Кнуров жизненная позиция цитаты

«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.»

«Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы!»

Он сильный, влиятельный человек:

«Теплое участие сильного, богатого человека…» 

«В таких случаях доброго друга, солидного, прочного, иметь необходимо.»

Он известный, почетный человек:

«Приглашает обедать известных людей…»

«И ведь это не разбойники, это почетные люди…»

Кнуров – строгий человек:

«Мокий Парменыч строг…»

Он любит гулять пешком перед обедом, чтобы «нагулять» аппетит:

«Он каждое утро бульвар‑то меряет взад и вперед, точно по обещанию.» 

«Брожу ведь я много пешком перед обедом‑то, ну, вот и зашел.»

Кнуров привык к высшему обществу и мало с кем общается в провинции. Основное время Кнуров проводит в Москве, Петербурге или за границей:

«С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее.»

Кнуров читает французские газеты:

«…садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает.»

Старику очень нравится молодая красавица Лариса Огудалова:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи.»

Герой женат и не может жениться на Ларисе, поэтому он надеется, что однажды девушка станет его любовницей:

«Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат.»

Он надеется, что Лариса, если и выйдет замуж, бросит мужа и станет его содержанкой:

«Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться к вам.»

Кнуров якобы жалеет Ларису в ее тяжелой ситуации, которая описана в пьесе. Но на самом деле герой преследует только свои интересы и мало думает о счастье девушки:

«Так посудите, каково ей, бедной!»

После ночи на пароходе господин Паратов бросает Ларису. Кнуров и Вожеватов решают воспользоваться случаем. Теперь, когда честь Ларисы потеряна, ей лишь остается стать чьей-нибудь любовницей. Кнуров и Вожеватов бросают жребий. Согласно жребию, Кнуров получает «право» быть с несчастной девушкой:

«Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?» 

К сожалению, этот жребий показывает, что ни Кнуров, ни Вожеватов не уважает Ларису и что оба относятся к ней как к вещи:

«…Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь.»

Выиграв жребий, Кнуров предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, стать его любовницей и содержанкой:

«Я только желаю вам добра и счастия, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку? <…> И полное обеспечение на всю жизнь?» 

«Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.»

Кнуров обещает Ларисе роскошную жизнь, если та станет его любовницей. Он обещает, что никто не будет говорить о ней плохо, так как он сделает ее очень богатой:

«Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня; и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало.»

Оказавшись в безвыходной ситуации, Лариса соглашается ехать с Кнуровым в Париж и стать его любовницей:

«Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.»

Однако Кнуров не успевает увезти Ларису в Париж. Жених Ларисы господин Карандышев убивает ее в ту же ночь:

«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»

Это был образ и характеристика Кнурова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах.

Характеристика Кнурова

Характеристика Кнурова

Одним из значимых героев второго плана в пьесе Александра Островского «Бесприданница» является Мокий Парменыч Кнуров – очень богатый и влиятельный купец, представитель высшего городского общества, хотя и не благородного происхождения. Будучи одним из поклонников Ларисы Огудаловой, оказывает большое влияние на её судьбу. Характеристика Кнурова позволяет лучше понять обречённость и трагизм участи Ларисы. Он соблазняет её своим богатством и высоким положением. Когда Лариса понимает, что является лишь игрушкой в руках людей, она решает стать содержанкой Кнурова.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.

Полное имя — Мокий Парменыч Кнуров.

Возраст — точно не указан, пожилой мужчина.

Род занятий — купец, крупный делец.

Семья — женат.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.

Воспитание — традиционное для его сословия.

Образование — традиционное для его сословия.

Внешность — пожилой мужчина солидной наружности.

Характер — умный, прагматичный, самоуверенный, безнравственный, бездушный, надменный, строгий, замкнутый, щедрый, с чувством собственного достоинства, солидный, брезгливый, высокомерный.

Положительные черты — умный, с чувством собственного достоинства, деликатный, щедрый.

Отрицательные черты — безнравственный, надменный, бездушный, меркантильный, высокомерный.

Произведение — «Бесприданница».

Автор — Александр Николаевич Островский.

Цитатная характеристика

Описание образа Кнурова с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Кнурова основан на том, что он является крупным дельцом, успешным купцом.

«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени…»

Источник: Лица

Кнуров очень богатый человек.

«…с громадным состоянием».

Источник: Лица

«…коли у него миллионы!»

Источник: Действие первое, явление 1

«Кнуров. Да, с деньгами можно дела делать, можно. (С улыбкой.) Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.
Вожеватов. Дурное ли дело! Вы сами, Мокий Парменыч, это лучше всякого знаете.
Кнуров. Знаю, Василий Данилыч, знаю».
Источник: Действие первое, явление 2

Кнуров – сильный, влиятельный и всеми уважаемый человек.

«Теплое участие сильного, богатого человека…»

Источник: Действие второе, явление 2

«…доброго друга, солидного, прочного иметь необходимо».

