Как павел петрович относится к нигилизму цитаты

Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров

Кирсанов

Взгляды

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

Цитаты

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

Базаров

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Надежда Пищало-Володченко

    13/15

  • Дениз Османоглу

    13/15

  • Игорь Незамаевский

    13/15

  • Лариса Миненкова

    15/15

  • Рома Гладких

    12/15

  • Villi Wonga

    15/15

  • Лидия Подъяпольская

    15/15

  • Егор Попов

    15/15

  • Anastasia’ Kerimova’

    12/15

  • Данил Павлов

    9/15

Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»

Павел Петрович Кирсанов является дядей одного из главных персонажей романа Аркадия Кирсанова.

Павел Петрович является дворянином. Он и его брат Николай Петрович Кирсанов вдвоём владеют имением Марьино. Оба брата уже некоторое время живут в этом имении:

«…имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено…» (Аркадий о дяде и отце, глава VII) 

«Я живу в деревне, в глуши…» (Павел Петрович о себе, глава X) 

Возраст Павла Петровича — около 45 лет:

«На вид ему было лет сорок пять…» (глава IV)

О внешности Павла Петровича Кирсанова известно, что это красивый мужчина среднего роста с седыми волосами. Он прекрасно одевается, аккуратно бреется, носит накрахмаленные воротники и пользуется очень приятными, «благородными» духами. У него очень ухоженные ногти, которые можно показывать на выставке, по словам Базарова:

«...в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста…» (глава IV) 

«…его коротко остриженные седые волосы…» (глава IV)

«Он с детства отличался замечательною красотой…» (глава VII)

«…он прекрасно одевался…» (глава VII)

«Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные*, и подбородок так аккуратно выбрит.» (Базаров о нем, глава IV) (*каменные воротнички – то есть сильно накрахмаленные) 

«…от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава VII) 

«Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» (слова Базарова, глава IV) 

«Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге…» (глава XXIV)

«Павел Петрович достал свою трость…» (глава XXIV)    

Павел Петрович одевается щеголевато, как будто находится в Петербурге, хотя на самом деле он живет в деревне, где это щегольство совсем не обязательно:

«Щегольство какое в деревне, подумаешь!» (слова Базарова, глава IV)

Павел Петрович родился на юге России, как и его брат Николай:

«…родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу…» (цитата о двух братьях Кирсановых, глава I)

Юный Павел Кирсанов учился в Пажеском корпусе в Петербурге. Пажеский корпус являлся привилегированным военным учебным заведением для молодых дворян:

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в Пажеском корпусе.» (глава VII)

Затем он служил в гвардейском полку, элитном подразделении армии:

В молодости Павел Кирсанов был «светским львом» в Петербурге:


«…ведь он львом был в свое время…» 
(глава IV) 

«Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло…» (глава VII)

«…с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества…» (Павел Петрович носит отпечаток человека из высшего общества, глава XXVIII)

Будучи молодым человеком, он сводил женщин с ума, из-за чего мужчины тайно завидовали ему:

«Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему…» (глава VII) 

«Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.» (Аркадий о дяде, глава IV)

Он является умным мужчиной, по мнению его племянника и брата:

«И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам…» (глава VII) 

«…ты самый добрый и умный человек в мире…» (Николай Петрович о нем, глава XXIV) 

Он является практичным человеком, по мнению его брата Николая Петровича, который, наоборот, не отличается практичностью:

«…Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета…» (глава VIII)

Он является чудаковатым мужчиной и «архаическим явлением» (то есть устаревшим, несовременным), по мнению Евгения Базарова:

«А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров…» (глава IV) 

«Архаическое явление!..» (Базаров о Павле Петровиче, глава IV)

У него отличные, аристократические манеры:

«…и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры…» (глава VII) 

Являясь аристократом по натуре, он не любит развязность, которая, например, свойственна Базарову:  

«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…» (глава VI)

Павел Петрович ведет себя как джентльмен, и окружающие уважают эту черту в нем:

«…уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman»…» (глава XXVIII)

Он является человеком с принципами. По его мнению, без принципов нельзя ступить и шагу:

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… <…> принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя…» (глава V)

Павел Петрович – любезный, учтивый, вежливый человек:

«– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами…» (глава IV)

«– Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович…» (глава VI)

«…Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…» (глава XXIV)

