Махмудходжа бехбуди цитаты

МАХМУДХОДЖА БЕХБУДИ

Махмудходжа Бехбуди (1874-1919) – основатель джадидского движения в Туркестане. Он был политиком и общественным деятелем, а также муфтием, драматургом, публицистом и издателем.

Махмудходжа Бехбуди родился 30 января 1874 года в квартале Ёмина города Самарканда. Он был потомком Ахмада Яссави. Во время правления Амира Шахмурада его предки были приглашены в Бухару и провели зиму в Самарканде. Его отец Султанходжа Бехбуди работал имам-хатибом в соседней мечети, а также был кори то есть чтец Корана. Его предки по материнской линии пришли сюда из Ургенча. После обучения в медресе Самарканда и Бухары Махмудходжа начал свою трудовую деятельность под руководством своего дяди Мухаммада Сиддыка, который был судьей в провинции Чашмайоб. Работал мирзой и судьей, потом был муфтием в Джомбое.

Бехбуди женился в 1893 году, у него было 4 сына и 1 дочь. Он имел 10 десятин земли в Кабутской волости. Бехбуди был самодовольным и богатым человеком.

Бехбуди посетил Хиджаз, Египет и Османско-Турецкий султанат во время своего паломничества в Мекку и Медину (1899-1900). В 1914 году он совершил хадж во второй раз. Он останавливался в Одессе, Стамбуле, Иерусалиме, Шаме и других городах и отправлял свои воспоминания о путешествиях в редакцию журнала «Ойна», основанного им в Самарканде. Эти поездки сильно повлияли на мировоззрение Бехбуди.

Махмудходжа Бехбуди основал движение джадидизм, возникшее в Туркестанской области в конце 19 — начале 20 века. Он руководил открытием первых новометодных школ джадидов в Самарканде, писал для этих школ различные учебники. Первую узбекскую драму «Падаркуш» он написал в 1911 году. Впервые поставил ее в Самарканде 25 января 1914 года. В 1913 году Бехбуди издавал в Самарканде газету «Самарканд» на узбекском и таджикском языках, основал журнал «Ойина» на узбекском языке.

Бехбуди последовательно боролся за благо мусульман и тюркских народов, проживающих на территории Российской империи. Он участвовал в съезде российских мусульман, проходившем в 1906 году в Нижнем Новгороде. После Февральской революции он стал одним из лидеров движения за автономию, зародившегося в Туркестане. В 1917 году он активно участвовал во всех Всетуркестанских съездах мусульман. Он защищал интересы современных прогрессистов.

В 1917 году вместе с Фитратом и другими джадижами основал в Самарканде газету «Хуррият». Он подчеркивал, что добиться независимости можно только взяв в руки оружие в рамках акции «Хак олинур, берилмас» (газета «Хуррият», 13 июля 1917 г.).

В ноябре 1917 года он принял активное участие во внеочередном IV Всетуркестанском съезде мусульман, проходившем в городе Коканде. На съезде он был избран членом Туркестанского национального собрания, но не вошел в состав правительства. Бехбуди написал статью под названием «Автономия Туркестана» и опубликовал ее в газете «Хуррият» 19 и 22 декабря 1917 года[1].

В своей статье «Открытое письмо нашим казахским родственникам» (газета «Хуррият», 26 января 1918 г.) он призывает к единению наших братьев-казахов, находящихся в различных разногласиях. Однако столь резкие, но справедливые возражения Бехбуди не были приняты во внимание во время революционных потрясений 1917-1918 годов.

Сам Бехбуди начал сотрудничать с советской властью с весны 1918 года. В 1918-1919 годах он работал наркомом просвещения города Самарканда, работал в комитете по борьбе с голодом. 25 марта 1919 года Бехбуди, отправившийся из Ташкента и Самарканда под предлогом отправки в третий раз в паломничество, вместе со своими сообщниками Мухаммадкулом и Мардонкулом был схвачен на территории Бухарского эмирата, то есть в Шахрисабзе, а затем тайно убит в городе Карши. Настоящие убийцы Бехбуди (эмир Бухары или руководители советской власти в Туркестане) до сих пор не выяснены.

В 1997 и 1999 годах в Ташкенте вышла однотомная книга Бехбуди «Избранные произведения», а в 2018 году — двухтомная книга.

30 сентября 2020 года Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди и Мунаввар кори Абдурашидханов были посмертно награждены орденом «За заслуги» за выдающийся вклад в создание национальной системы образования и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] См: Маҳмудхўжа Беҳбудий. Танланган асарлар. Икки жилдлик. И жилд. Сўзбоши муаллифи ва нашрга тайёрловчи: Сирожиддин Аҳмад. — Тошкент: “Академнашр”, 2018. — Б. 493-497.

