Ленин о выборах в буржуазном государстве цитаты

  1. Авторы

Владимир Ильич Ленин

Владимир Ильич Ленин

Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Капитализм достиг уже своей высшей формы и вывозит уже не товары, а капитал. Ему становится тесно в своей национальной оболочке, и теперь идет
борьба за последние свободные остатки на земном шаре.

В.И.Ленин, ПСС, т.26, с.29

Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности.

Революция есть война. Это единственная законная, правомерная, справедливая, действительно великая война из всех войн, какие знает история. Эта война ведётся не в корыстных интересах кучки правителей и эксплуататоров, как все и всякие войны, а в интересах массы народа против тиранов, в интересах миллионов и десятков миллионов эксплуатируемых и трудящихся против произвола и насилия.

Мы знаем, что великая революция поднимается самой народной толпой из своей глубины, что на это надо месяцы и годы. Только тогда революция становится революцией, когда десятки миллионов людей в единодушном порыве поднялись как один

Результаты выборов в буржуазном государстве определяет господствующий класс капиталистов.

Каждое государство имеет свою мафию, а в РФ мафия имеет своё государство.

Ну шо, смиренные скрепоносцы, шагом марш на т.н. выборы, которые должны легитимизировать гауляйтеров, которые будут извлекать из вас прибыль в общак мафии, которая имеет вашу страну!

Или вас есть выбор?

«Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, — вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, но и в самых демократических республиках»
© В.И.Ленин (т.33, с.46).

Выбор есть! Это всемерное изучение марсистко-ленинско-сталинского наследия для пробуждения своего классового самосознания!

… работать над созданием боевой организации и ведением политической агитации обязательно при какой-угодно «серой, мирной» обстановке, в период какого-угодно «упадка революционного духа» — более того: именно при такой обстановке и в такие периоды особенно необходима указанная работа, ибо в моменты взрывов и вспышек поздно уже создавать организацию; она должна быть наготове, чтобы сразу развернуть свою деятельность.

Работа «С чего начать?» ПСС, том 5 (май-декабрь 1901 год)

«…раб, осознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину уже перестает быть рабом.»

Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства. Проповедовать «справедливый» раздел дохода на такой базе есть прудонизм, тупоумие мещанина и филистера. Нельзя делить иначе, как «по силе». А сила изменяется с ходом экономического развития.

Всякому марксисту давно известна та истина, что решающими силами во всяком капиталистическом обществе могут быть только пролетариат и буржуазия, тогда как все социальные элементы, стоящие между этими классами и подходящие под экономическую рубрику мелкой буржуазии, неизбежно колеблются между этими решающими силами.

Вера в универсальное, всеспасающее действие «демократии» вообще, непонимание того, что она является б у р ж у, а з н о й демократией, исторически ограниченной в своей полезности, в с…

150 лет тому назад — 18 марта 1871 – 28 мая 1871 гг.

Дело Коммуны не умерло; оно до сих пор живет в каждом из нас. Дело Коммуны — это дело социальной революции. Дело полного политического и экономического освобождения трудящихся, это дело всесветного пролетариата. И в этом смысле оно бессмертно.

В.И. Ленин. Памяти Коммуны. 1911 г.

3 марта 1918 г. — Брест-Литовский мирный договор

В Брест-Литовске подписан договор, который вывел Советскую Россию из Первой мировой войны.

Владимир Ильич рассматривал Брестский мир как передышку, необходимую не только для непосредственной организации вооруженных сил («эпоха войн учит нас, что мир играл нередко в истории роль передышки и собирания сил для новых битв»), но и для укрепления пролетарской диктатуры в целом, для налаживания новых организационных, социалистических отношений.

Владимир Ильич подчеркивал глубокое принципиальное разли…

идеология

Раз о самостоятельной, самими рабочими массами в ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому, всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё, означает тем самым усиление идеологии буржуазной.

