Но истина дороже цитата кто сказал

Платон мне друг, но истина дороже

В споре, как говорят, рождается истина. Однако взгляды на истину у всех могут кардинально отличаться. Именно поэтому вопрос «Кому отдать предпочтение в спорной ситуации: другу или правде?» занимает умы многих мыслителей еще с древних времен.

Самой знаменитой фразой, ставшей для многих идеологией в решении важных морально-нравственных вопросов, стала: «Платон мне друг, но истина дороже», произнесенная древнегреческим философом Сократом.

История появления фразы

Вокруг знаменитого высказывания «Платон мне друг, но истина дороже» (лат. «Amicus Plato, sed magis amica Veritas») ходит много домыслов и предположений. Споры о том, кому же на самом деле принадлежат эти слова, не утихают и по сей день.

Признание авторства за Сократом усложняется еще и тем, что древнегреческий мыслитель не оставил после себя ни одного труда в письменном виде, т.к. считал, что запоминание устных диалогов укрепляет память и развивает логику и мышление у его слушателей.

Поскольку документально подтвердить этот факт невозможно, на помощь нам приходят работы других мыслителей. Одним из таких произведений стало сочинение не менее знаменитого ученика и последователя Сократа Платона «Федон», повествующее о последних часах жизни его наставника, беседах и рассуждениях с друзьями о вечном.

Великий философ был приговорен к казни за крамольные политические и религиозные суждения. В последние часы жизни, описанные в сочинении, перед тем, как принять яд, Сократ, беседуя со своими последователями, произносит фразу: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».

Мы не знаем наверняка, действительно ли Сократ произнес эти слова. Поэтому вся парадоксальность этой ситуации в том, что фактический автор Платон стал одновременно ее героем, ведь именно в таком, измененном виде, его слова дошли до нас и стали частью мировой культуры.

Мысль о главенстве истины над приятельскими отношениями проходит красной нитью через идеи многих мыслителей. Позже мы можем встретить ее во многих других трудах авторов всех времен и народов.

Так, например, Аристотель, кому так же ошибочно присваивают авторство фразы, произнес нечто подобное. В своем сочинении «Никомахова этика» он писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».

В сочинениях других античных авторов можно встретить слова о том, что Сократ им мил, но «истина всего милее».

Похожие высказывания можно встретить и в работах более позднего периода. Известный немецкий церковный реформатор Мартин Лютер, живший в средневековой Европе, в своей работе «О порабощенной воле» высказался: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». А испанский писатель Мигель Сервантес в романе «Дон Кихот», опубликованном в 1605 году, присваивает похожую фразу Аристотелю.  Кстати, именно после выхода в свет романа она приобрела особую популярность.

Еще одним близким по смыслу является выражение «Истина дороже дружбы» (лат. «veritas magis amicitiae»), которое более радикально показывает намерение говорящего отказаться от дружбы ради правды.

Значение фразы

На сегодняшний день изречение Сократа «Платон мне друг, но истина дороже» больше, чем фразеологизм. Оно стало идеологией и принципом жизни для многих людей и используется во всех ситуациях, когда перед человеком встает нравственный выбор: занять сторону дружбы или же не отходить от истинной точки зрения.

Данное высказывание помогает взвесить все «за» и «против» прежде чем сделать выбор. Только избавившись от субъективности суждений и симпатии к своему оппоненту и основываясь на сухих фактах и цифрах, можно говорить о правильности выбора.

Истина и точное знание – вот те высшие и абсолютные ценности, которыми должны руководствоваться люди. Авторитет человека и личные отношения не могут являться аргументом при принятии решения. Однако многие зачастую совершают неправильный выбор, ставя на чашу весов веру именно в эти вещи.

В идеальном мире выбор стоит делать в пользу правды, не опираясь на личное отношение к своему оппоненту. Но реально ли принимать подобные решения каждый раз? Всегда ли люди могут поставить моральные и нравственные принципы выше человеческого общения? Все ли из них могут принести в жертву дружеские, партнерские и любовные отношения ради сохранения общепризнанных ценностей и моральных устоев?

Как занять позицию истины, чтобы не обидеть друга?

В жизни существует масса примеров, когда перед человеком встает нравственный выбор между дружбой и истиной. Нравственные дилеммы, как правило, являются самыми сложными, потому что на кон может быть поставлено слишком много: теплые отношения и моральные ценности и принципы, в которые верит человек.