Имя Махмудходжа Бехбуди навсегда вписалось в историю страны, историю Самарканда золотыми буквами. Идеолог и лидер джадидизма в крае, он нес в народ просвещение, стремился разбудить в нем самосознание человека будущего, свободного…

Выдающийся деятелей узбекской национальной драматургии родился 20 января 1875 года в пригороде Самарканда, селе Бахшитепа, в семье религиозного деятеля. Отец — Бехбудходжа Салиходжа-оглы — потомок великого мыслителя Востока Ходжа Ахмеда Яссеви, мать была родом из Хорезма.

После смерти отца в 1898 году его воспитанием занимался дядя — кази Мухаммад Сиддык, который обучил его арабскому и персидскому языкам. Получив религиозное обучение в медресе Самарканда, Бехбуди отправляется в паломничество (1889-1900 годы), во время которого меняется его мировосприятие. В Турции он проникается идеями джадидизма, а по приезду домой начинает активную просветительскую деятельность.

Во время путешествия в Казань и Уфу (1900-1904 гг.) Махмудходжа знакомится с местными новометодными школами, налаживает связи с башкирской и татарской интеллигенцией. Приступает к созданию учебников для школ. Издает книги «Рисолаи асбоби савод» («Обучение грамоте», 1905 г.), «Рисолаи жухрофи умумий» («Введение в общую географию», 1906 г.), «Китобат ул — атфол» («Детское письмо»), «Тарихи ислом» («История ислама» 1908 г.).

Редактор газет и просветитель…

Помимо литературы, истории, он серьезно изучал политологию.

В 1903-1904 гг. Махмудходжа Бехбуди посетил Москву и Петербург. В 1907 году он вновь побывал в Казане, Уфе, Нижнем Новгороде. В августе 1907 года он возглавил туркестанскую делегацию, выступал с проблемами культуры мусульман России.

С 1905 года участвовал в деятельности всероссийской мусульманской партии. Будучи одним из идеологов и лидеров джадидизма, сотрудничал с мусульманской фракцией в Думе.

Революция 1905-1907 годов в России послужила толчком к активизации движения джадидов Туркестана. Именно с этого момента начинается политическая деятельность известного просветителя и гуманиста Махмудходжа Бехбуди. Как и другие джадиды, он выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, а также за реформы политического устройства страны, боролся за введение в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов.

Махмудходжа Бехбуди, Абдулкадыр Шакури, Абдулла Авлони, Мунаввар Кари, Садриддин Айни и другие представители джадидского движения направляли свои усилия на распространение среди народа идей прогрессивных реформ. Несмотря на жесткую цензуру, они стали издавать свои газеты и журналы. На свои средства Бехбуди основал газету «Ойна» («Зеркало»), был постоянным автором газеты «Таржимон» («Переводчик»), редактором которой был И. Гаспринский, сыгравший огромную роль в движении джадидизма. При формировании идеи национального самосознания первоочередное внимание джадиды обращали на написание достоверной, истинной, объективной истории. Первый в Туркестане обобщающий труд был назван «История Туркестана». Слова Бехбуди «Права не даются, а завоевываются!» стали девизом для джадидов.

В 1913 году Махмудходжа издает газету «Самарканд» на узбекском, таджикском и русском языках. После 45 выпуска из-за финансовых проблем ее выпуск прекращается.

С 20 августа 1913 года Бехбуди издает еженедельный, ярко иллюстрированный журнал на узбекском языке «Ойна» («Зеркало»). В нем также публиковались стихи и статьи на фарси, объявления и рекомендации на русском языке. Журнал распространялся на Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Иране, Афганистане, Индии и Турции.

Ласточка узбекской драматургии

Бехбуди отмечал, что «на узбекском языке говорит большинство населения Туркестана».  Сам он был автором более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках.

Вершиной писательского мастерства Бехбуди считал пьесу на узбекском языке «Падаркуш» («Отцеубийца»), вышедшую в Самарканде в 1911 году. Драма была напечатана в 1912 году в газете «Турон», а в 1913 году вышла отдельной книгой. Пьеса Бехбуди была поставлена на сценах театров Самарканда, Бухары, Ташкента. Являясь первым произведением узбекской драматургии, она оказала большое влияние на создание таких произведений, как «Несчастный жених» Абдуллы Кадыри и многих произведений Хамзы.

Великий просветитель Махмудходжа Бехбуди и в своей драматургии оставался верен позиции: «Только осознав себя, наши народы могут на равных с другими решать общественно — политические вопросы».

