Маша троекурова цитаты о ней

Маша Троекурова – одна из центральных фигур романа «Дубровский».

«… ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением».

«Она привыкла скрывать от него (отца)свои чувства и мысли…».

«Она не имела подруг и выросла в уединении».

«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение».

«Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…».

«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».

«Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или с безмолвным участием».

Опубликовано 

masha-troekurova-harakteristika-dubrovskij
Марья Троекурова и
Владимир Дубровский.
Художник Д. Шмаринов

Марья Кирилловна Троекурова является одной из центральных героинь знаменитого романа «Дубровский» Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский»: описание внешности и характера героини.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Дубровский»

Характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский» Пушкина

Марья Кирилловная Троекурова является дочерью богатого помещика Кирилы Троекурова.

Возраст Маши Троекуровой — 17 лет:

«…ей было семнадцать лет…» (том 1 глава VIII)

17-летняя Маша является красивой, стройной девушкой:

«…красота ее была в полном цвете…» (том 1 глава VIII)

«Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…» (том 2 глава IX)

«…старый волокита был поражен ее красотой…» (о Верейском и Маше, том 2 глава XIII)

«– Обещаюсь, – прошептала бедная красавица.» (автор о Маше, том 2 глава XII)

«Он тихо обнял стройный ее стан…» (Дубровский и Маша, том 2 глава XV)

Героиня рано осталась без матери. Мать умерла вскоре после ее рождения:

«…оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку…» (об отце Маши, том 1 глава I)

В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка, мадемуазель (мамзель) Мими:

«Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими…» (том 1 глава VIII)

Маша всю жизнь живет в деревне, «в глазах родителя» (в отличие от Владимира Дубровского, который воспитывался в Петербурге):

«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя…» (том 1 глава I)

Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг, так как в гостях у Троекуровых обычно бывают только мужчины, приятели самого Кирилы Петровича. Женщины же редко приезжают в гости к Троекуровым: 

«Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу…» (том 1 глава VIII)

Марья Кириловна не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец, и редко участвует в них:

«Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича…» (том 1 глава VIII)

На досуге девушка любит читать книги, заниматься музыкой и гулять:

«…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки…» (том 2 глава XII)

«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение…» (том 1 глава VIII)

Судя по всему, она особенно любит читать романы:

«…Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах…» (том 1 глава VIII)

Также на досуге она вышивает на пяльцах: 

«Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком… <…> Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко…» (том 2 глава XIV)

Маша хорошо говорит по-французски, как все образованные дворянки. В отличие от Маши ее отец не владеет французским языком:

«…Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком…» (Маша переводит отцу с французского на русский, когда необходимо, том 1 глава VIII)

Маша Троекурова обладает прекрасным голосом и большими музыкальными способностями:

«…Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки…» (том 1 глава VIII)

«Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот…» (том 2 глава XII)

Героиня очень привязана к своему отцу, но при этом Кирила Петрович никогда не может добиться ее доверенности:

«Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности…» (том 1 глава VIII)

Она привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли, так как она никогда не может предугадать его реакцию:

«Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты…» (о Маше и ее отце, том 1 глава VIII) 

Маша, как и ее отец Кирила Троекуров, делит людей на сословия и считает домашних учителей (как например, учитель Дефорж) людьми низшего сословия:

«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…» (том 1 глава VIII)

У Маши есть 10-летний единокровный брат Саша, который появился на свет в результате отношений господина Троекурова и гувернантки, мадемуазель Мими:

«…черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном…» (о Саше, том 1 глава VIII)

Маша Троекурова и Владимир Дубровский

Маша Троекурова с детства знакома с главным героем романа Владимиром Дубровским, который является ее соседом по имению:

«…на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей…» (том 1 глава III)

Однажды господин Троекуров нанимает в дом домашнего учителя Дефоржа, который обучает разным наукам юного Сашу Троекурова. 17-летняя Маша влюбляется в Дефоржа, хотя и понимает, что не сможет стать его женой из-за разницы в их социальном положении. Спустя три недели Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским:

