Достоевский о музыке цитаты

Если уж очень становилось скучно, то жидок Лямшин (маленький почтамтский чиновник), мастер на фортепиано, садился играть, а в антрактах представлял свинью, грозу, роды с первым криком ребёнка и пр.

7 минут на осмысление

Цитаты о фортепиано

Доктор глядел по сторонам и думал, что среди всех этих ровных, безмятежных жизней, как два испорченных клавиша в фортепиано, резко выделялись и никуда не годились только две жизни: фельдшера и его.

7 минут на осмысление

Но есть премилые: прилично убран дом, У дочерей рояль, а чаще фортепьяно, Хозяин с Францией и с Англией знаком, Хозяйка не заснёт без модного романа, Ну, всё, как водится у развитых людей, Которые глядят прилично на предметы И вряд ли мужиков трактуют, как свиней…

7 минут на осмысление

Она за чтением романа Чего-то в будущем ждала, Играла вальс на фортепьяно И даже с чувством петь могла.

5 минут на осмысление

Идёшь себе ночью, А окна, балконы отворены все, И звук фортепьяно оттуда несётся, И льются напевы в ночной тишине.

5 минут на осмысление

Помню: мы за фортепьяно С ней сидели вечерком, Помню ночку у фонтана, Поцелуй в саду густом…

5 минут на осмысление

Я нашёл Грибоедова больным, он боролся с болями в желудке и кишечнике и не знал, куда деваться от жара, но когда ему становилось лучше, он садился за фортепиано и так прекрасно фантазировал, как я редко слышал.

7 минут на осмысление

Его глаза встретились с моими, он вдруг побледнел как полотно, до губ, глаза сверкнули как-то особенно, и, чего я тоже никак не ожидал, он шмыгнул под фортепиано, в дверь.

7 минут на осмысление

…несмотря на все усилия, он до сих ,пор, не смог заставить ,баб, надеть корсет, тогда как в Германии, где он стоял с полком в 14-м году, дочь мельника умела играть даже на фортепиано, говорила по-французски и делала книксен.

7 минут на осмысление

Она села за фортепиано, лицо её оживилось невыразимым чувством, всё существо, казалось, искало выражения и нашло его себе в песне.

5 минут на осмысление

Вам, наверное, знакомы замечательная c-moll’ная «Фантазия», которой Моцарт как бы наметил для Бетховена путь развития фортепианной сонаты, так вот, вообразите себе, чтó я испытал, когда мадам Баккер-Грёндаль, вместо того чтобы самой сыграть эту «Фантазию», предоставила выполнить это мадам Хаас, а сама села за другой инструмент и заиграла «особую партию для второго рояля», в которой каждая вставка была дерзостью и каждое добавление – грязным пятном. Хотя я был крайне раздосадован и огорчён, как, надо думать, и всякий человек, знающий и любящий «Фантазию» Моцарта, но меня даже заинтересовал тот, отмеченный мрачной иронией факт, что человеком, в неслыханной самонадеянности предложившим нам свои «улучшения» музыки Моцарта, оказался ничтожный Григ!

7 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

Отношение к личности Достоевского, как
и к его творчеству, никогда не было однозначным.
Слишком сложен, противоречив и глубок мир
Достоевского. Многие писатели расходились во
мнении о нем. Современники Катков и Анненков
думали, что после каторги Достоевский исчерпал
себя, Кнут Гамсун говорил о том, что «Достоевский
— единственный художник», у которого он «кое-чему
научился», а Бердяев был уверен в том, что все
лучшее в литературе и культуре начала XX века
связано с Достоевским.

Для А. Камю Достоевский был писателем,
который объяснил трагедию XX века. «Сначала я
восхищался Достоевским потому, что он мне
открывал человеческую душу,- писал Камю.- Но очень
скоро, по мере того, как я все острее чувствовал
драму моей эпохи, я полюбил в Достоевском
человека, который пережил и объяснил нашу
историческую судьбу».

Противоречивые оценки Достоевского
объясняются сложностью личности самого
писателя, многогранностью его творчества.
Писатель-пророк, гуманист, взывающий к
состраданию, художник, безгранично верящий в
человека, мятущийся, ищущий, страдающий. Таков
Достоевский.

Изучение духовного мира писателя и его
творчества будет неполным, если не показать его
связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с
музыкой многогранна. С одной стороны – это
музыка и музыканты в жизни писателя, с другой
стороны – музыка на страницах его произведений,
воплощение его творчества в музыке.

После появления книги М. Бахтина
«Проблемы поэтики Достоевского» утвердилось
понятие полифонии (многоголосия) как
основополагающего принципа построения его
произведений. «И в этом смысле он может быть
уподоблен художественному целому в
полифонической музыке: пять голосов фуги,
последовательно вступающих и развивающихся в
контрапунктическом созвучии, напоминают
«голосоведение» романа Достоевского»,- писал в
своей работе Бахтин.

Герои Достоевского ищут истину.
Писатель предоставляет им право отстаивать свои
убеждения, он слышит и умеет различать в себе
голоса своих героев одновременно. Многоголосие
его героев – это и есть полифония. Отсюда –
неиссякаемый интерес Достоевского к сложности
души и неоднозначности мира.

Конечно, в рамках одного урока
невозможно осветить все проблемы, связанные с
темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок
поможет глубже понять как личность писателя, так
и его творчество.

Наглядный материл :

  1. Портреты Ф.М. Достоевского (художники
    Перов, Глазунов), А. Достоевской.

