Фамусов о софье цитаты из текста

Полное имя героини – Софья Павловна Фамусова:

“…Софья Павловна, дочь его…”

Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова:

“…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…”

Возраст Софьи Фамусовой – 17 лет:

“…В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…”

Софья Павловна Фамусова – небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:

“…В угодность дочери такого человека…”

“…Кто беден, тот тебе не пара…”

Героиня является хорошенькой, прелестной девушкой:

“…вы расцвели прелестно, / Неподражаемо, и это вам известно…”

“…Как Софья Павловна у вас похорошела!..”

“…Как хороша!..”

Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:

“…Мать умерла…”

“…умел я принанять // В мадам Розье вторую мать. // Старушку-золото в надзор к тебе приставил: // Умна была, нрав тихий, редких правил…”

Софья получила домашнее образование, научилась петь и танцевать:

“…Уж об твоем ли не радели / Об воспитаньи! с колыбели!..”

“…наших дочерей всему учить, всему – / И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!..”

Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах – флейте и фортепиано:

“…Забылись музыкой, и время шло так плавно…”

“…в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою…”

“…То флейта слышится, то будто фортопьяно; / Для Софьи слишком было б рано??.”

У нее много достоинств, по мнению Чацкого:

“…Быть может, качеств ваших тьму…”

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):

“…Всё по-французски, вслух, читает запершись…”

Отец называет Софью бесстыдницей за ее роман с Молчалиным. Фамусов упрекает дочь в том, что в этом она очень похожа на свою покойную мать:

“…Дочь, Софья Павловна! страмница! / Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, / Как мать ее, покойница жена…”

Софья – ветреная барышня, которая не дорожит никем из своих “ухажеров”:

“…Я очень ветрено, быть может, поступила, / И знаю, и винюсь; но где же изменила?..”

“…Ей всё равно, другой ли, я ли, / Никем по совести она не дорожит…”

“…Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его…”

Софья не считает себя трусливой девушкой, но при этом ей не хватает смелости признаться Чацкому в том, что она влюблена в Молчалина:

“…Однако о себе скажу, / Что не труслива…”

Софья называет себя решительной девушкой:

“…Молчите, я на всё решусь…”

“…Я криком разбужу всех в доме / И погублю себя и вас…”

“…Вы знаете, что я собой не дорожу…”

Софья – доверчивая, наивная девушка. Она не замечает, что ее возлюбленный Молчалин ее использует. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:

“…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..”

Характеристика Софьи Фамусовой, образ, описание | «Горе от ума»

harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov
Софья Фамусова.
Художник Н. Кузьмин

Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

Характеристика Софьи Фамусовой из комедии «Горе от ума»

Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:

«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)

Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:

«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц) 

Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:

«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)

«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)

Она является хорошенькой, прелестной девушкой:

«Да-с, а теперь, 

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, 

Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7) 

«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:

«Мать умерла: умел я принанять 

В мадам Розье вторую мать. 

Старушку-золото в надзор к тебе приставил: 

Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)

Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:

«Уж об твоём ли не радели 

Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)

«Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! 

Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)

Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:

«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, 

Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5) 

«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1) 

«То флейта слышится, то будто фортопьяно; 

Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)

У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:

«Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1) 

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):

«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)

Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«Ей всё равно, другой ли, я ли, 

Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)

Она называет себя решительной девушкой:

«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

«…Я криком разбужу всех в доме 

И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)

«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:

«Однако о себе скажу,

Что не труслива. Так бывает,

Карета свалится, — подымут: я опять

Готова сызнова скакать;

Но всё малейшее в других меня пугает…» (Софья о себе, действие II явление 9) 

Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно 

Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)

Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12) 

«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! 

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)

Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 

Которые во мне ни даль не охладила, 

Ни развлечения, ни перемена мест. 

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)

Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:

«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)

Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:

«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:

«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12) 

«Не продолжайте, я виню себя кругом. 

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

«Дочь, Софья Павловна! страмница! 