Кто-то при этом совершенно точно решает для себя, что истина важнее любого человеческого общения. Кто-то, наоборот, желает сохранить положительные эмоции, связывающие его с оппонентом, жертвуя при этом своими убеждениями.

Руководствуясь идеей о том, что истина в споре важнее дружбы, мы, тем не менее, признаем и даем понять своему собеседнику, что:

  1. Мы не умаляем важности дружбы и по возможности хотим сохранить теплые отношения. Наши взгляды на предмет спора могут отличаться, и это никак не должно сказаться на нашей с ним коммуникации.
  1. Истина, которую мы выбираем, является не нашей точкой зрения, а объективной и общепринятой. Это значит, что мы не ставим свое мнение выше мнения оппонента, а берем за основу проверенные и правдивые факты и обстоятельства.

Помнить об этом важно каждый раз, когда возникают какие-либо споры и задача отстоять правду является одной из главных. Правда должна быть выше любых жизненных обстоятельств. Однако при этом не стоит ставить под угрозу сохранение такой важной формы взаимодействия между людьми как дружба.

Как нужно вести себя, чтобы избежать крайностей: не лишиться всех близких людей вокруг ради соблюдения морали и не прогибаться под каждого человека, боясь озвучить свои мысли? Мы подготовили ряд советов, которые помогут достичь баланса в подобного рода ситуациях.

Старайтесь всегда сохранять человеческие отношения

Сразу обозначьте своему собеседнику, что вы дорожите отношениями с ним и что, несмотря на разницу во взглядах, они не будут испорчены.

Оценивайте поступок или слова оппонента, а не его личность. Помните, что кому-то ваши взгляды могут не нравиться точно так же.

Здоровый, конструктивный спор очень важен, потому что именно в нем, как правило, и рождается истина. А разрывать отношения только из-за разницы во взглядах – не самое удачное решение.

Говорите прямо

Споры тем и хороши, что позволяют оппонентам открыто взглянуть на ситуацию с разных сторон. Не бойтесь высказывать свое мнение открыто, но не забывайте при этом об основных правилах поведения во время них, чтобы не задеть чувства оппонента и не вывести конструктивный спор в неуправляемый конфликт.

Избавьтесь от эмоций

В психологии есть такое понятие как диссоциация, позволяющее абстрагироваться от эмоционального контекста и трезво взглянуть на ситуацию со стороны.

Не давайте спору накладывать отпечаток на ваши дальнейшие отношения. Если вы не согласны по одному пункту, это совсем не значит, что вы должны быть не согласны с человеком во всем остальном.

В любом конфликте негативные эмоции, берущие верх над разумом, приводят к проигрышу. Поэтому вооружитесь аргументами и холодным рассудком и выстраивайте свой диалог в соответствии с техникой переговоров.

Анализируйте

Не поддаться эмоциям позволяет и умение задавать себе правильные вопросы, которые могут вывести ход ваших мыслей в рациональное русло:

  1. Чью сторону я принимаю в этом споре?
  2. Какие доводы и аргументы есть у моего оппонента?
  3. Какие доводы и аргументы есть у меня?
  4. Что движет мной при принятии решения: факты или эмоции?
  5. Как эмоции мешают мне сделать правильный выбор?

Рационально анализируя любой, даже самый жаркий спор, вы сможете отделить объективную правду от эмоциональной предвзятости к своему собеседнику.

Не настаивайте на собственной правоте

Не пытайтесь переубедить оппонента. Помните, что каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Тот факт, что в данный период жизни он считает именно так, совершенно не означает, что он никогда не начнет мыслить по-другому. К тому же никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям.

В разные периоды жизни вы так же, как и он, могли мыслить совершенно иначе. И это не сделало вас хуже: наоборот, вашу личность сформировало именно то многообразие мнений и взглядов, которые вы через себя пропустили, выбрав максимально приемлемые для себя.

Так что вместо того чтобы настаивать на своей точке зрения и пытаться навязать ее партнеру, примените метод Сократа, с помощью которого собеседник сам придет к верному умозаключению. Выхлопа от подобной тактики будет в разы больше, чем от принуждения занять вашу сторону.

Споры и разница во взглядах – постоянные спутники думающих людей. Отказываться от общения с человеком, с которым вас многое связывает, можно, пожалуй, лишь в тех ситуациях, когда ваши морально-нравственные ориентиры диаметрально противоположны. Во всех остальных случаях умение слышать оппонента и четкое обозначение своей позиции позволяют прийти к консенсусу, а иногда и к появлению новых, более гениальных идей.