Источник: Действие второе, явление 2

«И ведь это не разбойники, это почетные люди…»

Источник: Действие третье, явление 14

Мокий Парменыч – женатый человек.

«Жениться! Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый».

Источник: Действие первое, явление 2

Кнуров – птица высокого полёта. Он привык жить и совершать сделки в Москве и Петербурге, за границей. Он лишь изредка приезжает в город Бряхимов по делам.

«Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».

Источник: Действие первое, явление 1

Внешность

Портретная характеристика Кнурова основана на том, что он является пожилым мужчиной.

«…пожилой человек…»

Источник: Лица

Черты характера и поступки

Мокий Парменыч привык общаться исключительно с людьми своего круга, которых он уважает. Он считает для себя недостойным разговаривать с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице.

«Иван. Отчего это он все молчит?
Гаврило. “Молчит”! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
Источник: Действие первое, явление 1

«Да неловко; много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут! Вот, например, Карандышев – ну что за знакомство для меня!»

Источник: Действие первое, явление 2

Кнуров не считает обслуживающий персонал за людей и не считает нужным обращать на них внимание.

«Слева выходит Кнуров и, не обращая внимания на поклоны Гаврилы и Ивана, садится к столу…»

Источник: Действие первое, явление 1

Кнуров имеет привычку подолгу прогуливаться перед обедом.

«Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает?
Гаврило. Для моциону.
Иван. А моцион-то для чего?
Гаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду».
Источник: Действие первое, явление 1

«Брожу ведь я много пешком перед обедом-то».

Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров большой любитель вкусно и изысканно поесть. Он не притронется к дурно приготовленной пище и не будет питаться в неподходящей компании или месте. Обед у Карандышева является для него мучением, так как он ничего не может там есть.

«Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?»

Источник: Действие первое, явление 1

«Карандышев (переходит к Кнурову). Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?
Кнуров (с удивлением оглядывает его). У вас?»
Источник: Действие первое, явление 3

«Кнуров. Я, господа, в клуб обедать поеду, я не ел ничего.
Паратов. Подождите, Мокий Парменыч!
Кнуров. Со мной в первый раз в жизни такой случай. Приглашают обедать известных людей, а есть нечего…»
Источник: Действие третье, явление 4

«Карандышев (Кнурову). Не прикажете ли?
Кнуров. Не хочу я ваших сигар – свои курю».
Источник: Действие третье, явление 6

Для Кнурова имеет значение общественное мнение. Он не готов на людях пить шампанское утром.

«Нет, что хорошего; люди посмотрят, скажут: ни свет ни заря – шампанское пьют».

Источник: Действие первое, явление 2

Мокий Парменыч неравнодушен к Ларисе Огудаловой, и её общество доставляет ему большое удовольствие.

«Вожеватов… бывать у них в доме – большое удовольствие.
Кнуров. Действительно удовольствие – это в правду говорите».
Источник: Действие первое, явление 2

«Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слово сказать. Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи».
Источник: Действие первое, явление 2

Кнуров без особого уважения относится к Харите Огудаловой, матери Ларисы. При её виде он даже не удосуживается встать для приветствия.

«Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой…»

Источник: Действие первое, явление 3

Благодаря богатству и влиянию Кнуров является одним из самых желанных гостей в доме Огудаловых.

«Будьте уверены, Мокий Парменыч, что мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем этого сравнить нельзя».

Источник: Действие второе, явление 2

«Это все приятели Хариты Игнатьевны».

Источник: Действие третье, явление 14

Кнуров заинтересован в том, чтобы Лариса стала его содержанкой в случае неудачного брака с Карандышевым.

«Вы можете мне сказать, что она еще и замуж-то не вышла, что еще очень далеко то время, когда она может разойтись с мужем. Да, пожалуй, может быть, что и очень далеко, а ведь может быть, что и очень близко. Так лучше предупредить вас, чтобы вы еще не сделали какой-нибудь ошибки, чтоб знали, что я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею».

Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров пытается подкупить Хариту Огудалову своей щедростью по отношению к Ларисе.

«Кнуров… Вам нужно сделать для Ларисы Дмитриевны хороший гардероб, то есть мало сказать хороший – очень хороший. Подвенечное платье, ну, и все там, что следует.
Огудалова. Да, да, Мокий Парменыч.
Кнуров. Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как. Так вы закажите все это в лучшем магазине, да не рассчитывайте, не копейничайте! А счеты пришлите ко мне, я заплачу».
Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров лицемерно жалеет Ларису, обманутую Паратовым. Он прекрасно понимает, что это отличный шанс сделать её своей содержанкой.

