Какие пьесы островского названы пословицами и поговорками

ЗАГОЛОВКИ-ПОСЛОВИЦЫ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО

Можно говорить не просто о заглавиях, а о поэтике заглавий пьес Островского: в их выборе, бесспорно, дают себя знать некоторые повторяющиеся закономерности.

Во-первых, заглавия оказываются насыщенными определенной символикой, имеющей, по наблюдениям А. Ф. Лосева, бесконечно более множественные смысловые и экспрессивные значения, чем метафора. Например, «Гроза» – это отражение в самом названии пьесы трагической судьбы героини, предопределенности исхода, освещающего своим ослепительным, фатальным светом неизбежности произошедшего обыденную жизнь, и одновременно – образ грозного природного явления, по-своему тоже порой трагически неотвратимого в своих последствиях для человека. Однако в пьесе еще и нравственное состояние этого человека, центральной героини, тоже, как гроза, стремящееся к своей кульминации: в экспозиции – предчувствие грозы, в финале – гроза и гибель героини.

Символически многозначны названия ряда прославленных пьес: «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Лес», «Пучина».

Очень часто в качестве заглавий автором использовались народные пословицы и поговорки. Таких произведений множество, это большая часть наследия Островского. Например, «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «На всякого мудреца довольно простоты», «Грех да беда на кого не живет», «В чужом пиру похмелье», «Старый друг лучше новых двух», «Свои собаки дерутся, чужая не приставай», «Праздничный сон – до обеда» и др. Следует отметить, что обращение к этому приему не связано с так называемым «славянофильским» периодом творчества. Драматург прибегал к нему нс только в целях придания пьесам народного колорита, а решая более широкие художественные задачи. Такие заглавия несли в себе дополнительные смысловые значения, так как использовали обобщающие формулы народной мудрости. Название пьесы в этих случаях придавало произведению не просто характерный национальный колорит, но и сообщало ему логику неповторимого, как говорил Пушкин, «образа мыслей и чувствований» народа.

Нередко Островский давал наименование пьесе, беря его из текста произведения: оно или произносилось действующими лицами, или одновременно проявлялось как некий сквозной образ: «Лес», «Бешеные деньги», «Волки и овцы» и др. Заглавия в таких случаях подчеркивают, акцентируют конфликт, движение сюжета, давая ему обобщенное звучание. Драматург добивался того, что уже в заглавиях чувствовалось дыхание идеи произведения, они воспринимались как часть целого, как реминисценции сложных контекстных отношений.

В связи с тем, что заглавие приобретало нередко характер развернутой сентенции, оно воспринималось и в качестве своеобразного эпиграфа, вступая с текстом в сложные ассоциативные связи.

Наконец, такой выбор заглавий вводил пьесу, еще до начала сценического действия, в особую языковую стихию, свойственную произведениям Островского.

ГБПОУ «Брянский строительный колледж  имени профессора Н.Е.Жуковского» ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПЬЕСАХ А.Н.ОСТРОВСКОГО  «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ!» И «БЕСПРИДАННИЦА»

ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПЬЕСАХ А.Н.ОСТРОВСКОГО

«СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ!»

И «БЕСПРИДАННИЦА»

Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы…изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи.  А.Н.Островский

Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы…изобразить до самых мельчайших бытовых

подробностей, а главное, мы считаем первым

условием художественности в изображении данного

типа верную передачу его образа выражения, т.е.

языка и даже склада речи.

А.Н.Островский

Пьесы А.Н.Островского очень часто называют «окном» в купеческий мир, т.к. героями его произведений стали купцы всех гильдий, мелкие лавочник и приказчики.

Пьесы А.Н.Островского очень часто называют «окном» в купеческий мир, т.к. героями его произведений стали купцы всех гильдий, мелкие лавочник и приказчики.

Критики даже называли драматурга «Колумбом Замоскворечья», ведь он, подобно Колумбу, открыл русскому читателю целый мир – мир московского Замоскворечья, «страну» московских купцов.

Критики даже называли драматурга «Колумбом Замоскворечья», ведь он, подобно Колумбу, открыл русскому читателю целый мир – мир московского Замоскворечья, «страну» московских купцов.

Пословицы и поговорки - это поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи устойчивые краткие выражения, имеющие переносное значение. Они относятся к малым фольклорным жанрам.

Пословицы и поговорки — это поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи устойчивые краткие выражения, имеющие переносное значение. Они относятся к малым фольклорным жанрам.

По подсчетам лингвистов, в текстах его пьес насчитывается 307 пословиц и поговорок. Некоторые из них автор вынес в название своих пьес: Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849. Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853. Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854. Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855. В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856. Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858. Кошке игрушки, а мышке слезки, 1858, публ. 1858. Старый друг лучше новых двух, 1859, публ. 1860. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.  За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)1861, публ. 1861. Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863. На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868. Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872. Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877. Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884. Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885. Светит, да не греет, 1880, публ. 1881.

По подсчетам лингвистов, в текстах его пьес насчитывается 307 пословиц и поговорок. Некоторые из них автор вынес в название своих пьес:

Свои люди — сочтемся. Комедия, 1849.

Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.

Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.

Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.

В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.

Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.

Кошке игрушки, а мышке слезки, 1858, публ. 1858.

Старый друг лучше новых двух, 1859, публ. 1860.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.

За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)1861, публ. 1861.

Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.

На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.

Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871.

Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.

Правда — хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.

Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.

Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.

Светит, да не греет, 1880, публ. 1881.

«Свои люди – сочтемся!» Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки.