  2. Иллюстрации к романам Достоевского И.
    Глазунова.

Музыкальный материал :

  1. Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 2.

  2. Вивальди Concerto in G minor for violin, string and bass,
    allegro.

  3. Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 1.

  4. Шопен. Ноктюрн cis-moll до # минор.

Эпиграфы к уроку:

Но это была не музыка…
Целое отчаяние выливалось в этих звуках…
Ф.М. Достоевский «Неточка Незванова»

Сострадание есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества.
Ф.М. Достоевский

Эмоциональное вступление.

Музыка. Прелюдия Скрябина соч. 32 №2

Звучит стихотворение В. Набокова
«Достоевский»:

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Это стихотворение, посвященное
Достоевскому, Владимир Набоков написал в 1919 году,
в один из самых сложных периодов своей жизни.
Думается, что не случайно на пороге страшных
катастроф и потрясений Набоков обращается
именно к Достоевскому. Стихотворение звучит как
мольба. Прошло без малого сто лет, а мы снова и
снова в трудные и светлые минуты своей жизни
возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему?
Хотим понять тайну писателя или тайну
собственной жизни? Ищем ответы на извечные
вопросы? Пытаемся постичь истину?

Достоевский и музыка… На первый
взгляд кажется, что понятие музыкальность менее
всего применимо к творчеству Достоевского. Между
тем творчество Достоевского связано с музыкой
неразрывными узами.

— Какую же роль играла музыка в жизни и
творчестве Достоевского?

— Какое значение имеет наследие
писателя для музыки?

Эти и многие другие вопросы – в центре
нашего урока.

Работа с портретами.

Взгляните на портреты Достоевского
(портрет художника В. Г. Перова 1872 года, рисунок
Н.П. Соколовой 1869 года).

— Если бы вам пришлось запечатлеть
облик Достоевского в словах, какие бы главные вы
подобрали?

К внешности Достоевского, как и к
творчеству его, не было однозначного отношения.
Многие современники оставили воспоминания о
писателе, о том впечатлении, которое он
производил на них.

Свидетельствует Анна Григорьевна
(жена писателя):

Ни один человек в мире, ни прежде, ни
после, не производил на меня такого тяжелого,
поистине удручающего впечатления, какое
произвел на меня Федор Михайлович в первое наше
свидание. Я видела перед собой человека страшно
несчастного, убитого, замученного. Он имел вид
человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо
из близких сердцу; человека, которого поразила
какая-нибудь страшная беда.

Луи Леже:

Его глубоко посаженные глаза и
сведенное судорогой лицо с первого взгляда
свидетельствовали о том, что перед нами
мятущийся гений, перенесший
, долгие
испытания.

С.Д. Яновский:

Лицо Достоевского было незабываемо.
Всмотритесь, и чуть найдёте человека с самым
глубоким взглядом, таким, какого ни у кого нет, то
смело подходите, это он.

Георг Брандес:

Вглядитесь в лицо Достоевского,
наполовину лицо русского крестьянина,
наполовину физиономия преступника, плоский нос,
маленькие буравящие глаза под веками, дрожащими
от нервозности, выразительный рот, который
говорит о бесчисленных муках, о глубокой, как
пропасть, скорби…

B.C. Соловьев:

Это лицо сразу и навсегда
запечатлевалось в памяти, оно носило на себе
отпечаток исключительно духовной жизни.

Н.Н. Фон-Фохт:

Как все великие люди, Достоевский был
очень переменчив. Большей частью — угрюм и суров,
но в редкие минуты воодушевления открыт и
прекрасен.

Каким вы увидели Достоевского?

— Почему его портреты так непохожи?

— Почему и со страниц бесчисленных книг
перед нами предстает разный Достоевский?

Каким же он был на самом деле?

Я приглашаю вас перелистать страницы
творчества большого художника. Может быть, тема
«Достоевский и музыка» поможет нам увидеть
писателя немножко по-другому (не мрачным!).

Окунемся мысленно в атмосферу
блистательного XIX века. Сороковые годы — один из
самых значительных периодов в истории русской
культуры.

— Какие произведения художественной
литературы появляются в это время?

— Произведения каких композиторов
увидели свет? Какие произведения?

— В сороковые годы появляются «Мертвые
души» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева,
пьесы Островского, происходит первое
представление оперы Глинки «Руслан и Людмила»,
любители музыки знакомятся с искусством Полины
Виардо, Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Уле
Булля, Генриха Эрнста.

Именно в сороковые годы определился
страстный интерес Достоевского к музыке и
театру. Какой же музыкой увлекался Достоевский?
Что слушал он? Какие концерты посещал?

Доктор А.Е. Ризенкампф, бывший другом
Достоевского, оставил об этом свои воспоминания:

«В 1841 году публика восхищалась
концертами известного скрипача Уле Булля. С 9
января 1842 года
начались концерты гениального
Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на
неслыханную цену билетов, мы с Федором
Михайловичем не пропускали почти ни одного
концерта. Весною 1843 года… во время великого
поста Достоевский посещал концерты вновь
прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и
кларнетиста Блаза.

Игра Уле Булля покорила Достоевского,
вызвала глубокий отклик в душе писателя. Он
уходил с концертов замечательного норвежского
музыканта потрясенный и взволнованный до слез.

Свидетельствует В.Ф. Одоевский:

«… Как могущественно влияние гения!
Когда Уле Булль держит в руках свою дивную
скрипку — всё покорно ему. Масса людей становится
одним человеком».