Ради свободы и счастья народа

Ранней весной 1919 года, во время поездки в Шахрисябз, Бехбуди арестовывают люди эмира Бухары при пособничестве агентов Революционной чрезвычайной комиссии (РЧК). Бехбуди, его спутников Мухаммадкула и Марданкула бросают в темницу в Карши, после чего по приказу эмира Бухары всех казнят. Об этом станет известно в Самарканде только через год.

Пророческими стали его слова: «Если наши жизни будут отданы рады свободы и счастья народа, мы с радостью встретим смерть». Смерть Бехбуди и его соратников была не напрасной. Ещё долгое время просветительские идеи Бехбуди озаряли путь многих славных педагогов и литераторов Туркестана.

В 1920-1930 годы город Карши носил имя Бехбуди. В 1937 году имя Бехбуди стали запрещать, а в 1956 году было реабилитировано. В 1977 году была издана его книга «Избранные». Его произведения включены в учебники и учебные пособия, его именем названы улицы и школы.

С обретением независимости Узбекистана к идеям Бехбуди о самосознании народа и построения гуманистического общества вернулись. На сегодня идеи Бехбуди о просвещенной исламской культуре как нельзя актуальны. В последние годы в Узбекистане, Таджикистане, Германии, США, а также во многих других странах ведутся научные изыскания, посвященные жизни и творчеству великого просветителя.

Усилиями журналистов

В Самарканде в 2006 году усилиями Заслуженного журналиста Республики Узбекистан, писателя Нусрата Рахмата и Миршарифа Ходжаева во дворе областного Института усовершенствования учителей и педагогов был установлен бюст М. Бехбуди, который пока является единственным памятником в республике.

— Да, мы были инициаторами этого благородного дела, — вспоминает Нусрат Рахмат. — Скульптор Эргашхон Каххоров согласился за небольшую оплату выполнить наш заказ. Я отвез ему фотографии М. Бехбуди и объяснил, как должен выглядит его бюст. После завершения работы мы решили поставить памятник во дворе областного института усовершенствования учителей и педагогов, ведь М. Бехбуди был просветителем, основоположником школы нового метода.

В настоящее время писатель Н. Рахмат работает над книгой «Джадид», посвященной жизни и деятельности Махмудходжа Бехбуди, которая будет достойным подарком городу к 145-летию великого просветителя.    

Следует отметить, что в махалле им. Мир Саид Барка в Самарканде планируется организовать дом-музей М. Бехбуди, где он жил и работал.

Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.

Исполнилось 145 лет со дня рождения одного из выдающихся просветителей начала ХХ века, основоположника течения «Джадидизма». Недавно в редакцию «Самаркандский вестник» пришло письмо от родных и близких М. Бехбуди. Ниже мы публикуем это письмо, в котором изложены дополнительные факты жизни и деятельности великого просветителя.
Махмудходжа Бехбуди родился 20 января 1875 года в городе Самарканде, в селе Бахшитеппа в семье духовного просветителя. Его отец, Бехбудходжа, в 1868 году со своей семьёй переехал из города Ургенч в г. Самарканд и 10 лет проработал имам-хатибом (священнослужителем), известным как «Имам Урганчи».
Махмудходжа своё начальное образование получил от дяди Сиддика, а от отца – Коран.
После смерти отца он стал кормильцем семьи. При поддержке дяди Сиддика Махмудходжа стал работать у него имам-хатибом.
После смерти дяди Сиддика Махмудходжа переехал в село Чашмаиоб к судье Зубайдину и служил в должности муфтия. Здесь он в совершенстве овладел всеми знаниями в области права. Видя неграмотных чиновников, которые препятствовали требованиям бедного народа, приходил в ярость оттого, что не может им помочь. Но, несмотря на несправедливые действия духовенства, чиновничества, он всячески помогал людям, обратившимся к нему со своими жалобами.
В 1899 году Махмудходжа со своим другом Ходжи Бако совершил хадж в Мекку, чтобы выполнить долг мусульманина, а после решил побывать в Европе для получения сведений о современной школе. Он побывал в Оренбурге, Петербурге, Уфе, Азербайджане и на Кавказе, где познакомился с выдающимся просветителем Гаспринским, с его методикой обучения грамматики.
В 1908 году Махмудходжа одним из первых организовал открытие «Национальной библиотеки» и передал в нее 1000 бесценных книг. Об этом свидетельствуют высказанные слова его ученика Вадуда Махмуда, а также дочери Махмудходжи Парвинахон (второе имя Сураёхон).
В 1911 году Махмудходжа пишет пьесу-драму «Падаркуш», («Отцеубийца»). Два года туркестанская цензура препятствовала выходу этой драмы.
В 1913 году Махмудходжа начал издавать газету «Самарканд» и журнал «Ойна» («Зеркало»). Редакцией газеты и журнала служил собственныйм дом, расположенный по улице Некрасова, дом №47 (ранее улица Решетникова, дом №9).
В 1913 году драма «Падаркуш» была поставлена на сцену силами его учеников в Самарканде по улице Кош-хауз, ныне этого здания нет. На этом месте построена гостиница «Азия».
В то время роль женщины играли не женщины, а мужчины, переодетые в женский наряд. При постановке этой пьесы было организовано 320 мест, но во время спектакля дополнительно было организовано 30 мест. Билетов не хватало. Детвора во время спектакля лазила на деревья, а женщины в паранджах смотрели с крыш домов. Пьеса приобрела широкую известность и далее была поставлена в Ташкенте в «Колизее» труппой «Турон», а далее в Бухаре, Коканде, Андижане, Намангане, Маргелане, Каттакургане. Под впечатлением драмы «Падаркуш» Абдулла Кадыри написал свое произведение «Бахтсиз куёв» («Несчастный зять»), о чем он отметил в своих воспоминаниях.
В 1918 году в Самарканде Махмудходжа организовал Мусульманский совет рабочих и крестьян. В июле, работая комиссаром просвещения, он подписал декрет о государственном языке.
В 1919 году во время паломничества Махмудходжа и его спутники Мухаммадкул и Мардонкул были задержаны людьми Амира Сайида Олимхана в Шахрисябзе. Месяца через два их тайно перевели в Карши.
На вопрос хокима города Карши Тогайбека: «Почему Вас похитили?» Махмудходжа ответил: «Мы выехали из Самарканда для совершения паломничества, почему нас задержали, не знаю». Тогда бек сказал: «Вы кяфиры потому вас похитили».
Затем хоким издал приказ их казнить. Перед казнью люди Тогайбека заставили их самим рыть себе могилу. Так, во время намаза они зверски отрубили головы Махмудходже и его спутникам. После чего головорезы сравняли их могилы с землёй. В настоящее время мы так и не знаем, где находится могила Махмудходжи Бехбуди и его спутников.