«Свои люди – сочтемся!»

Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки.

Самсон Силыч Большов   «Пустит в одной рубахе по миру»  «Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»  «За большим погонишься, и последнее отнимут»  «И богу-то угодить на чужой счет норовят» «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»  «Гусь свинье не товарищ»  «Знай, сверчок, свой шесток» «У баб да у пьяных слезы дешевы»

Самсон Силыч Большов

«Пустит в одной рубахе по миру»

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»

«За большим погонишься, и последнее отнимут»

«И богу-то угодить на чужой счет норовят»

«Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»

«Гусь свинье не товарищ»

«Знай, сверчок, свой шесток»

«У баб да у пьяных слезы дешевы»

Подхалюзин Лазарь Елизарыч  - способность к обману: «Свои люди –сочтемся!»;  - умение приспосабливаться: «В добрый час молвить, в худой промолчать» и «Все перемелется – мука будет»; - желание унизить тех, кто слабее: «Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи»;  - завышенное самомнение : «После меня хоть трава не расти».

Подхалюзин Лазарь Елизарыч

— способность к обману: «Свои люди –сочтемся!»;

— умение приспосабливаться: «В добрый час молвить, в худой промолчать» и «Все перемелется – мука будет»;

— желание унизить тех, кто слабее: «Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи»;

— завышенное самомнение : «После меня хоть трава не расти».

«Бесприданница» Нам удалось обнаружить только 6 подобных единиц в этом произведении. 2 раза их использует Вожеватов: «Всякому товару цена есть» и «На грех и из палки выстрелишь». 2 раза их использует Паратов: «На вкус и цвет образа нет» и «Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик». 1 раз - Кнуров: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». 1 раз - Карандышев: «Не все то золото, что блестит».

«Бесприданница»

Нам удалось обнаружить только 6 подобных единиц в этом произведении.

2 раза их использует Вожеватов: «Всякому товару цена есть» и «На грех и из палки выстрелишь».

2 раза их использует Паратов: «На вкус и цвет образа нет» и «Один любит арбуз, а другой — свиной хрящик».

1 раз — Кнуров: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует».

1 раз — Карандышев: «Не все то золото, что блестит».

«Свои люди – сочтемся!» «Почудили на своем веку, теперь нам пора» «Каков туз, а в трубу вылетел»  «Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется» «Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем»

«Свои люди – сочтемся!»

«Почудили на своем веку, теперь нам пора»

«Каков туз, а в трубу вылетел»

«Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется»

«Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем»

«Бесприданница» «В любви равенства нет» «В любви приходится иногда и плакать» «Без хитрости на свете не проживешь» «Не все злодеи – преступники»

«Бесприданница»

«В любви равенства нет»

«В любви приходится иногда и плакать» «Без хитрости на свете не проживешь»

«Не все злодеи – преступники»

А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резво и живо изображать самые существенные ее стороны.  Н.А.Добролюбов

А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резво и живо изображать самые существенные ее стороны.

Н.А.Добролюбов

Литература   1. А.Н.Островский Избранные пьесы. – М.: 1982. 2. Даль В.И.Пословицы и поговорки русского народа.- М.: 1957. 3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт – Петербург: 2006.

Литература

1. А.Н.Островский Избранные пьесы. – М.: 1982.

2. Даль В.И.Пословицы и поговорки русского народа.- М.: 1957.

3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт – Петербург: 2006.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Литература»

на тему: «Пословицы в произведениях А.Н. Островский («Свои люди-сочтемся!», «На всякого мудреца довольны простоты»)

Выполнила студентка группы 19-СР3-9

Специальность Социальная работа

Кумук Диана Адамовна

Руководитель:

преподаватель, Руцкая В.В.

Подпись______________

Краснодар 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………….…………………………………………………..3

  • Творческий путь А.Н. Островского………………………….….5
    • Биографическая справка…………………………………………………………………..5
    • Периоды творчества…………….……………….…………………………..8

1.3 Пословицы как источник вдохновения для А.Н. Островского…………..9

2 Литературоведческий анализ произведений А.Н.ОстровскогО…………………………………………………………11

2.1 Пьесы раннего периода творчества писателя (на примере пьесы «Свои люди-сочтемся!»)……… ……………………………………………..………11

2.2 Произведения пред реформенного периода (на примере пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»)…………………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………………21

Список используемой литературы …………………………..…23

ВВЕДЕНИЕ

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Объектом исследования работы является пьесы Островский Александр Николаевич «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся!».

Предметом исследования работы являются «пословицы» в произведениях.

Проблемой проекта является наличие исследований и работ, которые не всегда в достаточном объеме раскрывали бы вопрос, поставленный нами в заглавии проекта.

Проблемой пьесы «Свои люди — сочтемся!» является отношения между родителями и детьми, родственных отношений вообще, проблема сострадания, отсутствия моральных устоев, равнодушия к судьбе близких людей.

Актуальность проекта обусловлена наличием пословиц в произведениях «Свои люди – сочтемся!», «Не в свои сани не садись», которые заключаю в себе определённые затекстовые смыслы, которые мы пытаемся декодировать в данной работе.Новизна проекта заключается в том, что нами предпринята попытка собрать часть пословиц в пьесах.

В данной работе поставлены следующая цель: провести анализ произведений А.Н. Островского «На всякого мудреца довольны простоты», «Свои люди -сочтемся!» на предмет использования пословиц.