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, 

Как мать ее, покойница жена. 

Бывало я с дражайшей половиной 


Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» 
(Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с     мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. 

Подалее от этих хватов, 

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)
 

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  

Критика о Софье в комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Софье:

«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее. 

И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>

«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)


Н. И. Надеждин о Софье:

«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием. 

Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…> 

В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.) 


Е. Цимбаева о Софье:

«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. 

Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…> 

В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа. 

Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…> 

Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

В «Горе от ума» Софья несомненно выделяется из окружающего ее общества, стоит выше общего уровня московских девиц, княжон Тугоуховских, интересы которых сводятся только к туалетам. Между тем Софья получила воспитание, общее для всех светских барышен. Гувернантки, учителя-иностранцы, – Мадам Розье, танцмейстер Гильоме («француз, подбитый ветерком»), французские романы. Воспитанье это привило Софье внешний лоск, но внутренне не дало ей ничего. Софья не знает жизни, не понимает того, что кругом нее творится, не понимает возмущенья Чацкого, его недовольства московским обществом. Из-за того же незнания жизни Софья не понимает истинного характера Молчалина; сама она склонна к сентиментальности, к романтизму, который она почерпала во французских романах, и вот она идеализирует Молчалина, считает, что он «за других себя забыть готов», что у него «на душе проступков никаких»; в ее глазах он добр, «уступчив, скромен, тих». Чацкий совершенно справедливо говорит Софье, что, любя Молчалина, она придала ему свойства характера, которые выдумала за него («быть может, качеств Ваших тьму, любуясь им, Вы придали ему»).

Характеристика Софьи в «Горе от ума»

В Софье есть прямота, искренность и известная нравственная свобода; в отличие от своего отца, Фамусова, она куда меньше считается с тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», она не столь раболепна к общественному мнению.

А кем из них я дорожу,

говорит она,

Хочу, – люблю, хочу, – скажу:
…………………
Да что мне до кого, до них? до всей вселенной?
Смешно, – пусть шутят их;
Досадно, – пусть бранят.

Ее холодность к Чацкому вполне объяснима и только свидетельствует о ее искренности; девочкой она его любила, может быть, была оскорблена его отъездом: «у нас ему казалось скучно», – вспоминает она. Теперь же, когда она любит Молчалина, Чацкий естественно ей неприятен она боится его острого, проницательного взгляда. К тому же, Чацкий несколько раз очень нелестно отзывается о Молчалине и выводит Софью из себя, – вот почему она жестокой шуткой мстит ему, распуская слух о его сумасшествии.

А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

В последнем действии, когда перед Софьей открывается вся низость души Молчалина, она действительно жалка; однако и тут видна ее прямота. Вся в слезах она говорит Чацкому: «я виню себя кругом».

Идейно-композиционная роль образа Софьи в комедии «Горе от ума» - 4 сочинения

­­Пример сочинения 1

В своей комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов отступает от некоторых принципов классицизма. Так, автор не делает традиционного деления персонажей на отрицательных и положительных. Поэтому Софья Фамусова – неоднозначная героиня.

Девушка отличается от того общества, в котором ей было суждено родиться. Она увлекается искусством: играет на флейте и фортепьяно, может часами проводить за чтением романов. С одной стороны, героиня отказывается принимать многие принципы среды, которая её окружает. Так, Софья Павловна влюбляется не в человека, занимающего высокую должность, имеющего много душ (что диктовало фамусовское общество), а в секретаря своего отца – Молчалина. Софья Павловна, несмотря на подростковый возраст (семнадцать лет), уже стала решительной, властной хозяйкой в своём доме. Поэтому она выбрала того, кем было легко командовать. Девушку привлекла робость Молчалина, его скромность, покорность. Однако Софья Павловна совершенно не знала своего избранника. В Молчалине она видела лишь романтические черты (её можно сравнить с Татьяной Лариной, которая влюбилась в образ, навеянный французскими романами). Узнав его истинное лицо, героиня прежде всего переживала из-за того, что она позволила себя обмануть.

