Гибель базарова цитаты

Роман Тургенева «Отцы и дети»

Образ главного героя

Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения. В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:

Евгений Базаров

  1. Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
  2. Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
  3. Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.

Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.

Авторский взгляд

Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов». Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон. И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:

Приятель Аркадий и базаров

  1. Приятель Аркадий, попав в привычную домашнюю среду, сразу становится на сторону близких. Одно дело — отрицать всё абстрактно, а другое, когда это относится к твоему миру, ко всему, что составляло именно твою сущность. Поведение Базарова, его открытое пренебрежение условностями и, наконец, дуэль с Павлом Петровичем делают для него нежелательным дальнейшее пребывание в доме Кирсановых и приводят к охлаждению в отношениях с Аркадием.
  2. Псевдонигилистка Кукшина — развязная и вульгарная особа.
  3. Ситников, называющий себя учеником Базарова — это просто карикатура на «учителя». Его нигилизм — средство преодоления комплексов, вызванных низким происхождением и сознанием собственной ничтожности.

Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.

Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.

Любовь, преодолевающая скепсис

Базаров встретил Анну Сергеевну Одинцову,

С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал. Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам. Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.

Ранее Базаров утверждал, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Человек, который не допускал мысли, что женщина может «завладеть хотя бы кончиком пальца», отдал своей любви всю душу и мысли.

Это стало настоящим испытанием. Все прежние убеждения оказались под угрозой гибели и раскололи сознание героя надвое. С одной стороны, полное отрицание романтики и возможности зависеть от женщины, а с другой — глубокое чувство и внутреннее понимание несовершенства, созданной им картины мира. Даже отвергнутая и несостоявшаяся, эта любовь продолжала руководить всеми его чувствами и поступками и в конечном счёте обрела смысл символической смерти Базарова.

Последние дни Евгения

Причина смерти Базарова выглядит случайной. Он поранился при вскрытии трупа умершего крестьянина, а под рукой не оказалось адского камня. Ранка была инфицирована, началось заражение крови — заболевание, способное убивать. Перед лицом смерти Базаров прошёл путь длиной в целую жизнь. Он понял, что не нужен России. Чувства, которые пробудила в нём Одинцова, показали всю несостоятельность отрицания всего и вся. Жизнь оказалась значительно сложнее, чем он представлял себе, и места в ней для него не нашлось.

Последние дни Евгения базарова

Болезнь была недолгой, но Писарев считал: «Умереть так, как умер Базаров — всё равно что сделать великий подвиг». Несколько дней провёл Базаров в жару и в бреду, а потом сказал отцу, что заразился, и попросил позвать Одинцову, чтобы попрощаться. Старик горько сетовал на судьбу и несправедливость жизни. Душа героя смягчилась при виде горя родителей. Он жалел стариков, поцеловал руку матери, которая постоянно молилась и плакала.

Прощание с жизнью и любовью

После нескольких дней горячки болезнь слегка отступила. Отец попросил у сына разрешения позвать священника. Но тут Базаров остался верен себе и непреклонен. Он считал, что ещё рано, причащаться можно и в беспамятстве, раз родителям это нужно.

Одинцову старики встречали с огромной надеждой. Мать бросалась в ноги и целовала подол платья. Отец твердил, что это «ангел». В сцене прощания с Одинцовой герой прямо говорил, что ничего из задуманного не свершилось, он оказался никому не нужен и главная задача теперь — умереть достойно. Базаров опять говорил о своей любви. Это последнее, что привязывало его к жизни. Ожидание приезда Анны Сергеевны позволило ему продержаться ещё немного в этом мире.

Прощание с жизнью и любовью

Монолог Евгения, обращённый к ней, тронул Анну, она подошла к больному и поцеловала в лоб. После этого Базаров окончательно впал в забытьё, только во время причастия попытался открыть один глаз, и «содрогание ужаса» появилось на его лице.

В последней главе автор кратко раскрывает судьбу всех остальных «выведенных лиц». Всё обстояло так, будто бы Базарова среди них никогда и не было. Он действительно оказался никому не нужен. Каждый персонаж продолжал строить свою жизнь. Герои женились, разъезжались, никто не вспоминал Евгения. Только Катя, сестра Анны, один раз во время очередного тоста шёпотом сказала: «В память Базарова».