Чтобы достичь поставленной цели, решаем следующие задачи:

  • 1. Найти половицы в произведениях А.Н. Островского
  • 2. Охарактеризовать главных героев А.Н. Островского («Свои люди-сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты»)
  • 3.Проанализировать рассказы А.Н. Островского («Свои люди-сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты»)
    • Биографическая справка

1.ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Н. ОСТОРСКОГО

Островский Александр Николаевич (1823 — 1886) Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю — 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843). По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия «Банкрот» (по другим сведениям, пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтемся»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847. Под текстом значились буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского

появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. [3]

С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего.

В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и

послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя «темного царства». В 1860 в печати появилась «Гроза», вызвавшая статью Добролюбова («Луч света в темном царстве») [3]

Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям — в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям — в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. [3]

В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю — 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове.

Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год. [3]

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Автор 47 пьес (по другим сведениям — 49), переводов Вильяма Шекспира, Итало Франки, Теобальдо Чикони, Карло Гольдони, Джакометти, Мигеля де Сервантеса.

1.2 Периоды творчества

В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:

1) Глобальные проблемы раскрываются в его произведениях преимущественно через семейно-бытовой конфликт. Кроме того, напряженная интрига сочетается с широкими картинами быта и нравов; большое значение в сценическом действии приобретает так называемый «фон».

2) Второй период (1852-1855) — «москвитянинский» период. В это время Островский сотрудничал с редакцией журнала «Москвитянин» (отсюда название периода), который издавали литераторы, близкие по своим воззрениям к славянофилам (М. Погодин, Аполлон Григорьев). Наиболее известное произведение Островского этого периода — «Бедность не порок (1853).

3) Третий период (1856-1860) — этап сближения Островского с редакцией журнала «Современник». Противоречия общественной жизни в предреформенную эпоху привели драматурга к разочарованию в патриархальной России. Влияние революционно-демократической идеологии на Островского сказалось в том, что он вновь обращается к острым социальным конфликтам, изображает противоречивую сущность эпохи конца 1850-х годов.

Центральное произведение этого периода — «Гроза» (1859).

4) Четвертый период (1861-1886) — пореформенный период. Драматург отражает в своем творчестве процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над человеком. Наиболее известные произведения этого периода — комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1870), «Лес» (1871). Особое место в

творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка» (1873). Среди острых

социальных драм последнего периода творчества писателя следует отметить «Бесприданницу» (1879)

1.3.Пословицы как источник вдохновения для А.Н. Островского

Пословица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

Многие русские писатели обращались в своей литературной деятельности к русским пословицам и поговоркам, находя в них идеи для развития сюжетов своих

произведений.

А великий русский драматург А.Н. Островский, написавший 48 пьес, которые обрисовывали жизнь московского купечества, десять из этих пьес так прямо и озаглавил широко известными русскими пословицами и поговорками.

«Свои люди-сочтемся!»

Произведение Островского комедийная пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в конце 40-х годов XIX столетия. Первоначально она была названа «Несостоятельный должник». Текст был прочитан публично, интересно, что при этом присутствовал сам Николай Гоголь.

Пьеса имело огромный успех среди театралов. Известный писатель Гончаров тепло отреагировал на отлично выписанные русские характеры и замечательный русский язык, на интересное сочетание комедии и трагедии в одном произведении.

Толстой назвал Островского гениальным драматургом, а вот царь Николай I запретил играть «Свои люди – сочтемся». Вновь разрешена она была только 10 лет спустя, но только в сокращенном виде.

Интересно, что дважды эта пьеса была поставлена в обход запрета царя: в Воронеже и Иркутске, позже многие театры её ставили без всяких купюр. В начале

XXI века пьеса была экранизирована под названием «Банкрот».

Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки. Приведем примеры:

— «Почудили на своем веку, теперь нам пора»

— «Каков туз, а в трубу вылетел»

— «Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется»

— «Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем»

— «Пустит в одной рубахе по миру»

— «Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»

— «За большим погонишься, и последнее отнимут»

— «И богу-то угодить на чужой счет норовят»

— «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»

— «Гусь свинье не товарищ»

— «Знай, сверчок, свой шесток»

— «У баб да у пьяных слезы дешевы» [2]

«На всякого мудреца довольно простоты»

Эта пьеса написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II.

Здесь можно увидеть ретроградов, реакционеров, фразеров, либералов, карьеристов, писак за деньги – всё очень похоже на современную Россию. На это общество презрительно смотрит главный герой циник Глумов, но в конце концов сливается с ним.

Впервые пьеса была поставлена в Александровском театре в Петербурге и получила одобрительную критику. Она пользовалась значительным успехом в советские времена, имеется несколько отличных телеспектаклей.

В этой пьесе так же используются поговорки и пословицы. Например:[5]

Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят;

— «Баранья шапка на бараньей голове»

— «Если бы молодость знала, если бы старость могла»

— «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

— «Жизнь — как луна: то полная, то на ущербе»

— «Все добро, да не все на пользу»

— «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

— «На ошибках учатся»

2 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н. ОСТРОВСКОГО

Литературоведческий анализ – это анализ и интерпретация художественного произведения как единицы литературы. Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения.

2.1 Пьесы раннего периода творчества писателя (на примере пьесы «Свои люди — сочтемся!»)

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Работу над пьесой Островский начал в 1846 г. Осенью этого же года драматург совместно с провинциальным актёром Д. А. Горевым обработал отрывок из комедии и под заголовком «Сцены из комедии «Несостоятельный должник» (Ожидание жениха). Явление IV опубликовал его в «Московском городском листке» (9 января 1847 г.).

