Джамалуддин казикумухский цитаты

Потомок Посланника Аллаха , выдающийся учёный-богослов, совершенный шейх накшбандийской и кадирийской ветвей суфизма, духовный преемник шейха Мухаммада Аль-Яраги, духовный наставник имамов Гази-Мухаммада и Шамиля – шейх Джамалуддин Аль-Хусайни Аль-Газигумуки ад-Дагистани родился в 1202 (1788) году по мусульманскому летоисчислению в селении Казикумух (нынешнего Лакского района Дагестана).

Его благословенная родословная восходит к нашему господину (саййид) Хусайну, сыну четвёртого праведного халифа Али бин Абу Талиба и Фатимы Аз-Захры (да будет доволен ими всеми Аллах), дочери Посланника Аллаха . Поэтому к его имени добавляют почётный титул «ас-саййид» (господин), что указывает на принадлежность к семейству Пророка, или его величают нисбой аль-Хусайни, что означает, что он потомок Хусайна.

Отец Джамалуддина – Макабутта приложил все усилия для благочестивого воспитания сына, который получил блестящее для своего времени образование. Будущий шейх учился у учёных-богословов своей эпохи и сам также стал достойным учёным, занимавшим видное место в духовной жизни дагестанского общества.

Джамалуддин получил образование в ряде селений Северного Кавказа, а затем в Османском халифате. Исследователи отмечают, что он знал несколько дагестанских языков, что позволяло ему в последующем общаться с посетителями на их родном языке, а также знал арабский, персидский, русский и тюркский языки.

Сын шейха Джамалуддина Абдуррахман в книге «Воспоминания» пишет, что в молодости его отец служил делопроизводителем у генерал-лейтенанта Аслан-хана – одного из правителей Казикумуха, назначенного Российским государством правителем Кюринского ханства, и пользовался почётом у него. Дело продолжалось так, пока он не обратился с покаянием к Всевышнему Аллаху за прошедшую таким образом жизнь.

И он оставил дружбу с Аслан-ханом, пробудился от забвения в отношении Творца и вечной жизни. Когда он узнал о шейхе Мухаммаде аль-Яраги (1771–1839 гг.) из селения Яраглар, то вступил в накшбандийский тарикат под его руководством. Вернувшись домой, он отказался от должности делопроизводителя, занялся поклонением Богу, Его поминанием и стал придерживаться уединения.

О знакомстве Джамалуддина с шейхом Мухаммадом Аль-Яраги и последующем вступлении под духовную опеку последнего известный дагестанский шейх Шуайб-Афанди (ум. в 1330 г. хиджры) в книге «Табакат» пишет следующее:

«Когда слава о шейхе Мухаммаде Аль-Яраги разошлась далеко, то Аслан-хану также стало известно о том, что люди стекаются к нему и следуют ему. Большинство жителей Кюринского ханства были подданными Аслан-хана. Его охватило беспокойство, и он отправил своего делопроизводителя Джамалуддина, чтобы изгнать шейха из своих владений и запретить народу следовать ему.

Прибыв к шейху Аль-Яраги, Джамалуддин вознамерился нанести удар, однако шейх посмотрел на него и произвёл на него одним взглядом такое сильное духовное воздействие, что кнут выпал из рук Джамалуддина, и он стал последователем шейха.

Он раскаялся, и шейх обучил его поминанию (зикр) Аллаха и суфийским заданиям (вирд). Затем он вернулся в Казикумух и в течение нескольких дней скрывался от Аслан-хана. Хан и народ удивились этому. Правителю сообщили, что Джамалуддин стал мюридом шейха Мухаммада аль-Яраги.

С этого времени началась вражда Аслан-хана с шейхом Джамалуддином. Он потребовал к себе шейха с целью убить его. Когда его привели, и он стоял перед ханом, опершись на палку, Аслан-хан вдруг побледнел, встал с места, вышел в свою комнату перепуганный и сказал: «Отпустите его домой и не причиняйте ему вред. Воистину, когда он предстал передо мной, я увидел, что его десять пальцев излучают свет, как светильники«».