Финал романа печален, но говорит, что на месте уходящего обязательно появятся новые формы, слова, идеи, творцы будущего. Автор приводит описание могилы на сельском кладбище и двух стариков, которые, поддерживая друг друга, приходят сюда из ближайшей деревни. Они долго сидят и плачут. Их вера говорит, что здесь они ближе к сыну. А цветы на могиле повествуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Статьи по теме:

  • Характеристика Базарова
  • Родители Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • Фенечка — характеристика героини романа
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Кукшина Авдотья Никитична — характеристика героини
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе

Цели урока:

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
  • выяснить взаимоотношения автора и героя;
  • узнать основные положения критических статей о романе;
  • развить понятие о романе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • тексты романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”;
  • репродукции
    портретов Тургенева и Базарова, картины В. Перова “Старики-родители на могиле
    сына”;
  • “Реквием” Моцарта;
  • компьютер для демонстрации презентации.

Ход урока

1. Анализ 27-й главы.

Сегодня у нас последний урок по роману Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и
дети” перед написанием сочинения.

Презентация. 2-й слайд.

Постановка целей урока.

После анализа 2-х последних глав романа мы с вами попробуем ответить на
вопрос: почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

3-й слайд.

Обратимся к тексту 27-й главы.

Как родители отнеслись к неожиданному приезду Базарова? (Обрадовались.)

4-й слайд.

На какое время и с какой целью вернулся Базаров домой? (На 6 недель. Работать
хочет. Просит не мешать.)

Как родители ласково называли сына? (“Енюша”, “Енюшенька”.)

Как вскоре изменился Базаров? (Появились скука, беспокойство,
усталость.)

Как проходило общение Базарова с мужиками? (Базаров хотел услышать
“воззрения на жизнь” мужиков. Они толком не отвечали, считали
барина “шутом гороховым”.)

Сделайте вывод: был ли Базаров близок народу? (Базаров считает себя
близким с народом. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не
понимают и не хотят понимать его. Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже
презирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.)

Чем стал заниматься Евгений? (Стал участвовать в практике отца, посмеиваясь
над ним.)

Что стало причиной смерти Базарова? (Случайный порез пальца.)

Как отец отнесся к этому? (“Побледнел”, “схватил себя за голову”,
“рухнулся под образами”, “ходил как помешанный”. Очень переживал последние дни
жизни сына. После смерти Евгения “обуяло внезапное исступление”.)

Как мать вела себя? (Не ложилась. Смотрела издали на “Енюшу”. Пыталась все
узнать у мужа. Сидела возле двери, иногда отходила молиться. После смерти сына
вся в слезах, повисла на муже.)

Итак, на протяжении романа Василий Иванович и Арина Власьевна предстают
любящими родителями, стремящимися, чтобы их сын нашел свое счастье в жизни,
тяжело переживающими его смерть.

В русской критике существуют разные точки зрения по поводу отношения Базарова
к родителям. Вот мнения современных исследователей творчества Тургенева.

5-й слайд.

В.Ю. Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та
душевная черствость, которая не может быть оправдана?”

6-й слайд.

Г. А. Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в
обращении с родителями, он нежно любит их”.

К какому мнению вы склоняетесь больше? Докажите примерами из текста. (2-е
мнение: мать прекрасно варит борщи; согласен причаститься, если отцу станет
легче. “Ведь таких людей, как они,…днем с огнем не сыскать”.)

Как развивалась болезнь Базарова? (Он сутки провел в “дремоте”. Понимает, что
скоро умрет. Периодически становилось хуже. Ночью был жар.)

Как Базаров относится к смерти? (“Я не ожидал, что так скоро умру.”
“случайность неприятная”, “сила вся еще тут, а надо умирать”, “поди попробуй
отрицать смерть”.)

Кого хочет увидеть Евгений перед смертью? (Анну Сергеевну Одинцову.)

Каким предстал Базаров перед Одинцовой? (“…воспаленное и в то же время
мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами”. Испугалась.)

7-й слайд.

О чем говорит Базаров? (Не хочет умирать. Любил Анну Сергеевну. Видит ее
красоту. Задача – “умереть прилично”.)

С чем себя сравнивает Базаров? (Лампада – свеча – символ жизни.)

Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)

Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой
человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)

Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему роман заканчивается
смертью героя? Выскажите свои мнения. (Перед лицом смерти проявились лучшие
черты характера Базарова: сила воли, мужество, жалость к родителям, способность
восторгаться и любить. Смерть Базарова закономерна: фигура трагическая и
“обреченная на гибель”. У Базарова-нигилиста нет положительной программы на
будущее. Он одинок идеологически. Герой испытывает внутренний конфликт: теория
не выдержала испытание жизнью. Тургенев не видел в реальной жизни занятия,
которым мог бы заняться Базаров.)

Записи в тетрадях.

2. Анализ 28-й главы.

Выясним, как сложились судьбы героев романа.

Чьи свадьбы состоялись? (Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой.)

Кто за столом вспомнил о Базарове? (Катя шепнула Аркадию, но тот не решился
сказать вслух.)

Как сложилась судьба Анны Сергеевны Одинцовой? (“вышла замуж, не по любви, но
по убеждению”.)

Где и как живет Павел Петрович Кирсанов? (В Дрездене, тяжело живется.)

Чем занимается Кукшина? (В Гейдельберге изучает архитектуру.)

Что делает Ситников? (В Петербурге продолжает “дело” Базарова.)

В каком тоне рассказано о дальнейшей судьбе героев? (С иронией в большей или
меньшей степени.)

Возникает вопрос: почему Тургенев не закончил роман смертью Базарова,
наиболее сильной в художественном отношении сценой? Для чего нужно было
создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Попробуем вместе разобраться.

С чего начинается 28-я глава? (С описания зимнего пейзажа.)

Какой пейзаж видим в конце главы? (Осенний, очень лирический.)

Итак, на протяжении романа попеременно звучат 2 мотива: иронический и
лирический. В последней главе лирические мотивы нарастают и достигают
кульминации.

Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют
реквиемом по главному герою. Реквием (латин. “покой”) – траурное музыкальное
произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу. Ученица выразительно
прочитает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.

8-й слайд.

По какому произведению курса 9 класса знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия
А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.)

Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и
величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Автор размышляет о мятежном
человеке, на могилу которого он привел читателей, о его неутешных родителях, “о
вечном примирении”.)

Что характерно для синтаксического строя этого фрагмента? (Повторы,
восклицания, риторические вопросы передают глубину и искренность чувств автора.)

9-й слайд.
10-й слайд.

Под впечатлением романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину
“Старики родители на могиле сына”, которая в настоящее время находится в Москве
в Третьяковской галерее. Посмотрите на ее репродукцию. Как художником изображены
старики Базаровы? (Со спины, не видно их лиц, низко склонены их головы.)

Можно предположить, что родители изображены в тот момент, когда произносят
прощальные слова сыну, сейчас уйдут, чтоб обязательно прийти вновь.

Записи в тетрадях.

3. Автор и герой.

До сих пор не утихают споры об отношении Тургенева к Базарову, хотя сам автор
не раз высказывался по этому поводу уже после выхода романа в свет. Ученик
сейчас познакомит нас с этими высказываниями.

В письме к Фету Тургенев сделал важное признание: “Хотел ли я обругать
Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его
или ненавижу”. А в статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал: “…в
основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого
провинциального врача…В этом замечательном человеке воплотилось, едва
народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же
время не совсем ясно…”. Также Тургенев писал о Базарове: “Мне мечталась фигура
сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная,
честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в
преддверии будущего”. Вот еще фраза писателя о своем герое: “Если читатель не
полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью
и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей
цели”.

Как Тургенев относился к нигилизму Базарова? (Не мог сочувствовать, особенно
в отношении к природе, искусству, красоте.)

Но в описаниях Базарова нет иронии, сарказма, карикатуры.

Как описано чувство Базарова к Одинцовой? (С симпатией и ощущением
внутреннего драматизма, уважением к силе чувства.)

Как дано описание болезни и смерти Базарова? (В подлинно трагических тонах, с
огромной художественной силой.)

Итак, автор противопоставляет герою не других героев, а саму жизнь.

4. Споры вокруг романа.

Споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Мы сейчас послушаем основные
положения статей литературных критиков – современников Тургенева.

11-й слайд.

Ученица расскажет об основных положениях статьи Писарева “Базаров”.

Базаров – человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те
свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных
Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность – решительно
необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно
твердое целое.

Автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети, его отрицание глубже и серьезнее
отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что
они – соль земли.

