Как правильно пересказывать текст на устном русском и вставлять цитату

Устная часть по русскому языку. Часть 1. ОГЭ.9 класс.

Задание №1. Пересказ текста.

Задание №2. Правильное включение цитаты в текст.

Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи обучающихся на основе образца.

Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.

 Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.

2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.

3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.

4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.

5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

При пересказе необходимо пользоваться алгоритмом (см приложение №1).

Задание №2 предполагает включение цитаты в пересказ. Что такое цитата? Как работать с ней.

Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Выделяют прямую и косвенную цитату.

Прямая цитата  в письменном тексте  обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.

Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи.

Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы.

Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений,  должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.

Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», — так говорил Юлий Цезарь.     

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав — ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Приложение №1

Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.

1.Перечитываю про себя произведение.

2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.

3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.

4. Составляю план текста к каждому абзацу.

5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.

6. Составляю рассказ ( мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Приложение №2

Образцы введения цитаты.

 1) предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «…праздная жизнь не может быть чистою» ;

 3) предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.

Просмотр содержимого документа

«Памятка для пересказа текста. ОГЭ- 9 класс.»

Устное собеседование состоится уже совсем скоро. Экзамен довольно прост: не нужно заучивать никакие правила или исключения — лишь говорить. Однако для некоторых он становится настоящим испытанием: многие девятиклассники предпочли бы сдать пять письменных экзаменов, чем один устный. Именно поэтому мы собрали для вас все, что необходимо для гарантированного зачета.

В этой статье:

Ловушки в задании 1Как справиться с заданием 2Лайфхаки для задания 3Секрет успеха задания 4

Лайфхаки, как стопроцентно сдать устное собеседование

Сдавать итоговое собеседование волнительно, ведь от этого зависит, допустят ли вас к основной части ОГЭ. Подготовиться к экзамену на максимум вы сможете на экспресс-курсе по итоговому собеседованию — 2024. Вы изучите все задания устного ОГЭ, узнаете алгоритмы решения, которые сэкономят время на экзамене, разберете основные грамматические и речевые ошибки. Также вас ждет тестовая версия собеседования с обратной связью от преподавателя, чтобы в феврале вы точно получили зачет!

Ловушки в задании 1

По опыту всех, кто уже прошел через устное собеседование, первое задание самое легкое, а второе — самое сложное. Они оба относятся к одному тексту, просто сперва его нужно прочитать вслух, а потом — пересказать. 

Нет ничего сложного в том, чтобы вслух прочитать небольшой текст. В этом задании оценивается интонация и темп: интонация должна совпадать с пунктуацией, а темп должен быть неторопливым. Читайте уверенно и спокойно, не забывайте делать паузы там, где стоят знаки препинания. 

‍Однако почти каждый из экзаменационных текстов содержит ловушки. Вот что нужно делать при подготовке к заданию 1, чтобы получить за него 3 балла.

Повторите римские цифры

Часто в текстах фигурируют века. Запомните основные: 

  • 17 — XVII век 
  • 18 — XVIII век 
  • 19 — XIX век 
  • 20 — XX век 
  • 21 — XXI век

Освежите в памяти склонение числительных

Это считается одной из самых сложных тем русского языка. Вот лайфхак с курса MAXIMUM Education по подготовке к ОГЭ, который упростит вам жизнь:

Склонение числительных

Числительные очень часто встречаются в текстах, причем записаны они цифрами. Ваша задача — прочитать их, правильно просклоняв.

Уделите внимание сложным словам

Пробегитесь глазами по тексту и прочитайте сложные слова по несколько раз. Делать это нужно только с трудными случаями, ведь простые слова вы спокойно прочитаете без тщательной подготовки.

Распределите время подготовки

Используйте время, отведенное на подготовку к чтению, для подготовки к пересказу. Начните сразу думать над тем, на какие абзацы разделен текст, каковы их основные идеи и что имеет смысл в первую очередь вынести на поле для заметок, когда наступит время подготовки к следующему заданию. Подчеркивайте ключевые слова!

