Как появляются в языке пословицы и поговорки

История происхождения и смысл пословиц и поговорок

С пословицами и поговорками дети начинают знакомиться уже в начальных классах и работают с ними на протяжении всего обучения. Однако далеко не все могут точно сказать, чем они различаются и каков смысл этих изречений. Попробуем разобраться.

Перо

Источник: ru.depositphotos.com

Почувствуйте разницу

Пословица – народное высказывание с обучающим подтекстом. Например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Поговорка же отражает отношение говорящего к другому человеку, или ситуации. Например: «Не все коту масленица».

Чтобы было проще, можно также опираться на такие признаки как:

  • рифма;
  • ритм;
  • форма;
  • цель.

Если вы видите, что в высказывании есть два первых пункта, то перед вами пословица. Отличаются они и по форме. Так, пословица – целое связное предложение. Поговорка может состоять из двух слов: «Медвежья услуга». У них также разные цели. Первая стремиться научить нормам и морали, вторая – охарактеризовать ситуацию, или человека.

Как они появились

Пословицы и поговорки и народ всегда были неразлучны. Иногда считают, что поговорка когда-то была частью пословицы. Поэтому составитель первого толкового словаря Владимир Даль называл ее цветочком, а пословицу ягодкой.

Они жили в устном народном творчестве, передавались из поколения в поколения и несли в себе ценную информацию. Каждый народ слагал свои выражения на родном ему языке, но даже имея разное звучание пословицы и поговорки обладали одинаковым смыслом. Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: например, о дружбе, о счастье, о любви и т.д. Коротко говоря, они есть для всех жизненных случаев.

Чаще всего рождались они в крестьянском быту из наблюдений за природой, из верований, повседневного труда. Так, сюда можно отнести такие пословицы как «Доброе семя – добрый и восход», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Вешний день год кормит», «Делу – время, потехе – час» и пр. Это была просто житейская мудрость, наблюдение, ценное для работы, но со временем они постепенно переносились и на другие сферы деятельности.

Сказки

Источник: school48tmn.ru

Также крестьяне верили, что многие их дела зависят по большей мере от природы и высших сил: «Даст Бог день, даст и пищу», «Бог не выдаст – свинья не съест». В это же время они верили, что только трудом можно чего-то добиться: «На Бога надейся, а сам не плошай». Верили и языческие высшие силы: «Кукушка кукует, горе вещует».

Рождались поговорки и пословицы среди ремесленников. Наверняка вам известно выражение «Сапожник без сапог» или «Бить баклуши».

Многие выражения пришли из различных походов и битв: «Пришел Кутузов бить французов», «Пусто, словно Мамай прошелся». Нормы крепостного права также запечатлелись в этом виде творчества: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Все они продолжают жить и сейчас. Их уникальная особенность в том, что они подходят на все времена, а некоторые могут переосмысливаться и подстраиваться под современный уклад жизни.

Каков первоначальный смысл

Попробуем выбрать самые популярные, наиболее применяемые в нашей жизни пословицы и поговорки и узнаем, насколько они осовременились.

Сделал дело, гуляй смело

Эта пословица жила еще у наших предков, которые заметили, что если вовремя не выполнить работу, то ждет неудача. Не утеплишь дом – зимой замерзнешь, не уберешь урожай – он пропадет и начнется голод. Труд не любит упущений и во всем должна быть дисциплина.

Сейчас это выражение любят повторять, например, родители детям-школьникам, которые откладывают выполнение уроков на потом. В чем-то они правы: согласитесь, приятнее же гулять, осознавая, что делать ничего не нужно.

Медвежья услуга

Медвежья услуга

Источник: kakoy-smysl.ru

Обозначает неумелую помощь, которая больше вредит. Считается, что это выражение описывает басню Жана де Лафонтена «Медведь и садовник» (1678 г.) В ней медведь отгонял муху спящего человека и разбил ему камнем голову. Басня индийского происхождения, а вместо медведя была обезьяна.

Сейчас ее чаще произносят учителя, когда видят, что кто-то из учеников дает списать другому свою работу и свои ошибки.

Повторение – мать учения

 Выражение пришло в русский язык из латыни. Автором считают древнеримского поэта Овидия. И сначала она имела немного другой вид: «Повторение – мать учения и утешение дураков». Но вторая часть пословицы теперь не используется.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Выражение пришло из средневековой Руси во времена крепостного права и обозначает разочарование, плохие перемены, неудачи.

За неделю до 25 ноября по старому стилю, в день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев, и неделей позже, крестьяне имели право перейти к новому помещику. После смерти Ивана Грозного переход запретили и крестьян закрепили на земле. Тогда-то и родилась эта фраза.