«Кнуров. Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет.
Вожеватов. Еще бы! что за расчет!
Кнуров. Так посудите, каково ей, бедной!»
Источник: Действие четвертое, явление 5

«Кнуров. Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.
Вожеватов. То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?
Кнуров. Да, пожалуй, если угодно: это одно и то же».
Источник: Действие четвертое, явление 6

Кнуров – глубоко безнравственный человек, который решает разыграть Ларису, словно ценный приз. Желая расчистить себе дорогу и устранить конкуренцию, он предлагает Вожеватову разыграть право обладания Ларисой при помощи монетки.

«Кнуров. Вы мне мешаете, а я вам. Может быть, вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто.
Вожеватов. Отступного я не возьму, Мокий Парменыч.
Кнуров. Зачем отступное? Можно иначе как-нибудь.
Вожеватов. Да вот, лучше всего, (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?
Кнуров (в раздумье). Если скажу: орел, так проиграю; орел, конечно, вы. (Решительно.) Решетка..»
Источник: Действие четвертое, явление 6

«Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, – это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может».

Источник: Действие четвертое, явление 11

Воспитание

Кнуров – образованный человек, который свободно владеет французским языком.

«…вынимает из кармана французскую газету и читает».

Источник: Действие первое, явление 1

Характеристика Кнурова другими героями

Карандышев

Карандышев видит, что Кнуров при всём своём высоком положении в обществе является обычным подлецом, который безнравственно кидает жребий на право обладания Ларисой.

«Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку – и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, – это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может».

Источник: Действие четвертое, явление 11

«И ведь это не разбойники, это почетные люди… Это все приятели Хариты Игнатьевны».

Источник: Действие третье, явление 14

Подробная характеристика Карандышева.

Харита Огудалова

Огудалова, будучи глубоко меркантильной женщиной, видит в Кнурове большой денежный мешок и потому относится к нему с особенным уважением и заискиванием.

«Будьте уверены, Мокий Парменыч, что мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем этого сравнить нельзя».

Источник: Действие второе, явление 2

Подробная характеристика Хариты Игнатьевны.

Вожеватов

Кнуров знает, что Вожеватов – очень богатый, успешный купец.

«Кнуров. Да, с деньгами можно дела делать, можно. (С улыбкой.) Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.
Вожеватов. Дурное ли дело! Вы сами, Мокий Парменыч, это лучше всякого знаете.
Кнуров. Знаю, Василий Данилыч, знаю».
Источник: Действие первое, явление 2

Подробная характеристика Вожеватова.

Гаврило

Буфетчик Гаврило относит Кнурова к «чистой» публике, то есть к людям самого высокого ранга.

«Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя».

Источник: Действие первое, явление 1

Гаврило знает привычку Кнурова прогуливаться по улице «для моциону», чтобы нагулять отменный аппетит перед обедом.

«Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает?
Гаврило. Для моциону.
Иван. А моцион-то для чего?
Гаврило. Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду. Какие обеды-то у него! Разве без моциону такой обед съешь?»
Источник: Действие первое, явление 1

Гаврило знает, что Кнуров – важный человек с очень высоким мнением о себе. Он будет разговаривать лишь с равными себе. Остальных людей Кнуров игнорирует.

«Иван. Отчего это он все молчит?
Гаврило. “Молчит”! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
Источник: Действие первое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кнурова вместе!

Биография

Мокий Парменыч Кнуров – пожилой мужчина, очень богатый и влиятельный купец, представитель «элиты» города Бряхимова.

Кнуров – человек деятельный, купец большого полёта и по своим делам часто выезжает в Москву, Петербург и за границу. Образован, владеет французским языком.

Кнуров давно женат, но своё супружество считает досадной обузой. Возможно, у него есть взрослые дети.

Будучи большим ценителем прекрасного, Кнуров увлекается юной Ларисой Огудаловой, считая её настоящим бриллиантом, который нуждается в дорогой оправе. Являясь одним из самых почётных гостей в доме Огудаловых, он постепенно входит в расположение и становится лучшим другом семьи.

Кнуров понимает, что предстоящий брак Ларисы и Карандышева – это глупость, недоразумение. Когда Лариса убегает от жениха и проводит ночь с Паратовым, Кнуров тотчас смекает, что его час настал и он сможет сделать из Ларисы свою содержанку. Чтобы избежать возможной конкуренции, он даже соглашается на предложение Вожеватова кинуть жребий и тем самым подтвердить, кому из них достанется девушка.

Фортуна улыбается Кнурову, однако ему так и не суждено стать любовником Ларисы: её убивает обезумевший от ревности Карандышев.

Образ Кнурова

В пьесе Островского Кнуров представляет собой образ консервативного, прочно стоящего на ногах богатого купца. Это делец с большой буквы, который всю свою жизнь провёл в решении серьёзных финансовых вопросов и поисках прибыли. На любое событие в своей жизни Кнуров реагирует с позиции “а принесёт ли это мне выгоду?”.