Как справиться с заданием 2

Текст, который вы только что прочитали, как правило, состоит из 4 абзацев. Выносите в поле для заметок первые слова каждого абзаца и основную мысль. Для удобства заранее продумайте систему сокращения слов (Ч — человек, И — искусство) и символов (нарисовать сердечко быстрее, чем написать слово «любил»).

Помимо содержания текста, в голове нужно держать мысль: «Не забыть про цитату!» Она указана в тексте задания в КИМ.

В демоверсии 2024 года цитата предложена такая:

Можно начать или закончить пересказ цитатой — это проще всего. Если же самым логичным положением цитаты будет середина текста, обязательно обозначьте в поле для заметок большой и жирной звездочкой абзац, в который хотите вставить цитату. Тогда вы точно про нее не забудете. 

Для цитирования используйте прямую речь — это проще всего. Например:

В школе Екатерина Иванова побеждала в различных состязаниях. Так о ней отзывается школьная подруга Юлиана Малыхина: «Катюша всегда была и остается отличницей… У нее характер боевой девчонки».

За пересказ можно получить максимум 4 балла. А за грамотность речи во всех заданиях добавят еще 8 баллов.

Лайфхаки для задания 3

Готовясь к этой части в течение года, сразу выберите задание, которое нравится вам больше всего и дается проще всего: описание, повествование или рассуждение. И в любом тренировочном варианте выбирайте его! Так вы сэкономите время и не будете лишний раз думать, что же выбрать. Если же тема на экзамене оказалась сложной и категорически вам не нравится, выбирайте описание фото.

Всегда начинайте монолог с вопросов самому себе. Допустим, вы получили такое задание:

Начинайте монолог с вопроса-ответа: «Что мы видим на этой фотографии? На ней изображены…» Затем задавайте вопросы по пунктам плана. Первый пункт — место действия. Спросите вслух: «Где и когда проходит действие?» — и сами на него ответьте. И так далее по всем пунктам плана.

Таким образом вы избежите неловких пауз и не будете долго формулировать мысль. Диалог всегда проще монолога, поэтому что мы ведем диалог с самими собой! 

В конце не забудьте сказать заранее выученную фразу-заключение, например: «Вот и все, что я могу сказать об этой фотографии».

За монолог можно получить максимум 3 балла. Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений. Причем неважно, какие они по структуре: простые или сложные. Лайфхак: загибайте пальцы после каждого законченного предложения. Как только все пальцы на обеих руках будут загнуты, 1 балл у вас в кармане!

Секрет успеха задания 4

Чтобы снять градус напряжения при разговоре с экзаменатором, представьте, что перед вами не учитель, а ваш друг или член семьи. 

Помните о том, что вам нужно просто говорить. Например, если вас спрашивают о пользе книг, не нужно отвечать односложно: «Не знаю, я не люблю читать». Необязательно отвечать на вопросы честно. Достаточно говорить банальные и общепринятые вещи, которые будет приятно услышать вашему собеседнику. Каждый ответ на вопрос должен состоять из 2–4 развернутых предложений. Ваши мысли должны быть подкреплены примерами-доказательствами. 

Лайфхак: чтобы интонации были живыми, а темп достаточным, улыбайтесь и жестикулируйте. Это придаст эмоциональности вашим ответам, а также снимет лишнее напряжение и уберет скованность.

За диалог можно получить 2 балла.‍

Важно: если вы допустили ошибку, но сами же ее исправили, то она не будет считаться. В целом за монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов, а за весь экзамен — 20.

Выразительное чтение, монолог и диалог, верная расстановка ударений, речевые ошибки… Сдать итоговое собеседование не так просто, как может показаться на первый взгляд. Прицельно подготовиться к экзамену вы сможете на нашем курсе по итоговому собеседованию. Преподаватели простым языком объяснят всю необходимую теорию, расскажут про частые ошибки и помогут набить руку на заданиях экзаменационного формата всего за 6 уроков. Бонусом — пробный экзамен c обратной связью, чтобы вы знали, чего ждать на реальном собеседовании!