Он является гордым, заносчивым человеком:

«И те и другие считали его гордецом…» (глава VII)

«…он стыдился своей заносчивости…» (после дуэли, глава XXIV)

У него есть чувство собственного достоинства. По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

«…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public {общественному благу (фр.)}… общественному зданию.» (глава X) 

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…» (глава X)  

«Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин…» (глава X) 

«С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства…» (глава XXVIII) 

Он является самоуверенным человеком:

«…к тому же он был самоуверен…» (глава VII) 

Павел Петрович – насмешливый, ироничный и забавно желчный человек:

«…немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться…» (глава VII) 

«С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично…» (глава XXVIII)

Он является самолюбивым человеком, по словам Базарова:

«Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство…» (глава VI)

Павел Петрович – слабонервный, чувствительный человек, по мнению Базарова: 

«Известное дело: нервы, – перебил Базаров…» (глава VII) 

«Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая…» (слова Базарова, глава XXIV)

Он является вспыльчивым и упрямым человеком, по словам его брата:

«Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый…» (глава XXIV)

Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная душа:

«Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая  душа…» (глава XI)

Со стороны Павел Петрович кажется холодным человеком:

««Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше…» (мнение Фенечки, глава XXIII) 

«Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью.» (накануне дуэли, XXIV)

Несмотря на все свои особенности, Павел Петрович Кирсанов является хорошим, добрым человеком, по мнению его племянника и его брата:

«Может быть, только у него сердце предоброе.» (Аркадий о дяде, глава VII) 

«…только он, право, хороший человек…» (Аркадий о дяде, глава IV)

«Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире…» (Николай Петрович о своем брате Павле Петровиче, глава XXIV) 

Он искренне любит своего единственного брата Николая Петровича. Братья Кирсановы очень отличаются по характеру, но у них прекрасные отношения:

Добрый Павел Петрович неоднократно помогает брату деньгами, когда тот оказывается в трудном положении:

«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги…» (Аркадий о дяде, глава VIII) 

«Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l’argent» {Но я могу дать тебе денег (фр.)}, – и давал ему денег…» (глава VIII)

Павел Кирсанов является отзывчивым человеком, который рад помочь любому человеку, по словам его племянника Аркадия. Он также всегда вступается за крепостных крестьян:

«…он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян…» (Аркадий о дяде, глава VII)

Он является великодушным человеком, по словам его брата Николая:


«…ты такой же благоразумный, как и великодушный…» (глава XXIV)

Павел Петрович – безукоризненно честный человек:


«…его уважали также за его безукоризненную честность…» (глава VII)

Он хорошо разбирается в людях, по словам его брата Николая:

«…ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд…» (глава VIII)

Павел Петрович Кирсанов является глубоко несчастным человеком и «мертвецом» в душе, по словам его племянника Аркадия. Причиной тому – печальная история любви к одной княгине:

«…он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно…» (глава VII)

«…но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…» (глава XXVIII)

«Да он и был мертвец…» (глава XXIV)

Влюбившись без ума в княгиню Р., 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради любви. В итоге отношения с княгиней не принесли ему счастья: эта любовь раздавила его морально, он стал ни на что не способен. Спустя некоторое время княгиня умерла, и он больше не сближался с женщинами:

«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось…» (глава VII) 

«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею…» (глава VII)

«…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» (глава VII) 

«Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами…» (глава VII)

Так Павел Петрович Кирсанов из светского льва превратился в мизантропа, то есть начал избегать общества людей. В итоге он поселился в имении в глуши, где и живет с братом в начале романа:

«Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею… <…> Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…» (глава VII)

«…его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» (глава XI)

Павел Петрович любит детей, но к сожалению, ему, судя по всему, так и не удается завести своих. Он хорошо относится к детям своего брата:

«Я люблю детей: покажите-ка мне его…» (он просит показать ему племянника Митю, глава VIII)

Он считает себя либеральным человеком, любящим прогресс:

«…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…» (глава X)

Он придерживается славянофильских взглядов. Славянофилы выступали за развитие особого русского пути, который не похож на западноевропейский:

«Он придерживается славянофильских воззрений…» (глава XXVIII)

Судя по всему, Павел Петрович, является поклонником всего английского. Он устроил свою жизнь в деревне на английский манер:

«…он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» (глава VII) 

Он читает книги и газеты на английском языке:

«Он стал читать, все больше по-английски…» (глава VII)

«Он держал в руках последний нумер Galignani*…» (глава IV)  

(*«Galignani´s Messenger», «Вестник Галиньяни» – газета на английском языке, издавалась в Париже)

Он пьет какао и зеленый чай (эти продукты считались дорогими напитками в то время):

«…мне пора пить мой какао…» (глава V)

«…велите купить для меня зеленого чаю…» (глава VIII)

Он хорошо играет в вист (в карты), но по каким-то причинам всегда проигрывает:

«…за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал…» (глава VII)

Павел Петрович ненавидит главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова, который приезжает на каникулы в гости к Аркадию. По мнению Павла Петровича, Базаров с его идеями нигилизма плохо влияет на неопытного Аркадия:

«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.» (слова Павла Петровича о Базарове, глава X)

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острый конфликт. Герои не могут терпеть друг друга. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров тайком целует Фенечку. Чаша терпения господина Кирсанова переполняется, и он вызывает дерзкого Базарова на дуэль. К счастью, в результате дуэли никто не погибает, Павел Петрович отделывается легким ранением:  

» Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?» (Павел Петрович о себе и Базарове, глава XXIV)  

«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… который до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений.» (глава XXIV)  

Родители братьев Кирсановых 

Об отце братьев Кирсановых известно следующее:

«Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль…» (глава I) 

««Пиотр Кирсаноф, генерал-майор»…» (глава I)

О матери братьев Кирсановых автор сообщает следующее:

«Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие…» (глава I)

Роман Тургенева «Отцы и дети», написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателя во времена кризиса социально-политической системы в царской России и обострения конфронтации между либералами и революционерами-демократами. Споры Базарова и Павла Петровича стали лакмусовой бумажкой эпохи второй половины XIX века, когда в стране сформировались два противоборствующих лагеря, и произошло обличение противоречий между поколениями.

Оглавление:

  • Темы, затрагиваемые героями
  • Отношение к дворянству
  • Рассуждения о нигилизме
  • Судьба русского народа
  • Взгляды на искусство и любовь

Спор базарова и павла петровича

Темы, затрагиваемые героями

Ключевой проблемой, поднятой Иваном Сергеевичем Тургеневым в своем знаменитом романе, является спор Базарова и Кирсанова, которые рьяно отстаивают взгляды разных поколений. Отставной офицер Павел Петрович и студент-нигилист Евгений — ярчайшие представители «отцов» и «детей». Их идеологические разногласия всплывают наружу уже при первой встрече, когда высокомерный молодой человек имел смелость вступить в полемику с повидавшим многое на своем веку аристократом.

Базаров и Павел Петрович имеют диаметрально противоположные мнения буквально по каждому вопросу. Именно через споры в романе «Отцы и дети» происходит раскрытие основной сюжетной линии произведения — конфликта поколений.

Отношение к дворянству

По мнению Кирсанова, аристократы — главная движущая сила общества, поскольку в них развито чувство собственного достоинства, а без их самоуважения любая социальная система обречена на вырождение. Слова Павла Петровича о том, что когда-то дворянство подарило Англии свободу, Базарову кажутся пустой болтовней.

Спор базарова и кирсанова

Юноша считает, что после XVII века многое изменилось, поэтому святая вера Кирсанова в непогрешимость старой интеллигенции выглядит абсурдом.

От привилегированной знати нет никакой пользы. Они плывут по течению и думают только о том, как выглядят.

Аристократизм — чуждое простому народу слово. В бездействии и бессмысленном трепе Базаров видит главный политический принцип всего высшего сословия, живущего за чужой счет.

После того как Евгений в резкой форме высказался об аристократии, Кирсанов побледнел и в дальнейшем не возвращался к этому вопросу, тем самым признав свое поражение.

Рассуждения о нигилизме

Базаров считает своих идейных единомышленников рациональными и умными людьми, которые всегда действуют обдуманно. Все поступки нигилистов приносят пользу обществу и поддаются логике. Они не согласны с правилами, установленными государственными деятелями, не признают самодержавие и религию. Главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы освободить пространство для преобразований, однако строительством нового общества будут заниматься другие. Такие, как он, отрицают все:

Споры базарова и кирсанова

  • любовь;
  • дружбу;
  • духовные ценности.

