Характеристика насти в пьесе на дне с цитатами

Характеристика Насти

Характеристика Насти

В системе женских образов в пьесе Максима Горького «На дне» выделяется образ Насти — молодой девушки, яркой представительницы низших слоёв общества. С юности познав все тяготы тяжёлой, беспросветной жизни, она находит утешение в чтении романов и мечтах о чистой, настоящей любви. Характеристика Насти позволяет понять, что даже люди, которые оказались на социальном дне чуть ли не с рождения, не могут до конца принять горькие реалии окружающей жизни. Героиня пытается построить свой собственный идеальный мир, в котором она спасается от действительности.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Полное имя — Настя.

Возраст — 24 года.

Род занятий — проститутка.

Семья — отсутствует.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из простого семейства.

Воспитание — традиционное для её сословия.

Образование — традиционное для её сословия.

Внешность — не указано.

Характер — наивная, сентиментальная, мечтательная, эмоциональная, дерзкая, свободолюбивая, романтичная, способная легко увлекаться, недалёкая.

Положительные черты — добрая, наивная, мечтательная, романтичная, свободолюбивая.

Отрицательные черты — глуповатая, слабовольная, без чувства собственного достоинства, инфантильная.

Произведение — «На дне».

Автор — Максим Горький.

Цитатная характеристика

Описание образа Насти с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Насти основан на том, что она является молодой незамужней девушкой.

«Настя, девица, 24 года…»

Источник: Действующие лица

Настя живет в ночлежке для бедняков и вынуждена ютиться в очень плохих условиях.

«Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары…»

Источник: Акт 1

Настя зарабатывает на жизнь проституцией.

«Барон (усталый от гнева, садится на скамью). Сатин, скажи ей… шлюхе..»

Источник: Акт 4

«Настя… жизнь моя… я — одна… я — таковская! Пускай уж я… погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…»

Источник: Акт 3

Сожителем Насти является Барон.

«Барон (тоже смеется).
Дедка! Ты думаешь — это правда?…
Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего… не сердись!.. А на него — не сердись, на сожителя-то…»
Источник: Акт 3

Внешность

Насте 24 года.

«Настя, девица, 24 года…»

Источник: Действующие лица

В попытке выглядеть более привлекательно Настя подкрашивает лицо.

«Бубнов. Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать…»

Источник: Акт 3

Черты характера и поступки

Настя очень любит читать любовные романы.

«Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку».

Источник: Акт 1

«Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). “Роковая любовь”… (Хохочет.)»

Источник: Акт 1

Книги о любви становятся для Насти самой большой отдушиной. Благодаря им она хотя бы на время забывает о своём унылом, беспросветном существовании.

«Лука. Ишь ты! А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и — плачет! Право! Слезы текут…»

Источник: Акт 1

Настя очень сентиментальна и остро переживает за судьбы книжных героев, которые вызывают у неё искренние слёзы.

«Лука. Ишь ты! А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и — плачет! Право! Слезы текут… Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она — жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке…»

Источник: Акт 1

«Лука… Давеча ты плакала, теперь вот говоришь — напьюсь!
Настя (вызывающе). А напьюсь — опять плакать буду… вот и все!»
Источник: Акт 1

Еще одним способом забыться для Насти является выпивка.

«Настя… Напьюсь вот я сегодня… так напьюсь!»

Источник: Акт 1

Настя — добрая, но глупая девушка.

«Барон. Это — дура…»

Источник: Акт 1

«Барон. Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа — нестерпимо!»

Источник: Акт 3

Настя часто даёт деньги на выпивку своему сожителю Барону.

«Барон. А… надо мне к Настьке мириться идти… не помиришься — на выпивку не даст…»

Источник: Акт 3

Будучи падшей женщиной, Настя понимает, что её жизнь пропала, и она не может надеяться на лучшее будущее.

«Настя… жизнь моя… я — одна… я — таковская! Пускай уж я… погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…»

Источник: Акт 3

Настя считает себя лишней в этой жизни.

