Кабаниха и дикой отношения цитаты

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах

obraz-harakteristika-dikoj-groza
Дикой (справа) и Борис.
Художник С. В. Герасимов

Купец Дикой  один из ярких отрицательных персонажей драмы «Гроза» Островского.

Краткая характеристика Дикого в пьесе «Гроза»

Савел Прокофьевич Дикóй  зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Это сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников.

Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой  жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» в цитатах

Дикой  богатый, уважаемый купец:

«…Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…»

«…Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…»

Купец Дикой не может жить без ругани. Вся его жизнь «основана на ругани»:

«…Как не ругать! Он без этого дышать не может…» 

«…Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» 

Дикой может ни за что обругать и обидеть человека:

«…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» 

«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..» 

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

«…А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…» 

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»

«…На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..» 

Дикого в городе называют «воином», потому что он «воюет», ругается со всеми:

«…Одно слово: воин!..»

«…Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?..»

Дикой считает людей ниже себя «червякам», которых он может помиловать или раздавить по своем желанию:

«…Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…» (Дикой говорит Кулигину)

«…Боится, что ль, он кого!..» 

«…Унять-то его некому, вот он и воюет!..» 

«…Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…»

Все жители города боятся Дикого:

«…Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение…»

Дикой является очень жадным человеком:

«…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…»

Купец Дикой не любит платить жалованье своим работникам:

«…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…» 

«…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

«…А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..» 

Работники Дикого жалуются на него городничему, потому что хозяин не платит жалованье как следует:

«…К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…» 

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

«…Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»»  

«…потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!..»

Дикой понимает, что он злой человек, но ничего не может с собой поделать:

«…Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых обругивает:

«…После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся…»

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

«…Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

«…Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..» (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

«…Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Однако молодой человек получит это наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

«…Это Дикой племянника ругает…» 

 «…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить вздорному дядьке:

«…У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

«…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Критика об образе Дикого в пьесе «Гроза»

«В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <…>

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду… .

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <…> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, вроде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» Островского: описание характера персонажа, его портрет в цитатах.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи

Кабанова и Дикой – отрицательные персонажи драмы А. Н. Островского «Гроза». Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого позволяет выявить сходства и различия героев-тиранов.

Общие черты

Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.

Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.

Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.

Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.

Различия

Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.

Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.

Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.

Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.

Дикого отличает страсть к деньгам, чего не наблюдается за Кабанихой. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.

Сравнительная таблица

Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:

Кабаниха

Дикой

Общее

  • Представители старого уклада жизни
  • Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи

Кабаниха

Дикой

Различия

Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества

Человек, который никого не боится

Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной

Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него

Скрывает домашнюю обстановку

Не скрывает домашнюю обстановку

Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций

Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности

Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения

Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение

Считает, что детей нужно держать в страхе и подчинении

Любит деньги и другие материальные ценности

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Aysuliw Aynazarova

    15/19

  • Нина Стародубровская

    17/19

  • Алим Алхасов

    13/19

  • Анна Стефановна

    11/19

  • Вера Лебедева

    16/19

  • Егор Еськин

    19/19

  • Алина Герасимова

    16/19

  • Матвей Говин

    18/19

  • Вероника Притчина

    19/19

  • Aika Nasirdinova

    17/19

Дикой и Кабаниха, основные черты самодурства - примеры сочинений по "Грозе"

­Пример сочинения 1

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островско­го. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темно­го царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представля­ет собой некую патриархальную идиллию.

Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высо­ких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливают­ся жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных собы­тий.

Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с пе­сьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке.

Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности на­гольной, не увидите… А у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажи­вать».

Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не вида­ли, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьян­ства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе явля­ется купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дико­го — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характе­ра.

«Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расче­ты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходит­ся».

Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наслед­ство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит пле­мянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную при­чину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Про­кофьевич, честного человека обижать изволите?».

На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю.

Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец.

Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу— поми­лую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, вся кой логики —вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о само­дурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспро­светно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на уста­новку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож­нами… обороняться»

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пье­се. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других персонажей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому ак­тивного сопротивления. Однако утихомирить его оказывается не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ними Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнать­евна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка.

Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дико­го его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений: «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, куль­тивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, по­стоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает беско­нечные нравоучения невестке, пытается контролировать пове­дение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домо­строя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родите­лей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их.

Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недо­вольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никако­го порядка», — рассуждает она в одиночестве.

Катерину она по­прекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, про­водивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку.

Тихон же, по мнению Кабановой, слиш­ком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважа­ют», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем зае­ла», —замечает о ней Кулигин.

В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, все­прощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихо­ну жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «доби­вается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона.

«Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.

В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует про­тив себя и служит покорным орудием матери, даже в отношени­ях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности сво­их чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями».

Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись.

Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувствен­ности: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно по­давляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недо­статке мужественности. Подсознательно он и стремится воспол­нить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гу­лянках» «на воле».

Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и соб­ственного мнения, и собственных чувств.

Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилиз­мом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероят­но, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности.

Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «ус­воила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их.

В геро­ине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, од­нако ее ложь —это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Кудряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное каче­ство его природы — под названием «широты натуры»; плутов­ство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под на­званием сметливости и лукавства».

В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.


Пример сочинения 2

Всех  героев пьесы Островского «Гроза» можно  разделить на представителей «темного царства » и остальных героев.
Деление условное. Но смысл здесь в том, что есть общие черты, присущие всем героям,олицетворяющим это «царство».

К нему отнесём Кабаниху, Дикого, Феклушу и других странниц.
И главная их черта — невежество и дикость нравов.

Кабаниха Марфа Игнатьевна — купчиха, мать Тихона и Варвары,свекровь Катерины. Старается вести себя благообразно, в церковь ходит , «а домашних совсем заела» — говорит о ней Кулигин. Недаром  автор дал ей говорящую, звероподобную фамилию.
Она — главная в доме. Является хранительницей старых устоев, где жена «да убоится мужа своего». По таким законам Домостроя она и действует.

Сын её боится, дочь обманывает и хитрит, научившись этому у матери, которую считают ханжой Кабаниха прикидывается слабой и немощной:»Мать стара ,мать глупа «. Требует заботы и внимания, но на самом деле всех в доме держит в ежовых рукавицах. Добра она к страннице Феклуше , которая, находившись по свету, рассказывает всякие ереси о «людях с песьими головами «, об огненной земле и т.д.

Кабаниха верит байкам, потому что необразованна и невежественна. Она очень боится потрясений, которые сметут установленный порядок жизни, где ей комфортно и спокойно. Но времена меняются. Вот она чувствует, что Катерина — вроде и смиренно себя ведёт, но горда и самолюбива. Как бы чего не случилось ?
Кабанихе трудно перенести самоубийство Катерины, даже собственный безответный сын обвиняет её. Но она справится. Новые времена ещё не наступили.

Другим представителем «Тёмного царства» является купец Савёл Прокофьевич Дикой.
Фамилия тоже говорящая. Дикий нрав его всем известен и дома,и в городе. Жена каждое утро просит домашних «Голубчики ,не рассердите «. Ведь Дикой ведёт себя как разъярённый зверь,никого не щадит.

Он скуп до дикости. За работу не хочет платит, а если и платит, то обманывая. Рабочим говорит, чтобы ушли, не просили денег, не злили его. Его философия до бесстыдства проста «Не доплачу я вам по копеечке, а у меня рублик накопится. Я свечку поставлю и грехи отмолю .Бог меня и простит «.

Его племянник Борис работает на Дикого бесплатно, надеясь, что тот отдаст ему наследство, которым по завещанию отца  Бориса распоряжается Дикой. Он должен отдать наследство,если Борис будет себя хорошо вести. Но мы понимаем .что юноша никогда не угодит злому дяде и наследства не увидит. Дикой только «молодец на овец, а на молодца он и сам овца».

Он побаивается своего молодого и смелого приказчика Кудряша, потому что тот даёт ему отпо

Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.


Пример сочинения 2

Всех  героев пьесы Островского «Гроза» можно  разделить на представителей «темного царства » и остальных героев.
Деление условное. Но смысл здесь в том, что есть общие черты, присущие всем героям,олицетворяющим это «царство».

К нему отнесём Кабаниху, Дикого, Феклушу и других странниц.
И главная их черта — невежество и дикость нравов.

Кабаниха Марфа Игнатьевна — купчиха, мать Тихона и Варвары,свекровь Катерины. Старается вести себя благообразно, в церковь ходит , «а домашних совсем заела» — говорит о ней Кулигин. Недаром  автор дал ей говорящую, звероподобную фамилию.
Она — главная в доме. Является хранительницей старых устоев, где жена «да убоится мужа своего». По таким законам Домостроя она и действует.

Сын её боится, дочь обманывает и хитрит, научившись этому у матери, которую считают ханжой Кабаниха прикидывается слабой и немощной:»Мать стара ,мать глупа «. Требует заботы и внимания, но на самом деле всех в доме держит в ежовых рукавицах. Добра она к страннице Феклуше , которая, находившись по свету, рассказывает всякие ереси о «людях с песьими головами «, об огненной земле и т.д.

Кабаниха верит байкам, потому что необразованна и невежественна. Она очень боится потрясений, которые сметут установленный порядок жизни, где ей комфортно и спокойно. Но времена меняются. Вот она чувствует, что Катерина — вроде и смиренно себя ведёт, но горда и самолюбива. Как бы чего не случилось ?
Кабанихе трудно перенести самоубийство Катерины, даже собственный безответный сын обвиняет её. Но она справится. Новые времена ещё не наступили.

Другим представителем «Тёмного царства» является купец Савёл Прокофьевич Дикой.
Фамилия тоже говорящая. Дикий нрав его всем известен и дома,и в городе. Жена каждое утро просит домашних «Голубчики ,не рассердите «. Ведь Дикой ведёт себя как разъярённый зверь,никого не щадит.

Он скуп до дикости. За работу не хочет платит, а если и платит, то обманывая. Рабочим говорит, чтобы ушли, не просили денег, не злили его. Его философия до бесстыдства проста «Не доплачу я вам по копеечке, а у меня рублик накопится. Я свечку поставлю и грехи отмолю .Бог меня и простит «.

Его племянник Борис работает на Дикого бесплатно, надеясь, что тот отдаст ему наследство, которым по завещанию отца  Бориса распоряжается Дикой. Он должен отдать наследство,если Борис будет себя хорошо вести. Но мы понимаем .что юноша никогда не угодит злому дяде и наследства не увидит. Дикой только «молодец на овец, а на молодца он и сам овца».

Он побаивается своего молодого и смелого приказчика Кудряша, потому что тот даёт ему отпор. А более всего он уважает  свою куму Кабаниху. Кабаниха не кричит и не зверствует открыто, но купец знает, что пощады от неё не будет. Вот и не задирает её.

Кабаниха видит его насквозь. Дикой — невежественен. Когда Кулигин просит его дать денег на сооружение громоотвода, чтобы гроза не спалила город, Дикой отвечает, что колами да рожнами от грозы не спасёшься. Она «нам в наказание насылается». Таков ещё один представитель «тёмного царства», душащего всё светлое и передовое.

Этих героев можно с полным правом назвать самодурами русской жизни
, потому что в своем поведении они руководствуются не только личной выгодой, но и своими мракобесными представлениями о жизни и её устройстве. Они живут по  своим невежественным законам, которые безумны и бесчеловечны.


Пример сочинения 3

«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Отрицательными персонажами драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» являются Дикой и Кабаниха. Сравнительная характеристика в таблице позволит найти сходства и различия героев-тиранов, ценителей патриархального общества. Сопоставительный анализ представителей «темного царства» может встретиться в сочинении на ЕГЭ по литературе.

Оглавление:

  • Суть произведения
  • Характеристика Савла Прокофьевича
  • Образ Марфы Игнатьевны
  • Сопоставление Дикого и Кабанихи

Цитатная характеристика дикого и кабанихи

Суть произведения

Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.

С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.

Сравнительная характеристика дикого и кабанихи

Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.

Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.

Необразованность и ханжество людей, которые не готовы принять новые правила общества, сильно влияют на контраст пьесы. Светлые и искренние люди не способны мириться с обстановкой, поэтому Катерина совершает отчаянный поступок.

Характеристика Савла Прокофьевича

Один из основных персонажей — Дикой. Он купец, любит запугивать и унижать людей. Этот герой является отражением безнравственности и необразованности, а также представителем старого поколения. К его словам прислушиваются в обществе из страха. Дикой принадлежит к «темному царству». Характеристика его показывает, что он очень богат, уважаем и влиятелен. Это все позволяет герою самодурствовать. Однако его невежество и жестокость сильно действуют на окружающих.

Сравнение дикого и кабанихи

О том, каков его портретный образ, в произведении не указывается. Но он колоритно отличается на общем фоне персонажей даже своей говорящей фамилией. В герое чувствуется некая дикость, как и во всем городе, в котором главенствуют пьянство, споры и ругательства.

Образ его представлен Островским исключительно в негативном ключе, нет ни одного момента в пьесе, где персонаж сделал бы что-то хорошее. Дикого воспринимают в городе как главного, потому что он богат, а люди старой веры привыкли прислуживать людям выше по статусу. Герой постоянно влияет на всех вокруг исключительно запугиванием, своей желчностью и ругательствами.

Дикой считает себя лучше окружающих, о чем говорят его поступки: грубость по отношению к городничему, воровство, угрозы Кулигину. Савел Прокофьевич — образ старого поколения, имеющий яркие отличительные черты:

Дикой и кабаниха

  1. Герой имеет ужасный характер и сильно пугает свою жену.
  2. Типичный самодур. Считает себя главным в Калинове и нагло вмешивается в жизнь людей. Дикой думает, что любой его поступок останется безнаказанным. Знает, что делает плохие вещи, но это его не тревожит, меняться не собирается.
  3. В разговоре постоянно грубит и хамит. Его речевая особенность — все слова ругательские.
  4. Отсутствие образования. Ненавидит книги и отказывается их даже в руки брать. Думает, что глупым человека делает именно наука и образование.
  5. Жадный. Если к нему попадают деньги, он их никогда не вернет, одалживать тоже ненавидит.
  6. Эгоистичность. Бабка Бориса завещала ему наследство, а Дикой пытается получить выгоду с племянника, при этом унижая и оскорбляя его.

Герой представляет собой символ алчности и никчемности, считая себя при этом центром всего мира. Однако за его жестокими поступками скрывается обычный трусливый человек. Проявляется это в том, что он боится грозы, как кары небесной.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»
  • Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса

Образ Марфы Игнатьевны

Кабаниха — яркий и центральный образ пьесы. Она ханжа, любит власть, грубость и бесконечно терроризирует своих домочадцев. Кабаниха — самодур русской жизни, она уверена, что мир строится на тирании и страхе. Это патриархальное купечество, которое погрязло в невежественном отношении, где мужчина бьет свою жену, а хозяева — подчиненного.

Сравнительная характеристика в таблице кабанова и дикой

Кабаниха учит сына жизни, даже при том, что Тихон уже взрослый человек и может самостоятельно позаботиться о своей жизни. Мать позиционирует себя как гордая и властная женщина, способная принять решение за любого человека. Она постоянно срывается на сыне, манипулирует им. Кабаниха считает, что в этом вся суть материнской любви, единственный способ приучить сына к действительности мира.

Марфа — жестокая женщина, пытающаяся добиться полного подчинения от всех. Варвара, ее дочь, нашла свою позицию в этом странном семейном кругу. Она уже привыкла притворяться и лгать, чтобы спокойно жить в обществе властолюбивой матери. А Катерина постоянно пытается противостоять свекрови.

Марфа Кабанова — приземленный персонаж, которому ближе практичность. А стихии ее не пугают, ей только не нравится мокнуть под дождем из-за грозы. Образ героини очень яркий:

Кабаниха гроза

  1. Состоятельность. У Кабанихи твердый и непоколебимый характер благодаря статусу в обществе.
  2. Консервативность. Живет прошлым и отказывается двигаться вперед. Даже когда видит изменения в мире, не собирается подстраиваться под них. Считает, что молодежь не может быть умной, потому что не прожили много лет.
  3. Подчинение детей. Она считает, что ребенок должен кланяться родителям, а муж обязан ставить свою жену на место.
  4. Играет на публику. Выходит в общество и делает вид, что она добропорядочная и благородная женщина. Но на то есть корыстные цели — создать образ доброго человека.

А. Н. Островский изобразил невероятный облик негативного персонажа. Кабаниха желает добиться сохранения старого уклада жизни, который разрушается буквально на глазах. Однако ничего у героини не выходит, и в итоге страдают лишь ее родные.

Сопоставление Дикого и Кабанихи

Сравнение этих персонажей показало, что они оба являются представителями старого уклада общества. Герои похожи своей деспотичностью, властностью и жестокостью. Представленная таблица с цитатами поспособствует понять, есть ли у этих персонажей отличия, или же они абсолютно одинаковы.

Гроза кабаниха

Дикой Кабаниха
Семья Ненавидит ее и особенно любит издеваться над своим племянником Борисом, который прислуживает дяде ради наследства бабушки. Детей старается держать в страхе. К невестке относится с презрением, поэтому постоянно унижает.
Отношение к людям Жители города для него червяки, которых хочется раздавить. Этот персонаж не скрывает своей неприязни, открыто демонстрирует отношение к людям: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Дикой чувствует вседозволенность и уверенность, что противостояния собственному мнению не встретит. Хороший человек на людях. Дает деньги нищим, посещает церковь, общается с жителями. Заботится о своем высоком статусе правильной и набожной женщины. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. Она надевает маску добродетельности, в то время как сама ничего не чувствует и эмоции не выражает. Главными принципами ее жизни давно стали власть, сила, порядок и чин. Чужие интересы Кабаниха на самом деле не воспринимает всерьез. Она только притворяется, раздает советы, учит жизни других людей, повышает свой статус и поддерживает старинные обычаи.
Отношение к деньгам Все, что попадает в карман Дикого, остается там. Даже крестьянам он не оплачивает труд. А своего племянника герой постоянно обманывает и заставляет выполнять множество поручений, зная, что у Бориса нет выбора, кроме как подчиниться. Кабаниху привлекают материальные ценности, а также статус человека в обществе.

Анализ показал, что не признают честь и достоинство Дикой и Кабаниха. А цитатная характеристика говорит о том, что каждый из них привык быть в центре внимания, властвовать над другими людьми и не только в семье, а распространять свое влияние на весь город. Поступки героев деспотичны и остаются безнаказанными, потому что все испытают страх перед ними.

Расчетливая холодность Марфы Игнатьевны очень страшна, по сравнению с грубым поведением Дикого. Кабанова всегда считает себя правой и чужого мнения не слушает. Она очень умна и рассудительна. Жизнь ее была нелегка, и теперь она считает, что имеет полное право учить других. Даже ее фальшивая доброта не может скрыть злостность и бесчеловечность. Она давно привыкла командовать и властвовать, особенно в семейном кругу. Кабаниха не проявляет ни капли материнской любви и заботы, что делает ее еще более сильным антигероем повествования.

В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Рубрика: 

  • Технология уроков литературы
  • литература 10 класс
  • ЕГЭ
  • ЕГЭ по литературе

В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи?
 (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

В значении имён

Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев.

Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны.

Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.

В социальном положении

Богатый купец

Купеческая вдова

В появлении на сцене – («визитная карточка»)

О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным

Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», — ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.

Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса.

В социально-психологических типах

Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», — говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин.

Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа.

В нравственном облике

В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

На чём основывается власть этих хозяев города?

Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних).

В отношении к религии

Они очень набожны и религиозны.

Отношение к семье и оружающим

Не скрывает от окружающих отношений в семье.

Всё скрывает.

В способности к нравственным изменениям

С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков.

 Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков.

Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят. Дикой и Кабаниха — два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры,  преследующие молодых, мешающие  им достичь своего счастья.

       

Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Статья – 1860 г.
«Гроза», как вы знаете, представляет  нам  идиллию  «темного  царства»…
            Отсутствие всякого закона, всякой логики  —  вот  закон  и
логика этой жизни. Это не  анархия,  но  нечто  еще  гораздо  худшее
 …внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу,  нежели  влияние людей,  умеющих  поддерживать  себя  и  свой  принцип  внешними   уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то  так  и  бешен  Дикой:  они  до последнего момента не  хотели  укоротить  своих  широких  замашек  и  теперь находятся в положении  богатого  купца  накануне  банкротства…  Кабановы и  Дикие  хлопочут  теперь  о  том,  чтобы только продолжалась вера в  их  силу.  Поправить  свои  дела  они  уж  и  не рассчитывают; но они знают, что их своевольство  еще  будет  иметь  довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними, и вот почему они  так упорны, так высокомерны, так грозны даже в  последние  минуты,  котор  положение  Диких, Кабановых и всех подобных им самодуров далеко уже не так спокойно и  твердо, как было некогда, в блаженные времена  патриархальных  нравов».

Материалы по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прочитай пословицы и поговорки вставь пропущенные буквы друзья
  • Цитаты воинов мусульман
  • Цитаты из мультика князь владимир
  • Поговорка или пословица о югре
  • Реквием ахматова тема памяти цитаты