Ф.А Кони:

«Что такое душа в музыке? Это
способность придавать бесчувственному
инструменту жизнь и извлекать из него звуки,
которые нежат слух, западают в сердце; это дар
управлять по произволу толпою слушателей,
вызывать на глаза их слезу тихой грусти или
возбуждать в сердцах их безотчетную радость.
Этою-то
способностью, этим даром вполне
владеет Уле Булль».

А.Н. Серов:

«Вот истинно гениальный скрипач!
По-моему, главная отличительная черта настоящей
гениальности есть оригинальность, и именно это
качество, прежде всего, замечается в игре
скандинавского артиста… с первых звуков его
волшебной скрипки вся душа моя к нему
приковалась…».

В эти годы в Петербурге давал концерты
и скрипач Генрих Эрнст. В его музыке многие
искали и находили отклик своим чувствам и
переживаниям. Наибольший успех у слушателей
имела задушевная Элегия; в петербургских салонах
говорили, что Элегия была написана скрипачом
после смерти его жены. Нежные звуки скрипки будто
молили о помощи, в них было столько страстной и
глубокой правды, сколько скорби и отчаяния, что
многие плакали, слушая музыку Эрнста.

— Почему выступления скрипачей так
волновали Достоевского, волновали до такой
степени, что отзвуки этих выступлений мы слышим
на страницах его произведений?

Звучит музыка. Вивальди Concerto in G minor for
violin, strings and bass, allegro.

В сороковые годы появляется роман
Достоевского «Неточка Незванова». Это
произведение свидетельствует о том, какое
воздействие на писателя оказали встречи с
музыкантами, посещение театров и концертных
залов.

Любовь Федоровна, дочь писателя,
рассказывает о музыкальной атмосфере, которая в
ту пору окружала Достоевского:

«… В Петербурге 40-х годов самыми
интересными были салоны, в которые допускались
только поэты, художники и знаменитые музыканты.
Таков был салон князя Одоевского… графа
Соллогуба… графов Виельгорских. Все эти господа
добивались знакомства с Достоевским, приглашали
его к себе и сердечно принимали. Отец мой
особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских,
в чьем доме звучала превосходная музыка.
Достоевский горячо любил музыку.

Граф Виельгорский, будучи страстным
меломаном, покровительствовал музыкантам и умел
отыскивать их в самых темных уголках столицы.
Возможно, что удивительный тип нищего, пьяного,
самолюбивого, завистливого скрипача, которого
граф Виельгорский мог отыскать на чердаке,
выступавшего на одном из его музыкальных
вечеров, произвел впечатление на моего отца, и
его роман «Неточка Незванова» связан с графом
Виельгорским».

И.Глазунов. Илл. к
роману «Неточка Незнанова».

Роман «Неточка Незванова» —
это роман о судьбе музыканта Ефимова, который
загубил себя, загубил свой талант, загубил свою
семью. История его проста и чем-то напоминает
историю Чарткова из повести Гоголя «Портрет».

Ефимов был вольнонаемным музыкантом,
играл на кларнете в крепостном оркестре. Он
подружился с итальянцем, капельмейстером,
который, по слухам, водил дружбу с дьяволом.
Этот-то итальянец и выучил играть Ефимова на
скрипке.

После шестилетних мытарств попадает
Ефимов в Петербург. Он стремится разгадать тайну
исполнительского искусства, потому что только
так можно доказать собственное превосходство
над другими. Но бесплодные поиски приводят к
опустошению души к зависти и ненависти к
действительно талантливым исполнителям.

Обратимся к наиболее ярким
музыкальным эпизодам романа. Какие это эпизоды?

Дважды в романе звучит одна и та же
музыка, одна и та же музыкальная пьеса. Но музыка
звучит по-разному. Нам нужно разобраться почему.

Сначала мы слышим пьесу в исполнении
Ефимова, он возвращается с концерта гениального
скрипача и пытается воспроизвести на своей
скрипке услышанное. Ефимов потрясен, раздавлен,
жалок.

Темная каморка, одинокая свеча…
Ефимов играет на скрипке. Одна лишь напуганная
девочка слушает его.

«Музыка началась, но это была не
музыка… Это были не звуки скрипки, а как будто
чей-то ужасный голос загремел в первый раз в
нашем темном жилище… Я твердо уверена, что
слышала стоны, крик человеческий, плач; целое
отчаяние выливалось в этих звуках, и наконец,
когда загремел ужасный финальный аккорд, в
котором было все, что, есть ужасного в плаче,
мучительного в муках, тоскливого в безнадежной
тоске, все это как будто соединилось разом…»

Музыкальные образы помогают нам
понять, что чувствует несчастный.

Жизнь его загублена, и сам он давно
мертвец.

Через некоторое время та же самая
Неточка слышит эту же пьесу в исполнении
гениального скрипача.

В описании музыки, несомненно,
сказались впечатления Достоевского от
выступлений Уле Булля и Генриха Эрнста.

Зачитываем эпизоды романа, где звучит
музыка.

Одинаково ли звучит музыка в этих
эпизодах? (По-разному).

Почему?

И у Ефимова, и у прославленного
скрипача музыка говорит не о радости, а о
страдании, потому что, по Достоевскому, музыка —
чаще всего голос замученной души, звуковое
выражение дисгармонии мира. Ефимов мог
рассказать только о трагедии собственной жизни,
а достигший вершин искусства скрипач — о
страданиях человечества. Именно это и услышала
Неточка. Музыка — основа «Неточки Незвановой».
Это атмосфера, в которой живут герои, она как бы
определяет их судьбы.