Опубликовала  пиктограмма женщиныОльгиня  09 апр 2021

Этот буржуазный прием всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется»

С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его. На такой «обработке» марксизма сходятся сейчас буржуазия и оппортунисты внутри рабочего движения. Забывают, оттирают, искажают революционную сторону учения, его революционную душу. Выдвигают на первый план, прославляют то, что приемлемо или что кажется приемлемым для буржуазии. Все социал-шовинисты нынче «марксисты»…

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эта связь становится всё теснее, неразрывно соединяя всю хозяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этой связи: товаром становится рабочая сила человека. Наёмный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание своё и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов.

Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте.

письмо Луначарскому

Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производственные силы настолько, что человечеству либо предстоит перейти к социализму, либо годами или даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу «великих» держав за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всяческого рода.

Было бы величайшей ошибкой думать

Только насильственное свержение буржуазии, конфискация ее собственности, разрушение всего буржуазного государственного аппарата снизу доверху, парламентского, судебного, военного, бюрократического, административного, муниципального и проч., вплоть до поголовного изгнания или интернирования эксплуататоров наиболее опасных и упорных, установление над ними строгого надзора для борьбы с неизбежными попытками сопротивления и реставрации капиталистического рабства, только подобные меры в состоянии обеспечить действительное подчинение всего класса эксплуататоров.

В.И.Ленин ПСС т.41 стр.186

Как же это может быть? Богатства и роскоши становится все больше, а те миллионы и миллионы, которые своим трудом создают все богатства, остаются все-таки в бедности и нищете? Крестьяне вымирают от голода, рабочие бродят без работы, — а из России торговцы вывозят за границу миллионы пудов хлеба, фабрики и заводы стоят, потому что некуда девать товары, негде сбывать их?
Происходит это прежде всего оттого, что громадная масса земли, а также фабрики, заводы, мастерские, машины, здания, пароходы — пр…

Ленин о Победе

Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда.

Выборы-шмыборы, «а ты ходишь голосовать?», «всё равно подтасуют как им надо» и так далее. Нет, на самом деле для меня вопрос о буржуазной демократии мало связан с подтасовками. Она, демократия эта, устроена куда интереснее и стабильнее. Высказывания о ней, пожалуй, самое интересное в «Государстве и революции» Ленина.
Нет, я понимаю, что работа писалась немножко о другом. Да, именно о государстве и его судьбе после пролетарской революции. Но поскольку за сто лет основное не сбылось, остается любоваться тем, что близко к уму и сердцу.
Собственно, пересказывать Ленина не надо. Его достаточно цитировать. Он не льет воду, не размазывает кашу по тарелке тонким слоем. Ленин точен, конкретен, сжат. И, кажется, актуален по сей день. А почему бы ему и не быть актуальным в некоторых моментах, если капитализм остался капитализмом?
Выпишу-ка себе наиболее приглянувшееся.

О бессмысленности выборов при буржуазной демократии:

«Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма и потому капитал, овладев … этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти».

«Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, — вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, но и в самых демократических республиках».

О сути функционирования буржуазного государства и о прикрытии его ширмой парламента:

«…настоящую «государственную» работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать «простонародье»

О процессе, начавшемся еще при Ленине, а сегодня доведенном до логического конца:

«господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при капитализме»

Что делать?

«Буржуазное государство может «уничтожить» только революция».

«Смена буржуазного государства пролетарским невозможна без насильственной революции».

Основное же содержание работы (уничтожение государства после пролетарской революции или, проще говоря, при коммунизме) не вызывает вдохновения. Если первая стадия коммунизма (по Марксу), то есть социализм в более или менее полном виде мы узрели, то вторая стадия (отмирание государства) у меня вызывает больше вопросов, чем в «Государстве и революции» имеется ответов. Никак представить себе не могу такого общества.
Что еще хочется отметить. Якобы научность коммунистического учения. Ведь прогнозируют ничтоже сумняшеся, бездоказательно именуют наукой, фактически сводя всё учение к схоластике. И я бы не против интересных мыслей, даже прогнозов (только «за»), но выдавать это дело за науку… Не может смириться с таким моя научная душа.