Кнуров очень прагматичен не только в финансовых вопросах, но и в отношениях с людьми. Он чётко делит их на две категории: на тех, кто достоин его внимания, и тех, с которыми он даже не разговаривает. И к первой категории относится лишь узкий круг избранных – таких же богатых и влиятельных, как и сам Кнуров. Находясь в провинции, Мокий Парменыч предпочитает молчать, поскольку считает ниже своего достоинства разговаривать с простыми людьми.

Холодный и расчётливый, Кнуров в то же время открыт прекрасному. Он любит посещать выставки, музеи, тонко чувствует музыку, неравнодушен искусству. Именно поэтому он увлекается Ларисой – девушкой не только красивой, но и утончённой, изящной, чуткой, музыкально одарённой.

Однако в увлечении Кнурова нет ничего общего с настоящим глубоким чувством. Понимая, что не сможет сделать Ларису своей законной супругой, он отводит ей роль роскошной любовницы, с которой можно было бы блистать в обществе. Такая девушка, как Лариса, стала бы предметом зависти, настоящим украшением на светских раутах. Кнурову не интересны чувства и переживания Ларисы, для него она лишь красивая, искусно сделанная кукла, которой можно было бы похвастать в обществе.

Кнуров настолько аморален и безнравственен, что способен разыгрывать судьбу Ларисы при помощи монетки. Его интересует лишь одно – удовлетворение собственных желаний и прихотей, и душевные переживания других людей ему попросту неинтересны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Мокий Парменыч Кнуров является представителем бездушных и расчётливых дельцов, властителей мира, для которых на первом месте всегда стояли деньги и собственная выгода. Отношение к герою меняется на протяжении всего произведения. Заботясь о собственной репутации, Кнуров пытается создать положительное мнение о себе, однако на деле является циничным и холодным человеком.

Роль героя автор видит в том, чтобы показать, к чему в итоге может привести сосредоточенность на деньгах и собственной персоне: Кнуров одинок и не способен на настоящие сильные чувства, его удел – покупать любовь красивых юных девушек. Характеристика Кнурова позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

История персонажа

Мокий Кнуров – купец, персонаж пьесы «Бесприданница», написанной в 1874–1878 годах. Автор ввел в сюжет двух купцов. Кнуров олицетворяет старое поколение, а Василий Вожеватов – новое.

Создание персонажа

История создания персонажа неизвестна. Но в большинстве своих произведений Александр Островский показывает представителей купеческого сословия. Он высмеивает их жадность, недальновидность.

«Бесприданница» не стала исключением. Купцы получили говорящие фамилии. Кнуров – от слова «кнур», обозначающего кабана. Его оставляют в хозяйстве для размножения, но мясо животного есть нельзя из-за специфического запаха. Фамилия Вожеватова образована от слова «вожжи» и подразумевает либо «тот, который сдерживается вожжами», либо «тот, кто держит вожжи». Хотя сам Островский нигде не упоминал о том, что специально подбирал значение имени и фамилии героя.

Биография Мокия Парменыча Кнурова

В списке действующих лиц Островский указывает, что Кнуров – крупный купец с громадным состоянием и пожилой человек, но не определяет точно его возраст.

О жизни персонажа известно, что он:

  • предпочитает проводить время в Москве и Санкт-Петербурге, а также за границей, где чувствует себя комфортно;
  • читает французские газеты, а значит, хорошо владеет иностранными языками;
  • в уездном городе, где происходит действие пьесы, появляется редко и по делам; общается здесь только с деловыми партнерами;
  • по утрам Мокий Парменыч гуляет по набережной Волги для «моциону».

Иван Воронов в роли Мокия Кнурова в фильме «Бесприданница» / Фото: Кино-Театр.РУ

Иван Воронов в роли Мокия Кнурова в фильме «Бесприданница» / Фото: Кино-Театр.ру

Моцион нужен купцу для аппетита, а тот в свою очередь требуется для того, чтобы съесть обед. Об этом зритель узнает из диалога работников кафе, расположенного на набережной. Мимо этого заведения обычно прогуливается Мокий Кнуров. В том же диалоге раскрывается и внешность купца: «Какие обеды-то у него!» — говорит один из работников, подразумевая, что без моциона столько не съесть, а значит, Кнуров – мужчина крупного телосложения.

Семейное положение – женат, но ни о жене, ни о детях ничего не известно. О других фактах биографии, таких как торговые интересы или партнеры купца, автор не упоминает.

Внешность и характер Мокия Кнурова из пьесы Островского «Бесприданница»

Писатель и драматург Островский стал основоположником новой театральной школы. Он считал, что пьесу зритель легко прочитает сам, а в театр сходит для того, чтобы посмотреть, как ее реализовали артисты. Он старался описывать только базовые характеристики персонажа, оставляя детализацию на усмотрение актера, который сыграет роль. Поэтому Островский не указывает прямо на внешний вид или черты характера.

По складу ума Кнуров умный, предприимчивый, проницательный. Он сумел нажить многомилионное состояние, а это говорит о его хороших торговых талантах.