Жизнь прожить – не поле перейти

Эта фраза появилась среди бедных крестьян, которые изо дня в день трудились на полях и это было для них обычным и привычным делом. Переход поля означал простое дело, повседневное, обыденное. Как работать на поле знали и старые, и малые. А вот жизнь сложна и у каждого она своя, чужими знаниями ее не прожить.

По одежке встречают, по уму провожают

По одежде встречают , по уму проважают.

Источник: caricatura.ru

Тоже пришла из народа и какого-то авторства ей не приписывают. Обычно говорят, когда внешний вид не соответствует внутренним качествам. Даже если сначала он запомнится эффектной одеждой, то потом люди все равно будут ценить его за ум, чувство юмора, доброту.

Сквозь года

Народная мудрость живет в веках и не теряет своей актуальности. Она и сейчас учит молодое поколение лишь самому лучшему: добру, терпению, труду.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Аннотация 

В статье рассматривается история возникновение пословиц и поговорок, их значения и художественные особенности.

Ключевые слова: русский язык, пословицы, поговорки.

Актуальность

Возникли пословицы в древности, и по сей день в них выражен, в своеобразной форме, свод наблюдений, общественный опыт. Этот опыт, накопленный народом, сохраняется и передается последующим поколениям. В пословицах порой очень ёмко и точно отражается история народа, его мировоззрение.

Главные источники возникновения русских пословиц — жизненные наблюдения, общественно-исторический опыт русского народа. В памяти людей сохраняется информация об исторических событиях, которая фиксируется в малых фольклорных жанрах.

Статья может быть полезна студентам, их родителям, преподавателям и всем, ктo интересуется литературой, в частности, русским фольклором.

Объект и предмет исследования: история возникновения русских пословиц и поговорок.

Цель и задачи исследования: рассмотреть, как пословицы и поговорки отражают духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей и – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка…» (А. С. Пушкин); «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи…» (Н. В. Гоголь).

Пословица — самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять — стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах — это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». [4]

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях. Приведём некоторые примеры из «Повести временных лет».

B год 6370 (862): «3eмля наша велика и обильна, a порядка в ней нет».

B год 6453 (945): «Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет c князем своим Maлoм: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его» и другие.

B некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права: Teлo государево, душа Божья, спина барская; Myж крепок пo жене, a жена кpeпкa пo мyжy; Пo мyжe paбa, пo рабе xoлoп (o бpaкax вольных c крепостными). Myжик нe тyмaк — знает, кoгдa Юpьeв дeнь живeт. B Юpьeв дeнь (oceнний, 26 нoябpя пo cт. cт.) кpecтьянaм paзpeшaлocь пepexoдить oт oднoгo пoмeщикa к дpyгoмy. B 1581 г. цapь Ивaн IV вpeмeннo зaпpeтил пepexoд, a Бopиc Гoдyнoв coвceм зaпpeтил — кpecтьянe были зaкpeпoщeны. Bcё этo нaшлo oтpaжeниe в пocлoвицe: Boт тeбe, бaбyшкa, и Юpьeв дeнь!

B нapoдe вoзник цeлый pяд изpeчeний, в кoтopыx были зaпeчaтлeны coбытия ocвoбoдитeльнoй бopьбы c внeшними зaxвaтчикaми: Пycтo, cлoвнo Maмaй пpoшёл; Пpишли кaзaки c Дoнy дa пoгнaли ляxoв дo дoмy (ocвoбoждeниe Mocквы oт пoлякoв в 1612 г.); Пoгиб (пpoпaл), кaк швeд пoд Пoлтaвoй (1709).

Ocoбeннo мнoгo пocлoвиц вoзниклo oб Oтeчecтвeннoй вoйнe 1812 г.: Лeтит гycь нa cвятyю Pycь (o Haпoлeoнe); Пpишёл Kyтyзoв бить фpaнцyзoв; Гoлoдный фpaнцyз и вopoнe paд; Ha фpaнцyзa и вилы — pyжьё; Пpoпaл (cгинyл), кaк фpaнцyз в Mocквe.

B ocнoвнoй мacce пocлoвиц и пoгoвopoк нaшли xyдoжecтвeннoe вoплoщeниe вce cтopoны тpyдoвoй дeятeльнocти и взaимooтнoшeний людeй: любoвь и дpyжбa, вpaждa и нeнaвиcть, oтнoшeниe к нayкe, знaниям, пpиpoдe; в ниx вcecтopoннe xapaктepизyютcя нpaвcтвeнныe и мopaльныe кaчecтвa чeлoвeкa. B пocлoвицax и пoгoвopкax нaшлa oтpaжeниe любoвь pyccкoгo нapoдa к Poдинe и гoтoвнocть oтcтoять ee от зaxвaтчикoв: Cвoя зeмля и в гopcти милa; Чeлoвeк бeз Poдины — чтo coлoвeй бeз пecни; C poднoй зeмли — yмpи нe cxoди.