Вопрос участия или неучастия в буржуазном парламентаризме вызывает споры, которые обостряются в преддверии очередных выборов в Государственную думу. Для ответа на данный вопрос надо вспомнить и опереться на теоретические позиции марксизма-ленинизма, опыт большевистской партии, ленинскую тактику революционной борьбы.

На первый взгляд ответ очевиден: никогда и нигде рабочий класс через буржуазные выборы не пришел и не может прийти к власти. Это азы марксизма-ленинизма. Магистральная линия рабочего класса одна – создание советов, которые формируются на основе забастовочной борьбы на предприятиях. Но кроме стратегии есть тактика, которая предполагает использование разнообразных форм классовой борьбы, способствующих достижению главной цели, более того, без которых не добиться завоевания власти пролетариатом.

Есть такой деятель И. М. Герасимов и группа его единомышленников, которые пытаются изображать из себя верных, правильных ленинцев. Но получается плохо. Подтверждением этому стало очередное громкое их воззвание об отношении к  выборам в буржуазный парламент [1]. Причем это позиция уже не одного автора, а целой группы, ибо подписано «Центральным комитетом» этой организации. Это обращение вступает в вопиющее противоречие с ленинской позицией и тактикой классовой борьбы.

Начинается оно с верного утверждения, что «нет ничего глупее, чем надежды на то, что пришедшие в парламент «правильные» депутаты примут «хорошие» законы и жизнь рабочих улучшится» И далее: «А стоит ли преувеличивать значение Думы, уповать на силу принимаемых депутатами законов?» Правильно, голосованием в парламенте невозможно решить коренные вопросы борьбы классов.  Но на этом творческие потуги товарищей заканчиваются, и вывод у них получается следующий: пользы от буржуазного парламента никакой, поэтому нечего участвовать в выборах. Вот это уже не верно. Уповать на буржуазные выборы нельзя, а участвовать в буржуазном парламентаризме можно и нужно.

Позиция большевиков, Ленина, иная, противоположная той, которую пытаются протащить сегодня герасимовцы. Рассматриваемая проблема раскрыта в известных, классических ленинских работах. Одна из них –«Выборы в учредительное собрание и диктатура пролетариата», в которой вождь революции расписал, разложил по полочкам условия победы большевизма. При этом обосновал и сделал «выводы, относящиеся к буржуазному парламентаризму и пролетарской революции всякой капиталистической страны» [2, 20]. Обратите внимание – «всякой капиталистической страны». Итак, в пункте 3 ленинских тезисов указывается: «Участие в буржуазном парламентаризме необходимо для партии революционного пролетариата ради просвещения масс, достигаемого выборами и борьбой партий в парламенте». Четко и ясно. При этом Ленин еще раз подчеркивает, что «ограничивать борьбу классов борьбой внутри парламента или считать эту последнюю высшей, решающей, подчиняющей себе остальные формы борьбы, значит переходить фактически на сторону буржуазии против пролетариата» [2, 21].

В работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» Ленин посвятил данной проблеме целую главу VII: «Участвовать ли в буржуазных парламентах?» (против участия в выборах в буржуазный парламент выступили голландские и немецкие «левые»). С учетом опыта социалистической революции Ленин пишет: «Вывод отсюда совершенно бесспорный: доказано, что даже за несколько недель до победы Советской республики, даже после такой победы, участие в буржуазно-демократическом парламенте не только не вредит революционному пролетариату, а облегчает ему возможность доказать отсталым массам, почему такие парламенты заслуживают разгона, облегчает успех их разгона, облегчает «политическое изживание» буржуазного парламентаризма» [3, 43 -44].