Как подготовить учеников 9 класса к пересказу текста с включением приведённого высказывания? Делится своим опытом с коллегами Романова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска.

В задании 2 итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

Вот как сформулировано это задание в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенном на сайте ФИПИ (федерального института педагогических измерений):

«Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».

Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования».

Цель включения задания 2 в контрольные измерительные материалы для проведения итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы – проверить коммуникативную компетенцию обучающихся: пересказ текста с привлечение дополнительной информации.

Задание 2 можно разделить на две части: собственно пересказ и уместное введение предложенной цитаты в пересказ. По истечении отведенного времени ученик должен пересказать подробно или сжато полученный текст, сохранив все основные микротемы исходного текста.

В критериях оценивания сказано, что учащийся за верное выполнение задания 2 может получить максимальное количество баллов – 4 (четыре).

Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста» – 1 балл.

Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе» – 1 балл.

Критерий П 3 «Работа с высказыванием» – 1 балл.

Критерий П 4 «Способы цитирования» – 1 балл.

Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста»

Если учащийся передает содержание прочитанного текста, не упустив и не добавив ни одной микротемы, он получает 1 балл. Если ученик пропускает хотя бы одну микротему или добавляет одну микротему и более, то не получает ни одного балла.

Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе»

Если учащийся не допустил фактических ошибок, связанных с понимание текста, он получает 1 балл. Если допустил хотя бы одну фактическую ошибку, то получает 0 баллов.

Критерий П 3 «Работа с высказыванием»

Третий балл за задание 2 девятиклассник может получить, если приведённое высказывание он уместно и логично включил в свой  пересказ. Если приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично – 0 баллов. Если приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа, учащийся также получает 0 баллов.

Критерий П 4 «Способы цитирования»

Если ошибок при цитировании нет – 1 балл. Если допущена хотя бы одна ошибка при цитировании – 0 баллов.

В апробации, которая проходила осенью 2017 года, данное задание было только в модели № 2 — проведение устной части ГИА-IX по русскому языку в форме собеседования, модель №1 – проведение устной части ГИА-IX по русскому языку на базе компьютерных технологий такого задания не содержала.

В апреле 2018 года девятиклассникам предстоит пройти итоговое собеседование по русскому языку по модели № 2 — в форме собеседования. Поэтому к заданию 2 нам необходимо серьёзно готовить учащихся.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое благоприятно влияет на развитие речи, памяти и мышления. Учителю важно помнить, что этот вид работы тренирует не память, а понимание прочитанной информации. Если ученик понимает то, что читает, слышит, то пересказать своими словами предложенный текст ему не составит труда.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1), ученик имеет две минуты.

За это время он должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет распечатать текст для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, он имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. (В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий 2.(Высказывание, которое необходимо включить в пересказ, надо будет распечатать отдельно, так как текст перед пересказом забирается) Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем. Также учащийся может составить небольшой план для пересказа).

Хочется обратиться к составителям контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку: необходимо подбирать тексты для чтения и пересказа равнозначные по трудности, а не так, как часто бывает у нас: первый вариант всегда легче. Так было и с текстами при проведении апробации собеседования осенью 2017 года. В первом варианте текст об Александре Васильевиче Суворове (имя которого у всех на слуху) не содержал сложных научных терминов, во втором варианте текст о Владимире Ивановиче Вернадском, ученом XIX – первой половины XX века, был насыщен сложными, редко встречающимися терминами: геология, кристаллография, минералогия, геохимия, ноосфера и другими. Поэтому при пересказе текста второго варианта были ошибки лексические: обучающиеся, вспоминая научные термины, образовывали несуществующие слова: «кристаллология», «естество-мыслитель». Конечно, с одной стороны, это говорит о том, что наши ученики мало читают, а с другой, указывает на то, что текст для второго варианта был перенасыщен терминами. Поэтому выписанные на листочек во время подготовки к выразительному чтению малознакомые ученику слова, даты дадут возможность избежать фактических, лексических ошибок при пересказе.

Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.

4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.
Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа,  повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) И ещё одно пожелание: во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не  механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.

Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.

Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:

1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.
Например: Русский военный историк генерал Модест Иванович Богданович утверждал: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Например: Александр Павлович Виноградов, ученик Владимира Ивановича Вернадского считал, что его учитель «видел в науке намного лет вперёд, создал новые отрасли науки о Земле, предвидел их огромное значение и связь с практической деятельностью человека».

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи  изъяснительного придаточного.  

В своей практике задание уместного употребления цитат я отрабатываю на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагаю выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание помогает подготовиться к выполнению задания 2 итогового собеседования, а также настраивает ученика читать внимательнее.

Проработайте таким образом вместе с учениками несколько текстов (5-6). За это время девятиклассник приобретёт навык самостоятельной работы с ними.
И последнее – создайте на экзамене доброжелательную обстановку. Это избавит учеников от излишних волнений и даст им возможность успешнее пройти итоговое собеседование.


Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для обучающихся 9 классов

(37 слайдов, файл ppt, 10,8 МБ).

Романова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска

Литература

1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажер. Устное собеседование. – Экзамен, 2018.

2. Итоговое собеседование по русскому языку // ФИПИ: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory [Электронный ресурс] (Дата обращения 20.01.2018)

3. Нарушевич А.Г. Подготовка к ИС в 9 классе: http://navlya-klukovni.ucoz.ru/3/itogovoe_sobesedovanie_v_9_klasse.pdf [Электронный ресурс] (Дата обращения 20.01.2018)

Автор: Романова Елена Валентиновна

Что нужно знать о порядке
проведения экзамена

v  Разрешается
делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с
заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования
черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

v 
Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который
преподает у вас русский язык.

v 
На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут,
но если у школьника проблемы с речевым аппаратом,
на собеседование ему дают до 30 минут.

v 
Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях.
Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

v  Спецификацию
и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на 
сайте ФИПИ.
В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии
оценивания.

Из чего состоит
собеседование

В итоговом собеседовании по русскому языку четыре
задания:

1. чтение текста,

2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,

3. монолог,

4. диалог с экзаменатором.

За собеседование
ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для
получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом
не имеет значения, за выполнение каких заданий
вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете
одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных.
Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две
попытки.

I часть. Чтение
текста

Что
требуется.
 В первом
задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут
посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к
чтению даётся 2 минуты.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD-%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%E2%80%94-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

Советы

 За эти
2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты,
а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца.

Во время
подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.

Обратите внимание на:

·    
незнакомые
имена и фамилии;

·    
незнакомые
или сложные слова;

·    
географические
названия;

·    
формы
числительных.

1.     
 Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз
и убедитесь, что правильно ставите ударения.

v 
Очень важно прочитать верно
слово, над которым стоит знак ударения
 —
за ошибку в его чтении снимают один балл
.

v 
При чтении числительных обратите
внимание
на правила склонения,
за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл. (Приложение
1)

2.     
При чтении оценивается интонация и темп.

v 
Интонация должна совпадать с пунктуацией.
Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте
вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят
соответствующие знаки препинания.

v 
Темп чтения должен быть средним. Не
нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите
предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

v 
АББРЕВИАТУРЫ расшифровывать не нужно. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без
расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию
без инициалов (Пушкин).

Баллы. За
чтение можно получить максимум 2 балла.

II часть. Пересказ текста

Что
требуется
. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что
прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

К пересказу
предъявляются два основных требования:

1. Он
должен быть подробным.
Это не значит, что вы
должны выучить все определения или использовать те же самые слова.
Главное
— упомянуть все микротемы
. Как
правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев.

2. Вы
должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной
карточки.
На ней вы получите цитату, характеризующую
персонажа текста.
Эту цитату нужно уместно и
логично вставить в пересказ.
Думаем, в какое
место поставить цитату!