Аслан-хан несколько раз хотел убить его, однако Всевышний Аллах уберёг шейха от зла притеснителя. Однажды хан позвал к себе известного в Дагестане учёного Саида Аль-Аракани (ум. в 1250 г. хиджры) и попросил у него богословско-правовое заключение (фетву), дозволяющее убить шейха Джамалуддина. После того как Саиду стало известно о положении и поклонении Джамалуддина, он сказал Аслан-хану: «Если ты причинишь ему зло, то, несомненно, тебя постигнет злополучие этого». И хан отказался от задуманного.

Шейх Джамалуддин обладал способностью творить многие чудеса – караматы. Сын шейха Абдуррахман об этом поведал следующее:

«Однажды Аслан-хан сказал шейху: «Люди говорят, что ты достиг степени святости, степени праведника (вали) и обладаешь способностью творить чудеса праведников. Если это правда, то покажи мне какое-нибудь из своих чудес (караматов), чтобы и я признал их«.

«Я не святой, а раб Божий, оставь меня в покое!«, – сказал ему шейх. Тогда Аслан-хан сказал ему: «Если ты не покажешь какое-нибудь из своих чудес, то я тебя убью«.

Когда шейх увидел, что нет покоя от хана, он позвал одного из его доверенных людей на дорогу селения Казикумух, по которой проходили животные и люди. Он начертил палкой посредине дороги четырёхугольник и сказал ему: «Здесь находится могила женщины по имени Райханат, которая в давние времена пала смертью мученицы за веру, и она лежит в своей могиле свежая, не истлевшая, и её саван в таком же состоянии».

Посланец хана засмеялся и сказал: «Как же возможно, чтобы здесь, где лежит навоз, была могила человека? Если ты окажешься прав в своих словах, то пусть будет так, а в противном случае Аслан-хан убьёт тебя».

В это время один из мюридов шейха подошёл с быком к этому месту и сказал: «Если здесь окажется могила, то я тут же зарежу этого быка в качестве пожертвования (садака) за душу (рух) Райханат».

Они принялись копать в указанном шейхом месте. Шейх также определил глубину могилы. Когда они выкопали могилу до указанной глубины, то в самом деле обнаружили свежий труп женщины, у которого не истлел ни один орган и не выпали волосы, как будто труп был зарыт в тот же день.

Тогда приближённый хана побледнел, пришёл в удивление от такого чуда и не смог в ответ сказать что-либо. Что же касается мюрида, то он тотчас же зарезал своего быка с большой радостью и довольством. Посланец донёс Аслан-хану всё, как было, и тот признал караматы, которые всегда отрицал. С этого дня хан оставил шейха в покое и почёте».

Весть об этом случае распространилась в других сёлах, и люди со всех концов Дагестана стали стекаться к шейху, даже больше, чем прежде. И могилу этой мученицы посещали в течение определённого времени, но впоследствии её оставили.

Подобных чудес у него было множество, и они были известны среди его мюридов. Так же, как пророки обладают способностью творить чудеса – му‘джизаты, так праведники умеют творить чудеса – караматы. И благодаря такому карамату шейх Джамалуддин спасся от вреда притеснителя Аслан-хана и достиг своей цели. И хвала Всевышнему Аллаху.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Мухаммад Гаджиев, историк

Джамалуддин Казикумухский

«Кладезь знаний»

«Используй свои знания, пока другие не использовали их против тебя».

Джамалуддин Казикумухский

Перед вами великий мусульманин и решительный горец, чей вклад в освободительную борьбу народов Кавказа огромен. До написания этой книги я практически ничего о нем не знал. Однако по мере изучения я был удивлен его мудростью, которая проявлялась в его цитатах. Одну из них я привел выше. Поистине, это был человек великого ума. Он был очень почитаемым шейхом в Дагестане. Люди верили, что в нем отразилась благодать праведника и богобоязненность перед Аллахом, наделившая шейха Джамалуддина необычайной духовной силой и океаном знаний. Он обладал ораторским искусством, знал множество наук и языков, в том числе и русский, что было в горах большой редкостью. Когда он читал Коран, который знал наизусть, горцев очаровывал его чудесный голос, а чтецы перенимали особый стиль шейха.