Ленин, раскрывая подноготную критикуемой им позиции, отмечает: «Голландцы и «левые» вообще рассуждают здесь как доктринеры революции, никогда в настоящей революции не участвовавшие, или в историю революций не вдумавшиеся, или наивно принимающие субъективное «отрицание» известного реакционного учреждения за действительное его разрушение совместными силами целого ряда объективных факторов» [3, 45 – 46]. И далее: «Проявить свою «революционность» одной только бранью по адресу парламентского оппортунизма, одним только отрицанием участия в парламентах очень легко, но именно потому, что это слишком легко, это — не решение трудной и труднейшей задачи» [3, 47]. Пытаться «перескочить» «через трудное дело использования в революционных целях реакционных парламентов, есть чистейшее ребячество. Вы хотите создать новое общество? и вы боитесь трудностей при создании хорошей парламентской фракции из убежденных, преданных, героических коммунистов в реакционном парламенте! Разве же это не ребячество?» [3, 48].

Товарищи из некоего «Центрального комитета» краем уха что-то услышали, ухватили у Ленина, но не более того. Герасимов и К не видят всего богатства содержания и форм классовой борьбы пролетариата, единства ее стратегии и тактики.  Еще раз подчеркнем, что Советская власть достигается не на выборах в парламент, а строится через забастовочную борьбу. Но реализовать стратегию без правильной тактической линии нельзя, а она предполагает, в том числе, наряду с другими формами классовой борьбы, участие в буржуазных выборах. Невозможно достичь стратегических целей без правильной тактической линии, и это  блестяще применили на практике большевики и Ленин.

В ходе выборной кампании необходимо активно вести пропаганду  позиции, что через буржуазные выборы нельзя прийти к власти, этого можно достичь только через создание советов. Если при этом в парламент будет избран один или несколько представителей рабочего класса, коммунистов, то это очень хорошо для расширения пропаганды.   Авторы рассматриваемого в данной статье воззвания, наоборот, вопрошают: «Какова польза от парламентариев — «коммунистов» рабочему классу?» Так надо брать не худшие, а лучшие примеры из истории. В IV Государственной думе – реакционнейшем царском «парламенте» – было пять рабочих-большевиков: Г. И. Петровский, М. К. Муранов, А. Е. Бадаев, Ф. Н. Самойлов, Н. Р. Шагов. Ленин дает их деятельности и мужеству (царское правительство угрожало им смертной казнью) высокую оценку:  «Парламентаризм парламентаризму рознь. Одни используют парламентскую арену, чтобы подслужиться к своим правительствам, или, в лучшем случае, умыть руки, как фракция Чхеидзе. Другие используют парламентаризм, чтобы оставаться революционерами до конца, чтобы исполнить свой долг социалистов и интернационалистов и при самых трудных обстоятельствах. Парламентская деятельность одних приводит их на министерские кресла, парламентская деятельность других приводит их — в тюрьму, в ссылку, на каторгу. Одни служат буржуазии, другие — пролетариату. Одни — социал-империалисты. Другие — революционные марксисты». [4, 335]. В парламентах западноевропейских стран также были достойные представители рабочего класса: «Карл Либкнехт в Германии и З. Хёглунд в Швеции умели даже без массовой поддержки снизу дать образцы действительно революционного использования реакционных парламентов» [3, 48].

Жизнь еще раз подтверждает актуальность и современность ленинских выводов и большевистской практики. Что касается Герасимова и его единоверцев, то не так давно они сделали выпад против ленинской тактики работы во всех профсоюзах, даже реакционных (критика данной позиции дана, например, в статье [5]). Сегодня они выступили против ленинской тактики участия в буржуазном парламентаризме. Значит это не оговорка, не случайная ошибка, а позиция. Выступая против ленинской тактики революционной борьбы, Герасимов с единоверцами тем самым льют воду на мельницу буржуазии. Это отход от ленинизма и, тем самым, фактический переход на позиции буржуазии.

Список литературы и источников.