«Настя. Надоело мне… Лишняя я здесь…
Бубнов (спокойно). Ты везде лишняя…»
Источник: Акт 1

Понимая, что её жизнь убогая, Настя выдумает себе иной мир, в котором есть благородный жених и сильная любовь. Насте так хочется более чистой, прекрасной жизни и настоящих чувств, что она выдумывает страстную любовную историю.

«Настя. “Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…” А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями… “Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно… жить без тебя — никак не могу”. И отвечала я ему: “Незабвенный друг мой… Рауль…”»

Источник: Акт 3

Настиной истории никто не верит. Обитатели ночлежки откровенно насмехаются над девушкой, и лишь милосердный старец Лука делает вид, что полностью верит Насте.

«Настя… “Незабвенный друг мой… Рауль…”
Бубнов (удивленный). Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет). Настька! Да ведь… ведь прошлый раз — Гастон был!»
Источник: Акт 3

«Барон (тоже смеется). Дедка! Ты думаешь — это правда?” Это все из книжки “Роковая любовь”… Все это — ерунда! Брось ее!..»

Источник: Акт 3

«Бубнов. И чего это… человек врать так любит? Всегда — как перед следователем стоит… право!»

Источник: Акт 3

«Бубнов. Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие — зачем?»

Источник: Акт 3

«Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была! А на него — не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется…»

Источник: Акт 3

Настя настолько проникается выдуманной любовной историей, что начинает сама искренне в неё верить. Ей кажется, что в её жизни была настоящая любовь.

«Настя (вскакивая). Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она… настоящая!»

Источник: Акт 3

«Настя (крепко прижимая руки ко груди). Дедушка! Ей-богу… было это! Все было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!»

Источник: Акт 3

Характеристика Насти другими героями

Барон

Барон сожительствует с Настей, прекрасно зная, что она зарабатывает на жизнь проституцией.

«Барон (усталый от гнева, садится на скамью). Сатин, скажи ей… шлюхе…»

Источник: Акт 4

Барон считает Настю доброй, но вместе с тем глупой.

«Барон. Это — дура…»

Источник: Акт 1

«Барон. Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа — нестерпимо!»

Источник: Акт 3

Барон презрительно относится к главному увлечению Насти — чтению любовных романов.

«Барон (тоже смеется). Дедка! Ты думаешь — это правда?” Это все из книжки “Роковая любовь”… Все это — ерунда! Брось ее!..»

Источник: Акт 3

Барон знает, что у Насти доброе сердце и она всегда даст ему денег на выпивку.

«Барон. А… надо мне к Настьке мириться идти… не помиришься — на выпивку не даст…»

Источник: Акт 3

Подробная характеристика Барона

Бубнов

Барона раздражает стремление Насти приукрасить окружающую действительность.

«Бубнов. И чего это… человек врать так любит? Всегда — как перед следователем стоит… право!»

Источник: Акт 3

«Бубнов. Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие — зачем?»

Источник: Акт 3

Подробная характеристика Бубнова

Лука

Лука поддерживает Настю в её желании придумать себе красивую любовную историю.

«Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была! А на него — не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется…»

Источник: Акт 3

Подробная характеристика Луки

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Насти вместе!

Биография

Насте 24 года, она уже долгое время живёт в ночлежке для бедняков и зарабатывает на жизнь проституцией. У неё нет ни профессии, ни определённых навыков для честной работы, и, чтобы заработать на кусок хлеба, она продаёт своё тело.

Сожителем Насти является Барон — обедневший, опустившийся на самое дно дворянин. В этих отношениях нет искренних чувств: Бубнов просто использует её в своих целях.

Единственным увлечением Насти является чтение любовных романов, благодаря которым она может забыть о своей тяжёлой жизни. Она выдумывает себе идеального возлюбленного, красивую любовную историю, и это помогает ей мириться с неприглядной действительностью.

Образ Насти

Настя — девушка с тяжёлой судьбой. Окружённая нищетой, пьянством и развратом, с юных лет она вынуждена зарабатывать на жизнь проституцией. Настя понимает, что нравственно погибла, и поставила на себе крест.

