкин говорит о том, что его героине 17 лет (смотрите Возраст Татьяны и других героев):

«Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя… […] письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!…» (письмо А. С. Пушкина П. А. Вяземскому, 29 ноября 1824 г.) 

Татьяна является девушкой на выданье. По мнению соседей, ей пора выходить замуж.  

«…Соседи шепчут меж собою: 

Пора, пора бы замуж ей!..» (глава 4 строфа XXIV)

О внешности Татьяны Лариной известно, что она не отличается яркой красотой в отличие от ее сестры Ольги. По словам автора, Татьяна не так красива, румяна и свежа, как ее сестра: 

«…Татьяны бледные красы…» (глава 3 строфа XX)

«…Ни красотой сестры своей, 

Ни свежестью ее румяной 

Не привлекла б она очей….» (глава 2 строфа XXV)

«…И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый…» (глава 4 строфа XI)

«…Ее изнеженные пальцы 

Не знали игл…» (глава 2 строфа XXVI)

«…что-то бледной и худой, 

А впрочем, очень недурной…» (глава 7 строфа XLVI)

Будучи барышней из провинции, Татьяна Ларина носит провинциально простые, старомодные («запоздалые») наряды и использует устаревшие («запоздалые») выражения в речи:

«…Представить ясные черты 

Провинциальной простоты, 

И запоздалые наряды, 

И запоздалый склад речей…» (глава 7 строфа XXVII)

Татьяна является простой девушкой в отличие от богатых блестящих красавиц, живущих в Москве и Петербурге:

«За то ль, что в милой простоте 

Она не ведает обмана…»(глава 3 строфа XXIV) 

«Влюбленной, бедной и простой…» (глава 8 строфа XXVII)

По мнению московских барышень, выросшая в деревне Татьяна Ларина является странной, провинциальной и жеманной девушкой:

«…Ее находят что-то странной,  

Провинциальной и жеманной…» (глава 7 строфа XLVI)

Татьяна является печальной, молчаливой, «дикой», боязливой, неласковой, задумчивой девушкой. Она избегает общества людей и предпочитает бывать в одиночестве. По характеру Татьяна не похожа на остальных членов своей семьи:

«…Дика, печальна, молчалива, 

Как лань лесная, боязлива, 

Она в семье своей родной 

Казалась девочкой чужой. 

Она ласкаться не умела 

К отцу, ни к матери своей…» (глава 2 строфа XXV)

«…Да та, которая грустна 

И молчалива…» (глава 3 строфа V)

«…очень мило поступил 

С печальной Таней наш приятель…» (глава 4 строфа XXVIII)

Она часто сидит молча у окна в течение целого дня: 

«…часто целый день одна 

Сидела молча у окна…» (глава 2 строфа XXV)

Татьяна с детства отличалась задумчивостью: 

«…Задумчивость, ее подруга 

От самых колыбельных дней…» (глава 2 строфа XXVI)

В детстве она не играла в куклы и не веселилась с другими детьми. Ей больше нравились страшные рассказы в темноте, чем игра в куклы:

«…Но куклы даже в эти годы 

Татьяна в руки не брала; 

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела. 

И были детские проказы 

Ей чужды: страшные рассказы 

Зимою в темноте ночей 

Пленяли больше сердце ей…» (глава 2 строфа XXVII) 

Когда ее сестра Ольга играла с другими девочками, маленькая Татьяна не участвовала в играх, не играла в горелки. Все эти развлечения ей казалось скучными:  

«Когда же няня собирала

Для Ольги на широкий луг

Всех маленьких ее подруг, 

Она в горелки не играла, 

Ей скучен был и звонкий смех, 

И шум их ветреных утех…» (глава 2 строфа XXVII)

Татьяна Ларина любит природу. Ей нравится гулять одной по лесу. Она беседует с рощами и лугами, как со своими старыми друзьями:

«…И все грустит она 

Да бродит по лесам одна…» (глава 7 строфа XXV)

«…Она, как с давними друзьями, 

С своими рощами, лугами 

Еще беседовать спешит…» (глава 7 строфа XXIX) 

Она с раннего возраста любит читать книги, в частности романы: 

«…Ей рано нравились романы; 

Они ей заменяли всё…» (глава 2 строфа XXIX) 

Татьяна верит в приметы, гадания и сны. Ее любимой книгой является книга предсказаний «Мартын Задека»:

«…Татьяна верила преданьям 

Простонародной старины, 

И снам, и карточным гаданьям, 

И предсказаниям луны. 

Ее тревожили приметы…» (глава 5 строфа V) 

«…Мартын Задека стал потом 

Любимец Тани… Он отрады 

Во всех печалях ей дарит 

И безотлучно с нею спит…» (глава 5 строфа XXII) 

Tatjana-i-njanja-Hudozhnik-M-Mikeshin-1861
Татьяна и няня.
Художник М. Микешин

Как и многие дворяне того времени, она владеет французским языком лучше, чем русским:

«…Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своем родном,

Итак, писала по-французски…» (глава 3 строфа XXVI)

По словам автора, Татьяна является умной, волевой, своенравной девушкой с пламенным и нежным сердцем и бурным воображением:

«Что от небес одарена 

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?» (глава 3 строфа XXIV) 

Она является умной девушкой с чистой, пламенной душой, по словам Онегина:

«…Вы чистой, пламенной душой, 

Когда с такою простотой, 

С таким умом ко мне писали?…» (Онегин – Татьяне, глава 4 строфа XV)

По словам Онегина, Татьяна Ларина обладает массой достоинств, «совершенств»:

«…Напрасны ваши совершенства:  

Их вовсе недостоин я…» (глава 4 строфа XIV)