  1. http://www.rpw.ru/rpr/vybory.html
  2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40.
  3. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41.
  4. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26.
  5. https://fra-mos.ru/o-neobxodimosti-raboty-vo-vsex-profsoyuzax/

В. Галко, член Рабочей партии России,  кандидат экономических наук, ректор Университета рабочих корреспондентов Фонда Рабочей Академии

Время чтения ~ 7 минут

Ленин о буржуазной демократии

Буржуазные выборы — только маскарад прикрывающий диктатуру эксплуататоров.

О «демократии» и диктатуре

Немногочисленные номера берлинского «Красного Знамени» и венского «Клича» (Weckruf), органа коммунистической партии немецкой Австрии, дошедшие до Москвы, показывают нам, что предатели социализма, поддерживавшие войну хищников-империалистов, все эти Шейдеманы и Эберты, Аустерлицы и Реннеры, встречают достойный отпор от истинных представителей революционных пролетариев Германии и Австрии. Мы горячо приветствуем оба органа, знаменующие жизненность и рост III Интернационала.

По-видимому, главным вопросом революции и в Германии и в Австрии является теперь вопрос: Учредительное собрание или власть Советов? Представители обанкротившегося II Интернационала, все от Шейдемана до Каутского, стоят за первое и называют свою точку зрения защитой «демократии» (Каутский даже договорился до «чистой демократии») в противоположность диктатуре. Взгляды Каутского я разобрал подробно в только что вышедшей в Москве и Петрограде брошюре: «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Попытаюсь вкратце изложить суть спорного вопроса, который стал теперь практически на очередь дня для всех передовых капиталистических стран.

Шейдеманы и Каутские говорят о «чистой демократии» или о «демократии» вообще, чтобы обмануть массы и скрыть от них буржуазный характер современной демократии. Пусть буржуазия продолжает сохранять в своих руках весь аппарат государственной власти, пусть горстка эксплуататоров продолжает пользоваться прежней, буржуазной, государственной машиной! Выборы, производимые при таких условиях, буржуазия, понятное дело, любит называть «свободными», «равными», «демократическими», «всенародными», ибо эти слова служат для сокрытия правды, для сокрытия того, что собственность на средства производства и политическая власть остается у эксплуататоров, что поэтому о действительной свободе, о действительном равенстве для эксплуатируемых, то есть для громадного большинства населения, не может быть и речи. Буржуазии выгодно и необходимо скрывать от народа буржуазный характер современной демократии, изображать ее демократией вообще или «чистой демократией», и Шейдеманы, а также Каутские, повторяя это, на деле покидают точку зрения пролетариата и переходят на сторону буржуазии.

Маркс и Энгельс, когда они последний раз вдвоем подписывали предисловие к «Коммунистическому Манифесту» (это было в 1872 году), считали необходимым особо обратить внимание рабочих на то, что пролетариат не может просто овладеть готовой (то есть буржуазной) государственной машиной и пустить ее в ход для своих целей, что он должен сломать, разбить ее. Ренегат Каутский написал целую брошюру о «Диктатуре пролетариата», скрыв от рабочих эту важнейшую марксистскую истину, извратив в корне марксизм, и понятно, что похвалы, которые господа Шейдеманы и К° расточали этой брошюре, были вполне заслужены, как похвалы агентов буржуазии тому, кто переходит на сторону буржуазии.

Говорить о чистой демократии, о демократии вообще, о равенстве, о свободе, о всенародности, когда рабочие и все трудящиеся голодны, раздеты, разорены, измучены не только капиталистическим наемным рабством, но и 4-летней грабительской войной, а капиталисты и спекулянты продолжают владеть своей награбленною «собственностью» и «готовым» аппаратом государственной власти, это значит издеваться над трудящимися и эксплуатируемыми. Это значит бить в лицо основным истинам марксизма, который учил рабочих: вы должны использовать буржуазную демократию, как громадный исторический прогресс по сравнению с феодализмом, но ни на минуту не забывайте буржуазный характер этой «демократии», ее исторической условности и ограниченности, не разделяйте «суеверной веры» в «государство», не забывайте, что государство и при самой демократической республике, а не только при монархии, есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим.

