Дети мусульманские цитаты

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о родителях, детях, родственных связях

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

***

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

***

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда
Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

***

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

***

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

***

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

***

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

***

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

***

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

***

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

***

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

***

Абу-д-Дарда’, да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда’) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

***

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

***

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

***

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ
и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ
отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима
вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

***

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

***

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

***

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

***

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

***

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

***

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

***

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

***

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

***

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

***

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

Смотрите также:

Дуа за родителей

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]»[1].

В хадисе-кудси[2] пророк Мухаммад передает следующие слова Господа миров: «Поистине, Я [говорит Господь] сотворил всех людей предрасположенными к вере [в Меня, Бога]. Но дьяволы[3] [своими соблазнительными нашептываниями и ухищрениями побуждающие людей к греху] пришли к ним (людям) и увели [в сторону] от религии[4]. Запретили им (людям) то, что Я разрешил [то есть начали уводить в сторону различного рода экзотических верований и практик с выдуманными ограничениями]. Они побудили их поклоняться тому, что не имеет власти [убедили обожествлять то, что по сути не является Богом, а есть плод их фантазии и воображения]»[5].

Абу Рафи‘ сказал: «Я видел, как посланник Божий после того, как [его дочь] Фатима родила Хасана, прочитал в его [младенца] ухо азан»[6].

«Джинн Уммус-сыбъян[7] не нанесет вреда новорожденному, если тот, у кого он родился, прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое — икамат»[8].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) в день рождения аль-Хасана ибн ‘Али (сына ‘Али, внука Пророка) прочел азан в его [правое] ухо, а икамат — в левое»[9].

Абу Муса рассказывал: «У меня родился сын. Я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим. Затем, положив [немного] прожеванного финика на палец, он поместил его в ротик моего сына. И попросив у Всевышнего благословения (баракята; Божьей благодати), отдал ребенка мне»[10].

Известен следующий рассказ от Анаса ибн Малика: «Вместе с новорожденным ребенком Абу Талхи я отправился к посланнику Всевышнего. Он спросил: «Есть ли у тебя финики?» Я ответил «да» и дал ему их. Пророк взял, прожевал и после, вынув прожеванное, положил [немного] в ротик младенца и сделал легкий массаж полости рта. Пророк нарек его ‘Абдуллой»[11].

Имам Малик в своей книге «Аль-муватто» передает от Джа‘фара ибн Мухаммада, от отца его: «Фатима взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зайнаб и Умм Кульсум[12] и в качестве подаяния выплатила серебро, равное весу этих волос»[13].

От имама ‘Али известно, что «Божий посланник принес в жертву барана после рождения Хасана и сказал: «О Фатима, постриги его голову и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос». Когда она взвесила волосы, их вес был равен одному дирхаму[14] или какой-то части дирхама»[15].

От Анаса ибн Малика известно, что Пророк велел постричь своих внуков Хасана и Хусейна на седьмой день после их рождения. После того как они были пострижены, в качестве подаяния было роздано серебро, вес которого равнялся весу их волос.

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: «[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного барашка). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова»[16].

Мясо животного делится на три части: треть малоимущим, треть родственникам и треть остается дома.

Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца. Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка.

Анас говорил: «Божий посланник сказал: «Ночью у меня родился сын[17], я назвал его именем праотца своего — Ибрахимом»[18].

Имянаречение не имеет строго определенного срока: оно возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также в любой другой.

Абу Дауд передает от Абу ад-Дарды: «Посланник Господа сказал: «Поистине, в День [всеобщего] Воскрешения [из мертвых] вы будете созваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!»[19]

От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена пред Аллахом (Богом, Господом) — ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Всемилостивого)»[20].

Пророк говорил: «Нарекайте детей своих именами пророков»[21].

Божий посланник сказал: «Нарекайте моим именем[22], но не давайте моего прозвища[23]«[24].

Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом»[25].

Ат-Тирмизи от ‘Аиши передает рассказ о том, что Пророк изменял неблагозвучные имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара звали ‘Асыя (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая)[26].

Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы тому не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств.

Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например Ахад (Единственный), Халик (Творец) и т. д.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «В Судный День сильнее всего вызовет гнев Божий тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Аллаха (Бога, Господа)»[27].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «С ребенка — аль-‘акыка. Так произведите за него заклание жертвенного животного[28], [тем самым] удалите от него боль (вред, страдания, неприятности)»[29].

‘Аиша говорила, что Пророк сказал: «За мальчика [надо принести в жертву] двух одинаковых[30] баранов, а за девочку — одного барана»[31].

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал своей дочери Фатиме, когда она принесла жертву по случаю рождения Хасана и Хусейна: «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо], кормите [им] других и не ломайте кости этого животного»[32].

