Кому на руси жить хорошо кто счастлив и почему цитаты

Цитатник

на
тему «Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОЛОГ

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

***

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?»

***

– Чтоб армяки мужицкие

Носились, не сносилися! —

Потребовал Роман.

– Чтоб липовые лапотки

Служили, не разбилися, —

Потребовал Демьян.

– Чтоб вошь, блоха паскудная

В рубахах не плодилася, —

Потребовал Лука.

– Не прели бы онученьки… —

Потребовали Губины…

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

Глава I. ПОП

***

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь  —

Не так ли, други милые?

ГЛАВА II. СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА

***

Не мать-земля колышется —

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ!

ГЛАВА III. ПЬЯНАЯ НОЧЬ

ГЛАВА IV. СЧАСТЛИВЫЕ

***

Что счастие не в пажитях

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

«А в чем же?»

– В благодушестве!

***

Что у нее по осени

Родилось реп до тысячи

На небольшой гряде.

***

– А в том, во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях

Я был, а не убит!

А во-вторых, важней того,

Я и во время мирное

Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих – за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай – жив!

***

Коли проснусь до солнышка

Да разогнусь о полночи,

Так гору сокрушу!

Случалось, не похвастаю,

Щебенки наколачивать

В день на пять серебром!

 ***

 Мне на родине,

Как всякому крестьянину,

Хотелось умереть.

***

У первого боярина,

У князя Переметьева,

Я был любимый раб.

***

– А счастье наше – в хлебушке:

Я дома в Белоруссии

***

И счастье мне великое:

Троих моих товарищей

Сломали мишуки,

А я живу, Бог милостив!

***

– Нас у порога лавочник

Встречает подаянием,

А в дом войдем, так из дому

Проводят до ворот…

***

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

ГЛАВА V. ПОМЕЩИК

***

И знали мы почет.

***

Краса и гордость русская,

Белели церкви Божии

По горкам, по холмам,

***

«Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков!

КРЕСТЬЯНКА

Глава I. До замужества

***

– Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Глава II. Песни

Глава III. Савелий, богатырь святорусский

ГЛАВА IV. ДЕМУШКА

ГЛАВА V. ВОЛЧИЦА

ГЛАВА VI. ТРУДНЫЙ ГОД

ГЛАВА VII. ГУБЕРНАТОРША

Глава VIII. БАБЬЯ ПРИТЧА

***

Ославили счастливицей,

Прозвали губернаторшей

Матрену с той поры…

***

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны                                                

У Бога самого!

ПОСЛЕДЫШ

Глава I

ПИР – НА ВЕСЬ МИР

Веселая

Барщинная

Про холопа примерного – Якова Верного

***

… ни работою

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

О двух великих грешниках

Крестьянской грех

Голодная

– Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси! —

Гремели голоса:

ЭПИЛОГ

Гриша Добросклонов

Соленая

… и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет.

…Над Русью оживающей

Святая песня слышится,

То ангел милосердия,

Незримо пролетающий

Над нею, души сильные

Зовет на честный путь.

Бурлак

 «Издревле Русь спасалася

Народными порывами».

(Народ с Ильею Муромцем

Сравнил ученый поп.)

Русь
III

…Быть бы нашим странникам под родною

крышею,

Если б знать могли они, что творилось

с Гришею.

…Пел он воплощение счастия народного!..

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Оксана Пискунова

    17/17

  • Темирлан Зурабов

    17/17

  • Сайаана Васильева

    17/17

  • Илья Зубков

    16/17

  • Елена Подлипская

    17/17

  • Ps Pro

    17/17

  • Алина Вишневская

    13/17

  • Джамшед Саматов

    14/17

  • Светлана Щепоткиной

    13/17

  • Pretty Sweet

    11/17

Все великие творения Н. А. Некрасов посвятил русскому народу. Он хотел помочь своим творчеством страдающим, обнищавшим крестьянам. В этом поэт видел смысл жизни. После реформы 1961 года в обществе зреет насущный вопрос, изменилась ли жизнь народа к лучшему. Некрасов исследует эту тему в своей гениальной эпопее «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме очерчена писателем как центральная.

Оглавление:

  • Необычный сюжет
  • Такое разное счастье
  • Женская доля
  • Приговор крепостничеству
  • Подлинный путь народного счастья

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Необычный сюжет

Проблема счастья всегда занимала людей разных сословий. Главными героями Некрасов сделал простых крестьян с их душевными страданиями, трагическими судьбами и мольбами о лучшей доле. В споре нищих мужиков рождается вопрос, кому живется весело, вольготно на Руси. Семь крестьян ставят перед собой задачу найти счастливого человека. Их ждет дальняя дорога. Спорщики выбирают группы населения, представителей которых необходимо опросить. В результате получился список из всех социальных слоев русской действительности:

  • поп;
  • помещик;
  • купец;
  • чиновник;
  • министр;
  • царь.