Буржуазия вынуждена лицемерить и называть «общенародной властью» или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами. Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры (теперь, к сожалению, при помощи Фридриха Адлера) поддерживают эту ложь и это лицемерие. А марксисты, коммунисты, разоблачают его и говорят рабочим и трудящимся массам прямую и открытую правду:

на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата.

Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии, этой демократии для богатых, в состоянии установить демократию для бедных, то есть сделать блага демократии, доступными фактически для рабочих и беднейших крестьян, тогда как теперь (даже и при самой демократической — буржуазной — республике) эти блага демократии фактически недоступны громадному большинству трудящихся.

Возьмем, например, свободу собраний и свободу печати. Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры уверяют рабочих, что теперешние выборы в Учредительное собрание в Германии и в Австрии происходят «демократически». Это ложь, ибо на деле капиталисты, эксплуататоры, помещики, спекулянты держат в своих руках 9/10 лучших зданий, которые пригодны для собраний, и 9/10 запасов бумаги, типографий и прочее. Рабочий в городе, батрак и поденщик в деревне на деле отстранены от демократии как этим «священным правом собственности» (охраняемым господами Каутскими и Реннерами, к которым перешел, к сожалению, и Фридрих Адлер), так и буржуазным аппаратом государственной власти, то есть буржуазными чиновниками, буржуазными судьями и прочее.

Теперешняя «свобода собраний и печати» в «демократической» (буржуазно-демократической) республике немецкой есть ложь и лицемерие, ибо на деле это есть свобода для богачей покупать и подкупать прессу, свобода богачей спаивать народ сивухой буржуазной газетной лжи, свобода богачей держать в своей «собственности» помещичьи дома, лучшие здания и т. п.

Диктатура пролетариата отнимет у капиталистов в пользу трудящихся помещичьи дома, лучшие здания, типографии, склады бумаги.

Это будет замена «всенародной», «чистой» демократии «диктатурой одного класса» — вопят Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры (вместе с их заграничными единомышленниками, Гомперсами, Гендерсонами, Реноделями, Вандервельдами и К°).

Неправда — ответим мы. Это будет заменой фактической диктатуры буржуазии (каковую диктатуру лицемерно прикрывают формы демократической буржуазной республики) диктатурой пролетариата. Это будет заменой демократии для богатых демократиею для бедных. Это будет заменой свободы собраний и печати для меньшинства, для эксплуататоров, свободой собраний и печати для большинства населения, для трудящихся. Это будет гигантским, всемирно-историческим расширением демократии, превращением ее из лжи в правду, освобождением человечества от оков капитала, искажающего и урезывающего всякую, даже и самую «демократическую» и республиканскую, буржуазную демократию. Это будет заменой буржуазного государства пролетарским государством, каковая замена есть единственный путь к отмиранию государства вообще.

Почему же нельзя достигнуть такой цели без диктатуры одного класса? почему нельзя прямо перейти к «чистой» демократии? спрашивают лицемерные друзья буржуазии или наивные клейнбюргеры и филистеры, одураченные ею.

Мы отвечаем: потому, что во всяком капиталистическом обществе решающее значение могут иметь либо буржуазия, либо пролетариат, а мелкие хозяйчики неизбежно остаются колеблющимися, бессильными, глупыми мечтателями о «чистой», то есть внеклассовой или надклассовой, демократии. Потому, что из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе, как диктатурой угнетенного класса.