Родился он в 1788 или 1792 году в Казикумухе. Получил образование в самом Кумухе, а после — в ряде городов Кавказа и Османской империи. В 16 лет Джамалуддин был широко образован, владел почти всеми дагестанскими языками, а также арабским, персидским и тюркским языком. Хорошо разбирался в арабской литературе, античной и мусульманской философии, фикхе и исламской этике. Большую роль в формировании духовных интересов Джамалуддина Казикумухского сыграло его знакомство с Мухаммадом Ярагским. Шейх Джамалуддин был членом Дивана Имамата и пользовался непререкаемым авторитетом у имамов. Имам Шамиль часто обращался к своему наставнику за советом по вопросам государственного правления, международных отношений и фикха. Ученики со всего Кавказа приходили к нему за знаниями, но получали от шейха Джамалуддина больше, чем ожидали получить. Они сами становились источниками знаний и благочестия.

Приглянулся Джамалуддин тогдашнему правителю Казикумухского ханства Аслан-хану, который пригласил его работать к себе. Джамалудтин мечтал об учебе в Каирском университете Аль-Азхар, поэтому огорчился предложением. Но Аслан-хан настаивал, и чтобы не нажить неприятностей себе и семье, Джамалуддин согласился поработать у хана. Аслан-хан Казикумухский гордился тем, что шейх Джамалуддин согласился быть его секретарем, осыпал его почестями и щедрыми дарами.

Когда хану сообщили, что Ермолов рассержен новыми проповедями шейха Ярагского к освободительному джихаду и его призывом к установлению Шариата, Аслан-хан послал к нему шейха Джамалуддина, чтобы он уговорил Ярагского не гневить царские власти и не призывать горцев к восстанию. Но убеждения Джамалуддина и Ярагского были очень близки, поэтому когда новоиспеченный секретарь явился к шейху Ярагскому, он пожелал лишь одного: принять его призыв и быть помощником в его деле. Ему даже не пришлось просить об этом шейха. Ярагский и без того знал, что творится в его душе и какая судьба его ждет. Он рассказал Джамалуддину о своих намерениях и желаемых целях, и тот стал его ближайшим последователем. А затем они вместе посетили шейха Исмаила аш-Ширвани, который дал им наставления в их нелегком деле.

Когда шейх Джамалуддин вернулся в Кази-Кумух, он раздал людям все свои богатства и объявил хану, что отказывается от должности секретаря. Ибо он не желает быть соучастником оккупации и помощником предателя, который распространяет грехи и злодеяния. Хан попытался наказать Джамалуддина, но его авторитет и уважение среди населения помешали ему. Своим ученикам, число которых увеличивалось с каждым днем, шейх Джамалуддин начал проповедовать законы Шариата. Они были начальной ступенью Ислама и превращали верующих в людей свободных, равных и справедливых.

Подошла к концу долгая кровопролитная война, пал Имамат, шейх со всем семейством отправился в Турцию. Остаток отведенного ему земного времени прожил в Стамбуле. Умер в 1866 году там же. Похоронен на кладбище Караджа Ахмед, да помилует его Аллах.

Мы рассказали об идейных вдохновителях и наставниках в лице Ярагского и Казикумухского. Теперь же пришло время рассказать о герое, который воплотил эти идеи в жизнь. И прежде чем перейти к рассказу, важно упомянуть совет, который Ярагский дал Джамалуддину Казикумухскому по поводу одобрения действий нашего следующего героя: «Не удерживай его в его намерениях хотя бы потому, что отшельников можно найти много, хорошие же военачальники и имамы — редки».

Кем был этот герой и какова его история самопожертвования?

Об этом далее…

Из книги «Горская мудрость. Изречения выдающихся шейхов Дагестана» (составитель Магомедрасул Омаров)

МУХАММАД ЯРАГСКИЙ (1770 — 1848)

Человек должен верить в то, что он признает лучшим на свете.

Борись — и будешь свободным.

Знай, намазы невольников не будут услышаны.

ДЖАМАЛУДДИН КАЗИКУМУХСКИЙ (1788 — 1869)

Используй свои знания, пока другие не используют их против тебя.

Убережение разума от посторонних мыслей хотя бы на час — великое дело.

ИМАМ ГАЗИ-МУХАММАД (1795 — 1832)

Малое, содеянное теперь, много лучше большого, что оставлено на «после».

