Контакты
Удиви меня
Сказка о потерянном времени пословицы и поговорки
Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники, два мальчика и две девочки. От других школьников они отличались тем, что часто теряли время понапрасну, плохо учились и считали, что они всё успеют. Однажды один из этих ребят, Петя Зубов, пришел, как обычно, в школу, но гардеробщица его не узнала и назвала дедушкой. Посмотрел Петя в зеркало и очень испугался. На него смотрел настоящий старик с бородой. Побежал он домой, но мама его тоже не узнала.
Пошел Петя куда глаза глядят и оказался в лесу. Там он набрел на домик, в котором и уснул на куче сена, что лежала в углу. А ночью мальчик-старик проснулся от разговора. За столом сидели два мальчика и две девочки, которые, кряхтя, как старики, что-то подсчитывали на счетах. Из разговора Петя узнал, что это злые волшебники, которые забирают время у ребят, теряющих его понапрасну, и сами от этого молодеют. Петя также узнал тайну волшебников. Если школьники, у которых они украли время, соберутся вместе и ровно в полночь переведут часы, висящие в домике на семьдесят семь оборотов назад, то они вновь станут детьми, а волшебники погибнут.
Дождавшись, когда домик опустел, Петя побежал в город искать ребят, ставших старыми. Первой он встретил старушку, которая играла в мячик, как маленькая девочка. Ее звали Маруся Поспелова. Потом они вдвоем нашли еще одну старушку, которая прыгала во дворе на одной ножке. Это оказалась школьница Надя Соколова.
Но четвертого товарища по несчастью долго не удавалось найти. Уже наступил вечер, когда они увидели старика, прицепившегося к трамваю. Это был Вася Зайцев. Не теряя времени, вся компания поехала на трамвае к лесу. Домик пришлось искать долго и только за пять минут до полуночи удалось его найти. Злые волшебники спали в домике на куче сена. Они стерегли время. Потихоньку ребята-старички пробрались в дом и ровно в полночь начали крутить стрелки в обратную сторону. Волшебники пытались им помешать, но не могли сдвинуться с места. Они постепенно взрослели, а потом начали стареть. Ребята же с каждым оборотом стрелок молодели. На последнем обороте стрелок волшебники пропали, а ребята стали прежними школьниками. Им удалось вернуть потерянное время.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл «Сказки о потерянном времени» состоит в том, что в реальной жизни потерянное время вернуть невозможно и надо правильно распоряжаться своим временем. Сказка учит ценить каждое мгновение жизни, ни одна минута в жизни человека не должна пропасть даром, чтобы потом не пришлось сожалеть о потерянном времени.
В сказке мне понравился Петя Зубов, который хоть и потерял в своей жизни много времени понапрасну, сумел справиться с тяжелой ситуацией. Он нашел всех товарищей по несчастью и с их помощью вернул потерянное время и победил злых волшебников.
Какие пословицы подходят к «Сказке о потерянном времени»?
Пропущенный час годом не нагонишь.
Без беды друга не узнаешь.
Жизнь невозможно повернуть назад.
Подчеркни пословицы, которые отражают тот же смысл, что и концовка «Сказки о потерянном времени». Объясни смысл одной из них (по выбору). Запиши.
• Много воды утекло с тех пор.
• Москва веками строилась.
• Спешить не спеши, а поторапливайся.
• На хотенье есть терпенье.
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• Время красит, безвременье старит.
• Год — не неделя, Покров — не теперя, до Петрова дня — не два дня.
• Часом море не переедешь.
• Часы на стене, а время на спине.
• Время дороже золота.
• Время как воробей: упустишь — не поймаешь.
• Время не деньги, потеряешь — не найдёшь.
• Деньги пропали — ещё наживёшь; время пропало — его не вернёшь.
• Вчерашнего дня не воротишь.
• Упустишь минуту — потеряешь час.
• Был бы друг, а время будет.
• Одна нога тут, другая там.
• Кто по годам, а мы по часам.
Почему произведение названо сказкой?
Сказка Шварца обозначена сказкой из-за происходящих в ней сказочных событий.
Ленивые дети, не ценящие время обратились в старичков и даже этого не поняли.
А вот злюки — старички — настоящие волшебники превратились в школьников.
Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
В реальной жизни могла существовать повседневная городская жизнь и ленивые школьники, которые не очень любили учиться и даже прогуливали уроки.
А вот в следствии воображению автора в сказке появились злые волшебники.
Эти злодеи с помощью заклинания превратились в мальчишек и девчонок школьного возраста.
Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?
Поведение превратившихся детей в стариков, не одинаково.
Очень многие дети вели себя безответственно, ничего не делали, а только жаловались на своё состояние.