Весной 1847 г. Островский начал переделку комедии по новому плану, и Горев уже никакого участия в этой работе не принимал. Перерабатывая пьесу, драматург изменил первоначальное название «Несостоятельный должник» на «Банкрот».

К середине 1849 г. комедия была закончена, и автор отослал копию в Петербург, в драматическую цензуру.

Цензор А. М. Гедеонов резко отрицательно отозвался о комедии: «…все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса обидна для русского купечества».

Комедия для сцены была запрещена, и для того чтобы проверить реакцию публики на своё произведение Островский начал читать её в различных домашних кружках. 3 декабря 1849 г. чтение комедии организовал у себя Погодин. На чтение был приглашён Н. В. Гоголь, который считал Островского самым талантливым из московских литераторов.

После этого чтения Погодин записал в своём дневнике: «Комедия «Банкрот» удивительная» и предложил молодому драматургу опубликовать её в «Москвитянине». Островский согласился. Для публикации пьесы, Островский остановился на заглавии «Свои люди – сочтёмся!». Погодин приложил много усилий, чтобы провести комедию через цензуру и добился разрешения на опубликование.

В марте1850 г. в 6-м номере журнала «Москвитянин» пьеса была впервые опубликована и имела небывалый успех в самых различных кругах московского общества.

Опубликование в «Москвитянине» привлекло к ней внимание негласного «Комитета 2-го апреля 1848 г.», созданного для контроля за уже вышедшими произведениями и стоявшего над цензурой. Комитет признал пьесу «талантливой», но поручил попечителю московского учебного округа объяснить автору, что нужно не только изображать смешное и дурное, но и порицать его, а также утверждать о неизбежности достойной кары ещё и на земле. Заключение Комитета было одобрено Николаем I, наложившим резолюцию:

«Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить…»

Одновременно личностью автора заинтересовалось и III Отделение, где завели дело «О литераторе Островском». Николай I по докладу III Отделения повелел: «Иметь под присмотром».

В 1858 г., задумав первое собрание своих сочинений, Островский создал новую редакцию пьесы, учитывая все требования цензуры. Цензурный комитет одобрил эту редакцию и передал её в Главное управление цензуры для решения вопроса об издании. В результате вторая редакция пьесы к изданию была разрешена и в этом виде перепечатывалась в последующих изданиях произведений Островского.

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

1) Первый период (1847-1851) — ранний период творчества драматурга. Островский был связан с «натуральной школой», испытал ее влияние. Одно из первых его произведений, получивших известность, — пьеса «Банкрот» (1849), названная впоследствии «Свои люди — сочтемся!» Уже в этом произведении проявились некоторые новаторские черты драматургии Островского.

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе

кумовством, коррупцией и плановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.

Главные герои и их характеристика

Самсон Силыч Большов

Состоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин.

Лазарь Елизарыч Подхалюзин

Молодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами.

Олимпиада Самсоновна Большова

Дочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери.

Аграфена Кондратьевна Большова

Жена Самсона Силыча.

Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери.

2.2 Произведения предреформенного периода (на примере пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»)

Впервые пьеса была опубликована в журнале «Отечественные записки», 1868, № 11.

Замысел комедии «На всякого мудреца довольно простоты» сложился у Островского летом 1868 г., писалась пьеса с конца августа 1868 г. В начале сентября этого года драматург сообщал Бурдину из Москвы: «Я как приехал, так сел за дело, теперь у меня пишется большая комедия „На всякого мудреца довольно простоты “, но ты помолчи пока; в сентябре я ее кончу и приеду в Петербург, тогда ты ее заявишь» (т. XIV, стр. 166). Бурдин боялся, что пьеса опоздает к его бенефису, и всячески торопил Островского; драматург отвечал 30 сентября Бурдину: «Сюжет так серьезен, что торопиться никак нельзя, особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько» (т. XIV, стр.168). Пьеса была окончена 7 октября того же года [2].

Эту пьесу принято определять, как «общественную» комедию, написанную «в щедринской манере», критика оценила ее как «едкую сатиру на отживающее в России поколение», отметив черты новой манеры драматурга: «утрировки», «карикатуры», «шаржа», «фарса». Закономерно, что художественный тип Глумова был подхвачен и развит М.Е. Салтыковым-Щедриным в целом ряде сатирических обозрений: в цикле «В среде умеренности и аккуратности», в «Письмах к тетеньке», в романе «Современная идиллия» и пр. Только там, где у Щедрина доминирует «литературная злость», у Островского возникает лукавая усмешка по поводу «мудрецов» московского общества и ирония, направленная на «мудреца», вздумавшего поиграть в кошки-мышки с каждым из них в отдельности и с обществом в целом.

Особый «московский» колорит комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (отзвук грибоедовского «Горя от ума») роднит ее с такими пьесами, как «Бешеные деньги» и «Последняя жертва». Оживленное, шумное, активное разноголосье триптиха московской жизни разительно отличается от стиснутой,

сдавленной атмосферы пьес «из жизни захолустья», от содержательной духовности

исторических драм, от широты и раздолья «волжского» цикла («Гроза», «Воевода», «Горячее сердце»), от насыщенной религиозности таких пьес, как «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Грех да беда на кого не живет».