Отсутствие внутреннего стержня и веры в себя не дают Насте вырваться из той порочной среды, в которой она оказалась. Будучи инфантильной натурой, она просто плывёт по течению, а не борется за более достойную жизнь. Настя понимает это и считает себя пропащим человеком.

Настоящей отдушиной для девушки становятся дешевые любовные романы, которые она с упоением читает каждый день. Погружаясь в иллюзорный мир любовных страстей, она вместе с героями переживает сильные чувства и эмоции, искренне сопереживает им. Увлечение Насти романами становится столь сильным, что она сама выдумывает себе возлюбленного, с которым не может быть в силу жизненных обстоятельств.

Настоящим спасением для Насти является её вымышленная любовь, которая позволяет ей забыть о безысходности своего существования. Настя доверчиво рассказывает о своём прекрасном возлюбленном постояльцам ночлежки, но в ответ слышит лишь насмешки и издевательства. Несмотря на такую реакцию, она не отказывается от своей мечты, продолжая отчаянно верить в идеальную любовь, однако ничего не предпринимает для того, чтобы её мечта стала реальностью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В пьеса Максима Горького «На дне» красочно описана незавидная судьба женщин, которые по той или иной причине оказались на самом дне общества. Одной из них стала падшая женщина Настя, которая отгораживается от действительности мечтами о большой любви.

По мнению автора, роль героини заключается в демонстрации того, как важно верить своей мечте и идти вслед за ней. У Насти не хватило для этого мужества, и потому она обречена влачить жалкое существование на дне общества. Характеристика образа Насти с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

nastja-na-dne-obraz-harakteristika-opisanie
Настя в пьесе «На дне»
(актриса О. Л. Книппер)

Настя является одной из героинь знаменитой пьесы Горького «На дне».

В этой статье представлена цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне», образ, описание героини.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

Настя в пьесе «На дне» Горького

Настя является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

Возраст Насти – 24 года:

«Настя, девица, 24 года…»

Судя по всему, Настя зарабатывает себе на жизнь «непристойной работой» (сама себя она поэтому называет «таковской», а Барон называет ее ш**хой):

«Сатин, скажи ей… ш**хе…» (Барон о Насте) 

«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»

Судя по всему, героиня состоит в любовной связи с Бароном, обедневшим дворянином, также живущим в ночлежке:

«А на него – не сердись, на сожителя‑то…» (Лука – Насте о Бароне)

По мнению Барона, Настя – добрая, но глупая девушка. Однако, судя по высказываниям героини, она не так уж глупа:

«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!» 

«Это – дура…» (Барон о Настей)

Она терпит пренебрежительное отношение со стороны Барона, но продолжает давать ему деньги на пьянство:

«Барон (Насте.) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мр*зь! 

Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!» 

«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон) 

«Впрочем – я иду мириться с ней…» (Барон)

Настя любит читать романы о любви:

«…Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку.» 

«…(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)» 

«Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)»

Она впечатлительная девушка. Читая любовные романы, она плачет от жалости к героям:

«А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет! Право! Слезы текут… Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке… Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки…»

Настя – мечтательная девушка, фантазерка. Начитавшись романов, Настя сама себе сочиняет историю любви о молодом человеке, который не женился на ней из-за родителей. Судя по всему, Настя время от времени рассказывает свою историю обитателям ночлежки и при этом даже плачет:

««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»» 

«И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»  

Кажется, мечтательная Настя настолько принимает желаемое за действительное, что сама искренне верит в свою выдумку:

«Дедушка! Ей‑богу… было это! Всё было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!»

Жители ночлежки понимают, что она выдумывает, «врет». Кто-то из соседей сочувствует девушке, а кто-то смеется. Так например, Барон со смехом напоминает Насте, что вчера ее героя звали не Рауль, а Гастон:

«Погоди! Не любо – не слушай, а врать не мешай… Дальше!» (Барон) 

«Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!»  (Барон)

«Дедка! Ты думаешь – это правда? Это всё из книжки «Роковая любовь»…»  (Барон)

«Глупо, старик! Надоела она… Сегодня – Рауль, завтра – Гастон… а всегда одно и то же!»  (Барон)

Благодаря романам Насте кажется, что в ее собственной жизни тоже была настоящая любовь:

«Настя (вскакивая). Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»

Бубнов называет её «чертовой куклой» за ее любовь к фантазиям:

«Ах… чертова кукла! а?» (Бубнов)

Старик Лука поддерживает Настю и считает, что девушка имеет право верить в свои выдумки:

«Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!» (Лука) 

«Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей… пускай плачет‑забавляется… Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?» (Лука – Барону)

По словам Бубнова, Настя привыкла подкрашивать себе лицо, поэтому пытается подкрасить себе и душу своими фантазиями:

«Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит…»

Несчастная Настя признается, что ей противна и жизнь, и все люди вокруг:

«Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи… Ах, опротивело мне всё! Вся жизнь… все люди!..»

Она надеется когда-нибудь покинуть грязную ночлежку и уйти на другую квартиру:

«Уйду я отсюда… на другую квартиру.» 

«Надоело мне… Лишняя я здесь…» 

«И чего… зачем я живу здесь… с вами? Уйду… пойду куда‑нибудь… на край света!» (Настя) 

Несмотря на свою мечтательность, она может показать характер и дать отпор, когда ее обижают. За это Барон и Татарин называют ее дерзкой:

«Барон. Вот я ей в ухо дам… за дерзости! 

Настя. Попробуй! Тронь!» 

«У‑у! Злой баба – русский баба! Дерзкий… вольна!» (Татарин о Насте) 

Критика об образе Насти

«…Настя живет в мире красивых романов и уверяет себя и других, именно с ней происходили вычитанные в книге изящные и благородные любовные приключения. А Лука поддерживает в ней эту «спасительную» от грязи, от неприглядности жизни ложь: дескать, лучше в воображении жить недоступной красавицей, чем в действительности сознавать, что ты ***…  …И вот Настя, «закрыв глаза и раскачивая головой», бредит наяву о настоящей любви»…»  (из статьи Ю. Юзовского «Драматургия Горького»)

Это была цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне» Горького: образ, описание героини в цитатах.

Смотрите:

Среди обитателей ночлежки есть и женщины. Их немного, но у каждой своя судьба. Образ и характеристика Насти в пьесе «На дне» вызывают особые чувства: жалость, гнев, усмешку и горечь.

Жизнь в ночлежке

Насте 24 года. Она занимается непристойной работой, проституцией, чтобы иметь средства для существования. Читатель понимает, что денег от такой работы у девушки мало, раз она не может уйти из темного подвала. Настя признается, что никуда не годится, не может ничем другим заниматься. Добрую девушку в пьесе называют по-разному:

  • шалава;
  • таковская;
  • дура;
  • чертова кукла;
  • мразь.

Даже имя меняется в устах жильцов:

  • Настя;
  • Настёнка;
  • Настька.

Жизнь в подвале ведет людей к смерти. Девушка тоже знает, что погибает, но не меняет ничего вокруг себя. Просто погружается в свой внутренний мир и создает новые истории, но все они сходны по сюжету. Везде есть тот, кто искренне влюблен в нее.

Жизнь в «сказке»

Девушка увлеченно читает любовные романы. Она так поглощена сюжетом книг, что начинает путать вымысел с реальностью. Читая романы, Настя плачет над сюжетом, представляет образы из книг. Проникая в суть любовных историй, становится их героиней. Девушка пытается рассказать историю своей любви, но путается, меняет имена. Ее любимый то Рауль, то Гастон. Это злит сожителя грешницы — Барона.

Настя уверена, что возлюбленный хотел на ней жениться, но ему не разрешили родители. Чтобы не быть в тягость любимому, не портить его судьбу, Настя решает жить без него. Она готова любить безумно всю жизнь, но не хочет боли и несчастья семье Рауля.

В другой истории влюбленный студент готовит «леворверт» с десятью пулями. Девушка не дает покончить с жизнью:

«… не лишай себя молодой твоей жизни…».

Здесь особая доброта, самопожертвование и готовность принести себя в жертву ради любимого. Для кого-то это пошло, другие примут действие за благородство.