Только мальчик Петя Зубов узнал о злых волшебниках и решил бороться за свой возраст.
Именно Петя нашёл всех пострадавших детей и объединил их, простив злых волшебников-стариков.
Как ты относишься к ребятам?
Мне жаль этих девчонок и мальчишек из сказки.
Они не уважали своё время, ленились и поэтому попались злым волшебникам, которые превратили их в стариков.
Я сочувствую детям, потому что они не понимали, что такое с ними может случиться и поэтому вели себя так безответственно.
Но в конце сказки дети исправили свои ошибки, объединились и проучили злых волшебников.
Это мне понравилось.
Как к героям относится автор? Обсудите с другом.
Автор не очень хорошо характеризует героев сказки.
Своё отношение он выражает словами из диалога злых волшебников — старичков.
Старички считают, что дети никогда не придут вовремя, а также без ошибки не смогут сосчитать до семидесяти семи.
Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.
Думаю, что остросюжетный момент в сказке Шварца — это приход настоящих детей в избушку злых волшебников.
И конечно, момент, когда Петя Зубов крутил часы времени обратно на семьдесят семь часов.
Когда волшебство сработало, то волшебники — старички исчезли.
Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки?
Думаю, что автор под потерянным временем подразумевал время, которое тратится бесполезно.
В этот момент человек просто проводит время не изучая и не делая чего-то своего развития и пользы других людей.
Получается, что такое время прожито зря, то есть потеряно для человека.
Так как временем измеряется жизнь человека, то потерянное время говорит о напрасно потраченной части жизни.
Поэтому человек и не видит как он, стареет, потому что он своё время не ценит.
Название сказки я понимаю так потерянное время — утраченное время для жизни.
Читательский дневник «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца
Характеристика главных героев:
Петя Зубов — ленивый и неторопливый мальчик, который вечно отставал и из-за этого превратился в дедушку.
Понял, что нужно ценить время, иначе можно остаться одиноким.
Вася, Маруся и Наденька — верные товарищи. Такие же ленивые и неторопливые.
Вместе преодолели все трудности.
Злые волшебники — хитрые и коварные. Неудачники.
Краткое содержание «Сказки о потерянном времени»
Петя Зубов не был самым прилежным мальчиком.
Учился он в третьем классе плохо.
Петя постоянно отставал от однокашников в учёбе и обещал догнать их в каждой новой четверти.
Но вот однажды случилось чудо.
Придя в школу, Петя понял, что внезапно превратился в старичка.
Даже родная мама не узнала его.
В панике Петя бежит куда глаза глядят, и оказывается в домике в лесу, в котором жили злые волшебники.
Мальчик узнаёт, что эти волшебники забрали его время, и превратились в молодых.
Он также узнаёт, как расколдовать себя и трёх собратьев по несчастью.
Петя находит других детей, ставших стариками, и отправляется в домик волшебников.
В полночь он откручивает часы назад и дети вновь становятся молодыми.
План сказки:
- Третьеклассник Петя Зубов.
- Нежданная старость.
- Мама Пети.
- Побег.
- В лесной избушке.
- Заклинание волшебников.
- Поиски других детей.
- В лесу.
- Полночь
- 77 оборотов стрелки.
Основная мысль произведения «Сказка о потерянном времени»:
Главная мысль сказки в том, что время нельзя тратить бессмысленно, его надо беречь и обращаться с ним как с драгоценностью.
Основной идеей автора оказывается мысль о том, что каждый даром проведённый час делает человека стариком.
А значит надо стремиться к тому, чтобы каждую минуту своей жизни использовать на полезные дела.
Чему учит произведение:
Сказка учит беречь своё и чужое время.
Учит тому, что время нужно проводить с пользой.
Учит не прогуливать уроки, не лениться, всё успевать.
Учит дружить и помогать товарищам.
Краткий отзыв о «Сказке о потерянном времени»
Прочитав эту сказку, я поняла, как важно ценить время.
Автор рассказал занимательную и даже смешную историю о том, как обычные нерадивые школьники волшебным образом превратились в старичков.
Эти ребята плохо учились, ленились, баловались, и их время забрали волшебники.
Но ребята смогли вернуть свою молодость, потому что действовали решительно и сообща.
Они плечом к плечу встали перед лицом общей беды и смогли обмануть волшебников.
Сказка заставляет задуматься о том, что нужно бережно относиться к своему времени.
Учит не тратить его на пустые, бесполезные занятия.
Ведь упущенное время в реальной жизни вернуть не получится.
А ведь сколько всего полезного и нужного можно было бы сделать в эти даром проведённые часы!
