Характеристика ивана флягина с цитатами очарованный странник

Характеристика Ивана Флягина

Характеристика Ивана Флягина

Главным героем повести Николая Лескова «Очарованный странник» является Иван Флягин — крепостной крестьянин, которому довелось перенести тяжелейшие испытания и прожить невероятно насыщенную жизнь. Характеристика Ивана Флягина дана автором для лучшего понимания национального характера простого русского человека. Сильный, честный, добродушный и милосердный, он готов помогать всякому, кто попросит о помощи. Но вместе с тем Флягин не идеальный персонаж: ему присущи слабости и пороки, он допускает ошибки. Главная черта героя — развитие на протяжении всей жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Полное имя — Иван Северьяныч Флягин.

Возраст — 52 года.

Род занятий — крепостной крестьянин, нянька, лекарь, конэсер, военнослужащий, чиновник, артист, монах.

Семья — отец Северьян Иваныч.

Социальное положение — крепостной крестьянин, в зрелом возрасте становится дворянином.

Происхождение — родом из бедной крепостной семьи.

Воспитание — традиционное для его сословия.

Образование — традиционное для его сословия.

Внешность — высокий, крупный, физически очень сильный мужчина с густыми седыми волосами и усами.

Характер — смелый, неприхотливый, честный, простодушный, наивный, жестокий, грубый, ответственный, религиозный, безвольный, бесчувственный.

Положительные черты — добрый, справедливый, заботливый, честный, простодушный, искренний, отзывчивый, сострадательный, ответственный, жертвенный, патриотичный.

Отрицательные черты — грубый, чёрствый, жестокий, эмоционально нестабильный, горделивый, безвольный, ленивый.

Произведение — «Очарованный странник»

Автор — Николай Лесков.

Цитатная характеристика

Описание образа Ивана Флягина с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет героя основан на том, что по происхождению он принадлежит к крепостным крестьянам. Его семья была собственностью графа из Орловской губернии.

«Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К.* из Орловской губернии».

Источник: Глава 2

Полное имя героя — Иван Северьяныч Флягин.

«Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали)…»

Источник: Глава 1

Родители Флягина были простыми крестьянами. Отец, Северьян Иваныч, служил у графа кучером. Матери своей Иван Флягин не знал, поскольку она умерла при его рождении.

«Родитель мой, Северьян Иваныч…»

Источник: Глава 2

«Мой родитель был кучер Северьян…»

Источник: Глава 2

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню…»

Источник: Глава 2

«…сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою…»

Источник: Глава 2

Иван Флягин — «молитвенный» сын, так как его мать, долгое время не имевшая детей, вымолила его у Господа, но за это поплатилась жизнью.

«…я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла…»

Источник: Глава 2

Иван Флягин при рождении был обещан Богу его матерью.

«— А знаешь ли, — говорит, — ты еще и то, что ты сын обещанный?
— Как это так?
— А так, — говорит, — что ты богу обещан.
— Кто же меня ему обещал?
— Мать твоя».
Источник: Глава 2

В отрочестве Иван Флягин становится виновником гибели монаха, который во сне предсказывает ему судьбу: Флягину суждено много раз находиться на волосок от гибели, но чудом выживать. В конце жизненного пути он должен стать монахом.

«А вот, — говорит, — тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы…»

Источник: Глава 2

«…я многое даже не своею волею делал.
— А чьею же?
— По родительскому обещанию.
— И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
— Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть…»
Источник: Глава 1

«…первое самое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все мне монахом в видении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось за мое недоверие».

Источник: Глава 2

С рождения Флягин имел прозвище Голован, поскольку родился с очень большой головой.

«…я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован».

Источник: Глава 2

«…у меня есть человек — Иван Голован…»

Источник: Глава 16

С одиннадцати лет Флягин начинает служить у графа форейтором — кучером, сидящим на первой лошади в упряжке. Это работа очень тяжёлая, но у Ивана нет иного выбора.

«…когда я подрос, так меня к нему в этот же шестерик форейтором посадили».

Источник: Глава 2

«…как я на форейторскую подседельную сел, было еще всего одиннадцать лет…»

Источник: Глава 2

«…дальние пути не мог свободно верхом переносить, и меня еще приседлывали к лошади, то есть к седлу и к подпругам, ко всему ремнями умотают и сделают так, что упасть нельзя. Расколотит насмерть, и даже не один раз сомлеешь и чувства потеряешь, а все в своей позиции верхом едешь, и опять, наскучив мотаться, в себя придешь. Должность нелегкая; за дорогу, бывало, несколько раз такие перемены происходят, то слабеешь, то исправишься, а дома от седла совсем уже как неживого отрешат, положат и станут давать хрен нюхать…»

Источник: Глава 2

После побега из графской усадьбы, юный Флягин становится нянькой маленькой дочери одного барина.