Потому, что победить буржуазию, свергнуть ее в состоянии только пролетариат, ибо это единственный класс, который объединен и «вышколен» капитализмом и который в состоянии увлечь за собой колеблющуюся массу трудящихся, живущих по-мелкобуржуазному, — увлечь ее за собой или по крайней мере «нейтрализовать» ее. Потому, что только сладенькие мещане и филистеры могут мечтать, обманывая этими мечтами и себя и рабочих, о свержении ига капитала без долгого и трудного подавления сопротивления эксплуататоров. В Германии и Австрии это сопротивление пока еще не развернулось открыто, ибо пока еще не началась экспроприация экспроприаторов. Это сопротивление будет отчаянным, бешеным, когда такая экспроприация начнется. Скрывая это от себя и от рабочих, Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры совершают предательство интересов пролетариата, переходят в самый решительный момент от позиции классовой борьбы и свержения ига буржуазии на позиции соглашения пролетариата с буржуазией, на позицию «социального мира» или примирения эксплуататоров с эксплуатируемыми.

Революции — локомотивы истории, говорил Маркс. Революции быстро учат. Рабочие городов, батраки деревень Германии и Австрии быстро поймут измену делу социализма со стороны Шейдеманов и Каутских, Аустерлицев и Реннеров. Пролетариат отбросит прочь этих «социал-предателей», социалистов на словах, предателей социализма на деле, как отбросил он в России таких же мелких буржуа и филистеров, меньшевиков и «социалистов-революционеров». Пролетариат увидит, — тем скорее, чем полнее будет господство названных «вождей», — что только замена буржуазного государства, будь то самая демократическая буржуазная республика, государством типа Парижской Коммуны (о котором так много говорил Маркс, искаженный и преданный Шейдеманами и Каутскими) или государством типа Советов в состоянии открыть дорогу к социализму. Диктатура пролетариата избавит человечество от ига капитала и от войн.
 

Написано 23 декабря 1918 года.
Напечатано 3 января 1919 года в газете «Правда» № 2.
Владимир Ильич Ленин.

До выборов в четвертую Думу осталось около двух меся­цев[2]. Срок это небольшой. Поэтому все и каждый, кто сочув­ствует рабочей демократии, кто понимает интересы и задачи рабочего класса, должны немедленно приняться самым энер­гичным образом за подготовку к выборам.

Законные права рабочих и всех квартиронанимателей необходимо систематически и полностью использовать.

По второму разряду городских избирателей в Петербурге участвуют в выборах десятки тысяч граждан. В этой массе немало рабочих, служащих, приказчиков и всякого небогатого люда, который, несомненно, принадлежит к демократии. Надо добиться, чтобы ни один житель Петербурга, имеющий изби­рательное право, не остался в стороне от выборов.

До сих пор Петербург был «во владении» кадетов. Многие смотрят так, что в Петербурге безнадежна самая борьба против кадетов, и такой взгляд сильно ослабляет энергию избиратель­ной кампании.

Но этот взгляд — глубокая ошибка.

Во-первых, рабочие ценят выборы вовсе не ради одних только депутатских мест. Выборы важны для рабочих как средство политического просвещения и сплочения масс. Кто участвует в выборах, тот сознает себя гражданином; он неми­нуемо втягивается в политическую жизнь, сознательнее отно­сится к ней, с большим пониманием и интересом читает свою рабочую демократическую газету, строже относится к своему долгу участвовать во всех рабочих обществах и т. д.

Во-вторых, никоим образом нельзя согласиться с взгля­дом, что борьба с кадетами в Петербурге по второй городской курии безнадежна. Это неправда, и тысячу раз неправда!

Кадеты имеют перевес благодаря тому, что избирательное право не всеобщее, а цензовое, т. е. ограниченное: только квартиронаниматели имеют избирательные права, а из рабочей массы неизмеримо больше бесправных, чем из либеральной буржуазии. Далее, кадеты имеют перевес благодаря тому, что их союзы и газеты гораздо меньше преследуются, чем рабочие союзы и рабочие газеты.

Наконец, кадеты — партия либеральной буржуазии, пар­тия богатых людей, которые жертвуют на выборы большие суммы денег и уделяют выборам много имеющегося у них сво­бодного времени.

