Ионыч цитаты про старцева

Характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч», образ, описание

dmitrij-ionych-starcev-obraz-harakteristika-jetapy-zhizni
Художник С. Алимов

Ионыч является главным героем одноименного рассказа «Ионыч» великого русского писателя А. П. Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч»: описание внешности и характера персонажа, этапы жизни в цитатах.

Образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч»

Полное имя главного героя – Дмитрий Ионыч Старцев:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу…»

По профессии Старцев является доктором. Он служит земским врачом в селе Дялиж недалеко от губернского города С.:

«…когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С…»

По происхождению герой является сыном дьячка. Судя по всему, он вырос в простой бедной семье:

«Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…» (дьячок – церковнуслужитель низжего разряда)

Дмитрий Ионыч – добрый, благородный и умный человек, «лучший из людей», по мнению Екатерины Ивановны:

«…Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех…»

«Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни…»

Он интеллигентный человек, по мнению жителей города:

«…ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными.»

Он трудолюбивый человек:

«…но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа.»

Ниже представлено описание этапов жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Эти этапы условно можно назвать так:

  • Доктор Старцев в начале службы
  • Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва
  • Доктор Старцев еще несколько лет спустя

Доктор Старцев в начале службы

В начале службы земским доктором Старцев живет бедно. У него нет своих лошадей, поэтому он ходит пешком:

«Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал…»

В молодости Ионыч интересуется литературой и искусством:

«С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…»

В начале карьеры он любит говорить о своей работе:

«Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице.»

Молодой доктор Старцев безгранично и страстно влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину. Он делает ей предложение, но получает отказ:

«Любовь моя безгранична… Прошу, умоляю вас, – выговорил наконец Старцев, – будьте моей женой!» 

«…понять человека, который когда‑то любил ее так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; ее глаза благодарили его за эту любовь.»

Отработав год земским врачом, Старцев наконец заводит себе пару лошадей и кучера:

«У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке.»


Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва 

Спустя 4 года после разрыва с Екатериной Ивановной Старцев уже является востребованным врачом, у него много клиентов, «большая практика». От обеспеченной жизни герой полнеет. Теперь он уже ездит на тройке лошадей:

«Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.»

«Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились.»

У доктора Старцева нет друзей. Он ни с кем не сходится близко:

«Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его.»

Жизнь героя проходит тускло:

«Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

Спустя 4 года после их разрыва Старцев и Екатерина Ивановна вновь встречаются. Девушка раскаивается и пытается сблизиться с героем. Но тот больше не хочет быть с ней. В конце концов он перестает ездить к Туркиным и отношения героев прекращаются:

«И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего‑то уже недоставало в ней, или что‑то было лишнее, – он и сам не мог бы сказать, что именно, но что‑то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что‑то в прошлом, когда он едва не женился на ней.»

Старцев остается доволен, что не женился на Екатерине Ивановне:

«…почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».»

Доктор Старцев еще несколько лет спустя

Теперь доктора Старцева все зовут просто Ионычем:

«В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»»

Герой становится еще полнее:

«Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон…»

Разбогатев, доктор Ионыч покупает себе имение и два дома:

«У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»

По вечерам герой любит считать деньги, полученные им за день от пациентов:

«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало‑помалу, – это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.»

«Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием…»

Характер Ионыча меняется в худшую сторону. Теперь он обычно сердится и кричит на пациентов:

«Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом…»

Доктор ведет одинокую жизнь и ничем не интересуется:

«Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.»

«За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает.»

В итоге любовь к Екатерине Ивановне остается единственным радостным событием за все время жизни героя в Дялиже.

Это был цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч» Чехова: описание внешности и характера героя, этапы жизни в цитатах.

  1. Главная
  2. Школьные учебники
  3. ⭐️Антон Чехов
  4. 📚Ионыч
  5. Цитаты из книги

«Бездарен, – думал он, – не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Бездарен, – думал он, – не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде и в манерах было что-то новое – несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома.

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки.

Когда еще я не пил слез из чаши бытия…

И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, – он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, – и ему стало неловко.

Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспомнил все сразу – и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

«А хорошо, что я на ней не женился», – подумал Старцев.

История персонажа

Главный герой рассказа Антона Чехова «Ионыч». Доктор из губернского города С. заводит знакомство с семьей Туркиных и влюбляется в их дочь Екатерину. Однако роман не имеет развития, а персонажей со временем поглощает трясина провинциального бытия.