«…ты можешь мое дитя выходить: я тебя в няньки беру».

Источник: Глава 4

В возрасте 23 лет Флягин сбегает с кочевниками, и живет среди татар 10 лет.

«Я ведь из Пензы бежал с татарвою…»

Источник: Глава 6

«— Совсем я с ними бежал в их степи…
….И долго там провели?
— Целые десять лет: двадцати трех лет меня в Рынь-пески доставили, по тридцать четвертому году я оттуда назад убежал».
Источник: Глава 6

У татар Иван Флягин становится лекарем.

«…коней нам лечи и бабам помогай.
— И вы лечили?
— Лечил; я так у них за лекаря и был, и самих их, и скотину всю, и коней, и овец…»
Источник: Глава 6

В плену у татар Флягин становится калекой — в его пятки заталкивают рубленую лошадиную щетину, чтобы тот больше не мог нормально передвигаться.

«…если они кого полюбят и удержать хотят, а тот тоскует или попытается сбежать, то и сделают с ним, чтобы он не ушел. Так и мне, после того как я раз попробовал уходить, да сбился с дороги, они поймали меня и говорят: “Знаешь, Иван, ты, говорят, нам будь приятель, и чтобы ты опять не ушел от нас, мы тебе лучше пятки нарубим и малость щетинки туда пихнем”; ну и испортили мне таким манером ноги, так что все время на карачках ползал».

Источник: Глава 6

Во время пребывания у татар у Флягина появляется четыре жены и множество детей.

«— Как! женили вас на татарке?
— Да-с, разумеется, на татарке».
Источник: Глава 6

«…у вас, значит, зараз было две жены?
— Да-с, в этой степи две; а потом у другого хана, у Агашимолы, кой меня угонил от Отучева, мне еще две дали».
Источник: Глава 6

«Но ведь у вас, верно, и там от тех от первых жен дети были?
— Как же-с, были: Савакиреева жена родила двух Колек да Наташку, да эта, маленькая, в пять лет шесть штук породила, потому что она двух Колек в один раз парою принесла».
Источник: Глава 7

Флягин хорошо знает татарский язык.

«…здесь живучи, ихнему татарскому языку отлично научился…»

Источник: Глава 8

Вернувшись в Россию, Иван Флягин поступает на службу к князю и служит у него конэсером.

«Князь на другой день и говорит:”Нет, Иван, мне, точно, твоего дарования не понять, а лучше служи ты сам у меня конэсером и выбирай ты, а я только буду деньги платить”.
Я согласился и жил отлично целые три года, не как раб и наемник, а больше как друг и помощник…»
Источник: Глава 10

Флягин — опытный конэсер, то есть человек, который хорошо разбирается в лошадях. Флягин занимался отбором лошадей для нужд армии.

«— Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах* состоял для их руководствования.
— Вот как!
— Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил».
Источник: Глава 1

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин».

Источник: Глава 2

«…Иван Голован, из полковых конэсеров…»

Источник: Глава 16

Флягин много лет своей жизни отдал военной службе.

«…мне военная служба не в диковину.
— Разве вы служили в военной службе?
— Служил-с».
Источник: Глава 1

«— Так кто же: солдат, или вахтер, или помазок — чей возок?
— Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства…»
Источник: Глава 1

Иван Флягин под чужим именем (Пётр Сердюков) поступает на военную службу и более 15 лет служит на Кавказе.

«…отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…»

Источник: Глава 19

«…я пробыл на Кавказе более пятнадцати лет и никому не открывал ни настоящего своего имени, ни звания, а все назывался Петр Сердюков».

Источник: Глава 19

За проявленную отвагу Флягина повышают в звании, он получает офицерский чин и награждается орденом. Так Иван Флягин становится дворянином.

«И сделали-с меня за храбрость офицером…»

Источник: Глава 19

«…ты теперь благородный и можешь в приказные идти…»

Источник: Глава 19

«…ты благородный офицер, и военный орден имеешь…»

Источник: Глава 19

По протекции Флягин устраивается работать в адресный стол мелким чиновником, однако такая работа быстро утомляет его.

«Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил…»

Источник: Глава 19

«Никакой пользы нет, а сиди на службе; ну, я и вижу, что дело плохо, и стал опять наниматься, по старому обыкновению, в кучера…»

Источник: Глава 19

Флягин становится артистом и в балагане изображает демона.

«…чтобы с голоду не пропасть, взял да в артисты пошел.
— Каким же вы были артистом?
— Роли представлял.
— На каком театре?
— В балагане на Адмиралтейской площади».
Источник: Глава 19

«…у меня роль была очень трудная.
— Какая?
Я демона изображал».
Источник: Глава 19

В конце жизни Флягин становится иноком, то есть монахом.