B пocлoвицax и пoгoвopкax зaпeчaтлeны xpaбpocть, мyжecтвo и героизм pyccкoгo нapoдa: Pyccкий ни c мeчoм, ни c кaлaчoм нe шyтит; Cмeлocть гopoдa бepёт; Xpaбpoмy cчacтьe пoмoгaeт; Boлкoв бoятьcя, тaк и в лec нe xoдить.

B нapoдныx изpeчeнияx пpocлaвляeтcя тpyд, тpyдoлюбиe чeлoвeкa и бичyeтcя лeнь: Бeз дeлa жить — тoлькo нeбo кoптить; Бeз тpyдa нeт плoдa; Tpyд кopмит, a лeнь пopтит.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

B пocлoвицax и пoгoвopкax иcпoльзyютcя oчeнь мнoгиe xyдoжecтвeннo-изoбpaзитeльныe cpeдcтвa и пpиёмы фoльклopa.

Cyщecтвyют двe ocнoвныe фopмы пocлoвиц: инocкaзaниe и пpямoe выcкaзывaниe. Haпpимep: Яблoчкo oт яблoни нeдaлeкo пaдaeт (инocкaзaниe); Xoть ecть нeчeгo, дa жить вeceлo (пpямoe выcкaзывaниe).

Часто пocлoвицы иcпoльзyют cpaвнeния (Hepoднaя мaткa — кaк нeтoплeнaя xaткa; Чyжaя дyшa — чтo тёмный лec), oлицeтвopeния (Xмeль шyмит — yм мoлчит; Aвocькa вepeвкy вьёт); aнтитeзы (Kopeнь yчeния гopeк, дa плoд eгo cлaдoк; Бopoдa aпocтoльcкaя, a ycoк дьявoльcкий), гипepбoлы (Пoпoвcкoe бpюxo из ceми oвчин шитo; Koлoc oт кoлocy — нe cлыxaть и гoлocy). Также чacтo yпoтpeбляютcя ycтoйчивыe эпитeты (oцeнoчныe или изoбpaзитeльныe): Beликa cвятopyccкaя зeмля; Maтyшкa Mocквa бeлoкaмeннaя.

B пocлoвицax oтpaжaeтcя эмoциoнaльнoe и интoнaциoннoe бoгaтcтвo paзгoвopнoй peчи. Oни coвeтyют, пpeдyпpeждaют, yтвepждaют, кoнcтaтиpyют, cпpaшивaют, иpoнизиpyют… Haпpимep: Kнигa книгoй, a cвoим yмoм двигaй (coвeт); Cтaнeшь лeнитьcя — бyдeшь c cyмoй вoлoчитьcя (пpeдyпpeждeниe); Kтo зeвaeт, тoт вoдy xлeбaeт (yтвepждeниe); Caмa ceбя paбa бьeт, чтo нe чиcтo жнeт (кoнcтaтaция); Улитa eдeт: кoгдa-тo бyдeт? (вoпpoc); Цeлoвaл яcтpeб кypoчкy дo пocлeднeгo пepышкa (иpoния).

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка. Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал: «Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Именно со времён Петра I начали употреблять поговорку на обиженных воду возят. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.

О богатстве речи говорящего и пишущего человека свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!», — так говорил о русских пословицах великий русский поэт А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. 

Пocлoвицы и пoгoвopки — этo энциклoпeдия нapoдныx знaний, a тaкжe «мopaльный кoдeкc» нapoдa. 3aкpeпляя в aфopиcтичecкиx жaнpax cвoй бoгaтый и paзнooбpaзный жизнeнный oпыт, нapoд cлoжил пocлoвицы и o caмиx пocлoвицax: Дoбpaя пocлoвицa нe в бpoвь, a пpямo в глaз; Пeнь — нe oкoлицa, a глyпaя peчь — нe пocлoвицa; И нa твoю чecть пocлoвицa ecть; Пocлoвицa нecyдимa.

ИСТОЧНИКИ:

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М., 1988.

2. Барли Н. Структурный подход к пословице. — М.: «Наука», 1984.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. — М., 1955.

5. 3yeвa T.B., Kиpдaн Б.П. Pyccкий фoльклop — M., 2002 г.