По отношению к людям высокомерный. Он входит в кафе, не реагируя на поклоны работников. Прикрывается газетой, когда не желает общаться с вошедшими в заведение Карандышевым, Харитой и Ларисой Огудаловыми. Кнуров не заводит лишних знакомств. Он понимает, что у него будут просить денег или ходатайств, и не желает обременять себя тем, что не принесет ни прибыли, ни удовольствия.

От любит следовать правилам. Вожеватов произносит: «Мокий Парменыч строг», – подразумевая, что тот любит порядок в делах и не поощряет вольности работников.

На примере Кнурова легко понять почему Александр Островский считался талантливым драматургом. Для этого нужно обратить внимание на особенности речи Мокия Кнурова в эпизоде в кафе и в диалоге с матерью Ларисы.

Вероятно, купец – очень располагающий к себе человек. Харита Огудалова, Вожеватов, Паратов относятся к нему как к главе рода и отчитываются, как дети.

Он говорит краткими фразами, констатируя отношение к теме или поощряя собеседника к дальнейшим пояснениям:

  • «Остроумно».
  • «Вы думаете?»
  • «И что же?»
  • «То есть правду?»

Иногда Кнуров ставит наводящие вопросы или констатирует факт:

  • «Не деньги ли понадобились <…> он ведь мотоват», – риторическое размышление о Паратове;
  • «Развращаете, значит, понемножку», – реплика о поведении Вожеватова по отношению к Ларисе;
  • «Ну, а этот молодой человек, как, по-вашему, хорошо поступает?» – вопрос Харите Огудаловой.

После его «стимулирующей фразы» собеседник дает развернутый ответ, и становится понятно даже то, о чем не спрашивали. Значит, часть успеха купца в делах возникает из располагающей натуры и того, что он готов выслушать собеседника, которому хочется выговориться. Он использует полученную информацию при необходимости, но собеседника это не обижает, так как тот получил бонус – умного друга, готового слушать.

Так, взаимоотношения Кнурова и Вожеватова для первого превращаются в поддержание вежливого разговора, а для второго это способ поговорить с тем, кто тебя понимает, не осуждает и может одобрить или мягко поправить. Отношение к Ларисе выражается цитатой «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».

Символизм персонажа

Пьеса Островского вызвала отрицательные отзывы среди критиков еще при жизни драматурга. Большинство не понимало, что интересного может быть в трагедии глупой провинциальной барышни. Обозреватель из «Русских ведомостей» написал: «Драматург утомил всю публику».

Сегодня пьеса и ее герои могут рассматриваться как описание жизни людей, живших полтора века назад. Зигмунд Фрейд сформулировал теорию архетипов полагая, что их понимание помогает человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Предугадывать, как они будут действовать в той или иной ситуации, и выстраивать ответную тактику заранее. В этом отношении понаблюдать за Кнуровым как за архетипом полезно.

Кнуров – умелый охотник. Еще в первой беседе с Вожеватовым он заинтересовался Ларисой. Героиня красива, и то, что в глазах окружающих считалось недостатком (отсутствие приданого и умение говорить правду не к месту), для него особенности, но не проблемы.

Он пожелал получить в собственное владение новый бриллиант. Получив информацию, проанализировал и устранил препятствия. Чаще вспоминают эпизод, где Кнуров предложил Вожеватову подбросить монетку на то, кто будет везти Ларису в Париж, но эпизод с матерью Ларисы не менее важен. Купец купил невмешательство и даже соучастие дамы чеком на свадебные расходы. Сказав, что она должна одеть невесту подобающим образом, а счета прислать ему. Т. е. предложил каждому подходящую наживку, и все съели.

Трудно судить, честен или бесчестен Кнуров, но то, что очень умен, несомненно. Никто из «устраненных» не понял степени его заинтересованности, и «бриллиант» достался бы купцу дешевле, чем если бы он выбрал другую тактику. Только трагическая случайность помешала ему увезти Ларису.

Кнуров на экране

Впервые фильм по пьесе сняли еще до Октябрьской революции, в 1912 году. Вероятно, лента не сохранилась. О ней известно, что роль Ларисы исполнила актриса Вера Пашенная. Самая известная советская экранизация была представлена зрителям в 1984-м Эльдаром Рязановым. Это фильм «Жестокий романс», где роль Кнурова сыграл артист Алексей Петренко.

Алексей Петренко в образе Мокия Кнурова / Кадр из фильма «Жестокий романс»

Алексей Петренко в образе Мокия Кнурова / Кадр из фильма «Жестокий романс»

Интересные факты

  1. Эльдар Рязанов говорил, что снимать фильм «Жестокий романс» он решил после того, как жена заставила его прочитать еще раз пьесу Островского. «Я прочитал и понял: буду снимать», – сказал режиссер в интервью.
  2. Романсы для фильма режиссер тоже искал сам. Он перечитал сборники поэзий Цветаевой и Ахматовой, так как те песни, что пели в предыдущем телефильме 1936 года, показались ему устаревшими.
  3. Журнал «Советский экран» признал «Жестокий романс» лучшим фильмом 1984 года.