История создания

Писатель Антон Павлович Чехов

Писатель Антон Павлович Чехов

Чехов пишет рассказ «Ионыч» в 1898 году, и тогда же текст впервые публикуется в номере девятом литературного приложения к популярному журналу «Нива». За рассказ Чехов принялся после возвращения из Франции весной 1898 года. Сохранились записные книжки писателя, где тот обрисовывает сюжет. Изначально в центре внимания автора была семья Туркиных, которые в первой редакции носили другую фамилию.

Глава семьи должен был быть остряком-чиновником, который играет на сцене и поет, супруга героя должна была писать повести либерального толка и шутки ради заигрывать с окружающими при муже. Чехов собирался сконцентрировать внимание на этом семействе, чтобы развенчать их и изобразить в итоге пустыми людьми, но в окончательном варианте «под ударом» оказывается и доктор Старцев.

Анатолий Папанов в образе Ионыча

Анатолий Папанов в образе Ионыча

В 1966 году на киностудии «Ленфильм» вышел черно-белый фильм «В городе С.» — экранизация рассказа «Ионыч», снятая режиссером Иосифом Хейфицем. В роли Дмитрия Старцева снялся актер Анатолий Папанов. Режиссер изображает печальный жизненный путь доктора Старцева, заканчивающийся полной деградацией личности, а образ губернского города С. наполнен кладбищенской символикой.

«Ионыч»

Молодой доктор Старцев приезжает в село Дялиж под губернским городом С. и знакомится с известной в городе семьей Туркиных. Глава семьи ставит любительские спектакли, супруга пишет повести и романы, которые зачитывает друзьям, а дочь Екатерина играет на рояле. Старцев по приглашению приходит в гости и проводит в компании Туркиных вечер. Герои душевно проводят время — пьют чай, хозяйка Вера читает вслух свой роман, а Екатерина музицирует. Старцеву Туркины нравятся, и герой уходит от них в хорошем настроении.

Екатерина Туркина играет на рояле

Екатерина Туркина играет на рояле

Через несколько месяцев молодой доктор снова оказывается в доме Туркиных, куда его пригласили к хозяйке дома, страдающей мигренями. Герой увлекается Екатериной Туркиной и начинает часто наведываться в гости, чтобы провести с девушкой время и побеседовать. Скоро доктору становится трудно обойтись без общества Екатерины и неделю.

Однажды девушка решила пошутить, назначив Старцеву свидание ночью на кладбище. Доктор понимает, что это не более чем шутка, и все-таки приезжает на кладбище в полночь, где долго слоняется меж могил в одиночестве. На следующий день доктор делает Екатерине Туркиной предложение, но девушка не желает идти замуж. Героиня собирается уехать из скучного провинциального города С. и стать артисткой. Через несколько дней Екатерина в самом деле уезжает поступать в московскую консерваторию, и доктор прекращает переживать о ней.

доктор Старцев и Туркина

Доктор Старцев и Туркина

Время идет, Старцев богатеет и расширяет практику. И через несколько лет снова попадает в дом Туркиных, где встречает Екатерину. Та не смогла стать знаменитой пианисткой, как собиралась, и вернулась в родительский дом, где дела обстоят по-прежнему. Все так же пьют чай, мать пишет романы. После этого визита Старцев с Туркиными больше не общается. Герой утопает в скуке, алчности и недовольстве жизнью и постепенно деградирует. В доме Туркиных тоже все остается по-прежнему, герои только стареют и совершенно не развиваются.

Доктор Дмитрий Ионович Старцев начал карьеру как земский врач в селе Дялиж в окрестностях губернского города С. Герой вырос среди простых и необеспеченных людей, в семье дьячка — мелкого служителя церкви. По характеру Дмитрий Ионович человек добрый и неглупый, Екатерина Туркина называет героя «лучшим из людей». В глазах общественности Дмитрий Ионович предстает интеллигентным человеком, на работе много трудится. Герой так занят в больнице, что не может найти свободного времени на личные дела.

Поначалу у Дмитрия Старцева нет денег, и живет герой довольно бедно. Девять верст, которые отделяют село Дялиж от города С., герою приходится преодолевать пешком, потому что денег на лошадей у Дмитрия Ионовича нет. Молодой доктор интересуется не только одной медициной, но и литературой и искусством. Он часами может беседовать об этих предметах. Старцев любит также рассказывать о работе в больнице, увлеченный тем, что делает.