Это голос человеческой души, выражение
затаенных мыслей и чувств. Музыка в романе
выступает как искусство романтическое и
таинственное, как предчувствие и ожидание
несбыточного счастья. Это чисто романтическое
представление о музыке характерно для
творчества Достоевского 40-х годов.

Звучит музыка Вивальди.

Вернемся в 40-е годы. Одним из самых
значительных событий музыкальной жизни России
были выступления Листа. Он исполнял произведения
Баха, Бетховена, Шопена, Шуберта.

8 апреля 1842 года
на одном из таких концертов присутствовали
Достоевский, Серов и Стасов. Стасов написал о
неизгладимом впечатлении, которое на него и
Серова произвел первый концерт Листа:

«Мы клялись один другому, что этот день…
отныне и навеки будет нам священен и до самой
гробовой доски мы не забудем ни одной его
черточки. Ничего подобного мы еще не слыхивали на
своём веку…».

И.Глазунов. Безумный
музыкант.

Через несколько лет Достоевский присутствовал
и на концертах французского композитора Гектора
Берлиоза.

В одном из очерков, опубликованном в
«Санкт-Петербургских ведомостях» Достоевский
писал:

«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска.
Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный
вечер домой, бездумно и уныло посматривая по
сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В
ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится
шелест и шарканье, как будто слышен
соблазнительный бальный шепот, гудит солидный
контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение… вы
проходите мимо развлеченный, взволнованный; в
вас
пробудилось желание чего-то, стремление.
Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите
с собой один бледный, бесцветный мотив её, идею,
тень, почти ничего. И приходишь, как будто не
доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится,
что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни
нашей звучит другой, пронзительно живучий и
грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».


Весной 1847 года Достоевский присутствовал на
концертах Берлиоза. Исполнялась его
драматическая симфония «Ромео и Джульетта».
Наибольшее впечатление производила вторая часть
«Ромео один. Праздник у Капулетти».

— Что же услышал Достоевский в музыке Берлиоза?
Почему она так взволновала его сердце?

Звучит отрывок из драматической симфонии
Берлиоза «Ромео и Джульетта»
.

Однажды Берлиоз сказал замечательные слова:
«Любовь не может дать представления о музыке, а
музыка может дать представление о любви. Но зачем
разделять их? Это два крыла одной души». Так уж
устроено в человеческой жизни, что не каждая
любовь бывает счастливой, скорее, редкая любовь
бывает счастливой. Но любовь делает чуткой
человеческую душу… Человек способен видеть и
понимать прекрасное, стихи, музыку…

Звучит музыка Скрябина соч. 32 № 1.

60-е годы — начало нового расцвета гения
Достоевского.

С начала 60-х годов писатель был окружен
музыкальной атмосферой. Он сблизился с Серовым,
был посетителем его музыкальных вечеров. Сам
выступал на литературно-музыкальных вечерах
вместе с Рубинштейном.

Музыка звучала и в доме писателя. Его жена, Анна
Григорьевна, была пианисткой. А его племянница
Мария Александровна Иванова окончила
консерваторию по классу Рубинштейна.

Фон-Фохт писал в воспоминаниях о музыкальной
атмосфере в доме Ивановых:

«Федор Михайлович очень любил музыку, он почти
всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше
всего обозначало хорошее настроение его духа.
Музицирование в доме Ивановых оставило след в
творчестве Достоевского. С ним связан один из
эпизодов «Преступления и наказания».

Фохт рассказывал о том, что однажды в
присутствии Достоевского он сыграл немецкий
романс на стихи Гейне. Романс этот очень
понравился Федору Михайловичу, и он
полюбопытствовал, где Фохт его слышал. Фохт
рассказал, что слышал, как его играли шарманщики
в Москве. Слова этого романса произносит
умирающая Катерина Ивановна Мармеладова.

В 60-е годы появляется роман «Преступление и
наказание».

Какие эпизоды, связанные с музыкой, вы нашли в
этом романе? (Зачитываются эпизоды).

Какую функцию выполняет музыка в «Преступлении
и наказании»?

— Это существенная часть картины нищего
Петербурга.

— Её звуки связаны с внутренней жизнью героев.

Как звуки музыки связаны с
внутренней жизнью героев?

Музыка как бы
образует звуковую среду, способную, пусть на миг,
заглушить мучительные мысли Раскольникова. Она
сопровождает его в скитаниях по трактирам.

Раскольникова влечет в трактиры, где много
людей, шум и пьяное веселье.

Подобно Раскольникову ищет забвенья в песне и
Свидригайлов. (Зачитываются эпизоды из романа.)

— Где же достигают своей трагической
кульминации «музыкальные» эпизоды?

Музыкальные» эпизоды достигают трагической
кульминации в сцене, когда безумная Катерина
Ивановна грозит невидимым врагам, что она выйдет
на улицу с шарманкой. Измученная женщина выводит
на улицу детей. В помутившемся сознании
Екатерины Ивановны пение и пляска детей должны
были одновременно выражать протест против
жестокости и оскорблений, служить
доказательством того, что и они принадлежат к
«благородному семейству».

Л.О.Пастернак.
Портрет Раскольникова
.

В бреду умирающая Катерина Ивановна пытается
припомнить мелодии и слова любимых романсов.