ИМАМ ШАМИЛЬ (1797 — 1871)

Родную землю, захваченную врагом, не вернуть мирным путем. За нее надо бороться.

Вознесясь высоко, будь скромен, а став сильным, будь милосерден.

Материальное оружие бессильно перед убеждениями.

Ислам и диктат несовместимы.

Нет в мире более подлых людей, чем те, кто лебезят из-за личной выгоды.

САЙФУЛЛА-КАДИ (1850 — 1919)

Верующий не испытает трудности, грешащий не испытает легкости.

Во все времена человек не смог достичь заветной мечты, как не удалось ему проявить и все достойные похвалы качества, которые он старался в себе найти.

Радоваться и ограничиваться тем, что у тебя есть, лучше, чем несметные сокровища.

ХАСАН-ХИЛЬМИ-АФАНДИ ИЗ КАХИБА (1852 — 1937)

Из знаний бери только то, что может принести тебе пользу. Твердо следуй им, в противном случае знания обернутся против тебя.

Доброе дело с пылинку, совершенное втайне, лучше тысячи благих деяний, сделанных напоказ.

Слушающий — соучастник говорящего.

Я хотел бы, чтобы мне лучше навредили, чем помогли. Вред забывается, а помощь — нет.

Глядите, сколько поклонялся иблис и куда он попал, сказав однажды: «Я лучше».

МУХАММАД ЯЪСУБ (1886 — 1942)

Помощь нуждающемуся — след человека на Земле.

Камень, скатившийся на дорогу, не скидывайте, а уберите на обочину. Позже он может пригодиться.

МУХАММАД-АФАНДИ ИЗ УРИБА (1862 — 1967)

Учить науке легко, а стать человеком трудно.

Отвечай коротко, подобно вопросу.

Быть умным больше всего мешает старание быть таковым.

Не смейся над бедняком и не надейся на богача.

МУХАММАД-АФАНДИ ИЗ БАТЛУХА (1915 — 1995)

Совершай мирские дела руками, а не сердцем.

Ни разу не улыбнулись ангелы со дня сотворения Ада.

Умный враг лучше глупого друга.

Пример мирских благ — это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее — убегает она.

Мир обветшал бы, не будь дураков.

Ум — это то, что меньше всего дано и больше всего нужно на этом свете.

Ум и мудрый совет, когда мы в нем нуждаемся, находится у других, а когда необходим другим, он есть у нас.

Гордыня — это горе, при котором никто не пожалеет.

Человек не одумается, пока его не обзовут дураком.

АБДУЛХАМИД-АФАНДИ ИЗ ИНХО (1888 — 1977)

Вражда возникает в родстве, зависть — в соседях, польза — от братьев по вере.

Скотина пестра снаружи, а человек изнутри.

ХАМЗАТ-АФАНДИ ИЗ ТЛЯХА (1892 — 1977)

Многократное чтение молитв не поможет, если нет добродетели. Добродетель не поможет, если нет чистосердечия, которого не достигнет тот, кто свой язык, глаза и уши не бережет от греховного.

САИД-АФАНДИ ИЗ ЧИРКЕЯ (род. в 1937 г.)

Чабаны говорят: «В ясный день овец и девочки могут пасти, чабан нужен в непогоду».

Гордыня — это признак слабоумия человека.

Чем иметь друга с лисьей хитростью, лучше иметь врага с собачьей повадкой.

Выглаженная одежда больное тело не излечит, так и рассказы о вере грязное сердце не очистят.

Богат тот, кто не имеет долгов перед людьми.

Наставление шейха Джамалуддина Казикумухского.
Шейх Жамалуттиннул жунмасса васият

Наставление шейха Джамалуддина Казикумухского.

Слова Шейха Джамалуддина Казикумухского касающиеся намаза, религии Ислам описаны в его труде: «Кифаятуль авам«. Книга на лакском языке, на аджаме. Аджам — письменность у некоторых неарабских народов на основе арабского алфавита.

Написанное в этой книге принесет пользу, ин шаа Аллагь.

Смысл сказанного шейхом о намазе и Исламе таков:

Достаточно для каждого знания Имана, Ислама, знаний совершения намаза, соблюдения поста, знаний запретного (харам) и дозволенного (халяль) для самого себя и своей семьи.