Настя верит в свои истории, она ощущает любовь, верит в нее. Становится искренне жаль девушку, но больше жаль тех, кто не умеет любить. Романы украшают пребывание в ночлежке, отвлекают от горестных мыслей. Барону кажется, что фантазии — это как краска для лица. Только вымысел красит душу, «румянец на душу наводит».

Настя и Барон

Барон и Настя сожительствуют. Между ними не ощущается доверительных или любовных отношений. Чувствуется со стороны мужчины пренебрежение. Он дворянин, хотя и обедневший, а девушка из низших сословий. Барон постоянно подчеркивает разницу происхождения:

«Я – не чета тебе!».

Но это не останавливает его просить деньги на выпивку. Несчастная девица все понимает, но не может отказать мужчине и терпит его насмешки.

Барон считает сожительницу глупой, называет дурой. Читатель и зритель не слышат глупости в ее словах. Глупо поступает она, прощая оскорбления Барона. Речь девушки высокопарна и красива, рассуждения верны, реплики чувствительны.

Характер героини

Девушка отличается не только любовью к книгам. В ее образе много особенного, причем положительного. Она не становится злым зверем, загнанным в клетку, хотя оскорбления и унижения жестоки и бесчеловечны. Она сохраняет душевную открытость. Какие черты отличают образ:

  • сентиментальна;
  • мечтательна;
  • наивна;
  • дерзка;
  • вольна.

Интересна характеристика девушки из уст Татарина:

«русский баба».

Настя дает отпор мужикам, не боится ответить на слова и удары.

Многим читателям персонаж представляется глупым непосредственным ребенком. Настя беспомощна, она живет в атмосфере грязи, споров и мрака. Как ребенок, девушка ждет тепла и заботы, но получает совершенно другое отношение. Если бы не ее непристойное занятие, можно было считать образ положительным полностью, но в подтексте проглядывает глубокий философский смысл. Встает вопрос, неужели нет другого способа заработать на жизнь? Но таких девушек очень много на Руси того времени.

Настя и Лука

Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви. Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет. В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.

Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,

«…пускай плачет…».

Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.

У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.

История персонажа

Настя из пьесы Максима Горького «На дне» – девушка, живущая в ночлежке. Настя занимается проституцией. Она сожительствует с Бароном и дает ему деньги на выпивку.

Создание персонажа

Персонажи «Пьесы на дне» созданы Горьким из его опыта в прошлом. В героях Горький воплотил образы людей, существовавших в действительности и запомнившихся писателю.

Ему с матерью приходилось ночевать в приюте Нижнего Новгорода, построенном купцом Бугровым. Ночлежный дом возвели рядом с рынком, как-бы разделяя «верхний» город и «нижний». Ее обитателями оказывались люди разных профессий и финансового состояния: поденные рабочие, мелкие закупщики, воры, проститутки. Настя в пьесе как раз и стала олицетворением представительниц последней категории – женщин и девушек, зарабатывающих продажей собственного тела.

Биография Насти из пьесы Максима Горького «На дне»

Автор не приводит описание жизни персонажа до того, как Настя поселяется в ночлежке. Не знают его и герои пьесы, но предполагают, что девушка – сирота и воспитывалась в приюте. Когда повзрослела и покинула приют, то оказалось, что ей некуда идти.

Также возможно, что девушка происходит из мещан. Она обучена грамоте – в первой сцене читает книгу. Еще можно обратить внимание на такую особенность речи, как отсутствие бранных слов.

Типичная мечта провинциальной барышни – возвышенная любовь. Влюбившись, такая девушка готова сбежать из родительского дома с пылким женихом. Когда кавалер бросал и признавался, что не может жениться, то не все возвращались домой. Свою историю о большой любви Настя рассказывает страннику Луке. Другие ей не верят. И нет в том ничего удивительного, ведь пересказывая, она каждый раз меняет имя жениха. Но возможно, девушка испытала нервный срыв и страдает провалами в памяти.

Настя сожительствует в ночлежке с Бароном. Он то подтрунивает над ней, то злится, когда она ему не верит и обещает поколотить.