С другой стороны, нельзя забывать, что Софья – дочь Фамусова. Все её детство прошло в этом кругу общения, в этих закостенелых жизненных ориентирах. Её окружают люди, которые в образовании видят лишь вред и опасность, а жениха выбирают по его материальному положению. В этой среде нет места искренним чувствам, высоким духовным стремлениям. Софья, несмотря на свою решительность, не могла не перенять некоторые черты своего отца. Так, фамилия её в переводе означает «молва». В конце произведения именно из-за ее сплетен Чацкий прослыл сумасшедшим. Софья не могла простить герою его нелестных выражений, которые он высказывал в адрес Молчалина. Желая отомстить Чацкому, она распространила слух о том, что он сошёл с ума. Именно из-за этого герой оказался в неловком положении, а впоследствии был вынужден бежать из Москвы.

Таким образом, Образ Софьи в пьесе «Горе от ума» нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Она отличается от фамусовского общества своей бескорыстностью, нравственными ценностями, умением отстаивать собственное мнение. Однако героиня всю жизнь провела в этой среде и не могла не унаследовать некоторые ее черты: хитрость, властность и мстительность. И все же мы не может причислить ее к фамусовскому обществу, потому что Софья поступила плохо, но не ради выгоды, а из-за любви. Надуманная и слепая, но искренняя и горячая привязанность к Молчалину вынудила ее пожертвовать другом детства.


Пример сочинения 2

Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером.

Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.

Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.

Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.

После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.

Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.


Пример сочинения 3

В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» женские образы не занимают центрального места, в действии комедии главную роль играет А. А. Чацкий. Тем не менее и они являются необходимыми лицами, так как пьеса писалась в первой четверти XIX века, когда законы классицизма еще были очень сильны. Некоторые из них продолжает соблюдать автор. В пьесе должны быть героиня и ее служанка-наперсница, обе вовлеченные в любовную интригу. Вот как эту особенность классической комедии объясняет И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, – это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Несмотря на то что драматург делает главной (вопреки традициям классицизма) не любовную, а социальную линию пьесы, героиня любовной интриги в пьесе есть. Это дочь Павла Афанасьевича Фамусова, Софья, в которую с детства влюблен Чацкий. Она же, в свою очередь, теперь полюбила Молчалина, секретаря своего отца. Алексей Степанович же не видит в Софье Павловне «ничего завидного», а симпатизирует ее служанке Лизе, которая влюблена в буфетчика Петрушу, но при этом с восхищением говорит о главном герое комедии: «Кто так чувствителен и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Здесь круг любовной интриги замыкается. В нее оказываются вовлечены две девушки, очень разные по происхождению, характеру и судьбе.

Софья Павловна Фамусова, дочь богатого и знатного московского дворянина, родилась и выросла в доме любящего ее отца. Она рано осталась без матери, Фамусов попытался восполнить эту потерю, наняв дочери гувернантку: «Мать умерла, сумел я принанять В мадам Розье вторую мать». Отец не жалел для воспитания дочери средств, нанимал учителей, правда, он понимает задачи обучения и воспитания весьма своеобразно: «Чтоб их учить всему, всему, И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам…». Главным же, полагает Фамусов, для дочери должен быть пример отца («Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца»).

Фамусов, в целом, доволен тем, как воспитана и ведет себя его дочь. Иногда он не понимает некоторых ее увлечений, например, чтения французских книг («Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится»), идеи выйти замуж за бедного, но любимого человека («Ах, матушка, не довершай удара, Кто беден, тот тебе не пара»). Он уже придумал хитрый план, как выдать дочь за полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, который, с точки зрения отца Софьи, самый подходящий жених для его дочери, потому что «И золотой мешок, и метит в генералы». Тем сильнее разочарование Павла Афанасьевича в последнем действии комедии, когда он застает свою любимицу во время тайного ночного свидания с мужчиной. Поистине, «Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!». Хорошо еще, что Фамусов не знает всей правды, что его дочь влюблена не в небогатого и нечиновного, но все же дворянина Чацкого, а в «безродного» нищего Молчалина.