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер;
у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество,
он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым
скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова,
нелепость.

В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность. Это событие
необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Описание
смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева.

Автор, создавая Базарова, хотел его разбить в прах и вместо того отдал ему
полную дань справедливого уважения.

Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую.)

12-й слайд.

Ученица расскажет об основных положениях статьи критика Антоновича “Асмодей
нашего времени”. Слово асмодей значит “злой демон”.

Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем
современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой
взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.

С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает
некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете
читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что
талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц,
впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а
почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице
видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал
своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески
издевается над ним.

У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной
жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не
могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.

Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны
так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.

Как Антонович оценивает роман? (Негативно.)

13-й слайд.

Ученица расскажет о статье Страхова.

Как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность,
его непреклонная последовательная своеобразность. Тургенев дал плоть и кровь
тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Глубокий аскетизм
проникает собою всю личность Базарова; эта черта не случайная, а существенно
необходимая.

Искусство – это идеализм, созерцание. Базаров – реалист, не созерцатель, а
деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы. Базаров
представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Базаров вовсе
не такой человек, как можно бы думать по его внешним поступкам и по складу его
мыслей. В жизни и в отношениях к людям Базаров не последователен в себе, но в
этом обнаруживается его жизненность.

Глядя на картину романа, можно заметить, что, хотя Базаров головою выше
других всех лиц, однако есть что-то, что в целом стоит выше Базарова.

В конце романа Базаров умирает. На минуту в душе его отца закипает буря, но
она быстро затихает, и снова все становится светло. Могила Базарова озарена
светом и миром, над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Сам Тургенев отмечал, что “разбор Писарева необыкновенно умен…и…что он почти
вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым”.

5. Развитие понятия о романе.

Дайте определение романа? (Большая форма эпического жанра литературы.)

Приведите примеры изученных романов. (“Герой нашего времени” Лермонтова,
“Обломов” Гончарова.)

14-й слайд.

Вспомним общие черты романа как жанра:

  • изображение человека в сложных формах жизненного процесса;
  • многолинейность сюжета, охватываюшего судьбы ряда действующих лиц;
  • большой объем по сравнению с другими формами эпоса.

Докажите, что “Отцы и дети” – роман. (Базаров изображен в сложном жизненном
процессе, дважды проходит по одному кругу. Несколько сюжетных линий: Базаров,
семья Кирсановых, Одинцова. Все сюжетные нити тянутся к главному герою.)

Каким романом считаются “Отцы и дети”? (Полемический роман: построен на
антитезе, в центре изображения – споры героев, конфликты между персонажами,
напряженные диалоги.)

6. Подведение итогов урока.

Итак, мы сегодня проанализировали финал романа, выяснили взаимоотношения
автора и героя, узнали мнения о романе критиков, развили понятие о романе.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание – подготовиться к сочинению по роману Тургенева “Отцы и
дети”.

Темы сочинений по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

  1. Кто победил в идейной схватке между Базаровым и Павлом Кирсановым? (По
    роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
  2. В чем проявляется сложность диалога “отцов” и “детей”? (По роману И.С.
    Тургенева “Отцы и дети”.)
  3. Почему у Базарова не нашлось других “последователей”, кроме Ситникова и
    Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
  4. Автор и герой в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
  5. Базаров – “лицо трагическое” (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”).
  6. Русское дворянство в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
  7. Женские образы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

Приложение: вопросы к уроку.

Примеры анализа эпизода смерти Базарова

­Пример анализа эпизода смерти Базарова 1

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире. Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу. «Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой. И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность.

Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит. Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!


Пример анализа эпизода смерти Базарова 2

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу.

Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Зачем автор, симпатизирующий своему герою, убивает его в финале? Ведь сам Тургенев неоднократно отражал нападки критиков, говоря, что за время работы полюбил своего нигилиста и проникся к нему уважением. Однако он так и не смог принять радикальную позицию Базарова, поэтому значение эпизода смерти героя в романе «Отцы и дети» сводится к тому, чтобы продемонстрировать нежизнеспособность теорий Евгения. Умирает не он, а его искусственные учения, опровергающие саму природу человека.