Разбогатевший Ионыч

Разбогатевший Ионыч

По молодости лет доктор Старцев «пламенно» влюбляется в Екатерину Туркину, которая отказывается становиться женой героя, несмотря на общность интересов и нежность, которую Старцев проявляет к ней. Карьера доктора тем временем потихоньку идет вверх, и уже через год Старцев может позволить себе обзавестись парой лошадей и нанять кучера.

Через четыре года после того, как герой разорвал отношения с Екатериной, читатель видит уже иную картину. Старцев растолстел и заработал одышку, разлюбил ходить пешком и разъезжает по городу на тройке лошадей. Время героя занято большей частью работой. У Старцева обширная практика. Утром герой торопливо принимает пациентов в селе, затем берет тройку и едет в город, где его тоже ждут пациенты. Домой герой возвращается поздно ночью.

Иллюстрация к произведению Чехова "Ионыч"

Иллюстрация к произведению Чехова «Ионыч»

Друзей у Старцева нет. Герою приходится по долгу службы видеть много людей и бывать в разных домах, но пациенты и прочие обыватели вызывают у Старцева одно глухое раздражение. Их взгляды на жизнь, внешний вид и разговоры неприятны герою, поэтому Старцев близко ни с кем не сходится. Жизнь героя тускла и однообразна, Старцеву не хватает впечатлений. По собственному ощущению, герой только «старится» и «опускается». Работа превращается для Старцева в средство наживы, и ничего хорошего в такой жизни он не видит.

Через четыре года, когда Старцев снова встречается с Екатериной, у него не остается к женщине никаких нежных чувств, и доктор только радуется, что не женился прежде. Сама Екатерина жалеет, что отказала тогда Старцеву, и хочет снова сблизиться, но герой никаких близких отношений уже не желает. Екатерина кажется Старцеву слишком бледной, выражение лица героини, улыбка, голос и даже платье и кресло теперь вызывают у Старцева отторжение. В итоге доктор вовсе перестает навещать Туркиных.

Растолстевший Дмитрий Старцев

Растолстевший Дмитрий Старцев

Проходит еще несколько лет, и доктор Старцев превращается в неприятного типа, которого окружающие зовут исключительно «Ионычем». Доктор разжирел еще больше, стал нездорово красен лицом, начал тяжело дышать и ходить теперь может, лишь откинув назад голову. Герой разбогател настолько, что прикупил себе имение и два дома в городе, и собирается еще приобрести третий. Работы стало еще больше, и Старцеву «некогда вздохнуть».

У героя появляется своеобразное «развлечение» — по вечерам вытаскивать из всех карманов деньги, полученные от пациентов за день, и любовно те пересчитывать. Когда набирается достаточно крупная сумма, герой кладет деньги на счет в Обществе взаимного кредита.

Характер у Старцева портится окончательно, а жизнь полностью лишена смысла и однообразна. Доктор легко раздражается на пациентов, сердится и повышает на больных голос, с нетерпением стучит об пол палкой. Герой живет один, никаких интересов у него не осталось. Жить Старцеву скучно. Вечерами герой ходит в клуб, где играет в винт, а затем ужинает в одиночестве за большим столом. Юношеская любовь к Екатерине Туркиной оказывается единственным светлым эпизодом в жизни героя.

Дальнейшая биография героя неизвестна.

Цитаты

«Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрывать этого».

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Обновлено: 13.03.2024

Дмитрий Ионыч Старцев впервые предстаёт перед читателями как молодой человек, в котором много энергии и перспектив. Сначала автор характеризует его как «лучшего из лучших». И с этим мнением, несомненно, стоит согласиться. Энергичный и трудолюбивый врач, который не отличается своим материальным положением, обладает неким благородством. Он всегда говорит о больнице, литературе и живописи. Людям интересно с ним общаться. В одном из эпизодов Дмитрий Старцев сделал предложение дочери Туркиных.

Спустя 4 года после неудачного сватовства, Ионыч претерпевает кардинальные изменения. Он уже стал полным и страдал от отдышки. В городе все ходили только к нему на лечение. Доктор уже не так трепетно относится к своей профессии. Ионыч хорошо общается с теми пациентами, которые дают ему больше денег.