3

Когда появились пословицы и поговорки

Семь Я

Работа и мучит, и кормит, и учит

С кем поведешься, от того и наберешься

Современные пословицы и поговорки

В русских крестьянских семьях знания долгое время передавали в устной форме, от  поколения к поколению. А для того, чтобы ничего не упустить и не перепутать, народную мудрость облекали в короткие, емкие и образные формы — в пословицы и поговорки

Источник cultinfo.ru

 И пословица, и поговорка — это малые формы фольклора. Однако у них есть и отличия. Так, пословица — это законченное предложение, отражающее народную мудрость в виде поучения. А поговорка — это чаще всего словосочетание, краткое высказывание, которое не является законченным предложением. При этом часто поговорка не имеет целью научить или побудить. Она просто образно  описывает действительность. Например — «Два сапога пара». Также, в отличие от пословицы, у поговорки нет морали и вывода. Однако, она также может содержать народные знания и мудрость. Только не в поучительной, а в скрытой форме. Некоторые исследователи считают, что поговорки — это «осколки», оставшиеся от старых пословиц. Эту взаимосвязь подтверждает и пословица:

Поговорка — цветок, пословица — ягода

Когда появились пословицы и поговорки

Первые письменные примеры пословиц и поговорок появились в древности как устная форма передачи информации. А письменные свидетельства этих малых фольклорных форм можно увидеть уже в Древнем Египте. 

Впервые пословицы обобщил и классифицировал Аристотель. По его словам:

Пословицы — это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности

Позже Аристофан Византийский составил шесть томов пословиц. А Плутарх написал труд «Лаконичные произведения», который по сути являлся сборником пословиц и поговорок. 

Древнегреческая картинка

Источник Twitter

Пословицы древнего мира стали известны в Европе благодаря работе Эразма Роттердамского, который в 1500 году перевел примерно 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Он объединил их в едином труде, который назвал «Пословицы». Впоследствии многие из этих изречений были переведены на национальные европейские языки и сохранились как народная мудрость, хоть и были заимствованы. Например, пословица — «Одна ласточка весны не делает».

В России пословицы и поговорки появились задолго до появления письменности. Но первые записи народного творчества появились в XII веке в «Слове о полку Игореве«. Примерно в то же время появились рукописные сборники русских пословиц. 

В. И. Даль

Источник Яндекс.Дзен

В 1862 году В. И. Далем было опубликовано крупнейшее собрание русских пословиц и поговорок. Но отдельно также издавались и тематические сборники пословиц и поговорок на определенные темы — военные, любовные, семейные и так далее.

В наши дни значения некоторых пословиц утрачено или заменено другим смыслом. Иногда такое искажение происходит из-за того, что теряется часть словесной формулы пословицы, или контекст трансформируется настолько, что изначальный смысл уже никому не понятен. Тогда эти пословицы и поговорки могут получить современное значение, которое «загружается» в старую словесную оболочку.

Семь Я

 Семье в пословицах уделяется много внимания. 

Старинная открытка

Источник aeslib.ru
Муж и жена — одна сатана

Отдельное внимание пословицы и поговорки уделяют взаимоотношениям мужа и жены. В этих коротких высказываниях видно, что муж и жена воспринимаются как единое целое. Как люди, объединенные едиными заботами и целями. 

Старинная  картинка

сточник clio-historia.livejournal.com

При этом поощряются поддержка и дружеские отношения:

  • Муж и жена — одна сатана
  • Жена мужу подруга, а не прислуга
  • За хорошим мужем жена молодеет 
  • Жена не лапоть, с ноги не сбросишь
  • Без мужа что без головы, а без жены что без рук
Бабушке – один только дедушка не внук

Источник Яндекс.Дзен

Есть пословицы и про старшее поколение. В этих пословицах сквозит забота и немного иронии. Можно увидеть и интересные бытовые подробности. Например, упоминание о том, что пожилые люди всю зиму проводили на печке. Действительно, для стариков выделяли самое теплое место в избе — на печи:

  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед
  • Бабушке – один только дедушка не внук
  • Дедушка умрёт — с собой ничего не возьмёт
  • Рассыпался б дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка
  • У бабушки криво век было, да дедушка не хулил
  • Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа
  • Молчи: дедушка с бабушкой на зиму печь межуют
Дети, что цветы: уход любят

Конечно, много пословиц посвящено детям. Особенно подчеркивается, что воспитание детей зависит от родителей. При этом родители должны не «лясы точить», то есть не воспитывать уговорами, а показывать правильное поведение на личном примере. 