Татьяна –  юная мечтательница:

«…В соседстве Тани молодой, 

Моей мечтательницы милой…» (глава 5 строфа V)

Она является доверчивой, невинной девушкой:

«…Что так доверчива она…» (глава 3 строфа XXIV) 

«…Доверчивость души невинной…» (глава 4 строфа XI) 

«Не отпирайтесь. Я прочел 

Души доверчивой признанья…» (Онегин о письме Татьяны, глава 4 строфа XI) 

В душе Татьяна является русской девушкой в отличие от большинства дворян, которых привлекало все иностранное. Например, она любит холодную русскую зиму:

«…Татьяна (русская душою, 

Сама не зная почему) 

С ее холодною красою 

Любила русскую зиму…» (глава 5 строфа IV)

Татьяна очень дружна со своей младшей сестрой Ольгой: 

«…подруга стольких лет,  

Ее голубка молодая,  

Ее наперсница родная…» (об Ольге, глава 7 строфа XIII)

Судя по всему, в свободное время Татьяна занимается благотворительностью, то есть помогает бедным людям:

«Ты говорил со мной в тиши, 

Когда я бедным помогала…» (глава 3 строфа XXXI, Письмо Татьяны к Онегину)

Однажды юная Татьяна влюбляется в Евгения Онегина и прямо признается ему в любви в своем письме (смотрите Письмо Татьяны к Онегину). Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина, она любит его серьезно и без искусства, полностью отдаваясь своему чувству:

«…Татьяна любит не шутя 

Любви, как милое дитя.» (глава 3 строфа XXV) 

«…За то ль, что любит без искусства, 

Послушная влеченью чувства…» (глава 3 строфа XXIV)

Однако Евгений отвергает ее любовь, объясняя это тем, что он не создан для семейной жизни. Девушка тяжело переживает его отказ:

«…Супружество нам будет мукой. 

Я, сколько ни любил бы вас,  

Привыкнув, разлюблю тотчас…» (Онегин отказывает Татьяне, глава 4 строфа XIV) 

«Я вас люблю любовью брата 

И, может быть, еще нежней.» (Онегин отвергает Татьяну, глава 4 строфа XVI) 

Спустя некоторое время Татьяна выходит замуж за князя N и становится богатой и знатной княгиней. Внезапно встретив ее на светском вечере, Онегин не верит своим глазам. Из нежной девочки Татьяна превратилась в величавую светскую даму из высшего общества Петербурга, «неприступную богиню», смелую и равнодушную женщину:

«…Как изменилася Татьяна!   <…>

Кто б смел искать девчонки нежной 

В сей величавой, в сей небрежной 

Законодательнице зал?» (глава 8 строфа XXVIII)

«…Но равнодушною княгиней,  

Но неприступною богиней…» (глава 8 строфа XXVII)

Замужняя княгиня Татьяна ведет себя с Онегиным равнодушно, сурово, холодно и смело. Эта перемена в ней потрясает его: 

«…Ужели с ним сейчас была  

Так равнодушна, так смела?…» (глава 8 строфа XX)

«…Как сурова! 

Его не видят, с ним ни слова; 

У! как теперь окружена  

Крещенским холодом она!…» (глава 8 строфа XXXIII)

Неожиданно для себя Евгений Онегин отчаянно влюбляется в «новую» Татьяну и мучается от своей любви. Во время личной встречи Татьяна признается Онегину, что по-прежнему любит его, но будет до конца жизни верна своему супругу, князю N:

«Я вас люблю (к чему лукавить?), 

Но я другому отдана;  

Я буду век ему верна…» (глава 8 строфа XLVII)

Отношение Пушкина к Татьяне Лариной

Повествование в романе ведется от имени некоего вымышленного персонажа, который был приятелем Онегина. Этот рассказчик (предположим, что он олицетворяет самого Пушкина) с нежностью, сочувствием и уважением относится к своей героине. Он прямо говорит, что очень любит свою героиню:

«…Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!» (глава 4 строфа XXIV) 

«Татьяна, милая Татьяна!» (глава 3 строфа XV)

«…В соседстве Тани молодой, 

Моей мечтательницы милой…» (глава 5 строфа V) 

«Но полно. Мне пора заняться  

Письмом красавицы моей…» (рассказчик о Татьяне, глава 3 строфа XXIX)

Также рассказчик признается, что до сих пор хранит у себя то самое письмо Татьяны к Онегину: 

«Письмо Татьяны предо мною; 

Его я свято берегу, 

Читаю с тайною тоскою 

И начитаться не могу.» (глава 3 строфа XXXI) 

Цитатная
характеристика Татьяны Лариной, цитаты к образу

Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Это
девушка из провинции, выросшая в сельском поместье своих родителей, в окружении
природы и простых крестьян.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна…»

Характер Татьяны – задумчивый, мечтательный. С детства она любит
читать книги, слушать рассказы няни — вместо того, чтобы рукодельничать,
прихорашиваться, вертеться у зеркала – то есть заниматься тем, чем занимаются
другие девочки.

«Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…»

Юная Татьяна наивно верит во все, написанное в книгах.
Романтическая любовь, которой полны романы, пленяет ее. Она сама способна
влюбиться так же глубоко и так же пылко.

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…»

Когда в уезде появляется новый сосед , Евгений Онегин, он
становится героем романа Татьяны. Онегин умен, умеет себя подать, к тому же
ухожен и хорош собой. Он приехал из столицы и явно выделяется своим образом
мыслей, неординарностью личности среди скучных и стандартных соседей-помещиков.
Татьяна влюбляется в него.

«Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь…»

Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. У
нее и в мыслях нет поиграть, пококетничать, какими-нибудь уловками завлечь
своего избранника:

«За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?…»

«…Кокетка судит хладнокровно.