Любимым занятием героя стал подсчёт денег. Чехов описывает этот этап его докторской деятельности как жажду «наживы». Действительно, желание денег вытеснило любовь к врачебному делу. Дмитрий Старцев теряет своё благородство и становится обычным обывателем, который ходит в клубы для алкоголиков и картёжников. Он уже давно забыл о литературе и живописи. Это послужило причиной полного угасания интересной личности.

Писатель делит жизнь Ионыча на несколько частей, но в каждой из них присутствует Екатерина. Герой рад, что в своё время не женился на девушке. Хотя решение о замужестве явно принимал не он.

Дмитрий уверен, что таким образом судьба смогла уберечь его от роковой ошибки. Однако, будь он женат, не смог бы так «разжиреть» и потеряться в серой массе.

Чехов описывает внешний вид и мысли Ионыча в эти годы такими цитатами:

  • «Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились»;
  • «…Почувствовал беспокойство и подумал опять: „А хорошо, что я тогда не женился“».

Герой имеет два дома, но ему и этого мало. Перед сном он любит сидеть и пересчитывать деньги, которые после подсчёта небрежно распихиваются по карманам. Чехов предоставляет читателю описание запахов этих купюр. Несложно догадаться, что каждый запах может рассказать о том, от кого и как Дмитрий получил эти деньги. Однако в кармане героя и ладан, и духи, и уксус смешивались воедино и превращались в ужасный аромат.

Ионыч уже не так трепетно относился к купюрам, как в начале своей карьеры. Когда из них собиралась крупная сумма, то он вёз их в Общество взаимного кредита. Однако и тут чувствуется жажда наживы.

Статус персонажа изменяется на протяжении всего произведения. Отличительной чертой молодого Старцева от уже «разжиревшего» являются кони. В начале своей карьеры он никогда бы не мог себе их позволить, а сейчас уже обзавёлся тройкой статных жеребцов, на которых то и дело разъезжает по городу.

Любовь в жизни героя

Писатель показывает читателю, насколько важна роль любви в жизни каждого человека. В начале произведения Дмитрий Старцев был безумно влюблён. Он являлся благородным и вдохновлённым человеком. Герой был безумно увлечён своей работой и не находил ни одной свободной минуты, которую мог бы посвятить безделью. Со своей возлюбленной Екатериной он был счастлив и мог поговорить на любую тему, которая только придёт в голову.

Однако, когда Старцев делает предложение девушке, то чего-то боится. Так и непонятно, что именно так пугает героя: неуверенность в своих чувствах или боязнь того, что любимая откажет ему. Чехов описывает любовь героя как нечто возвышенное, но к концу повествования от этого ничего не остаётся.

Автор приводит пример того, как погибшая любовь может привести к духовному угасанию. Старцев очерствел, стал жадным до денег врачом, которого совершенно перестала интересовать профессия. Однако он рад, что в своё время не связал свою судьбу с Екатериной.

Главный герой выбрал свой жизненный путь, который побудил его превратиться в скупого и неинтересного человека.

Авторская позиция

Писатель специально не описывает Ионыча в начале произведения старцем, чтобы показать читателю, как быстро может угаснуть и превратиться в неинтересную личность молодой человек, полный энергии и трудолюбия. Через образ Ионыча автор раскрывает следующие темы:

  • проблема дружбы;
  • проблема невзаимной любви.

Чехов затрагивает тему того, почему любовь важна в жизни каждого. Очень важно иметь любимого человека и стремиться к созданию общего семейного счастья. Ведь от этого зависит будущее всего общества.

Краткий анализ характеристики образа героя Дмитрия Старцева в произведении Антона Павловича Чехова «Ионыч» поможет при написании сочинения. Основным аргументом для него может послужить проблема любви в жизни человека.

Следующая цитата

Дмитрий Ионович Старцев или же просто «Ионыч» — центральный образ одноимённого рассказа Антона Павловича Чехова. Писатель не обозначает точный возраст своего героя, но мы можем предположить, что ему чуть больше двадцати лет. По профессии же Старцев – врач:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом»

В дальнейшем мы сможем наблюдать интереснейший диссонанс между гуманной, благородной профессией и личностью Дмитрия Ионовича. Однако об этом позже.

Развитие героя, которое наблюдается в течение всего рассказа, условно можно разделить на три этапа:

1. Старцев до любви к Екатерине Ивановне (Котику)
2. Старцев влюблённый в Котика
3. Старцев после любви к Екатерине Ивановне

Рассмотрим их все по порядку. Итак, первый этап – отправная точка, изначально известные нам данные об Ионыче без его полного раскрытия.

Перед нами молодой довольно энергичный врач, правда бедный:

«Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать»

Он трудолюбив, но одинок. Довольно трудная и хлопотная профессия, однако, не вызывает отвращения у Ионыча, иначе бы он бы не продержался целый год, работая не покладая рук:

«Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте. »

И здесь заканчивается первый этап развития Старцева. После он, часто появляясь в гостях у Туркиных, влюбляется в дочь Ивана Петровича – Екатерину Ивановну. По-домашнему Котика. В этот момент воображаемый график развития Старцева начинает идти вверх. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Второй этап делится в свою очередь на три ступени: зарождение чувства, его окончательное формирование и оформление в душе Ионыча и крах надежд.

Будучи в гостях у Туркиных, Старцев постепенно начинает испытывать симпатию к Екатерине Ивановне. В итоге это выливается в разговор Котика и Ионыча в саду, когда последний произносит следующее:

«— Я не видел вас целую неделю, — продолжал Старцев, — а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня»

Однако интересная деталь – врач не говорит напрямую, что любит девушку. Он выражает своё чувство через сравнение недельной разлуки со страданием. Далее, Чехов указывает несколько причин симпатии Старцева по отношению к Екатерине Ивановне:

«С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей»,

— из которых мы можем сделать вывод, что:

А) Ионыч – человек образованный
Б) Одинокий не в смысле «живущий один», а именно душевно одинокий: в городе нет человека, с которым Старцев мог разделить свои увлечения, переживания и обсудить что-либо

Ну и в копилку образованности врача уходит тот факт, что в Екатерине Ивановне ему нравилось ещё и то, что она (одна из немногих в городе) читала книги. Следовательно, Ионычу мало-мальски интересна литература.

Следующая цитата

В этом фрагменте мы видим, что любовь Ионыча была не совсем искренней. Являлась не только болезненным желанием быть любимым, но и странным гарантом своей значимости. Вот почему после отказа Дмитрий Ионыч не сожалеет о невозможности совместного будущего с Екатериной Ивановной, а о своём ущемленном самолюбии, о том, что его чувство не оценили, как ему кажется, по достоинству. Таким образом, на первый план выходит не субъект обожания, а сам Старцев. Проявление ли это эгоизма? Разумеется! А отношение к кучеру? Врач воспринимает своё желание ударить в порыве эмоций слугу как нечто нормальное, обыденное. Жестокость? Скорее равнодушие к окружающим.

«Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему»

Понятно, что любовь, особенно невзаимная, рано или поздно если не проходит, то хотя бы затихает. Однако Чехов описывает страдания героя после отказа Екатерины Ивановны. Они чем-то напоминают боль Печорина, когда умерла Бэла.

На этой ноте заканчивается второй этап развития Ионыча. Теперь наш вымышленный график уходит вниз. Хотя, а поднимался ли он в принципе? Понятно, что любовь Старцева – эдакий пик в его развитии как героя. Кульминация, можно сказать. Но будет ли это в контексте всей его жизни достижением новой ступени личностного развития? Я считаю, что нет. К сожалению, любовь к Екатерине Ивановне вскрыла довольно большое количество пороков врача и, по сути, только одно хорошее качество – росток поэзии, загубленный на корню (вспоминается «Доктор Живаго», но там ситуация немного иная). Всё остальное: ум, образованность – никак не связаны с чувством героя, то есть существуют и вне контекста пылкой симпатии. А потому мы смело можем заявить, что рассказ – духовная деградация личности на протяжении всего сюжета. Это подтверждается и третьим этапом развития героя.

Следующая цитата

Первый вопрос: любит ли Старцев Котика или же он влюблён в неё?

Несмотря ни на что, Чехов чёрным по белому пишет, что Ионыч именно любит Екатерину Ивановну. Хотя многое указывает на простую влюблённость = всплеск эмоций и гормонов. Возможно, это восприятие сами Старцевым своего состояния, а возможно…. Впрочем, об этом позже.

