Как автор представляет нам своего героя евгений онегин цитаты

Пушкин (автор) и Онегин на берегу реки
Пушкин и Онегин
на берегу Невы.
Художники А. и В. Ружо

Образ автора и его личность играют важнейшую роль в романе «Евгений Онегин» Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ автора в романе «Евгений Онегин»: описание личности автора, его роли в произведении и его отношений с героями романа.

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина

Образ автора в романе «Евгений Онегин» – это образ ироничного, но доброго и мудрого человека.

В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности.

Автор «Евгения Онегина» признается, что он лично знаком со своим героем – Евгением Онегиным. Рассказчик называет Евгения своим «добрым приятелем»:

«…Онегин, добрый мой приятель…»

Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом – Евгении Онегине. Автор просит читателя разделят эти понятия:

«…Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной …»

«…Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом…»

Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие:

«…С ним подружился я в то время / […] Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас;..»

Автор охладел к жизни так же, как и Онегин:

«…Грустный, охладелый…» (автор о себе)

«…в увядшем сердце …» (автор о себе)

После того как отец Евгения умер, автор и Онегин надолго перестали общаться:

«…Но скоро были мы судьбою / На долгий срок разведены. / Отец его тогда скончался…»

Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

«…Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу…»

По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат – Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях:

«…Мой брат двоюродный, Буянов…» 

«…Буянов, братец мой задорный, / К герою нашему подвел / Татьяну с Ольгою…»

На самом деле Буянов – это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина – В. Л. Пушкина.

В романе «Евгений Онегин» автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д.

Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:

«…А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами…»

Автор сообщает о том, что ему скоро 30 лет:

«…Ужель мне скоро тридцать лет?…» (глава 6 строфа XLIV)

В молодости автор любил бывать на балах и в театрах (как и Евгений Онегин):

«…Я был от балов без ума…»

«…Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись…» (о театре)

Автор признается, что потратил много времени на «разные забавы» – балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным:

«…Увы, на разные забавы / Я много жизни погубил!..»

«…Не так ли я в былые годы / Провел в бездействии, в тени / Мои счастливейшие дни?…»

В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми:

«…О вы, почтенные супруги! […] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед…»

«…Я это потому пишу, / Что уж давно я не грешу…»

Очевидно, что автор «Евгения Онегина» – это большой любитель женщин:

«..Люблю […] дам обдуманный наряд; / Люблю их ножки…»

Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами:

«…только вряд / Найдете вы в России целой / Три пары стройных женских ног…»

Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах:

«…Ах! долго я забыть не мог / Две ножки…»

«…Как я желал тогда с волнами  / Коснуться милых ног устами!…»

В целом автор считает себя «добрым малым»:

«…Иль просто будет добрый малой, / Как вы да я, как целый свет?..»

Автор понимает, что его роман могут критиковать и даже бранить, но он относится к этому с иронией:

«…И журналистам на съеденье / Плоды трудов моих отдам…» 

«…Новорожденное творенье, / И заслужи мне славы дань: / Кривые толки, шум и брань!..»

Завершив свой рассказ о Евгении Онегине и Татьяне Лариной, автор по-дружески прощается с читателем:

«…Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [….] / За сим расстанемся, прости!..»

Это был цитатный образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание личности автора, его роли в произведении, а также его отношений с главными героями.

Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Характеристика автора «Евгения Онегина»

Характеристика автора «Евгения Онегина»

Одним из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является автор — рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он незримо присутствует на протяжении всего произведения, давая личные характеристики героев, поясняя важные моменты, описывая быт и нравы того времени. Характеристика автора во многом позволяет лучше понять не только образ главного героя, Евгения Онегина, но и то окружение, в котором прошли его юношеские и более зрелые годы, сформировалась сложная и противоречивая натура.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Полное имя — не указано.

Возраст — 30 лет.

Род занятий — поэт.

Семья — не указано.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — не указано.

Характер — романтичный, эмоциональный, любвеобильный и наивный в юности, мудрый и рассудительный в зрелом возрасте.

Положительные черты — доверчивый, романтический, верит в возвышенные идеалы.

Отрицательные черты — любвеобильный, легкомысленный.

Произведение — «Евгений Онегин».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет автора основан на том, что он является близким приятелем Евгения Онегина и хорошо знает его образ жизни, характер, мотивы поступков.