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.»

Любовь Татьяны терпит крах: избранник не отвечает на ее чувства, а
пытается «по-дружески» давать советы. Затем разыгрывается трагедия, Онегин на
дуэли убивает Ленского и уезжает. Татьяна начинает лучше понимать личность
возлюбленного. Но и ей приходится менять свою жизнь. В деревне нет подходящих
женихов, а Тане уж давно пора замуж. Ее привозят в Москву, в высшее общество:

«…Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…»

Спустя несколько лет Онегин неожиданно встречает Татьяну в
Петербурге. Она замужем за генералом и стала королевой высшего света, но при
этом не изменила себе:

«…Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut…»

«…Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!…

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?…»

В душе Татьяна осталась прежней. Успехи в свете не затмили ей
разума:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…»

Любовь Татьяны к Онегину так же жива, как и в былые времена, когда
она была застенчивой деревенской девушкой. Но у Татьяны есть честь и
достоинство женщины. Будучи замужем, она отказывается от романа с Онегиным,
пусть даже теперь ее любовь стала взаимна. Онегин полюбил ее, но она не станет
обманывать мужа:

«…Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна». 

Характеристика Татьяны Лариной

Характеристика Татьяны Лариной

Центральным женским персонажем в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина — молодая дворянка, девушка с тонкой душой, богатым внутренним миром и высокими нравственными идеалами. Образ Татьяны Лариной, сотканный из нежности, романтичности и вместе с тем невероятной силы духа, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Характеристика Татьяны Лариной имеет большое значение для понимания личности главного героя, Евгения Онегина. Безграничная любовь Татьяны, её целостная натура, моральные принципы как нельзя лучше отражают личную трагедию Онегина, не сумевшего вовремя разглядеть в простой скромной девушке гармоничную натуру, способную составить его счастье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Полное имя — Татьяна Дмитриевна Ларина.

Возраст — молодая девушка, не старше 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — отец Дмитрий Ларин, мать Полина (Прасковья) Ларина, младшая сестра Ольга.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — миловидная девушка, не красавица.

Характер — скромная, искренняя, романтичная, мечтательная, замкнутая, добрая, нежная, задумчивая,

Положительные черты — мечтательная, скромная, добрая, чуткая, нежная, верная, с большим любящим сердцем.

Отрицательные черты — внешне холодная, не способная открыто проявлять свои чувства, замкнутая, погружённая в свой внутренний мир.

Произведение — «Евгений Онегин».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Татьяны Лариной с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Татьяны Лариной основан на том, что она является старшей дочерью в семействе Лариных. Глава семейства — дворянин, помещик Дмитрий Ларин, мать — Pachette (Пашенька), то есть Полина или Прасковья, младшая сестра — Ольга.

«Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой».
Источник: Глава вторая, строфа 23

«Он был простой и добрый барин…
…Смиренный грешник, Дмитрий Ларин…»
Источник: Глава вторая, строфа 36

«— Княжна, mon аngе! —
«Раchеttе!» — Алина!»
Источник: Глава седьмая, строфа 41

«Ведь Оленька ее моложе…»

Источник: Глава седьмая, строфа 25

Семья Татьяны отличается душевной простотой и гостеприимством.

«Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор…» (Глава третья, строфа 1)

Деревня Лариных расположена в провинциальной глуши, вдали от столичного блеска.

«Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья…»
Источник: Глава третья, строфа 31

Татьяна — девушка на выданье. Она ещё молода, но по меркам тех лет уже готова к замужеству.

«В соседстве Тани молодой…»

Источник: Глава седьмая, строфа 5

«Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Оленька ее моложе.
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора…»
Источник: Глава седьмая, строфа 25

«Соседи шепчут меж собою:
Пора, пора бы замуж ей!..»
Источник: Глава четвертая, строфа 24

Внешность

Татьяна, в отличие от своей младшей сестры Ольги, не обладает яркой, цветущей красотой, миловидностью.

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…» (Глава вторая, строфа 25)

Красота Татьяны — скромная, холодная.

«…С ее холодною красою…»

Источник: Глава пятая, строфа 4

«…Татьяны бледные красы…»

Источник: Глава третья, строфа 20

«И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый…»
Источник: Глава четвертая, строфа 11

Внешний вид Татьяны указывает на её провинциальность, которая особенно заметна среди модных столичных барышень.

«На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей…»
Источник: Глава седьмая, строфа 27

«…Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной…»
Источник: Глава седьмая, строфа 46

Татьяна разительно преображается после замужества. Она становится настоящей светской дамой с безупречным вкусом.

«…Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgаr…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

Черты характера и поступки

Татьяна отличалась замкнутым, молчаливым, нелюдимым характером с самого детства. Шумной компании сверстников она неизменно предпочитала одиночество, уединённый образ жизни.

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
Источник: Глава вторая, строфа 25

«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Источник: Глава вторая, строфа 25

«И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех».
Источник: Глава вторая, строфа 27

Даже в семье, среди близких людей, Татьяна вела себя отстранённо. Она не могла открыто проявлять свои чувства даже к родной матери.

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей…»
Источник: Глава вторая, строфа 25

Отличительная черта Татьяны — задумчивость, погружённость в себя, мечтательность. Умиротворяющие сельские пейзажи как нельзя лучше подходили её натуре.

«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»
Источник: Глава вторая, строфа 26

«Все для мечтательницы нежной…»

Источник: Глава третья, строфа 9

Воображением мятежным…» (Глава третья, строфа 24)

«…Моей мечтательницы милой…»

Источник: Глава седьмая, строфа 5

Одиночество Татьяны — вынужденное. Живя в сельской глуши, героиня попросту не может найти человека, близкого по духу, и страдает от этого.

«Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна».
Источник: Глава третья, строфа 31

Татьяна — умная, волевая девушка с крепким внутренним стержнем.

«…Что от небес одарена…
Умом и волею живой,
И своенравной головой…»
Источник: Глава третья, строфа 24

«…уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть…»
Источник: Глава пятая, строфа 30

Татьяна не разделяет популярного развлечения тех лет среди женщин — вышивания. С куда большим удовольствием она читает книги.

«…Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна…»
Источник: Глава вторая, строфа 26

«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…»
Источник: Глава вторая, строфа 29

Татьяна, получившая светское воспитание, в глубине души является простой русской девушкой, которая верит в гадания, приметы, предсказания.

«Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…»
Источник: Глава пятая, строфа 4

«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь…»
Источник: Глава пятая, строфа 5

Прочитанные романы будоражили чувства юной Татьяны, которая уже была готова к тому, чтобы полюбить всей силой пылкого сердца.

«Пора пришла, она влюбилась…
…Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь…»
Источник: Глава третья, строфа 7

«…Что от небес одарена…
…И сердцем пламенным и нежным?..»
Источник: Глава третья, строфа 24

Избранником Татьяны становится пресыщенный столичный повеса Евгений Онегин, которому она в письме признаётся в любви.

«В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…»
Источник: Глава третья, строфа 10

«Ты вся горишь… — “Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена”»
Источник: Глава третья, строфа 19

Татьяна — честная девушка, способная любить искренне и безыскусно, без намёка на жеманство или кокетство. Она очаровательна в своей доверчивости и простоте.

«…За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она…»
Источник: Глава третья, строфа 24

«Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя».
Источник: Глава третья, строфа 25

После признания Онегину и его отповеди любовь к нему для Татьяны становится настоящим мучением. Зная себя, она понимает, что будет нести этот крест всю жизнь.

«…Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья…»
Источник: Глава третья, строфа 31

«Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…»
Источник: Глава третья, строфа 31

Безответная любовь становится тяжелым испытанием для Татьяны, утратившей интерес к жизни.

«Здоровье, жизни цвет и сладость,
Улыбка, девственный покой,
Пропало все, что звук пустой,
И меркнет милой Тани младость…»
Источник: Глава четвертая, строфа 23

«Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Качая важно головою,
Соседи шепчут меж собою:

Пора, пора бы замуж ей!..» (Глава четвертая, строфа 24)

Расставание с Онегиным не облегчает душевные страдания Татьяны. Её любовь разгорается ещё больше, несмотря на то что Евгений стал невольным убийцей Ленского.

«И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит».
Источник: Глава седьмая, строфа 14

Татьяна находит утешение в посещении дома, в котором жил Онегин. Обладая тонкой, восприимчивой душой, она начинает лучше понимать Евгения, всю сложность и противоречивость его натуры.

«Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой…»
Источник: Глава седьмая, строфа 19

«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…»
Источник: Глава седьмая, строфа 24

Оказавшись в Москве на «ярмарке невест», Татьяна чувствует ужасную неловкость. Она боится оказаться в центре внимания, стать объектом насмешек. Неизвестность пугает девушку, не привыкшую к светской суете.

«Московских франтов и цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!..
О страх! нет, лучше и верней
В глуши лесов остаться ей…»
Источник: Глава седьмая, строфа 27

«Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»
Источник: Глава седьмая, строфа 28

Татьяну не привлекает блеск и роскошь светской жизни. По-настоящему счастливой она ощущает себя в родной деревне, на лоне природы.

«Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей».
Источник: Глава седьмая, строфа 53

В итоге Татьяна становится супругой богатого знатного дворянина, важного генерала, который смог разглядеть богатство её души. Князь очень любит свою супругу и гордится ей.

«А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал».
Источник: Глава седьмая, строфа 54

«Кто? толстый этот генерал?»

Источник: Глава седьмая, строфа 54

«…и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

«Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя».
Источник: Глава восьмая, строфа 17

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли? — Около двух лет».
Источник: Глава восьмая, строфа 18

Став светской дамой, некогда скромная и застенчивая Татьяна преобразилась до неузнаваемости. В ней появилась уверенность в себе, чувство собственного достоинства, и при этом сохранилась её простота и искренность. Подобное сочетание привлекает к ней всех без исключения людей.

«Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…»
Источник: Глава восьмая, строфа 14

«К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

Скромная и простая девушка из сельской глуши, Татьяна превратилась в роскошную светскую даму.

«…Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы».
Источник: Глава восьмая, строфа 27

«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал
Источник: Глава восьмая, строфа 28

Вместе с жизненным опытом Татьяна приобрела удивительное чувство самообладания. При виде Онегина она ни единым жестом не дала понять, что эта случайная встреча как-то взволновала её.

«Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон».
Источник: Глава восьмая, строфа 18

«У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней…» (Глава восьмая, строфа 19)

Встречаясь с Онегиным в свете, Татьяна игнорирует его, ведёт себя холодно и отстранённо. Однако вдали от посторонних глаз она горько плачет над его письмом.

«Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит:
Кокетства в ней ни капли нет
Его не терпит высший свет»
Источник: Глава восьмая, строфа 31

«Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез?.. Их нет, их нет!…»
Источник: Глава восьмая, строфа 33

«Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой».
Источник: Глава восьмая, строфа 40

Будучи умной, проницательной женщиной, Татьяна подозревает, что интерес Онегина к её персоне обусловлен её переменами. Роман с успешной замужней дамой подогревает его азарт и самолюбие.

«Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?»
Источник: Глава восьмая, строфа 44

Обладая высокими нравственными принципами, Татьяна отказывается стать возлюбленной Онегиной, несмотря на то что по-прежнему любит его. Уважение к супругу, священным узам брака, чувство долга для неё гораздо важнее собственных душевных страданий.

«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена….
…Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Источник: Глава восьмая, строфа 47

Богатство и роскошная жизнь не принесли Татьяне счастья. Она признаётся Онегину, что готова отдать всё, что угодно, чтобы вернуться в родную деревню, в свою прошлую жизнь, в которой она была по-настоящему счастлива.

«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей…» (Глава восьмая, строфа 46)

Воспитание

Татьяна получила традиционное для дворянских семейств образование. По моде тех лет с раннего детства она изучала французский язык, на котором изъяснялась куда лучше, чем на русском.

«Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски…»
Источник: Глава третья, строфа 26

Характеристика Татьяны Лариной другими героями

Онегин

При первом же взгляде на Татьяну Онегин понимает, что она является непростой личностью, сложной и глубокой. По мнению Евгения, именно такой тип женщины должен был привлечь юного поэта Ленского.

«”Неужто ты влюблен в меньшую?”
— А что? — “Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт”»
Источник: Глава третья, строфа 5

Онегин, привыкший общаться в высшем свете с жеманными и лицемерными кокетками, был приятно удивлен искренностью Татьяны, её прямодушием.

«Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства…»
Источник: Глава четвертая, строфа 12

«И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?»
Источник: Глава четвертая, строфа 15

На любовное письмо Татьяны Онегин честно отвечает, что не сможет составить её счастье, поскольку не готов к серьёзным отношениям. Кроме того, он по-дружески предостерегает её впредь быть не такой открытой и искренней, поскольку её доверчивость может быть использована против неё.

«…Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так видно небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».
Источник: Глава четвертая, строфа 16

Подробная характеристика Онегина.

Ленский

Юный поэт Ленский сравнивает печальную Татьяну со Светланой из баллады В.А. Жуковского «Светлана».

«Скажи: которая Татьяна?
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна».
Источник: Глава третья, строфа 5

Подробная характеристика Ленского.

Автор

Автор с большой нежностью и сопереживанием относится к Татьяне. Как никто другой, он понимает её тонкую, ранимую, мечтательную душу.

«Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой».
Источник: Глава третья, строфа 15

Автор встаёт на защиту Татьяны, которая безрассудно отдалась чувству. Он напоминает, что героиня обладает такими ценными качествами, как ум, воля, богатое воображение, доверчивость, простота и искренность.

«За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?»
Источник: Глава третья, строфа 24

Автор высоко ценит нежную, тонкую душу Татьяны, её мечтательную натуру.

«В соседстве Тани молодой,
Моей мечтательницы милой…»
Источник: Глава седьмая, строфа 5

Подробная характеристика автора романа «Евгений Онегин».

Мать

Мать Татьяны, не догадываясь об истинной причине её грусти, хочет поскорее выдать дочь замуж. Татьяна наотрез отказывается даже думать о браке, в то время как её младшая сестра Ольга была уже пристроена. Этот факт глубоко печалит женщину.

«Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Оленька ее моложе.>
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора; а что мне делать с ней?
Всем наотрез одно и то же:
Нейду. И все грустит она,
Да бродит по лесам одна».
Источник: Глава седьмая, строфа 25

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Татьяны Лариной вместе!

Биография

Татьяна Дмитриевна Ларина — дворянка, старшая дочь в семье военного Дмитрия Ларина, который после окончания службы перебрался с семьёй в родовое имение, расположенное в сельской глуши. После смерти главы семейства воспитанием двух дочерей, Татьяны и Ольги, занималась их мать.

Судьбоносным для юной Татьяны стало знакомство со столичным аристократом Евгением Онегиным. Воспитанная на любовных романах, девушка нарисовала идеальный образ и всем сердцем полюбила Евгения. Не в силах сдерживать свои чувства, она написала ему любовное письмо. Ответ Онегина разбил все надежды девушки на счастье: молодой человек признался, что не готов к браку.

На именинах Татьяны Онегин, рассердившись на Ленского, стал ухаживать за его невестой Ольгой. Заметив это, Ленский вызвал Евгения на дуэль и был им убит. После этого события Онегин вернулся в столицу, Ольга поспешила выйти замуж за другого, и Татьяна осталась в полном одиночестве. Спасением для неё стали визиты в опустевший дом Онегина, изучая который, девушка смогла лучше понять характер своего возлюбленного.

Тем временем мать Татьяны решила отправить дочь в Москву на «ярмарку невест». Покорясь матери, девушка согласилась выйти замуж за богатого и знатного генерала. Покинув родную деревню, она стала блистать в высшем обществе, превратившись из милой робкой девушки в роскошную светскую даму.

Именно в таком образе Онегин увидел Татьяну после долгой разлуки. Воспылав к ней страстью, он написал откровенное письмо, но Татьяна отвергла ухаживания Евгения: она по-прежнему его любила, но не собиралась порочить доброе имя своего супруга.

Образ Татьяны Лариной

Татьяна Ларина представляет собой сложный, многогранный женский образ, который не перестает развиваться на протяжении всего повествования.

С детских лет Татьяна отличалась задумчивым, мечтательным характером. Она не любила шумные детские компании, предпочитая общество любимой няни с её чудесными рассказами. Таня росла замкнутым ребёнком, неспособным открыто проявлять свои чувства, и даже к родителям не умела приласкаться.

Единственным страстным увлечением Татьяны было чтение книг. Любовные романы будили её воображение, рисовали волнующие картины. Душа Татьяны была готова полюбить, и в этот момент судьбы свела её со скучающим светским dandy Онегиным, прибывшим в провинцию из столицы.