Пока у нас есть врач, потерявший голову: поставивший чувства выше разума, готовый ночью примчаться на кладбище на встречу с любимой. Даже понимая, что обещание свидания всего лишь шутка:

«Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище»

Тут мы также видим внутренний конфликт героя: как я уже и сказала ранее, чувства против разума. Иррациональность против рассудительности. Это характеризует Ионыча как человека отчасти приземленного, практичного и немного скептичного. При этом он вполне может повести себя достаточно наивно, поддаться пусть и глупой, но всё же надежде:

««У всякого свои странности, — думал он. — Котик тоже странная и — кто знает? — быть может, она не шутит, придет», — и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его»

Отметим ещё здесь некую склонность героя к рассуждениям, что характеризует его опять же как человека весьма неглупого.

Однако отвлечёмся немного от чувственных переживаний Старцева, а отметим его развитие в финансовом плане:

«У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке»

То есть врач постепенно богатеет, приобретая статус в обществе.

Вернёмся к эпизоду на кладбище. В нём Чехов показывает читателю, как любовь преображает человека: открывает что-то лучшее, нечто высокое в, казалось бы, сухаре:

«На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

Любовь привносит в восприятие Ионычем мира толику поэзии.

Тут же мы сталкиваемся с душевной ненаполненностью героя – прямым следствием его одиночества. Другими словами, жаждой любви, НО! Не желания любить самому кого-то, а потребностью в том, чтобы кто-то любил его. Кратко — стремление получать, а не отдавать:

«Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало»

И здесь мы можем прекрасно провести антипараллель с Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького. Кто забыл, напомню: юноша повёл за собой людей из племени в поисках выхода из тёмного леса, где все потихоньку начинали умирать. Плутали путники долго и начали роптать на Данко, что он такой сякой эдакий их повёл незнамо куда, да и как лидер он никудышный, и решили убить своего проводника. Однако сердце юноши загорелось любовью к людям и стремлением их спасти. Данко вырвал из груди своё сердце и с ним в руке, как с фонарём, вывел-таки племя из тёмного леса. Вот.

Вернёмся к Ионычу, в котором разум постепенно стал возвращать утраченный позиции и брать вверх над чувствами.

Во-первых, проявляется меркантильность врача:

««А приданого они дадут, должно быть, немало», — думал Старцев, рассеянно слушая»

Во-вторых, его внутренний конфликт-диалог выходит на новый уровень:

«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач. »

«Ну что ж? — думал он. — И пусть».

«К тому же, если ты женишься на ней, — продолжал кусочек, — то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе».

«Ну что ж? — думал он. — В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. »

Одна из частей Ионыча призывает его остановиться, а другая более амёбная желает плыть по течению и полностью поддаться не только сумбурному чувству, но и судьбе. Как мы видим, Старцев НЕ принимает решение о своём будущем, НЕ противиться возможной деградации, а говорит: «Ну и пусть».

Пика любовь Ионыча достигает, когда мужчина делает предложение руки и сердца Екатерине Ивановне:

«— О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах. К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, — выговорил наконец Старцев, — будьте моей женой!»

Ионыч не только и даже не столько рассуждает о своём чувстве, сколько словно пытается убедить и себя, и Екатерину Ивановну, что он действительно любит девушку. Ведь не может нечто безграничное, неописуемое быть иллюзией?

Однако Екатерина Ивановна отвечает отказом, в котором нас интересует характеристика Старцева – то, как его видят окружающие:

«Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех»

К сожалению, такое впечатление обманчиво, но это не следствие двуличности врача, отнюдь. Скорее, это иллюстрация желания самих людей обманываться: строить определённые образы окружающих, не вникая в суть личности.

Читайте также:

      

  • Цитаты из фильма дикий мед
  •   

  • Патриотизм это болезнь цитата
  •   

  • Со временем круг друзей сужается цитата
  •   

  • Цитаты на английском о политике
  •   

  • Если человек не звонит и не пишет цитаты

Характеристика персонажей (цитатный материал)

…если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Старцев

И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? (Автор)

– Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. (…) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! (…) Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным… (Екатерина Ивановна)

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. (Автор)

Иван Петрович Туркин

«…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». (Автор)

Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю… (Автор)

Вера Иосифовна

Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. (Автор)

«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». (Старцев)

Екатерина Ивановна

Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне. (Автор)

Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом. (Автор)

«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…» (Старцев)

…больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой – о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки. (Сама о себе)

Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. (Сама о себе)

Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Горы лучшее лекарство цитаты
  • Как печорин относился к дружбе цитаты
  • Цитата жореса алферова про государство
  • Пословицы про образование русские
  • Урфин джюс и его деревянные солдаты цитаты из книги