Давая срез специфично московского общества, способного «заболтать» и окарикатурить любые общественно значимые идеи, Островский раскрывает его интересы, идеалы и возможности. «Идеи, попавшие в общество» (ср. у Достоевского: «идея, попавшая на улицу»), являются в комически-искаженном, смехотворно-сниженном варианте. [2]

В жажде учительства богатого барина Мамаева легко угадываются идеи просвещенного консерватизма; в «прожектах» «очень важного господина» Крутицкого — убежденное, упертое, несгибаемое охранительство; в легковесной суетности «молодого, важного господина» Городулина — общественные воззрения русских либералов; в жалком поденщике бульварной прессы Голутвине — разоблачительный пафос героев «благодетельной гласности». Образ Мамаевой вводит тему типичной «московской тетушки», с помощью связей устраивающей карьеры многочисленных «красавцев-мужчин». Образы «московской барышни»

Машеньки Турусиной, лукаво подтрунивающей над «ма тант» («Я буду грешить и

буду каяться так, как вы») и светского оболтуса гусара Жоржа Курчаева, желающего жениться на ней, — довершают картину нравов московского общества. Все эти лица и составляют «кружок Турусиной», куда мечтает пробиться ведомый социальной завистью Глумов.

Образ «богатой барыни из купчих», начавшей «ханжить» под старость, — олицетворение самой матушки Москвы. Дача Турусиной — с приживалками, лакеями, воспитанницей-племянницей, множеством дальних родственников, приятельниц, знакомых и привечаемых «блаженных», «уродливых», странников («которые скитающие») — типичный уголок московской старины. Ее религиозные чувства — с легкомысленной жаждой пророчеств и «видений», с суеверным разбиранием примет — образец вырождения старорусской святости. В ее высказываниях легко узнается противостояние «старой Москвы» современному «вольнодумству» («Нынче принято ни во что не верить…»).[2]

Глумов — единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. «Маменька, я умен, зол и завистлив», — говорит он, приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для его целей. Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Решив выступить автором и режиссёром этой комедии, он набрасывает сценарий, наскоро распределяет роли (себе отводя, разумеется, главную роль) и берется за организацию «случайностей»: заставляет маменьку писать подметные письма, подкупает человека Мамаева ради «нечаянной» встречи с дядей, задаривает приживалок Турусиной, привлекает к заговору «пророчицу» Манефу — и все ради «теплого места и богатой невесты».

Одной «грубой, беспардонной лести» оказалось недостаточно, чтобы «подделаться к тузам». Глумову пришлось бесстыдно лицедействовать (глумотворствовать, «глум творить»), накапливая вслед за «подлостью в манерах» и «подлость в душе». Изливая в дневник накопившуюся за время общения с «тузами» злобу и желчь, ведя «летопись людской пошлости», Глумов и сам превращается в пошляка. Мгновенная смена личин характеризует Глумова как бессовестного шута, исполняющего лакейскую должность при сильных мира сего. (Шут — лицо, презираемое Островским, изображаемое им в качестве низменного прихлебателя при дворце царя («Василиса Мелентьева»), воеводы («Воевода, или Сон на Волге») или одуревшего от богатства купца («Горячее сердце»). [2]

Первая общественная комедия Островского — «Доходное место» — предваряла эпоху либеральных реформ, вторая — подводила ее итоги, вылившиеся в «обширную говорильню». На смену герою-идеалисту пришел герой, воплотивший «безыдеальный» дух времени. Живописуя нравы московского общества, Островский показал человеческое преломление общественных идей и убеждений: как «общественный порок», обретая человеческий облик, становится «личным пороком» персонажа. [2]

Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.

Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок

произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять

личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел. Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений. [2]

Главный герой и его характеристика.

Егор Дмитрич Глумов

Герой комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Глумов— единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Глумов— значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика.

В этих сценах Глумов выступает как бесстыдный лицедей, обладающий отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон». Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Глумотворство его заключается в том, что он с неприкрытой наглостью утрирует в своем поведении «слабости» партнеров, гиперболизируя их и доводя до абсурда. «Всю желчь», которая при смене личин «накипает в душе», Глумов «сбывает» в свой дневник, превращенный им в «летопись людской пошлости». Похищенный и обнародованный, дневник становится причиной крушения стремительной карьеры Глумов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие русские писатели обращались в своей литературной деятельности к русским пословицам и поговоркам, находя в них идеи для развития сюжетов своих произведениях.

А великий русский драматург Александр Николаевич Островский, написавший 48 пьес, которые обрисовывали жизнь московского купечества, десять из этих пьес так прямо и озаглавил широко известными русскими пословицами и поговорками.

Через все пьесы проходит мотив счета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок.

Проект написан с целью анализа произведений А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся!» и «На всякого мудреца довольно простоты». Можем отметить, что название комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и плановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие.

Также к примеру, приведем пьесу значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет».

Проведя анализы произведений в проекте, мы сделали вывод, что пословицы в рассказах А.Н. Островского имеет важное значение в русской литературе. В дальнейшем творчестве А.Н. Островского были часто использованы пословицы в русском народе среди людей. Пословицы помогают развивать речь и память. Регулярное использование пословиц учит понимать народную мудрость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Самопознание и духовное развитие личности
  • kopilkaurokov.ru — сайт для учителей URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/poslovitsy_i_poghovorki_v_p_iesakh_a_n_ostrovskogho (Дата обращения: 16.01.2020г.)
  • Википедия, свободную энциклопедию URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (Дата обращения: 17.01.2020г.)
  • LITERATURUS.RU мир русской литературы URL: https://www.literaturus.ru/2017/11/citaty-svoi-ljudi-sochtemsja-poslovicy-pogovorki.html (Дата обращения: 18.01.2020г.)
  • Что значит Что означает слово URL: http://xn—-ctbibqemlceahmok5omc.xn--p1ai/462-znachenie-poslovicy-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty.html (Дата обращения: 18.01.2020г.)