Цитаты Кнурова из «Бесприданницы»

Афоризмом стала его фраза о том, что дорогой бриллиант дорогой оправы требует. Другие цитаты относятся к жизненной позиции Кнурова:

«Ювелир не просто мастеровой, он должен быть художником».

«Молодость – великое дело. <…> Долго ли с вашими летами влюбиться; а уж тогда какие расчеты!»

«Я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею».

Обновлено: 13.03.2024

Он сам о себе говорит: «Я еще не совсем опо­шлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торга­шества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько. минут. я брошу все рас­четы, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью». Такие слова кружат Ларисе голову. В минуту страсти Паратов действительно спо­собен на бескорыстные поступки. Так, например, он признается купцам, что чуть было не женился на Ла­рисе.
Сам Паратов говорит о себе: «У меня. ничего за­ветного нет; найду выгоду, так все продам, что угод­но». Так продает он свой пароход «Ласточка», так «продает» и Ларису, меняя ее на «золотые прииски». Ради своего легкомысленного, сиюминутного удо­вольствия он губит девушку. О ее дальнейшей судьбе он не задумывается. Главное для него — повеселее провести последние дни в Бряхимове.
Сергей Сергеич откровенно ханжествует: «Я, Ла­риса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное». Когда же, обольстив Ларису, Паратов покидает ее, героиня упрекает его в коварст­ве и душевной черствости. На самом деле Паратов не лгал, просто Лариса не хотела, не умела его услы­шать.

Из разговора Кнурова с Вожеватовым выясняется, что в практической, деловой сфере Паратов терпит неудачу, в настоящее время нуждается в деньгах и поэтому продает пароход “Ласточка”. “Выгоды не находит”,- заключает Вожеватов, а Кнуров добавляет: “Где ж ему! Не барское это дело. Он ведь мотоват”.

Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя; c Карандышевым в присутствии Ларисы он принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником и т. д.

Довольно легко Паратов находит общий язык с людьми, при этом довольно ловко играет словами. На всякий случай у него найдутся поговорки, пословицы, цитаты. Он щеголяет тем, что “с бурлаками водился”, у которых выучился разговорному языку. В полемике с Карандышевым Паратов называет самого себя бурлаком: “Я — судохозяин и вступлюсь за них; я сам такой же бурлак”. Однако сопротивления в людях он встречать не привык. Не случайно Огудалова с тревогой предупреждает Карандышева: “Вы поосторожней с ним, а то жизни не рады будете”.

Флиртуя с Ларисой, Паратов совершенно не дорожит ею. Он хочет унизить в ее глазах жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним “топорщится”, “как и человек, петушиться тоже вздумал”. “У меня правило: никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут”,- это не пустые звуки, а одно из качеств Паратова. Он вступил с Карандышевым в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, сколь ничтожен, низок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, с блестящим барином. Никакие брудершафты не останавливают Паратова в осуществленном им сценарии унижения и оскорбления чиновника Карандышева, посмевшим посчитать себя равным ему. Ларису уговаривают поехать на пикник. Это оказалось возможным, потому что Паратов скрыл от Ларисы тот факт, что он обручен. Всеми своими речами и поступками он афиширует свое “чувство”, внушает ей, что он ее любит. Слово, которое для Ларисы имеет прямой смысл, для Паратова мимолетное средство, необходимое для достижения своих целей. “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается” (Вожеватов); “И должно быть, обещания были определенные и серьезные” (Кнуров). Кнуров точно подметил: “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису не променяет”. “Еще бы! Что за расчет! ”,- соглашается Вожеватов.

Паратов любит только себя и свое благополучие, не обращая внимания на то, как он попутно, незаметно для себя, калечит судьбы людей.

Следующая цитата

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» главными персонажами, противопоставленными нравственно чистой Ларисе Огудаловой, являются дельцы Сергей Сергеич Паратов, Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов. Несмотря на то что эти образы индивидуализированы, они имеют множество сходств, в первую очередь проявляющихся в мировоззрении и в образе жизни.

Для Кнурова, Вожеватова и Паратова главным в жизни являются деньги. Они готовы продать все, что у них есть, ради того, чтобы получить прибыль. Паратов продает пароход «Ласточка», но главное – он готов продать собственную свободу ради денег, ведь он женится на богатой женщине. Настоящие нравственные ценности, основанные на чувствах любви и дружбы, не имеют никакого значения для героев. Это люди, которые хотят быть лучше остальных, они стремятся к улучшению своего материального состояния. Любви и настоящих чувств для Паратова, Вожеватова и Кнурова не существует. Они уверены, что расположение Ларисы Огудаловой можно купить за деньги.