Образ Софьи очень противоречив. С одной стороны, она девушка довольно передовых взглядов, так как другой не пришло бы в голову обратить внимание на Молчалина, она не смогла бы правильно оценить достоинства Скалозуба («Он слова умного не выговорил сроду, Мне все равно, что за него, что в воду»). Да и Чацкий вряд ли бы обратил свое внимание на обычную московскую дурочку-пустышку. Достаточно вспомнить, как героиня изобретательно борется за свое счастье: сочиняет сон, рассказывает своему отцу, как страшно разочарована она, когда в последней сцене узнает об истинном лице ее возлюбленного.

Но, с другой стороны, совершенно непонятно, почему, будучи умной, образованной и развитой девушкой, она не разглядела раньше безнравственности и подлости Молчалина, который любит ее «по должности» и вовсе не собирается жениться. Когда она превозносит уступчивость, скромность и примерное поведение своего избранника, поневоле начинаешь думать, что не так уж далеко она ушла в своем развитии от Натальи Горич, управляющей своим «мужем-мальчиком».

Конечно, Чацким управлять ей вряд ли удастся, она уже в этом убедилась, когда он отправился в свои странствия, вопреки ее мнению («Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко»). Но зачем же она так жестоко поступила с ним, не говоря правды о своем нынешнем к нему отношении, о том, что ее избранником стал совсем другой человек, да еще распустив слух о сумасшествии главного героя?

Эти противоречия заставляли многих читателей и исследователей «Горя от ума» выдвигать свои объяснения образа Софьи и его роли в комедии. Самая негативная оценка роли Софьи состояла в том, что после отъезда Чацкого, оставшись один на один с представителями фамусовского общества, она приняла решение жить по тем заветам, по которым живет большинство ее родственников и знакомых, так как Чацкий – человек ненадежный и для семейной жизни (московского идеала «мужа-мальчика, мужа-слуги») неподходящий. В самом деле, трудно предположить, что Чацкий из любви к жене и чувства долга будет таскаться по балам, сплетничать, делать карьеру, добиваться чинов. Если давать такое объяснение поведению Софьи, то ее образ – это та самая соломинка, которая переломила горб верблюда. Чацкий предан и оболган не только фамусовским обществом, не приемлющим его прогрессивных взглядов и суждений. Его «мильон терзаний» намного тяжелее от того, что его предала и слух о его сумасшествии распустила та, ради которой он вернулся в Москву и к которой сохранил самые нежные чувства.

Видимо, влияние на Софью особого «московского отпечатка», по выражению Фамусова, сильнее, чем она сама считает. Прав И. А. Гончаров, когда пишет о ней: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий».

Другая точка зрения на Софью и ее образ в комедии исходит из того, что само имя «Софья», что значит «мудрая» (имя в русской литературе традиционное, уже использованное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), предполагает, что Софья не могла примириться с той жизнью, которой живет московское дворянство. Но при этом она не склонна быстро прощать Чацкому его предательство и скоропалительный отъезд из Москвы. Поэтому все ее действия – всего лишь попытка помучить Чацкого, отомстить ему, заставить его пережить то, что пережила она, когда он уехал на долгие три года. Именно поэтому она, находясь у истоков сплетни о безумии Чацкого, говорит: «Ах, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Извольте ж на себе примерить». Такой точки зрения о роли образа Софьи в комедии придерживалась М. В. Нечкина, исследуя данную проблему.