Только в 1920 году сын начальника тюрьмы Шахрисябза Содикжан передал послание Махмудходжи Бехбуди его ученикам, и все узнали об этой трагедии.
1920 год был трауром для всей нашей семьи и родственников. В Самарканде три дня шла траурная процессия. С этого года Карши был переименован в «Станцию Бехбуди».
С 1937 года начались сталинские репрессии и нашего деда Махмудходжу объявили «врагом народа». Станция Бехбуди опять была переименована в город Карши.
После того, как обвинили его врагом народа, наша семья (семья Бехбуди) была вынуждена покинуть отцовский дом по улице Некрасова 47 и переехать в Сталинград (ныне город Душанбе).
По известным причинам, наш свёкор Масъудхон Бехбуди вынужден был изменить свою фамилию и уехать в Душанбе, где работал переводчиком, издал учебники для школ.
Дочь Махмудходжи Парвина (второе имя Сураёхон), скитавшаяся по горам Ургута и потерявшая двух дочерей во время скитания, умерла. А третий сын Махмудходжи — Матлюбхон — в 1942 году ушёл на фронт и пропал без вести. Второй сын его Максудхон умер из-за болезни в возрасте 21 года в 1932 году.
В 1987 году имя Махмудходжа Бехбуди был полностью реабилитировано.
В 1995 году в Узбекистане торжественно отмечалось его 120-летие.
Хотелось отметить, что не зря наш дед пролил кровь за будущее Туркестана и светлое наше будущее! Все его дети, как хотел наш дед, получили высшее образование и внесли большой вклад в развитие и процветание Республики Узбекистан.
В 2020 году широко отмечается 145-летие нашего деда. Нам хотелось бы, чтоб дом Махмудходжи, который расположен по улице Мирсаид Барака, стал домом-музеем всех просветителей того времени – Махмудходжи Бехбуди, Абдукадыра Шакури, Абдурауфа Фитрата, Абдулхамида Чулпона, Абдуллы Кадыри, Ходжи Муина, Абдуллы Бадри, Рафика Мумина, Усмана Носыра, Файзуллы Ходжаева, Акмаля Икрамова, Максуда Шейхзады, Боту и других.
Сегодня мы бесконечно рады, что благодаря независимости, имя Махмудходжи Бехбуди обретает вторую жизнь.
Говорят, что великие люди после смерти будут жить на страницах своих книг, в сердцах читателей. Так и М. Бехбуди живет с нами, среди нас, со своими произведениями.
Рано ТУРАХОДЖАЕВА,
супруга внука Бехбуди — Надима, кандидат филологических наук, доцент;
Бехзодхон БЕХБУДИ,
правнук;
Мехрангиз ХОДИ ЗАДЕ,
преподаватель русского языка общеобразовательной школы № 53 Самаркандского района.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