Пылкая влюблённость Татьяны раскрывает её нежную натуру. Скромная и робкая от природы, девушка решается написать письмо возлюбленному и признаться в своих чувствах. Это говорит о её смелости и силе духа, поскольку в те времена считалось очень неприличным девушке первой говорить о любви. Для Татьяны очень важна честность и искренность, и потому она пренебрегает светскими условностями.

Реакция Онегина на письмо глубоко ранит Татьяну. Его равнодушие заставляет девушку ещё более замкнуться в себе. Со временем она решает уступить уговорам матери и выйти замуж за знатного и богатого, но нелюбимого человека.

В финале произведения Татьяна предстаёт совсем иной — это сильная, стойкая, рассудительная, мудрая женщина. В её душе романтические идеалы юности уступают место чувству долга и ответственности. Однако за маской роскошной светской дамы скрывается хрупкая нежная девочка с разбитым сердцем. Татьяна по-прежнему любит Евгения, её чувство к нему глубоко и искренне, однако высокая нравственность героини, её преданность узам брака не позволяют стать возлюбленной Евгения. Татьяна сохраняет верность мужу, навсегда отказавшись от личного счастья.

Образ идеальной героини в романе «Евгений Онегин»

Образ Татьяны Лариной является одним из наиболее ярких и значимых в русской литературе. А.С. Пушкин вложил в него те качества, которые наиболее всего ценил в женщинах: доброту, порядочность, нравственность, богатый внутренний мир. В результате был создан образ идеальной женщины, способной любить глубоко и нежно, быть верной, заботливой женой и настоящим другом, соратником.

Главное достоинство Татьяны — не красота или солидное приданое, а богатый внутренний мир, духовность. Она честна и открыта перед людьми и собой, не терпит в отношениях фальши и лицемерия.

Большое влияние на формирование личности Татьяны оказала её старая нянюшка, знавшая немало старинных русских легенд и сказаний. В образе легко угадывается няня А.С. Пушкина Арина Родионовна, которую писатель очень любил. Душа Татьяны чутко откликается на рассказы няни о глубокой старине, её воображение развивается под воздействием сказок и легенд.

Будучи тонкой, восприимчивой натурой, Татьяна чувствует красоту природы и наслаждается ею. Её душа находится в полной гармонии с живописными сельскими пейзажами, среди которых она выросла.

Увлечение книгами и отсутствие жизненного опыта позволили Татьяне совершить главную ошибку: наделить Онегина качествами, которыми он никогда не обладал, идеализировать его. Однако благодаря уму и проницательности девушка смогла понять, что её возлюбленный — человек из плоти и крови, со своими пороками и недостатками.

Будучи отвергнутой Онегиным, Татьяна не теряет силу духа, чувство самообладания. Когда же Евгений понимает, какое сокровище он упустил, Татьяна занимает принципиальную позицию: она не готова ради страсти пожертвовать своей семьёй, предать мужа, которого ценит и уважает.

Высокие нравственные идеалы, женственность, глубина и красота души героини позволяют сделать вывод о том, что Татьяна Ларина по праву считается идеальной героиней в русской литературе.

5 фактов о Татьяне Лариной

  • Имя Татьяна не пользовалось популярностью среди русской аристократии, поскольку считалось слишком народным, простым. Однако благодаря произведению Пушкина оно нашло широкое распространение в самых разных кругах общества.
  • Из черновиков Пушкина следует, что главную героиню романа писатель собирался назвать Наташей и лишь потом изменил имя на Татьяну.
  • По подсчетам литературных исследователей, год рождения Лариной — 1803.
  • Татьяна плохо выражала свои мысли по-русски. Любовное письмо к Онегину написано на французском языке.
  • В характере Татьяны присутствуют черты самого автора. Это отметил старинный лицейский друг Пушкина, Вильгельм Кюхельбекер: «Поэт в своей 8 главе похож сам на Татьяну: для лицейского товарища, для человека, который с ним вырос и его знает наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина занимает центральное место. Это сложный, глубокий, многогранный женский образ, который находится в непрерывном развитии на протяжении всего произведении. Отношение Пушкина к Татьяне очевидно: он восхищается своей героиней, сочувствует ей, поддерживает. Становится ясно, что Татьяна — милый идеал автора.

Роль героини заключается в том, чтобы на контрасте продемонстрировать нравственные качества главного героя романа, Евгения Онегина, подчеркнуть глубину пропасти между ними. Цитатная характеристика Татьяны Лариной позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Детская-Модельная-Библиотека Пучежская

    10/10

  • Татьяна Пономарева

    10/10

  • Галина Дубинина

    6/10

Татьяна Ларина в пушкинском «Евгении Онегине» (см. его полный текст, краткое содержание по главам и анализ) – полная противоположность своей сестре Ольге во внешности и характере.

Ещё ребенком она жила в родной семье одиноко, «казалась девочкой чужой», не любила детских игр и молча могла просиживать целые дни у окна, погруженная в мечты. Но внешне неподвижная и холодная, Татьяна жила сильной внутренней жизнью. «Страшные рассказы няни» сделали ее фантазеркой, ребенком «не от мира сего».

Слушать аудиокнигу с кратким содержанием «Евгения Онегина»

Чуждаясь наивных деревенских развлечений, хороводов и игр, Татьяна зато всей душой отдалась народному мистицизму, её наклонность к фантазированию прямо влекла к этому:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы.
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

…Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Что ж? тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так вас природа сотворила,
К противоречию склонила.

От сказок няни Татьяна рано перешла к романам.

Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо…

Из фантазерки-девочки Татьяна Ларина сделалась «мечтательной девушкой», которая жила в своем особом мире: она окружала себя героями своих любимых романов и была чужда деревенской действительности.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала кого-нибудь.