Некрасов не дописал свою поэму. После его смерти друзья собирали материал по кусочкам. Не довелось мужикам поговорить с купцом, чиновником, министром и царем. Но, скорее всего, в этом уже и не было необходимости. За четырнадцать лет работы над поэмой ситуация в России изменилась. Стало ясно, что представленные образы людей из народа полностью раскрывают смысл произведения.

Во время своего путешествия крестьяне встречают множество людей с разными судьбами. Но впоследствии ни один из кандидатов в счастливцы не признает себя таковым.

Такое разное счастье

Путники встретили попа

Перед странниками неизбежно возникает вопрос о том, что такое счастье. Для всего русского народа очень значимы понятия покой, богатство, честь. Чьи слова представлены этой фразой в поэме? Оказывается, это три условия счастья попа, которого путники встретили первым. Образ его трагичен, рассказ о жизни полон горечи.

Батюшка с болью наблюдает за обнищанием крестьян, всеобщей бедностью. Поп Некрасова принимает близко к сердцу человеческое горе, жалеет сирот, женщин, стариков. Он корит себя за то, что забирает последние гроши у бедных людей, но ведь ему тоже надо что-то есть. Поп далек от идеалов своего счастья, его жизнь полна страданий. А путники понимают, что не одним достатком жив человек.

Странники обращаются к зажиточному помещику. Дворянское толкование счастья: богатство, праздность, абсолютная власть над холопами. Начиная рассказ о барском «счастье», Оболт-Оболдуев хохочет. Но в конце повествования страх за свое будущее заставляет барина зарыдать. Он считает, что реформы привели к обнищанию не только мужиков, но и господ:

«Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!..»

В прежние времена богатство само шло к нему в руки. Теперь устоявшийся уклад жизни развеялся как дым. Он безбедно существовал за счет покорных холопов. Сам же Оболдуев не приучен трудиться и думать о своем будущем. Всю жизнь он считал, что должен:

«Достоинство дворянское Поддерживать охотою. Пирами, всякой роскошью И жить чужим трудом».

Помещик Обод Оболдуев

В новом мире он не способен найти себе применение и чувствует, как почва уплывает из-под ног. Из положительных черт можно отметить, что Оболдуев задумывается над своими ошибками, он не безнадежно слеп.

Выслушав эти рассказы, мужики начинают понимать, что счастье народное не сводится к одному материальному благополучию. Они попадают на крестьянскую ярмарку и пытаются найти счастливца среди простых людей. Они видят сцену разгульного пьянства и слышат речь Якима Нагого:

«Пьем — значит, силу чувствуем! Придет печаль великая, Как перестанем пить!..»

Погорелец Яким «до смерти работает, до полусмерти пьет». Его силы и здоровье потеряны в рабском труде, такое беспросветное существование характерно для всех крестьян. Некрасов сожалеет, что бедные селяне находят облегчение в пьянстве.

Молва окрестила счастливцем Ермила Гирина. Он был совестливым и честным человеком. Народ уважал и любил его, выбрав «бурмистром». Признание людей, жизнь во имя благополучия простых селян создали ощущение безграничного счастья. Но Гирин оказался в остроге, заступившись за народ во время бунта в имении помещика Обрубкова. Вот такое «трагическое» счастье.

«Богатырь святорусский» — дед Савелий также прославлен счастливцем народной молвой. Бесчисленное множество ударов кнутом да палками пришлось выдержать ему в жизни. Богатырской выносливостью надо обладать, чтобы «перетерпливать» такие испытания:

«Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися».

«Богатырь святорусский» — дед Савелий

За убийство бесчеловечного управляющего старик попал на каторгу, но на самом деле в его понимании каторга — это вся жизнь.

Истории о «счастливых» крестьянах показывают странникам, что в народном понимании счастья богатство занимает неглавную роль.

Простые люди вкладывают в это понятие:

  • свободу;
  • сострадание;
  • справедливость;
  • человеколюбие.

Женская доля

Отдельная часть поэмы повествует о судьбе русской крестьянки. Народная молва прославила счастливицей Матрену Тимофеевну. Она сама рассказывает о своей нелегкой доле. Ее горькое повествование убеждает путешественников, что:

«Не дело — между бабами Счастливую искать!..»