В сегодняшних условиях глобализации  изучение творчества представителей отечественной  печати,   служить важным базовым источником для молодого поколения. Следует отметить, что до настоящего времени имя и деятельность видного представителя среднеазиатского джадидизма, просветителя, реформатора, журналиста  внёсшего неоценимый вклад в становление и развитие национальной периодической печати  Махмудходжи Бехбуди были преданы забвенью. Общеизвестно, что представители среднеазиатского джадидизма стояли у истоков национальной печати. Кроме того, национально-прогрессивное движение джадидов в Средней Азии прошло сложный путь развития от просветительства до мощного политического движения. На первом этапе своей деятельности джадиды открывали новометодные школы, создали разного рода печатные органы, писали учебники и учебные пособия, организовывали различные общества, которые занимались сбором средств  в просветительских целях и т.д.

Активно занимался джадидской и редакторской  деятельностью и М. Бехбуди, считающимся отцом туркестанских джадидов. Увлекшись идеями просветительства, он в 1903-1904 гг. едет в города России – Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Уфу. Обогащенный опытом путешествий и новыми знаниями, он возвращается в родные края и в 1905 г. пишет книгу «Краткая география России». В этой книге, в довольно доступной форме, дает описание различных сторон жизни быта, географии народов Российской империи. В первый период своей деятельности Бехбуди сосредоточил основное внимание на реализации религиозно-реформаторских и просветительских идей. В 1903 г. в Самарканде с  сподвижником Абукадыром Шакури  (1875-1943 гг.)  Бехбуди  передал собственный дом школе и сам стал преподавать в ней историю и географию. Для «Школы Шакури» и других джадидских школ края М. Бехбуди пишет и публикует на собственные средства различные учебные пособия. Можно утверждать тот факт, что Бехбуди является основателем национальной библиотеки. В 1908 г. он впервые в Самарканде открывает «Кироатхонаи исломия». (Исламская читальная). Бесспорно, он принимал участие в создание первого таджикского издания газеты «Бухорои Шариф».

После закрытия  газеты «Бухорои Шариф» таджикская печать не прекратила свое существование. На арене периодики появился частный журнал Махмудходжи Бехбуди “Ойина” (Зеркало). До настоящего времени оригинальные номера названного журнала хранятся в Таджикской национальной библиотеке. Журнал «Ойина» начал издаваться с 20 августа 1913 года  в городе  Самарканде, выходил  один раз  в неделю на таджикском и русском языках до середины 1915 года.  Сначала он выходил по субботам в формате А4  на 16 страницах тиражом 600 экземпляров. Затем, по причине финансовых трудностей выпускался один или два раза в месяц.

О том, что Ойина является журналом или газетой до сих пор нет единого мнения. Но, нам думается, что Ойина был журналом. В качестве доказательства можно сослаться на  слова издателя журнала.   Махмудходжа Бехбуди – основателя  и редактора в первом номере издания называет его “еженедельным журналом”.  К тому же “Ойина” не имел переплета и оглавления. В  журнале «Ойина», публиковались в основном материалы новостного, международного характера. А также на страницах еженедельника публиковались образцы поэзии, новости международные, внутренние и давались объявления. Дизайн журнала,  по меркам того времени, был довольно  прогрессивным.  Был цветным,  на страницах помимо текстов использовалась инфографика. Верстальщик для привлечения внимание читателя,  старался разбить полосы на колонки и украсить рамки цветками.

Следует отметить, что материалы на таджикском языке в журнале не превышают двух-трех страниц в каждого номера. Редакционная коллегия старалась обогатить страницы журнала содержательными проблемными материалами,  касающиеся периода начала ХХ века.