О музыке, звучащей в «Преступлении и
наказании», можно сказать словами Неточки
Незвановой: «… Это музыка, которая была не
музыкой». Сиплые и визгливые уличные голоса,
отчаянные крики пьяного хора, балалайка и
гармошка». Ни разу, вплоть до эпилога, не
раздаются звуки народной песни. Ей нет места в
мрачном и страшном городе. Вольная народная
песня возникает только в эпилоге. На смену
жестокому и мрачному городу приходит неоглядный
простор степей, и вместе с ним рождаются другие
звуки. Что символизирует народная песня?

— Это символ возрождения Раскольникова.

Петербург
Достоевского

Создание проблемной ситуации.


В одном из своих романов Достоевский сказал:
«Красота спасет мир». Согласны ли вы с этим? Какая
красота? В романах Достоевского мало солнца…
Мрак. Сырость. Серый камень. И все-таки «красота
спасет мир». Сам Достоевский сказал об это так:

«Ох, как тяжело одному знать истину! Я видел
её, видел своими глазами… я видел истину, я видел
и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы,
не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и
не могу верить, чтобы зло было нормальным
состоянием людей».
— Изменилось ли ваше
представление о Достоевском? В начале урока
много раз прозвучало слово мрачный. Так ли это?

Звучит ноктюрн Шопена cis-moll до # минор и
стихотворение Владимира Набокова из романа
«Дар».

Прощай же, книга! Для видений
отсрочки смертной тоже нет.
с колен поднимется Евгений,
но удаляется поэт.
И все же слух не может сразу
расстаться с музыкой, рассказу
дать замереть…Судьба сама
еще звенит, и для ума
внимательного нет границы
там, где поставил точку я:
продленный призрак бытия
синеет за чертой страницы,
как завтрашние облака,
и не кончается строка.

Отношение Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада

Авторы


  • Я.В. Шевелева


    Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Ключевые слова:


музыка, творчество, вдохновение, духовный мир, музыкально-художественный вкус, полифония

Аннотация

В статье рассматривается проблематика отношения Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада, в связи с чем прослеживается параллель между музыкальным творчеством Л. ван Бетховена, Дж. Россини, И.С. Баха с произведениями Достоевского. Выявляется взаимосвязь с музыкой классицизма и романтизма.

Библиографические ссылки

Друскин, М. С. Зарубежная музыка первой половины XIX века / М. С. Друскин. – Москва : Сов. композитор, 1967. – 109 с.

Белов, С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение : Энциклопедический словарь / С. В. Белов. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – Т. 1: [А-К]. – 572 с.

Борисова, И. В. Немецкая музыкальная классика в творческом осмыслении

Ф. М. Достоевского / И. В. Борисова, Д. Н. Жаткин. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-muzykalnaya-klassika-v-tvorcheskom-osmyslenii-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 15.02.2022).

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников : в 2 т. – Москва : Худ. литература, 1964.

Достоевская, А. Г. Воспоминания. 1846–1917 / А. Г. Достоевская ; вст. статья, подгот. текста, примечания И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. – Москва : Бослен, 2015. – 768 с.

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // Научная библиотека. – Москва ; Аугсбург, 2002. – 167 с.

Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 20 т. / Ф. М. Достоевский. – Москва : Терра, 1998-1999.

Ковалевская, С. В. Воспоминания и письма / С. В. Ковалевская. – Москва : ГИХЛ, 1961. – 576 с.

Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка / А. А. Гозенпуд. – Ленинград : Музыка, 1971. – 173 с.

Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. – Ленинград : Наука, 1972-1990.

Как цитировать

Шевелева, Я. (2022). Отношение Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада. НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА., (2 (34), 205–208. звлечено от //journal.bgiik.ru/index.php/nik/article/view/44

Выпуск

Раздел

Доклады и сообщения

Аннотация: Статья посвящена роли музыки в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. Во вступительной части статьи дополнительно упоминается об отношении к Достоевскому в Словении и о переводах его произ- ведений на словенский язык. Основная задача статьи — изучить, где и в каком виде можно найти в произведе- ниях Достоевского отрывки, связанные с музыкой и музыкантами, а также определить роль музыки в личной жизни писателя и влияние творчества Достоевского на композиторов классической музыки. В статье приводятся примеры цитат из музыкальных пьес и обсуждается их роль в творчестве Достоевского. Коротко представлены также характеристики музыкальных навыков писателя. Используемый материал — монография А. А. Гозенпуда, в которой изучена эта тема, биография Достоевского (авт.— Л. И. Сараскина), разнообразные электронные источники, монографии и научные статьи по музыковедению и по изучению жизни и творчества Ф. М. Досто- евского. Музыке Достоевский придавал большое значение. Ему нравились самые разные музыкальные жанры, в т.ч. классическая музыка (писатель слушал оперу и камерные концерты), народные песни и русские романсы, салонная и уличная музыка. Влияние творчества писателя на классическую музыку в ХХ в. было типично как для Запада, так и для российских композиторов. Самые значительные примеры — оперы С. С. Проко- фьева «Игрок» и Л. Яначека «Из мертвого дома». Нужно подчеркнуть, что увлечение музыкой характерно и для потомков Достоевского — наших современников.

Ключевые слова: Достоевский, переводы на словенский, классическая музыка, опера, фольклор, Омск, композиторы, потомки Достоевского.

Дата поступления статьи: 20 декабря 2022 г.