Жизнь Матрены Тимофеевны

Жизнь Матрены полна горя, страданий и лишений. Женщина-крестьянка испытывает двойной гнет: гнет помещика и подневольное положение в семье. Она терпит деспотизм, сносит постоянные унижения. Матрена пережила преследования господского управляющего, голод, нищету. Она потеряла сына-первенца Демушку, погибшего страшной смертью.

Рассказ Матрены Тимофеевны — это повествование о трагичной доле всех русских крестьянок. Горькие испытания не сломили сильную духом женщину: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!..». Некрасов описывает ее с восхищением и состраданием к ее тяжкой доле.

Приговор крепостничеству

Мужикам пришлась по душе мысль приравнять понятия счастье и свобода. Теперь их странствие обретает следующий смысл:

«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села».

Главный акцент здесь поставлен на словосочетании «непоротой губернии», а ведь это символ свободы. «Избыток» же стоит совсем не на первом месте. Мужики поняли, что без возможности распоряжаться жизнью по своему усмотрению, без искоренения духа рабства из сознания людей никакого достатка не появится. Отмена крепостного права не повлекла за собой моментального решения проблемы холопства на Руси. «Барская» болезнь крепко поразила души крестьян за многие века.

Помещик Утятин

В главе «Последыш» крестьяне разыгрывают спектакль перед своим бывшим барином, прикидываясь крепостными рабами. За это им обещана щедрая плата. Агап Петров, застигнутый князем на месте преступления (украл бревно из леса), объясняет Утятину истинное положение вещей. Его гневные слова звучат приговором крепостничеству:

«…Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал!»

Разъяренный князь требует высечь строптивого мужика. Ловкие крестьяне обманывают Утятина: он притворно кричит, как под розгами. Барин с наслаждением слушает вопли. Но происходит неожиданное: Агап утром и вправду умирает мучительной смертью, не выдержав унижения.

Подлинный путь народного счастья

Тяжела жизнь русского народа, будто кто-то наслал на него вечное проклятие. Некрасов уверен, что чаша народных страданий должна переполниться, и тогда придет конец рабской покорности крестьян. Тема счастья обретает политический оттенок. Поиски счастливого человека не увенчались успехом, и странники делают вывод, что счастье невозможно, пока жизнь людей так тяжела и убога. Они задаются вопросом, что необходимо предпринять, чтобы изменить условия существования крестьян.

Григорий Добросклонов

Именно поэтому в конце поэмы появляется образ Григория Добросклонова вместо разыскиваемого «счастливца». Гриша — сын церковного дьяка. Юноша с малых лет видел вокруг себя обнищание крестьянства, беспробудное пьянство, голод. Он остро чувствует, что главной составляющей народного счастья является не богатство, а добро, свобода, справедливость. Григорий любит простых людей, пытается помочь им понять законы и правила, научить грамоте. В его мечтах видится воспрянувшая от рабства, образованная, великая, могучая и счастливая Русь. Без благосостояния всего народа герой не мыслит личного счастья.

Григорий Добросклонов является прототипом революционеров, воплощая в себе их лучшие черты. Он мечтает посвятить свою жизнь освобождению людей от нестерпимого гнета, несправедливости, хотя его личное будущее трагично:

«Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь».

В образе Григория Некрасов воплощает главную мысль поэмы: по-настоящему счастливым человеком может быть только борец за достойную жизнь всех людей.

Почему же одной из самых интересных тем для школьников и абитуриентов является проблема счастья? Сочинение на эту тему дает неограниченный простор творческому воображению, ведь счастье у каждого человека свое. Очень много любопытного материала для исследования преподносит поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика ее не менее актуальна и в настоящее время. Главным аргументом в пользу этого утверждения является то, что современные люди также хотят понять:

  • что такое счастье;
  • как его достичь;
  • какие условия необходимы для ощущения абсолютного счастья.

Настоящее счастье — это те мгновения жизни, когда осуществляются мечты, когда приходит осознание полезности людям, когда работа приносит радость и помогает сделать мир хоть немного лучше. И все-таки что такое счастье?

Произведения Н.А.Некрасова – кладезь народной русской мудрости. «Кому на Руси жить хорошо» — цитаты (с кратким пояснением) помогут представить жизнь разных сословий. Нелегкие судьбы и тяжелый труд крестьян более понятен через пословицы, поговорки, песни и загадки.

О пьянстве

Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой способ – напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.

«… Нет меры хмелю русскому…»

Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы.