Заключение

Поиски истины – сложный процесс, который занимал тысячи умов во все времена. Однако еще сложнее не просто найти истину, но и не поддаться искушению прикрыть глаза на правду, поддавшись дружескому порыву.

Фраза «Платон мне друг, но истина дороже», пройдя через несколько тысячелетий, не потеряла своей ценности и актуальности, став при этом девизом многих. Как только она станет жизненным принципом для каждого человека, мы сможем говорить о создании честного и высокоморального общества.

В данной теме мы рассмотрим авторство и значение выражения «Платон мне друг, но истина дороже».

Содержание

  • Кто сказал фразу «Платон мне друг, но истина дороже»?
  • Значение высказывания «Платон мне друг, но истина дороже»: примеры из литературы
  • Видео: Крылатые и мудрые фразы Сократа

Легендарные древнегреческие философы подарили миру множество удивительных идей, трудов, мыслей и крылатых выражений, которые до сегодняшних дней не утратили своей свежести и актуальности. Одно из таких высказываний «Платон мне друг, но истина дороже». Но порой история искажает или запутывает первоначальные слова автора. Да и мы сами можем неправильно трактовать авторитетную фразу. Поэтому предлагаем подробнее разобрать данное выражение.

Кто сказал фразу «Платон мне друг, но истина дороже»?

Выражение с глубоким смыслом имеет и захватывающую историю своего развития. Но именно это и создало некую путаницу в авторстве фразы «Платон мне друг, но истина дороже». Поэтому давайте обо всем говорить по порядку. А чтобы разобраться, нужно окунуться в историю развития уже стандартного изречения.

  • Ведущая роль в философии принадлежит Сократу, который и ныне считается самым великим мудрецом в истории человечества. До него философия считалась наукой, занимавшейся изучением природы и окружающего мира. А Сократ первым начал уделять внимание изучению человеческой личности, души, нравственным и моральным вопросам, а также общественным проблемам.
    • Его труды заложили основу современной философии. Хотя после себя он не оставил ни одного произведения, считая, что любые записи ослабляют память. А слово, переданное устно – живое и закладывается в подсознании. А потому важнее того, что может быть написано на бумаге. До нас его идеи дошли благодаря работам его учеников Платона и Ксенофонта, хотя они не отличаются одинаковой трактовкой и восприятием.

Сократ

Сократ
  • Именно Сократу принадлежала легендарная фраза – «Платон мне друг, но истина дороже». Правда, в немного видоизмененном формате. И эта фраза больше, чем просто афоризм. Она поднимает на суд человечества очень важную и глубокую тему – что следует выбрать из двух вещей. А чаще всего на весы становится вера в авторитет друга, учителя и вера в истину.
    • Всей своей жизнью и смертью Сократ ответил на этот вопрос. Выступая перед своими учениками и добровольными слушателями, он настоятельно советовал им не оглядываться на авторитеты, включая и его самого. А идти до конца в отстаивании своего мнения, если вопрос касается правды и истины. «Истина дороже любого авторитета!» – говорил Сократ.
    • Великого Сократа осудили и приговорили к смерти за то, что он развращал молодежь. А выражалось это тем, что он не верил в существование богов, проповедовал дьявола, называя его своим внутренним голосом, подсказывающим ему мысли и поступки, которые Сократ считал божественными посланиями.
    • На суде Сократ сказал, что он не признает справедливость приговора. Ведь он достоин всяческих почестей за свою учительскую и просветительскую деятельность. Будучи уже приговоренным к смерти, он не захотел бежать из тюрьмы. И отказался от приведения смертного приговора с помощью палача, предпочитая самостоятельно выпить яд, оставив нам в наследие ни одно свое крылатое выражение.
  • Древнегреческий философ Платон, являвшийся учеником Сократа, в своем сочинении «Федон» рассказал о последних часах жизни Сократа и о его разговоре с друзьями перед казнью. Оттуда мы и узнали, что перед принятием яда, Сократ повторил свою гениальную фразу в несколько ином варианте: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине».