Таковы точки зрения на образ Софьи и его роль в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Думается, автор и сам был бы доволен, что существуют такие разные мнения на этот счет. Не случайно он отказался от мысли написать к своей пьесе последнее (у классицистов – обязательное) пятое действие, в котором порок был бы наказан и справедливость восторжествовала. Драматург оставил нам комедию неразгаданной, финал открытым, во-первых, потому что в условиях современного ему общества невозможно показать, как восторжествует социальная точка зрения, выраженная Чацким, а во-вторых, чтобы мы подольше поразмышляли над написанным. В том числе и об образе Софьи. Сошлет ли ее Фамусов «в глушь, в Саратов», как грозился. Расскажет ли она отцу о подлости его секретаря или на следующее утро решит простить Алексея С

Самая негативная оценка роли Софьи состояла в том, что после отъезда Чацкого, оставшись один на один с представителями фамусовского общества, она приняла решение жить по тем заветам, по которым живет большинство ее родственников и знакомых, так как Чацкий – человек ненадежный и для семейной жизни (московского идеала «мужа-мальчика, мужа-слуги») неподходящий. В самом деле, трудно предположить, что Чацкий из любви к жене и чувства долга будет таскаться по балам, сплетничать, делать карьеру, добиваться чинов. Если давать такое объяснение поведению Софьи, то ее образ – это та самая соломинка, которая переломила горб верблюда. Чацкий предан и оболган не только фамусовским обществом, не приемлющим его прогрессивных взглядов и суждений. Его «мильон терзаний» намного тяжелее от того, что его предала и слух о его сумасшествии распустила та, ради которой он вернулся в Москву и к которой сохранил самые нежные чувства.

Видимо, влияние на Софью особого «московского отпечатка», по выражению Фамусова, сильнее, чем она сама считает. Прав И. А. Гончаров, когда пишет о ней: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий».

Другая точка зрения на Софью и ее образ в комедии исходит из того, что само имя «Софья», что значит «мудрая» (имя в русской литературе традиционное, уже использованное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), предполагает, что Софья не могла примириться с той жизнью, которой живет московское дворянство. Но при этом она не склонна быстро прощать Чацкому его предательство и скоропалительный отъезд из Москвы. Поэтому все ее действия – всего лишь попытка помучить Чацкого, отомстить ему, заставить его пережить то, что пережила она, когда он уехал на долгие три года. Именно поэтому она, находясь у истоков сплетни о безумии Чацкого, говорит: «Ах, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Извольте ж на себе примерить». Такой точки зрения о роли образа Софьи в комедии придерживалась М. В. Нечкина, исследуя данную проблему.

Таковы точки зрения на образ Софьи и его роль в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Думается, автор и сам был бы доволен, что существуют такие разные мнения на этот счет. Не случайно он отказался от мысли написать к своей пьесе последнее (у классицистов – обязательное) пятое действие, в котором порок был бы наказан и справедливость восторжествовала. Драматург оставил нам комедию неразгаданной, финал открытым, во-первых, потому что в условиях современного ему общества невозможно показать, как восторжествует социальная точка зрения, выраженная Чацким, а во-вторых, чтобы мы подольше поразмышляли над написанным. В том числе и об образе Софьи. Сошлет ли ее Фамусов «в глушь, в Саратов», как грозился. Расскажет ли она отцу о подлости его секретаря или на следующее утро решит простить Алексея Степановича, потому что пока жив папенька, а муж еще не достиг степеней известных, им еще можно управлять. Решит ли она, что ей предпочтительнее Чацкий или Скалозуб, чем такой подлец, как Молчалин. Ничего этого мы не знаем, можем только размышлять над теми нравственными коллизиями, которые изобразил А. С. Грибоедов с помощью образа Софьи.


Пример сочинения 4Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы. Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в произведении Грибоедова. Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья – причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из фамусовского общества. Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье – вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного черты романтического героя. Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот двуличный человек находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким. Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние. Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него. Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении «Горе от ума» – наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует. Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом. Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

«Мильон терзаний»

Софьи Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество. Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?
Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

Для того, чтобы создать гармоничную, интересную и полноценную работу, мы предлагаем опираться на план.