«…Он до смерти работает, До полусмерти пьет!…»

Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди

«…пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся —

Обидно поглядеть!»

Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:

…Тут плачут дети малые.

Тоскуют жены, матери:

Легко ли из питейного

Дозваться мужиков?…

Продаются и исчезают целые усадьбы.

«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»

Народные приметы и загадки

Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат, помогающих проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.

«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом —

Не будешь куковать!»

Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:

«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».

В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:

«Живет, а без тела, кричит, а без языка».

«Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет»

Часть – уже с отгадками:

«Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»

Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:

«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится — Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»

Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.

О России

«В минуты унынья, о Родина-мать!»

— эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих.

«А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»

У мужиков небольшой выбор, три дороги:

«…кабак, острог и каторга»

Мужик

«…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди»

Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика:

«Клейменный, да не раб!»

Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен:

«У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»

Жизнь бедных меняет барский быт:

«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»

Появляются еще самодуры:

«Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню»

Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна.

«И рад бы в рай, да дверь-то где?»

О женской доле

У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!»

С какой любовью описывает автор поэмы женщин:

«Чисто серебро — Чистота твоя, Красно золото —Красота твоя, Бел-крупен жемчуг —Из очей твоих Слезы катятся…»

Горечь в словах, когда звучат судьбы матерей: им запрещают кормить детей грудью в «постные» дни, отдают замуж без любви и согласия.

Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:

«А той вдове – под семьдесят, А жениху – шесть лет!»

Некрасов радуется, что получили наконец-то вольность:

«…Еще ты в семействе раба, но мать уже вольного сына»

Женщины украшают любое общество:

«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»

Автор начинает перечисление того, что считает самым важным в мире, с женщин. Они основа всему и начало.

Скрипина Софья, 10б класс МАОУ «Лицей №46» г.Уфа

Понимание счастья в поэме Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Что такое счастье? Кто-то считает, что оно заключается в богатстве, кто-то – в здоровье, одни – в любви, другие – в свободе. Мы гонимся за счастьем, ищем его, желаем другим, но даже не знаем, что это. Что-то определенное или эфемерное, зыбкое, чего нельзя удержать надолго… Я думаю, что счастье наступает в тот момент, когда мы понимаем, что нам ничего не нужно. Может быть, у нас чего-то нет, но наличие или отсутствие этого не заставляет горевать, а радоваться тому, что есть сейчас. Так думаю я. Многие писатели пытались раскрыть эту тему в своих произведениях. Например, Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествует о странствиях семи крестьян, которые ищут того, кто живет «весело, вольготно на Руси». Нам рассказывают о том, что такое счастье для простого народа.

Своё путешествие мужики начинают с догадки, кто живет счастливо: поп, боярин, помещик, чиновник, купец министр или сам царь. Первым они встречают попа. Вот он, счастливый человек! Однако, ничего из того, что тот считает счастьем, у него нет. Также и счастье «сказочной» жизни помещика ушло вместе с отменой крепостного права. Рассказы попа и помещика показывают, что счастье не зависит ни от богатства, ни от уважения, ни от власти.

Герои поэмы идут и идут. Вот перед ними такие же бедные, оборванные крестьяне. Их счастье «дырявое, горбатое и с заплатами». Истории, рассказанные этими людьми, вызывают лишь сочувствие, особенно радость рябой старухи. Она счастлива, потому что репа у неё уродилась большая. Нищета заставляет радоваться мелочам.

Особое место занимает счастье крестьянской женщины. Матрёна Тимофеева пережила много трудностей, лишений, смерть первого ребёнка. «Для женщины счастья на Руси нет», – заключает Матрёна. Получается, никому не живется «весело, вольготно на Руси»? К концу поэты мы видим Гришу Добросклонова, которого волнует родной край, люди, живущие здесь. Гриша – первый герой, который не разрывает общее, народное счастье с личным. Его искренняя любовь к народу, к песням, к родине не является тем, что ищут странники; они не понимают, что именно Гриша, правда, счастлив. Он определил свой жизненный путь и приносит счастье другим. И само счастье – это сочувствие, сострадание, помощь и жизнь без эгоизма. Некрасов своим произведением хочет сказать, что человек найдет себя и свое счастье только в том случае, если это счастье станет народным.

Автор материала: С. Скрипина (10 класс)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитата йоды о темной стороне
  • Цитата ломоносова о риторике
  • Древнерусские пословицы поучения
  • Коми пословицы и поговорки о медведях
  • Свидание в саду онегина и татьяны цитаты