«Онегин, добрый мой приятель…»

Источник: Глава первая, строфа 2

Автор имеет много схожего с Онегиным. Оба они отвернулись от светского общества, оба были разочарованы в любви и людях. Однако при этом автор подчёркивает различие между ним и Онегиным.

«Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время…
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».
Источник: Глава первая, строфа 45

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…»
Источник: Глава первая, строфа 56

Портретная характеристика автора основана на том, что он является представителем писательской братии.

«…Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу».
Источник: Глава первая, строфа 43

«Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила…»
Источник: Глава первая, строфа 57

«И нашей братье рифмачам…»

Источник: Глава четвертая, строфа 32

Автор живёт в деревне, но какой-то отрезок жизни провёл в Петербурге.

«Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!»
Источник: Глава седьмая, строфа 2

«Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
…Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня…»
Источник: Глава первая, строфа 2

Автор очень привязан к Москве и скучает по этому городу, с которым у него связано так много воспоминаний.

«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!»
Источник: Глава седьмая, строфа 36

Внешность

На момент повествования возраст автора около тридцати лет.

«…Ужель мне скоро тридцать лет?» (Глава шестая, строфа 44)

Черты характера и поступки

В юности автор очень любил балы, на которых он не раз признавался в любви. Но со временем его любовный пыл потух.

«Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…»
Источник: Глава первая, строфа 29

«…Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу».
Источник: Глава первая, строфа 29

Автор признаёт, что много сил и времени отдал легкомысленным забавам. В этом его сходство с Онегиным.

«Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил…»
Источник: Глава первая, строфа 30

Автор — страстная натура, с лёгкостью способная увлечься красивой женщиной.

«Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…»
Источник: Глава первая, строфа 30

Автор — большой ценитель красивых женских ножек.

«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня…»
Источник: Глава первая, строфа 32

Автор часто упоминает прекрасную женщину, в которую он был страстно влюблён в юности.

«Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне».
Источник: Глава первая, строфа 30

«Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?»
Источник: Глава первая, строфа 31

«Мне памятно другое время!
В заветных иногда мечтах
Держу я счастливое стремя…
И ножку чувствую в руках;
Опять кипит воображенье,
Опять её прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь!..»
Источник: Глава первая, строфа 34

Автор имеет печальный любовный опыт. Возможно, его отвергла ветреная возлюбленная, которую он никак не может забыть.

«Но полно прославлять надменных
Болтливой лирою своей;
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их».
Источник: Глава первая, строфа 34

«…Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил».
Источник: Глава первая, строфа 50

«Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык».
Источник: Глава третья, строфа 14

Автор жалуется, что дамы высшего света стали слишком образованны и потому скучны: в них уж нет былой лёгкости и очарования. Куда больше его привлекают женственные кокетки.

«И правда то, что в наши лета
Довольно скучен высший тон;
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама,
Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин…»
Источник: Глава первая, строфа 42

Автор — человек деликатный, тонкий, ему непривычен язвительный тон Онегина.

«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм».
Источник: Глава первая, строфа 46

Будучи сентиментальным романтиком, автор высоко ценит красоту природы, восторгается спокойной, неторопливой жизнью в деревне.

«Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…»
Источник: Глава первая, строфа 56

«Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины…»
Источник: Глава первая, строфа 55

Автор жалеет о том, что забросил поэзию, когда был сильно влюблён, поскольку шедевры рождаются только в минуты сильных душевных переживаний.

«Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред…
…Но я, любя, был глуп и нем».
Источник: Глава первая, строфа 58

Автор начинает писать лишь после того, как в его душе улеглись былые страсти.

«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился тёмный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует…»
Источник: Глава первая, строфа 59

Автор строг и самокритичен. Во время написания произведения он не строит никаких иллюзий: он внутренне готов к самой жёсткой критике, но принципиально ничего не хочет менять в сюжете.

«…Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!»
Источник: Глава первая, строфа 60

Писательский труд для автора имеет большое значение. Так он хочет оставить хоть небольшой след после себя.

«…Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук».
Источник: Глава вторая, строфа 39

Став старше и мудрее, автор философски относится к жизни, к мимолётным радостям и горестям.

«Покамест упивайтесь ею,
Сей лёгкой жизнию, друзья!
Её ничтожность разумею
И мало к ней привязан я…»
Источник: Глава вторая, строфа 39

Автор — большой ценитель русского языка, который любит его во всём его удивительном разнообразии и самобытности. С огорчением он говорит о том, что Татьяна, как и все дамы высшего света, плохо владеет родным языком и предпочитает общаться на французском.

«Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю….»
Источник: Глава третья, строфа 28

«Итак, писала по-французски…
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изьяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык».
Источник: Глава третья, строфа 26

Автор глубоко разочарован в дружбе и считает, что любить и доверять можно только самому себе.

«Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?..
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его».
Источник: Глава четвёртая, строфа 22

Автор питает слабость к хорошему вину, способному бодрить его воображение.

«Вдовы Клико или Моэта…
…Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и весёлых снов!»
Источник: Глава четвёртая, строфа 45

Автор с большой нежностью и любовью относится к главной героине, Татьяне Лариной, и главному герою, Евгению Онегину.

«Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!»
Источник: Глава четвёртая, строфа 24

«… Хоть я сердечно
Люблю героя моего…»
Источник: Глава шестая, строфа 43

Тридцатилетний автор опечален оттого, что его юность ушла безвозвратно и былая свежесть и ясность никогда более не повторятся в его жизни. Однако он готов перевернуть новую страницу своей жизни и идти дальше.

«Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?..
…Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?»
Источник: Глава шестая, строфа 44

«Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность лёгкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
…Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть».
Источник: Глава шестая, строфа 45

Воспитание

Автор признаётся, что, как и все его ровесники-дворяне, получил весьма поверхностное образование, которое, впрочем, высоко ценилось в свете.

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть». (Глава первая, строфа 5)

Автор получил образование в лицее, где впервые почувствовал тягу к поэзии.

«В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
…Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И сердца трепетные сны».
Источник: Глава восьмая, строфа 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику автора «Евгения Онегина» вместе!

Биография

Автор так же, как и Онегин, является дворянином и принадлежит к светской молодёжи 20-х годов XIX века. Образование получил в лицее, где впервые стал писать стихи. Увлечение поэзией переросло в дело всей жизни.

В юности автор был увлекающимся, страстным, легкомысленным человеком. Он очень любил балы, на которых без удержу флиртовал с дамами. Некая светская красавица смогла настолько сильно покорить сердце влюбчивого поэта, что тот ещё долгое время после расставания с ней не мог позабыть прекрасный образ.

К тридцати годам автор успел разочароваться в светской жизни, пересмотреть свои ценности. В этот период судьба свела его с Онегиным, чей жизненный путь был во многом схож с жизнью автора. Они подружились. Вместе друзья собирались отправиться в дальние странствия, однако болезнь дяди Онегина разлучила их. Лишь спустя время они встретились вновь, и Евгений поведал автору о своей трагической любовной истории.

Образ автора

Образ автора в романе «Евгений Онегин» уникален. Это не просто отстранённый повествователь, а полноценный герой, который в дружеской манере описывает персонажей, их взаимоотношения, даёт советы, делится философскими размышлениями.

Портрет автора не раскрыт: это человек-невидимка, у которого нет ни имени, ни внешности. Известно лишь, что на момент повествования ему исполнилось тридцать лет. Однако по некоторым признакам становится понятно, что этот образ имеет очень много общего с самим А. С. Пушкиным. На это указывают сходства в биографии (учёба в лицее, страсть к поэзии, жизнь в Петербурге, а затем — в деревне и пр.) и жизненных взглядах.

В философских отступлениях автор выступает как умудрённый жизнью человек, немало познавший на своём веку: любовь, предательство, разочарование. Однако несмотря на свой печальный опыт, он не перестаёт любить этот мир, людей, видеть в них прекрасное начало.

Автор, в свойственной ему ироничной манере, высмеивает то, что чуждо его натуре: лицемерие, разврат, пошлость, меркантильность. Будучи от природы светлым, жизнерадостным человеком, он воспевает любовь и красоту, призывает читателя наслаждаться каждым мигом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Образ автора в романе «Евгений Онегин» имеет большое значение для раскрытия образов главных героев. Его отношение к Евгению и Татьяне позволяет лучше понять их характеры, мотивы поступков. Благодаря его комментариям, пояснениям и оценочным суждениям сюжет произведения выглядит максимально полным и понятным.