«…так я взял и пошел в монастырь…»

Источник: Глава 19

«— Все же ведь уже это значит, вы инок?
— Н…да-с; вообще это так почитают».
Источник: Глава 1

«— А когда же вы в монастырь пошли?
— Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни».
Источник: Глава 1

Во время пострига Иван Флягин получает имя Измаил.

«…”запрягай, отец Измаил” (меня теперь Измаилом зовут) , — я запрягу; а скажут: “Отец Измаил, отпрягай”…»

Источник: Глава 19

В монастыре Флягин по старой привычке работает кучером.

«…вы и в монастыре остались… при лошадях?
— Постоянно-с в кучерах…»
Источник: Глава 19

В монастыре Флягина начинают одолевать бесы.

«…это они, подлецы, эти бесенята, мне вместо его корову нашу монастырскую подставили…»

Источник: Глава 20

«…это его сатанины служители смутили».

Источник: Глава 20

Неожиданно у Ивана Флягина открывается дар пророчества.

«…я стал пророчествовать.
— Пророчествовать!?
— Да-с…»
Источник: Глава 20

«…его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель…»

Источник: Глава 20

В итоге Флягин отправляется в паломничество по святым местам, чтобы познать спокойствие духа и найти себя.

«…Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь…»

Источник: Глава 20

Жизнь Флягина очень насыщенная, наполненная суровыми испытаниями.

«Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес».

Источник: Глава 1

«…я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу».

Источник: Глава 1

Внешность

Портретная характеристика Ивана Флягина основана на том, что он является невероятно крепким, сильным, высоким мужчиной. Благодаря внушительному внешнему виду его сравнивают с богатырём.

«Это был человек огромного роста…»

Источник: Глава 1

«…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».

Источник: Глава 1

«Богатырь-черноризец…»

Источник: Глава 1

Ивану Флягину 52 года.

«…по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят…»

Источник: Глава 1

«…я уже стар: пятьдесят третий год живу».

Источник: Глава 1

У Флягина открытое лицо, смуглая кожа.

«…с смуглым открытым лицом…»

Источник: Глава 1

У Ивана Флягина густые седые волосы и усы.

«…густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь…»

Источник: Глава 1

«…из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов…»

Источник: Глава 1

У Флягина приятный низкий голос, его речь нетороплива.

«…заговорил приятным басом с повадкою».

Источник: Глава 1

«…лениво и мягко выпуская слово за словом…»

Источник: Глава 1

Будучи монахом, Флягин носит монашескую одежду — подрясник.

«Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке».

Источник: Глава 1

Во время пребывания в плену у татар Флягин брил голову и носил тюбетейку.

«— А вы там, в степи, голову брили и носили тюбетейку?
— Брил-с.
— Для чего же это? верно, хотели нравиться вашим женам?
— Нет-с; больше для опрятности, потому что там бань нет…»
Источник: Глава 6

Черты характера и поступки

Иван Флягин — интересный человек с большим жизненным опытом.

«…оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком…»

Источник: Глава 1

«…я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу…»

Источник: Глава 1

«…не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, “бывалого”…»

Источник: Глава 1

Флягин производит впечатление добродушного, открытого человека.

«…притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…»

Источник: Глава 1

«…при всем этом добром простодушии…»

Источник: Глава 1

В любом обществе Флягин держится очень уверенно, но при этом без высокомерия.

«Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…»

Источник: Глава 1

Флягин строго придерживается принципа — никогда и никому не лгать.

«…как я никогда не мог никого обманывать…»

Источник: Глава 1

«Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен».

Источник: Глава 7

«…золотой мужик — честный, и рачитель…»

Источник: Глава 16

С детства Иван Флягин отличается неоправданной жестокостью. Так, он без причины сильно бьёт кнутом старичка-монаха, и тот погибает.

«…впервые тогда заскрипел зубами да как полосну его во всю мочь вдоль спины кнутом… он сразу как взметнется, старенький этакой, вот в таком, как я ноне, в послушничьем колпачке, и лицо какое-то такое жалкое, как у старой бабы, да весь перепуганный, и слезы текут, и ну виться на сене, словно пескарь на сковороде, да вдруг не разобрал, верно, спросонья, где край, да кувырк с воза под колесо и в пыли-то и пополз… в вожжи ногами замотался… Ближе подъехали, я гляжу, он весь серый, в пыли, и на лице даже носа не значится, а только трещина, и из нее кровь… Граф велели остановиться, сошли, посмотрели и говорят: “Убит”».

Источник: Глава 2

С детства Флягин безжалостен к животным. Он часто применяет по отношению к ним грубую силу и бывает жесток.