То есть нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Также это оговаривается в одном из хадисов от ‘Аиши[33].

Сподвижник Пророка Анас повествует: «Я не видел никого, кто был бы более архам (мягкосердечным, милосердным, сострадательным) к детям, нежели посланник Божий. [Сын Пророка, грудничок по имени] Ибрахим[34] со своей кормилицей [и ее мужем] жили в одном из районов Медины. Пророк Мухаммад [периодически] навещал их, и мы вместе с ним. Он входил в дом <…> брал его [на руки], целовал [проводил с ним некоторое время], а затем возвращал обратно»[35].

Хадис от Джабира гласит: «Божий посланник принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения»[36].

«Повелевайте детям молиться (побуждайте их к совершению молитвы-намаза) [вместе с вами, но не постоянно, а иногда] с семи лет. А когда достигнут они десятилетнего возраста, то наказывайте их [если не внемлют вашим словам совершать молитву-намаз][37]«[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Лучшее, что родитель может дать, даровать своему ребенку, — это хорошее воспитание[39]«[40].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Я и опекающий сироту будем близки друг к другу в Раю подобно этому», — и поднял указательный и средний пальцы, немного разжав их[41].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом»[42].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни[43]«[44].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто воспитывает двух дочерей[45], делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания[46]«[47].

«Будьте набожны и проявляйте справедливость между детьми [равно и одинаково проявляйте к ним заботу и внимание]!» — призывал заключительный Божий посланник[48].

Как-то раз один из сподвижников пророка Мухаммада увидел его [обнимающим и] целующим своего внука аль-Хасана. Он в недоумении воскликнул: «У меня десять детей, но я ни одного из них не целовал!» Пророк сказал: «Поистине, кто не милует, тот не милуем. [Кто не проявляет милости к другим, к тому не будет проявлена милость людей и Бога]»[49].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия[50], и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок»[51].

Порой детям снятся страшные сны и они, плача, просыпаются. В Сунне упоминается мольба-ду‘а, читаемая перед сном, когда ребенку или взрослому снятся страшные сны, ужасы: «Бисмил-ля, а‘уузу би кялимяятил-ляяхит-таамма мин гадабихи ва ‘икаабихь, ва мин шарри ‘ибяядихь, ва мин хамазаатиш-шаяятыын ва ай-яхдуруун»[52].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Есть] три мольбы-ду‘а, которые не останутся без ответа [они являются особыми пред Богом]: (1) мольба притесненного [обиженного, униженного, пострадавшего от насилия], (2) мольба путника (мусафир)[53] и (3) мольба родителя за своего ребенка»[54].

В другом хадисе говорится «мольба родителя против своего ребенка»[55]. А потому обращаю внимание любого родителя на то, чтобы с уст его в любом состоянии и при любых обстоятельствах сходили лишь добрые слова и характеристики в адрес собственного ребенка, сколь бы взрослым ребенок ни был и насколько бы ни вывел родителя из себя поведением или проступком. Нам, родителям, следует чувствовать пред Богом и обществом ответственность за то, что мы говорим своим детям, на что их «программируем» многочисленными повторениями. Пусть же все слова, обращенные к нашим чадам, будут лишь радующими их и мотивирующими характеристиками-молитвами, обращенными к Господу миров. Давая им положительные характеристики, мы молимся за них Богу и просим Его благословения, чтобы они стали именно такими. Их неправильные поступки, конечно же, следует исправлять, но только не вешая дьявольские ярлыки, не оскорбляя или проклиная[56], а мудро и терпеливо наставляя (аминь).

Пророк сказал: «Когда человек умирает, дела его прерываются [книга земных дел и поступков закрывается], за исключением[57] трех вещей [к которым он имел ранее прямое или, возможно, даже косвенное отношение; трудом своим реализовал их в жизни земной]: (1) «движущаяся» [постоянная, продолжающая приносить пользу] милостыня [то или иное благодеяние, на которое он потратил свои средства, силы, возможности, время и которое продолжает приносить пользу людям даже после его смерти], (2) полезные [для других людей, для будущих поколений] знания [касающиеся самых разных сфер жизнедеятельности, просвещающие людей и облегчающие им жизнь; приближающие к Творцу, отстраняющие от греха], (3) благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него [за этого, уже покинувшего сию земную обитель человека. Упомянутые три направления, в которые он, ранее живой и активный, а ныне покойный, вложил при жизни средства, силы, время и, наконец, душу, будут наполнять чашу его благодеяний до тех пор, пока не перестанут приносить пользу другим, пока останутся реализуемыми другими]»[58].