Махмудходжа Бехбуди на первой странице журнала отметил: «Ойина» -это зеркало, смотря в него человек видет самого себя, узнает себя, осознает свое положение и делает первый шаг для того, чтобы найти способ изменить ситуацию” (1,56). Следует отметить, что  Бехбуди М. в своей статье “Изложение своего положения” (Баёни ҳол), во втором номере журнала, подробно  излагает свою позицию и задачи “Ойина”: «Для участия (в работе) в журнале “Ойина” приглашаются известные редакторы  из разных окрестностей корреспонденты. Язык журнала — турецкий и персидский, в журнале будут публиковаться поэзия и проза, научные, литературные, политические, предметные и исторические статьи, еженедельные новости, события, памфлеты. Журнал не наш, он — достояние нации. Через него будут распространяться публичные идеи, а не частные, религиозные, и не тщеславные”(2,67). Подобное объяснение Махмудходжи Бехбуди является показателем того, что журнал защищал общенациональные интересы, распространял политические и научно-культурные достижения, пропагандировал мораль, основанную на законах шариата, и подвергая критике безнравственность и недостатки общественной жизни.   Постоянными авторами журнала были публицисты  С. Айни, С. Ализаде, А. Фитрат, Мирзо Сиродж  Бухорои и др. В одном из номеров журнала была опубликована статья С. Ализаде, под названием, «Нам надо реформировать наши учебные заведения и школы». Он подчеркивает: «Мы, туркестанцы, 7-8 лет обучаясь  в школах (начальных), едва умеем писать свои имена и еще  15-20 лет обучаясь в медрасах не можем правильно изложить два-три предложения на арабском языке» (3,56). Автор, обращаяь к народу Туркестана пишет: «Дорогие соотечественники, сколько можно оставаться невежественными? Ради нашего святого ислама, одумайтесь, посмотрите, в Самарканде и его окрестностях живут более 150 тысяч человек, из этих мусульман сколько купцов и торговцев, сколько продавцов? А где наши доктора, учителя, инженеры, правоведы? Разве мы не нуждаемся в их услугах, помощи?» (2,68).  Продолжая свое обращение,  Ализода добавляет, что “нищий, дервиш, молодой, вор … их тысячами у нас имеются, которые кроме как бесславить ислам, позорить честь шариата (исламские законы) ни чего не умеют, никакой пользы от них обществу. Другие нации, именно посредством современных школ славятся своими религиями и моралью и этим привлекают внимание окружающих народов и наций. Саидризо Али-заде сожелеет, что мы из- за своего недопонимания, из-за отсутствия медресе и школ день за днем отстаем, отталкиваем других от себя, не боремся за славу ислама” (3,78). Автор, со скорбью, констатирует, что реформа школы и медресе очень важна.  Таким образом, роль Саидризо Али-заде в организации журнала очень  велика. Следует отметить, что издание Махмудходжи Бехбуди – журнал “Ойина”, который публиковался на таджикском и узбекском языках, среди читателей нашел значительную поддержку.   Этому, прежде всего, способствовали статьи первого из демократов таджикского народа Саидризо Али-заде. Основатель журнала очень уважал Али-заде, поддерживал его передовые взгляды, по этому вовремя своих поездок издание журнала доверял ему.

Журнал «Ойина», прежде всего, полемизировал относительно  наукы и культуры, боролся за реформы в системе образования. Потому что сам основатель журнала Бехбуди науку и образование считал источником развития и  подчеркивал, что наши предки еще много веков назад сделали твердые шаги в изучении светских          наук, и с этой точки зрения, он защищает позицию джадидов (новаторов):  Исходя из этого, сторонники развития и реформаторы не являются новаторами – джадидами, а наоборот старцами  из числа верных последователей своих предков. Несомненно, активную роль сыграл Махмудходжа Бехбуди в издании газет и журналов. Он является создателем журнала «Ойина». Журнал «Ойина» дает нам представление об отношениях М. Бехбуди к кадимизму (старине). Он упрекал кадимов (приверженцев старины, традиции) в том, что они не одобрили театральные и музыкальные произведения, отвергали критику схоластического метода обучения в школах и медресе, не осуждали пышные свадьбы и похороны, не видели пользы обращения мусульман не только к религиозным, но и к светским знаниям. Кроме журнала «Ойина» он издал газету «Самарканд».

 Когда кадимисты обвинили редактора журнала в том, что он своими статьями старается русифицировать народ, то Бехбуди отвечал: «Мы не собираемся русифицировать народ, мы не стараемся разрушить истинную религию ислама. Наоборот, мы хотим, чтобы уважаемые приверженцы нашей религии преуспевали в жизни»(4,78). М. Бехбуди в своих статьях «Конуни Аврупо» («Законы Европы»), «Лоиха» («Проект») и других пишет о создавшемся критическом положении в Туркестане, критикует российские власти, отдавшие решение правовых вопросов на откуп элликбоши и казиев, которые вершат не только религиозные, но и бытовые вопросы на основании взяточничества. В 27 и 28 номерах журнала «Оина» от 1914 г. М. Бехбуди опубликовал статью «Таьрих ва чугрофия» («История и география»), которая относится к ряду его проблемных работ. Жизнь М. Бехбуди оборвалась на территории Бухарского эмирата от рук фанатиков в марте 1919 г.

                                Список   литературы

1.Салихов Н.Н., Муллоев Ш.Б. История таджикской журналистики. Учебно-методическое пособие Душанбе: РТСУ, 2014.- 136с.

2.Петрушков М.Г. Рекламный рынок СМИ республики Таджикистан: тенденции, проблемы и векторы развития. Проблемы русскоязычных СМИ  в Таджикистане. Материалы научно-практической конференции. Душанбе.-2010.-203 с.

2.Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

3.Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров – М.: «РИП-холдинг», 2000.235с.