Мудрые мысли, цитаты, афоризмы, пословицы, крылатые фразы и выражения URL: http://tvojadysha.ru/?p=4883

(Дата обращения: 16.01.2020г.)

18.11.2022

Согласно Указу президента России в 2023 году в нашей стране
будет отмечаться юбилей великого российского драматурга Александра Николаевича
Островского.
В рамках проекта
«Внеклассное чтение» Садыкова Римма Гарифулловна – заведующая кафедрой детской
литературы библиотеки для незрячих и слабовидящих города Екатеринбурга
познакомила ребят 9 – 12 классов с жизнью и творчеством писателя. Римма
Гарифулловна обратила внимание детей, что в произведениях А.Н.Островского
встречается 307 пословиц и поговорок.
А из сорока восьми написанных им театральных пьес восемнадцати
он дал названия, которые являются поговорками и пословицами.

Просмотров всего: ,
сегодня:
Хочу такой сайт

  • Изображение WhatsApp 2022-11-17 в 14.32.28.jpg

  • Изображение WhatsApp 2022-11-17 в 14.32.44.jpg

Дата создания: 18.11.2022

Дата обновления: 14.09.2023

Дата публикации: 18.11.2022

1

2

3

4

7

8

9

10

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Независимая оценка качества

Пьесы островского в названиях которых есть пословицы. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок). Крылатые выражения в ранних пьесах А.Н. Островского

Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений.

Л. Н. Толстой

Дорогие друзья!

Мы предлагаем вам коллекцию русских и зарубежных пословиц и поговорок.

А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость:

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Дело в том, что поговорка отнюдь не всегда является целой фразой, законченным предложением, — часто это только намёк:

Гляди в оба (о бдительности).

Винтиков не хватает (о глупости).

На воде вилами писано (о неопределённости).

Хоть верёвки из него вей (о слабохарактерном).

Его голыми руками не возьмёшь (обувёртливом).

Языком кружева плетёт (о болтуне, о краснобае).

Решетом воду носит (о бестолковом).

Поговоркой может быть пожелание, мечта:

Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая.

Будет и на нашей улице праздник.

Очень популярны именные поговорки:

У всякой Машки свои замашки.

У всякого Федорки свои отговорки.

Федот, да не тот.

Мели, Емеля, — твоя неделя (о болтуне).

Эх, Ерёма, сидел бы ты дома!

Зевотушка-зевота, поди на Федота, с Федота — на Якова, с Якова — на всякого.

Существуют даже исторические поговорки:

Погиб, как швед под Полтавой! (Воспоминание о Полтавском сражении 1709г., когда Пётр I разгромил войска шведского короля Карла XII.)

Пусто, словно Мамай прошёл. (Воспоминание о татарском нашествии; Мамай — татарский хан, правитель Золотой Орды, известный опустошительными набегами на Русь.)

Пословицей называют законченное предложение — краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное или прямо, или обиняком:

Кончил дело — гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Уговор дороже денег.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь (об осмотрительности).

Волков бояться — в лес не ходить (о трусости).

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (то есть не за дурной вид, а за дурные дела).

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Н. В. Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих русских писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес:

«Бедность не порок», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица (будет и Великий пост)», «Сердце не камень» и другие.

С пословичной мудростью и образностью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями:

Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно.

Строками из басен Крылова, в коих «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» (Л. С. Пушкин), завершается эта книга.

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье — купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» — все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес — комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф — даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского — это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди — сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови — яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери — для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство — протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй — герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты — многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев — каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» — Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» — Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина — истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» — Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон — добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» — Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» — Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизованы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живет некий стереотип по отношению к тому, что зовется «пьесой Островского». Островский? Ну так это замоскворецкая комедия или бытовая драма с непременным самоваром на столе и геранью на окнах, с неторопливым действием, прописной моралью, свахами в пестрых платках, бородатыми купцами-самодурами.

При более близком и вдумчивом знакомстве Островский грозит поставить нас в тупик. Мы навязываем шаблон, а автор вырывается из-под него и часто оказывается непохожим на себя, оставаясь, однако, самим собою… Шекспировская трагедия страстей на русской почве («Грех да беда на кого не живет»), а рядом легкий, сверкающий всеми оттенками юмора, виртуозный, только что без музыки, московский водевиль (трилогия о Бальзаминове). Сатира щедринского толка с политической подкладкой («На всякого мудреца довольно простоты») и следом психологическая мелодрама («Без вины виноватые»).

Драматург неизменно шел в большей мере от жизни, ее впечатлений и внушений, чем от застывшей и освященной традицией жанровой формы. Поэтому даже в пределах одного лишь комедийного рода драматического искусства мы найдем у него столько пьес, не укладывающихся ни в какой теоретический канон, пограничных между драмой и комедией, комедией и фарсом. А если пьеса, по понятиям автора, не дорастала до высокого представления о «комедии», как о чем-то завершенном по мысли и сюжету, Островский прибегал к более чем скромным жанровым обозначениям: «Картины московской жизни» или «Сцены из жизни захолустья». Но в существе своем – всё это комедии. Простота Островского, случалось, смущала критику: казалось, она граничит с примитивностью. Н. К. Михайловский, подводя свой итог пути драматурга, сказал когда-то, что всё его творчество – это бесконечные вариации всего двух качеств в характерах: «волчья пасть» и «лисий хвост». И правда, на хищном насилии и обмане многое держится в пьесах Островского. Многое, но не всё.

