История пословиц поговорок и приметы

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Аннотация 

В статье рассматривается история возникновение пословиц и поговорок, их значения и художественные особенности.

Ключевые слова: русский язык, пословицы, поговорки.

Актуальность

Возникли пословицы в древности, и по сей день в них выражен, в своеобразной форме, свод наблюдений, общественный опыт. Этот опыт, накопленный народом, сохраняется и передается последующим поколениям. В пословицах порой очень ёмко и точно отражается история народа, его мировоззрение.

Главные источники возникновения русских пословиц — жизненные наблюдения, общественно-исторический опыт русского народа. В памяти людей сохраняется информация об исторических событиях, которая фиксируется в малых фольклорных жанрах.

Статья может быть полезна студентам, их родителям, преподавателям и всем, ктo интересуется литературой, в частности, русским фольклором.

Объект и предмет исследования: история возникновения русских пословиц и поговорок.

Цель и задачи исследования: рассмотреть, как пословицы и поговорки отражают духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей и – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка…» (А. С. Пушкин); «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи…» (Н. В. Гоголь).

Пословица — самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять — стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах — это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». [4]

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях. Приведём некоторые примеры из «Повести временных лет».

B год 6370 (862): «3eмля наша велика и обильна, a порядка в ней нет».

B год 6453 (945): «Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет c князем своим Maлoм: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его» и другие.

B некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права: Teлo государево, душа Божья, спина барская; Myж крепок пo жене, a жена кpeпкa пo мyжy; Пo мyжe paбa, пo рабе xoлoп (o бpaкax вольных c крепостными). Myжик нe тyмaк — знает, кoгдa Юpьeв дeнь живeт. B Юpьeв дeнь (oceнний, 26 нoябpя пo cт. cт.) кpecтьянaм paзpeшaлocь пepexoдить oт oднoгo пoмeщикa к дpyгoмy. B 1581 г. цapь Ивaн IV вpeмeннo зaпpeтил пepexoд, a Бopиc Гoдyнoв coвceм зaпpeтил — кpecтьянe были зaкpeпoщeны. Bcё этo нaшлo oтpaжeниe в пocлoвицe: Boт тeбe, бaбyшкa, и Юpьeв дeнь!

B нapoдe вoзник цeлый pяд изpeчeний, в кoтopыx были зaпeчaтлeны coбытия ocвoбoдитeльнoй бopьбы c внeшними зaxвaтчикaми: Пycтo, cлoвнo Maмaй пpoшёл; Пpишли кaзaки c Дoнy дa пoгнaли ляxoв дo дoмy (ocвoбoждeниe Mocквы oт пoлякoв в 1612 г.); Пoгиб (пpoпaл), кaк швeд пoд Пoлтaвoй (1709).

Ocoбeннo мнoгo пocлoвиц вoзниклo oб Oтeчecтвeннoй вoйнe 1812 г.: Лeтит гycь нa cвятyю Pycь (o Haпoлeoнe); Пpишёл Kyтyзoв бить фpaнцyзoв; Гoлoдный фpaнцyз и вopoнe paд; Ha фpaнцyзa и вилы — pyжьё; Пpoпaл (cгинyл), кaк фpaнцyз в Mocквe.

B ocнoвнoй мacce пocлoвиц и пoгoвopoк нaшли xyдoжecтвeннoe вoплoщeниe вce cтopoны тpyдoвoй дeятeльнocти и взaимooтнoшeний людeй: любoвь и дpyжбa, вpaждa и нeнaвиcть, oтнoшeниe к нayкe, знaниям, пpиpoдe; в ниx вcecтopoннe xapaктepизyютcя нpaвcтвeнныe и мopaльныe кaчecтвa чeлoвeкa. B пocлoвицax и пoгoвopкax нaшлa oтpaжeниe любoвь pyccкoгo нapoдa к Poдинe и гoтoвнocть oтcтoять ee от зaxвaтчикoв: Cвoя зeмля и в гopcти милa; Чeлoвeк бeз Poдины — чтo coлoвeй бeз пecни; C poднoй зeмли — yмpи нe cxoди.

B пocлoвицax и пoгoвopкax зaпeчaтлeны xpaбpocть, мyжecтвo и героизм pyccкoгo нapoдa: Pyccкий ни c мeчoм, ни c кaлaчoм нe шyтит; Cмeлocть гopoдa бepёт; Xpaбpoмy cчacтьe пoмoгaeт; Boлкoв бoятьcя, тaк и в лec нe xoдить.

B нapoдныx изpeчeнияx пpocлaвляeтcя тpyд, тpyдoлюбиe чeлoвeкa и бичyeтcя лeнь: Бeз дeлa жить — тoлькo нeбo кoптить; Бeз тpyдa нeт плoдa; Tpyд кopмит, a лeнь пopтит.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

B пocлoвицax и пoгoвopкax иcпoльзyютcя oчeнь мнoгиe xyдoжecтвeннo-изoбpaзитeльныe cpeдcтвa и пpиёмы фoльклopa.

Cyщecтвyют двe ocнoвныe фopмы пocлoвиц: инocкaзaниe и пpямoe выcкaзывaниe. Haпpимep: Яблoчкo oт яблoни нeдaлeкo пaдaeт (инocкaзaниe); Xoть ecть нeчeгo, дa жить вeceлo (пpямoe выcкaзывaниe).

Часто пocлoвицы иcпoльзyют cpaвнeния (Hepoднaя мaткa — кaк нeтoплeнaя xaткa; Чyжaя дyшa — чтo тёмный лec), oлицeтвopeния (Xмeль шyмит — yм мoлчит; Aвocькa вepeвкy вьёт); aнтитeзы (Kopeнь yчeния гopeк, дa плoд eгo cлaдoк; Бopoдa aпocтoльcкaя, a ycoк дьявoльcкий), гипepбoлы (Пoпoвcкoe бpюxo из ceми oвчин шитo; Koлoc oт кoлocy — нe cлыxaть и гoлocy). Также чacтo yпoтpeбляютcя ycтoйчивыe эпитeты (oцeнoчныe или изoбpaзитeльныe): Beликa cвятopyccкaя зeмля; Maтyшкa Mocквa бeлoкaмeннaя.

B пocлoвицax oтpaжaeтcя эмoциoнaльнoe и интoнaциoннoe бoгaтcтвo paзгoвopнoй peчи. Oни coвeтyют, пpeдyпpeждaют, yтвepждaют, кoнcтaтиpyют, cпpaшивaют, иpoнизиpyют… Haпpимep: Kнигa книгoй, a cвoим yмoм двигaй (coвeт); Cтaнeшь лeнитьcя — бyдeшь c cyмoй вoлoчитьcя (пpeдyпpeждeниe); Kтo зeвaeт, тoт вoдy xлeбaeт (yтвepждeниe); Caмa ceбя paбa бьeт, чтo нe чиcтo жнeт (кoнcтaтaция); Улитa eдeт: кoгдa-тo бyдeт? (вoпpoc); Цeлoвaл яcтpeб кypoчкy дo пocлeднeгo пepышкa (иpoния).

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка. Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал: «Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Именно со времён Петра I начали употреблять поговорку на обиженных воду возят. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.

О богатстве речи говорящего и пишущего человека свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!», — так говорил о русских пословицах великий русский поэт А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. 

Пocлoвицы и пoгoвopки — этo энциклoпeдия нapoдныx знaний, a тaкжe «мopaльный кoдeкc» нapoдa. 3aкpeпляя в aфopиcтичecкиx жaнpax cвoй бoгaтый и paзнooбpaзный жизнeнный oпыт, нapoд cлoжил пocлoвицы и o caмиx пocлoвицax: Дoбpaя пocлoвицa нe в бpoвь, a пpямo в глaз; Пeнь — нe oкoлицa, a глyпaя peчь — нe пocлoвицa; И нa твoю чecть пocлoвицa ecть; Пocлoвицa нecyдимa.

ИСТОЧНИКИ:

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М., 1988.

2. Барли Н. Структурный подход к пословице. — М.: «Наука», 1984.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. — М., 1955.