Татьяна

Татьяна Ларина. Художник М. Клодт, 1886

Появился Онегин (см. Образ Онегина). Среди соседей-помещиков он выглядел слишком заметным и оригинальным, и Татьяна без труда уверовала, что это и есть герой, которого она давно ждала. У неё

…открылись очи,
Она сказала: это он!

И вот, она бросается к своим давно перечитанным романам, чтобы опять беседовать с любимыми героями

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман.

Все любимые ею романические герои

Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Себя она воображает тоже героиней, подругой дорогих ей романических героев Клариссой, Юлией, Дельфиной. Немудрено, что в книгах она находит «свой тайный жар, свои мечты». Под свежим впечатлением перечитанных книг она сочиняет Онегину письмо, в котором повторяет слова и даже фразы любовного письма Юлии к Сен-Пре из романа Руссо.

Разговор Татьяны с няней перед сочинением этого письма по своей художественности и психологической правдивости принадлежит к изумительным пушкинским сценам. В беседе восторженной девушки со старухой сталкивается простонародное воззрение на любовь с искусственно-приподнятым романическим чувством; сталкиваются наивная старость и наивная юность.

Пушкин старается оправдать в глазах читателей поступок Тани. С нежным чувством умиления склоняется он к поэтическому образу своей героини и просит для неё снисхождения. Она так чиста и так наивна. В ней нет ни тени кокетства, нет той лжи, которыми вооружены светские красавицы

…в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте.

Она «любит без искусства». «Послушная влеченью чувства», Татьяна доверчива; к тому же она

…от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Ужели не простите ей
Вы легкомыслие страстей?

Евгений Онегин был «тронут» посланием Тани Лариной, но он «привычке милой не дал ходу»: его пугала перспектива связать свою свободу «браком» и опуститься до скучной жизни провинции. От перспективы семейного счастья с наивной, провинциальной девицей на него пахнуло «прозой». Воспользоваться неопытностью Евгений не захотел: слишком «неинтересна» была для него, «опытного охотника», вся эта несложная интрига, «борьба» для него была слишком легка. Кроме того, он ведь корчил в это время байроновского Чайльд-Гарольда, а тот, как раз, в подобном случае, отверг любовь героини, сказав:

Флоранса! если б сердце это
Я для любви не схоронил
Тогда б, поверь, любовь поэта
К твоим ногам я положил,
Но ты не можешь быть моею
У нас различные пути!
(«Чайльд-Гарольд»)

Приблизительно то же сказал Онегин Татьяне при личном свиданье. Только он прибавил еще нравоучение в духе тех, которые расточал Грандисон (идеальный герой романа Ричардсона), любивший читать нравоучения «неопытным» девицам, которые предлагали ему свою любовь:

Учитесь властвовать собой!
Не всякий вас, как я поймет,
К беде неопытность ведет!

Не без юмора рассказывает Пушкин, как «проповедовал» Онегин. Но поэт тут же спешит добавить, что, в этом случае, Евгений поступил «очень мило», он тут «явил души прямое благородство». Сама Татьяна впоследствии, признавала, что в этот «страшный час» он поступил «благородно». И, конечно, если Онегин не любил Татьяны, он поступил прекрасно, но сам Пушкин указывает, что он почти полюбил ее. Онегин впоследствии сам говорит, что был накануне любви: «привычке милой не дал ходу» из эгоизма. Он убоялся потерять «свободу» и предпочел разыграть разочарованного Чайльд-Гарольда, разбив чистое и честное сердце Татьяны. Эта «игра» в разочарованье была «ложью». Она стоила счастья двух молодых жизней, и потому вина Онегина велика.

После убийства на дуэли Ленского Евгений Онегин уехал из деревни. Но Татьяна не могла забыть его. Воспользовавшись отъездом Онегина, она проникла в его дом и перечитала его любимые книги. Оказалось, Евгений больше всего интересовался Байроном, да романами, где выводились типы разочарованных и озлобленных людей.

Вчитавшись в эти романы, Татьяна поняла, по каким рецептам жил Онегин, «чудак печальный и опасный». И, вот, Татьяна Ларина спрашивает себя

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич, в гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон,
Уж не пародия ли он?

Простая деревенская барышня теперь лучше поняла Онегина, но не разлюбила его. Она простилась с ним навсегда, полная сожалений, что счастье, столь близкое и возможное, не осуществилось потому, что «добрый малый» в Онегине был побежден «модой»… Вероятно, и в сердце Татьяны, после первой ошибки, иссякли романические мечты, и она сумела стряхнуть с себя влияние книг, книжных чувств и книжных идеалов. Её умственный кругозор расширился: теперь «ей открылся мир иной». Татьяна стала сознательнее и проще относиться к жизни. Уступая желанию матери, она вышла замуж за пожилого князя, известного и почтенного… Татьяна вступила в брак без любви, но полная уважения к мужу; она теперь смотрела в жизнь трезво и спокойно.

Через некоторое время Онегин встретил ее в Петербурге и был поражен переменой, с ней происшедшей: вместо наивной, мечтательной и восторженной барышни перед ним была спокойная, выдержанная великосветская дама, закованная в непроницаемую броню светских «приличий». Онегин влюбился в нее без памяти, теперь он никого уже не «корчил» из себя, он был теперь просто «добрый малый», с утомленным, несчастным сердцем… Евгений ничего не ждал для себя от своей любви, но он не смог справиться с собой и написал Татьяне письмо, в котором каждое слово было правдиво и выстрадано. Произошло последнее объяснение героев.