Ставя названиями своих пьес пословицы, Островский сбивал с толку людей, привыкших воспринимать искусство по вывеске, отчетливой авторской самохарактеристике и не идущих вглубь. Как и обличение «волчьей» и «лисьей» природы дурного человека, обнадеживающая мораль Островского представлялась изведанной и благодушной. «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» – названия обещали односложную, хрестоматийную, небогатую содержанием мысль-поучение. Но жизнь, изображенная в пьесах, поражала достоверной неожиданностью, а «цветной» язык делал характеры живыми до иллюзии.

Теоретики искусства давно подметили, что круг основных тем и мотивов применительно ко всему репертуару мировой драматургии весьма ограничен: иногда говорили даже, что лишь сорок два исходных положения составляют арсенал мирового искусства – все прочее их вариации. Суть же художественной оригинальности, по-видимому, в личности автора и в том, как окрашивает лица и положения время, в какое он творит. В самом деле, любовь, ревность, зависть, великодушие, измена, стремление разбогатеть или совершить карьеру, отношения отцов и детей, мужчин и женщин, сословное неравенство и т. п. – все эти коллизии, сами по себе не новые, представлены у Островского в их бесконечно разнообразных и часто причудливых сочетаниях.

Историк театра Е. Г. Холодов подсчитал, что в сорока семи оригинальных пьесах Островского 728 действующих лиц – целая толпа. Если на минуту вообразить ее пришедшей к памятнику Островского у Малого театра, она заполнила бы собой едва ль не всю Театральную площадь. Но можно ли сказать, что хоть одно лицо в этой огромной пестрой толпе просто повторяет другое, сливается с другим? Нет, каждый плотно прикреплен к своему времени, окружению и среде, имеет особый характер и норов, отличающую его интонацию и склад речи. Иными словами – каждый индивидуален
.

По-видимому, как набор из двадцати трех пар хромосом создает при рождении всякий раз неповторимую человеческую личность, так сочетание немногих исходных драматических или комедийных положений под пером такого художника, как Островский, способно передать живое многоцветье ситуаций и характеров.

Лица комедий Островского исторически точны и этнографически ярки. Но мы читаем и смотрим его пьесы не для того все-таки, чтобы узнать лишь, как когда-то жили, любили, обманывали друг друга люди ушедшей эпохи, какие костюмы носили, какими речениями пользовались и каким забытым ныне привычкам отдавали дань. Если бы нами владел лишь холодноватый познавательный интерес, зрителям хватило бы от театра эффекта «музея восковых фигур» со всей натуральностью причесок, одежд и утвари. В самом деле, о том, что такое купец, приказчик, будочник, воспитанница, откупщик, дворянский хлыщ или провинциальный актер – какова была их типичная внешность, интересы и занятия, можно узнать, задержавшись и перед витриной музея. Классическая пьеса, и театр Островского в частности, дает нам несравненно большее – узнавание характеров, страстей, притязаний и интересов, которые живо задевают и сегодня, имеют неоспоримое отношение к нам самим, людям иной эпохи и среды.

На этот феномен «вечности» театра Островского проливает отчасти свет одно высказывание великого ученого нашего времени академика В. И. Вернадского:

«Вчера моя мысль перенеслась в далекое прошлое – иногда передо мной необычайно ярко и сильно проходит какое-то сознание единства и неподвижности, если могу так выразиться, исторического процесса. В этом смысле мне всегда много дает комедия, т. е. это – вместе со сказкой – единственная форма, которая дает тебе понятие о духовной жизни человечества при самых разнообразных исторических условиях, в различных климатах и местах за последние 2000–2500 лет».

Как явствует из контекста письма, эти мысли были навеяны Вернадскому непосредственно перечитыванием сочинений Островского. И как примечательно, что, выясняя истоки «вечности» или, по меньшей мере, долговечности его пьес, Вернадский называет рядом с комедией сказку, жанр безымянного народного искусства. С фольклором в другом его виде, с пословицей, как известно, теснейшим образом сроднена драматургия Островского. В его пьесах по одним подсчетам 305, по другим – 307 пословиц и поговорок.

Пословицами названы многие его драмы и комедии. Речь героев Островского, по давнему выражению Б. Алмазова, «так и кипит» меткими народными словечками.

Известный литературовед академик А. И. Белецкий написал в свое время крохотный, но блестящий по форме и очень содержательный этюд, своего рода критическое «стихотворение в прозе», посвященное Островскому. Оно называлось «Мудрость пословицы». В своем рассуждении о творчестве драматурга Белецкий отталкивался от мысли, прекрасно сформулированной в одном стихотворении Баратынского:

Старательно мы наблюдаем свет.

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем.

Каков же плод науки долгих лет?

Что, наконец, подсмотрят очи зорки?

Что, наконец, поймет смущенный ум

На высоте всех опытов и дум?

Что? Точный смысл народной поговорки.