При
пересказе оценивается четыре момента:

·    
все
ли микротемы переданы;

·    
допущены
ли фактологические ошибки;

·    
насколько
точно в пересказ включено высказывание;

·    
сделаны
ли ошибки при цитировании. (Приложение 2)

Советы

v  Вы будете
видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению
и 2 минуты во время подготовки к пересказу.

Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи,
которые успели сделать для себя в поле для заметок.

v  ПОЭТОМУ обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и
старайтесь их запомнить. Ключевые слова помогут в пересказе

v  Ответьте
на вопрос:
«Какова главная мысль в каждом
из абзацев?» Так вы определите микротему. Вычлените из каждого абзаца по одной
мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино.

v  Посчитайте количество абзацев и держите это число в уме при
пересказе, чтобы не упустить микротемы. (можете загибать пальцы на каждой
микротеме).

v  В
экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

v  Если вы в ходе пересказа вспомнили, что пропустили микротему,
вы можете ее добавить.

v  Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то
будет засчитана фактическая ошибка. Поэтому озвучивайте цифры и названия,
только если на 100% уверены, что они верны
или
если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например:
«В 1960-х годах», «в середине XX века».
. Это поможет избежать фактической ошибки.

v Чтобы вставить цитату в текст  нужны слова-связка
(«недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Лучше использовать
прямое цитировании, дабы избежать ошибок в косвенном (см. приложение 2)

v  КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким
образом», то текст с большинстве случаев будет звучать цельно и логично.

!Это самое сложное задание итогового
собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте
книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим
родителям и друзьям!

Баллы. За
пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно
оценивается правильность речи:

·     нет
грамматических ошибок — 1 балл;

·     орфоэпических
ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове,
в котором не проставлено ударение, а также между предложениями
нет слишком длинных пауз — 1 балл;

·     при
пересказе нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл;

·     отсутствие
искажения слов (например, «кристаллы» и «графия» вместо «кристаллография»
или «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.

Всего
за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

III часть. Монолог

Что
требуется. 
В третьем задании вам даётся
карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.

Среди
тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование
и рассуждение
.

 В первом
случае
нужно описать фотографию, во втором — рассказать
о событии
из жизни, в третьем — порассуждать
о поставленном вопросе
.

Выбирайте
тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте
тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

Ваша
речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более
3 минут
.

 Одна
фраза 
— это одно простое предложение. Если предложение состоит
из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-1.jpg

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B31-1.jpghttps://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B32-1.jpg

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B33-1.jpg

Баллы. За монолог можно
получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Соответствие коммуникативной задаче.

Вы получите 1 балл, если в вашем монологе
не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все
вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору
для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»:
читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать.
В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете
балл.

2. Учёт речевой ситуации.

1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.
Нужно избегать любых слов-паразитов.

3. Речевое оформление.

Вы получите
1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность
и последовательность изложения и если в ней нет логических
ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение,
а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень
люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю
читать книги перед сном».

Советы

v
Монолог — это цельный связный текст, у которого
обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это
задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

v
Перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты
плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не
обязаны следовать этим пунктам.

СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 3

IV часть. Диалог

Что
требуется.
 Четвёртое задание начнётся сразу после того, как
вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет.
Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той
теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Задание
для диалога из демоверсии ФИПИ

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%9E%D0%93%D0%AD.jpg

Оценивать
ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского
языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет
права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения
экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта
не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи
в течение пяти дней.

Советы.

v Внимательно
слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.
 

v 
Давайте ПОЛНЫЕ ответы
(желательно от 2 предложений).

БаллыЕсли
вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы,
вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность
употребляемых слов и выражений. Как и в случае
с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.

Речь
в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно,
по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение
грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона
и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум
4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это
не считается за ошибку.

За
монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Приложение
1

Все числительные склоняются по
падежам

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Сколько?

Какой?

Скольких?