Я всем советую обязательно прочитать эту сказку, чтобы научиться правильно проводить своё время и не повторять ошибок главных героев.
Пословицы к произведению:
Пора да время дороже золота.
Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.
Времени не догонишь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием.
Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Кто меня зовёт?
— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.
— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:
— Ой!
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
— Тётя Наташа, что с вами?
— Как что? — отвечает тётя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик. — Я — Петя, ученик третьего класса.
— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.
«Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца повествует о том, как важно ценить время и дорожить каждой секундой. Произведение проходят в 4 классе, и в рамках предмета есть задание:
- Выпишите из «Сказки о потерянном времени» пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Задание непростое по той причине, что явных пословиц, которые у каждого были бы на слуху и входили в сборники, здесь нет. В «Сказке о потерянном времени» можно найти выражения, которые по структуре, ритму и смыслу схожи с пословицами. Так зачастую бывает: Великий человек или писатель придумывает меткое высказывание. Оно нравится людям, и его активно начинают употреблять в речи. И вот уже выражение приобретает пословичное значение. Спустя несколько лет становится сложно разобраться, пословица это или крылатое выражение.
Но что-то мы отвлеклись. Вернёмся к сказке и поищем в тексте высказывания с пословичным значением.
Пословицы и поговорки из Сказки о потерянном времени
Поговорки, которые встречаются в сказке:
- Всё пропало. Так говорят, когда что-то не удалось, и дело совершенно безнадёжно.
- Держать ухо востро. Значит быть очень внимательным, осмотрительным, осторожным.
- Терять время понапрасну. Тратить время зря, лентяйничать, бездельничать, бить баклуши.
Пословицы из сказки:
- Человек, который теряет время напрасно, не замечает, как стареет. Мудрое высказывание, которое по своему строению и смыслу — пословица. В нем говорится о том, что пустая трата времени стремительно приближает старость. Время быстротечно, и нужно распределять его разумно, чтобы не пришлось потом жалеть о бесцельно потраченном времени. Русская народная пословица, похожая по смыслу, гласит: «Время красит, безвременье старит».
- Нечего время терять – идем работать. Время нужно проводить с пользой: работать или интересно отдыхать. Если время тратить на ерунду — оно уходит безвозвратно и вернуть его становится невозможно. На эту тему есть замечательная русская народная пословица (не используется в сказке Шварца): «Много спать — мало жить. Что проспано, то прожито».
- Иногда можно потратить время, чтобы потом его сберечь. Пословица о разумном использовании времени. Иногда нужно проделать какие-то действия, чтобы потом сэкономить время. Не всегда полезно спешить. Планировать, обдумывать свои действия — очень хороший навык. Как помним, в «Сказке о потерянном времени» Пеня Бобров поленился запомнить дорогу к домику волшебников, поэтому детям пришлось зря потратить драгоценные минуты, чтобы его отыскать. Хорошо, что все закончилось благополучно.
А какие русские народные пословицы можно подобрать к сказке?
Пословицы к Сказке о потерянном времени (Е. Шварц)
К произведению Евгения Львовича Шварца подойдут пословицы и поговорки про время, труд и лень, молодость и старость.
Пословицы о потерянном времени
- Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
- Потерял минуту — потеряешь и час.
- Минутка час бережёт.
- Век долог, а час дорог.
- Часом опоздал, годом не вернёшь.
- День да ночь — сутки прочь.
- И у самого длинного дня есть конец.
- Время не ждёт.
Пословицы про время
- Время красит, безвременье старит.
- Время выиграно — все выиграно.
- Делу время, а потехе час.
- Время деньги дает, а на деньги время не купишь.
- Время научит, что делать.
- Пора да время дороже золота.
- Времени не поворотишь.
- Всякой вещи свое время.
- Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда.
- У молодых время тянется, у стариков бежит.
- Упустишь минуту — потеряешь час.
- Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь.
- Знай минутам цену, секундам счет.
Пословицы о труде и лени
- С лодырем поведёшься — горя наберёшься.
- Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
- Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
- От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Труд всегда даёт, а лень только берёт.
- Откладывай безделье, но не откладывай дела.
- У лодыря что ни день, то лень.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Утреннюю работу не оставляй до вечера.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Пословицы о молодости и старости
- У молодых время тянется, у стариков — бежит.
- Сколько ни жить, а два раза молоду не быть.
- Молод телом, да стар делом.
- Голова седая, да душа молодая.
- Золотое время — молодые лета.
- Молодости не возвратить, а старости не сбыть.
- Два раза молоду не быть.
- Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
- Молодость летает вольной пташкой, а старость ползет черепашкой.
Успехов в учебе! Заглядывайте еще 😉