«…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь…» (о Маше и Дефорже-Дубровском, том 1 глава VIII)

«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза…» (о влюбленной Маше, том 2 глава XII)

Владимир рассказывает Марье свою историю о том, как ранее он хотел отомстить ее отцу, господину Троекурову, за то зло, которое тот причинил ему. Однако, увидев однажды Машу в саду, «как небесное видение», Дубровский влюбился в нее, простил ее отца и отказался от мести. Чтобы быть ближе к ней, молодой человек поселился в ее доме под видом учителя Дефоржа:

«Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства.» (Дубровский о своих планах отомстить, том 2 глава XII)

По словам Дубровского, эти три недели рядом с Машей были для него днями счастья. Теперь же он вынужден покинуть дом Троекуровых, чтобы его не поймали: 

«Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни…» (Дубровский о себе и Маше, том 2 глава XII)

Дубровский признается Маше в любви и просит ее обращаться к нему за помощью, если будет необходимо:

«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любит…» (Дубровский о себе, том 2 глава XII)

«…если когда нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего – для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?» (Дубровский — Маше, том 2 глава XII)

Тем временем отец Маши, господин Троекуров, решает выдать дочь замуж за старого богатого князя Верейского. Этот брак пугает бедную девушку. Она надеется, что Владимир Дубровский спасет ее от ненавистного брака со стариком Верейским. Марья даже готова стать женой разбойника Дубровского, только чтобы не выходить замуж за старика:

«Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным.» (том 2 глава XVI)

«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».» (том 2 глава XIV) 

«Папенька, – закричала она жалобным голосом, – папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…» (том 2 глава XVI)

Марья пытается сообщить Дубровскому о том, что отец хочет срочно сыграть ее свадьбу с Верейским. Несчастная Маша до последнего надеется, что вот-вот появится Дубровский и спасет ее, но этого не происходит, так как молодой человек узнает об их свадьбе с опозданием. В результате господину Троекурову удается насильно выдать дочь замуж за Верейского. Бедная Маша понимает, что ее жизнь теперь навсегда связана с нелюбимым мужчиной:

«Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова. 

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность.» (венчание Маши и Верейского, том 2 глава XVIII)

По пути из церкви молодожены сталкиваются на дороге с Дубровским и его бандой. Владимир предлагает Марье оставить нелюбимого мужа, несмотря на то что она уже обвенчана с ним, и бежать с ним. Однако Марья предпочитает остаться с Верейским, так как теперь он ее муж. Девушка просит Дубровского отпустить ее и ее мужа. Несчастный Владимир тяжело переживает этот удар. После этого случая он прекращает разбойничать и, судя по всему, уезжает за границу:

«– Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. 

– Нет, – отвечала она. – Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского. 

– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться 

Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостию, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас. 

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы.» (том 2 глава XVIII)

Это был цитатный образ и характеристика Марьи Троекуровой в романе «Дубровский» Пушкина: описание внешности и характера героини, ее отношений с Владимиром Дубровским и князем Верейским.

Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

История персонажа

Маша Троекурова впервые появилась на страницах романа Александра Пушкина «Дубровский» и стала возлюбленной главного героя, чья судьба была незавидной и вызывала сочувствие автора. Девушка стала символом высокородных дворянок своей эпохи, живших в золотой клетке и не имевших права выбора.

Создание персонажа

Героиня вошла в число основных персонажей романа «Дубровский», работу над которым Александр Пушкин начал в 1832 году. В основу лег случай, рассказанный приятелем писателя, меценатом Павлом Нащокиным. Друг Пушкина поведал о белорусском дворянине Островском, который по вине соседа лишился владений и начал промышлять грабежами. В первых черновиках произведение называлось этой фамилией.

Марина Зудина в образе Маши Троекуровой в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский» / Фото: Кинориум

Марина Зудина в образе Маши Троекуровой в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский» / Фото: Кинориум

Работая над романом, Александр Сергеевич побывал в нескольких городах, где мелкие помещики в результате тяжб лишались имущества в пользу более влиятельных дворян. В соседнем с пушкинским имением селе нашлись некие Дубровские, давшие окончательную фамилию главному герою. А место действия получило название Кистеневка в честь села Кистенево. Образ Маши был собирательным и не имел прототипа.