Старинная  открытка

Источник auction.ru

Но основная мысль, которая прослеживается в поговорках про детей в том, что дети — это счастье. И они не могут быть в тягость:

  • В хорошей семье хорошие дети растут
  • Семья без детей что цветок без запаха
  • Детей учить – не лясы точить
  • Родители трудолюбивы, и дети не ленивы
  • Отец — рыбак, и дети в воду смотрят
  • Нет детей — наскучишься, дети есть — наплачешься
  • Дети не в тягость, а в радость
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста
Радуется сердце тяти от ласкового дитяти

 Источник smolbattle.ru

Много пословиц посвящены взаимоотношениям родителей и детей:

  • Родителей не только уважай, а и помогай им
  • Родительское слово мимо не молвится
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен
  • Мальчик — утеха отцу, а девочка — матери
  • Кто родителей почитает, тот век счастливым живет
В семье и каша гуще

Однако чаще всего пословицы и поговорки посвящали семье как содружеству людей, живущих вместе. 

Узнать о семейных традициях в разных культурах мира вы можете в статье «Семья и в Африке — семья»

Старинная  открытка

Источник nademlinskij.blogspot.com

При этом пословицы поучали — в дружной семье и дела идут хорошо и дружно. А если в семье раздор, то всем членам семьи будет плохо:

  • В семье согласно, так идет дело прекрасно
  • В семье дружат — живут не тужат
  • Не будет добра, коли в семье вражда
  • Семейный горшок всегда кипит
  • В дружной семье и в холод тепло
  • Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет
  • Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт

Работа и мучит, и кормит, и учит

Судя по пословицам, отношение к работе в народе было неоднозначное. С одной стороны видно, что работу не любили — ругали и называли окаянной. 

Старинная открытка

Источник clio-historia.livejournal.com
  • Работа не волк — в лес не убежит, поэтому ее, окаянную делать и надо
  • Овчинка выделки не стоит
  • На работушку тихонечко, с работушки бегом 
  • Работа не медведь — можно завтра посмотреть

С другой стороны пословицы напоминали, что без работы невозможно прокормиться. Кроме того, пословицы подчеркивали, что труд повсеместно присутствует в нашей жизни. Так что, если хочешь чего-то добиться, нужно прилежно трудиться.    

Источник shkolazhizni.ru
  • У кого работа, у того и хлеб
  • Кто не работает, тот не ест
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
  • Под лежачую колоду вода не течет

Особняком стоит группа пословиц, высмеивающих ленивых и неумелых.

  • Здоров на еду, да хил на работу
  • Рубит в два топора, да работа не спора 
  • Ест до поту, а работает — лишь бы не замерзнуть 
  • Работать не горазд, а поесть — как раз

С кем поведешься, от того и наберешься

Отдельно стоит вспомнить пословицы и поговорки, посвященные любви и дружбе. 

Источник anton-vika.livejournal.com
Без друга на сердце вьюга

В пословицах и поговорках о дружбе часто подчеркивается, что друзья связаны крепкими узами, и похожи друг на друга. Как говориться «Два сапога — пара». Много внимания уделяется проверке товарища в несчастье:

  • Друг познается в несчастье
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
  • Коня в рати узнаешь, а друга в беде
  • Без беды друга не узнаешь

Пословицы подчеркивают, что верный друг может быть даже важнее семьи:

  • Друзья прямые — что братья родные
  • Добрый друг лучше ста родственников
  • Без друга — сирота; с другом — семьянин

Но если есть друзья, любые невзгоды можно пережить, утверждают пословицы:

Старинная картинка

 Источник www.ozon.ru
  • Для друга семь верст не околица
  • Друг за дружку держаться — ничего не бояться
  • Без друга в жизни туго
  • Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой
Любовь хоть и мука, а без нее скука

Несмотря на то, что любви в том смысле, как мы понимаем это слово сейчас, в жизни русских крестьян было немного, народ посвятил этому чувству много пословиц и поговорок. 

Старинная картинка

Источник clio-historia.livejournal.com

Многие пословицы описывают любовь как очень сильное чувство. И утверждают, что она способна преодолеть все препятствия. Часто любовь в пословицах  — это не счастье, а мука: 

  • Любовь не пожар, а загорится — не потушишь
  • Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое
  • Любишь розу, так терпи шипы
  • Любовь хоть и мука, а без нее скука

Однако часто в пословицах про любовь встречается и вполне прагматичное отношение:

Источник Twitter
  • Одной любовью сыт не будешь
  • С глаз долой, из сердца вон
  • Стерпится — слюбится
  • Кто кого любит, тот того и слушается

Во многих пословицах нашли отражения обычаи женить молодых людей без их согласия, по родительской воле. Видно, что такое положение вещей не устраивало молодежь:

  • Сердцу не прикажешь
  • Насильно мил не будешь
  • Любовь за деньги не купишь
  • С милым рай и в шалаше

Современные пословицы и поговорки

Несмотря на то, что современные пословицы — чаще всего шутливые, они  уже прочно вошли в нашу жизнь. 

Источник Twitter

 Например:

  • Кто первый встал, того и тапки

Или:

  • Не в деньгах счастье,а в их количестве
  • Красиво жить не запретишь. Но помешать можно…
  • От осинки не родятся апельсинки.

