Как автор относится к червякову цитаты

chervjakov-smert-chinovnika-chehov-obraz-harakteristika
Червяков и генерал.
Художник Т.Шишмарева

Господин Червяков является главным героем рассказа «Смерть чиновника» А.П.Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Червякова в рассказе «Смерть чиновника» Чехова.

Смотрите: 

Образ и характеристика Червякова в рассказе «Смерть чиновника» Чехова

Главный герой рассказа, Иван Дмитриевич Червяков, является мелким чиновником. Он служит экзекутором* в государственном учреждении (*экзекутор – мелкий чиновник, заведующий хозяйством в учреждении):

«…не менее прекрасный экзекутор*, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел…» 

В рассказе описывается история о том, как Червяков приходит в театр и во время спектакля чихает. Червяков переживает, что рассердил впереди сидящего генерала своим чиханием. Испуганный Червяков несколько дней преследует генерала, извиняясь снова и снова за свое чихание. Генерал каждый раз уверяет Червякова, что не обижается на него. В конце концов, после очередных назойливых извинений, генерал выходит из себя и с криком прогоняет Червякова вон. Оскорбленный Червяков приходит домой и умирает:

«— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. 

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса. 

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами. 

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.»

Из текст рассказа известно, что господин Червяков – женатый человек:

«Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве.»

Он вежливый и воспитанный мужчина:

«…утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» 

«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо.»

Он мнительный человек. Он воображает себе проблемы там, где их нет на самом деле. Так, он воображает себе, что генерал в театре обижается на него. На самом деле генерал, конечно, не держит на него обиды:

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» 

«То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.»

Господин Червяков – это трусливый, забитый человек. Он с трепетом и страхом относится к людям, которые выше его по статусу. При этом Червяков боится даже тех, от кого он не зависит по службе (так, генерал в театре является «чужим» начальником, то есть не руководит Червяковым):

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» (Червяков о генерале) 

«…когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.» 

Это был цитатный образ и характеристика Червякова в рассказе «Смерть чиновника» Чехова.

Смотрите: 

Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова?

  • Следить
  • Отметить нарушение!

Ответы и объяснения

В данном произведении «Смерть чиновника» Червяков выступает жалким и назойливым персонажем, который находится ниже своего достоинства и готов унижаться лишь бы угодить генералу, которого он оскорбил своим поведением. Он продолжает унижаться и пресмыкаться даже не смотря на то, что генерал его уже давно простил. Автор показывает его противным человеком, а его описание позволяет понять читателю, что автор презирает таких людей.

Из произведения понятно, что Бризжалов не имеет отношения к смерти Червякова, так как он простил ему его поведение. Червяков, скорее всего, загнал себя сам. После того, как он чихнул на лысину генералу, он извинился с почтением, а Бризжалов принял его извинения. Но Червяков продолжал чувствовать за собой вину, извинялся снова и снова. Его поведение стало назойливым и навязчивым. Он продолжал унижаться перед генералом и опускался в его глазах ниже своего достоинства. Генералу Бризжалову это надоело, и он громко высказался в его сторону: «Пошёл вон!». Чинопочитание и боязнь лишний раз опростоволоситься перед начальством заставляют Червякова унижаться и быть «тряпкой», о которую можно вытереть ноги. Поэтому можно сказать, что Бризжалов не виновен в смерти Червякова.

  • 0 комментариев
  • Отметить нарушение!
  • Спасибо 0

Прочитайте.

1.1.1 Каково авторское отношение к Червякову?

…На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова

.— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв..

.— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

    «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

     Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

    — Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

   Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

  — Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

    «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

       Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

   — Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

     — Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

     — Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

     — Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

    В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

(А.П.Чехов «Смерть Чиновника»)

  1.           А.П.Чехов призывал «выдавливать из себя по капле раба» Червяков – олицетворение,  уничижительное существо, с низкой самооценкой. Чехов присвоил ему говорящую фамилию, использовал гиперболу, чтобы уменьшить человека, увеличить его страхи. Внутренний мир Червякова ограничен, в нем нет человеческого достоинства, а мнительность и самокопание доведены до абсурда. Чехов одновременно сочувствует, смеется, презирает героя. Это произведение продолжает тему «маленького человека». Но у Чехова другой подход. Червяков – не Акакий Н.В.Гоголя, не униженные и оскорбленные Ф.М.Достоевского. Это самоуниженный, мелкий, раболепствующий сатирический герой.

         Сатирический герой, а не трагический.  

Сопоставьте приведённый фрагмент рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника ”

С приведёнными ниже фрагментом рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий ”.

В чём сходство и в чём различие описанных авторами ситуаций?


    — Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?

      — Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

      — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

     Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира..

     .— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

     — Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

      — Помилуйте… Что вы-с…— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

        Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

                                                                                             (А.П. Чехов “Толстый и тонкий ”).

1.1.3   Рассказы “Толстый и тонкий” и “Смерть чиновника ” раскрывают одну тему – тему чинопочитания, самоунижение  Червяков унизителен;  унизителен и Тонкий, который, узнав , что Толстый уде тайный советник переменился совершенно. Тем более всё это смешно и горько , когда видишь, что разговаривают друзья детства . Разве Человек может так низко пасть? Говоря словами Н.В.Гоголя «все может статься с человеком»

          Сюжет произведений абсолютно разный,  тема одна, один жанр- сатирическая миниатюра, а также прием гиперболизация человеческой низости .

2.2  .Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А.Крылова?

        Примеры обличения общественных и нравственных пороков мы встречаем в баснях И.А.Крылова.

     «Стрекоза и Муравей» идеальный пример, где автор с одинаковой силой отразил социальные и нравственные пороки. Здесь обличается лень, неприспособленность, недальновидность, неумение планировать свою жизнь. Стрекоза пытается жить за счет другого, однако Муравей не просто трудолюбивый, практичный, обладающий умением пошутить, он еще твердый, решительный, дальновидный. Он отличается от Мужика из «Сказки …» М.Е.Салтыкова Щедрина, не позволяет Стрекозе  сесть себе на шею

       Басня заканчивается словами «так поди же попляши», вот это «попляши» очень поучительно. У русского человека многие выражения завязаны на этом слове- «ты у меня попляшешь», «запляшешь потом».   Поплясать- значит  «хлебнуть горя»,  научиться жизни, научиться  работать. Мне кажется в басне высмеиваются люди дворянского сословия, которые не имея практических навыков хозяйствования, проматывали свое состояние и, разорившись, шли на поклон к более дальновидным, хозяйственным…

      У И.А.Крылова, что ни басня, то шедевр сатиры, превратившийся в крылатое выражение.

«У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим….»

Басня «Волк и ягненок». Волк- олицетворение власти и вседозволенности, Ягненок – бессилия и угнетенности, При этом социальный порок перерастает в нравственный,  как это всегда бывает,- сильный обязан быть жестоким.

       Нравственные пороки  осуждаются в баснях “Мартышка и очки ”, ”Осёл и соловей ”, «Свинья под дубом». Невежественность человека нередко приводит к беде, особенно если невежественный человек занимает высокий пост. Свинья- олицетворение не просто необразованности, недальновидности обывателя, но отношение чиновника и «гражданина» к государству, к интересам общества когда, удовлетворяя личные интересы, человек не видит, как уничтожает все вокруг. Это вечная тема на все века.

          И.А  Крылов – мастер иносказания, под острие его пера попали многие пороки, но прочитав , мы порой не хотим узнавать себя, и даже узнав, не хотим что-то изменить

  1. Главная
  2. Школьные учебники
  3. ⭐️Антон Чехов
  4. 📚Смерть чиновника
  5. Цитаты из книги

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

экзекутор, Иван Дмитрич Червяков

В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».


Тема.
А.П.Чехов.
«Смерть чиновника».
 
Образ Червякова, продолжающего галерею «маленьких людей» в русской литературе
19 века.
 

Цель: Открыть
новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием
«эволюция» на примере литературного материала; развивать творческое
воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Оборудование:
портреты писателя, афоризмы, выставка книг, эпиграфы.

Формулы писателя.

Словарная работа
на доске и в буклетах

Ход
урока

Организационный
момент.

Слово о писателе.

Эпиграфы.

Как-то А. П. Чехов
признавался в письме к брату: «Извини, что я написал так много. Но у меня
не было времени написать коротко». И ещё на память приходит притча,
заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу
любил Чехов. «Однажды мудрую певчую птицу спросили: «Ты поёшь так
красиво, но почему твои песни так коротки?» На что птица ответила: «У
меня так много песен, я должна поведать их миру».

Так и Чехов,
познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В
своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить
людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество,
ограниченность кругозора.

Писатель
считал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков
он есть»
. Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых
раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой
характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации
предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча
друзей детства или… чихнул в театре.

Сегодня мы
попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Впервые это
произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27
 от 2 июля,
с подзаголовком «Случай», за подписью Антоша Чехонте.

Горький говорил о
Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни,
никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую
картину их жизни».

Обратите внимание
на даты рождения и смерти писателя
 (1860 — 1904 г.г.). Чехов родился
через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской
революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов
входил в 80-е годы XIX века.
 (Историческая
справка. Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех
преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное
положение в обществе.)
 Это эпоха разочарований, эпоха переоценки
ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких
новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил
искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая
она есть в её повседневном течении.
 (Дополнение: Эпоха
Александра II 
— Эпоха реформ, революционная ситуация, убийство
царя; сын Александр III 
— отмена реформ, для их прекращения
нужны чиновники, никаких революционных идей, страх, чиновничество на защите
интересов самодержавия. Нет идейных людей.)

Герой произведений
писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в
поток обыденной жизни.

Чехов обратил
внимание па то, как человеком постепенно утрачиваются истинные духовные
ценности. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и
переживания. В его рассказах говорится о том, что происходило и происходит
всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно
своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

— Прочитайте
третий эпиграф: «Огромное вы делаете дело вашими небольшими
рассказами…» Согласны ли вы с Горьким, что небольшими рассказами можно
делать большое дело? (Я тоже думаю, что можно, но сделать это не просто).

— Почему сделать
это не просто?

Чем короче
рассказ, тем больше мастерства требуется от автора — в малом сказать о большом.
Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать
мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом
большая роль отводится композиции (построению) рассказа, она выглядит так:

Тема сегодняшнего
урока звучит так: «Эволюция образа » маленького
человека» в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему
«

Справка: «Маленький
человек». Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый
героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. «Маленький
человек» 
— обычный,
заурядный (заранее дома найти определение)

— Кто
такой «маленький человек»?

— Давайте вспомним
авторов, их произведения, в которых основной была тема «маленького
человека». (А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный
всадник», Н. В. Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане
Копейкине» из поэмы «Мёртвые души», Ф. М. Достоевский «Бедные
люди»).

— Какие чувства
вызывали все эти «маленькие люди»? (Жалость, обиду за героя,
сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

— Чехов
осмысливает этот образ по-своему. Вспомним, какой «перевёрнутой»
предстаёт эта тема уже в рассказе «Толстый и тонкий».

— Сочувствует ли
автор Тонкому? (Нет.) Что писателя и нас вместе с ним так возмущает?

(Действительно,
основная мысль рассказа — не в сочувствии жертве, а в высмеивании
чинопочитания, которое лишает человека всего человеческого). То же
относится и к рассказу «Смерть чиновника».

Рассказ
«Смерть чиновника» (1883) — это трансформация естественного поведения
в неоправданное и абсурдное. Потому цель нашего урока почувствовать
боль и негодование автора, понять, как в рассказах Чехова меняется отношение к
«маленькому человеку». Давайте попробуем доказать, что в них нет
сочувствия, сострадания к герою.

— Напомните,
пожалуйста, сюжет рассказа?

В основе сюжета —
мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как
сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился, старичок принял
извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как
Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность
сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.

Мы уже сказали,
что краткость — важнейшая черта рассказов Чехова.

Исландский
писатель Халдор Лакснесс писал: «Я до сих пор убеждён, что ещё не родился
мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с
Чеховым». Писатель при возможно меньшем объёме максимально
передаёт правдивое отражение существенных сторон жизни.
 За
счёт чего это удаётся? За счёт чётко продуманной композиции.

Работа с текстом

Давайте на примере
рассказа «Смерть чиновника» рассмотрим, как работал автор над
композицией. Назовите все элементы композиции.

Экспозиция — В театре
на «Корневильских колоколах». «В один прекрасный вечер не менее
прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел
во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневилъские колокола».
Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства». (Ощущение
полного счастья.)
 
Прекрасное начало, прекрасное настроение героя.

— С каких слов
начинается завязка?

— Она здесь же, в
этом абзаце и начинается со слов: «Но вдруг … » Что значит вдруг?
(Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов? «В рассказах
часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна
неожиданностей!»

— К чему привело
это вдруг?

— Червяков чихнул:
«…лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он
отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!»

— Скажите,
пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? (Нет)

— Как пишет об
этом Чехов? Как развивалось действие? (Червяков посмотрел вокруг себя:
не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно).

— Но почему
Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину
и бормотал что-то? Или другая была причина?

— Когда он принёс
первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).

— Как принял
извинение генерал? (Спокойно принял).

— Но почему-то не
успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное
извинение).

Развитие действия — это четыре
извинения чиновника.

Задержка действия — разговор с
женой, по дороге домой после последнего извинения.

Кульминация — последнее
извинение.

Развязка — смерть
чиновника.

— Вам жалко
Червякова? (Нет). Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? (Нет.)

— К смерти чиновника
привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот
рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после
первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял
извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не
вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому,
что Бризжалов 
— генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в
плоть и
 кровь, — тот же «футляр», в котором герою уютно и
безопасно).
 Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство
для него — норма жизни). (Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра?)

Текстовый анализ.

— Какие
несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший,
запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? 
(Мстительные
намерения:
 
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал
Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. …
Теперь не подумает, так после подумает!»; «Говорить не хочет! —
подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, это нельзя
оставить». ; «… Генерал, а не может понять… Когда так, не
стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с
ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»)

— Как
реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? 
(Выборочная
работа с текстом, работа с интонацией.)

·        
«Ничего
… ничего … «

·        
«Ах,
сидите, пожалуйста! Дайте слушать».

·        
«Ах,
полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо
шевельнул нижней губой».

·        
«Какие
пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему
просителю».

·        
«Генерал
состроил плаксивое лицо и махнул рукой».

·        
«Да
вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью».

·        
«Пошёл
вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал».

·        
«Пошёл
вон!! — повторил генерал, затопав ногами».

(Работа в тетради)

Выпишите в
тетрадь, последовательно располагая
 слова и
словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и
нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он,
скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

Какой приём
использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
 (Приём градации —
последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова.Возрастающая
градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей
силы текста).

— Смешно нам или
грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих
лиц — страх у одного и гнев у другого — не имели в данном случае никаких
посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом
недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь,
«слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»).

— А в эпоху 80-х
годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно,
ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на
примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает
особенности общественных отношений в старой России

Червяков
убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Только что
мы проследили по тексту, как при помощи краткости,
скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический
рисунок. Но на первом месте — деталь, которая и заменяет
многоречивые описания.
 К тому же она стимулирует творческое
воображение читателя.

(Деталь — один
из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину,
предмет, характер в его неповторимой индивидуальности.
(запись в
тетради).

Послушайте отрывки. О какой
детали идёт речь?
 «На другой день Червяков надел новый вицмундир,
подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя
фраза сообщает:
 «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он
лёг на диван и: помер»(вицмундир Червякова — деталь-символ
чиновника)
. Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь
подчёркивает потрясение несчастного чиновника (
«машинально»
— бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная
машина, 
«не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует
гиперболу: » … лёг на диван и … помер».

Вы обратили
внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть
как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная
концовка — один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и
новеллами.

Автор использует
здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и
следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас «футляра» —
добровольного холопства.

Душа Червякова
омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного,
жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя — говорящая: (перенос.)
червяк 
— о жалком, ничтожном человеке (презрит.)
 В
рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель
чина, винтик бюрократической машины.
 Эта мысль подчёркивается
названием «Смерть чиновника», которое отражает идею произведения.
Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность
сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость
«футлярного человека». В конце рассказа герой уже шёпотом спрашивает:
«Что-с?». Что значит эта частица — с? И до этого: чихнул-с,
брызнул-с, знать-с.(История частицы -с) Иронию
сменяет сатира.

Сегодня мы говорим
об эволюции образа «маленького человека».

Что такое
эволюция? (Зачитать!) Эволюция — процесс постепенного
непрерывного количественного изменения, подготавливающий
качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения,
перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к
высшему).

Мы заявили в
начале урока, что Чехов меняет своё отношение к «маленькому
человеку».

Заключительное
слово учителя.

Писателю в конце
19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь.
Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то
время нравы, в первую очередь — принцип господства и подчинения. С
особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.

Под пером
писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину
тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).

Бытовой рассказ
писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме «маленького
человека», сознательно порывает с привычной трактовкой образа
«маленького человека» как человека униженного и оскорблённого. Потому
что
 за годы, прошедшие после появления гоголевской
«Шинели», жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных
отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных
мира сего.

Попробуем
построить эволюционную ступеньку, покажем эволюцию образа маленького человека.

Вспомните ещё раз
всех литературных «маленьких людей.»

Как бы вы
распределили героев на нашей :эволюционной ступени? К доске необходимо
прикрепить под ступенями имена героев.

Самсон Вырин. Есть семья, то
есть дочь. Наше отношение к нему — любовь, сочувствие, боль за человека.
Оправдана трагическая концовка? Умирает от одиночества, тоски, нет жизни без
любви. Сочувствует ли ему автор? Да. Не зря ведь Дуня приезжает на могилу отца
и плачет.

Евгений. Была у него
невеста, хотел жениться, мечтал о простом человеческом счастье, но наводнение
разрушило все мечты. Герой обезумел. Смерть героя оправдана. Нам его жалко, мы
ему сочувствуем.

Акакий Акакиевич
Башмачкин
.
Из-за бедности не может жениться, только мечтает об этом. Его неспособность
противостоять действительности, бедность вызывают сострадание, жалость,
сочувствие, желание помочь. Смерть в конце повести тоже оправдана: простудился,
заболел, умер.

Капитан Копейкин. Нет семьи,
он на службе. Вернулся инвалидом, отец отказался ему помогать. Сочувствие,
обида за героя Отечественной войны, который, став инвалидом, не нужен ни семье,
ни стране. Он не умер, а исчез. «Ну, уж как только его доставили на место
и куда именно привезли, ничего этого не известно … «

Чиновник Червяков. Нет сочувствия,
сострадания; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом,
вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует.
Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх,
уничижение.

«Маленький
человек»
 Пушкина,
Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки,
которые всунул ему Минский. Правда, потом опомнился, вернулся, но их не
оказалось уже, тем не менее первоначально это был бунт. Евгений из
«Медного всадника» грозит статуе Петра Первого:»Ужо тебе!»,
Акакий Акакиевич Башмачкин идёт с просьбой к значительному лицу, потом в
фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана Копейкина
рассказывают, будто он стал главарём шайки. В общем, все борются с
несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно
ли представить Червякова протестующим? Да и зачем протестовать? Если человека
Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя?
«Уничижение паче гордости», — говорится в Библии.

Попробуйте
дописать формулу.

Страх + угодничество
+ чинопочитание + раболепие = ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно.
(Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!)

Может ли общество,
в котором главное — чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.

Если нам не жалко
Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил,
что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем
негодуем . Чехов,
» выдавливая из себя по капле раба», и
нас призывал к этому.

Некоторые критики
говорили о бездушном отношении к людям, о бесстрастии и хладнокровии. А вы
согласны с этим мнением?

Чехов обладал
редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи,
невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает
его рабом, мещанином, обывателeм.

Высмеивая
человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю,
благородство, доброту. «Боже мой, как богата Россия хорошими
людьми!» 
— писал он в одном из писeм.

Обратите внимание
на рисунки.

Домашнее задание. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наша russia цитаты
  • Что такое мечта цитаты из алых парусов
  • Когда любимый человек делает больно словами цитаты
  • Мои любимые дети цитаты сын и дочка
  • Сочинение на тему образ онегина в романе евгений онегин кратко с цитатами