Герои высмеивают всех тех, кто не имеет больших средств к существованию. Под нападками Кнурова, Паратова и Вожеватова оказывается бедняк Карандышев, стремившийся попасть в общество «дельцов». Персонажи не хотят знаться с такими, как Карандышев, а если они находятся в общем круге знакомых, то высмеивают и стараются напакостить.

Жизненные принципы Кнурова и Вожеватова во многом основаны на равнодушии и бездуховности. Они словно наблюдают за тем, что происходит в жизни Ларисы Огудаловой. Мокий Парменыч и Василий Данилыч интересуются девушкой, но не могут жениться на ней, так как она бесприданница. Связать свою жизнь с бедной девушкой герои не могут. Паратов же не только безнравственный, но и жестокий человек, которому совершенно не важно, что чувствует Лариса Огудалова. Предав ее один раз, Паратов вновь кружит девушке голову, а после вновь отказывает ей в совместном будущем. Чувства окружающих для Паратова, Кнурова и Вожеватова – самое последнее, что их может заинтересовать. Главное – это собственные цели и результаты, способные принести прибыль и личную выгоду.

Мир людей, подобных Вожеватому, Паратову и Кнурову, схож с миром хищников. Каждый из героев готов пойти по головам ради собственных корыстных целей. Человеческая жизнь ничего не стоит, судьба Ларисы предрешается с помощью игры в орлянку. Главная героиня понимает, что для них она является куклой, жизнь которой не имеет значения.

Паратов дает Робинзону наставление: уметь примеряться к обстоятельствам. Сергей Сергеич понимает, что идет век буржуазии, поэтому нужно становиться бесчувственным и жестоким. Этих же принципов придерживаются и Кнуров с Вожеватовым. Жениться на Ларисе означало «насмешить» всех окружающих, поэтому никто не решается на такой шаг, несмотря на то что Паратов увлекает Ларису за собой, а Кнуров предлагает ей свою «дружбу». Настоящей любви быть не могло, потому что ни Паратов, ни Вожеватов, ни Кнуров не способны на искреннее чувство. Их не интересуют любовные и семейные отношения: Кнуров находится в официальном браке, однако предлагает Ларисе свою «дружбу»; Паратов женится только из-за того, что хочет получить от богатой невесты деньги; Вожеватов вообще отрицает чувство любви.

Герои показывают свою заинтересованность жизнью Ларисы, однако за этой оболочкой скрывается полное равнодушие и нежелание связываться с девушкой, у которой нет приданного. Из этого следует, что главной трагедией Огудаловой становится не то, что она бесприданница, а то, что в обществе царствуют бездушные дельцы-предприниматели, подобные Кнурову, Вожеватову и Паратову.

Следующая цитата

Одними из главных персонажей пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» являются Кнуров и Вожеватов. Их объединяет то, что они принадлежат к купеческой среде, только Кнуров – пожилой человек, а Вожеватов – молодой. Так, писатель показывает, что основное отличие между героями заключено в возрасте.

Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова объединяет то, что они оценивают окружающих людей по материальному положению. Деньги для них – самое ценное. И пожилой Кнуров, и молодой Вожеватов презирают всех тех, кто беден и не имеет большого состояния.

В начале повествования Иван и Гаврило сравнивают Мокия Парменыча и Василия Данилыча между собой. Если Кнуров почти ни с кем не разговаривает, считая себя выше всех остальных, то Вожеватов «разговорчив». Однако Гаврило уверен, что все дело в возрасте: Вожеватов разговорчив, так как еще молод, а когда станет взрослее, то будет таким же «идолом», как и Кнуров, который «малодушеством» уже не занимается.

Вожеватова и Кнурова объединяет также то, что они, являясь купцами, занимают высокое положение в обществе. Автор показывает, что дворянские гнезда постепенно сменяются новым типом людей – дельцами, для которых деньги и выгода имеют большое значение. Символом этого перехода становится покупка Вожеватовым парохода «Ласточка», принадлежащего дворянину Паратову. На этой сделке присутствует и Кнуров.

И Кнуров, и Вожеватов, с одной стороны, неравнодушны к судьбе главной героини – Ларисы Огудаловой. Они рассуждают о том, что бедный Карандышев – не пара Ларисе. Кнуров уверен, что она рождена для роскоши, а Карандышев не сможет дать ее девушке. Помешанные на деньгах купцы думают, что в жизни каждого человека имеют цену только богатства, к которым они стремятся сами.

Но о том, что Вожеватов и Кнуров заботятся о Ларисе, сказать нельзя. Василий Данилыч Вожеватов выступает как наблюдатель, который не хочет вмешиваться в судьбу своей давней подруги Ларисы Огудаловой. Мокий Парменыч Кнуров помогает девушке только в материальном плане, хотя деньги для нее не имеют значения. Ни Кнуров, ни Вожеватов не ставят в приоритет человеческие чувства. Герои считают, что все можно купить за деньги. К Ларисе они относятся как к кукле, с которой можно поиграться и в определенный момент оставить. И если Кнуров предлагает Ларисе обеспеченную жизнь, то Вожеватов и вовсе отказывает девушке в помощи, когда она искренне ждет ее. Вожеватов радуется тому, что он проиграл в орлянку Кнурову, ведь так ему не нужно будет тратить свои сбережения на содержание Ларисы Огудаловой.