Какого?

Скольким?

Какому?

Сколько?

Какого?

Сколькими?

Каким?

О скольких?

О каком?

шесть

двое

восьмой
восьмая
восьмое

шести

двоих

восьмого
восьмой
восьмого

шести

двоим

восьмому
восьмой
восьмому

шесть

двоих

восьмого
восьмую
восьмого

шестью

двоими

восьмым
восьмой
восьмым

о шести

о двоих

о восьмом
о восьмой
о восьмом

Склонение количественных
числительных

Целые числительные:

1)     Числительное один склоняется как местоимение этот.

2) Числительные два, три, четыре имеют особую форму склонения:

Именительный
падеж

два, три, четыре

Родительный падеж

двух, трех, четырех

Дательный падеж

двум, трем, четырем

Винительный падеж

два, три, четыре (одушевл: двух, трех, четырех)

Творительный падеж

двумя, тремя, четырьмя

Предложный падеж

о двух, о трех, о четырех

3) Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются
как существительные 3-го склонения

4)
Числительные сорок, девяносто, сто имеют лишь две падежные
формы:
— в
именительном и винительном падежах
– сорок, девяносто, сто;

— в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

5) Числительные
от пятидесяти до восьмидесяти и
от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части:

Именительный
падеж

пятьдесят, двести

Родительный падеж

пятидесяти, двухсот

Дательный падеж

пятидесяти, двумстам

Винительный падеж

пятьдесят, двести

Творительный падеж

пятьюдесятью, двумястами

Предложный падеж

о пятидесяти, о двухстах

6) Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются
как существительные.

У составных
количественных числительных
склоняются
все слова:

Именительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шесть

Родительный
падеж

тысячи девятисот
восьмидесяти шести

Дательный
падеж

тысяче девятистам восьмидесяти шести

Винительный
падеж

тысячу девятьсот
восемьдесят шесть

Творительный
падеж

тысячей девятьюстами восмьюдесятью шестью

Предложный
падеж

о тысяче девятистах восьмидесяти шести

Дробные числительные:

В дробном числительном склоняются обе части: первая – как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как порядковое числительное во множественном числе:

Именительный падеж

две
пятых

Родительный
падеж

двух
пятых

Дательный
падеж

двум
пятым

Винительный
падеж

две
пятых

Творительный
падеж

двумя
пятыми

Предложный
падеж

о двух
пятых

Собирательные числительные:

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют
такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

Именительный падеж

пятеро
(друзей)

Родительный
падеж

пятерых
(друзей)

Дательный
падеж

пятерым
(друзьям)

Винительный
падеж

пятерых
(друзей)

Творительный
падеж

пятерыми
(друзьями)

Предложный
падеж

о
пятерых (друзьях)

Склонение числительного оба:

Числительное оба имеет общие формы для мужского и среднего рода и
особые для женского рода
:

Мужской и средний род

Женский род

Именительный
падеж

оба

обе

Родительный
падеж

обоих

обеих

Дательный
падеж

обоим

обеим

Винительный
падеж

оба, обоих

обе, обеих

Творительный
падеж

обоими

обеими

Предложный
падеж

об обоих

об обеих

Склонение порядковых числительных

У составных
порядковых числительных
склоняется
только
последнее слово:

Именительный падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестой

Родительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестого

Дательный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестому

Винительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестого (одушевл)

тысяча девятьсот
восемьдесят шестой (неодушевл)

Творительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестым

Предложный
падеж

о тысяча
девятьсот восемьдесят шестом

Особенности склонения простых порядковых
числительных:

1) При указании даты после порядкового числительного
название месяца ставится в родительном падеже:

Родительный падеж

Именительный
падеж

десятое

августа

Родительный
падеж

десятого

августа

Дательный
падеж

десятому

августа

Винительный
падеж

десятое

августа

Творительный
падеж

десятым

августа

Предложный
падеж

о десятом

августа

2) Порядковое числительное в названиях событий, праздников
после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже и
пишется с большой буквы:

Мы готовимся к празднику Восьмое марта.