Так что нельзя сказать, что пословицы и поговорки — это умерший жанр, отголоски прошлого. Нет, люди всегда  будут стараться облечь житейские рецепты в короткую образную форму. Чтобы будущим поколениям было проще запоминать

Пословицы
и поговорки — распространенные и
жизнеспо­собные
жанры устного народного творчества.
Они имеют самую

тесную,
непосредственную связь с языком, являясь
образными речевыми
выражениями, употребляемыми в устной
и письмен­ной речи.

Наиболее
ранние сведения о создании и употреблении
неко­торых
пословиц
и поговорок встречаются в летописях.

Приведем
некоторые примеры из «Повести
временных лет»1.

В
начале повествования, рассказав об
угнетении обрами дулебов и о гибели
захватчиков, летописец писал: «И есть
поговорка на Руси и доны­не:
«Погибли как обры» <«Погибоша
аки обрт»>, —
их
же нет ни племени,
ни потомства». (С. 31).

В
год 6370 (862): «Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней
нет».
(С.
37).

В
год 6453 (945): «Древляне же, услышав, что
идет <Игорь> снова, держали
совет с князем своим Малом: «Если
повадится волк к овцам,
то
вынесет все стадо, пока не убьют его».
(С.
69).

В
год 6479 (971): «Нам некуда уже деться,
хотим мы или не хо­тим — должны
сражаться. Так не посрамим земли Русской,
но ляжем
здесь костьми,
ибо
мертвые
не принимают позора.
Если
побежим — позор нам будет». (С. 85).

В
год 6488 (980). Князь Владимир вошел в Киев
и осадил Ярополка в Родне. «И был там
жестокий голод, так что ходит поговорка
и до наших дней: ‘Беда
как в Родне'». (С.
93).
(В собрании Даля: Беда,
что
в
Родне).

В
год 6492 (984). «Пошел Владимир на радимичей.
Был у него воевода
Волчий Хвост». Волчий Хвост победил
радимичей на реке Пи-щане.
«Оттого, сказано в летописи, и дразнят
русские радимичей, говоря: ‘Пищанцы
волчьего хвоста бегают'».
(С.
99). (В собрании Даля при­веден вариант
этой пословицы: Радимичи
— волчья хвоста бегают, —
с
пояснением: «Воевода Волчий Хвост
побил радимичей»).

В
год 6494 (986). Князь Владимир, выслушав
болгар магометанской веры,
сказал: «Руси
есть веселие пить, не можем без того
быть».
(С.
99). И не согласился принять ислам.

Несомненно,
что к древним относится та часть народных
изречений, в которых отразились языческие
верования и ми­фологические
представления: Мать-сыра
земля — говорить нельзя
(вера
в таинственные силы «живой» земли);
Вещий
сон не обманет;

Кукушка
кукует: горе вещует; Кричит, как леший;
Оборот­
нем
поперек дороги мечется; Будто Дунай
побрал.

В
некоторых пословицах и поговорках
запечатлены нормы крепостного
права: Тело
государево, душа Божья, спина барская;
Муж крепок по жене, а жена крепка по
мужу; По муже раба, по
рабе
холоп

браках вольных с крепостными). Мужик
не ту­
мак
— знает, когда Юрьев день живет.

В
Юрьев день (осенний, 26 ноября по ст. ст.)
крестьянам разреша­лось
переходить от одного помещика к другому.
В 1581 г. царь Иван IV
временно
запретил переход, а Борис Годунов совсем
запретил — кресть­яне
были закрепощены. Все это нашло отражение
в пословице: Вот тебе,
бабушка, и Юрьев день!

В
народе возник целый ряд изречений, в
которых были запе­чатлены события
освободительной борьбы с внешними
захват­чиками:
Пусто,
словно Мамай прошел; Пришли казаки с
Дону да
погнали
ляхов до дому
(освобождение
Москвы от поляков в 1612 г.); Погиб
(пропал), как швед под Полтавой
(1709).
Особенно много пословиц возникло об
Отечественной войне 1812 г.: Летит
гусь
на
святую Русь

Наполеоне); Пришел
Кутузов бить французов;
Голодный
француз и вороне рад; На француза и вилы
— ружье;
Пропал
(сгинул), как француз в Москве.

В
основной массе пословиц и поговорок
нашли художествен­ное воплощение
все стороны трудовой деятельности и
взаимоот­ношений
людей: любовь и дружба, вражда и ненависть,
отноше­ние
к науке, знаниям, природе; в них всесторонне
характеризуют­ся
нравственные и моральные качества
человека. В пословицах и
поговорках нашла отражение любовь
русского народа к Роди­не
и готовность отстоять ее от захватчиков:
Своя
земля и в горсти
мила;
Человек без Родины — что соловей без
песни; С родной земли

умри
не сходи
(см.
в Хрестоматии: «Русь-Родина. Чужбина»).