Платон записал слова-наставления своего учителя

Ученик, записавший наставления
  • Уже ученик Платона – Аристотель, продолжил мысль своего учителя. Он также писал, как бы нам не были дороги друзья, но истина первична. И именно ее нужно выбирать, даже когда выбор кажется невозможным. Ведь в этом и кроется наш долг!
  • Конкретизировав друзей, продолжил афоризм средневековый богослов Мартин Лютер. Он использовал имена Платона и Сократа, «но истину следует предпочесть».
  • Встречается такое выражение и у знаменитого М. Сервантеса, сказанное устами его Дон Кихота во второй части романа. И некоторые по ошибке считают, что именно оттуда оно пришло в нашу жизнь. Но Сервантес просто повторил на испанском языке мудрость древнего философа – «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas».

Перефразировка от аристотеля

Перефразировка от Аристотеля

Значение высказывания «Платон мне друг, но истина дороже»: примеры из литературы

  • Но, как бы там ни было, использование этого крылатого выражения в наше время не имеет двоякого значения – выбирать всегда нужно истину! Это касается любых жизненных обстоятельств или человеческих взаимоотношений.
  • Только правда и объективность является основой правильного выбора и чистой совести. Попытка сохранить дружеские отношения, пожертвовав истиной, никогда не принесет счастья и душевного спокойствия. Именно такой подтекст кроется в этом выражении, а его уместно использовать при любых рассуждениях и спорах на эту тему.
  • Приведем весьма яркий пример. В замечательном романе Дудинцева «Белые одежды», основанном на реальных событиях в среде ученых-генетиков послевоенных лет, очень наглядно раскрыта эта тема.
    • По сюжету романа одни ученые пытаются использовать абсурдные требования новой власти, репрессии, доносы коллег в личных интересах, продвигая псевдонаучные теории и присваивая чужие открытия.
    • Кто-то боится противостоять этому и отстаивать правду, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Но есть и такой герой, что пытается бороться с приспособленцами и старается донести правду до коллег. И его не страшит даже нависшая над ним опасность.
    • Герой романа Дежкин не может мириться с творившимся в науке произволом. Поэтому он уходит из института, передав ценнейшие сведения своим западным коллегам. А потом долгие годы до смерти Сталина живет в подполье, без всех жизненных привилегий. Таковой иногда бывает цена истины!

Истина исконно на первом месте!

Истина исконно на первом месте!
  • Подобный сюжет повторяется во многих произведениях и фильмах. Например, Оноре де Бальзак в творении «Загородный бал» немного перефразировал фразу под нацию. Используют крылатое изречение А. Герцин, В. Белинский, О. Аптекман и прочие авторы.
  • Порой так бывает, когда чей-то близкий друг совершает тяжкое преступление, а человек, становясь этому свидетелем, оказывается перед выбором. То есть, закрыть на это глаза или все же предпочесть истину – эту фразу также нередко вспоминают. Она прошла сквозь века и для многих из нас стала решающей при нелегком жизненном выборе. Если бы еще она могла стать лозунгом для всего человечества, мы могли бы жить в прекрасном и счастливом мире, где добро победило бы зло.

Как видим, слова устного автора Сократа быстро «подхватили» и передали в широкие массы. Платон записал высказывание своего учителя, тем самым сбив немного с толку. Ведь впервые подобное выражение использовалось в его творениях. Но последующие философы вносили свою лепту, сотворив такой многовековой и универсальный афоризм, который дает нам истинное наставление!

Видео: Крылатые и мудрые фразы Сократа

Платон мне друг, но истина дороже

Платон мне друг, но истина дороже
Платон мне друг, но истина дороже

С латинского: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (амикус плато, сэд ма-гис амика вэритас).

В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Первоисточник — слова древнегреческого философа Платона (421— 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор — Платон — стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых — слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483—1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».

Смысл выражения: истина, точное знание — это высшая, абсолютная ценность, а авторитет — это не аргумент.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.

Платон мне друг, но истина дороже

Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении «Федон» приписывает Сократу слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Лютер (1483-1546) говорит: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть» («О порабощенной воле», 1525). Выражение «Amicus Plato, sed magis amica veritas» – «Платон мне друг, но истина дороже», сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа «Дон Кихот» (1615).

Словарь крылатых слов.
Plutex.
2004.

.

Полезное

Смотреть что такое «Платон мне друг, но истина дороже» в других словарях:

  • Платон мне друг, но истина дороже — крыл. сл. Греческий философ Платон (427 347 гг. до н. э.) в сочинении «Федон» приписывает Сократу слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • ПЛАТОН — (Plato) (428/427 348/347 до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский… …   Новейший философский словарь

  • ПЛАТОН (428, 427-348, 347 до н.э.) — древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мно гие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Основные… …   История Философии: Энциклопедия

  • варвара мне тетка, а правда сестра — Ср. Правды не боюсь. Хлеб соль ешь, а правду режь, говорит русская пословица. И еще: Варвара мне тетка, а правда мне мать. Салтыков. Сатиры в прозе. 4. Ср. Мне истина всего дороже. Подумать не успев, скажу: ты всех милей; Подумав, я скажу все то… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Крылатые фразы — Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью , другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз . Об авторстве… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Список латинских фраз — В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в …   Википедия

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА —     «НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2 м афинским периодом (334 322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова… …   Античная философия

  • Высшая лига КВН 1998 — Высшая лига 1998 Сезон 12 й Место проведения Московский дворец молодёжи Название сезона Сезон проблем Количество команд 15 Количество игр 7 …   Википедия

  • «НИКОМАХОВА ЭТИКА» —         (? ? ? N?, Ethi ca Nicomachea), осн. этич. трактат Аристотеля, отражающий позднюю фазу развития его этич. учения (датируется 2 м афинским периодом 334 322 дон. э.), классич. памятник антич. эвдемонизма. Назван в память об отце или рано… …   Философская энциклопедия

  • Научная этика — Научная этика  в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными… …   Википедия

Информация:

Известная крылатая фраза, ведущая начало со времен Древнего Рима и Древней Греции. Ее авторство приписывают Аристотелю или Сократу, но дословно фразу «Платон (или Сократ) мне друг, но истина дороже» никто из древних философов никогда не говорил. Автор данной формулировки Мигель де Серватес (1547—1616) — в его романе «Дон Кихот».

Значение

Ученики, говоря о своих учителях, утверждали таким образом, что хоть они и уважают их и ценят, однако замечают, что при всем уважении и авторитете человека любое его утверждение всегда можно подвергнуть сомнению и раскритиковать в случае, если оно не соответствует истине. Таким образом античные философы указывали на верховенство истины.

Происхождение фразы

Платон (427 – 347 до н.э.) говорил следующее относительно своего учителя Сократа:

«Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.»
— Платон

Позже Аристотель (384 – 322 до н.э.), ученик Платона, говоря о учителе несколько изменил фразу:

«Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.»
— Аристотель

В труде «Никомахова этика» Аристотеля присутствует еще одна похожая по смыслу фраза:

«Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».

Ставшая же знаменитой формулировка «Платон мне друг, но истина дороже» взята из «Дон Кихота» (ч. 2, гл. 51) испанского писателя Мигеля де Сервантеса (у Сервантеса именно Платон), то есть Сервантес этой красивой фразой выразил мысль сформулированную Платоном и Аристотелем (или скорее он даже следовал не им, а Мартину Лютеру (1483—1546), который в своей работе «О порабощенной воле» писал: «Платон и Сократ мне друзья, но я предпочитаю истину» и именно после Сервантеса эта фраза стала крылатой.

Материал из Викицитатника

Плато́н (др.-греч. Πλάτων — «широкий», настоящее имя Аристокл (Αριστοκλής), 428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля,
основатель «Академии».
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Цитаты[править]

Диалоги[править]

См. Категория:Диалоги Платона
  •  

Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее. —

  •  

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость. —

  •  

Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей. —

  •  

Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота. —

  •  
Смерть Сократа. Жак Луи Давид, 1787 г.

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.

Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова):
— Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого.[1]

  •  

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом. —

  •  

— …Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. <…>
— Так кто же, Диотима, — спросил я, — стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?
— Ясно и ребенку, — отвечала она, — что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость — это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот — это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. —

  •  

Вот каким путем нужно идти в любви — самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого́ прекрасного вверх — от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе <…> только и может жить человек, его увидевший. —

  •  

…В каждом из нас есть два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это — влечение к удовольствиям, другое — приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему. Эти начала в нас иногда согласуются, но бывает, что они находятся в разладе и верх берет то одно, то другое. Когда мнение о благе разумно сказывается в поведении и своею силою берет верх, это называют рассудительностью. Влечение же, неразумно направленное на удовольствия и возобладавшее в нас своею властью, называется необузданностью. —

Колесница зари (Эос)
  •  

Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, этот возничий правит упряжкой, а затем и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное. —

  •  

…Изумление <…> есть начало философии. —

  •  

…Число составляет всю суть каждой вещи. —

  •  

…Во всей трагедии и комедии жизни <…> страдание и удовольствие смешаны друг с другом. —

  •  

[Война] — главный источник частных и общественных бед, когда она ведется. —

  •  

Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое. —

  •  

Во всяком деле самое главное — это начало. —

  •  

[В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств. —

  •  

Добродетель — это <…> некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность — болезнь, безобразие [позор] и слабость. —

  •  

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо <…> нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, <…> до тех пор <…> государствам не избавиться от зол. —

  •  

Астрономия… заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего. —

  •  

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим. —

  •  
Карта Атлантиды. Афанасий Кирхер, 1669 г.

[Египетский жрец — Солону]: …По свидетельству наших записей, государство ваше[2] положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря. Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами[3]. Этот остров превышал своими размерами Ливию[4] и Азию, вместо взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов – на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении[5]. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночество встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи. Тех, кто еще не был порабощен, оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными. Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. —

Частица «огня»
Частица «воздуха»
Частица «воды»
Частица «земли»
  •  

Итак, согласно моему приговору, краткий вывод таков: есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три [рода] возникли порознь еще до рождения неба. <…> четыре рода [т. е. первоначальные стихии: вода, огонь, земля, воздух] обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной. Ранее в них не было ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, чего еще не коснулся бог. Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел. То, что они были приведены богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния, пусть останется для нас преимущественным и незыблемым, утверждением; но теперь мне следует попытаться пояснить вам устройство и рождение каждого из четырех родов. <…>
Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания. <…> Пусть же объемный образ пирамиды и будет, в согласии со справедливым рассуждением и с правдоподобием, первоначалом и семенем огня; второе по рождению тело мы назовем воздухом, третье же — водой. Но при этом мы должны представить себе, что все эти [тела] до такой степени малы, что единичное [тело] каждого из перечисленных родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются нам в глаза. Что же касается их количественных соотношений, их движений и вообще их сил, то бог привел все это в правильную соразмерность, упорядочивая все тщательно и пропорционально, насколько это допускала позволившая себя переубедить природа необходимости. —

  •  

За каждое злодеяние надо расплачиваться последующим возмездием, ради вразумления. Возмездие будет легче, если злодеяние совершено по неразумию, когда преступник молод и поддался чьему-либо внушению, а также в других подобных случаях. Тяжелее оно будет, если преступление совершено по собственному неразумию, из-за невоздержанности в удовольствиях и страданиях, из страха и робости, из-за страстей, зависти и неисцелимого гнева.

  •  

…Из всех остальных так называемых искусств… не осталось бы ни единого, но все они совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики. —

  •  

…Мы должны признать, что эллины совершенствуют всё то, что они получают от варваров. —

Письма[править]

  •  

Всё тяготеет к царю всего, и все совершается ради него; он — причина всего прекрасного. Ко второму тяготеет второе, к третьему — третье. —

  — II
  •  

Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень — это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое — это имя, второе — определение, третье — изображение, четвертое — знание.

  — VII

По Клавдию Элиану[6][править]

  •  

… ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления. —

  •  

Когда Платон слышал, что Академия — нездоровое место, и врачи уговаривали его перебраться в Ликей, философ отклонял эти советы, говоря: «Ради того, чтобы продлить свою жизнь, я не согласился бы поселиться даже на Афоне». —

По Диогену Лаэртскому[7][править]

  •  

Музам Киприда грозила: «О девушки! Чтите Киприду,
Или Эрота на вас, вооружив, я пошлю!»
Музы Киприде в ответ: «Аресу рассказывай сказки!
К нам этот твой мальчуган не прилетит никогда». —

 

Ἁ Κύπρις Μούσαισι· « Κοράσια, τὰν Ἀφροδίταν
τιμᾶτ’ ἢ τὸν Ἔρωτ’ ὔμμιν ἐφοπλίσομαι. »
Αἱ Μοῦσαι ποτὶ Κύπριν· « Ἄρει τὰ στωμύλα ταῦτα·
ἡμῖν οὐ πέτεται τοῦτο τὸ παιδάριον. »

  •  

Не всё то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью.

  •  

Слаще всего — слышать истину (вариант: «говорить истину»).

Другое[править]

  •  

Благодарю судьбу за то, что я родился человеком, а не бессловесным животным; эллином, а не варваром; а также за то, что жить мне пришлось во времена Сократа. —

Цитаты о Платоне[править]

См. Категория:Платонистика
  •  

Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных,
Оный божественный муж здесь погребен Аристокл.
Если кому из людей достижима великая мудрость,
Этому — более всех: зависть — ничто перед ним. —

 

Σωφροσύνῃ προφέρων θνητῶν ἤθει τε δικαίῳ
ἐνθάδε δὴ κεῖται θεῖος Ἀριστοκλέης
εἰ δέ τις ἐκ πάντων σοφίης μέγαν ἔσχεν ἔπαινον
τοῦτον ἔχει πλεῖστον καὶ φθόνος οὐχ ἕπεται.

  — Эпитафия на гробнице Платона
  •  

Платон называл Аристотеля Полом[10]. <…> Известно, что жеребёнок, досыта насосавшийся молока, лягает свою матку. Так вот Платон намекал на неблагодарность Аристотеля. Ведь, получив у Платона важнейшие основы знаний, он, обладая этими сокровищами, сбросил с себя узду, открыл напротив платоновой свою школу, расхаживал там с учениками и друзьями и стал завзятым противником своего учителя.[6]

  — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга IV, 9)
  •  

Однажды, когда Платон был ещё в младенческом возрасте, Аристон приносил на Гиметте жертву Музам или нимфам, и все были поглощены торжественным обрядом, Периктиона положила ребёнка в раскинувшиеся поблизости миртовые заросли. Пока он спал, пчелиный рой с жужжанием опустился на его уста, предрекая этим свойственную Платону впоследствии сладость речи.[6]

  — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга X, 20)
  •  

Из учеников Сократа вполне заслуженно наибольшую славу приобрел Платон, совершенно затмивший остальных…
Учение мудрости может иметь своим предметом или деятельность, или созерцание: почему одна часть его может быть названа деятельной, а другая — созерцательной, из которых деятельная имеет целью упорядочение жизни, т. е. просвещение нравов, а созерцательная — исследование причин природы и чистейшей истины. В деятельной превзошедшим других считается Сократ; Пифагор же всеми силами своего мышления предавался философии умозрительной. А Платону ставят в заслугу соединение того и другого, и через это — усовершенствование философии…
Возможно, что те, которые приобрели известность своим наиболее тонким и правильным пониманием Платона, которого вполне заслуженно ставят гораздо выше всех философов разных народов, и последовавшие ему, именно благодаря этому высказываются о Боге так, что в Нем находится и причина бытия, и начало разумения, и порядок жизни…
Итак, если Платон называет мудрым человека, подражающего этому Богу, не знающего и любящего Его и через общение с Ним делающегося блаженным, то зачем нам подвергать разбору других? Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы. —

  — Аврелий Августин, «О граде Божьем»
  •  

Согласно учению о переселении душ, возможно, что Платон опять сидит за партой и терпит побои за то, что не понимает Платона.[11]

  — Фридрих Геббель
  •  

Для философски неподготовленного и непроясненного сознания идеального (вневременного) бытия совсем нет; существуют лишь единичные явления реальности, протекающие во времени… Первым мыслителем, открывшим и описавшим идеальное бытие был Платон. Как бы многообразно-мифологического элемента не было примешано к учению Платона, существо этого учения навсегда сохраняет силу: платонизм в течение веков и доселе был и есть основа всей творческой философской мысли. Основная мысль Платона неопровержима: так как наши общие понятия, поскольку они истинны, имеют объективное содержание, то, следовательно, кроме единичных вещей, есть и бытие общее (идеальное или бытие идей)… Вопреки распространенному мнению, Аристотель не оспаривает учение об идеях по существу, он не согласен лишь с формой, которую ему придал Платон… Мы увидим ниже (при анализе идеи законов природы), что вся современная наука (по большей части бессознательно) опирается на платонизм…[13]

  — Семён Людвигович Франк, «Введение в философию», 1922
  •  

Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону.[14]

 

The safest general characterization of the European philosophical tradition is that it consists of a series of footnotes to Plato.

  — Альфред Норт Уайтхед, «Процесс и реальность: очерк космологии», 1929
  •  

Надо с корнем вырвать вековые предрассудки относительно Платона, укрепившиеся благодаря западноевропейской метафизике, рационализму, сентиментализму, морализму и гуманизму. Нельзя одно восхвалять в Платоне, другого же стыдиться. Надо уловить самый стиль, античный стиль платонизма и не навязывать Платону западноевропейских воззрений. <…> