Двойник раскольникова в романе преступление и наказание цитаты

dvojniki-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie-dvojnichestvo
Раскольников
(Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Тема «двойничества» является одной из важных тем для анализа романа «Преступление и наказание» Достоевского.  

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» и тема «двойничества»

По мнению литераторов, в романе «Преступление и наказание» есть три главных двойника Родиона Раскольникова — Свидригайлов, Лужин и Лебезятников. Вот что об этом пишет культуролог М. М. Бахтин:

«… у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников <…>  

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)…» (М. М. Бахтин, книга «Проблемы поэтики Достоевского», 1963 г.)

Если присмотреться, у Раскольникова имеется больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками главного героя.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Аркадий Иванович Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Развратный Свидригайлов подозревается в совершении нескольких страшных преступлений. В этом смысле его можно считать двойником Раскольникова. Также Свидригайлов имеет свою теорию, по которой человеку якобы можно совершить злодейство ради «хорошей главной цели». Этим он тоже похож на Раскольникова, у которого есть своя теория, оправдывающая преступления:

«Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о теории Раскольникова и своей теории, часть 6 глава V)  

         Смотрите: Свидригайлов как двойник Раскольникова

Лужин

Господин Петр Петрович Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана.

Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, «право имеющих»:

«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (Раскольников о теории Лужина о «целом кафтане», часть 2 глава V) 

      Смотрите: Лужин как двойник Раскольникова

Лебезятников 

Господин Лебезятников — еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и «лебезит» перед разными модными идеями, как например, социализм, коммуна, гражданский брак и т.д. В этом он похож на Раскольникова, который тоже одержим своей теорией. Оба героя совершают аморальные поступки, руководствуясь своими теориями. Так, Раскольников совершает yбийcтво, а Лебезятников избивает и без того больную Катерину Ивановну и т.д.:

«Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически…» (Лебезятников излагает свои теории Лужину, часть 5 глава I) 

«Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат.» (о Лебезятникове, часть 5 глава I) 

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова является двойником Раскольникова, потому что она, как и он, переступает через себя — решает заняться «непристойной работой».  Раскольников психологически убивает самого себя, когда совершает убийство старухи и ее сестры. Соня тоже психологически убивает себя, когда начинает заниматься «неприличным ремеслом». Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников же губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию:

«Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою  (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…» (Раскольников  Соне, часть 4 глава IV) 

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…» (Раскольников о себе, часть 5 глава IV) 

Старуха-процентщица

Старуха-процентщица — еще один двойник Раскольникова. Сам Раскольников пренебрежительно называет старуху-процентщицу «вошью». В то же время Раскольников и сам себя в итоге называет «вошью», а значит, ставит в один ряд со старухой:

«Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после  того, как убью!» (часть 3 глава VI) 

«Я ведь только вошь yбил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.» (часть 5 глава IV)  

«Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!» (Раскольников — Соне об убийстве, часть 5 глава IV)

Мармеладов

Чиновник Мармеладов является двойником Раскольникова, потому оба героя своими поступками губят как свою жизнь, так и жизнь близких людей. Пьянство Мармеладова доводит его семью до нищеты и в итоге — до трагедии. Раскольников своим преступлением губит свою жизнь, жизнь старухи и ее сестры Лизаветы, а также губит жизнь своей матери, которая не может пережить происходящее. Мармеладов называет себя подлецом и «скотом», Раскольников называет себя низким человеком:

«Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена.» .(Мармеладов о себе и о жене, часть 1 глава II) 

«…такова уже черта моя, а я прирожденный скот!» (Мармеладов о себе, часть 1 глава II)

«Я низкий человек, Дуня.» (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)  

Порфирий Петрович

Следователь Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, во-первых, потому что он тоже является образованным, умным, проницательным человеком, как и главный герой. Во-вторых, Порфирий признается, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания. Кроме того, Порфирий похож на главного героя и тем, что у него возникает своя теория — теория о преступлении Раскольникова и его причинах: 

«— Эх, Родион Романыч, не совсем словам верьте; может, и не совсем будет на покой!  Ведь это только теория, да еще моя-с, а я вам что за авторитет? Я, может быть, и сам от вас кой-что даже и теперь скрываю-с. Не всё же мне вам так взять да и выложить, хе-хе! Второе дело: как какая выгода? Да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка?» (Порфирий о явке с повинной, часть 6 глава II) 

Катерина Ивановна 

Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

«…совсем даже не для такой доли и была воспитана, а воспитана была в «благородном, можно даже сказать, в аристократическом полковничьем доме», и уж вовсе не для того готовилась, чтобы самой мести пол и мыть по ночам детские тряпки.» (мысли Катерины Ивановны, часть 5 глава II)

    

Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру.  Дуня же готова «переступить» черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

Кроме того, Дуня и Раскольников могут считаться двойниками и потому, что они очень похожи не только внешне, но и по характеру:

«А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! — брякнул он вдруг…» (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского, анализ темы «двойничества» в произведении.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского — Родион Раскольников. В произведении он проверяет теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Чтобы показать несостоятельность его теории, Федор Достоевский создает персонажей-двойников. В них автор обостряет разные стороны личности Раскольникова. Так кто же является его двойниками? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Дмитрий Разумихин

Дмитрий Разумихин — это друг Родиона Раскольникова. Он общительный, смотрит на жизнь оптимистично и строит планы на будущее. Достоевский наделяет его такой фамилией, поскольку персонаж совершает поступки разумно. Раскольников, в отличие от него, более пессимистичный. Ему трудно справляться со сложностями. Оба героя молоды, умны, мечтают о великом будущем. Но пути достижения цели у них разные.

Если Разумихин хочет трудиться, работать, то Раскольников решает проверить свою

теорию

. Он называет себя «право имеющим» и убивает старуху-процентщицу. Разумихину чуждо разделение людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Он не пытается исправить мир. Тем не менее персонаж не отрекается от Раскольникова, узнав про совершенное им убийство. Он жалеет друга и помогает его матери, когда тот отправляется на каторгу.

Дмитрий Разумихин

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов не живет по нравственным и моральным законам. Он убивает человека, изменяет жене. Свидригайлов говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Тем самым мы понимаем, что у героев есть что-то общее. Они оба совершают преступление. При этом они мучаются, им снятся кошмары. Раскольников видит во сне мертвую старуху-процентщицу, а Свидригайлов — самоубийство девушки, которую он изнасиловал.

Оба персонажа обладают умом, наблюдательностью. Они анализируют свои поступки. Но между ними много различий. Раскольников — студент, который бросил университет. Он принадлежит обедневшему дворянскому роду. Свидригайлов же — богатый помещик и шулер. У Раскольникова, в отличие от Свидригайлова, есть жизненные цели. После убийства старухи-процентщицы Раскольников не может найти покой. Свидригайлов же убивает более хладнокровно. И если главный герой проходит путь к воскрешению души, то Свидригайлов совершает самоубийство, так как не может справиться со страданиями.

Аркадий Свидригайлов

Петр Лужин

Петр Лужин — избранник сестры Родиона Раскольникова Дуни. Он лицемер, пытается казаться честным, но на самом деле имеет лживую натуру. Как и главный герой, Лужин создает свои теории. Например, он является автором теории о женах. По мнению Лужина, в супруги стоит брать скромную, воспитанную, но бедную девушку. В таком случае жена будет считать его спасителем. Именно поэтому Лужин сватается к Дуне.

И Лужин, и Раскольников высокомерны, горды, они презирают людей. Но, в отличие от главного героя, Лужин — аферист, он циничный, во всем ищет выгоду. При этом он уверен, что все делает правильно, у него отсутствует совесть. Раскольников же после убийства старухи-процентщицы начинает сомневаться в своей теории. Достоевский не случайно наделяет героя говорящей фамилией. Теория Раскольникова отражается в его взглядах как в грязной луже.

Петр Лужин

Скоро экзамен по литературе, а ты не успеваешь прочитать все произведения из списка? С саммари «Достоевский: мифы, правда и произведения» тебе не придется тратить время на чтение кучи книг. Ты подготовишься к экзамену за три часа. Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.

Федор Достоевский использует сны как средство выразительности в романе «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников видит пять снов. Что они означают? Рассказываем в статье:

Что означают сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»?


2023-12-11 17:29

ЛИТЕРАТУРА

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Определение 1

Литературный двойник – это персонаж, которого автор вводит в произведение, чтобы полнее раскрыть образ главного героя.

Роль двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский своем романе «Преступление и наказание» стремится решить важную нравственную и психологическую задачу – показать несостоятельность выдуманных теорий и раскрыть их разрушительную силу. Такой теорией стала и идея Родиона Раскольникова, главного героя романа. Раскольников решил, что сильная личность вправе пренебречь законами морали и совести для достижения своих целей. У героя романа была благородная цель – спасти от нищеты и унижения родных людей, мать и сестру. Но здесь возникает извечный вопрос – оправдывает ли цель средства?

Писатель шаг за шагом раскрывает ложность теории Раскольникова, описывает ее губительное влияние для души героя и подводит читателя к убеждению, что не существует такой цели, способной оправдать преступление. И не существует преступлений, остающихся без наказания. Кроме закона государства есть законы совести, а их обмануть не по силам никому.

Чтобы наиболее ярко показать несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский его окружает персонажами-двойниками. В этих героях, как в кривом зеркале, отражаются все мысли Раскольникова, обостряется, пародируется, оттеняется та или иная сторона личности героя. Благодаря этому роман «Преступление и наказание» — не столько суд над преступлением, сколько суд над характером, личностью, психологией человека. Родион обладает острым, незаурядным умом, отзывчивым, добрым сердцем. Он способен любить, чувствовать, сопереживать, страдать. Вынашивая в голове антигуманную, античеловеческую теорию, Раскольников все время сомневается, мечется, старается оправдать свои преступные планы идеями справедливости и добра. Чтобы это доказать, Достоевский вводит в произведение фигуры двойников Раскольникова:

«Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского» 👇

  • Лужина,
  • Лебезятникова,
  • Свидригайлова,
  • Разумихина.

В этих образах выступают те же теории и помыслы, которые мучают Раскольникова, но в «чистом виде», не замаскированные идеей добродетели.

Замечание 1

Личность Раскольникова противоречива, и словно мозаика, состоит из разрозненных, на первый взгляд несвязанных между собой частей, и у каждой из этих частей в произведении есть зеркальное отображение в виде отдельного героя.

Двойники Раскольникова: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович

По сюжету романа первым из двойников Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он – противоположность героя. Разумихин активен, жизнерадостен, общителен. Дмитрий стойко переносит все удары судьбы, строит планы на будущее и никогда не впадает в отчаяние. Раскольников же мрачен и не разговорчив, не умеет справляться со сложностями. И на фоне Разумихина апатичность главного героя становится ярче. Писатель указывает и на сходство молодых людей. Оба молоды, порядочны, благородны, умны. Оба мечтают о блестящем будущем. Но пути для достижения этой цели друзья выбирают разные. Дмитрий трудится, пытаясь справиться с нищетой, Раскольников же ради идеи идет на преступление.

В зеркальном отражении Раскольникова можно увидеть еще одного героя-двойника – Петра Петровича Лужина, избранника сестры главного героя. Лужин – лицемерный человек, который пытается казаться благородным и честным, но на самом деле имеет лживую, подлую натуру. Идя к своей цели, он руководствуется принципом «все средства хороши». И в этом сходство Раскольникова с Лужиным. Образ Лужина помогает понять эгоистичность натуры Раскольникова.

Неприязненное отношение читателя вызывает загадочная фигура Свидригайлова. Это порочный человек, не знающий законов морали и нравственности. Он способен на растление малолетних детей, убийство человека, измену жене. Обращенная к Раскольникову фраза Свидригайлова: «Мы одного поля ягоды» дает читателю возможность понять, что у них есть схожие черты. Раскольников, как и Свидригайлов, совершает преступление. Люди гибнут по его вине, а он не чувствует раскаяния. Такое поведение его роднит с Свидригайловым. Фигура этого героя полна таких же противоречий, как и образ Родиона. Свидригайлов способен совершать благородные поступки: он помогает детям Мармеладова, дает деньги Соне. Но от этого его отвратительная, низкая сущность не меняется. На примере Свидригайлова Достоевский показывает, к каким ужасающим последствиям приводит безнаказанность и отрицание христианских заповедей.

По замыслу писателя, Лебезятников в гротескной форме отображает увлечение молодых людей новыми идеями и теориями. Лебезятников глуп, но безобиден и добр. Этот образ – пародия на одержимость главного героя своей теорией. Ему так же неприятна подлость Лужина, как и Раскольникову.

Если Родион имеет собственную теорию, затмевающую его разум, то Лебезятников себя относит к прогрессистам. Как и Раскольников, он уверен в том, что все, во что он верит, истинно.

Достоевский, сравнивая Лебезятникова и Раскольникова, по-разному раскрывает их образы. Опровержение теории главного героя осуществляется чрез демонстрацию его внутренних терзаний и переживаний, а демонстрация мнимого прогрессизма Лебезятникова осуществляется с помощью комических приемов. Автор многие характеристики этого персонажа, включая его действия и слова, наполняет глубокой иронией. Поэтому Лебезятников – «комический» двойник Раскольникова.

В какой-то степени к двойникам Раскольникова можно отнести и следователя Порфирия Петровича. Этот мудрый человек понимает запутавшегося студента и искреннее ему сочувствует. Порфирий сам сумел время разобраться в модных теориях и остановиться, теперь он пытается спасти и Раскольникова.

Женские двойники Раскольникова

Отдельные черты характера Раскольникова отображаются в женских образах романа. Писатель, описывая Авдотью Раскольникову, указывает на ее внешнее сходство с главным героем и обращает внимание на их родственные души. Дуня умна, независима и горда, как и ее брат. Но эти черты, в отличие от него, помогают ей выбрать правильный путь, разбираться в людях, не совершать роковых ошибок.

Соня Мармеладова – самый важный человек в жизни Раскольникова. Верующая в Бога, чуткая, добрая она отличается от Родиона. Но в них есть и общее: они оба совершили преступление, нарушили закон и стали отверженными. Но Соня считает себя грешницей, жаждет через страдание искупить вину. Раскольников же уверен в собственной правоте. С помощью образа Сони писатель доносит до читателя основную мысль романа и окончательно развенчивает бесчеловечную теорию главного героя.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

­­Пример сочинения 1

Одним из главных приёмов, которыми пользуется Ф. М. Достоевский для развенчания идей Раскольникова, выступает система двойников, состоящая из Петра Лужина и Аркадия Свидригайлова. Чтобы осознать неправоту главного героя, достаточно взглянуть на тех персонажей, которые олицетворяют воплощение его теории.

Первый двойник Раскольникова – Лужин. На первый взгляд перед нами предстаёт невероятно благородный человек, который согласен взять в жёны бедную сестру Родиона — Дуню, помочь деньгами бедствующей семье. Однако уже тогда Родион чувствовал подвох и не видел в этой новости ничего хорошего. При личной встрече его опасения только укрепились, перед ним предстал высокомерный, вульгарный человек, свысока смотрящий на окружающих. Однако вместе с тем нам открывается и нечто общее между персонажами в тот момент, когда Пётр Петрович делится своей теорией «целого кафтана». Приводя в пример слова о том, что ради помощи нуждающемуся человек должен отдать половину рубашки, Лужин приходит к выводу, что, действуя таким образом, он не поможет нуждающемуся, а сделает хуже самому себе, ведь в этом случае мёрзнуть будут оба. Пётр Петрович заключает, что для того, чтобы действительно помочь нуждающимся, надо прежде всего «возлюбить самого себя» и, используя свои способности и деньги, повышать благосостояние всего общества в целом. Этим теория Лужина крайне схожа с теорией Раскольникова, ведь она также ставит превыше всего и всех выдающегося индивида, призванного вести за собой людей и улучшать мир вокруг себя. Однако писатель показывает, что за этим рациональным мировоззрением персонаж просто прячет эгоизм и высокомерие. На протяжении всего романа действия Лужина так и не принесли никому счастья. Таким образом, Лужин представляет собой Раскольникова, освободившегося от юношеского идеализма. Его теория приземлённая и более мягкая, нежели принципиальное деление Родиона. Можно предположить, что именно таким стал бы главный герой, если бы вовремя не свернул со своего пути.

Другой двойник — Свидригайлов, представляет собой полную противоположность, как Раскольникова, так и Лужина. Аркадий Иванович, не таясь, совершает злодеяния, просто потому что хочет и может их совершать. Он прожил слишком долгую и порочную жизнь, чтобы верить в высокие идеи, которыми одержим Раскольников, и узнал людей достаточно хорошо, чтобы перестать беспокоиться об их отношении к себе, в отличие от Лужина. На протяжении всей своей жизни Свидригайлов пил, кутил, развратничал и вредил окружающим. Он избивал жену, которая спасла его от долгов, и едва не разрушил жизнь Дуни. Однако парадоксальность этого персонажа заключается в том, что, беспричинно творя зло, он также беспричинно творит и добро. Погубив репутацию Дуни, он вскоре помог её восстановить, он мягко подтолкнул Соню Мармеладову к мысли о необходимости спасения Раскольникова и взял на себя заботу о её семье.

Свидригайлов — это следующая ступень развития «того, кто право имеет», окончательно освободившаяся от оков морали.

Таким образом, двойники Раскольникова – это разные отражения одной теории, развращающей человеческую душу. С их помощью автор романа «Преступление и наказание» показал все стадии развития вредоносной идеи своего героя.


Пример сочинения 2

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции. Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории. Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.


Пример сочинения 3

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

        Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.
Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

        Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.
Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература
5-11классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва, “Просвещение” , 2005.

Учебник “Русская литература XIX века” (Москва “Просвещение”)

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация,
графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа
художественного произведения;

  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как
    они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между
    Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир
    “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к
    “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской
    работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории
    сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению,
    развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают.
Родион Раскольников.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Слайды 1–4):

– Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские
принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие
исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов
Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и
персонаж – носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” –
Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о
праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для
достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании
персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение.
Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать
раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так
сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее
несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам
не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым –
именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом
смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный
композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов
главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю,
так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у
Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой – не
объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и,
следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте
сознаний.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или
иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают
так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

– Кого же можно отнести к первой группе?
– Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
– Докажите это.

2. Исследование “двойников”:

– Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Слайд 5)
– Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите
до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет,, что людей можно резать
… ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)
– Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание
Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
– Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого
и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не
должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего
благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать
мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст
… ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством,
сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

– Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. “объяснения” между ним
и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли
рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую
душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте,
готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни –
искренность, большое чувстве такта, благородство, ‘желание рассудить
беспристрастно: “ … если брат виноват, то он должен и будет просить у вас
прощения”, уважение к человеку, которому дано “великое обещание”, гордость и
чувство собственного достоинства).

– Что превыше всего ценил Лужин в жизни ?И почему его раздражал разрыв с
Дуней?

(“Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами
свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв
с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски
благодарно ему всю жизнь… а он-то будет безгранично … владычествовать”….)

– Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по
его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на
поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов
“преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его
теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие
глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы
слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за
счет других.)

– В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе
“арифметических” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической
правды”, этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради
общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота
о собственном благосостоянии есть забота и о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах
Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник,
не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном
случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих
целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как
полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все
равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке
рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в
реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А
доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно
резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин
превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и
главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности,
например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания
и альтруистической, в конечном счете, направленности.