В
пословицах и поговорках запечатлены
храбрость, мужество и
героизм русского народа: Русский
ни с мечом, ни с калачом не
шутит;
Смелость города берет; Храброму счастье
помогает; Вол­
ков
бояться, так и в лес не ходить.

В
народных изречениях прославляется
труд, трудолюбие че­ловека
и бичуется лень: Без
дела жить

только
небо коптить;
Без
труда нет плода; Труд кормит, а лень
портит.
(См.
в Хресто­матии:
«Труд. Благосостояние. Богатство.
Бедность», «Изобре­тательность.
Мастерство. Орудия труда»,
«Хозяйственность. Ос­мотрительность»,
«Бесхозяйственность. Плохая,
бесполезная ра­бота»,
«Лень. Безделье. Болтовня».)

Вместе
с тем в пословичном репертуаре налицо
изречения, которые возникли как отклик
на подневольный труд: Была
бы
шея,
а хомут найдется; Дело не волк — в лес
не убежит; От ра­боты кони дохнут; От
трудов праведных не нажить палат
ка­
менных.

Возникали
пословицы и поговорки, в которых нашло
отра­жение
социальное и материальное неравенство
(Один
с сошкой,
а
семеро с ложкой; Богатому — как хочется,
а бедному — как
мажется;
Богатый бедного не разумеет),
взяточничество
судей и чиновников
(Всяк
подьячий любит калач горячий; Земля
любит
навоз,
лошадь овес, а воевода
(вариант:
судья)
— принос),
жад­ность
духовенства (Попу
что сноп, что стог — все одно
(все
мало); Деньга
попа купит и Бога обманет).

В
пословицах и поговорках осуждаются
лесть, подхалимство, изуверство,
ханжество. (См. в Хрестоматии: «Изуверство.
Хан­жество».)
В них выражается надежда на торжество
правды, спра­ведливости:
Все
минется, одна правда останется; Правда
сама
себя
очистит; Правда свое возьмет.

Даже
в условиях материального и социального
неравенства трудовой
народ не покидало высокое чувство
чести: Гол,
да не
вор;
Денег ни гроша, да слава хороша; Беден,
да честен.

Пословицы
и поговорки возникали среди различных
классов и
социальных групп населения, у людей
различных профессий и родов
занятий.

Наиболее
многочисленной является группа пословиц
и погово­рок,
возникших в крестьянской среде.
Большинство из них не­посредственно
связано с сельскохозяйственным трудом:
Вешний
день
целый год кормит; Доброе семя — добрый
и всход; До поры до
времени
не сеют семени; Пашню пашут — руками
не машут
и
т. д.

В
среде крестьян создавались и употреблялись
изречения, в которых
отразилась вера в то, что многие явления
природы за­висят
от Бога, что все совершается по
предопределению свыше: Бог
не. родит — земля не даст.
(См.
также в Хрестоматии: «Бог. Вера».)
Наряду с ними бытовали пословицы и
поговорки, в ко­торых
была выражена уверенность, что только
усердным трудом можно
добиться успеха: Бог-то
Бог, да сам не будь плох; Вози
навоз
не ленись, так и Богу не молись
и
т. д.

Значительное
количество пословиц и поговорок возникло
в среде
ремесленников: Без
топора

не
плотник, без иглы — не
лортной;
Ремесло пить-есть не просит, а само
кормит; С ремес­
лом
и увечный хлеба добудет; Всяк мастер
на выучку берет, да не всяк доучивает

и т. д.

Известная
часть пословиц и поговорок возникла
среди бур­лаков:
Нужда
научит калачи есть
(т.
е. погонит на работу в ни-

зовья
Волги, где едят пшеничный хлеб); Неволя
вниз идет, каба­ла вверх; Тяни лямку,
пока не выкопают ямку!
Среди
золотоиска­телей:
Золото
моем, а сами голосом воем.
Среди
торговцев: На
бойком
месте торговать сподручно; Не солгать,
так и не продать;
Без
накладу барыш не живет.
Пословицы
и поговорки создава­лись
среди всех групп населения, занимающихся
определенной деятельностью,
ведущих свой образ жизни. Некоторые из
них переходили
в общенациональный репертуар.

В
пословицах и поговорках встречаются
географические на­звания.
Они могут иметь местный характер. К
пословице Хоть
за
нищего, да в Конищево
В.
И. Даль сделал следующее поясне­ние:
«Село в двух верстах от Рязани, т. е.
отдать девку по сосед­ству».
Эта пословица была понятна только
жителям Рязанской губ.
А вот костромская пословица: Кинешма
да Решма кутит да
мутит,
а Сологда убытки платит
(Сологда
— село посреди этих городов).
Вместе с тем географические названия
встречаются в пословицах широкого
значения и распространения. Например:
Язык
до Киева доведет; Питер женится, Москва
замуж идет; Слав­
на
Астрахань осетрами, Сибирь — соболями;
Бей челом на Туле,
ищи
на Москве!
В
духе таких пословиц создавались
иносказа­тельные
изречения — как правило, иронического
характера: Из
села
Помелова, из деревни Вениковой; Обыватель
Голодалкиной во­
лости,
села Обнищухина.

Пословицы
и поговорки возникают не только в
результате непосредственных
жизненных наблюдений — они вливаются
в разговорную
речь из народно-поэтических и литературных
про­изведений.
Так, изречения Избушка
на курьих ножках; Битый
небитого
везет; Куда конь с копытом, туда и рак
с клешней; На тате шапка горит, а тать
хвать за нее
и
др. — перешли в раз­говорную
речь из сказок, басен, анекдотов и т.
п.1.
Кроме того, в
устный репертуар русского народа входят
и иноязычные по­словицы и поговорки.
Некоторые из них были заимствованы в
результате контактных связей народов,
другие — из письмен­ных
источников. (См. в Хрестоматии исследований:
В. П. Ани­кин,
«Фольклорная типология».)

Новые
пословицы и поговорки возникают также
в результате изменения старых,
существовавших ранее, которые наполняют­ся
новым содержанием.

Например,
пословица Умерла
та курица, которая носила
татарам
золотые
яйца
превратилась
в другую: Умерла
та курица, которая

носила
барам
золотые яйца.
В
первом случае речь шла о внешних
захватчиках,
а во втором — о внутренних угнетателях.
Еще один пример. Известная
старая пословица Один
в поле не воин
в
годы Великой Оте­чественной
войны послужила образцом для пословицы,
в которой говори­лось
о мужестве советских воинов: И
один в поле воин, если он совет­ский
воин.
Тогда
же пословица С миру
по нитке — нищему рубашка
подверглась
сатирической переделке, высмеивающей
врага: С миру
по
нитке
— Гитлеру веревка.

Многие
старые пословицы и поговорки воспринимаются
и употребляются
как новые, хотя в них не изменилось ни
одного слова. Определенная стойкость
поэтической формы пословиц, которая
наполняется со временем иным содержанием,
является их
особенностью.

Например:
Артель
атаманом крепка.
Данная
пословица употребля­ется
в смысле: коллектив крепок руководителем.
В годы советской власти ее
применяли к колхозам. В пословице
говорится об артели работников (бурлаков,
лесорубов и т. п.). Старое значение слова
«артель» было пере­осмыслено,
вследствие чего новый смысл приобрела
и пословица.

Подобные
процессы называются переосмыслением.
Переос­мысленных пословиц и поговорок
встречается довольно много.

Важный
источник пополнения пословичного
репертуара на­рода — произведения
художественной литературы. Многие
из­речения писателей стали употребляться
в разговорной речи на­ряду с пословицами
и поговорками.

Так,
например, из басен И. А. Крылова в устную
речь вошли афо­ризмы: А
Васька слушает да ест; А воз и ныне там;
А ларчик просто открывался; Демьянова
уха; Услужливый дурак опаснее врага;
Сви­нья под дубом
и
др.

Из
комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума»: Счастливые
часов не наблюдают; И дым отечества нам
сладок и приятен; Дистанция огромного
размера; С корабля на бал; Подписано,
так с плеч долой; Как не порадеть родному
человечку; Служить бы рад, прислужи­ваться
тошно; А судьи кто? —
и
др.

Из
произведений А. С. Пушкина: В
Европу прорубить окно; При­
вычка
свыше, нам дана; Еще одно, последнее
сказанье; Любви все воз­
расты
покорны; Мы все глядим в Наполеоны; У
разбитого корыта; Не мудрствуя лукаво
и
др.

Авторские
афоризмы и изречения пословичного
типа, полу­чившие широкое распространение,
принято называть крылаты­ми
словами1.

Таким
образом, пословицы и поговорки, возникшие
как жанр народной
поэзии в глубокой древности, живут
активной жиз­нью
на протяжении многих веков: одни — без
изменений, дру­гие
— постепенно изменяясь и переосмысляясь;
устаревшие за­бываются,
их место занимают вновь созданные.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что значит пословица выносить сор из избы
  • Не надо додумывать за других цитаты
  • Цитата про рисование песком
  • Цитаты из bloodborne на английском
  • Забытые пословицы о труде