Принимая во внимание третий пункт хадиса, сын или дочь должны стараться быть благонравными, правильными, зарекомендовать себя в обществе как порядочные люди. Такой потомок пополняет благом провизию своих предков, что становится для них облегчением в загробном мире, в вечности. Важно вспоминать о своих ушедших уже из этой жизни родных благой молитвой-ду‘а, молить Господа миров о прощении их прегрешений.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек будет поднят [после Судного Дня] на незаслуженно высокий для него уровень в райской обители. Он воскликнет: «За что это мне?!» Ему ответят: «Это за молитвы твоего ребенка [обращенные к Богу] о прощении [грехов твоих]»[59].

Сколь важно не только родить, одеть, обуть, но и воспитать детей, стать для них авторитетом, примером для подражания (в том числе в религиозной практике) и дорогим другом, даже после смерти которого они будут помнить о нем и молиться за него, отпустив, отдав его Богу и активно, созидательно, уверенно продолжая свой уникальный земной путь!

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Ребенок [его благодеяния; его достаток и жизнь в целом] относится к совершенному его отцом [его родителями. То есть его воспитанность, правильность и благодеяния могут засчитываться не только ему самому, но и родившему, воспитавшему его. И это в случае, если совершаемое благое он делает от их имени]»[60].

Посланник Божий сказал: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает (не уважает) старших»[61].

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передала, что «посланник Божий повелевал относиться к людям в соответствии с их положением»[62].

Это не говорит о проявлении неуважения к младшим, тем, кто ниже нас по социальному статусу, или тем, кто ниже рангом. Верующий всегда ставит другого выше себя из скромности пред Всевышним. Но хадис говорит о том, чтобы проявлять искреннее уважение к тем, кто старше, выше по рангу или имеет иные характеристики и заслуги, что должно вызывать особое уважение и почтение. С другой стороны, это не дает права тому, кто заслуживает этого, требовать подобного к себе отношения.

Почему пророк Мухаммад призывал к этому? Полагаю, по той простой причине, что невоспитанные, грубые и высокомерные, смотря на мир через призму собственного тщеславия (в том числе религиозного тщеславия, то есть прикрываемого их «особой и исключительной» религиозностью) всегда ищут недостатки других (в том числе обосновывая их аятами и хадисами), через которые можно было бы унизить, оскорбить или задеть честь другого, особенно если он выше статусом и заслуживает уважения: постарел, на протяжении жизни практиковал религию и не имел вредных привычек; на протяжении десятилетий работает с Кораном и приносит себе и другим пользу через смыслы его; является поистине справедливым руководителем и т. д. Также, учитывая другие достоверные хадисы, можно выделить особые права и важность проявления уважения к соседу, родителям или к старшему брату, сестре. Все это индивидуально и в разумных пределах. Искреннее уважение к другим проистекает из искреннего чувства веры в Бога, воспитанности и естественной, неподдельной скромности пред Всевышним. Таким правильным и воспитанным поведением человек возвеличивает Творца.

«Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О посланник Божий, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» — «Мать», — ответил Пророк. «А кто после?» — «Мать», — снова сказал посланник Божий. «Кто еще [после нее]?» — «Мать», — в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» — «Отец»[63].

У матерей особое положение пред Богом, но и особая ответственность пред Ним, Господом миров, за своих детей. Вынашивание ребенка, кормление, уход за ним, воспитание, помощь в его становлении личностью, поддержка на протяжении всей жизни — миссия женщины и огромный труд. Как матерям следует ответственно относиться к своей земной миссии, так и детям следует понимать и помнить о святости для них матерей, что подразумевает искреннее уважение и почтение. Не в смысле во всем слушаться (матери не всегда могут быть правы, особенно когда это касается взаимоотношений с невестками и зятьями), но при любых обстоятельствах относиться с уважением и почтением. Достоинство отцов также не умаляется: они выполняют свою важную роль в воспитании детей, за что заслуживают их уважения и почтения на протяжении всей жизни.

«Господь повелел, чтобы вы <…> были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей остудить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

«Рай находится под ногами [ваших] матерей», — говорил пророк Мухаммад[64].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил вам (1) непослушание матерям (непокорность, неуважительное отношение к ним), (2) закапывание заживо дочерей[65]; (3) [запретил] не давать того, что вы обязаны дать, и просить то, что не имеете права брать[66]. Он [Господь миров] (4) с порицанием относится к пустословию (болтовне; к тому, что человек много или бестолково говорит) [когда людьми собирается и обсуждается совсем неважная для земной и вечной перспектив информация, просто ни о чем или обо всем, без какого-либо серьезного, вписывающегося в их цели и задачи смысла — цели и задачи, благодаря которым день наполнен трудом и строгой ежедневной самодисциплиной] и [с порицанием относится] (5) к [вашей] излишней вопросительности. А также Он [Творец всего сущего] (6) [порицает ваше] расточительное[67] отношение к материальным благам [такой стиль жизни и такую форму реализации материальных возможностей, щедро предоставляемых вам Богом на время]»[68].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 410, хадис № 1385; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1066, хадис № 22–(2658); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 5. С. 410.