Вожеватов и Кнуров – представители купеческой среды. Они отличаются своей жестокостью и бездушностью. Ради собственных корыстных целей они готовы пойти по головам, цель для них оправдывает средства. Главное отличие Мокия Парменыча и Василия Данилыча заключается в возрасте. А.Н. Островский показывает, что и старшее поколение купцов, и младшее поколение купцов одинаково. Цинизм и эгоизм – вот основные качества Вожеватова и Кнурова.

Следующая цитата

Работая над пьесой «Бесприданница», А.Н. Островский использовал прием психологизма. Все персонажи являются цельными образами, внутренние качества которых раскрываются на протяжении всего повествования.

Психологизм проявляется с помощью различных средств: самохарактеристики, объяснения персонажами своих чувств, действия героев и их речевая характеристика.

Самым ярким примером самохарактеристики является рассуждение Паратова о собственной натуре: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Для Ларисы Огудаловой характерно объяснять другим персонажам или самой себе то, что она чувствует. Карандышеву девушка признается, что даже после его предательства она любит Паратова. Матери Лариса рассказывает о своих желаниях, связанных с жизнью в деревне.

Речевая характеристика помогает распределить всех персонажей на определенные группы. Речь Паратова, Кнурова и Вожеватова отличается интересом к материальным ценностям. Это «хозяева жизни», это дельцы, которые правят этим обществом. Яркой речью обладает Робинзон, особенности его выражений помогают показать «купечество» Кнурова и Вожеватова. Речь Ларисы Огудаловой отличается мелодичностью. Не зря героиня поет романсы на протяжении повествования. Речевая характеристика позволяет показать непохожесть Ларисы Огудаловой на то общество, в котором ей приходится существовать.

Однако самим ярким средством передачи психологического портрета персонажей являются их действия. Харита Игнатьевна является своеобразной торговкой собственных дочерей. Для нее жизнь Ларисы не имеет значения. Это показывает Огудалову-старшую как равнодушную и жестокую мать.

Паратов не хочет жениться на Ларисе, потому что та является бесприданницей. Он дважды обманывает ее и предает, не задумываясь о чувствах героини. Как и Кнуров с Вожеватовым, Паратов относится к Ларисе как к игрушке. Главная героиня сама называет себя игрушкой в руках у всех окружающих ее людей.

Поступки Карандышева говорят все за него. Он хочет казаться тем, кем не является на самом деле. Чтобы показать свои изменения, он дает обед, на который приглашает всю городскую знать. Этот поступок говорит о том, что Карандышев – эгоистичный человек, который сделает все, чтобы попасть в обществе «дельцов».

Особенности психологизма в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» заключаются в том, что герои статичны. В них не происходит явных изменений. Они таковы, каковыми являются в действительности. Характеры героев постепенно раскрываются, дополняя основную черту различными деталями. Читатель сразу видит, что Паратов – корыстный человек. Дополняется характеристика тем, что ради выгоды он соглашается на брак с нелюбимой женщиной. Раскрывается и образ давнего друга Ларисы Вожеватова, который в финале произведения отказывает девушки в поддержке.

Таким образом, с помощью различных приемов А.Н. Островский раскрывает внутренний мир героев, их психологический портрет, являющийся своеобразным портретом современного автору общества.

Читайте также:

      

  • Карта небесной сферы или тайный меридиан цитаты
  •   

  • Левиоса а не левиоса цитаты
  •   

  • Крутой учитель онидзука цитаты
  •   

  • Цитаты гавриила из сверхъестественного
  •   

  • Движение это жизнь цитаты

Цитаты Мокий Парменыч Кнуров

Жениться! Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый.

Да, с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.

— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
— И хорошего ювелира.
— Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.

Я, господа, первый раз на званом обеде ничего не ел. Позвали известных людей, есть нечего, хозяин человек глупый.

Ах, бедная девушка! В нищенской обстановке, да ещё за дураком-мужем — она или опошлится или погибнет.

Разве можно в наше время кому-нибудь доверять? Разденут тут же!

Есть границы, за которые осуждение не переходит.

— Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.
— И хорошего ювелира.

Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
— То есть правду?
— Да, правду…

У вас шансов больше моего: молодость — великое дело.

Как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели. Поломается, поколотят его раза два, ну, он и доволен, и идёт спать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поездка удалась цитаты
  • Мы сами творим свою судьбу цитаты
  • Цитаты о деловых мужчинах
  • О чем мечтают дети цитаты
  • По татарски пословицы и загадки