Но все эти преимущества либеральных буржуа можно и должно победить на выборах той силой, которая всегда была и будет на стороне рабочих, силой численности — рабочих боль­ше, бедных масса, а богатых горстка — и затем силой предан­ности рабочему делу.

Эту силу рабочие Петербурга уже сумели с громадным успехом противопоставить кадетам. Как создалась печать кадетов? Как поставили на ноги газету «Речь»[3] и «Современное слово»[4]? Затратой сотен тысяч рублей.

А как создались рабочие газеты «Невская звезда»[5] и «Правда»[6]? Затратой рабочих грошей, собранных тысячами и тысячами рабочих. Тысячи рабочих, преданных интересам рабочей демокра­тии, сознательно отстаивающих свои права, сделали то, чего немогла сделать никакая другая партия без громадных капиталов.

И на выборах рабочие могут победить и победят, если все и каждый дружно возьмутся за работу. Помните, товарищи, что наших друзей и людей, сочувствующих нам, большинство даже среди избирателей второго разряда. За демократию — большинство, за либералов только сила богатства, сила слепой привычки, сила неразвитости, бездеятельности, пассивности многих приказчиков, служащих и т. п.

Эту силу привычки, неразвитости, пассивности мы можем сломить и мы должны ее сломить нашей дружной работой.

Все за работу! Пусть не останется ни одного рабочего, ко­торый не приложил бы в эти два месяца своего труда, своих усилий, своих забот, своих знаний на дело выборов, — и победа будет за рабочей демократией!

Напечатано 30 июня 1912 г.
в газете «Правда» № 53

Печатается по тексту газеты


  1. Статья «Выборы недалеко — все за работу!» была напечатана в газете «Правда» № 53, 30 июня (ст. ст.) 1912 года без подписи. Авторство ее установлено в результате исследования, проведенного кандидатом исторических наук К. А. Остроуховой на основании имеющихся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС документов, свидетельствующих, что статья написана В. И. Лениным, научно-стилистического анализа статьи, ее содержания. Статья была написана в период, когда Ленин, большевики развернули избирательную кампанию в IV Государственную думу. В газетах «Правда», «Невская звезда» и др. почти ежедневно печатались статьи В. И. Ленина, посвященные выборной кампании: «Избирательная платформа РСДРП», «Избирательная кампания в IV Думу и задачи революционной социал-демократии», «Значение выборов в Петербурге», «Накануне выборов в IV Думу» и др. (см. Полн. собр. соч., том 21, стр. 176—182, 247—251, 375—379; том 22, стр. 5 — 9 и др.). Статья «Выборы недалеко — все за работу!» — это призыв к рабочей демократии Петербурга и ко всем сочувствующим социал-демократии принять самое активное участие в предстоящих выборах в IV Государственную думу по второй городской курии. Именно выборы в столице по второй городской курни Ленин считал «центральным пунктом всей избирательной кампании» по выборам в Думу (см. там же, том 21, стр. 375).
  2. Выборы в IV Государственную думу состоялись осенью 1912 года.
  3. «Речь» — ежедневная газета, центральный орган партии кадетов; выходила в Петербурге в 1906—1918 годах.
  4. «Современное слово» — ежедневная газета; издавалась кадетами в Петербурге с 1907 по 1918 год.
  5. «Невская звезда» — большевистская легальная газета; издавалась в Петербурге с 26 февраля (10 марта) по 5 (18) октября 1912 года. Вышло 27 номеров.
  6. «Правда» — ежедневная легальная большевистская газета; первый номер вышел в Петербурге 22 апреля (5 мая) 1912 года; с 1917 года — Центральный Орган партии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Онегин цитата как рано мог он лицемерить
  • Атмосфера в семье ростовых в романе война и мир с цитатами
  • Красивые слова для парня фото
  • Пословицы день науки
  • Картинки числительные в пословицах