[2] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[3] Дьявол (Сатана, Иблис, Шайтан) — умнейший джинн, за свои познания вознесенный милостью Бога до уровня ангелов и вошедший в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно. Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям и возможностям. Они видят людей, а люди их — нет. Однако они, как и люди, рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния, после чего — Ад или Рай. Среди них есть верующие и неверующие в Единого и Единственного Творца, есть среди них также, по предположению некоторых мусульманских ученых, представители разных вероисповеданий и убеждений, представители иудейской традиции, христианской, мусульманской, языческой, а также безбожники и др. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который за непокорность и гордыню был проклят Богом, после чего все свое существование посвятил тому, чтобы сводить людей с верного пути.

[4] Напомню, что у любого человека есть право выбора. С рождения он предрасположен к вере в Бога, однако внешнее воздействие и влияние может внести серьезные корректировки в то, как сложится жизнь и к чему в итоге в перспективе земной и вечной приведет человека. Различных внешних воздействий-ветров много, но они не забирают у человека право выбора, а лишь по его личной воле и решению могут вносить корректировки. В этом и есть суть земного экзамена.

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1148, хадис № 63–(2865). Здесь приведен завершенный по смыслу фрагмент данного хадиса.

[6] Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 550, хадис № 5105, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 144, 145, хадис № 2239.

[7] Имеется в виду джинн женского пола. Дословно «мать детей».

[8] Хадис от аль-Хасана ибн ‘Али. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2750; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 145.

[9] О последних двух хадисах имам аль-Байхакы сказал: «В цепи передававших эти хадисы есть некоторая недостоверность». Первый хадис, в котором оговаривается только чтение азана, явно достоверен. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2750. В то же время практическое использование хадисов об икамате возможно, что подтверждено действиями ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, считающегося пятым праведным халифом. См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 146.

[10] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1949, хадис № 6198.

[11] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 886, хадис № 23–(2144); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751.

[12] Дети ‘Али ибн Абу Талиба и Фатимы, внуки пророка Мухаммада.

[13] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 376, хадисы № 1083 и 1084.

[14] Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

[15] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 468, хадис № 1523, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 145; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 280, хадис № 4567, «сахих».

[16] Хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис достоверен, «сахих». См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 443, хадис № 4220, «сахих».

[17] У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) родилось четыре сына, но все они умерли в младенчестве.

[18] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 947, хадис № 62–(2315).

[19] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 536, хадис № 4948, «да‘иф». Степень достоверности низкая.

[20] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 882, хадис № 2–(2132); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 536, хадис № 4949, «сахих».

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 536, хадис № 4950, «сахих».

[22] В арабском языке имени Мухаммад родственны имена Ахмад, Махмуд, Хамид, так как они имеют единый трехбуквенный корень «хамидэ». Имя Мустафа (избранный) также является одним из почетных имен Пророка.

[23] Имеется в виду прозвище Абуль-Касым (то есть «отец Касыма»), данное Пророку после рождения сына Касыма.

[24] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 882, хадис № 3–(2133).

[25] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2752.

[26] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 536, хадис № 4952, «сахих».

[27] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 885, хадис № 21–(2143).

[28] Как и в случае с жертвоприношением в праздник Курбан-байрам (в память о том, как Авраам был готов принести в жертву Богу родного сына), смысл жертвы состоит в том, что она необходима самим людям, а не Господу. Считать, что Богу необходимо жертвоприношение животного, означает не понимать смысл этого акта. Всевышний, по определению Его сущности, не нуждается в какой бы то ни было жертве. Об этом говорится в Священном Коране: «До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас [а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите]» (Св. Коран, 22:37).

Идея жертвы многократно упоминается в Библии. Ср., например: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; …Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:9–14, 23).

[29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1758, хадис № 5472; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3164, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2130.

[30] То есть примерно одинаковых по возрасту, весу и т. д.

[31] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадисы № 3162 и 3163, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадисы № 2132, 2133.

[32] Хадис передан Абу Даудом.

[33] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2749.

[34] У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) родилось четыре сына, но все они умерли в младенчестве.

[35] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 948, хадис № 63–(2316); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 75, хадис № 63–(2316) и пояснение к нему; Кутуб ас-саб‘а. Сахих муслим [Семь сводов хадисов. Свод хадисов имама Муслима]. В 7 т. Ар-рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998–2002. С. 948, хадис № 2316.

[36] Св. х. аль-Байхакы. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751.