При жизни Пушкина роман так и не получил названия и не был завершен, в 1833 году Александр Сергеевич забросил черновики. В рукописях писателя остались наброски нового тома, в котором история любви Марии Троекуровой и Владимира Дубровского получила развитие. Впервые неоконченное произведение, название которому дала фамилия главного героя, было опубликовано через 4 года после смерти автора — в 1841-м.

Биография Марии Кирилловны Троекуровой

Мария родилась в семье зажиточного помещика Кирилы Троекурова и рано потеряла мать. Воспитанием девочки в прошлом занималась няня-крестьянка Егоровна, а также своенравный овдовевший отец. Кирила Петрович принимал в гостях в основном друзей-мужчин, поэтому у дочери не было подруг. В детстве она общалась с Владимиром Дубровским, сыном живущего по соседству небогатого дворянина Андрея Гавриловича, но тот со временем уехал служить в Петербург.

С возрастом к образованию девочки подключилась гувернантка-француженка мадемуазель Мими. Она же родила барину внебрачного сына Сашу, которого Кирила Петрович признал и тоже воспитывал.

На момент описываемых в романе событий Марии Кирилловне 17 лет. Ее отец рассорился с соседом и отсудил его имение Кистеневку, после чего Андрей Гаврилович тронулся умом и умер. Узнав об этом, Владимир Дубровский вернулся в родные края и поджег свой бывший дом, а сам стал разбойником.

Тем временем Кирила Петрович нанял для сына учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватил и уговорил поменяться местами Владимир Дубровский, прибыв к Троекуровым под видом гувернера. Постепенно между ним и Марией Кирилловной вспыхнуло чувство, ради которого мужчина был готов отказаться от мести. Он также раскрыл любимой настоящее имя.

Узнав об этом, Троекуров выдал дочь замуж за князя Верейского, в разы ее старше. Хотя девушка отправилась под венец против своей воли и любила другого, мужа она не предала. Дубровский же попал в правительственный розыск и скрылся за границей.

Внешность и характер Маши Троекуровой из романа Пушкина «Дубровский»

Пушкин нарисовал портрет Маши как настоящей красавицы. По описанию автора, уже в детстве она обладала миловидной внешностью, а с возрастом расцвела еще больше. Она одевалась со вкусом, поражая окружающих стройной фигурой и богатыми нарядами, носила бриллианты.

Девушка обладала мечтательным характером и была воспитана на любовных романах. Благодаря гувернантке Троекурова в совершенстве овладела французским языком и выступала переводчиком отца. У героини были способности к музицированию на фортепиано, пению и вышиванию на пяльцах.

Галина Григорьева в образе Маши Троекуровой в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Галина Григорьева в образе Маши Троекуровой в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Отношения Маши Троекуровой с окружающими

Отношение Троекурова к Маше неоднозначное. С одной стороны, отец до безумия любил дочь и старался угождать ее прихотям, с другой — иной раз относился с жестокостью. Взрослея в такой обстановке, героиня не доверяла папе полностью, скрывала от него мысли и чувства и предпочитала уединение, когда в доме появлялись гости.

Вместе с тем, как и отец, девушка имела аристократические предрассудки и относилась к слугам или беднякам как к людям второго сорта. Именно таким было первое впечатление Маши Троекуровой о Дубровском: она даже не посчитала нового гувернера за мужчину, но позже была впечатлена его храбростью во время схватки с медведем. А вот Владимир Андреевич был с первой секунды взволнован встречей: его голос дрожал от знакомства с «небесным видением».

По ходу действия романа отношения Маши Троекуровой и Дубровского переросли в любовь. Однако она осознавала разницу в их положении, не хотела запятнать репутацию и видела во Владимире мужа только в самом крайнем случае. При этом до последнего надеялась, что он спасет ее от брака с Верейским, пугавшего ее еще больше — «как плаха или могила». Жениха она считала отвратительным и ненавистным и предпочитала умереть или уйти в монастырь, чем выйти замуж за старого князя. Тем не менее ее поступки говорили о том, что чувство долга для Марии Кирилловны важнее любви: после свадьбы она не нарушила клятвы, данной на венчании, и отреклась от Владимира.

Символизм персонажа

Мария Троекурова олицетворяла незавидную судьбу юных дворянок той эпохи. Они жили в золотой клетке, довольствовались мечтами о приключениях и великой любви из книг, не имели друзей, хотя и вызывали зависть у окружающих. Такие девушки были вынуждены подчиняться воле родителей, иногда деспотичной, и, не смея ослушаться, выходить замуж за стариков своего сословия, дабы сохранить семейный статус и богатство.

Авторское отношение к героине видно через характеристики. Пушкин явно симпатизировал красивой и блестяще образованной Маше и сочувствовал ее незавидной участи, описывая ее тяжелое состояние во время свадьбы с Верейским.

Маша Троекурова на экране

Роман Пушкина впервые поставили на сцене Мариинского театра как оперу в конце XIX века. Партитуру к ней написал Эдуард Направник, а либретто создал Модест Чайковский. Впоследствии музыкальный спектакль гастролировал по России и за рубежом, а в 1961 году был показан на советском телевидении.

Первые экранизации «Дубровского» появились еще в 1920-х за границей — в Германии и Соединенных Штатах. Позже адаптации выпускали в Италии, Франции, Мексике. В итальянской версии под названием «Черный орел» соавтором сценария выступил Федерико Феллини.

Дебютная советская экранизация вышла в 1936 году. Роль Маши исполнила Галина Григорьева, а главный мужской образ воплотил Борис Ливанов.

Через 52 года свет увидела полнометражная мелодрама и ее 4-серийная телеверсия «Благородный разбойник Владимир Дубровский», которая считается наиболее близкой к оригиналу. Центральная роль досталась Михаилу Ефремову, а его экранную возлюбленную изобразила Марина Зудина.

Клавдия Коршунова в роли Маши в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Клавдия Коршунова в роли Маши в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Весной 2014 года состоялась премьера полного метра и 5-серийной версии «Дубровского», действие которого перенесли в наши дни. На первом плане оказались Данила Козловский и Клавдия Коршунова.

Интересные факты

  • На момент исполнения роли Маши Троекуровой Галине Григорьевой было 19 лет, Марине Зудиной — 23 года, а Клавдии Коршуновой — 30 лет.
  • Существует крылатое выражение: «Спокойно, Маша, я Дубровский». Оно впервые прозвучало в 1975 году в фантастическом фильме «Большое космическое путешествие», а через 10 лет — в мелодраме «Время отдыха с субботы до понедельника». Ни в оригинальном романе, ни в экранизациях главный герой не произносил эту фразу.
  • Борис Гребенщиков (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) упоминал Марию Троекурову в песне «Дубровский», выпущенной в 1996 году.

Цитаты Маши Троекуровой из романа «Дубровский»

Как видно из цитат, Александр Сергеевич большое внимание уделил выдающимся внешним данным героини, не раз подчеркивая ее привлекательность:

«…старый волокита был поражен ее красотой»,

«…взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд».

Перемены в отношении Марии к Владимиру, которого она поначалу не восприняла как мужчину, писатель списал на проявленные Дубровским храбрость и гордое самолюбие. С тех пор Троекурова начала выказывать к учителю уважение и внимание, сама не заметила, как влюбилась, хотя и понимала, что тот ей не ровня:

«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза… Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась… Она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку».

При этом было заметно, что внимание гувернера ей льстило, а вот ухаживания Верейского были противны:

«…старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».

В лице Дубровского Маша увидела спасение от ненавистного брака:

«…участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным».

После венчания девушка

«чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована».

Однако, встретив Дубровского, Маша проявила твердость характера и отвергла возможность дальнейших отношений:

«Поздно — я обвенчана… Я согласилась, я дала клятву».