Приложение
2

v  Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед
наших дней».

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин –
Архимед времени, в котором он жил.

(При косвенном цитировании нельзя
сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы
должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА:
как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова
заменяются знаками препинания или кавычками. 

Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное
безумие»


Логичнее использовать ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А
НЕ КОСВЕННОЕ!


Приложение 3

КАК ОПИСЫВАТЬ
ФОТОГРАФИЮ?

v  Обратите внимание на название темы. Именно от темы
нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:

● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить,
передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить,
разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:

● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка /
последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.)
(Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят,
которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много
выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны,
сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства
и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Пример готового описания

События, изображенные на фотографии, происходят в школе.
Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети
празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих
на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в
черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются
белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на
детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане
изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний
школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца
смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная.
Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

КАК
СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события
(понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?

● Почему именно это событие стало для Вас
запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:

● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА

1. Я хочу рассказать об одном интересном
событии – …

2. Туда я отправился вместе
с (классом/семьёй/друзьями).

3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать
примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились
заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).

5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во
время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в
/ на)…

7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным
оказалось …, так как … (получили много впечатлений /
получили полезный опыт)

9. Мне (понравилась эта / понравился
этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели
время / мы узнали много нового)

10. Мне бы хотелось снова принять участие в
подобном мероприятии.

Ребятам предлагается
рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были.

Выбрать для рассказа можно
абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают
различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же
вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию
и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с
одноклассниками. 

Пример готового повествования :

В один из жарких июльских
дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья
решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за
день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и
рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду
и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в
волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы
отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью
и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха,
приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день
вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

КАК СОСТАВИТЬ
РАССУЖДЕНИЕ?

1. Сформулируйте тезис (мысль,
которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?

Структура такая же, как и в сочинении:

тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:

● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ

1. Мне предложили
порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Пример готового рассуждения

По моему мнению, следовать
моде – это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной
индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений,
прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным.
Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К
тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде
можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в
обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим
вкусом. Иметь хороший вкус – это значит отличать красивое от вульгарного,
уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно
подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим
вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Приложение 4

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет
Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:

– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру,
Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то
ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и
нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд
будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по
снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не
менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:

● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

10 февраля 2021 г. всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.

Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование 2020 состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 20 баллов.

КАКИЕ КРИТЕРИИ?
Краткая сводка по критериям приведена ниже:

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное –

спокойно перейти порог в 10 баллов

. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет

ещё две попытки

. Пересдачи назначены на

10 марта 2021 г.

и

17 мая 2021 г.

. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как

дополнительные попытки

сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения

незачёта

, либо в случае

неявки по уважительной причине

. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи.

Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа.

К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи

абсолютно

не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.

КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.

ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.

НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся).

Не торопитесь!

КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение smile

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)

МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:

Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.

ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.

КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2

подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.

КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.

СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.

СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.

МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.

СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.

НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок).

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.

КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»).
Советуем использовать

прямое

цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)

ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

, А НЕ КОСВЕННОЕ!

КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.

ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении

нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.

ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.

ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.

КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а)(поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами(школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим(девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они(описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо)(радостны, печальны, сосредоточенны), потому что
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.


ПОВЕСТВОВАНИЕ

КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…


ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии –
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее:(читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)
7. Кроме того, мы увидели
8. Самым интересным оказалось …, так как(получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что(мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

Примеры ответов на вопросы в задании №4

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.


● Видеоуроки
● Примеры ответов на вопросы в задании №4

Пишите внизу свои вопросы, мы постараемся ответить smile

Удачи на Итоговом собеседовании!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова про роды
  • Единение душ мужчины и женщины мудрые цитаты
  • Пословицы донского края о родителях и детях
  • Красивые слова про год совместной жизни
  • Рождественское благословение цитаты