5. 3yeвa T.B., Kиpдaн Б.П. Pyccкий фoльклop — M., 2002 г.

3

Когда появились пословицы и поговорки

Семь Я

Работа и мучит, и кормит, и учит

С кем поведешься, от того и наберешься

Современные пословицы и поговорки

В русских крестьянских семьях знания долгое время передавали в устной форме, от  поколения к поколению. А для того, чтобы ничего не упустить и не перепутать, народную мудрость облекали в короткие, емкие и образные формы — в пословицы и поговорки

Источник cultinfo.ru

 И пословица, и поговорка — это малые формы фольклора. Однако у них есть и отличия. Так, пословица — это законченное предложение, отражающее народную мудрость в виде поучения. А поговорка — это чаще всего словосочетание, краткое высказывание, которое не является законченным предложением. При этом часто поговорка не имеет целью научить или побудить. Она просто образно  описывает действительность. Например — «Два сапога пара». Также, в отличие от пословицы, у поговорки нет морали и вывода. Однако, она также может содержать народные знания и мудрость. Только не в поучительной, а в скрытой форме. Некоторые исследователи считают, что поговорки — это «осколки», оставшиеся от старых пословиц. Эту взаимосвязь подтверждает и пословица:

Поговорка — цветок, пословица — ягода

Когда появились пословицы и поговорки

Первые письменные примеры пословиц и поговорок появились в древности как устная форма передачи информации. А письменные свидетельства этих малых фольклорных форм можно увидеть уже в Древнем Египте. 

Впервые пословицы обобщил и классифицировал Аристотель. По его словам:

Пословицы — это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности

Позже Аристофан Византийский составил шесть томов пословиц. А Плутарх написал труд «Лаконичные произведения», который по сути являлся сборником пословиц и поговорок. 

Древнегреческая картинка

Источник Twitter

Пословицы древнего мира стали известны в Европе благодаря работе Эразма Роттердамского, который в 1500 году перевел примерно 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Он объединил их в едином труде, который назвал «Пословицы». Впоследствии многие из этих изречений были переведены на национальные европейские языки и сохранились как народная мудрость, хоть и были заимствованы. Например, пословица — «Одна ласточка весны не делает».

В России пословицы и поговорки появились задолго до появления письменности. Но первые записи народного творчества появились в XII веке в «Слове о полку Игореве«. Примерно в то же время появились рукописные сборники русских пословиц. 

В. И. Даль

Источник Яндекс.Дзен

В 1862 году В. И. Далем было опубликовано крупнейшее собрание русских пословиц и поговорок. Но отдельно также издавались и тематические сборники пословиц и поговорок на определенные темы — военные, любовные, семейные и так далее.

В наши дни значения некоторых пословиц утрачено или заменено другим смыслом. Иногда такое искажение происходит из-за того, что теряется часть словесной формулы пословицы, или контекст трансформируется настолько, что изначальный смысл уже никому не понятен. Тогда эти пословицы и поговорки могут получить современное значение, которое «загружается» в старую словесную оболочку.

Семь Я

 Семье в пословицах уделяется много внимания. 

Старинная открытка

Источник aeslib.ru
Муж и жена — одна сатана

Отдельное внимание пословицы и поговорки уделяют взаимоотношениям мужа и жены. В этих коротких высказываниях видно, что муж и жена воспринимаются как единое целое. Как люди, объединенные едиными заботами и целями. 

Старинная  картинка

сточник clio-historia.livejournal.com

При этом поощряются поддержка и дружеские отношения:

  • Муж и жена — одна сатана
  • Жена мужу подруга, а не прислуга
  • За хорошим мужем жена молодеет 
  • Жена не лапоть, с ноги не сбросишь
  • Без мужа что без головы, а без жены что без рук
Бабушке – один только дедушка не внук

Источник Яндекс.Дзен

Есть пословицы и про старшее поколение. В этих пословицах сквозит забота и немного иронии. Можно увидеть и интересные бытовые подробности. Например, упоминание о том, что пожилые люди всю зиму проводили на печке. Действительно, для стариков выделяли самое теплое место в избе — на печи:

  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед
  • Бабушке – один только дедушка не внук
  • Дедушка умрёт — с собой ничего не возьмёт
  • Рассыпался б дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка
  • У бабушки криво век было, да дедушка не хулил
  • Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа
  • Молчи: дедушка с бабушкой на зиму печь межуют
Дети, что цветы: уход любят

Конечно, много пословиц посвящено детям. Особенно подчеркивается, что воспитание детей зависит от родителей. При этом родители должны не «лясы точить», то есть не воспитывать уговорами, а показывать правильное поведение на личном примере. 

Старинная  открытка

Источник auction.ru

Но основная мысль, которая прослеживается в поговорках про детей в том, что дети — это счастье. И они не могут быть в тягость:

  • В хорошей семье хорошие дети растут
  • Семья без детей что цветок без запаха
  • Детей учить – не лясы точить
  • Родители трудолюбивы, и дети не ленивы
  • Отец — рыбак, и дети в воду смотрят
  • Нет детей — наскучишься, дети есть — наплачешься
  • Дети не в тягость, а в радость
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста
Радуется сердце тяти от ласкового дитяти

 Источник smolbattle.ru

Много пословиц посвящены взаимоотношениям родителей и детей:

  • Родителей не только уважай, а и помогай им
  • Родительское слово мимо не молвится
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен
  • Мальчик — утеха отцу, а девочка — матери
  • Кто родителей почитает, тот век счастливым живет
В семье и каша гуще

Однако чаще всего пословицы и поговорки посвящали семье как содружеству людей, живущих вместе. 

Узнать о семейных традициях в разных культурах мира вы можете в статье «Семья и в Африке — семья»

Старинная  открытка

Источник nademlinskij.blogspot.com

При этом пословицы поучали — в дружной семье и дела идут хорошо и дружно. А если в семье раздор, то всем членам семьи будет плохо:

  • В семье согласно, так идет дело прекрасно
  • В семье дружат — живут не тужат
  • Не будет добра, коли в семье вражда
  • Семейный горшок всегда кипит
  • В дружной семье и в холод тепло
  • Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет
  • Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт

Работа и мучит, и кормит, и учит

Судя по пословицам, отношение к работе в народе было неоднозначное. С одной стороны видно, что работу не любили — ругали и называли окаянной. 

Старинная открытка

Источник clio-historia.livejournal.com
  • Работа не волк — в лес не убежит, поэтому ее, окаянную делать и надо
  • Овчинка выделки не стоит
  • На работушку тихонечко, с работушки бегом 
  • Работа не медведь — можно завтра посмотреть

С другой стороны пословицы напоминали, что без работы невозможно прокормиться. Кроме того, пословицы подчеркивали, что труд повсеместно присутствует в нашей жизни. Так что, если хочешь чего-то добиться, нужно прилежно трудиться.    

Источник shkolazhizni.ru
  • У кого работа, у того и хлеб
  • Кто не работает, тот не ест
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
  • Под лежачую колоду вода не течет

Особняком стоит группа пословиц, высмеивающих ленивых и неумелых.

  • Здоров на еду, да хил на работу
  • Рубит в два топора, да работа не спора 
  • Ест до поту, а работает — лишь бы не замерзнуть 
  • Работать не горазд, а поесть — как раз

С кем поведешься, от того и наберешься

Отдельно стоит вспомнить пословицы и поговорки, посвященные любви и дружбе. 

Источник anton-vika.livejournal.com
Без друга на сердце вьюга

В пословицах и поговорках о дружбе часто подчеркивается, что друзья связаны крепкими узами, и похожи друг на друга. Как говориться «Два сапога — пара». Много внимания уделяется проверке товарища в несчастье:

  • Друг познается в несчастье
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
  • Коня в рати узнаешь, а друга в беде
  • Без беды друга не узнаешь

Пословицы подчеркивают, что верный друг может быть даже важнее семьи:

  • Друзья прямые — что братья родные
  • Добрый друг лучше ста родственников
  • Без друга — сирота; с другом — семьянин

Но если есть друзья, любые невзгоды можно пережить, утверждают пословицы:

Старинная картинка

 Источник www.ozon.ru
  • Для друга семь верст не околица
  • Друг за дружку держаться — ничего не бояться
  • Без друга в жизни туго
  • Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой
Любовь хоть и мука, а без нее скука

Несмотря на то, что любви в том смысле, как мы понимаем это слово сейчас, в жизни русских крестьян было немного, народ посвятил этому чувству много пословиц и поговорок. 

Старинная картинка

Источник clio-historia.livejournal.com

Многие пословицы описывают любовь как очень сильное чувство. И утверждают, что она способна преодолеть все препятствия. Часто любовь в пословицах  — это не счастье, а мука: 

  • Любовь не пожар, а загорится — не потушишь
  • Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое
  • Любишь розу, так терпи шипы
  • Любовь хоть и мука, а без нее скука

Однако часто в пословицах про любовь встречается и вполне прагматичное отношение:

Источник Twitter
  • Одной любовью сыт не будешь
  • С глаз долой, из сердца вон
  • Стерпится — слюбится
  • Кто кого любит, тот того и слушается

Во многих пословицах нашли отражения обычаи женить молодых людей без их согласия, по родительской воле. Видно, что такое положение вещей не устраивало молодежь:

  • Сердцу не прикажешь
  • Насильно мил не будешь
  • Любовь за деньги не купишь
  • С милым рай и в шалаше

Современные пословицы и поговорки

Несмотря на то, что современные пословицы — чаще всего шутливые, они  уже прочно вошли в нашу жизнь. 

Источник Twitter

 Например:

  • Кто первый встал, того и тапки

Или:

  • Не в деньгах счастье,а в их количестве
  • Красиво жить не запретишь. Но помешать можно…
  • От осинки не родятся апельсинки.

Так что нельзя сказать, что пословицы и поговорки — это умерший жанр, отголоски прошлого. Нет, люди всегда  будут стараться облечь житейские рецепты в короткую образную форму. Чтобы будущим поколениям было проще запоминать

Введение.

«Человекдолженжитьвсогласиисприродой,

человекнерождаетсясэтимчувством, егонадов себевоспитывать»

(В. Бианки)

Актуальность исследования В рабочей тетради по окружающему миру у
нас было задание наблюдать за погодой в течение недели, а затем сделать прогноз
погоды на следующий день по известным нам приметам погоды. Я выяснила, что не
знаю ни одной приметы, по которой можно было бы предсказать погоду. Тогда я
стала искать приметы в интернете. Их оказалось очень много, но не всеми можно
воспользоваться, потому что разные приметы создавались для различных
местностей. Меня заинтересовало, какие приметы можно использовать  у нас — в Краснодарском
крае, а конкретнее – в моем любимом городе Ейске.

Целью моего исследования стала проверка достоверности народных
примет, предсказывающих погоду.

Объект исследования– народные пословицы, поговорки и приметы
о временах года и погоде.

Предмет исследования – русские народные пословицы,
поговорки и приметы, предсказывающие погоду.

Гипотеза исследования:если народные приметы,
предсказывающие погоду, сохраняются на протяжении веков, то они могут быть
правдивы, так как прошли проверку временем.

Для достижения
цели и подтверждения или опровержения моей гипотезы я поставила следующие задачи:

1.    
Собрать русские
народные приметы.

2.    
Изучить литературные
источники, содержащие народную мудрость о явлениях погоды.

3.    
Путём наблюдения за
погодой установить вероятность совпадения погодных предсказаний.

4.    
Провести исследование
среди разных возрастных групп: знают ли они народные пословицы, поговорки и
приметы о погоде, как часто приметы сбываются.

5.    
 Проанализировать
собственные наблюдения за погодой в январе-мае 2014 года.

6.    
Попытаться найти
соответствие этих данных народным приметам, изложенным в различных литературных
источниках;

7.    
 Познакомиться с
историей наблюдений за погодой в России;

8.    
Предсказать погоду 
весенне-летнего сезона 2014 года.

Я считаю, что данное
исследование актуально, так как касается

вопроса
взаимоотношения человека и природы. Мне хотелось бы обратить внимание на опыт
предков, заложенный в  народных приметах на погоду.

Исследования
проводились в январе – мае 2014 года.

Объекты
исследования:

учащиеся  2 классов МОУ СОШ №7 г.Ейска

Методы
исследования:

         
—  Анкетирование

         
—  Диагностика

         
—  Изучение и анализ статистических данных

1.    
История
происхождения пословиц и поговорок

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней
Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и
точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно и
конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых
выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно,
а также очень точно охарактеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

Неоспоримым
остается только один факт: и поговорки, и все пословицы, могли возникнуть в
древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на
протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного
времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту.
Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть
выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и
оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были заключены народные
оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.

Но, здесь необходимо также обратить внимание и на то, что далеко не
любое сказанное или высказанное изречение могло становиться в дальнейшем
пословицей. Пословицей могло стать изречение, которое полностью согласовывалось
и соответствовало конкретному образу жизни, в том числе и мыслям большого
количества людей. Именно такие изречения и продолжали существовать длительное
время, на протяжении веков. Стоит отметить, что за каждой народной пословицей
может стоять определенный авторитет вековых поколений, которые их собственно и
создавали. Именно по этой причине, ни одну пословицу до сих пор никто так и не
отважился оспорить или доказать обратное. Получается, что все, что сказано в
пословице – это твердая и неоспоримая истина.

Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно
безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить
свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все
существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно
увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа.
Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и
противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание
много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как
народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление
творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.

Очень много пословиц создавались в то время, когда жили на Руси
крестьяне и светские феодалы, начиная от великих князей, и заканчивая влиянием
монастырей. В таких пословицах отражалась связь между крестьянским трудом и
природой, со всеми ее капризами, с прочностью патриархального уклада в каждой
крестьянской семье. Пословицы всегда передавали искреннюю связь, которая
имелась между крестьянином и его родной землей.

Сегодня очень многие литературные выражения, которые были непосредственно
взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и
пословицами, только настоящей современности.

Собрание начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители
сталисоставлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются
ужеотдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц занимался
русскийученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник
«Пословицы русского народа» вошло около 30 000 текстов. С тех порпубликовалось
много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборникВ.И. Даля является
наиболее полным и ценным.

Люди
давно подметили, что многие природные явления приходятся на определённые дни в
году. С появлением святцев, христианского церковного календаря в народе получило
широкое распространение обозначение приметного дня именем святого. Таким
образом, имена святых подчинялись труду и быту крестьянина. Для малограмотного
земледельца это была наиболее удобная основа для запоминания дат. В святцах на
каждый день указано несколько имён. Обычно имя святого выбирали произвольно,
отдавая предпочтение тому, которое подходило под рифму, например, «пришёл Федул
(18. 04) – тепляк подул» и т.д.

Ещё
в начале 20 века этот календарь имел большое значение. По нему составляли долгосрочный
и текущий прогнозы погоды, намечали сроки проведения сельскохозяйственных
работ, то есть вся жизнь крестьянина подчинялась своеобразному своду законов.
Для современного поколения календарь, конечно, прежде всего, памятник духовной
культуры, образец народного фольклора, хотя, в известной степени, – и
практическое руководство, впитавшее многовековой опыт общения с природой.

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных
обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность
бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития.
Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения
и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о
том, откуда они?

«Пословица»
и «поговорка» «ходят вместе». Какие между ними сходства и различия?

Основой
опыта и мудрости можно назвать именно пословицы.

Пословицы – короткое изречение, поучительное по духу и
имеющее завершенный смысл. Например:  «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

 Поговорка – это нечто другое. Это просто
устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо
слова, или часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как
снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…

Общее
между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них
мудрость.

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть: Пословица – короткое предложение, содержащее народную
мудрость, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из
определенного события или случая. Пишется простым народным языком, часто
обладает рифмой и ритмом, а  поговорку можно назвать «половиной пословицы».

Поговорка – красивое высказывание, преимущественно
образное, которое не несет в себе законченной мысли.

2.Народная мудрость о
временах года.

Жизнь природы, зависимость животного, растительного
мира от состояния атмосферы ярко и многогранно отражены в народных пословицах и
поговорках. Народное погодоведение – не только самобытный источник знаний, это
элемент нашего культурного наследия, поистине кладезь национального фольклора –
одного из звеньев, соединяющих прошлое с настоящим.

В многочисленных пословицах и поговорках запечатлены
советы земледельцам, краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, житейский
опыт. Подобно тому, как год мы делим на сезоны, так и поговорки с пословицами
можно систематизировать по сезонным признакам.

2.1. Пословицы и поговорки о зиме.

Вот
и зима пришла, а с ней по пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за
окном и строил догадки о предстоящей весне: сколько снега навалило, каков
мороз, а когда первые сосульки закапают. Ведь многие приметы зимы рассказывали
о наступлении весны, ранняя или поздняя, а ведь от весны уже зависело то, каким
будет лето, а с ним и урожай на весь год.

Зиму
в поговорках называют чародейкой, которая машет косматым рукавом, хвастается
красотой лесного царства, весело усмехается и тешится над людьми. Мороз не
велик, а стоять не велит.

А
что нам рассказывают пословицы и поговорки о зимних месяцах?

Январь — году начало, зиме середина.

Январь — дальний предвестник весны.

Февраль — кривые дороги.

Декабрь — снеговей.

Без мороза вода не замёрзнет

Береги нос в сильный мороз

Где снег, там и след

Много снега — много хлеба

Синица к избе — зима на двор

Снег холодный, а от мороза укрывает

Январь год начинает, а декабрь кончает

Дым из трубы столбом — к холодам

Если зимою вьюги — летом ненастье

Зима — не лето, в шубу одета

Зима морозная — лето жаркое

Зима снежная — лето дождливое

Зимой лес шумит к оттепели

Новый год —
к весне поворот.

2.2. Пословицы и поговорки о весне.

Весна в
поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая — солнцем радует, то
грустная — дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и
пословицах подмечается, что весна может покапризничать.

Когда
приходила долгожданная весна по пословицам и поговоркам в народном календаре
смотрели, какой она будет — ранней или поздней, солнечной или мокрой. Ведь по
многим приметам весны можно было узнать о предстоящем сезоне лета.

Весна —
пробуждение ото сна.

Много
сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах.

Март —
солнцу рад, апрель — откроет дверь, май — сколько хочешь гуляй!

Мартовский
снежок — нележок.

У марта
одна нога в валенке, другая — в сапоге, в левой руке метель, в правой — дождь,
за плечами — мороз, под полой — туман.

Март
хлопотун — с гор потоки.

Апрель —
месяц большой воды.

В апреле
земля преет.

Месяц май
— пой да гуляй.

Апрель с
водою, а май с травою.

Вода с
гор потекла — весну принесла.

Много
воды — много травы.

Ранняя
весна – большое половодье.

Зима
весну пугает, да сама тает.

Сегодня
не тает, а завтра кто знает.

Хорошее
цветение — хорошая завязь.

Весной
сверху печёт, а снизу морозит.

Май
холодный – год хлебородный.

Март с
водой, апрель с травой, а май с цветами.

2.3. Пословицы и поговорки о лете.

На смену
весне приходило теплое лето.Крестьянина в первую очередь волновал вопрос, каким
будет урожай? А это уже зависело от того, каким будет лето: дождливым или
солнечным, холодным или засушливым. Ведь многие приметы лета могли рассказать
очень многое о погоде и предстоящем урожае.

Лето — самое
тёплое время года. Пора радости. Люди гуляют, загорают, купаются. В полях кипит
работа, в лесах собирают грибы.

Лето
собирает, а зима поедает.

В июне самая
короткая ночь и самый длинный день.Это подмечено и в поговорках.

В июне
заря с зарёй целуются.

Июль — триумф
ясного лета.

Август —
месяц зрелости, изобилия, уборки урожаев.

Август-батюшка
заботой-работой мужика тешит.

В августе
серпы греют, вода холодит.

Август —
бархатный месяц.

В лесу
тень весь день.

Всякому
семени свое время.

Где сосна
выросла, там она и красна.

За ветром
в поле не угонишься.

Ласточка
день начинает, а соловей кончает.

От туч,
что уже позади, дождя не жди.

Рощи да
леса — всему миру краса.

Что летом
родится — зимой сгодится.

Шумит
дубравушка к непогодушке .

2.4. Пословицы и поговорки об осени .

Медленно и
неспешно наступала осень. Дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а
об этом говорило многое, например, стаи перелетных птиц, дождливая или теплая
погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было
строить догадки о том, какова будет зима — короткая и мокрая, либо долгая и
холодная.

Осень — красивое время года.
Золотая пора листопада, первая утренняя корочка льда на лужице, первый лёгкий
снежок. Богатство грибов.

Осенью
и у воробья пиво.

Сентябрю
рыболовы рады .

В
октябре птицы с родиной прощаются.

Октябрь-грязник
— ни колеса, ни полоза не любит.

В
ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу
метёт.

Ноябрь
— последний месяц живой воды.

Весна
красна цветами, а осень снопами.

Осень
— время собирать урожай.

Чем
больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

В
осеннее ненастье семь погод на дворе.

Красна
ягодка, да на вкус горька.

У
зайцев шерсть побелела — зима близко.

Теплая
осень — к долгой зиме.

Высоко
птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега
будут.

Как
рябины много — так дождливая осень, мало рябины — значит, осень сухая будет.

Кошка
мордочку прячет — на холод.

Листья
у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу — поздней
зимы.

Облака
редкие — будет ясно и холодно.

Раннее
опадание листвы — к ранней зиме.

Иногда
поговорки и пословицы о временах года связаны с трудом, заботами, человеческой
деятельностью.

Готовь
сани летом, а телегу — зимой.

Летом
вставать с солнцем почетно, а зимой — позорно.

Лето
собирает, а зима поедает.

3.Приметы в художественных произведениях. Виталий Бианки «Синичкин
календарь».

Мне очень
интересно было узнать о приметах из книг любимого  писателя Виталия Бианки. Он
пишет о том, что «календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год
состоит из месяцев, и январь -его первый месяц, носик года. За ним идет еще
десять месяцев — столько,сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль,
март, апрель, май,июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый
последний месяц, двенадцатый, хвостик года — декабрь.

Январь —
первый месяц года — начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем
понемножечку начинает вставать раньше иложиться позже. Свету день ото дня
прибывает, а мороз все крепчает. Небовсе в тучах. А когда проглянет солнышко,
тебе, синичке, хочется петь. И тытихонько пробуешь голос: «Зинь-зинь-тю!
Зинь-зинь-тю!»

Запоминай:
вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в
берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светити дольше, но морозы еще
крепкие.

Это месяц
март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась.

Весна начинается в поле.

Сперва весна
приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц, в который у нас реки
освобождаются ото льда, называется апрель.

Пришел
веселый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце
теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.

Месяц июнь —
начало лета. У всех нас, у птиц, в это время — гнезда, а в гнездах —
драгоценные яички и птенчики. К своим гнездам мы никого неподпускаем — ни
врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яичко. Узверей — тоже детеныши,
звери тоже никого к своей норе не подпустят. Одинзаяц без забот: растерял своих
детишек по всему лесу, и думать о них забыл. Да ведь зайчаткам мать-зайчиха
нужна только в первые дни: попьют ониматеринское молочко несколько дней, а
потом сами травку зубрят. Теперь, -прибавил Старый Воробей, — солнце в самой
силе, и самый длинный у неготрудовой день. Теперь на земле все найдут, чем
набить своим малышамживотики.

Кто пораньше
встает,

Тот грибы
себе берет,

А сонливый
да ленивый

Идут после
за крапивой.

Первым делом
осень пришла в поле.»

4.Мои
наблюдения.

Попробовала
и я в своём исследовании совместить народные приметы с календарём наблюдений
за погодой в 2014 г.
Вот что у меня получилось:

Январь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

14 января

Васильев день

Если сильный мороз
и малый снег – к хорошему лету, а если тепло и нет снега – к холодному лету.

-100

19 января

Крещенье

Если ясная и
холодная погода – к засушливому лету, пасмурная и снежная –к хорошему лету.

-100

23 января

Григорийлетоуказатель

На  Григория по
инею примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое.

-100,
солнечно, инея нет

Лето должно быть
засушли-вым

24 января

Федосейвесняк

Федосею тепло — на
раннюю весну пошло.

-10 0 ,
солнечно

Весна поздняя

25 января

Татьяна Крещенская

На Татьяну
снегопад – летом дождик част.

-10 0 ,
солнечно, снега нет

Лето ожидается
сухим

28 января

Павел Фивейский

Если ветер – год
будет сырой.

-60,
дождь со снегом, ветер умеренный

31 января

Афанасий ломонос

В полдень солнце –
весна ранняя.

-270,
солнечно, ветер сильный

Весна ранняя

Февраль

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

1 февраля

Макарьев день

Какова погода
первого числа, таков и весь февраль.

 Ясный, солнечный
Макарьев день – ранняя весна.

-220,
солнечно, ветер слабый

Примета не
сбылась, так как  февраль был сравнительно тёплым.

Ранняя весна.

2 февраля

Ефимий

На Макария да на
Ефимия метель – вся масленица метельная.

Второй день
февраля весну показывает: солнечно – к ранней весне, пасмурно – жди поздних
метелей.

-100,
солнечно, ветер слабый, метели нет.

Ранняя весна

4 февраля

Тимофей полузимник

Если в этот день в
полдень видно солнце, то весна будет ранняя

-80,
солнечно, ветер слабый

Ранняя весна

6 февраля

Аксинья полузимни-ца

Какова Аксинья,
такова и весна.

На полузимницу
вёдро – весна красна.

-30, пасмурно,
ветер слабый, туман

7 февраля

Григорий Богослов

Ефим Сирин

Каков день с утра
до полудня, такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до
вечера – предвещает другую половину зимы.

На Ефима ветер
понёсся – к сырому году.

Иней, ветер
слабый, пасмурно,   -50

Год засушли-вый

14 февраля

Трифон

На Трифона звёздно
– весна поздняя.

+80,
туман, облачно, звёзд нет

Весна ранняя

15 февраля

Сретенье

Какова погода на
Сретенье, такова и весна будет.

 На Сретеньев день
снежок – весною дожжок.

+40,
туман, облачно, ветер слабый, снега нет

Дождей весной не
ожидается

24 февраля

Власий сшиби рог с
зимы

Пришел Власьев
день, пришли

и власьевские
морозы.

-10,
облачно, ветер сильный

Есть небольшой
мороз

27 февраля

Кирилл

На Кирилла хорошая
погода – к морозам.

+20,
дождь

Морозов быть не
должно

Март

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

6 марта

Тимофей весновей

По Тимофею весна.
Это значит, каков будет этот день, такова и весна.

Первая половина
пасмурно, туман, вторая половина солнечно +70

Первая половина
весны пасмурная, вторая ясная

9 марта

День обретения
главы Иоанна Предтечи

Если в этот день
выпадет снег, то и святая неделя (Пасха) будет холодная, если будет сухо, то
не ожидай дождя и в пасху.

+20,
облачно, дождя нет

На Пасху должно
быть тепло и сухо

14 марта

Евдокия плющиха

Какова Евдокия,
таково и лето. На Плющиху погоже – всё лето пригоже.

+90,
солнечно

Лето должно быть
тёплым

18 марта

Конон огородник.

С этого дня
начинают копать огороды. Если на Конона вёдро, то града летом не будет.

+60,
переменная облачность, дождя нет

29 марта

Саввич, Папа и
Трофим

Если в этот день
будет тепло, то и вся весна будет тёплой.

Апрель

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

4 апреля

Василий солнечник

На Василия тёплого
солнце в кругах – к урожаю

7 апреля

Благовещение

Если на
Благовещение солнечный день – лето будет жаркое.

Если в
благовещение ветер, иней и туман – к урожайному году.

8 апреля

Гавриил, Василий

Какова погода 8
апреля, такова будет и 8 октября и наоборот.

20 апреля

Акулина

Если на Акулину
дождь – яровые плохие, калина хорошая.

Май

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

6 мая

Георгий Победоно-сец

На Георгия
заморозки к теплой осени.

11 мая

Максим и Ясон

Тёплая и звёздная
ночь — к урожаю, а ясный восход солнца — ведренное лето.

13 мая

Яков

Теплый ветер – к
урожаю.

19 мая

Иов огуречник

Большая роса- к
урожаю огурцов. Ясный день – обилие в этот год огурцов.

24 мая

Мокий

На Мокия мокро –
всё лето мокрое. Мокро на Мокея – жди лето ещё мокрее.

25 мая

Епифан

Утро Епифана в
красном кафтане – к жаркому лету.

26 мая

Лукерья комарница

Появляются комары.
Комара много – дождь завтра будет.

27 мая

Сидор огуречник

Если весь день
будет ясный, то будет хороший урожай огурцов.

На Сидора северный
ветер – лето холодное.

28 мая

Пахом бокогрей

На Пахома тепло –
всё лето тёплое.

Июнь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

1 июня

Иван долгий

Если первые два
дня июня льёт дождь – весь месяц сухой.

3 июня

Константин и
Оленаленосейка

Если 3 июня дождь
с градом, то 3 декабря снег с крупой.

7 июня

Иванов день

Сильные росы – на хороший
урожай.

10 июня

Никита гусятник

Тихий день – жди
хорошего урожая.

16 июня

Лукьян ветреник

На Лукьяна южный
ветер – к урожаю, северо-западный – к сырому лету.

21 июня

Фёдор Стратилат

Если во время
грозы слышны раскаты грома, жди затяжного ненастья.

Июль

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

3 июля

Мефодий
перепелятник

Если на Мефодия
дождь – то будет идти сорок дней.

10 июля

Самсон сеногрей

На Самсона дождь –
через семь недель то ж.

25 июля

Прокл великие росы

Утром сильная роса
и туман – к хорошей погоде.

26 июля

Гавриил

Сухая погода сулит
хорошую осень.

Август

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

1 августа

Макрида

Смотри осень по
Макриде: Макрида мокра – и осень мокра.

2 августа

Ильин день

Во что Илья, в то
и Воздвиженье (27 сентября).

Придет Илья
принесёт гнилья (дождя).

4 августа

Мария Магдалена.

Громовый день.
Если гроза – сена будет за глаза.

7 августа

Анна холодница

Если утренник
холодный, то и зима будет холодная. Какова погода до обеда – такова зима до
декабря; какова после обеда – такова после декабря. Светлая и тёплая погода
предвещает холодную зиму, если же идёт дождь – зима снежная и тёплая.

12 августа

Сила и Силуян

Если день
пасмурный и прохладный, то дождя не будет.

14 августа

Спас первый.
Маккавей

Во что Маккавей, в
то и разговенье (28 августа)

15 августа

Степан сеновал

Каков Степан,
таков и сентябрь.

16 августа

Антон вихровей

Каков Антон, таков
и октябрь.

17 августа

Авдотья сеногнойка

Как Авдотья, так и
ноябрь.

18 августа

Евстигней житник

Каков Евстигней,
таков и декабрь.

19 августа

Второй спас,
яблочный

Каков второй спас,
таков и январь.

21 августа

Мирон ветрогон

Каков Мирон, таков
и январь.

27 августа

Михей тиховей

На Михея дуют
ветры тиховеи – к вёдренной осени; на Михея буря – к ненастному сентябрю.

Сентябрь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

3 сентября

Фаддей

Если в этот день
ясно, то ещё четыре недели будет хорошая погода.

+260,
облачно

В сентябре
действительно было дождливо и холодно, хорошей погоды не было

14 сентября

Симеон Столпник.
Марфа.

Если на Семёнов
день тёплая погода, то и зима будет тёплая. Если Марфа грязна вышла, то осень
должна быть дождливой.

+240,
облачно, дождь

Зима была тёплой,
а осенью дыло много дождей

Октябрь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

3 октября

Астафий

Если в день
Астафия будет ветер с юга – к теплу, с севера – к стуже, с запада – к
мокроте, с востока – к вёдру.

+80,
облачно, дождь

4 октября

Кондрат

Погода этого дня
продержится без изменения четыре недели.

+60,
облачно, дождь

5 октября

Фока

Если с берёзы лист
не опал, снег ляжет поздно.

+60,
облачно, дождь

13 октября

Григорий

Если снег упадёт –
зима не скоро настанет.

+130,
переменная облачность

14 октября

Покров

Если на Покров
ветер с востока, то зима будет холодная.

+150,
солнечно

Ноябрь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

4 ноября

Зимняя Казанская

Говорят, что в
день Казанской богоматери всегда идёт дождь.

+70,
переменная облачность, небольшой дождь

Неболь-шой дождь
был, примета подтвердилась

8 ноября

Дмитриев день

Коли 8 ноября
холод и снег, весна поздняя и холодная, а если тепло – зима и весна тёплые.

+70,
ясно

22 ноября

Матрёна зимняя

Если в этот день
облачная, снежная погода, то это предсказывает ненастный май.

+70,
ясно

24 ноября

Фёдор студень

Если на Фёдора тепло,
то зима будет тёплой, если холодно – то зима холодная.

+50,
ясно

25 ноября

Иван Милостивый

Если на Ивана
дождь или снег – быть оттепели до введения (4 декабря).

+70,
облачно

Декабрь

Дата

Святой

Примета

Погода

Выводы

1 декабря

Платон и Роман

Платон и Роман
кажут зиму нам. Каков Платон и Роман, такова и зима. Коли день тёплый, то и
зима тёплая. Если в этот день погода будет меняться, то столько же раз она
поменяется в течение зимы.

3 декабря

Прокл

Если 3 декабря снег
пошёл, то 3 июня пойдёт дождь.

6 декабря

Митрофан

Если 6 декабря
идёт снег и ветер с севера, то 6 июня будет ветер с севера и дождь
побрызгает.

12 декабря

Парамон

Утро красное –
быть декабрю ясным.

29 декабря

Аггей

Если на Аггея
сильный мороз, то он простоит до Крещения.

4. Анкетирование.

В ходе проведения исследования было проведено
анкетирование учащихся 2-х классов МОУ СОШ №7 г.Ейска. Было опрошено 62 школьника.

Вопросы
анкеты:

1.    
Ваш
возраст______________________________?

2.    
Верите ли
Вы в приметы  погоды (да/нет)?

3.    
Сколько
могли бы Вы назвать примет, относящихся к погоде? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.    
Как
часто  эти приметы сбываются?______________________________

5.    
Откуда Вы
узнали об этих приметах?_____________________________

4.1. Результаты анкетирования.

 Из 62 опрошенных
в возрасте от 8 до 15 лет только 5 смогли назвать одну –
две приметы. В основном была названа примета : «Птицы низко летают — к дождю».

 Каждый из 10
опрошенных в возрасте от 35 до 73 лет смог назвать не менее трёх
примет.??????????

V.Заключение

     Таким образом, на основании
проведенных исследований, анализе прочитанной литературы, я могу сделать вывод,
что большинство из

перечисленных примет совпадали с
действительностью. Но
какими бы
ни были приметы, а наши предки дали нам хороший совет: «Календарным теплом не
согреешься», «Работай скоро – будут хлеба горы». И, тем не менее, мне было
очень интересно сопоставлять достоверные нынешние фактические данные о погоде с
той народной мудростью, которая копилась веками.

             В итоге я решила проанализировать, каков
процент оправдавших и не оправдавших себя народных примет в 2014 году. Мною
рассмотрено 53 приметы.
Из них,46  совпало с предсказанными погодными явлениями, а 7 нет. Это значит, что в 90 % случаев приметы
оказались правдивыми, а в10% случаев не сработали. Контрастная погода, которая
наблюдается в последние годы, атмосферные явления, которые старожилы не помнят,
— всё это вызывает разговоры о том, что климат меняется. Так ли это? Если взять
историю Земли за миллионы лет существования, то, как установлено наукой, за это
время климат на земном шаре менялся много раз. Причины таких изменений
выяснить, пока не удалось. Однако факты с достаточной определённостью говорят о
том, что климат не всегда был таким, как сейчас. Но это – за миллионы лет. А если
взять отрезок времени во много раз меньше, скажем, тысячу лет? Произошли ли за
это время какие-либо изменения климата?  

Наука со всей определённостью заявляет, что за
последние две тысячи лет климат нисколько не изменился. Но он испытывает
периодические колебания. Колебания охватывают период в десятки лет и
проявляются в том, что на отдельных материках в течение ряда лет отмечается
чередование дождливых или засушливых, жарких или очень холодных периодов. Но
это не связано с изменением климата в целом.

В последние десятилетия наблюдается заметное
потепление в Арктике и менее значительное – в умеренных широтах. В связи с
повышением температуры морей Арктики граница льдов отодвинулась на несколько
сотен километров к северу. В 1901 году ледокол «Ермак» не смог дойти до
северной оконечности Новой Земли – ему преградили дорогу тяжёлые льды. А в 1938
году тот же ледокол достиг в районе Новосибирских островов 83,5 градуса
северной широты, установив тем самым мировой рекорд свободного плавания в
Арктике в те годы.

 Потепление, захватившее умеренные широты, отразилось
на многих явлениях природы. Наблюдается более раннее цветение рябины, ореха,
липы, сирени и других деревьев. В среднем на неделю раньше, чем сто лет назад,
прилетают грачи и кукушки. Но, несмотря на потепление, отмечены, и суровые зимы
в европейской части России. Со слов моей  прабабушки, зимой 1939/40 годов
наблюдались такие жестокие морозы, каких не было в течение 100 лет. В
противоположность этому, нынешний декабрь был очень тёплым. Есть основания
полагать, что в будущем потепление сменится похолоданием, чем и завершится цикл
возмущения климата. Учёные считают, что возмущения климата связаны с солнечной
активностью. В последние десятилетия наблюдается гораздо больше солнечных пятен,
которые вызывают оживлённый обмен воздушных масс. Кроме того, большую роль
играет деятельность человека.

Данная исследовательская работа – малая капля в многолетних
наблюдениях погоды, но я считаю, что она тоже имеет большое значение, особенно
в масштабе родного города. С помощью её данных можно предсказать погоду на
ближайший весенне-летний сезон; помочь советом садоводам-огородникам; заинтересовать школьников
в продолжении наблюдений, а возможно и в их расширении – ведь можно замечать не
только погодные явления. Интерес представляют и наблюдения за животными,
растениями, водоёмами. Всё это позволяет изучать родной край, знать его, а,
следовательно, любить и  охранять природу.

Надеюсь, что факты, изложенные в моей работе, могут
пригодиться учащимся любых классов для работы на уроках окружающего мира и для
познавательных классных часов.

Итак, хотите, верьте, хотите, нет, а весна будет теплой, а вот лето по одним приметам, вряд ли будет
хорошим, а по другим – хорошим будет наверняка. «Если в Татьянин день мороз и
солнце – к хорошему лету», а было около 0°, с туманом. Но «Если на Крещение
(19.01) снежная погода – к хорошему лету», а снег-то шёл! Как видим, некоторые
приметы взаимо исключают друг друга, так что понаблюдаю ещё, чтобы сделать
более точные выводы.

5.Список литературных источников.

1.    
Л. С. Хренов Народные
приметы и календарь, Москва ВО «Агропромиздат», 1991

2.    
http://slovko.ru/

3.    
http://сезоны-года.рф/

4.    
http://riddle-middle.ru

5.    
http://kid-game.ru

6.    
http://ru.wikipedia.org

7.     Виталий Бианки «Синичкин календарь»

6.Приложение.

Книжка- малышка.

История происхождения и смысл пословиц и поговорок

С пословицами и поговорками дети начинают знакомиться уже в начальных классах и работают с ними на протяжении всего обучения. Однако далеко не все могут точно сказать, чем они различаются и каков смысл этих изречений. Попробуем разобраться.

Перо

Источник: ru.depositphotos.com

Почувствуйте разницу

Пословица – народное высказывание с обучающим подтекстом. Например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Поговорка же отражает отношение говорящего к другому человеку, или ситуации. Например: «Не все коту масленица».

Чтобы было проще, можно также опираться на такие признаки как:

  • рифма;
  • ритм;
  • форма;
  • цель.

Если вы видите, что в высказывании есть два первых пункта, то перед вами пословица. Отличаются они и по форме. Так, пословица – целое связное предложение. Поговорка может состоять из двух слов: «Медвежья услуга». У них также разные цели. Первая стремиться научить нормам и морали, вторая – охарактеризовать ситуацию, или человека.

Как они появились

Пословицы и поговорки и народ всегда были неразлучны. Иногда считают, что поговорка когда-то была частью пословицы. Поэтому составитель первого толкового словаря Владимир Даль называл ее цветочком, а пословицу ягодкой.

Они жили в устном народном творчестве, передавались из поколения в поколения и несли в себе ценную информацию. Каждый народ слагал свои выражения на родном ему языке, но даже имея разное звучание пословицы и поговорки обладали одинаковым смыслом. Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: например, о дружбе, о счастье, о любви и т.д. Коротко говоря, они есть для всех жизненных случаев.

Чаще всего рождались они в крестьянском быту из наблюдений за природой, из верований, повседневного труда. Так, сюда можно отнести такие пословицы как «Доброе семя – добрый и восход», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Вешний день год кормит», «Делу – время, потехе – час» и пр. Это была просто житейская мудрость, наблюдение, ценное для работы, но со временем они постепенно переносились и на другие сферы деятельности.

Сказки

Источник: school48tmn.ru

Также крестьяне верили, что многие их дела зависят по большей мере от природы и высших сил: «Даст Бог день, даст и пищу», «Бог не выдаст – свинья не съест». В это же время они верили, что только трудом можно чего-то добиться: «На Бога надейся, а сам не плошай». Верили и языческие высшие силы: «Кукушка кукует, горе вещует».

Рождались поговорки и пословицы среди ремесленников. Наверняка вам известно выражение «Сапожник без сапог» или «Бить баклуши».

Многие выражения пришли из различных походов и битв: «Пришел Кутузов бить французов», «Пусто, словно Мамай прошелся». Нормы крепостного права также запечатлелись в этом виде творчества: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Все они продолжают жить и сейчас. Их уникальная особенность в том, что они подходят на все времена, а некоторые могут переосмысливаться и подстраиваться под современный уклад жизни.

Каков первоначальный смысл

Попробуем выбрать самые популярные, наиболее применяемые в нашей жизни пословицы и поговорки и узнаем, насколько они осовременились.

Сделал дело, гуляй смело

Эта пословица жила еще у наших предков, которые заметили, что если вовремя не выполнить работу, то ждет неудача. Не утеплишь дом – зимой замерзнешь, не уберешь урожай – он пропадет и начнется голод. Труд не любит упущений и во всем должна быть дисциплина.

Сейчас это выражение любят повторять, например, родители детям-школьникам, которые откладывают выполнение уроков на потом. В чем-то они правы: согласитесь, приятнее же гулять, осознавая, что делать ничего не нужно.

Медвежья услуга

Медвежья услуга

Источник: kakoy-smysl.ru

Обозначает неумелую помощь, которая больше вредит. Считается, что это выражение описывает басню Жана де Лафонтена «Медведь и садовник» (1678 г.) В ней медведь отгонял муху спящего человека и разбил ему камнем голову. Басня индийского происхождения, а вместо медведя была обезьяна.

Сейчас ее чаще произносят учителя, когда видят, что кто-то из учеников дает списать другому свою работу и свои ошибки.

Повторение – мать учения

 Выражение пришло в русский язык из латыни. Автором считают древнеримского поэта Овидия. И сначала она имела немного другой вид: «Повторение – мать учения и утешение дураков». Но вторая часть пословицы теперь не используется.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Выражение пришло из средневековой Руси во времена крепостного права и обозначает разочарование, плохие перемены, неудачи.

За неделю до 25 ноября по старому стилю, в день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев, и неделей позже, крестьяне имели право перейти к новому помещику. После смерти Ивана Грозного переход запретили и крестьян закрепили на земле. Тогда-то и родилась эта фраза.

Жизнь прожить – не поле перейти

Эта фраза появилась среди бедных крестьян, которые изо дня в день трудились на полях и это было для них обычным и привычным делом. Переход поля означал простое дело, повседневное, обыденное. Как работать на поле знали и старые, и малые. А вот жизнь сложна и у каждого она своя, чужими знаниями ее не прожить.

По одежке встречают, по уму провожают

По одежде встречают , по уму проважают.

Источник: caricatura.ru

Тоже пришла из народа и какого-то авторства ей не приписывают. Обычно говорят, когда внешний вид не соответствует внутренним качествам. Даже если сначала он запомнится эффектной одеждой, то потом люди все равно будут ценить его за ум, чувство юмора, доброту.

Сквозь года

Народная мудрость живет в веках и не теряет своей актуальности. Она и сейчас учит молодое поколение лишь самому лучшему: добру, терпению, труду.

МИРОШНИЧЕНКО П.Я.

Часть 4.

Непременное условие бытования пословиц и поговорок в их первичных функциях – традиционность мировоззрения и корпоративность быта социальной среды. Под влияние традиций основной массы трудящихся пословицы и поговорки могли возникать и возникали в купеческих, дворянских, бюрократических, церковных и иных корпорациях.
С развитием товарно-денежных, а потом и капиталистических отношений, с упадком традиционности мировоззрения и корпоративности быта функции пословиц и поговорок существенно изменились, они (пословицы и поговорки) теряют роль своеобразного учебника жизни, сохраняя главным образом свои эстетические функции в языке народа и общества.
Такое понимание истории пословичного творчества помогает лучше оценить значение русской, украинской и белорусской паремиографии 30-50-х годов XIX в. На Западе крупные паремиографические собрания создаются раньше, чем в России, но тогда, когда там вовсю уже развивались капиталистические отношения и народные пословицы и поговорки теряли свое прежнее значение в жизни. Научные собрания в России были созданы еще в эпоху феодализма, в этом, если можно так выразиться, их глобальная ценность для паремиологии. То, что в России научно подошли к изучению жизни трудящихся масс и народных пословиц и поговорок еще тогда, когда последние полнокровно жили, выполняя свои изначальные, основные функции, позволило еще В. И. Далю достаточно четко выделить пословицы и поговорки из других жанров фольклора и по их смыслу, и по логической конструкции. Большая ясность в вопросе, что такое пословица, в нашей отечественной паремиологии облегчила решение задачи классификации всех пословиц и поговорок, предложенной Г. Л. Пермяковым.
Пословицы и поговорки не случайно записывались нашими собирателями наряду с приметами и загадками. Происхождение и функции примет погоды и связанных с ними хозяйственных рекомендаций не вызывает сомнений. Переплетение в интеллектуальном фонде народа пословиц и поговорок с приметами подтверждает изложенную выше характеристику происхождения и функций пословиц и поговорок. Сложнее вопрос о происхождении и исторических функциях загадок. Ю. М. Соколов писал о культовом значении этого жанра фольклора, В. П. Аникин связывает их с тайной, иносказательной речью рыбаков, охотников, скотоводов. Но еще Ф. И. Буслаев считал главной функцией загадки поучение. Широкое распространение загадок в народе, их содержание и практика использования подтверждают, что здесь мы встречаемся со своеобразной игровой методикой в «учебном процессе» народной педагогики.
Примечательна органическая связь загадки с традиционностью народного сознания. Загадка сориентирована не на эвристическую логику умозаключений, ведущих к открытию нового, а на отгадку уже известного посредством сопоставления образов, типического. Загадка рассчитана на выработку не логического мышления, а наблюдательности и умения сообщать при помощи образов, на запоминание уже известного другим. Она не существовала и не могла существовать без готовой уже отгадки.
Пословицы, поговорки, приметы, загадки – осмысленное самими массами выражение идей, традиций, чувств, настроений трудящихся, поэтому названные жанры фольклора представляют идейное ядро массового сознания. Но паремиография не выражает сколько-нибудь точно таких показателей, например, как сила чувств, веры или недоверия, воли или готовности масс к борьбе. Для изучения этих параметров массового сознания необходимы иные источники.
Поскольку паремиография выражает заключения массового сознания, ставшие или становящиеся традицией, она не включает и ту часть идей массового сознания, которые либо еще не успели сложиться и отшлифоваться в пословицу, поговорку или примету, либо которые, будучи сугубо временными, преходящими, нетипичными не принимают форму ходячих истин и изречений. Паремиография отражает явления и ситуации, стабильные, типичные в жизни народных масс. Пословиц и поговорок совершенно недостаточно, чтобы уловить специфику сознания масс в таком то году. Но для истории сознания крестьянства целой эпохи разложения и кризиса крепостничества паремиография является, пожалуй, источником, наиболее полно и адекватно отражающим факты. Для понимания же таких стабильных проблем как правда взаимоотношений крестьянства с «миром», с эксплуататорами, государством, церковью – паремиография ничем не заменимый источник.
Уникальность русской, украинской и белорусской паремиографии еще и в том, что она позволяет получить конкретное представление об идейном багаже массового сознания целого класса. Ни одна другая эпоха источника, столь адекватно отражающего идейное ядро массового сознания трудящихся, не оставила.

Глава II. Методика изучения представлений о правде (справедливости).

Массовое сознание крепостного крестьянства – сознание людей, отличающихся жизненным опытом, интеллектуальной одаренностью и развитием, оно не может быть общепризнанной доктриной. В роли общих для всех выступают здесь помимо слов своеобразные единицы общего обменного интеллектуального фонда – пословицы, приметы, поговорки. Многие из них (хотя далеко не все и не в равной степени) противоречат одна другой. Многие двусмысленны. Эти противоречия и двусмысленности отражают как диалектическую противоречивость развивавшихся жизненных условий, так и разное отношение к одному и тому же различных слоев народа. Однако при всей хаотичности и противоречивости материала перемиографических собраний он поддается группировке по сюжетам и разным мотивам одного и того же сюжета. Сюжет «отношение к труду», например, содержит разные мотивы: и уважения к труду, и отвращения к нему. Один и тот же сюжет может выражаться и в трех, четырех мотивах. Выборку и группировку паремиографического материала целесообразно проводить, во-первых, по сюжетам, и, во-вторых, по мотивам каждого сюжета.
Известно безусловное требование марксистско-ленинского исследования в социологии: обобщение всех фактов изучаемого наследия. При использовании паремиографии как источника это означает необходимость учета всех пословиц и поговорок, относящихся к сюжету или мотиву, который нас интересует.
При изучении паремиографии важно знать конкретные ситуации, контексты, в которых употреблялись те или иные пословицы и поговорки в народе. Имеющиеся паремиографичекие издания не удовлетворяют в этом отношении нашим требованиям. Учет всех пословиц и поговорок каждого мотива и сюжета позволяет преодолеть затруднения в понимании ситуативности отдельных пословиц и поговорок.
Количественные соотношений пословиц и поговорок разных мотивов могут дать некоторое представление и о степени развития противоречий сознания масс.
Группировка материала по сюжетам и мотивам помогает установить в паремиографических публикациях фонд пословиц, действительно бытовавших в народных массах изучаемой эпохи. Даже в лучшем из собраний В. И. Даля хоть изредка, но встречаются изречения дворянского, чиновничьего, купеческого происхождения, либо взятые из литературы светской или церковной. Подобные инородные элементы имеются и во всех других собраниях, особенно много их у Снегирева. Однако задача отбора нужного нам материала разрешима. Нет необходимости каждый раз просеивать все десятки тысяч пословиц и поговорок собраний 30-50 годов. Практически при рассмотрении всех изречений интересующего нас сюжета или мотива приходится иметь дело с несколькими, реже – десятками пословиц и поговорок. Исключить книжные, в том числе и церковные, не ставшие народными, несложно. Они известны по литературе и отличаются языком. Пословицы собраний ХVII–ХVIII в. тоже нетрудно выявить. И, кроме этого, можно использовать известный в фольклористике факт корреляции русского, белорусского и украинского фольклора. Если пословица встречается и в русском, и в белорусском, и в украинском собраниях, можно не сомневаться в ее народном происхождении (исключая церковно-книжные изречения).
Заметим, что и при самом тщательном отборе паремиографического материала народного происхождения, относящегося к изучаемой эпохе, могут встретиться единичные пословицы, социальное и хронологическое приурочение которых будет вызывать сомнения. Их можно просто исключить из поля нашего зрения. Объектом анализа должны быть группы, совокупности изречений каждого сюжета. Сомнительной единичностью можно пренебречь.
Уже первый исследователь темы «Пословицы и поговорки как исторический источник» М. И. Шахнович пришел к выводу, что пословицы могут сказать очень много, если их анализировать не сами по себе, а исходя из марксистско-ленинского учения о базисе и надстройке, из учета уже исследованных исторических процессов, которые порождали интересующие нас явления массового сознания. В изучении социального сознания трудящихся особого внимания заслуживают, например, их представления о правде, справедливости. Сопоставив паремиографический материал о ней с тем, что нам уже известно об истории социально-экономической и политической жизни народа, о его расслоении можно «привязать» правду народных пословиц и поговорок к определенным социальным слоям или классам.
Паремиография раскрывает свои сокровища, если рассматривается в связи со всеми другими источниками, характеризующими как базисные, так и надстроечные процессы, связанные с жизнью народных масс. Ценнейшим подспорьем паремиографии является фольклор всех других жанров.
Высказанные соображения помогают и в решении вопросов хронологической, локальной и социальной «привязки» пословиц. Само собою разумеется, что при изучении сознания крестьянства той или иной эпохи могут быть использованы изречения, бытовавшие и записанные именно в ту эпоху. 30-50 годы наиболее благоприятны в этом отношении. Среди собранных в это время пословиц многие возникли несколькими веками ранее, но если народ употреблял их, значит, они продолжали жить и отражать его сознание. При этом следует учесть отличие пословиц, поговорок и примет от жанров фольклора, которые представляли искусство народа. Песня, например, доносит в нашу эпоху и не свойственные нам мысли, и чувства крестьянина начала XIX в. – «Из песни слова не выбросишь». Пословица же сама по себе не существовала, она употреблялась только как компонент обихода живой речи. Потеряв свою актуальность, жизненность, пословица исчезала из памяти народа, не употреблялась и, следовательно, не могла быть записана фольклористами.
Что касается локальной привязки паремиографии, то многие архивные собрания знакомят нас с изречениями, бытовавшими в той или иной местности. И в этом отношении материалы Русского географического общества особенно интересны. Но даже лучшие записи пословиц отдельных сел, уездов, губерний далеко не отражают всех изречений, бытовавших там. К тому же необходимо учитывать, что пословицы как и язык отражают сознание всего русского, всего украинского, всего белорусского народов. Весьма показательна в этом отношении не только поразительная близость пословиц пермских, например, к воронежским, но и к пословицам украинским. Поэтому паремиография наиболее удобна для изучения явлений сознания общих для всего крестьянства России, Украины, Белоруссии. А общего, особенно в мировоззрении, в социальном сознании было очень много.
Что касается социальной привязки паремиографии, то и эта задача может быть решена вполне удовлетворительно. Вспомним, что и в период кризиса крепостничества основная масса крестьянства сохраняла свою классовую монолитность, а те слои сельского и городского населения, которые образовывали новые социальные силы, порывая с традиционностью сознания и корпоративностью быта, переставали быть творческой и питательной средой для новых пословиц. А в той мере, в какой последние все же возникали, они, будучи сгруппированы по сюжетам и мотивам, успешно привязываются к тем или иным социальным слоям при учете того, что хорошо изучено историками социально-экономического развития крестьянства той эпохи.

(Продолжение следует)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все возможно в нашей жизни цитаты
  • Карло коллоди пиноккио цитаты
  • Цитата про утро воскресенья
  • Цитаты про плохих друзей со смыслом короткие
  • Как подписывать цитаты из библии