– В чем совпадают Раскольников и Лужин?
– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”,
которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина
жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни
раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире
униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже
хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него
видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном
отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух
разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей
категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении
стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем
самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить
ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной
посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их
жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у
Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем
самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать
блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и
каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и
образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из
лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да
и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и
антиподом Раскольникова.
– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

-Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке
варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку,
моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких
“предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию
коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и
обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он
низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в
своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого
устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в
жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот
двойник пристраивается к главному герою, желающему “взять просто-запросто все за
хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму
воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь
переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные
устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с
жизненными установками жалких “наследников” его мысли и в его мучительной
констатации. собственной несостоятельности (“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии
Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не
расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление.
Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно
выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной
тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения
миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части
самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для
этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей
“обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов –
загадка”,– думает о нем Раскольников).

– Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?
(Слайды 7, 8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея,
развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве
крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу
Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его
душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел:
избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться
от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек
без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без
деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою’
последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех:
переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е.
полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но
вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире
Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно
убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот
грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков
больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им,
никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не
способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце
концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые
кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в
друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот
избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных
мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал.
Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи
Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля
ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных
устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все
позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает
нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные
нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей
дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих
размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

– В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и
Свидригайловым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов
живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира
сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным
мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением
ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность
индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих
героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную,
бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и
Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не
может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила
Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

– Кто является антиподом Раскольникова? (Слайд 10)

– Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его
сестра. Она не считает себя существом – более высокого ранга, чем брат, а
Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми,
ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя
выше своего брата – признает его существом более высокого рода. Раскольников
хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В
своем отношении к людям Дуня и ее брат – антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не
считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в
человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть
человека только в себе.

– Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг
него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие
создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен
личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не
исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве,
заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических
антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня
Мармеладова. (Слайд 11–16)

Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe
определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм,
ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе “мессианские”
начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько
Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам.
Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим
студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние
деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями
альтруиста Разумихина ?… “Наполеонам” Раскольников отказывает в праве роптать
против существующего мироустройства – против бунта выступает и Порфирий
Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в
этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И
если Свидригайлов претендует на “родство” С Раскольниковым (“Мы одного поля
ягоды”), то с Соней Раскольников собирается идти “по одной дороге” (“Мы вместе
прокляты, вместе и пойдем”). Так выстраивается галерея осветленных отражений
главного героя. Интересно, что количество двойников и их “перевертышей”
(антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между
ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и
антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в
каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова,
которая сочетает в себе определенные противоположные начала. (Слайд 11)

– Какое значение имеет система образов? (Слайд 17–19)

– В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной
(Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий
Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством
сознания Раскольникова, при ‘том он может выходить и за рамки мира главного
героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода.
Например, идеи о “проценте”, якобы неизбежных для общества жертв (лужинское
начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что
обманутой девушки, сделать конкретное, пусть “единичное”, а не
“всечеловеческое”, благодеяние (разумихинское начало). В то же время
противоборство “разумного эгоизма” с “единичным добром”, происходящее в душе
центрального героя, Достоевский проецирует и вовне – на систему образов,
сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о
“целых кафтанах” эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит
Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут
смотреть друг в друга.

Вывод:

– Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у
читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко
встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на
преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион
Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями.
Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.
Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все
же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы
писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта
Достоевского-психолога.

Домашнее задание.

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием
Петровичем),
ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),
ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),
ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Отметить авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова
при 1-ой встрече со следователем.

3. Ответить на вопросы:
– Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

– Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства.

(ч.2, гл.I-2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

5. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Презентация.

Приложение 2. Карточки для самостоятельной
работы.

Приложение 3. Опорный конспект.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова когда она спит
  • Быть невидимым пословицы
  • Много не мало как пишется пословица
  • Что увидел и узнал мцыри за 3 дня свободной жизни сочинение 8 класс с цитатами
  • Красивые слова начальнику в день рождения мужчине в прозе