«Кнутов, я думаю, сотни полторы я ей закатил и то изо всей силы, до того, что она даже и биться перестала. Тогда я ее из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? Сем, думаю, испробовать, жива она или нет? и положил я ее на порог да топориком хвост ей и отсек».

Источник: Глава 3 (о кошке)

«Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, — она и усмиреет».

Источник: Глава 1

Флягин имеет собственное представление о чести, он не готов продавать себя.

«…я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…»

Источник: Глава 4

Иван Флягин — очень ответственный человек. Он долго не соглашается отдать ребенка его матери, так как пообещал следить за ним барину.

«…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя, и берегу его».

Источник: Глава 4

Флягин способен просить прощения, если понимает, что был неправ по отношению к другому человеку.

«— А то, — отвечаю, — что я перед вами виноват, что дрался с вами и грубил».

Источник: Глава 5

Флягин глубоко уважает военных, защитников Отечества.

«…мало ли что добрый, это так нельзя, потому что это у меня может на совести остаться: вы защитник отечества…»

Источник: Глава 5

Иван Флягин является большим ценителем и тонким знатоком лошадей. Он один из немногих, кто способен видеть их красоту.

«Я как подобной красоты был любитель, то никак глаз от этой кобылицы не отвлеку».

Источник: Глава 5

«— Да, — говорю, — я в лошади красоту понимаю».

Источник: Глава 11

Флягин любит лошадей и на интуитивном уровне понимает их.

«…всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними опознался».

Источник: Глава 2

«…лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала».

Источник: Глава 1

Иван Флягин обладает способностью не только выбирать лошадей, но и покорять их своей воле.

«Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла.
— Как же вы таких усмиряли?
— Я… я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил».
Источник: Глава 1

Флягин презрительно относится к татарским женщинам, поскольку те не исповедуют христианскую веру. По этой же причине он равнодушен к собственным детям, рождённым от жён-татарок.

«…всего больше жен ихних, татарок, пользовал…»

Источник: Глава 6

«Что мне их выбирать: одна в них во всех польза. Давайте какую попало…»

Источник: Глава 6

«…они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал.
— Как же не почитали за своих? почему же это так?
— Да что же их считать, когда они некрещеные-с и миром не мазаны…»
Источник: Глава 7

Иван Флягин отличается большой выносливостью, и способностью терпеть самую сильную физическую боль.

«Сроду я не плакивал…»

Источник: Глава 6

«— Ведь это, должно быть, ужасная боль.
— Ммм… как вам сказать… Да, вначале есть-с; и даже очень чувствительно, особенно потому, что без привычки».
Источник: Глава 6

Флягин очень любит родину и тоскует о ней на чужбине.

«— Нет-с; дела никакого, а тосковал: очень домой в Россию хотелось.
— Так вы и в десять лет не привыкли к степям?
— Нет-с, домой хочется… тоска делалась».
Источник: Глава 7

Иван Флягин имеет слабость: он любит выпить и не в состоянии контролировать себя. Он может напиться до состояния белой горячки.

«Обучась пить вино, я его всякий день пить избегал и в умеренности никогда не употреблял, но если, бывало, что меня растревожит, ужасное тогда к питью усердие получаю и сейчас сделаю выход на несколько дней и пропадаю».

Источник: Глава 10

«Опомнился же я в лазарете и слышу, говорят, что у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться…»

Источник: Глава 14

Флягин считает любовь большой глупостью.

«…впоследи всего стал ссориться, что я любви не понимаю.
Я говорю:
— Что же с тем делать, когда я к этим пустякам не привлечен?»
Источник: Глава 11

«…любовь — наша святыня!
— Пустяки, мол.
— Мужик, — говорит, — ты и подлец, если ты смеешь над священным сердца чувством смеяться и его пустяками называть.
— Да, пустяки, мол, оно и есть».
Источник: Глава 11

Всего один раз в жизни Флягин испытывает сильную страсть к женщине — цыганке Груше.

«А я ей даже и отвечать не могу: такое она со мною сразу сделала!»

Источник: Глава 13

«— А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»

Источник: Глава 14

Чтобы произвести впечатление на Грушу, всегда ответственный и исполнительный Флягин тратит все деньги князя.

«— Ах вы, волк вас ешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу».

Источник: Глава 13

Любовь к Груше настолько сильна, что Флягин соглашается по её просьбе убить ее.

«Нож у меня из кармана достала… разняла… из ручки лезвие выправила… и в руки мне сует… А сама… стала такое несть, что терпеть нельзя…
…Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее на стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул…»
Источник: Глава 18

Флягин — жалостливый, милосердный человек. Он соглашается отправиться на военную службу вместо единственного сына двух стариков, которых он пожалел.