План сочинения

  1. Софья Чацкая в русской критике. Противоречивость оценок образа героини.
  2. Загадка Софьи.
    1. Образ Софьи в комедии:
      • условия воспитания;
      • атмосфера дома, влияние окружающего общества;
      • влияние книг на мировоззрение героини;
      • черты характера героини;
      • Софья и Молчалин: в чём причина такого выбора?
      • Софья и Чацкий.
    2. «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой.
  3. Моё отношение к героине.

Сочинение, посвящённое героине комедии «Горе от ума» Софье Павловне Фамусовой, можно начать со споров, которые велись об этом образе с момента появления пьесы. Софья вызывала противоречивое отношение к себе, что и находило отражение в критических статьях. Приведём несколько примеров.

Сам Грибоедов писал о Софье: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» А.С.Пушкин считал образ героини творческой неудачей писателя: « Софья начертана неясно». Более подробная оценка была дана позже. Вот что пишет о Софье В.Г. Белинский: «Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием… Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак».

Совершенно иначе оценивает героиню И.А.Гончаров, который в своём критическом этюде «Мильон терзаний» говорит о Софье так: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Поэт Александр Блок называл Софью загадкой, девушкой, в которой можно было увидеть черты ангела и чертёнка. Это лишний раз доказывает, что образ Софьи очень сложный и неоднозначный. Это живой человек с его достоинствами и недостатками. Тем интереснее говорить о такой героине.

Рассказывая о Софье, воспользуйтесь словами из тех, которые мы предлагаем: привлекательная, умная, романтичная, незаурядная, сильная, волевая, насмешливая, властная, ироничная, независимая, искренняя.

Цитаты о Софье

В сочинении можно использовать цитаты из текста, принадлежащие героям, говорящим о Софье:

“В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно”.

“Как Софья Павловна у вас похорошела!”

“Ей все равно, другой ли, я ли,

Никем по совести она не дорожит”.

Чацкий

“Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!” (Слова Фамусова).

“Дочь, Софья Павловна! Страмница!

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,

Как мать ее, покойница жена”.

“Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от невелик,

Ей сна нет от французских книг”.

«Скромна, а ничего кроме Проказ и ветру на уме».

«Кто беден, тот тебе не пара».

Фамусов

Цитаты Софьи

Используйте цитаты, принадлежащие Софье, чтобы ваша работа была убедительной и основательной:

  1. Софья о Чацком: «Ах! если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?» (действие 1, явление 5).
  2. О Скалозубе: «Герой не моего романа» (действие 3, явление 1).
  3. О Чацком: «Да! грозный взгляд, и резкий тон» (действие 3, явление 1).
  4. О Чацком: «Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд» (действие 1, явление 7).
  5. О Чацком: «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (действие 3, явление 1).
  6. Софья о Скалозубе: «Мне все равно, что за него, что в воду» (действие 1 явление 5).
  7. О Чацком: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив» (действие 1, явление 5).
  8. Софья о свидании с Молчалиным: «Счастливые часов не наблюдают» (действие 1, явление 3).
  9. О Чацком: «Что гений для иных, а для иных чума» (действие 3, явление 1).
  10. О мнении общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» (действие 1, явление 5).
  11. «А кем из них я дорожу? Хочу — люблю, хочу — скажу» (действие 2, явление 11).
  12. Чацкому: «Хотите ли знать истины два слова? Малейшая в ком странность чуть видна. Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова, А сами вы…» (действие 3, явление 1).
  13. Чацкому: «Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?» (действие 1, явление 7).
  14. О своём состоянии после того, как стало понятно, каков на самом деле Молчалин: «Себя я, стен стыжусь» (действие 4, явление 12).