Не обучая исламским знаниям детей отец рискует быть спрошенным за это в судный день. В день суда на такого отца, будут жаловаться его дети. Встанут перед Аллагьом и скажут: “О наш Аллагь! Спроси с наших родителей за то что они: не обучили нас ни намазу, ни дозволенному, ни запретному, давали харам, одевали в харамное. Мы не знали об этом.”

После чего Всевышний возьмет таких родителей и отправит в огонь. Да убережет нас Аллагь от такой беды и такой участи (амин).

Если у тебя есть знание, то обучи свою жену тому что ты знаешь из Ислама. Если же у тебя нет знаний в религии, то ты обязан, содержать преподавательницу, которая обучит жену основам религии. В день суда муж будет отвечать за свою жену перед Аллагьом.

Далее Шейх Джамалуддин говорит:

Когда ребенку исполнится 7 лет родителям или же опекуну следует обучать его основам религии. Объяснить что такое Иман, что такое Ислам. Родители должны объяснить ребенку о важности совершения намаза и соблюдения поста, предостерегать от плохого и запретного.

По достижении 10 летнего возраста родители повелевают ребенку совершать намаза. При небрежном отношении детей к обязательному или пропущенному намазу или его условиям наказывать их, не причиняя им боли. Обучайте ребенка адабу и приучайте к благому. Родителей ждет вознаграждение за такого ребенка. Не оставляйте детей самих на себя.

Так говорит великий шейх Джамалуддин Казиукмухский о намазе, о воспитании и о нашей религии Ислам.

Но на сегодняшний день нет сложности в изучении нашей религии Ислам. Обучая ребенка совершению намаза, знанию хорошего и плохого мы, ни в коем случае не проиграем.

Да поможет нам в этом Аллагь и да укрепит наш иман, иман наших детей. Дай Аллагь чтобы мы обучали детей религии Ислам, ведь в этом есть только польза для нас. Амин!

Представляем вниманию читателя, перевод отрывка из книги «Табакату Хаваджакан» выдающегося ученого из Дагестана, которого ученые Дагестана называли «Кладезью божественной мудрости и океаном тайн», Шуайба аль-Багини о причине попадания Дагестана под русскую власть.

Шейх Шуайб аль-Багини ад-Дагистани (1274-1330 х/1853-1909 м) писал:

«Шейх Джамалуддин-афанди сказал имаму Шамилю за год до развала Дагестана: «Дагестан скоро окажется в руках России». Имам Шамиль на это сказал: «Мы будем молить (делать дуа), и есть вероятность того, что Аллах устранит от нас это большое дело, которое мы не сможем понести». Шейх Джамалуддин ответил: «Этого не миновать, поистине мольбы угнетенных поднялись выше трона и Аллах ответил им, и поставил преграду между нами и нашими мольбами в этом деле». И дело было так, как об этом сказал шейх Джамалуддин, да освятит Аллах его душу. Причиной поднятия мольб угнетенных над троном было то, что большинство визирей предводителя правоверных, шейха Шамиля, также его наместников (вакилей), и особенно Чиркатинский нарушили (предали, сделали хиянат) в шариатских решениях и в управлении исламских дел. Также они проявляли несправедливость, притесняли слабый народ, который был вокруг них, который был в руках русской империи и у которых не было возможности на переселение и какую-либо другую помощь. Они похищали их, их женщин и детей, а затем продавали. Это несмотря на то, что похищение свободного человека и его продажа является запретной. Также употребление их еды и еды тех, кто находится под их вилаят (управление), и (также совершением) других порочных дел, которых не перечислить.

И попадают они под следующий аят: «Мы погубили эти города, когда они стали поступать несправедливо, и установили для их гибели срок» (Сура Кахф, 59 аят) и также под этот Хадис аль-Кудси: «Если ослушается Меня тот, кто знает меня, то Я дам над ним власть тому, кто не знает Меня».

[Шуайб аль-Багини, «Табакату Хаваджакан», стр. 380]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать игру собери пословицу
  • Цитаты про слепоту людей
  • Поль пуаре цитаты
  • Анализ одной из пословиц
  • Довлатов цитаты о деньгах