«— Горе, — говорят, — у нас: сына в солдаты берут; капиталу не имеем, нанять не на что.
Я старичков пожалел и говорю:
— Я бы за вас так, без платы, пошел…»
Источник: Глава 19

Флягин считает себя большим грешником, погубившим много душ, и намеренно ищет смерти.

«…сам стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть…»

Источник: Глава 19

«Я… не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…»

Источник: Глава 19

«— В чем твой грех?
А я отвечаю:
— Я, — говорю, — на своем веку много неповинных душ погубил».
Источник: Глава 19

В конце жизненного пути Иван Флягин осознанно выбирает монашескую жизнь, которая дарит ему долгожданный душевный покой.

«…так я взял и пошел в монастырь… А тут хорошо.
— Полюбили вы монастырскую жизнь?
— Очень-с; очень полюбил, — здесь покойно…»
Источник: Глава 19

«…я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».

Источник: Глава 19

Флягин сравнивает жизнь в монастыре с военной службой, в которой был столь любимый им порядок, дисциплина и послушание.

«…здесь покойно, все равно как в полку, много сходственного, все тебе готовое: и одет, и обут, и накормлен, и начальство смотрит и повиновения спрашивает.
— А вас это повиновение иногда не тяготит?
— Для чего же-с? что больше повиноваться, то человеку спокойнее жить…»
Источник: Глава 19

Флягин очень любит родину, и готов жизнь отдать за нее на войне.

«— Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется».
Источник: Глава 20

Характеристика Ивана Флягина другими героями

Князь

Князь, у которого служил Флягин конэсером, считает Ивана не очень умным, но исключительно честным и верным человеком.

«А князь отвечает:
…у меня есть человек — Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой мужик — честный, и рачитель, и долго у азиатов в плену был и все их вкусы отлично знает…»
Источник: Глава 16

Князь знает, что Флягин обладает редким даром понимания лошадей.

«Нет, Иван, мне, точно, твоего дарования не понять, а лучше служи ты сам у меня конэсером и выбирай ты, а я только буду деньги платить…»

Источник: Глава 10

Барин

Барин поражается, что Флягин равнодушен к любви, и считает его примитивными недалёким мужиком.

«Мужик, — говорит, — ты и подлец, если ты смеешь над священным сердца чувством смеяться и его пустяками называть.
— Да, пустяки, мол, оно и есть…»
Источник: Глава 11

Лекарь

Лекарь, который обследовал Флягина в монастыре, был искренне удивлен крепости его тела и его поразительной живучести.

«Экий, — говорит, — ты, братец, барабан: били тебя, били, и все никак еще не добьют…»

Источник: Глава 20

Лекарь никак не может понять, является ли Флягин обычным добряком или предсказателем.

«…его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель…»

Источник: Глава 20

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ивана Флягина вместе!

Биография

Иван Северьяныч Флягин по происхождению был крепостным крестьянином и принадлежал к дворовым людям графа К. из Орловской губернии. Отец Ивана служил кучером, а мать умерла при рождении сына.

С раннего детства Иван Флягин занимался лошадьми, которых он научился прекрасно понимать и чувствовать. В возрасте 11 лет он поступил на барскую службу в качестве форейтора — наездника в упряжке.

Однажды ради забавы юный Иван ударил кнутом старого монаха, и тот умер. Вскоре погибший монах явился Ивану во сне и предсказал ему тяжёлую судьбу: он всю жизнь будет погибать, но не погибнет, и так будет до тех пор, пока он не уйдёт в монастырь.

Вскоре пророчество монаха стало сбываться. Когда юный Флягин вёз барина по делам, то лошади разогнались так, что парнишка упал в обрыв и чудом выжил. Тем временем жизнь у барина стала для Ивана настолько невыносимой, что после попытки самоубийства он сбежал из усадьбы с цыганом.

В поисках работы Иван Флягин оказался в Николаеве, где устроился нянькой маленькой дочери одного барина, которого бросила жена. В итоге Иван пожалел женщину и вернул ей ребенка, а сам сбежал от барина в Пензу.

В Пензе 23-летний Флягин оказался на ярмарке коней, где бился на нагайках с одним татарином, чем довёл того до смерти. Чтобы избежать наказания за это убийство, он сбежал с татарами в степь. Здесь он оказался в плену одного кочевого племени. Чтобы Иван не смог сбежать, татары покалечили его ноги. Флягин обзавёлся женами и детьми, но был глубоко равнодушен к ним, поскольку они не были православной веры.

Спустя 10 лет Ивану Флягину удалось вылечить ноги и сбежать из татарского плена. Он оказался в Астрахани, где пристрастился к алкоголю. Спустя время Флягин вернулся в родную Орловскую губернию и поступил на службу к князю в качестве конэсера. Он занимался любимым делом — лошадьми, помогая князю выбирать наиболее ценных скакунов.