Предлагаем вам вариант написания части сочинения, в которой говорится о противоречиях в характере героини, неоднозначности её характера. Это может выглядеть так: « Характер Софьи парадоксален. С одной стороны, она противопоставлена окружающему её обществу, мнение которого ей совершенно безразлично. Она равнодушна к возможному жениху Скалозубу, несмотря на его регалии, на то, что он «золотой мешок» и вот-вот станет генералом. Для любой другой девушки это блестящая партия, но не для Софьи. Она влюбляется «безродного» Молчалина, до поры до времени считая его средоточием идеальных черт характера. Однако девушка заодно с обществом в противостоянии с Чацким, именно она пускает слух о его безумии. Это дало повод, например, К.А.Полевому написать о Софье так: «Посреди невежд и мерзавцев она, рождённая для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

Ещё один вариант части сочинения, который касается «мильона терзаний» Софьи, который достаётся ей наравне с Чацким: «Софья Фамусова допустила ошибку, выбрав Молчалина. Но выбирала она не чин, не деньги и знатность, и даже не убеждения. Она искала человека с его душой и человеческими достоинствами (как оказалось, ни души, ни лучших качеств в её избраннике не было и в помине). Избрав Молчалина, девушка не останавливается ни перед чем: ни перед гневом отца, ни перед разрывом с Чацким, ни перед мнением общества. А потом она узнаёт правду о своём избраннике. Ей невыносимо больно. «Себя я, стен стыжусь!» — восклицает она. Здесь – драма Софьи, её «мильон терзаний», крушение её порывов и мечтаний».

Первый вариант сочинения

«Горе от ума» — это комедия, однако она не просто развлекает читателя, а показывает драму столкновения двух миров: старого и нового. Александр Грибоедов, автор произведения, правдиво отобразил борьбу взглядов консервативных помещиков-крепостников с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. В комедии старый мир представляет фамусовское общество, а новый – главный герой Александр Чацкий. Между ними огромная и вполне понятная пропасть. Но есть образ, который сложно понять и отнести лишь к одной из противоборствующих сторон. Это образ дочери Павла Фамусова.

Софья Павловна Фамусова – главный женский образ в комедии. Она является единственной дочерью влиятельного московского чиновника. Ее воспитанием занимались отец и французская гувернантка. Девушка достаточно образованна, умеет петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Софье нравятся французские романы, которые дали ей первые представления о любви. В свои семнадцать лет героиня уже расцвела и бесстыдно, по мнению ее отца, играет с сердцами кавалеров. Но не только это беспокоит Фамусова. Он считает учение чумой, поэтому не поощряет увлечение Софьи чтением.

Софья не разделяет взгляды отца на образование – и в этом первое ее отличие от фамусовского общества. Второе значительное отличие – ее отношение к людской молве. Героиня не зависит от мнения окружения так, как зависит ее отец и ему подобные чиновники.  Такой ее видит и главный герой Чацкий. Возможно, поэтому он и решил жениться на Софье, ведь видел в ней близкого по духу человека. Тогда почему же их отношения не сложились?

Девушка имела хороший потенциал, чтобы стать личностью, но в среде помещиков-крепостников она не могла реализовать себя. Да и нравы, которые царили в её окружении, повлияли на образ мышления юной героини. Блестящий ум Чацкого пугал Софью, она понимала, что таким человеком она не сможет управлять. А к власти героиня привыкла, ведь с юных лет ощущала себя хозяйкой дома и единственной наследницей отца. Поэтому Софья предпочитает тихого и уступчивого Молчалина, а не свободомыслящего и умного Чацкого. Возможно, что образ Софьи – это образ людей, которые уже понимали, что перемены в обществе нужны, но подсознательно были еще не готовы к ним. Этим можно было бы объяснить отношение Софьи к Чацкому. Она видела в нем нового человека, который перевернул бы ее привычный мир. Поэтому героиня не принимает чувства Александра и даже мстит ему.