4.Шатин Ю.В. Построение рекламного текста, 2-ое изд. — М.: Бератор- Пресс,2003.213с


12 октября, 2016 —


Posted by |
«Бухорои Шариф», Масчох, Матчa, Махмудходжи Бехбуди, Ойина, Посвящается 104 летию национальной печати Махмудходжа Бехбуди и его журнал “Ойина”, Публицистика, Средней Азии, Таджикская публицистика

Комментариев нет.

ГУМАНИСТИЧЕСУИЕ ИДЕИ И КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАХМУДХОДЖА БЕХБУДИ

Аnnotation Mahmudhodzha Behbudi certainly one of the brightest representatives of the Jadid movement (from the Arabic «new way») in Turkestan in the early twentieth century. Outdoor activities Behbudi multifaceted. He was both an educator and publisher, and playwright and prominent politicians of his time. The article is devoted to the creation and work of the great reformer of Turkestan beginning of XX century.

Keywords: Jadida, literature, education, morality, humanism, free thought, a reformer, a primary school, a new method of teaching, republic, culture, education, the young generation.

Во все времена человеческой цивилизации у каждого народа были молодые патриоты своей родины. Они стремились к прогрессу и улучшению жизни своего народа. В тюркском мире это младотурки в Турции, младобухарцы в Бухарском эмирате, младохивинцы в Хивинском ханстве и другие. Все они искренно верили в победу справедливости и прогресса. Здесь основную роль сыграла культурно – просветительская деятельность молодых реформаторов.

История культуры и просвещения Узбекистана многогранна и богата уникальными идеями гуманизма и процветания. В нем много полезного и поучительного. « Без исторической памяти нет будущего » — говорит президент Узбекистана Ислам Каримов (1. 2–4). История джадитов Туркестана яркий пример самоотверженного труда ради свободы и процветания своего народа.

В начале ХХ века джадиды (просветители реформаторы) сформировали национальную модель, открывающую путь узбекскому народу к созданию нового узбекского государства, обладающего собственными социальными, политическими и экономическими основами. Джадиды стали великими продолжателями многовековых идей гуманизма, свободолюбия и справедливости, прочно укоренившихся в общественном сознание узбекского народа. Они хотели видеть Туркестан государством, где частная собственность находится под защитой государства, где права и свободы граждан защищены законом, где царит толерантность, чтобы государство стояло наряду с развитыми странами Европы, Америки и Азии. ( 2. 116 )

Махмудходжа Бехбудий, Абдулкадыр Шакурий, Абдулла Авланий, Мунаввар Кари, Садриддин Айний и другие представители джадитского движения направляли свои усилия на распространение среди народа идей прогрессивных реформ. Несмотря на жесткую цензуру, они стали издавать свои газеты и журналы свободолюбия. При формирование национальной идеи национального сознания первоочередное внимание джадиты обращали на написание достоверной, истинной, объективной истории. Первый в Туркестане обобщающий труд был назван «История Туркестан».

Революция 1905 – 1907 годов в России послужила толчком к активизации движения джадитов Туркестана (3. 438–439). Именно с этого момента начинается политическая деятельность известного просветителья гуманиста Махмудходжа Бехбуди.

Махмудходжа Бехбудий (1874 г. село Бахшитепа близ Самарканда – 1919 г, г. Карши) – драматург, публицист, религиозный и общественный деятель, лидер джадидов (реформаторы просветители) Туркестана. Отец – Бехбудходжа Салиходжа – оглы – потомок Яссави, мать хорезмийка. После смерти отца в 1898 году его воспитанием занимается дядя кази Мухаммад Сиддык, который обучает его арабскому и персидскому языкам. Бехбуди обучается вначале в медресе Самарканда, затем продолжает обучение в медресе Бухары. В период паломничества (1889–1900 годы) он побывал в Египте, Аравии и Турции. В ходе путешествия в нем крепнет мысль об открытие новометодных школ. Вместе с Аджзий открывает новую школу в селе Халваи близ Самарканда, а вместе Абдулкадыр Шакури – в селе Раджаб Амине. Во время путешествия в Казан и Уфу в 1900–1904 годы он знакомится с местными школами нового метода, налаживает связи с башкирской и татарской интеллигенцией. Приступает к созданию учебников для школ с новыми методами обучения. Издает книги «Рисолаи асбоби савод» (Обучение грамоте, 1905 г), «Рисолаи жухрофи умумий» (Введение в географию местности, 1906 г), «Китобат ул — атфол» (Детское письмо, 1908 г), «Тарихи ислом» (История ислама, 1909 г). В дальнейшем он переводит свою школу в Раджаб Амин в свой двор в Самарканде. В 1911 году Бехбуди пишет драму «Падаркуш» (Отцеубийца), которая была первой узбекской драмой. Она была издана в 1913 году, однако проходит некоторые время, прежде чем её поставят на сцене. В 1913 году под руководством Бехбуди создается первая в Туркестане труппа художественной самодеятельности. И первым произведением, по которому ставит пьесу Ташкентская труппа «Туран» в 25 января 1914 года, также является «Падаркуш». В 1913 году Махмудходжа Бехбуди издает газету «Самарканд». После 45 выпусков из – за финансовых проблем выпуск газеты прекращается. С 20 августа 1913 года Бехбуди издает журнал «Ойна» («Зеркало») (4. 215-217). Еженедельный, красиво иллюстрированный журнал выходил в основном на узбекском языке. В нем также публиковались стихи и статьи на фарси и объявления и рекомендации на русском языке. Журнал распространялся на Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Иране, Афганистане, Индии и Турции.