Внешность и характер Насти

Настя – мечтательная девушка, и некоторые жильцы считают ее глупой. Скорее, она безразлична к окружению. В одной из сцен Настя говорит, что уйдет из ночлежки, так как чувствует себя лишней. В ответ слышит, что все люди на земле лишние.

Лилия Толмачева в образе Насти в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли

Лилия Толмачева в образе Насти в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли

На внешности автор не заостряет внимание, но, скорее всего, это хрупкая и изящная девушка, не лишенная привлекательности. Возраст – 24 года.

Отношения Насти с окружающими

Если Квашня пытается организовывать жильцов и ее зовут «хозяйкой», то Настя – наоборот. В ночлежке нужно поддерживать чистоту для того, чтобы власти не оштрафовали хозяина за грязь, способствующую распространению болезней. Жильцы подметают помещение по графику.

Пьеса начинается с их пробуждения. Очередь подметать пол у Барона, но он несет Квашне пельмени на рынок. Задачу перекладывают друг на друга, но желающих нет. Отказывается и Настя. Причем такая сцена повторяется дважды. Такие взгляды на жизнь косвенно указывают, что Настя – барышня благородных кровей, не привыкшая работать и не планирующая этого делать в будущем.

Алла Тарасова в роли Насти в телеспектакле «На дне» / Фото: Кино-Театр.РУ

Алла Тарасова в роли Насти в телеспектакле «На дне» / Фото: Кино-Театр.ру

Символизм персонажа

В Насте Максим Горький показывает сложную судьбу интеллигенции. Девушек, которые «потеряли место в жизни». Они не отождествляют себя с народом (крестьянками и городской беднотой), но и в аристократы их не принимают. Они ищут смысл жизни в книгах, но не находят. Мечтают о настоящей любви, но нередко сами становятся «поставщицами» любви продажной, не имея иных способов для заработка. Поэтому Насте важен разговор с Лукой и его мудрость: «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да!»

Настя на экране

Пьесу Горького ставили неоднократно. Нередко театральные постановки попадали и на экраны. Так, в 1952 году советским зрителям был представлен телеспектакль, в котором роль падшей женщины досталась Алле Тарасовой. А через два десятка лет собственное прочтение произведения предложили актеры труппы театра «Современник» – в 1972-м в Настю перевоплотилась Лилия Толмачева. В 1987 году пьесу экранизировали в под названием «Без солнца». Роль Насти сыграла актриса Вера Глаголева.

Интересные факты

  • Нередко критики сходятся во мнении, что горьковская Настя, ищущая счастья на страницах любовных романов, уже давно перестала различать мир реальный и выдуманный. Оттого и путаются у нее имена несуществующего возлюбленного.
  • В основу образа Насти легли рассказы о непростой жизни Клавдии Гросс. Познакомившись с проституткой, пришедшей к писателю после предпринятой ею попытки самоубийства, и выслушав ее историю, Горький в итоге убедил женщину написать собственную автобиографию. Воспоминания Гросс были напечатаны в газете «Северный курьер» под названием «Рассказ».
  • Среди прочих постановок классической пьесы известен пародийный вариант, созданный в 1976 году для студенческого капустника. В этой версии Настя преобразилась из падшей женщины в комсомольскую активистку.

Цитаты Насти из пьесы «На дне»

Основные афоризмы в пьесе высказаны другими героями. Настя – фоновый персонаж с низкой самооценкой и желанием пожалеть себя:

«Я – никуда не гожусь…»

Самая яркая ее цитата – сказанная Барону. Девушка упрекает сожителя в его потребительском к ней отношении:

«Ах ты несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь — яблоком!»

Настя то оплакивает свою упорхнувшую любовь, то пытается рассказать о своих переживаниях, и только один Лука готов их выслушать:

«Уйдем, милая! Ничего… не сердись. Я – знаю… Я верю!»

Пьеса «На дне» — известнейшее творение Максима Горького. Одно лишь название дает понять, что персонажи произведения находятся не в лучшем положении. Они отличаются друг от друга и совершают дурные поступки по разным причинам. Герои столкнулись с ужасными последствиями и сходны лишь в этом. Характеристика образа Насти в пьесе «На дне» и поможет написать сочинение на уроке литературы, посвященное судьбам русских женщин в дореволюционной России.