Почему умирает Базаров? Не от тифа, а от любви. Он настолько отделил себя от обычных людей и того, что им присуще, что удар неразделенной любви оказался слишком сильным. После него аккуратный и опытный врач заражается тифом, и его феноменальная небрежность исходила из равнодушия к себя и своей жизни. Он не дорожил собой и морально был готов к смерти. Евгений свел себя к новой идее, и если они погибала под градом ударов любви, то и он не мог больше жить.


Пример анализа эпизода смерти Базарова 3

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров — это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кроме того, в отличие от Аркадия, Базаров не был пригоден для того, чтобы «свить себе гнездо». Он одинок в своих убеждениях и лишён семейного потенциала. А это для Тургенева тупик.

И ещё одно обстоятельство. Тургенев мог ощущать преждевременность, ненужность Базаровых для современной ему России. Если бы на последних страницах романа Базаров выглядел несчастным, то читатель непременно его пожалел бы, а он достоин не жалости, а уважения. И именно в смерти своей он проявил лучшие свои человеческие черты, последней фразой про «умирающую лампаду» окончательно окрасив свой образ не только мужеством, но и светлой романтикой, жившей, как оказалось, в душе вроде бы циничного нигилиста. В этом и заключился в итоге весь смысл романа.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Если бы на последних страницах романа Базаров выглядел несчастным, то читатель непременно его пожалел бы, а он достоин не жалости, а уважения. И именно в смерти своей он проявил лучшие свои человеческие черты, последней фразой про «умирающую лампаду» окончательно окрасив свой образ не только мужеством, но и светлой романтикой, жившей, как оказалось, в душе вроде бы циничного нигилиста. В этом и заключился в итоге весь смысл романа.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Смерть Базарова

На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.

Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезным испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.

Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.

Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.

В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.

Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.

Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.

Информация, представленная в этой статье, поможет учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смерть Базарова» и «Базаров перед лицом смерти».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Надежда Пищало-Володченко

    13/15

  • Дениз Османоглу

    13/15

  • Игорь Незамаевский

    13/15

  • Лариса Миненкова

    15/15

  • Рома Гладких

    12/15

  • Villi Wonga

    15/15

  • Лидия Подъяпольская

    15/15

  • Егор Попов

    15/15

  • Anastasia’ Kerimova’

    12/15

  • Данил Павлов

    9/15

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель: — проанализировать сцену смерти Базарова

          — показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока:

1.    
Орг. момент.

2.    
Подготовленный ученик
выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой
роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его
смерти.

Запись на доске темы урока: Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что
сделать великий

                   подвиг»                         Д.
И. Писарев.

3.    
Мы с вами говорили о том,
что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге,
последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде,
любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью,
— это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова.
(Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с
родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

— Докажите это.

(    1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 –
о родителях.

      2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше
он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом,
поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и
должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын.
Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И
оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед
смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался
сказать раньше.

4. Учитель: В сцене смерти показана и несостоятельность
теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в
этом тоже проявляется его настоящая суть.

— Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое
мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории
Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все
отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи,
которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас.
Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что
он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на
протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2: Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик.
Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям –
были всего лишь маской.

На доске – схема:

Истинное чувство

Маска

Неловкость и незащищенность в спорах

Скрывается под неприступной
гордостью и презрением

Любовь к Одинцовой

Под маской грубости и цинизма

Нежность и любовь к родителям

За равнодушием

Базаров захотел
изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение
по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная
комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего
выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в
заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает
хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

5.    
Сцена смерти Базарова –
самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя.
Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о
чем мы сегодня уже сказали.

Качество характера

Докажите своими словами или цитатой из
текста.

Борец

Именно в схватке со
смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила
воли.

Нежность и любовь к
родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать
свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский
критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к
эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать
великий               подвиг».

6.    
Возвращаемся к эпизоду
смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения.
(читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер
и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и
усталым…»

— О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут
свое убежище.)

— Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в
конце 27 главы?

— Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили,
каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать
принципам, им же придуманным.)

7.    
Обратимся к тому абзацу, с
которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает
учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце
ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и
жизни бесконечной…»

— С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она
примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» — говорит Базаров.
Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не
скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не
может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам
фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат
у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним
заданием.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Time and tide wait for no man перевод пословицы на русский
  • Пословицы про невежестве
  • Цитаты про мониторинг
  • Рифма к слову желания в стихах красивые
  • Пословица про куль и холм