[37] Конечно же, наказание не подразумевает жестокость, грубость или унижающую достоинство ребенка критику. Мудрый родитель понимает, что сколь бы правильными словами это ни сопровождалось (пусть даже аятами и хадисами), подобные меры наказания лишь зародят в ребенке глубокую неприязнь ко всему религиозному и к молитве-намазу в частности. Такие подростки, выходя в самостоятельную жизнь, перестают молиться, так как отсутствует привычный строгий родительский контроль и не взращена глубокая любовь личности ребенка к молитве-намазу, к диалогу с Богом. А потому следует очень тонко и правильно понимать наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и применять его со взглядом на будущее.

[38] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 77, хадис № 494, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 500, хадис № 8174, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 572.

[39] В хадисе использовано словосочетание «адаб хасан», что переводится как «хорошее воспитание»; «воспитанность»; «вежливость, учтивость»; «благопристойность»; «приличие»; «нравственность, нравственная этика».

[40] Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. Т. 4. С. 77; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 268, хадис № 1953; аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. Т. 4. С. 263, глава «аль-адаб», «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 9. С. 315, 316; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра. 1999. Т. 2. С. 28, хадис № 2273; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 12. С. 247, хадис № 13234; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 72.

[41] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1708, хадис № 5304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 549, хадис № 5304; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 603; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 162, хадис № 2710, «сахих».

[42] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. Стамбул: Чагры, 1981. Т. 2. С. 1211; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 394, хадис № 3671, «да‘иф»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17. С. 488, хадис № 3670; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 72; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 75, хадис №1156.

[43] У человека не спросят в Судный День о дополнительной милостыне-садаке, давать которую лишь желательно. Но о должном воспитании сына или дочери у отца спросят в День Суда по всей строгости.

[44] Хадис от Джабира ибн Самура; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 45 (см. также пояснение к этому хадису); аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 268, хадис № 1952; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3117, хадис № 4976; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 72.

[45] В другом достоверном хадисе говорится и о трех дочерях. См.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 394, хадис № 3669, «сахих».

[46] В другом риваяте сказано: «Они введут его [своего отца, как и, конечно же, свою мать, с Божьего на то благословения] в Рай». См.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 394, хадис № 3670, «хасан».

[47] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 422, хадис № 1418; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 505, хадис № 8278, «сахих».

Похожий по смыслу хадис имеется в своде хадисов Ибн Маджа от Ибн ‘Аббаса. См.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 394, хадис № 3670, «хасан».

[48] Хадис от ан-Ну‘мана ибн Башира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 663, хадис № 13–(1623); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадисы № 121; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 6. С. 543.

[49] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 948, хадис № 65–(2318); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 76, хадис № 65–(2318).

[50] Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.

[51] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».

[52] Данную молитву могут читать перед сном как родители детям, так и сами дети могут выучить ее и читать себе. Подробнее см.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 425.

[53] О том, кто является путником читайте в подтеме «Молитва в пути» данной книги.

[54] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 414, хадис № 3862, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 208, хадис № 3454, «хасан».

[55] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 208, хадис № 3455, «хасан».

[56] «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым)» (Св. Коран, 17:11).

[57] Замечу, что в других достоверных хадисах упоминается еще ряд исключений, например, выплата долгов за умершего, исполнение данного им обета, совершение от его имени паломничества, причем даже тем человеком, который не приходится ему родственником. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 100–102.

[58] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 669, хадис № 14–(1631); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 84, хадис № 14–(1631); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 326, хадис № 2880, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 285, хадис № 203; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 191, хадис № 8 (1384).

[59] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 393, хадис № 3660, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 123, хадис № 1992, «хасан».

[60] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 392, хадис № 3528–3530, первые два «сахих», последний «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 572, хадис № 9630, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 10. С. 442; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 101.

Также см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 75.

[61] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 568, хадисы № 1925, 1926; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 470, хадис № 7691, «сахих».

[62] Это упоминает имам Муслим в своем вступлении к своду хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 20.

Также похожий хадис приведен в своде хадисов имама Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 4842, «да‘иф». Степень достоверности низкая, но по смыслу своему хадис верен, а потому применение смысла (но только правильное!) возможно и канонически обосновано.

[63] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 256, хадис № 5/318.

[64] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221, хадис № 3642, «хасан».

[65] В современных реалиях не столь далеким от этого является проявление явного недовольства тому, что родилась дочь, а не сын.