Роль героя заключается также в том, чтобы продемонстрировать особенности описываемой эпохи, условия, в которых происходило становление личностей героев. Цитатная характеристика автора позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Иллюстрация к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин", работа Д. Н. Кардовского, 1909
(Иллюстрация к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», работа Д. Н. Кардовского, 1909)

«Евгений Онегин» относится к наиболее известным крупным произведениям великого русского поэта. Сам Пушкин гордился своим романом в стихах. И написан он был легко. Роман полон парадоксов, занимательных моментов. Роман этот не только о любви рассказывает, хотя и основан на истории любви.

В своих лирических отступлениях автор представляет Онегина с самого начала как человека светского, причем не только по образованию, а и образу жизни, духу: он прекрасно он воспитан этим обществом, впитал в себя ее мораль, лицемерие, фальшь.
Рассказ ведется от лица приятеля главного героя. И именно его высказываний в романе более всего.

Цитаты рассказчика

Онегин характеризуется этаким «героем своего времени», который охарактеризован как «забав и роскоши дитя». Воспитанием его занимались не родители: «сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил».

И.В. Грызунов в опере "Евгений Онегин". Почтовая открытка до 1917 года
(И.В. Грызунов в опере «Евгений Онегин». Почтовая открытка до 1917 года)

К нему очень лояльно относились представители светского общества. Он ведь соответствовал правилам поведения и представлениям о молодежи:

«Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, — была наука страсти нежной…»

«Онегин был по мненью многих … ученый малый, но педант…»

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

«Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет».

Большой театр. Опера Петра Ильича Чайковского "Евгений Онегин". Сцена из третьего акта, СССР 1965
(Большой театр. Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Сцена из третьего акта, СССР 1965)

Кроме того, что он избалован семьей, оказался еще и единственным наследником большого наследства. Это его расслабляло.

«Как Child-Harold, угрюмый, томный,
В гостиных появлялся он;
… Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего»
.

— Характеризуется Онегин в конце романа. Праздная жизнь наскучила ему, надоели балы и светские рауты. Сродни ему был Лермонтовский Печорин.

Татьяна Ларина, влюбившаяся в Онегина, жившая в «глуши забытого селенья» была воспитана на других моральных «канонах». Для нее Онегин стал окошком к свету. Но увы, избалованный поклонницами, не заметил этой любви.

Маргарита Гукова, одна из лучших исполнительниц партии Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин», создано между 1906 и 1914
(Маргарита Гукова, одна из лучших исполнительниц партии Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин», создано между 1906 и 1914)

«Пришла пора, она влюбилась…
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснила ей младую грудь:
Душа ждала … кого-нибудь».

так характеризует автор состояние Татьяны накануне встречи ее с Онегиным.

Владимир Ленский, еще один представитель тогдашнего общества, приехавший из Германии в деревню, по своему интересен:

«…и ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор».

Он отличался от Онегина

«…вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженная речь…».

Он был по-настоящему образован, в отличие от Онегина, а влюблен был в сестру Татьяны Ольгу.

Известный советский виолончелист Мстислав Ростропович в окружении артистов после удачного дебюта в качестве дирижера новой постановки оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" на сцене Большого Театра, СССР. Фото: А. Коньков, 1 января 1968
(Известный советский виолончелист Мстислав Ростропович в окружении артистов после удачного дебюта в качестве дирижера новой постановки оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Большого Театра, СССР. Фото: А. Коньков, 1 января 1968)

Ленский слишком рано появился в данном обществе, еще не мог быть принят им.

«От хладного разврата света
Еще увянуть не успев, …
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
На ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Они сошлись. Вода и камень
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…»

Персонажи романа подчеркивают контраст и противоречия, начинавшиеся среди молодежи.

Меню статьи:

  • Лирические отступления и философские размышления
  • Знакомство и общение автора с Онегиным
  • Характеристика образа автора и элементы его биографии
  • Любовь в понятии автора и отношение к женщинам
  • Характеристика персонажей устами автора

Общепринятой тенденцией любого художественного произведения, если оно, конечно, не является автобиографией, является сокрытие образа автора. Читателю предстает самобытная картина, в которой события происходят как бы сами по себе, а фокус событий зависит как бы от желания и особенностей героев произведения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться со сравнительной характеристикой Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

В романе Пушкина все происходит наоборот: автор не только постоянно фигурирует в тексте, но и по сути оживляет мир своих героев, делает его не только возможным, но и реально существующим. Автор действует в романе наряду со всеми героями «Евгения Онегина» и принимает непосредственное участие в большинстве событий повествования.