Молодой человек говорит, что свобода, о которой так пекутся чиновники, вряд ли обернется чем-то полезным для граждан. Он не принимает реформу как средство, способное изменить сложившийся порядок вещей. Отрицание воспринимается Базаровым как деятельность, а не пустые разговоры. В нигилизме героя проявляется его революционность.

Павел Петрович, будучи человеком консервативным, ратует за сохранение старых порядков. Он очень боится в одночасье лишиться того, что ему дорого. Если Базарова можно причислить к реакционерам, то Кирсанов скорее либерал, согласный пойти на мелкие изменения.

Не разделяя нигилистической доктрины центрального персонажа, Тургенев тем не менее восхищается его огромной нравственной силой.

Судьба русского народа

Кирсанов рассуждает о патриархальности русского народа, жизненными ориентирами которого являются вера и уважение к традициям. В отсталости своих соотечественников он видит залог спасения общества. По убеждению героя, Россия рано или поздно превратится в прогрессивную цивилизованную страну.

О чем спорили базаров и павел петрович

Базаров, напротив, крайне возмущен тем, что русский народ загнан в рабство и лишен всяких прав. В то же время он презирает необразованность и суеверие простых людей. Евгений видит не только ущемление гражданской свободы, но и нарастающие недовольство бедных крестьян. Ярким свидетельством связи Базарова с народом служит его речь, в которой в избытке присутствуют:

  • пословицы;
  • поговорки.

Речь Павла Петровича не отличается простотой и меткостью выражений. Он намеренно искажает слова, использует иностранные выражения.

Взгляды на искусство и любовь

Кирсанов отдает должное искусству и считает его полезным для общества, но сам не проявляет к нему интереса. По мнению Базарова, пользы от порядочного химика намного больше, чем от какого-нибудь поэта. Чтение Пушкина — пустая трата времени, говорит герой.

Рассматривая любовь с точки зрения одной лишь физиологии, Базаров добровольно отказывается от романтических чувств. Встреча с Анной, покорившей его сердце, становится трагическим испытанием для молодого человека. Благодаря превосходным внешним данным Павел Петрович всегда пользовался успехом у женщин. У него трепетное и почтительное отношение к дамам. Любовь воспринимается Кирсановым как великий дар.

 конфликт базарова и павла петровича

Проведя анализ споров героев романа, можно сделать вывод, что Базаров и Павел Петрович — абсолютные противоположности. Один отличается закоснелостью и эгоизмом, а другой — нетерпимостью и заносчивостью.

То, о чем спорили Кирсанов и Базаров, дает огромную пищу для размышлений. При написании сочинения по роману «Отцы и дети» необходимо сказать несколько слов о позиции автора. Тургенев старается не занимать ничью сторону в этом конфликте, поэтому в споре нет победителя.

Важно, чтобы поколения мирно сосуществовали, совместно решая личные и общественные проблемы, а каждая новая эпоха была наследницей уходящей, стремясь почерпнуть из нее все самое лучшее.

Подготовка к ЕГЭ.  Трактовка понятия «нигилизм Базарова» и авторской позиции в романе  И.С. Тургенева «Отцы и дети» 1-11 главы

Подготовка к ЕГЭ. Трактовка понятия «нигилизм Базарова» и авторской позиции в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1-11 главы

Многозначность понятия «нигилизм» Оценочные суждения Павла Петровича Кирсанова о нигилизме не являются авторской позицией. Павел Петрович считает нигилистом человека, который «ничего не признает», «ничего не уважает» и не имеет никаких принципов. Аркадий Кирсанов говорит, что Базаров нигилист, а Базаров себя нигилистом не называет.

Многозначность понятия «нигилизм»

  • Оценочные суждения Павла Петровича Кирсанова о нигилизме не являются авторской позицией.
  • Павел Петрович считает нигилистом человека, который «ничего не признает», «ничего не уважает» и не имеет никаких принципов.
  • Аркадий Кирсанов говорит, что Базаров нигилист, а Базаров себя нигилистом не называет.

Понятие «нигилизм» по-разному толкуется героями.  Павел Петрович Кирсанов С точки зрения Павла Петровича, нигилизм – это циничное отрицание святынь и беспринципность гордыни («без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные люди»).