Оглавление:

  • Кратко о произведении
  • В ночлежном доме
  • Описание героини
  • Склонность к мечтанию
  • Отношения с Бароном и Лукой

Пьеса Максима Горького «На дне»

Кратко о произведении

Место проживания персонажей — ночлежка Костылева. Автор рассуждает о чудовищных жизненных условиях, анализирует прошлое и настоящее героев, затрагивая при этом идеологические темы. Настя — одна из несчастных, которые были сломлены. Она взаимодействует с остальными «счастливцами», понимая, что нет надежды на спасение.

На дне — значит, в бездне отчаяния, в месте, где никто никому не рад. Личности, лишившиеся самого дорогого и отринувшие мораль, едины и неотличимы. Это безумцы, потерявшие веру во все. В их числе и Настя, некогда подававшая надежды.

В ночлежном доме

Настя в пьесе «На дне»

Делая речевую характеристику Насти в пьесе «На дне», стоит упомянуть, что главной героине всего 24 года. Чтобы заработать себе на хлеб, она ублажает мужчин, продает свое тело ради возможности прожить хотя бы день. Ее доход не может быть завидным, девушка не силится пойти наперекор судьбе и утверждает, что не привыкла заниматься чем-то другим.

У нее заниженная самооценка. Настю, считающую себя ни на что не годной, оскорбляют без стеснения, дают обидные прозвища и относятся с пренебрежением, как к прислуге. Даже ее имя неуважительно коверкают:

  • Настёнка;
  • Настька.

Она знает о том, что натуры, опустившиеся «на самое дно», не смогут долго прожить. Девушка ждет собственной гибели, считает подобную участь истинным избавлением.

Настя не готова меняться, ей проще придумывать истории, завершающиеся благополучно. Их конец неизменен: всегда появляется тот, кто влюблен в отчаявшуюся героиню.

Описание героини

Описывая главный персонаж и делая цитатную характеристику Насти в пьесе «На дне», следует уделить внимание личностным задаткам девушки, ведь ее убеждения многих читателей заставили прослезиться. Героине хочется посочувствовать, но в то же время она вызывает необъяснимое отторжение.

Насте приходится заниматься проституцией

Ей приходится заниматься проституцией ради жалких подачек, терпеть унижения и жить в кошмарных условиях. Почему же все должно было закончиться столь ужасно? Литератор не желает вдаваться в подробности и не рассказывает о прошлом героини. Тем не менее становится ясно, что она, будучи мечтательницей, не стремилась бороться за собственные желания.

Насте нравились романтические произведения. Девушка жаждала ощутить то же, что и любимые персонажи, грезила о верном и великодушном избраннике, но ее чаяния разбились о суровую действительность.

Столкнувшись с неприятностями, героиня не захотела их устранять и предпочла забыться, злоупотребляя алкоголем, развлекаясь с беспутными наглецами и выдумывая одну историю за другой, лишь бы отвлечься хоть на мгновение. Погрязнув в скверне, она продолжает безнадежно надеяться на спасение и мечтать о лучших временах, которые когда-то все же наступят.

От других ее отличает не только страсть к чтению книжек. К сожалению, многие положительные черты Насти остались незамеченными. Героиня не уподобляется безнравственным обманщикам, хотя постоянно становится жертвой насмешек, «плохим примером», которому следовать не стоит. Девушке присуща откровенность. Особенности характера:

  • хрупкость, ранимость.
  • наивность и мечтательность.
  • поистине детское упрямство.
  • искренность и горячность.

Она не боится давать отпор обидчикам, пусть и лишилась того, чем дорожила прежде. Ничто ее не пугает, не заставляет остерегаться даже буйных громил.

Склонность к мечтанию

Многие поклонники считают Настю глупой, сравнивают с ребенком, не желающим познавать новое и пытаться достигнуть других целей, более нравственных. Девушка ни на что не может повлиять, вынуждена жить в нищете, сносить оскорбления и довольствоваться малым. Она не наделена хитростью и не склонна учиться на ошибках, ждет доброго отношения, но получает лишь насмешки.