Несмотря на неоднозначность, образ Софьи весьма привлекателен для многих читателей. Она умна, любит читать книги. Но ей всего семнадцать лет, поэтому не удивительно, что она предпочитает читать французские любовные романы. Софья влюблялась в обманы, как это делала и Татьяна Ларина. Нередко эти образы сравнивают. Однако героиня Грибоедова не так целомудренна, как пушкинская Татьяна. Она способна на сильное чувство, которое готова защищать, несмотря на молву. Но также героиня умеет мстить. То, как она поступает с Чацким, вызывает осуждение. В конце комедии ее иллюзорный мир разрушен, но она признает, что сама виновата в заблуждении, и этим показывает силу своего характера.

Второй вариант сочинения

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова, сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и независимостью нрава. После смерти матери Софья воспитывалась француженкой мадам Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий. По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время длительного отсутствия Чацкого девушка сильно изменилась и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов. В результате девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли. Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных. Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он объявлен сумасшедшим .

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был близок Чацкий.

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то Софью не пугает мнение света, она не боится молвы. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что она является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей: здесь полная власть принадлежит Наталье Дмитриевне, превратившей мужа Платона Михайлович в безвольное, апатичное существо. Вероятно, Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Что выделяло Софью в мире Фамусовых? Прежде всего, независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин. И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того, она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее.

Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому.

Не стоит забывать, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с княгиней Марьей Алексевной. Чацкий — чужой, не свой, он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. А лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. И здесь нет ничего странного, потому что в том обществе, в котором она живет, каждый выживает, как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы.

Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит осознание, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что в итоге она все равно помирится с Молчалиным.

Софья – не отрицательный персонаж. В меру открыта, в меру наивна и хороша собой. В свои 17 она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью.

Основная её роль в комедии Грибоедова – показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно, сколько человек в твоём доме составляют это самое «общественное мнение». Отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Софья не смогла побороть в себе желание жить в комфорте. Возможно, она и не испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, со ставкой на долгое и счастливое будущее, касающееся прежде всего её самой, а потом уже и всех, кто находится рядом.

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь. Однако эта же любовь заставляет Софью отстраниться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком. Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Третий вариант сочинения

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы первой четверти 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян.  «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы. Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. В комедии это, к примеру, образ Софьи Фамусовой.

Софья – дочь Павла Афанасьевича Фамусова, юная красавица «на выданье». Она обучена всем подобающим манерам поведения и выполняет стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, принимает с улыбкой гостей в доме отца. Она росла без материнского тепла, однако не обделена заботой и вниманием. С детства к ней была приставлена гувернантка мадам Розье.

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Это увлечение вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами отца.

Почему Софья увлеклась Молчалиным? Это увлечение  закономерно. Ведь девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня в немногословности и скромности своего возлюбленного видит истинные достоинства. Она не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина, что он рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Наглядный пример подобных отношений — семья Горичей. Вероятно, Софья, желая быть главой в семье, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Софья, без сомнения, трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь и защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии главного героя. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, частью которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который она сама придумала и нарисовала в своём воображении. Она узнает о его предательстве, став свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль возлюбленного дочери своего начальника лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение Молчалина происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается свой «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, но это выясняется лишь в финале произведения.

Четвертый вариант сочинения

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Попробуем разобраться в характере девушки.

Софья – единственный человек, который близок умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему московскому обществу. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе контрастных начал подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы такого интереса к себе, столько споров. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий.

Так сложилось, но именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтенье прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, невзирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в воображении Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло быть ему выгодным. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что особенно ранит Софью.

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Список литературы

  1. Гончаров И.А. Мильон терзаний // Собрание сочинений в 7-ти томах. Т.3. М., 1999 г.
  2. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 2001 г.
  3. Мещеряков В.П. А.С.Грибоедов. Литературное окружение и восприятие (XIX- начало XX в.), М, 1999 г.
  4. А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия». Сост. биогр. справки и примеч. А.И. Островской. М. Лайда, 1994 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты из книги искусство легких касаний
  • С днем рождения подружке красивые своими словами душевные поздравления
  • Как красиво нарисовать слово видео
  • Красивые цитаты о насекомых
  • Гоцци король олень цитаты