Понятие «нигилизм» по-разному толкуется героями. Павел Петрович Кирсанов

  • С точки зрения Павла Петровича, нигилизм – это циничное отрицание святынь и беспринципность гордыни

(«без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные люди»).

Понятие «нигилизм» по-разному толкуется героями.  Базаров Нигилизм Базарова – отрицание постановлений, бесполезных для народа: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Базаров верит в абсолютную силу человеческого разума и как ученый-материалист во всем руководствуется принципом полезности (практика – критерий истины).  «Рафаэль гроша медного не стоит», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», потому что не до искусства, когда народ голодает и «речь идет о хлебе насущном».

Понятие «нигилизм» по-разному толкуется героями. Базаров

  • Нигилизм Базарова – отрицание постановлений, бесполезных для народа: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
  • Базаров верит в абсолютную силу человеческого разума и как ученый-материалист во всем руководствуется принципом полезности (практика – критерий истины).

«Рафаэль гроша медного не стоит», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», потому что не до искусства, когда народ голодает и «речь идет о хлебе насущном».

Авторская позиция Чтобы выявить авторскую позицию, проанализируем 10,11 главы романа и ответим на вопросы  10 глава 1)Кто провоцирует спор и зачем? 2) Кто задает темы споры и почему темы спора меняются? 3) Кто из спорящих аргументирует свои тезисы, а кто нет? 4) Сравните эмоциональные состояния Павла Петровича и Базарова. 5) Хочет ли Базаров доказать свою правоту?  6) В какой момент спора Базаров теряет самообладание? Почему?  11 глава 1) Над чем размышляет Николай Петрович в саду после спора? 2) В чем, по мнению героя, преимущество Базарова и «новых людей»? 3) Что Николай Петрович ставит под сомнение? 4) Какова роль пейзажа как элемента композиции?

Авторская позиция

Чтобы выявить авторскую позицию, проанализируем 10,11 главы романа и ответим на вопросы

10 глава

  • 1)Кто провоцирует спор и зачем?
  • 2) Кто задает темы споры и почему темы спора меняются?
  • 3) Кто из спорящих аргументирует свои тезисы, а кто нет?
  • 4) Сравните эмоциональные состояния Павла Петровича и Базарова.
  • 5) Хочет ли Базаров доказать свою правоту?
  • 6) В какой момент спора Базаров теряет самообладание? Почему?

11 глава

  • 1) Над чем размышляет Николай Петрович в саду после спора?
  • 2) В чем, по мнению героя, преимущество Базарова и «новых людей»?
  • 3) Что Николай Петрович ставит под сомнение?
  • 4) Какова роль пейзажа как элемента композиции?

Общественно-политический конфликт либералов-аристократов и революционеров-демократов Конфликт «отцов и детей» не возрастной, а мировоззренческий. Он показан через столкновение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Общественно-политический конфликт либералов-аристократов и революционеров-демократов

  • Конфликт «отцов и детей» не возрастной, а мировоззренческий. Он показан через столкновение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Портрет Евгения Базарова Портрет Базарова психологический: переданы ум, уверенность героя в себе. Через портретные детали («балахон», а не изящный сьют, большая красная рука без перчаток, длинные волосы – прическу революционеров-демократов) переданы неаристократические манеры героя. Базаров представляется по-крестьянски «Евгений Васильев», то есть Евгений, сын Васильев, а не Евгений Васильевич Базаров. Так герой подчеркивает свою близость к народу.  По дороге в Марьино Базаров и его спутники видят унылые поля, деревеньки с покривившимися избенками, обтерханных мужиков на клячонках. А в самом поместье Базаров встречает одетого по последней моде Павла Петровича, который занят собой, а не хозяйством. А ведь от помещика зависит судьба крестьян.

Портрет Евгения Базарова

  • Портрет Базарова психологический: переданы ум, уверенность героя в себе. Через портретные детали («балахон», а не изящный сьют, большая красная рука без перчаток, длинные волосы – прическу революционеров-демократов) переданы неаристократические манеры героя.
  • Базаров представляется по-крестьянски «Евгений Васильев», то есть Евгений, сын Васильев, а не Евгений Васильевич Базаров. Так герой подчеркивает свою близость к народу.
  • По дороге в Марьино Базаров и его спутники видят унылые поля, деревеньки с покривившимися избенками, обтерханных мужиков на клячонках.
  • А в самом поместье Базаров встречает одетого по последней моде Павла Петровича, который занят собой, а не хозяйством. А ведь от помещика зависит судьба крестьян.