В этих строках вскрыт удивительный парадокс, имеющий прямое отношение и к Островскому. Мудрость пословицы, казавшаяся чем-то архаичным, безнадежно отсталым и ненужным, возвращается к человеку после сложнейших искусов изощренного сознания, «на высоте всех опытов и дум», как несомненная и непоколебленная ценность. То же можно сказать и о драматургии Островского. Она не раз объявлялась отжившей, устаревшей в своей простой морали, но в положениях и характерах его пьес оказывался аккумулированным важный духовный опыт, народный здравый смысл и огромная художественная зоркость, возвращавшая к нему внимание новых поколений.

Островскому чужда философская абстракция, он никогда не «умствует». Но, обладая художественным ясновидением, учит своих зрителей понимать людей – видеть за словами желания, умыслы, страсти, выгоды, высокие и низкие порывы и различать их связь с обстоятельствами, средой и социальным миром.

Всегда прям и искренен путь драматурга к сердцам своих зрителей и читателей. Мы презираем его «самодуров» и смеемся над «мудрецами» и героями «бюджета», купцами, скучающими «с большого капиталу». Мы чувствуем себя задетыми и растроганными, когда, прижимая к груди рваную шапку, обличает неправду Любим Торцов, торжественно гремит в защиту попранной справедливости бас Несчастливцева, отчаянно мечтает о счастье Катерина…

Многое продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе.

У Островского было редчайшее чутье сценической правды, интуиция на положения и слова, которые – при талантливом исполнении – искрой перелетали со сцены в зал. Но его драматургия была еще и умной, хотя критики-снобы, случалось, упрекали драматурга в слабой «интеллектуальности» его созданий. Стоит ли это опровергать? Философ Джон Локк говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

Герои Островского не решают изощренных головных загадок, но мир автора так богат сердечным, выношенным пониманием характеров и страстей, что, перечитывая старую и как будто давно знакомую пьесу классика, читатель, равно как и зритель, бывают захвачены радостным чувством удивления, новизны и сопричастности. Главным же средством этого чуда взаимопонимания с людьми новых поколений остается язык Островского – живой, самоцветный, ткущийся на наших глазах в яркий ковер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Предварительный просмотр:

Сидорова Светлана Васильевна МБОУ «Еласовская СОШ»

Вопросы к викторине по творчеству А. Н. Островского

  1. Как звали родителей Островского, кем они были по происхождению?
  2. На каком факультете Московского университета учился Островский

С 1840 по 1843 год?

  1. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества?
  2. Какой театр посещал Островский во время учебы в Московском университете?
  3. Назовите первое литературное произведение Островского?
  4. Назовите первую пьесу- комедию Островского. Кто, прочитав эту первую комедию Островского, написал: «Напрасно печатано, играть же запретить»?
  5. Назовите первую пьесу Островского, которая была сыграна на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера этой пьесы?
  6. Какие пьесы Островского озаглавлены как пословицы?
  7. Как называется знаменитая критическая статья Н. А. Добролюбова, посвященная драме Островского «Гроза»?
  8. По какой пьесе Островского снял художественный фильм «Жестокий романс» режиссер Эльдар Рязанов?
  9. Какой театр сегодня в Москве называется «Домом Островского»?
  10. Кто автор памятника Островскому в Москве около Малого театра?
  11. Где находится могила А.Н. Островского?
  12. Узнайте пьесу Островского по ее финалу
  1. «- Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Падает на труп жены).
  2. «-Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…вы все хорошие люди…я вас всех люблю» (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

  1. Знаете ли вы пьесу Островского «Гроза»
  1. Как зовут купца Дикого?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество Кабанихи?
  3. Как зовут сына Кабанихи?
  4. Кому принадлежат эти слова

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

Ответы

  1. Отец-Николай Федорович Островский, окончил Духовную академию -человек острого ума, образованный, успешно занимался частной практикой6 он был адвокатом, вел дела купцов.В1839 году в чине коллежского асессора Николай Федорович становится потомственным дворянином.

Мать-Любовь Ивановна Островская, урожденная Савкина, родилась в Москве, ее отец был пономарем Сретенского сорока церкви Св. Николая близ Покровского моста.

2 На юридическом факультете

3 Работа в Московском совестном суде в должности канцелярского служителя, затем в коммерческом суде.

  1. Московский Малый театр
  2. Рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (15 декабря 1843 года)
  3. Пьеса «Свои люди – сочтемся», строки принадлежат императору Николаю 1
  4. Пьеса «Не в свои сани не садись» .14 января 1853 года в Московском Большом театре
  5. «Свои люди – сочтемся» 1849

«Не в свои сани не садись 1852

«Бедность не порок» 1853

«Старый друг лучше новых двух» 1860

«Свои собаки грызутся. Чужая не приставай» 1861

«Не все коту масленица» 1871

«Не было ни гроша да вдруг алтын» 1871

«Правда – хорошо, а счастье лучше» 1876

«Без вины виноватые» 1883

  1. «Луч света в темном царстве»
  2. По пьесе «Бесприданница»
  1. Малый театр
  2. Скульптор Н.А. Андреев
  3. В Щелыково, где ныне находится мемориальный музей А.Н. Островского
  4. а) «Гроза»

Б) «Бесприданница»

  1. а) Савел Прокофьевич

б) Марфа Игнатьевна Кабанова

с) Тихон Иванович Кабанов

d) Купчихе Кабановой (Кабанихе)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лягушка путешественница какая пословица подходит эта сказка
  • Цитаты про правду в глаза
  • Чтобы из ручья напиться надо наклониться это пословица о труде или нет
  • Презентация угадай пословицу по картинкам
  • Классная цитата дня