Если вернуться на пятнадцать веков назад, то в доисламский период аравийское общество, а также более развитые и достигшие наивысшего культурного расцвета Сасанидский Иран и Византия пребывали в нижайшем состоянии с точки зрения религиозной морали и общечеловеческой нравственности. Дошло до того, что люди, боясь не прокормить своих детей или попросту не желая иметь ребенка женского пола, убивали новорожденных или закапывали их заживо. Позже, с началом пророческой миссии заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), многие люди с горечью и стыдом вспоминали свои прошлые, крайне дикие и безнравственные поступки и деяния. ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Время джахилии (язычества, разгула безнравственности) ассоциируется у меня с двумя событиями. Одно заставляет меня смеяться, другое — плакать. Иногда мы делали идолов, используя халву. Проголодавшись в пути, мы могли их съесть, несмотря на то что незадолго до этого поклонялись им. При необходимости мы делали новых идолов. Когда я вспоминаю об этом, меня разбирает смех. Второе же событие заставляет меня горько плакать: многие из нас, обманывая своих маленьких дочерей, говоря, что идут прогуляться с ними, могли затем закопать их живыми или бросить в колодец, так как боялись оказаться из-за них в будущем голодными и нищими». См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 122, 123.

Именно это, дикое по своей природе действие, было одним из первых пресечено Богом в Священном Коране: «Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их» (см. Св. Коран, 6:151); «Когда у погребенной [погребенного] заживо спросят, за какие грехи ее [его] убили… душа узнает [поймет, осознает, сполна прочувствует все] с чем пришла» (см. Св. Коран, 81:8, 9, 14).

[66] В комментариях сказано, что здесь может подразумеваться запрет на прошение и попрошайничество вообще, о чем сказано в других достоверных хадисах. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 498.

С точки зрения мусульманской культуры верующему следует стараться быть самостоятельным и самодостаточным, выстраивая при этом с другими людьми доверительные, дружеские или честные, взаимовыгодные партнерские отношения. Например, в достоверном хадисе сказано: «Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах (Бог, Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]». Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих».

[67] Глагол, от которого происходит слово, употребленное в хадисе, переводится как «терять, губить, уничтожать».

[68] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 718, хадис № 2408; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408, а также. Т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 и пояснение к нему.

1. Посланник Аллаха (С) сказал:

Любите своих детей и милостиво относитесь к ним. Если вы обещаете им что-то — исполняйте это.

(«Васаилу шиа», том 5, С. 126).

2. Имам Садык (А) сказал:

Чем больше человек любит детей, тем больше любит его Аллах.

(«Макариму ль-ахляк», С. 113).

3. Посланник Аллаха (С) сказал:

Почитайте ваших стариков и милостиво относитесь к детям.

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 163).

4. Передано, что Пророк (С) был в гостях у человека, который поцеловал одного из своих сыновей и оставил другого. Пророк (С) сказал: «Почему ты не обращаешься с ними одинаково?»

(«Макариму ль-ахляк», С. 113).

5. Имам Садык (А) сказал:

Обращайтесь с вашими детьми одинаково и справедливо, так же как вы хотите чтобы с вами обращались одинаково и справедливо.

(«Бихар», том 101, С. 92).

6. Однажды Посланник Аллаха (С) поцеловал Хасана (А) и Хусейна (А). Акра ибн Хабис сказал: «У меня десять детей, но до сих пор я не поцеловал никого из них». Посланник Аллаха (С) сказал: «Что же делать, если Аллах забрал милость из твоего сердца?»

(«Макариму ль-ахляк», С. 114).

7. Посланник Аллаха (С) сказал:

Обнимайте своих детей и сажайте их себе на плечи (играя с ними).

(«Махаджату ль-байза», том 3, С. 166).

8. Посланник Аллаха (С) сказал:

Обращайтесь с вашими детьми с добром и проявляйте по отношению к ним наилучший нрав.

(«Бихар», том 23, С. 114).

9. Имам Садык (А) сказал:

Много целуйте своих детей! За каждый поцелуй вам будет степень в Раю, величина которой — пятьсот лет.

(«Роузату ль-ваизин», С. 369).

10. Посланник Аллаха (С) сказал:

Не бейте своих детей за их плач, ибо их плач четыре месяца — это слова «нет бога, кроме Аллаха», четыре месяца — салават Пророку и его Семейству и четыре месяца — мольба (дуа) за родителей.

(«Васаилу шиа», том 15, С. 41).

11. Посланник Аллаха (С) сказал:

Если у тебя есть ребёнок, то разговаривай с ним на детском языке.

(«Факих» Садука, том 3, С. 313).

12. Посланник Аллаха (С) сказал:

Кладите ваших детей спать раздельно, когда им исполнится шесть лет.

(«Макариму ль-ахляк», С. 114).

Имеется в виду то, чтобы они не спали под одним одеялом или на одном месте. Причем не важно, одного пола эти дети или разных.

13. Посланник Аллаха (С) сказал:

Воспитывайте своих детей на трёх вещах: на любви к вашему Пророку (С), на любви к Ахль уль-Бейт (А) и на чтении Корана.