Татьяна во время него сбросила свою маску «великосветского тона» и предстала перед Евгением простой, сердечной женщиной, у которой навеки разбито сердце (см. текст монолога Татьяны в конце романа). Она призналась Онегину, что несчастна, призналась, что любит его, но заключила свою речь словами:

…Я другому отдана
И буду век ему верна!

Такое глубокое понимание обязанностей жены освящает образ Татьяны. Эти две строчки бросают яркий свет на её сердце, все непонятное в этой душе проясняется… Одинокая девочка в родной семье, Татьяна оттуда, из недр хорошей, простой русской семьи, вынесла свои семейные идеалы, и свято сохранила их в сутолоке интернациональной столичной жизни.

Русская критика признала Татьяну «идеальным образом русской женщины». Конечно, странно утверждать, что Пушкин создал Татьяну, чтобы изобразить идеальную героиню. Он просто рисовал русскую жизнь, с одинаковой любовью относясь ко всем своим героям и Онегину, и Ленскому, и Татьяне. Он изобразил на них, какое зло та «ложь», которой жило русское общество, потерявшее связи с народной основой. Татьяне нужно было разочароваться в Онегине, чтобы суметь воспитать в своем сердце зародыши той «правды», которые были вложены в него влияниями русской жизни.

«. Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей. «

***

«. Представить ясные черты / Провинциальной простоты, / И запоздалые наряды, / И запоздалый склад речей. » (об одежде Татьяны)

***

«. Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива, / Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой. / Она ласкаться не умела / К отцу, ни к матери своей. «

***

«. Она в горелки не играла, / Ей скучен был и звонкий смех, / И шум их ветреных утех. «

***

«. Она, как с давними друзьями, / С своими рощами, лугами / Еще беседовать спешит. «

***

«. Вы чистой, пламенной душой, / Когда с такою простотой, / С таким умом ко мне писали. » (Онегин — Татьяне)

***

Татьяна Ларина — доверчивая, невинная девушка:

«. Татьяна (русская душою, / Сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму. «

***

«. Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Ее тревожили приметы. «

Цитатная характеристика Татьяны из “Евгения Онегина”

Дика, печальна, молчалива
Как лань лесная боязлива
Она в семье своей родной

***

Ее никогда не привлекало, то, что нравилось другим детям. Чтение ей заменяло все:

***

Сгорая от любви к Онегину, она пишет ему любовное послание, раскрывая всю свою душу и вверяя ему себя:

***

  • «Я к Вам пишу, чего же боле
    Что я могу еще сказать
    Теперь я знаю в вашей воле

***

Героиня тяжело переживает отказ возлюбленного, но все-таки через несколько лет выходит замуж. При случайной встрече с ней Онегин поражен насколько она изменилась:

***

Евгений наконец понимает, какую женщину он потерял, но Татьяна уже не может ему взаимностью, так как находится замужем:

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» (с цитатами)

В начале романа Татьяна Ларина романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

***

  • Дика, печальна, молчалива,
    Как лань лесная боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.

***

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

***

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

***

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

***

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Цитатная характеристика образа Татьяны Лариной

Уездная барышня, воспитанная любимой няней и книгами. Она сильно отличается от типичных героинь романов: «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива».

***

  • Внешность Татьяны противоположна общепринятым канонам. Её сестра, голубоглазая светловолосая красавица, – типаж романных героинь. Но Пушкин хочет создать другой образ:

***

«Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

***

«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей».

***

При первом же появлении Онегина её душа как будто оживает. Татьяна испытывает чувство, неведомое ей ранее. Но она читала об этом.

***

Героиня понимает, что её избранник не похож на остальных, он умён и необычен. Он тот, кого она ждала и представляла, читая французские романы:

***

  • «Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала кого-нибудь»

***

Влюбившись, она становится уязвимой. Чистосердечно, без всякого кокетства, Татьяна открыто признаётся и раскрывается любимому.

***

Героиня верит зову сердца и не умеет притворяться: «Татьяна любит не шутя». Пушкин показывает, как доверчива и безыскусна его любимая героиня.

***

Она пишет письмо избраннику, но ответ был ударом для неё. Зато Татьяна начинает разбираться в личности Евгения.

***

Так как Лариной пора замуж, её увозят в Москву, где её считают «странной, но очень недурной».

***

  • Через несколько лет Татьяна и Евгений встретились в Петербурге. Он не сразу узнал её, но героиня осталась верной себе: «Всё тихо, просто было в ней».

***

Конечно, Татьяна была уже не простой юной девушкой, а женщиной из высшего света. Однако её натуры не коснулись изменения.

***

Любовь героини не исчезла, но она верна супругу. Ведь он заслуживает уважения. Настоящую русскую женщину не затуманит любовь, теперь ответная:

***

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

  • Я жду тебя: единым взором
    Надежды сердца оживи
    Иль сон тяжелый перерви,
    Увы, заслуженным укором!

***

Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Онегину Татьяна пишет свое знаменитое письмо (полное письмо можно прочитать по этой ссылке)

***

Я к Вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Внешность Татьяны раскрывается мало, автор не приводит никаких точных характеристик.

***

К плечу головушкой склонилась.
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча

***

То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

***

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

***

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей

***

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

***

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

***

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

***

Ей душно здесь Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек

***

Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.

***

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

***

Татьяна верная жена. Она не готова пойти на измену даже ради Онегина, ведь для нее союз с мужем – своего рода обещание и клятва, нарушить которую она не в силах.

***

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

***

Княгиня смотрит на него
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яду мне яду откуда цитата
  • Пословица всяк свою работу делает
  • Пословицы и поговорки по бухгалтерскому учету
  • Смысл пословицы пуля дура штык молодец
  • Игры в которые играют люди лучшие цитаты