Лирические отступления и философские размышления

С помощью завуалированного образа автора часто прибегали к различным лирическим отступлениям в тексте. Тема для этих отступлений никогда не была зафиксированной и определялась самим автором. В большинстве случаев это были описания различных сопутствующих жизненных ситуаций, внутреннего мира и восприятия происходящих событий. Значимую долю из подобных вкраплений образа автора в сюжет занимают философские размышления, часто юмористического или иронического характера.

Так, например, рассуждая, об особенностях развития русского языка, Пушкин вполне серьезно утверждает, что он «к почтовой прозе не привык», но тут же иронично обрисовывает картину будущего, в котором, предположительно, русская речь станет обыденным явлениям:

Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шали
Иль с академиком в чепце!

Сам же автор осознает проблематичность употребления русского языка и его еще недостаточную сформированость для литературы и культуры в целом, что и подтверждают такие строки:

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.

Как видим, проблема русского языка, а точнее его словарного запаса на тот момент еще не позволяла полноценно изъяснятся в рамках высшего общества, так как в большинстве случаев русский язык был лишен отечественных соответствий. Такая ситуация еще и усугублялась фактом незнания многими аристократами русской речи. При таких обстоятельствах русский язык не мог развиваться быстрыми темпами, и удовлетворить потребности аристократов.

Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием поэмы “Медный всадник”, которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

Некоторые высказывания, звучащие из уст автора касаются норм общества и традиций его бытования:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей

Как видим, Пушкин умело подчеркивает проблему консервативности общества и слепое следования правилам, привычкам и традициям. Все, что, так или иначе, отличается от традиционного и распространенного – осуждается обществом, даже если некоторые отличия от общепринятого наоборот привносят положительный эффект. Фактически людям остается только смириться с этим обстоятельством, так как в любом случае порывы изменить, что-либо в обустройстве общества будут обречены на поражение и подавлены основной массой.

Проблема взаимоотношений между людьми и их сущностью всегда вызывают противоречивые и резкие суждения:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

Действительно, не всегда и не у всех людей поступки и дела носят позитивный характер. Такое высказывание относится к действию человека в любой сфере отношений или деятельности, как в сугубо личном плане, например, взаимоотношений между близкими членами семьи так и в глобальном – отношении к проблемам общества. Исходя из неидеальности мира и людей в частности и понимании этого и возникает резкое прагматичное отношение к человечеству.

Отдельную тему в лирических отступлениях, обусловленных образом автора, касаются быстротечности жизни. В основном эта тема проходит параллельно с юношеской влюбленностью. Очень часто Пушкин сравнивает юные годы с молодыми девушками – кокетками, которые исчезают в неизвестном направлении:

Исчезло счастье юных лет —
Как на лугах ваш легкий след.

Однако не все сравнения с быстротечностью жизни связаны с ностальгией. В «Евгении Онегине» можно также отыскать высказывания философского характера, лишенные юмора или романтизма, такие, которые представляют собой серьезные, глубокие размышления:

Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.

Знакомство и общение автора с Онегиным

В романе Пушкина «Евгений Онегин» с помощью образа автора происходит процесс воссоздания реальности происходящих событий в романе. Пушкин неоднократно утверждает, что он лично знаком с Онегиным и даже состоит с ним в дружеских отношениях: «Онегин, добрый мой приятель».
Автор и Онегин долгое время общались друг с другом. И даже собирались совершить совмествую поездку заграницу:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.

Их общение со временем было прекращено, причиной этого стали не разногласия между товарищами, а неприятные события в жизни Онегина – его отец умер, и Евгений должен был уделить внимание проблемам с наследством и кредиторами:

Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.

Автор утверждает, что характер его и характер Онегина значительно отличался всегда, это не мешало молодым людям общаться и поддерживать дружеские отношения:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Судя по всему, автор был лишен язвительного тона и был вполне дружелюбным человеком, в отличии от Онегина, поэтому автору потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к манере общения своего знакомого:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Автор имеет и определенные сходства в жизни, роднящие его с Онегиным – он также раньше придавался атрибутам светской жизни – часто ездил в театр, на бал и званые обеды. Был любимцем женщин и удачно пользовался этой популярностью – он был еще тем ловеласом.