(«Джами сагир», том 1, С. 214).

14. Посланник Аллаха (С) сказал:

Тот, кто обрадует свою дочь, подобен тому, кто отпустил раба из числа потомков Исмаила. А тот, кто обрадует своего сына, подобен тому, кто плачет от страха перед Аллахом.

(«Макариму ль-ахляк», С. 114).

15. Посланник Аллаха (С) сказал:

Обучайтесь знанию в малом возрасте, чтобы достигнуть посредством этого величия и почтения во взрослом возрасте.

(«Бихар», том 14, С. 145).

16. Посланник Аллаха (С) сказал:

Ребёнок — царь семь лет, раб семь лет и министр (или помощник — вазир) семь лет.

(«Васаилу шиа», том 15, С. 174).

Значение этого хадиса в том, что ребёнку надо позволять делать всё, что он хочет, и не следует наказывать его до семи лет. Затем семь лет (то есть до его 14-летия) следует воспитывать его и наказывать, если он ослушивается. Следующие семь лет (до его 21 года) можно использовать его как своего помощника в делах, передавая ему свои знания и приучая тем самым ко взрослой жизни.

Значение этого хадиса поясняется в другом хадисе от повелителя верующих (А):

17. Повелитель верующих Али (А) сказал:

Ребёнок оставляется семь лет (то есть оставляется делать что хочет), воспитывается семь лет и используется (как помощник) семь лет.

(«Макариму ль-ахляк», С. 223).

18. Имам Садык (А) сказал:

Оставь своего ребёнка играть семь лет, потом воспитывай его семь лет и затем держи его при себе (то есть используй как помощника в своих делах) семь лет.

(«Макариму ль-ахляк», С. 222).

19. Имам Саджад (А) сказал:

У твоего ребёнка есть права перед тобой. Ты ответственен за его воспитание и благой нрав и за то, чтобы он подчинялся своему Господу и знал Его.

(«Тухафу ль-укуль», С. 189).

20. Повелитель верующих Али (А) сказал:

Право ребёнка перед родителем состоит в том, чтобы он дал ему хорошее имя, воспитал на хорошем нраве и обучил его Корану.

(«Нахдж уль-балага», С. 546).

21. Имам Садык (А) сказал:

Совершайте благо, велите своим детям совершать благо и воспитывайте их на подчинении Аллаху.

(«Мустадрак васаиль», том 2, С. 362).

22. Имам Казым (А) сказал:

Желательным (мустахаб) является озорство детей в малом возрасте, чтобы они были спокойными и выдержанными во взрослом возрасте.

(«Кафи», том 6, С. 51).

Значение этого хадиса в том, что если препятствовать ребёнку озоровать и наказывать его за это, то он вырастет неспокойным и лишённым терпения и выдержанности (будет «озоровать» уже во взрослом возрасте).

23. Посланник Аллаха (С) сказал:

Велите своим детям обучаться знанию.

(«Бихар», том 87, С. 109).

24. Имам Садык (А) сказал:

Обучайте своих детей нашим хадисам, пока вас не опередили мурджии (противники руководства Ахль уль-Бейт).

(«Кафи», том 6, С. 47).

25.  Имам Бакир (А) сказал:

Поистине, дети мусульман помечены у Аллаха как совершающие заступничество (шафаат) и получающие его. И когда они достигают двенадцати лет, за ними записываются благие дела, (которые они совершают). А когда они достигают совершеннолетия, за ними начинают записываться их злые дела.

(«Таухид» Садука, С. 329).

Каждый родитель трепетно относится к своим детям и желает им 

амого лучшего на свете. Они заботятся о его воспитании, дают достойное образование, ну и, конечно же, помогают своему ребенку во всем. А что же говорил пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего о детях? Есть ли его изречения, которые касаются детей и их воспитания? Давайте обратимся к Сунне посланника Аллаха… 

1. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, так это хорошее воспитание» — передано имамом Ахмадом и ат-Тирмизи. 

2. Пророк говорил: «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом» — передано Ибн Маджа. 

3. В хадисе говорится: «То, что Всевышний направит на правильный путь кого-то посредством тебя о человек, уделяющий должное внимание воспитанию своего чада, лучше всех богатств и ценностей, над которыми восходит солнце» — передано имамом ат-Табарани. 

4. Пророк говорил: «Будьте набожны и проявляйте справедливость между детьми» — передано имамом ас-Суюты в книге «аль-Джами ас-Сагыйр». 

5. Также пророк сказал: «Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни» — передано имамом Ахмадом и ат-Тирмизи. 

6. Пророк говорил: «Кто воспитывает дочерей, делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания» — передано имамом аль-Бухари. 

7. В хадисе сказано: «Не из нас тот, кто не проявляет жалости к детям, не прощает их, немилосерден к ним» — передано ат-Тирмизи. 

8. И, наконец, как передает историю о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Всевышнего, его сподвижник Анас ибн Малик: «Я не видел никого, кто был бы более мягкосердечным и сострадательным к детям, нежели посланник Всевышнего» — изречение приводится имамом Муслимом. 

В этих изречениях сокрыто много наставлений для родителей. Они нам рассказывают о том, что мы должны дать своим детям лучшую нравственность, быть по отношению к ним щедрыми и справедливыми, распределяя подарки равномерно между ними, а также мягкосердечными, сострадательными, заботливыми и внимательными. 

Тимур Шарафиев

Оказывается, несколько простых фраз вполне способны навсегда изменить ваше отношение к собственным детям.

10 июля 2023

Говорят, что пословицы — это настоящая кладезь мудрости. В этом однозначно есть доля правды. Порой пословицы указывают нам на простые истины, которые можно и нужно учитывать в повседневной жизни.

Расскажем о том, какие из них часто используют арабы, когда речь идет о воспитании детей. Можно сказать, что данные фразы — это их принципы взаимодействия с собственными наследниками.

«Настоящий родитель — это дед» 

Определенно, такая пословица представителям современного поколения может не понравиться. Мамы и папы порой не любят, когда их родители вмашиваются в воспитание внуков. Об этом говорят и психологи, утверждая, что бабушки и дедушки давно отстали от современных методов воспитания, ведь в их время было все по-другому. 

Тем не менее, арабы считают иначе. Они уверены, что сами родители слишком молоды для того, чтобы осознавать правильность воспитания детей. А вот представители старшего поколения могут дать внукам многое, ведь они мудрые, а еще — обладают необходимым опытом. 

«Когда твой сын повзрослеет, отнесись к нему как к брату»

Сегодня достаточно редко встретишь подростка, который беспрекословно слушается во всем старших, считая, что их мнение —  истинно верное. Скорее наоборот — познавая этот мир, ребенок, начинает мыслить шире и свободнее, нередко начиная сам разъяснять своим родителям, в чем они не правы.

Данная же пословица предлагает отнестись к такому поведению легко и с уважением. Общение на равных поможет родителю и подростку избежать любых конфликтов. 

«Огонь оставляет после себя только пепел»

Согласитесь, такого отношения требуют не только дети, но и близкие. Порой наши эмоции берут над нами вверх, и мы начинаем ругаться с домочадцами на пустом месте (читайте также: Они вредят психике: 10 пословиц о воспитании детей, которым не стоит следовать).

На самом деле, общение на повышенных тонах, практически никак не влияет на улучшение ситуации, скорее усугубляет ее, оставляя «только пепел». Арабы поступают мудро, предлагая обсуждать любой конфликт в спокойствии, сохраняя рассудительность. 

«Твой сын такой, каким ты его воспитала, а твой муж — такой, к чему ты его приучила»

Для многих удивительно, почему ребенок поступает вовсе не так, как его учили родители. Сразу из уст мам слышатся фразы: «В кого же он такой родился» или «где ж ты такому научился».

Арабы же считают, что формирование личности детей закладывается в доме. Не зря говорят о том, что детей не надо воспитывать. Воспитывать нужно себя, ведь наследники во всем берут пример с родителей. Дети впитывают их фразы, жесты, модель поведения в той или иной ситуации.

Данная арабская пословица заставляет задуматься о том, насколько вы являетесь хорошим примером для собственных детей.

«Ветры дуют не так, как хотят корабли» 

Вы можете вложить слишком много надежд и сил в своего ребенка, но это совершенно не значит, что он вырастет именно таким как вы себе представляли. К этому нужно быть готовыми и воспринимать все спокойно. В конце концов, ребенок — это самостоятельная личность, характер которой вовсе не обязательно должен соответствовать ожиданиям родителей.

«Будет ли тень прямой, если ствол кривой?»

Не логично требовать от своих детей, того, что вы сами не исполняете. Например, если родители сквернословят, то скорей всего, ребенок тоже это воспримет как норму. И потом вовсе не нужно будет обижаться на него за появление матерных слов в лексиконе (читайте также: Они уничтожают самооценку: 7 пословиц, которые ни в коем случае нельзя говорить детям).

А что еще?

  • Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

  • Аппетит приходит с первым куском, а ссора с первым словом. 

  • Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — хозяин твой.

  • Кто хвалит в человеке то, чего в нем нет, тот насмехается над ним. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образ веры из героя нашего времени с цитатами
  • Красивые слова на день рождения маме парня
  • Как оформляется стихотворная цитата в тексте
  • Цитаты про зиму из детских книг
  • Короткие красивые слова женщине спокойной ночи