Авторское отношение к Павлу Петровичу Кирсанову Павел Петрович возмущен неаристократическими манерами Базарова: друг Аркадия не просто вызывающе небрежен, это выразитель иных общественно-политических взглядов. Для племянника теперь авторитет «лекарский сын», а Павел Петрович привык к роли лидера в семье, его первенство пошатнулось. Павел Петрович не реализовал себя, хотя от природы ему было много дано. Он полюбил, правда капризы и «небольшой ум» княгини Р. сделали его жизнь мучительной. Павел Петрович «таскался за ней повсюду», даже когда княгиня Р. разлюбила его, а после ее смерти был «как отравленный» Так автор выразил свое отношение к герою: в жизни Павла Петровича кроме любви не было никакого достойного дела. Приезд Базарова заставил Павла Петровича снова задуматься о своей жизни. Ради чего он жил?

Авторское отношение к Павлу Петровичу Кирсанову

  • Павел Петрович возмущен неаристократическими манерами Базарова: друг Аркадия не просто вызывающе небрежен, это выразитель иных общественно-политических взглядов.
  • Для племянника теперь авторитет «лекарский сын», а Павел Петрович привык к роли лидера в семье, его первенство пошатнулось.
  • Павел Петрович не реализовал себя, хотя от природы ему было много дано. Он полюбил, правда капризы и «небольшой ум» княгини Р. сделали его жизнь мучительной. Павел Петрович «таскался за ней повсюду», даже когда княгиня Р. разлюбила его, а после ее смерти был «как отравленный»
  • Так автор выразил свое отношение к герою: в жизни Павла Петровича кроме любви не было никакого достойного дела.
  • Приезд Базарова заставил Павла Петровича снова задуматься о своей жизни. Ради чего он жил?

Эмоциональные состояния  Павла Петровича и Евгения Базарова во время спора  10 глава Павел Петрович провоцирует спор: ему важно доказать неправоту Базарова. Предстоящий спор для Павла Петровича – битва. Победить Базарова в споре – значит доказать самому себе, что жизнь прожита не зря. Павел Петрович находит повод: придирается к словам Базарова «Дрянь, аристократишко», но на резонные аргументы Базарова не может достойно ответить и словно перескакивает с темы на тему. Павел Петрович сердится, перебивает собеседника и оскорбляет («раньше были болваны, а теперь … нигилисты»). Базаров спокоен и последователен

Эмоциональные состояния Павла Петровича и Евгения Базарова во время спора 10 глава

  • Павел Петрович провоцирует спор: ему важно доказать неправоту Базарова.
  • Предстоящий спор для Павла Петровича – битва. Победить Базарова в споре – значит доказать самому себе, что жизнь прожита не зря.
  • Павел Петрович находит повод: придирается к словам Базарова «Дрянь, аристократишко», но на резонные аргументы Базарова не может достойно ответить и словно перескакивает с темы на тему.
  • Павел Петрович сердится, перебивает собеседника и оскорбляет («раньше были болваны, а теперь … нигилисты»). Базаров спокоен и последователен

Нигилизм Евгения Базарова В оценке народа Базаров и Павел Петрович сходятся во мнениях: народ патриархален и темен. Однако Павел Петрович восхищается народом, а для Базарова это боль сердца. Так автор показывает, что истинная любовь к народу не в восхищении, а в тревоге за его судьбу. Базаров теряет самообладание, потому что понимает бесполезность спора: Павла Петровича не переубедить, тогда и нет смысла что-либо ему доказывать. В споре, конечно, победил Базаров. Но нигилизм Базарова – это трагическое состояние отсутствия положительных явлений в современной ему России.  Герой только отрицает, ему нечего утверждать, а значит, у Базарова нет идеала и цели, кроме заботы о хлебе насущном для народа

Нигилизм Евгения Базарова

  • В оценке народа Базаров и Павел Петрович сходятся во мнениях: народ патриархален и темен.
  • Однако Павел Петрович восхищается народом, а для Базарова это боль сердца. Так автор показывает, что истинная любовь к народу не в восхищении, а в тревоге за его судьбу.
  • Базаров теряет самообладание, потому что понимает бесполезность спора: Павла Петровича не переубедить, тогда и нет смысла что-либо ему доказывать.
  • В споре, конечно, победил Базаров. Но нигилизм Базарова – это трагическое состояние отсутствия положительных явлений в современной ему России.
  • Герой только отрицает, ему нечего утверждать, а значит, у Базарова нет идеала и цели, кроме заботы о хлебе насущном для народа