В 29 мая 1914 года Махмудходжа Бехбуди отправляется в свою вторую Хадж (паломничество в Мекку). На обратном пути из поездки в арабские страны он присоединяется к движению Исмаила Гаспиринского. Эта движения была направлена на вооружение тюркских народов передовым просвещением. В результате этого он обратился ко всему народу Туркестана с призывом основательно изучать свою Родину и культуру, чтобы «жить уверенно, быть интеллигентными, совершенными и справедливыми». Затем он посещает «Священный город» — Иерусалим, Бейрут, Халил ар – Рахман, Порт Саид в Сирии.

Великий просветитель Махмудходжа Бехбуди оставался верен своей позиции: « Только осознав себя, наши может на равных с другими решать общественно – политические вопросы».

Бехбуди активно включился в общественно – политическую работу. Как было сказано выше, в действительности его политическая деятельность берет своё начало в 1906 году. Тогда он принял участие в курултае Союза российских мусульман, состоявшемся в Нижнем Новгороде. Принял участие и выступил с докладом на курултае мусульман Туркестана, который прошел в 1917 году в Ташкенте. Он выступил всех противоречий между мусульманами. Махмудходжа Бехбуди быль избран председателем совета курултая краевых мусульман.

В начале ХХ века активная деятельность Бехбуди прослеживается в следующих направлениях:

— научно – исследовательское (изучение школы нового типа в Турции, Татарстане, Башкирии);

— просветительская (открытие школ нового типа, пропаганда просветительских идей);

— литературная (создания литературных произведений);

— культурная (открытие национального театра);

— издательская (издание газеты «Самарканд» и журнала «Ойна»);

— политическая (активное участие в общественно — политической жизни Туркестана);

— воспитательная (пропаганда идей чистоты нравственности, трудолюбия, высоко этикета, человеколюбия, справедливости и патриотизма);

— краеведческая (путешествие за рубежом и изучение местности Туркестана);

— религиозная (паломничество в Хадж).

Ранней весной 1919 года, перед зарубежной поездкой в Шахрисабз его арестует люди эмира Бухары при пособничестве агентов Революционной чрезвычайной комиссии (РЧК). Бехбуди и его спутников Мухаммадкула и Марданкула бросает в темницу в Карши, после чего всех казнят. Об этом станет известно в Самарканд через год.

Всем известны его слова: « Если наши жизни будут отданы рады свободы и счастья народа, мы с радостью встретим смерть ».

Смерти Бехбуди и его соратников были не напрасными. Ещё долгое время просветительские идеи Бехбуди озаряли пути многих славных педагогов и литераторов Туркестана. С обретением независимости Узбекистана ещё более актуальными стали идеи Бехбуди о самосознание народа и построение гуманистического общества. На сегодня актуальны идеи Бехбуди о просвещенном исламском культуре. На основе объективного анализа Бехбуди своеобразно прозрачно чисто освещает гуманистические идеи ислама. Поэтому в последние время в Узбекистане, Таджикистане, Германии, США, а также во многих других странах ведутся научные изыскания, посвященные жизни и творчеству великого просветителя. Вместе с этим в Узбекистане на многих улицах и школах дано имя реформатора просветителя Махмудходжа Бехбуди.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.А. Каримов. Тарихий хотирасиз келажак йук. Тошкент. Узбекистон – 1998.

  2. История Узбекистана. Методическое пособие для учителей. Ташкент. Шарк – 2010.

  3. Туркестан в эпоху колониализма Царской России. Ташкент. Шарк – 2000.

  4. История Узбекистана. Совершенный сборник. Ташкент. Давр – Пресс – 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Любовь приходит неожиданно цитаты
  • Цитаты с именем валерия
  • Красиво написанное слово июль
  • Пословица не ищи красоты а ищи доброты что означает
  • Эмилий христианович ленц цитаты