Содержание

  1. Цитатная характеристика
  2. Портрет героини
  3. Внешность
  4. Черты характера и поступки
  5. Воспитание
  6. Вывод

Из истории создания романа «Дубровский» мы знаем, что П.В. Нащокин рассказал Пушкину о судьбе помещика Островского, который потерял все из-за своеволия богатого соседа. Классик был настолько поражен этим рассказом, что переосмыслил все прочитанное в роман «Дубровский». Главная женская роль в произведении тут отдана Маше Троекуровой.

Это красивая и молодая девушка, единственная наследница большого состояния своего отца Кирилы Петровича Троекурова.

Автор намеренно наделяет героиню прекрасным характером, богатым внутренним миром, приписывает ее образу доброту и высокую нравственность.

Однако не все так гладко, ведь в пушкинские времена многие девушки страдали от деспотичной воли своих родителей. Своенравность отца главной героини видна даже в кратком пересказе «Дубровского».

Ну а мы поговорим о характере, положительных и отрицательных чертах героини, разберем образ и внешность Маши Троекуровой.

Цитатная характеристика

Описание Маши Троекуровой из романа «Дубровский» именно с цитатами нам нужно, чтобы максимально точно нарисовать портрет героини. У читателя не должно возникнуть сомнений в правдивости информации, так как все будет подкреплено данными из первоисточника. Но обо всем по порядку.

Внешность Маши Троекуровой

Фото: obuv-patriotplus.ru

Портрет героини

Стартовая отметка в образе героини – это благородное происхождение. Маша Троекурова потомственная дворянка и единственная наследница своего богатого отца и помещика Кирилы Троекурова, который относился к ней спонтанно и по-разному.

«…дочь Кирила Петровича…».

Внешность

На момент начала романа девушке 17 лет. Маша Троекурова внешне очень красивая и миловидная. По мере взросления она становилась только краше.

«…он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже была красавицей…».

«…красота ее была в полном цвете…».

«…старый волокита был поражен ее красотой».

Маша Троекурова стоит на крыльце дома

Фото: pomosch-v-uchebe.ru

Внешняя привлекательность Марии Троекуровой умело подчеркивается прекрасными нарядами. Такое сочетание у окружающих вызывает невольное восхищение.

«…сопровождаемый Мариею Кириловной. Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со внимание осмотрели ее наряд».

Однако в день свадьбы с нелюбимым человеком вся красота героини меркнет. Она выходит к будущему мужу заплаканная, бледная, с тревожным и несчастным лицом.

«…бледную, неподвижную Марью Кириловну, голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов…».

«Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностию».

Черты характера и поступки

Внешность Маши Троекуровой

Фото: 5tz.ru

Ключевая черта характера Маши Троекуровой – это скрытность. Так как мама рано ушла из жизни, а ее воспитывал самодур отец, иначе в этой семье быть просто не могло.

«Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».

Детские годы и девичество Маши прошли в полном одиночества из-за все того же отца.

«Она не имела подруг и выросла в уединении… редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирилы Петровича».

Из-за особенностей дворянского воспитания, Маша Троекурова изначально презрительно и высокомерно относилась к тем, кто ниже нее по социальному статусу. Однако со временем девушка поняла, что каждого человека нужно оценивать по делам и личным качествам, а не принадлежности к древнему роду.

Маша Троекурова разговаривает с Дерфоржем-Дубровским

Фото: livemuz.ru

«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиной».

«Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».

Так как Маша Троекурова воспитывалась отцом и не имела подруг, девушка по любовным романам пыталась понять жизнь. Поэтому ничего удивительного в том, что у нее сформировался мечтательный и романтичный характер.

«…Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф».

Молодой учитель Дефорж-Дубровский стал для Маши Троекуровой первым объектом восхищения, она была готова даже влюбиться в него.

Портреты Дубровского и Маши Троекуровой

Фото: konspektiruem.ru

«Между ими основались некоторые сношения… не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том не признаваясь».

«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза».

Несмотря на силу первых сердечных чувств, девушка в силу своего положения и воспитания не могла серьезно относится к молодому и бедному человеку.

«Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем на догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку».

При всех положительных качествах героини, в характере Маши Троекуровой есть и несколько неприятных черт. Например, в глубине души она очень тщеславная девушка, которой нравятся красивые речи в ее адрес. Именно поэтому князь Верейский быстро смог получить ее полное доверие.

Князь Верейский разговаривает с Машей Троекуровой

Фото: odnokartinka.ru

«Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…».

По итогу, князь Верейский сватается к нашей героине, пораженный наповал ее красотой. Однако сама Маша Троекурова не так себе представляла свою жизнь.

«Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо».

«…старый князь поцеловал ей руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».

Чтобы не стать женой старого князя, Маша Троекурова готова по любви выйти замуж за Дубровского, наплевав на важность богатства и высокого статуса в обществе.

Однако молодой человек не успел помешать венчанию в церкви, и завершенная церемония стала сильным ударом для Троекуровой.

Маша Троекурова стоит в свадебном платье

Фото: makingbook.ru

«Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована…».

Под конец романа «Дубровский», став женой Верейского, Маша Троекурова, верная своему слову в церкви, воле и высокой нравственности, резко отказывается быть освобожденной Дубровским. Образ героини тут раскрывается наиболее полно. Девушка готова пожертвовать личным счастьем ради семейных уз и клятвы перед Богом.

«Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостью, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».

Воспитание

Мы уже говорили, что в образе Маши Троекуровой скрытное поведение занимает большое место. Девушка росла под опекой деспотичного и чрезмерно эмоционального отца, поэтому с малых лет воспитала в себе скрытность.

При этом Кирила Петрович смог научить дочь дворянского высокомерию и презрению к подданным. Однако со временем ее мнение на этот счет поменялось.

Машу Троекурова одевают в свадебное платье

Фото: Кинопоиск

Маша Троекурова очень любила читать. Однако из-за отсутствия качественного учителя, внимание она уделяла только любовным романам.

«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей, была отдана в ее распоряжение».

«Отец ее не мог руководствовать ей при выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах…».

Кроме чтения, М. Троекурова довольно плотно занималась музицированием. От природы у нее был прекрасный голос и музыкальный слух.

«…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну…».

«…Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…».

Вывод

Образ Маши Троекуровой – это мечтательность, наивность, романтичность и жизнь в достатке. Перед нами молодая девушка, которая никогда в жизни не работала, и росла, как цветок в теплице.

Маша Троекурова гуляет на улице

Фото: voipscan.ru

Мы видим, что в романе Троекурова ничего не знала о настоящей жизни, рядом с ней не было мамы и подруг, поэтому все ее понятия об отношениях между мужчиной и женщиной строились только на любовных романах.

Марья Троекурова осознает свое положение в обществе и никогда не согласилась бы на судьбу жены бедного учителя, который ей приятен. При этом перед лицом венчания со старым князем, она готова наплевать на это, и выйти замуж за Дубровского.

Перед нами человек, который в мечтаниях о будущей жизни и планах совершенно оторвался от реальности. Поэтому природная красота и богатый внутренний мир не смогли сделать Машу Троекурова счастливой. Именно этому учит роман «Дубровский».

На этом наш разбор истории, характера, образа, внешности и взглядов Маши Троекуровой из романа «Дубровский» подошел к концу. Будем рады вашей активности в комментариях.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

На чтение 5 мин Просмотров 8.4к.
Обновлено

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Характеристика Маши Троекуровой в романе А. С. Пушкина «Дубровский», к которому прилагается таблица с цитатами. Материалы помогут написать собственное уникальное сочинение.

Характеристика Маши Троекуровой

Маша Троекурова – второстепенная героиня романа А. С. Пушкина «Дубровский». В судьбе главного героя она занимает важное место, что дает возможность лучше понять его характер.

Маша – дочь богатого помещика Кирила Петровича Троекурова. На момент начала действия романа героине 17 лет. Она миловидная, стройная девушка.

Машу воспитывала няня, потом в помощь ей по тогдашней моде была нанята иностранная гувернантка. Благодаря ей девочка прекрасно говорила по-французски.  Подруг у нее не было отчасти из-за того, что гостями отца в основном бывали мужчины, общество женщин не приветствовалось.

Большую роль в жизни Маши сыграли книги. Отец не был любителем чтения, но как дань моде в доме была хорошая библиотека. Маша была в ней частой гостьей. Перебрав все книги, она остановила свой выбор на французских романах. Это способствовало развитию мечтательности, романтичности в ее характере.

Машина мать рано умерла, отец растил ее один. Он очень любил дочь, но его переменчивый нрав она испытала на себе. В один день он мог баловать ее, потакать малейшим прихотям, в другой ласка и нежность менялись на строгое, даже жестокое обращение. Маша, зная своенравность отца, никогда не была откровенна с ним. Она никогда не знала, какой будет реакция на ее мысли и чувства, поэтому предпочитала скрывать их.

Маша была младше Владимира Дубровского на несколько лет. В детстве они играли, потом сосед уехал в Петербург. Следующая их встреча произошла, когда Владимир проник в дом Троекурова как учитель Дефорж. Маша не обратила внимания на него, как не обращала внимания на прочую прислугу. В этом смысле она ничем не отличалась от других барышень. То, что она краснела, разговаривая с учителем, говорило о ее скромности.

Когда же Владимир застрелил медведя, он заметно вырос в ее глазах. Она заметила его храбрость и самолюбие, с тех пор начала относиться к нему с уважением. Они стали проводить вместе больше времени, Дефорж давал ей уроки музыки. Маша влюбилась в учителя, хотя не хотела себе в этом признаться.

Когда Дубровскому грозит разоблачение, он открывает Маше свое настоящее имя. Молодой человек исчезает из имения, взяв с Маши слово дать знать, если потребуется помощь. Она согласилась. Больше того, они поддерживали отношения перепиской.

Вскоре Троекуров решил выдать дочь за князя Верейского. Маше льстило такое предложение, но ей трудно было согласиться выйти замуж без любви. Она просила отца не выдавать ее замуж, но тот был неумолим. Героиня даже готова была бежать с Дубровским. Она написала Верейскому письмо, в котором просила расторгнуть помолвку, но об этом узнал отец и ускорил свадьбу. Таким образом, Маша стала женой князя.

Девушка до последнего пытается спорить с судьбой. Она хочет ночью идти на свидание с Владимиром, но оказалось, что отец запер ее. Она рассержена на отца, ее охватывает волнение, она ищет способы избежать свадьбы с князем. Утром она отправляет Дубровскому кольцо через брата.

Владимир приехал, когда уже состоялось венчание. Маша не смогла нарушить слово, данное в церкви. Она осталась с князем. Ее чувство долга, порядочность оказались сильнее любви к Владимиру. Венчание значило для нее очень много, сбежать от мужа она считала грехом. Совершить подобный поступок она не могла, потому что перестала бы себя уважать. Она могла сбежать от отца, который не внял ее мольбам, но не от мужа, которому поклялась хранить верность.

Таблица

План Примеры, цитаты
1. Внешность «… ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете». «… стройный ее стан…».
2. Поступки Влюбилась в Дубровского: ее сердце «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». «… написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия…». После венчания отказалась сбежать с Владимиром: «… князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты…»
3. Черты характера «… воспитанная в аристократических предрассудках…» «… остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание…» «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…» Решительность проявляетсяв словах, сказанных Дубровскому: «… Явитесь за мною — я буду вашей женою».
5. Взаимоотношения с людьми «Она не имела подруг и выросла в уединении». «Редко наша красавица являлась посреди гостей» отца. «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли…» (взаимоотношения с отцом).
6. Авторское отношение Автор симпатизирует героине. Он называет ее «наша красавица». Автор сочувствует героине, когда отец решает выдать ее за старого князя. Он наделяет ее эпитетом «бедная девушка».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сказочная жизнь цитаты
  • Как закончить пословицу труд сделал
  • Цитаты про тренажерный зал девушке
  • Песня со словами не любите красивых
  • Цитаты из сказов бажова медной горы хозяйка