Флягин страстно влюбился в цыганку Грушу — любовницу князя. Когда князю надоела эта связь, Груша попросила Ивана убить её, и тот столкнул девушку с обрыва.

Флягин бросил службу у князя. Пожалев стариков, отдававших единственного сына в рекруты, он согласился вместо него отправиться на службу и 15 лет провёл на Кавказе. Он участвовал в опасной операции, где проявил себя настоящим героем. В качестве награды он получил орден и офицерский чин, благодаря чему стал дворянином.

Уйдя в отставку, Флягин отправился в Петербург, где какое-то время проработал чиновником. Не видя смысла в такой работе, он уволился и устроился работать артистом в местный балаган.

В возрасте примерно 50 лет Флягин решил исполнить своё предназначение и ушёл в монастырь, получив новое имя — Измаил. Здесь он по старой привычке работает кучером.

В монастыре Флягина стали одолевать бесы, у него открылся дар пророчества. Чтобы излечить его душу, монахи благословили его на странствование. Так 52-летний Иван Флягин отправился в поездку по святым местам.

Образ Ивана Флягина

Образ Ивана Флягина весьма колоритен и имеет много общего с образом былинного богатыря. Этому способствует не столько внушительная внешность высокого и физически крепкого Флягина, но, прежде всего, его добродушие и душевная простота.

Ивана Флягина трудно назвать положительным героем, он весьма далёк от образа праведника. Это сложная многогранная личность, которая не перестаёт развиваться на протяжении всего сюжета. Флягин простоватый, добродушный и исключительно честный человек, способный проявлять милосердие. Но при этом он может быть по-звериному жестоким и равнодушным к чужим страданиям.

Иван Флягин осознаёт, что совершает дурные поступки, и по мере своих сил пытается справиться с внутренними демонами. Ему удаётся искупить свои грехи добрыми, по-настоящему жертвенными делами, благодаря которым его душа очищается и обретает мудрость.

Флягин является глубоко религиозным, патриотичным человеком. Он готов отдать собственную жизнь ради спасения православного русского народа, с которым полностью себя идентифицирует.

Вся жизнь Флягина проходит в скитаниях. Однако, куда бы судьба ни закинула героя, он спокойно и по-философски воспринимает все перемены в своей жизни. Его кипучая натура, наполненная жизнеутверждающей энергией, не позволяет ему впадать в уныние, какие бы суровые жизненные испытания ему ни приходилось вынести.

Иван Флягин не безвольная песчинка, которую несёт по свету ветер перемен. Это поистине «очарованный странник», который с удивлением и восхищением воспринимает всё многообразие мира. Вся жизнь для него — это непрерывное путешествие, в котором он получает важные уроки.

5 фактов об Иване Флягине

  • Идея написания истории о русском богатыре-правдоискателе пришла в голову Николаю Лескову во время его путешествия по Ладоге, Карелии и Валааму. Писатель побывал в старинных монастырях, где размышлял о жизни праведников.
  • Первоначально произведение имело иное название — «Черноземный Телемак». Телемак — в греческой мифологии сын легендарного царя Итаки Одиссея и Пенелопы, один из главных персонажей поэмы Гомера «Одиссея».
  • В монастыре Флягин принимает еще одно имя — отец Измаил, что в переводе с древнееврейского означает «услышит Бог».
  • У Ивана Флягина не было реального прототипа. Это собирательный образ русского странника-праведника, которым так восхищался Николай Лесков. Писатель считал, что праведники «сильнее других делают историю» и что «таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им…».
  • «Очарованный странник» — это не просто повесть, а житие. Лесков шаг за шагом описывает биографию своего героя, выделяя наиболее значимые фрагменты его жизни. Схожим образом строятся жизнеописания святых.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В повести «Очарованный странник» Николай Лесков выводит совершенно неповторимый образ русского человека, обладающего удивительной силой духа и природной мудростью, благодаря которой он гармонично вписывается в переменчивую стихию жизни.

Автор не скрывает своего одобрительного отношения к Ивану Флягину, но при этом не идеализирует его. Роль героя он видит в том, чтобы продемонстрировать, насколько важно для человека найти себя в этом мире, выбрать правильный жизненный путь, призвание. Характеристика образа Ивана Флягина позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить краткий доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Иван Северьянович Флягин в повести «Очарованный странник»: образ, характеристика описание, портрет

obraz-harakteristika-ivan-severjanovich-fljagin-ocharovannyj-strannik-opisanie-portret
Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов

Иван Северьянович Флягин является главным героем повести «Очарованный странник» Николая Лескова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести «Очарованный странник»: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по «Очарованному страннику»

Иван Северьянович Флягин в повести «Очарованный странник»

Полное имя героя – Иван Северьянович Флягин:

«…меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали…»

Возраст Флягина – 52 года (на момент поездки на пароходе):

«…я уже стар: пятьдесят третий год живу…»

О внешности Ивана Флягина известно следующее:

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.» 