Роль 11 главы: во внутреннем монологе Николая Петровича выражена авторская позиция. Во внутреннем монологе Николая Петровича, который после спора удаляется в сад, выражена авторская позиция. «Дети», то есть нигилисты, способны действовать , они труженики («в них меньше следов барства»), в этом их преимущество перед «отцами», дворянами-аристократами, способными только говорить . Однако Николай Петрович ставит под сомнение рационализм : абсолютна ли сила человеческого разума?

Роль 11 главы: во внутреннем монологе Николая Петровича выражена авторская позиция.

  • Во внутреннем монологе Николая Петровича, который после спора удаляется в сад, выражена авторская позиция.
  • «Дети», то есть нигилисты, способны действовать , они труженики («в них меньше следов барства»), в этом их преимущество перед «отцами», дворянами-аристократами, способными только говорить .
  • Однако Николай Петрович ставит под сомнение рационализм : абсолютна ли сила человеческого разума?

Выводы   1) Базаров верит в абсолютную силу человеческого разума и как ученый-материалист во всем руководствуется принципом полезности (практика – критерий истины). 2) Герой отрицает искусство не из-за невежества, а из принципа полезности: не до отвлеченностей, когда «речь идет о хлебе насущном». 3) Сила и преимущество нигилиста Базарова перед либералами-аристократами в способности действовать («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»). 4) Нигилизм Базарова – отрицание постановлений, бесполезных для народа. 5) Нигилизм Базарова – это трагическое состояние отсутствия положительных явлений в современной ему России. Герой только отрицает, ему нечего утверждать, а значит, у Базарова нет идеала и цели, кроме заботы о хлебе насущном для народа. 6) Признавая способность Базарова и «новых людей» действовать, а не говорить, автор ставит под сомнение истинность их взглядов: абсолютна ли сила человеческого разума?

Выводы

  • 1) Базаров верит в абсолютную силу человеческого разума и как ученый-материалист во всем руководствуется принципом полезности (практика – критерий истины).
  • 2) Герой отрицает искусство не из-за невежества, а из принципа полезности: не до отвлеченностей, когда «речь идет о хлебе насущном».
  • 3) Сила и преимущество нигилиста Базарова перед либералами-аристократами в способности действовать («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»).
  • 4) Нигилизм Базарова – отрицание постановлений, бесполезных для народа.
  • 5) Нигилизм Базарова – это трагическое состояние отсутствия положительных явлений в современной ему России. Герой только отрицает, ему нечего утверждать, а значит, у Базарова нет идеала и цели, кроме заботы о хлебе насущном для народа.
  • 6) Признавая способность Базарова и «новых людей» действовать, а не говорить, автор ставит под сомнение истинность их взглядов: абсолютна ли сила человеческого разума?

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Базаров

1. Внешность, стиль поведения

Подтянутость, изысканность, аристократизм.

«Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…»

«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…»

«Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит…»

Развязность, небрежность, грубоватость.

 «- Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

2. Общественно-политические взгляды

Либерал, аристократ.

«… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»

«… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».

Нигилист.

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».

Теория расчистки места.

Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».

Базаров: «Нравственные болезни человека — от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».

3. Отношение к народу

«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон».

«- Мой дед землю пахал, — с надменной гордостью отвечал Базаров.

И в то же время презирает народ.

4. Философские взгляды

Верит в Бога

Материалист

«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».

Не признает философию

«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».

5. Жизненное кредо

«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».

«Принципов вообще нет, а есть ощущения».

«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».

6. Эстетические взгляды

Защищает искусство, но сам к нему равнодушен.

«Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».

Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Рафаэль гроша медного не стоит».

«Природа не храм, а мастерская…».

«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично».

7. Отношение к женщине, любви

Отношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая.

Отрицает любовь

«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».

«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лезвие бритвы иван ефремов книга цитаты
  • Характеристика настеньки из произведения белые ночи с цитатами
  • Пословицы для 2 класса по литературному чтению про книги
  • Ты не ошибешься если поступишь правильно цитата
  • Цитаты про твистер