Автор доброжелательно относится к Онегину и старается обратить внимание читателей на положительных качествах его характера. В частности благородстве, которое явно проявляется в сцене объяснения Евгения и Татьяны после ее письма:

Вы согласитесь, мой читатель.
Что очень мило поступил
С печальной Таней мой приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство

Евгений Онегин. Эпизод

Автор не бездумно, слепо защищает Онегина, в тех моментах, когда поведение Онегина становится причиной непоправимых трагедий, бездумных действий автор жестко критикует Евгения за его легкомыслие и необдуманность действий.

Однако, в целом, он старается показать образ Онегина близким читателю, таким, который не застрахован от ошибок и непреднамеренных действий, поэтому автор стремиться оградить Онегина от неправомерного гонения и порицания:

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?

Характеристика образа автора и элементы его биографии

Автор время от времени оглашает некоторые факты своей биографии, что позволяет ближе понять его образ. Так, во времена своей молодости он был франтом и денди, любил светскую жизнь и ее атрибуты

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.

Помимо балов, автор также питал особую любовь к театру и часто посещал это пристанище Мельпомены. Автор был свидетелем самых значимых постановок и видел триумф самых известных драматургов Отечества:

Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Автор долгое время вел такой образ жизни. Его не тяготили возможные последствия такой жизни и бесцельность проведенного времени. Однако ничто не длится вечно – со временем автор отошел от такого праздного образа жизни. Анализируя свою молодость и пристрастие к светской жизни, автор крайне разочарован таким положением вещей и жалеет, что не воспользовался свободным времени более целесообразно:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Автор в романе часто рассказывает о своем поэтическом таланте. По мнению автора, он должен был жить в тиши и спокойствии, именно такой образ жизни позволяет как можно лучше развить свой талант:

Эпизод из поэмы "Евгений Онегин"

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Некоторые комментарии из уст автора позволяют приоткрыть завесу и узнать о том, как автор придумывает в творчестве новые сюжеты и элементы:

Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила.

Как видим, автор указывает, что для воплощения даже самых необычных идей необходима муза, которая поможет воплотить эти замыслы в реальность.

Любовь в понятии автора и отношение к женщинам

Как и любой другой молодой человек, автор непременно интересуется противоположным полом. Его пленяют образы женщин, которые в основном являются воплощением грациозности и красоты, но, иронично замечает автор невозможно найти представительницу, в которой было бы все идеально:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.

Судя по всему, автор отличался сильной влюбчивостью, он пленялся образом женщины и полностью предавался своему влечению:

Когда ж, и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?

Автор умеет быть верным – образ любимой надолго поселяется в его душе. Он предоставляет читателю на обозрение свою романтическую сущность. Автор умеет подмечать подробности отношений, отожествлять человеческую сущность сквозь призму природы:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Как видим, автор не лишен романтических чувств, он очень впечатлительный и лирический персонаж. Однако и в этом случае автор не избегает некоторой доли юмора, что сближает и располагает читателя к образу автора.

Характеристика персонажей устами автора

Евгений Онегин не стал единственным персонажем, с которым автор имел личное знакомство. Прямо или посредственно он имеет представление обо всех героях романа.

Внешность Ольги Лариной была классической – она обладала типичными привлекательными чертами лица и фигуры – у девушки были белокурые волосы, светлая кожа лица и заметный румянец на щеках. Она была милой кокеткой – ветреной и непостоянной – эталоном светского общества:

Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил.

В былые времена автор сам был поклонником такого образа девушек, но вскоре он смог разглядеть поверхностность этого образа и всю его призрачность – Ольга милая девушка, но ее прелесть заключается только в ее внешности, которая, к сожалению не вечна и не может обеспечить все потребности общества. У нее нет стержня, характера и никаких интересов – со временем ее интересы сузятся до бытового уровня.

Понимая всю абсурдность таких людей автор признает, что, несмотря на первоначальную расположенность, такой тип людей стал его тяготить:

Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Однако, пожалуй, самым нежным образом автор относится к образу Татьяны Лариной. Он искренне переживает ее личной трагедии, сочувствует ей. Именно с этим образом неразрывно связаны эпитеты и обращения, нацеливающие на нежность и доброжелательность:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

В этой сцене автор выступает больше в роли подруги Татьяны, которая способна эмоционально воспринимать события действительности и даже, быть впечатлительным и мелодраматичным – он способен «лить слезы», что, пусть даже в переносном смысле, не характерно для мужского этикета.