«…по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.»

«…из‑под густых, вверх по‑гусарски закрученных седых усов. « 

«…снял с головы свой монастырский колпачок и, перекрестясь, молвил…» 

«…отвечал богатырь‑черноризец…» 

По происхождению Флягин – крепостной крестьянин. Он родился в селе Г. в Орловской губернии:

«Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии.» 

«В селе Г., где сам граф изволил жить…»

Отец Флягина был кучером:

«Мой родитель был кучер Северьян…» 

«Родитель мой, Северьян Иваныч…»

Мать Флягина умерла сразу после тяжелых родов:

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню…» 

«…сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою…»

Флягин родился с очень большой головой, и за это ему дали прозвище Голован:

«…я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован.»

«Смотри, Голован, осторожнее…»

Флягин с детства много времени проводит на конюшне и проникается любовью к лошадям:

«Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.»

Он знаток в лошадях. Он обладает «особым дарованием» во всем, что касается лошадей:

«…я к этому от природы своей особенное дарование получил.» 

«…к коню я, как вам докладывал, имею дарование…» 

«…моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу…»

«Я конэсер‑с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования. <…> Да‑с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил.» 

«Я же был, как докладывал вам, природный конэсер и этот долг природы исполнял совестно…»

Иван Северьянович Флягин – добрый, простодушный человек:

«…простодушный, добрый русский богатырь…» 

«Но, при всем этом добром простодушии…»

«…ты добрый мужик.» 

«…он, по доброте своей, всеконечно от этого не отказался…» 

«…он исповедал со всею откровенностью своей простой души…»

Иван Флягин держится смело, самоуверенно, но не развязно:

«Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…» 

Он говорит приятным басом, произнося слова лениво и мягко:

«…и заговорил приятным басом с повадкою. 

– Это все ничего не значит, – начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом…»

Он откровенный человек:

«Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен.»

Он глубоко верующий человек:

«…до монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен…»

Иван Флягин никогда не продавал себя за деньги:

«…только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…»

Он честный, верный и ответственный человек:

«…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его. 

«…ни за что я того, кому служу, обмануть не мог. И мой князь это чувствовал и высоко меня уважал…»

Он «золотой мужик», по мнению его хозяина-князя:

«…очень не умен, а золотой мужик – честный, и рачитель…»

Иван Северьянович – храбрый человек:

«И сделали‑с меня за храбрость офицером…» 

Он истинный патриот. Он готов умереть за свой народ. В плену Иван страшно тоскует по России: 

«Непременно с: мне за народ очень помереть хочется.»

Он очень интересный человек:

«…оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком…»

Сам себя Флягин считает большим грешником за то, что «погубил много невинных душ». Так, по его вине погибают монах, татарин на ярмарке. При его участии погибает цыганка Груша:

«Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…» 

«Я, – говорю, – на своем веку много неповинных душ погубил…»

Иван Флягин много повидал на своем веку, был в плену, на войне и т.д.:

«…не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого».» 

«Я ведь много что происходил, мне довелось быть‑с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.» 

«Помилуй бог, сколько ты один перенес…»

Иван Флягин всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть:

«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.»

Так, Флягин проводит 10 лет свой жизни в плену у татар (он попадает в плен в возрасте 23 лет):

«Так вы и в десять лет не привыкли к степям?»

Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином:

«…как ты хочешь, а тебя надо в офицеры произвесть.»

«Поздравляем, – говорят, – тебя, ты теперь благородный и можешь в приказные идти…» 

«…в кучера, но никто не берет; говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»

В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре герой получает церковное имя – отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером:

«Постоянно‑с в кучерах. В монастыре этого моего звания офицерского не опасаются, потому что я хотя и в малом еще постриге, а все же монах и со всеми сравнен.»

«…«запрягай, отец Измаил» (меня теперь Измаилом зовут), – я запрягу; а скажут: «отец Измаил, отпрягай», – я откладываю.»

Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него «нечистую силу», но все безрезультатно:

«Я, – говорит, – его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель.»

Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам:

«Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь. Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться.»

Это был цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести «Очарованный странник» Лескова: описание внешности и характера персонажа, портрет в цитатах.

В повести Лескова, опубликованной в 1873 году, представлен необычный образ Ивана Флягина, русского странника, жизнеописание которого дается им самим в манере устного народного сказа просторечным, но удивительно поэтическим языком.

Оглавление:

  • Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
  • Портрет, характерные черты и описание главного героя
  • Жизненный путь Ивана
  • Профессии в жизни Ивана Флягина
  • Почему Флягин назван странником
  • Какие нелепые поступки совершает Флягин
  • Сколько времени провел Флягин в плену
  • Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
  • Цитатная характеристика Флягина

В то же время изложение событий жизни героя, его биография напоминает каноны жанра жития.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Портрет, характерные черты и описание главного героя

Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ, где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути. 

Профессии в жизни Ивана Флягина

В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.

После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь. 

Почему Флягин назван странником

Всю жизнь Иван странствовал, не довелось ему вести оседлый образ жизни, обрести семью и дом.

Он «вдохновенный бродяга» с младенческой душой, которого никто не гонит, он сам бежит в поисках счастья.

Но все его скитания были бесцельны, лишь уйдя в монастырь, он становится паломником, ездит на богомолье по святым местам. 

Какие нелепые поступки совершает Флягин

Все его деяния продиктованы душевными порывами. Не раздумывая, часто совершает нелепые поступки. То убегает с офицером, с которым сначала дрался, не отдавая ребенка. То, когда чудятся ему бесы, сбрасывает свечи в церкви, корову случайно спросонья убивает.

Сколько времени провел Флягин в плену

Иван попадает в долгий десятилетний плен к степным кочевникам-татарам. Чтобы он не убежал, ему вшивают в разрезанные пятки конскую щетину, таким образом сделав калекой. Но называют другом, дают жен, чтобы те за ним ухаживали.

Но мается он, что не венчан, что дети его некрещеные, рвется на родину. Улучив момент, когда на кочевке остались только старики, женщины и дети, убегает.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Цитатная характеристика Флягина

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова.

Повесть
Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского
мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного
характера русского человека.

Лесков отмечает
внешнее сходство Ивана
Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста,
с смуглым открытым лицом и густыми
волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала
его проседь. Он был одет в послушничьем

подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком
черном суконном колпаке…
Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле
слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца”, — пишет Лесков.

Из
дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании”
и происходил из дворовых людей графа
К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был с самого рождения предназначен для служения
Богу. Но судьба жестоко обошлась
с этим человеком. Он вопреки
своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство
невинного монаха, женщины,
которую любил. По сути дела он не

был виновен
в своих преступлениях. Кажется, что этого человека преследует злой рок.                    Недаром
Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А
вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая
погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание
за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих
поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам.
И эта неуемная

энергия толкает
его на самые безрассудные поступки.
Монаха, заснувшего на возу
с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот
грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь
ему придется его искупить.                                                             

Но
мы видим, что богатырская мощь, ловкость
и быстрота героя это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем
мальчиком Иван едет с графом и графиней
в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не
погибает, падая с обрыва.

Иван
демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за
безрассудного удальства он попадает
в

плен
к татарам. Мы видим, как в плену он начинает испытывать тоску по родине. Он говорит: “…домой хочется…
тоска сделалась, особенно по вечерам,
или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает да по
шатрам спит, а я подниму у своего шатра
полог и гляжу на степь… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм,
и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

И
хотя прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), все равно его тянуло на родину. Поэтому
герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит
в монашество, его в наказание надолго
сажают в погреб. Но там ему все равно лучше,
чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.

Вера для русского
человека всегда имела большое значение.
Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужаков в
плену. Среди ночи он “выползал потихоньку
за ставку… и начинал молиться”. “Так молишься, — говорит Иван, — что даже снег инда под коленками
протает и где слезы падали — утром
травку увидишь”.  Этот герой много испытал на своем веку.

Широкая
душа этого человека, его умение видеть прекрасное раскрывается при его встрече с Грушей. Он сумел понять
ее, проявить самоотверженную любовь и
преданность. Иван очень сильно переживал гибель Груши, не вынесшей измены любовника — князя. После
гибели цыганки Иван бредет неизвестно
куда, погруженный в думах, как бы ему “постраждовать”. На пути он встречает старика со старухой. И
идет вместо их сына на пятнадцать лет
воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно не
доволен собой. Ему не дает покоя
голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести
Иван оправдан, очищен
от грехов. Он стал монахом,
чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре.

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального
характера. Этот герой далеко не идеальный.
Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе
хорошо показана широта русской натуры, ее безграничность.

История персонажа

Николай Семенович Лесков написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Писатель Николай Лесков

Писатель Николай Лесков

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.

Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Иллюстрация к повести «Очарованный странник»

В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.

Иван Флягин

Иван Флягин

Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.

Цыганка Груша

Цыганка Груша

Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.

Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Иллюстрация к повести «Очарованный странник»

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.

Цитаты

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отношение павла петровича к дворянству цитаты
  • Мне нужно по казахски пословицы
  • Цитата форма числа
  • Цитата про порядок в голове и в жизни
  • Вот и прошел еще один год цитаты