Склонность к мечтанию Насти

Ее можно было причислить к положительным персонажам, если бы не привычка продавать свое тело ради выживания. Это не биографическая данность, а философский вопрос. Автор словно спрашивает у читателей, смогли бы они существовать за счет пристойной работы или сдались рано или поздно, чтобы потом попасть в ночлежку. К сожалению, этот случай не единичен, особенно если речь идет об энтузиастках того времени. Появляются следующие вопросы:

  1. Возможно ли забыть о собственной мечте?
  2. Как заставиться себя не сдаваться и сражаться до конца?
  3. Как держаться в трудные минуты?
  4. Как можно продать свою невинность ради существования?

Ответы на них так же неоднозначны, как и сам образ героини. Она не пыталась осуществить свои мечты, какие бы они ни были. Героине стоит посочувствовать, поскольку это способно сломить любого.

Однако факт остается неизменным: Настя слаба и тщедушна. Девушка сдалась, не начав сражаться за справедливость. Ее мечты о вечной любви так и не воплотились, а жизнь оказалась сущим кошмаром. Кто станет ненавидеть героиню за отсутствие нравственности, зная об ужасных условиях, в которых ей приходится существовать? Был ли шанс доказать всем, чего стоит вера в лучшее? Стоило ли опускать руки раньше времени?

Настю нельзя назвать заведомо негативной персоной. Униженная и оскорбленная бессчетное количество раз, она не уподобляется неприятелям и не становится извергом, а продолжает верить. Девушка слабоумна, безынициативна и беспомощна, как котенок, ее также можно сравнить с наивным ребенком, не понимающим, как все устроено в жизни.

Несчастная жаждет любви, которую никогда не познает. Нет сомнений, что единственным избавлением от страданий станет смерть. Литератор пытается объяснить читателям, что случается с теми, кто стремится оставить мечты лишь мечтами, а не воплощает их.

Отношения с Бароном и Лукой

Барон и Настя проживают вместе

Барон и Настя проживают вместе, но не чувствуют друг к другу привязанности. Мужчина относится к героине с презрением, не брезгуя цитатами с оскорблениями. Он помещик, хоть и разорившийся, девушка же имеет более скромное происхождение. Сожитель постоянно напоминает ей об этом, считая свое происхождение аристократическим. Но это не мешает ему выпрашивать деньги на алкоголь. Настя предчувствует бедствие, но не осмеливается отказать мужчине и безропотно сносит обиды.

Барон называет девушку слабоумной, не упускает возможности унизить ее любыми способами. Она не склонна к пустым изречениям, умеет рассуждать развернуто, подтверждая сказанное, однако поступает не слишком разумно, прощая обидчика.

Лука — единственный персонаж, посочувствовавший отчаявшейся девушке и попытавшийся ее поддержать. Он выслушал Настю, не выказывая неуважение. Возможен лишь один исход: она погибнет либо по собственной воле, либо когда вновь начнет пьянствовать и в итоге заболеет.

Лука не считает веру страдалицы ребячеством и безуспешно старается образумить остальных. Если рассказы героини им кажутся бесполезными, пусть не думают о возможном развитии событий. Но верить или нет — выбор каждого. Персонажу совершенно ясно, что, плача из-за завершения собственных историй, Настя успокаивается, поэтому не пытается мешать этому.

Лука и Настя

Насте, как и Луке, хочется покинуть ночлежное жилище и отправиться в долгое путешествие. Однако отличие разительно: старец самозабвенно странствует, а она лишь ждет удобного случая.

Читатели воспринимают действующих лиц по-своему. Можно и соболезновать, и судить. Автор уверен: если есть мечта, нужно бросить все силы на то, чтобы ее воплотить, а не прозябать в одиночестве.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Легко чужую работу поправить да трудно сделать пословица
  • Hazbin hotel цитаты
  • Человек научившийся управлять своими эмоциями становится хозяином своей жизни чья цитата
  • Снятся ли андроидам электроовцы цитаты
  • Цитаты которые можно использовать в разговоре