Подведем итог: образ автора выполняет в романе важную роль. С одной стороны он помогает лучше понять героев романа, в частности образы Татьяны и Ольги Лариных. С другой стороны, описания личностных ощущений, производимые в сравнении с образом Евгения Онегина, способствуют большему раскрытию образа Онегина и его внутреннего состояния.

Образ автора в «Евгении Онегине» присутствует на протяжении всего сюжета произведения. Он кратко характеризует каждого персонажа, имеет по каждому моменту собственную позицию, знаком с некоторыми из героев. Кроме того, он открыто разговаривает с читателем. Автор является таким же полноценным персонажем, как и участники произведения.

Оглавление:

  • Образ автора в произведении
  • Самостоятельная характеристика рассказчика
  • О любви и красоте

Евгений и Татьяна

Образ автора в произведении

Образ автора в романе «Евгений Онегин» выделяется ярко, он представляется как рассказчик и давний приятель Онегина, который знаком с его отцом. Это можно понять по следующим кратким характеристикам:

Скучающий Онегин

  • Он много рассуждает на философские темы и сочинения.
  • По всем значимым вопросам высказывает личное мнение.
  • Дополняет образ автора в «Онегине» различные лирические отступления.
  • Главный герой для него верный приятель.
  • Вместе с ним рассказчик пережил время разочарования в жизни.

Рассказчик привык к различным подтруниваниям и обидным шуткам главного героя.

Они собирались даже отправиться в путешествие. Но из-за смерти отца Евгения Онегина дороги с ним у повествователя разошлись на определенное время.

Прогулка

Образ автора в произведении «Евгений Онегин» характеризует и его отношение к Татьяне Лариной, расписывает ее путь с невероятной теплотой. Он оправдывает пылкость, малоопытность, бережное отношение героини к письму от Евгения. В конце романа есть оговорка, что прототипом героини является реальная женщина, каковой пришлось столкнуться с непростой судьбой. Рассказчик присутствует в тексте постоянным образом, чтобы объяснить действия некоторых героев. Такая роль автора в «Евгении Онегине» представляется крайне удачной.

За счет этого создается эффект присутствия и погружения в реальность происходящего, живость и правдоподобность сюжетной линии.

Самостоятельная характеристика рассказчика

В тексте автор упоминает, что на момент повествования ему 30 лет. Этот возраст считается временем, когда нужно оставить все прежние забавы и становиться более мудрым. Также он рассказывает о том, что сам жил в Петербурге, но местный климат ему не подошел. Из небольших деталей создается подлинный образ повествователя:

Признание

  1. Он большой любитель девушек и настоящий ловелас.
  2. Обожает кокетство, лицемерие.
  3. Разбирается в женском туалете, манерах, обладает наблюдательностью и хитростью.
  4. Неоднократно был искусителем, обладает большой самоиронией.

Рассказчик иронично, без намека на талант дает точную характеристику собственному роману. Это подтверждает и цитата рассказчика в начале романа, в которой он говорит о том, что закончил первую главу и пересмотрел ее очень строго. Хотя обнаружилось немало противоречий, но исправлять их особенно не хочется.

О любви и красоте

Всего в произведении присутствует 25 лирических отступлений, где автор рассказывает свое мнение о любви, жизни, красоте, современных театрах и жизни в провинциальных городах.

Картина общества

Значительное внимание уделяется высшему обществу вплоть до самых мелких деталей. Это воссоздает полноценную картину жизни в Москве и Санкт-Петербурге, двух главных городах светского общества.

Ему также знакомо понятие и о невероятной скуке, которая охватывает каждого персонажа, надоедливости роскоши.

Он понимает, что большую часть жизненного пути потратил на утехи и развлечения вместо того, чтобы сделать что-то полезное для общества.

Встреча после замужества

Несколько раз повествователь говорит, что ему проза гораздо ближе лирики, он хотел бы всерьез заняться литературой.

В целом личность автора весьма приятная и обаятельная. Рассказчик невероятно деликатный и остроумный, имеет весьма тонкое чувство юмора и нестандартный склад ума. А его ирония делает сюжет романа еще более интересным и захватывающим, погружая каждого читателя в настоящий мир произведения Пушкина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословицы и поговорки на тему язык и культура речи
  • Цитаты оправдываться не буду
  • Цитаты о доброте философов
  • Как понять цитату онлайн
  • Скачать грустные цитаты мп3