Для цитирования: Преловшек А. (2022). Ф. М. Достоевский и музыка. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 1, с. 40–46. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.5.

Лучшие цитаты из книг Федора Михайловича Достоевского, ставших всемирной классикой

Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября [11 ноября] 1821— 28 января [9 февраля] 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя.
После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу.
На Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики
К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят романы так называемого «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).
Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.

el26

100+ избранных фраз из произведений
Федора Достоевского

Преступление и наказание


  • Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
    Родион Раскольников
  • При неудаче всё кажется глупо!
    Родион Раскольников
  • Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
    Родион Раскольников
  • У всякого свои шаги.
    Родион Раскольников
  • Станьте солнцем, вас все и увидят.
    Порфирий Петрович
  • Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?
    Аркадий Иванович Свидригайлов
  • Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.
    Родион Раскольников
  • Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства.
    Порфирий Петрович
  • Ко всему-то подлец-человек привыкает!
    Родион Раскольников
  • Если б возможно было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, хотя бы на всю жизнь. То он почёл бы себя счастливым.
    Родион Раскольников
  • А знаешь ли… что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.
    Родион Раскольников
  • Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести.
  • Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
  • Русские люди вообще широкие люди.. широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.
    Аркадий Иванович Свидригайлов
  • Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
    Петр Петрович Лужин
  • Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся
  • Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами.
  • Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. 

Подросток


  • — Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
    — Красиво?
    — Конечно. Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего.
    Андрей Петрович Версилов
  • Мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят.
    Андрей Петрович Версилов
  • Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • Было то, что всегда бывает: кого больше любишь, того первого и оскорбляешь.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • Пусть я не достигну ничего, пусть расчёт неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно — я иду. Иду потому, что так хочу.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • … Я с товарищами был на ты, но ни с кем почти не был товарищем, я сделал себе угол и жил в углу.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • …Русские женщины дурнеют быстро, красота их только мелькнет, и, право, это не от одних только этнографических особенностей типа, а и оттого еще, что они умеют любить беззаветно. Русская женщина все разом отдает, коль полюбит, — и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят.
    Андрей Петрович Версилов
  • Вообще же, ничего не делать всего лучше; по крайней мере спокоен совестью, что ни в чем не участвовал.
    Андрей Петрович Версилов
  • Как могло случиться, что в такое короткое время вышло такое ужасное расстояние!
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • Исключения, беспрерывно повторяющиеся, обращаются в общее правило.
    Стебельков
  • Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся главная их сила: Деньги сравнивают все неравенства.
    … Деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • — Ну, cher enfant, не от всякого можно обидеться. Я ценю больше всего в людях остроумие, которое видимо исчезает, а что там Александра Петровна скажет — разве может считаться?
    — Как, как вы сказали? — привязался я, — не от всякого можно… именно так! Не всякий стоит, чтобы на него обращать внимание, — превосходное правило! Именно я в нем нуждаюсь. Я это запишу.
    Аркадий Макарович Долгорукий князь Сокольский
  • Поверь, жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это — вечное искание, кому бы подчиниться… так сказать, жажда подчиниться. И заметь себе — без единого исключения.
    князь Сокольский
  • …Женщины небольшие мастерицы в оценке мужских умов, если человек им нравится, и парадоксы с удовольствием принимают за строгие выводы, если те согласны с их собственными желаниями.
    Аркадий Макарович Долгорукий
  • Кто лишь чуть-чуть не глуп, тот не может жить и не презирать себя.
  • Да, я сумрачен, я беспрерывно закрываюсь. Я часто желаю выйти из общества. Я, может быть, и буду делать добро людям, но часто не вижу ни малейшей причины им делать добро. И совсем люди не так прекрасны, чтобы об них так заботиться.
  • Нынешнее время — это время золотой средины и бесчувствия, страсти к невежеству, лени, неспособности к делу и потребности всего готового.
  • Самое простое понимается всегда лишь под конец. когда уже перепробовано все, что мудренее или глупее
  • Друг мой, дай всегда немного соврать человеку — это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать — две огромных выгоды разом.
  • Не все можно рассказать словами, иное лучше никогда не рассказывать.
  • Люди по природе своей низки и любят любить из страху; не поддавайся на такую любовь и не переставай презирать.
  • Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно.
  • Смех есть самая верная проба души
  • Ваша мысль, хотя бы и дурная, пока при вас, — всегда глубже, а на словах — смешнее и бесчестнее.
  • У меня такая черта, что не люблю, когда до иного щекотного в душе пальцами дотрагиваются… или, лучше сказать, если часто иные чувства выпускать наружу, чтоб все любовались, так ведь это стыдно, не правда ли?
  • Тайное сознание могущества нестерпимо приятней явного господства.
  • Версилов раз говорил, что Отелло не для того убил Дездемону, а потом убил себя, что ревновал, а потому, что у него отняли его идеал!..
  • Бегать да вешаться всем на шею от любви к человечеству, да сгорать слезами умиления — это только мода.
  • Размышления же могут быть очень даже очень пошлы, потому что то, что сам ценишь, очень возможно, не имеет никакой цены на посторонний взгляд.

Братья Карамазовы


  • ...Человек ищет не столько бога, сколько чудес.
  • Другой никогда не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я.
  • Русский весьма часто смеется там, где надо плакать.
  • Влюбиться — не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.
    Дмитрий Федорович Карамазов
  • А ты ни за что люби.
  • Может быть, ты будешь её вечно любить, но, может быть, не будешь с нею всегда счастлив…
    Алексей Федорович Карамазов
  • Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
  • Все настоящие русские люди — философы…
    Дмитрий Федорович Карамазов
  • Любовью все покупается, все спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие еще грехи выкупишь.
  • Взять ли силою или смиренною любовью? Всегда решай — возьму смиренною любовью. Решишься так раз и навсегда и весь мир покорить возможешь.
    старец Зосима
  • И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.
  • Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю
  • Любовь к отцу, не оправданная отцом, есть нелепость, есть невозможность. Нельзя создать любовь из ничего, из ничего только Бог творит.
  • Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома.
  • Видишь, голубчик, я откровенно и просто скажу: всякий порядочный человек должен быть под башмаком хоть у какой-нибудь женщины. Таково мое убеждение; не убеждение, а чувство. Мужчина должен быть великодушен, и мужчину это не замарает.
  • Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца.
  • Чем глупее, тем и яснее. Глупость коротка и нехитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна.
  • В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры.
  • Ибо для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: «Я выполнил завет Божий на сей земле». Все праведные, все святые, все святые мученики были все счастливы.
  • По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу.
  • То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается.

Идиот


  • Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.
  • В последнее время и он меня мучил: всё это было натурально, люди и созданы, чтобы друг друга мучить.
    Ипполит
  • Вы краснеете, это черта прекрасного сердца
  • Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве!
  • Красота спасет мир.
  • Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особых талантов и человек обыкновенный.
    Гаврила Ардалионович Иволгин
  • Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус.
    князь Мышкин
  • Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца.
    Лизавета Прокофьевна Епанчина
  • А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах.
    князь Мышкин
  • Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.
    Аглая Ивановна Епанчина
  • Он и не ожидал, что у него с такою болью будет биться сердце.
    князь Мышкин
  • Знаешь ли, что женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: «Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю…»
    князь Мышкин
  • … Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
    Евгений Павлович
  • Совершенство нельзя ведь любить; на совершенство можно только смотреть как на совершенство, не так ли?
  • … Есть люди, которых почему-то приятно видеть подле себя в иную тяжелую минуту.
  • Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
    князь Мышкин
  • Подлецы любят честных людей…
    Гаврила Ардалионович Иволгин
  • Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что.
    Гаврила Ардалионович Иволгин
  • Сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
  • Если б я имел власть не родиться, то наверно не принял бы существования на таких насмешливых условиях.
    Ипполит Терентьев
  • Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный. Вы меня даже хорошим подлецом не удостоили
  • ..Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым
  • Дело в жизни, в одной жизни, – в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!

Бесы


  • Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
    Кириллов
  • Россия есть игра природы, а не ума.
  • …Не вы съели идею, а вас съела идея!
    Петр Степанович Верховенский
  • Молчать — большой талант.
    Петр Степанович Верховенский
  • Есть вещи, о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно.
    Петр Степанович Верховенский
  • …Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.
    Николай Всеволодович Ставрогин
  • Мысль великая, но исповедующие не всегда великаны.
    Степан Трофимович Верховенский
  • Нельзя любить то, чего не знаешь!
    Иван Павлович Шатов
  • Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.
  • Будьте приличнее, будьте бесчувственнее…
  • — Что может быть глупее глупого добряка?
    — Злой дурак.
  • Всего труднее в жизни жить и не лгать…
  • Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.
  • Крайность вызывает любопытство.
  • Попав не в свое общество, такой господин обыкновенно начинает робко, но уступите ему на волосок, и он тотчас же перескочит на дерзости.
  • Она тотчас же влюбилась в портрет, по обыкновению всех девочек в пансионах, влюбляющихся во что ни попало…
  • Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли!
  • – Если бы вы узнали, что вы в бога веруете, то вы бы и веровали; но так как вы еще не знаете, что вы в бога веруете, то вы и не веруете.
  • Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.
  • Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…
  • Чтобы сделать соус из зайца, надо зайца. Чтобы уверовать в бога, надо бога.
  • Брак — это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости.
  • В нашей странной России можно делать все что угодно.
  • Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил.
  • Сердце сердцем, но не надо же быть и дуралеем.
  • Вся свобода будет тогда, когда будет все равно жить или не жить.
  • Женщина всегда женщина, будь хоть монахиня.
  • Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.
  • Когда весь человек счастья достигнет, то времени больше не будет, потому что не надо.

Униженные и оскорблённые


  • Ты не понял всего. Будь счастлив с кем хочешь. Не могу же я требовать у твоего сердца больше, чем оно может мне дать…
    Наташа
  • …Как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
    Иван Петрович
  • Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя.
    Алёша
  • Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно.
    Иван Петрович
  • В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм.
    Князь
  • Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак!
  • Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя.
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  • Великодушное сердце может полюбить из жалости…
  • Не ум главное, а то, что направляет его, — натура, сердце, благородные свойства, развитие.
  • В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайщий эгоизм.
  • Говорят, сытый голодного не разумеет; а я, Ваня, прибавлю, что и голодный голодного не всегда поймет.
  • В женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чем виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нем и попросить прощения.
  • Не могу же я требовать у твоего сердца больше, чем оно может мне дать…
  • Я мнителен и сознаюсь в том. Я склонен подозревать дурное прежде хорошего — черта свойственная сухому сердцу.
  • И однажды в твоей жизни появится новое имя, которое превратит предыдущее в пыль.
  • Ты умный и добрый человек и…и… жаль только, что ты такой дурак!
  • При всяком положении можно поставить себя с достоинством.
  • Всякая любовь проходит, а несходство остается
  • Я ещё верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера, потому что без неё даже и худо-то жить нельзя: пришлось бы отравиться.
  • Как только я в чем смущаюсь, сейчас спрошу свое сердце, и коль оно спокойно, то и я спокойна. Так и всегда надо поступать. 

Записки из Мёртвого дома


  • Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
  • Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший.
    Александр Петрович Горянчиков
  • Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение.
  • Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.
  • Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово.
  • Есть натуры до того прекрасные от природы, до того награждённые богом, что даже одна мысль о том, что они могут когда-нибудь измениться к худшему, вам покажется невозможною.
  • Деньги есть чеканенная свобода.
  • Самая работа, например, показалась мне вовсе не так тяжелою, каторжною, и только довольно долго спустя я догадался, что тягость и каторжность этой работы не столько в трудности и беспрерывности ее, сколько в том, что она — принужденная, обязательная, из-под палки.
  • Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке.
  • Боже мой! Да человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ божий.
  • Часто человек терпит несколько лет, смиряется, выносит жесточайшие наказания и вдруг прорывается на какой-нибудь малости, на каком-нибудь пустяке, почти ни за что.
  • Благонравие и порядок он простирал, по-видимому, до самого мелочного педантизма; очевидно, он должен был считать себя чрезвычайно умным человеком, как и вообще все тупые и ограниченные люди.
  • Есть люди, как тигры жаждущие лизнуть крови.

Село Степанчиково и его обитатели


  • Хорошее время не с неба падает, а мы его делаем…
    Фома Фомич Опискин
  • Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт.
  • Я верю, что науки, искусства… ваяние, например… ну, словом, все эти высокие идеи имеют, так сказать, свою о-ба-я-тельную сторону, но они не заменят дам!.. Женщины, женщины, молодой человек, формируют вас, и потому без них невозможно, невозможно, молодой человек, не-воз-можно!
    Анфиса Петровна

Записки из подполья


  • Я даже думаю, что самое лучшее определение человека – это: существо на двух ногах и неблагодарное.
  • Самый отъявленный подлец может быть совершенно и даже возвышенно честен в душе, в то же время нисколько не переставая быть подлецом
  • Я злился на себя, но, разумеется, достаться должно было ей.
  • Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду.
  • И что такое смягчает в нас цивилизация? Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и… решительно ничего больше.
  • Миру провалиться, а мне чай пить…
  • Все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены.
  • Замечали ли вы, что самые утонченные кровопроливцы почти сплошь были самые цивилизованные господа <…> По крайней мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уже, наверно, хуже, гаже кровожаден, чем прежде.

Сон смешного человека


  • Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
  • Главное — люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться. А между тем ведь это только — старая истина, которую биллион раз повторяли и читали. да ведь не ужилась же!
  • На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви.
  • Я вдруг почувствовал, что мне всё равно было бы, существовал ли бы мир или б нигде ничего не было.
  • «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья» — вот с чем бороться надо! И буду.
  • Они смеялись даже над возможностью этого прежнего их счастья и называли его мечтой.

Разное


  • В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно.
  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  • Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  • В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. 
Библиография писателя

Романы
1844 — Бедные люди
1861 — Униженные и оскорблённые
1866 — Преступление и наказание
1866 — Игрок
1868—1869 — Идиот
1870—1872 — Бесы
1874 — Подросток
1878—1880 — Братья Карамазовы

Повести
1846 — Двойник
1847 — Хозяйка
1848 — Слабое сердце
1848 — Неточка Незванова
1848 — Белые ночи
1859 — Дядюшкин сон
1859 — Село Степанчиково и его обитатели
1860 — Записки из Мёртвого дома
1864 — Записки из подполья
1870 — Вечный муж
1876 — Кроткая

Рассказы
1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
1846 — Господин Прохарчин
1847 — Роман в девяти письмах
1848 — Ползунков
1848 — Честный вор
1848 — Ёлка и свадьба
1849 — Маленький герой
1860 — Чужая жена и муж под кроватью
1862 — Скверный анекдот
1865 — Крокодил
1873 — Бобок
1876 — Мужик Марей
1876 — Мальчик у Христа на ёлке
1877 — Сон смешного человека
1878 — Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга

Публицистика и критика, очерки
1847 — Петербургская летопись
1861 — Рассказы Н.В. Успенского
1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях
1873 — Маленькие картинки
1876 — Столетняя
1880 — Приговор
1880 — Пушкин

Дневник писателя
1873 — Дневник писателя. 1873 год.
1876 — Дневник писателя. 1876 год.
1877 — Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
1877 — Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
1880 — Дневник писателя. 1880 год.
1881 — Дневник писателя. 1881 год.

Стихотворения
1854 — Божий дар
1854 — На европейские события в 1854 году
1855 — На первое июля 1855 года
1856 — На коронацию и заключение мира
1864 — Эпиграмма на баварского полковника
1864—1873 — Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
1873—1874 — Описывать всё сплошь одних попов
1876—1877 — Крах конторы Баймакова
1876 — Дорого стоят детишки
1879 — Не разбойничай, Федул

Неоконченное
Сбритые бакенбарды

Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Счастливые времени не наблюдают цитата
  • Доказательство того что мцыри романтический герой с цитатами
  • Черты характера васютки из рассказа васюткино озеро с цитатами из текста таблица
  • Милые цитаты для влюбленных
  • Загадки пословицы на тему математике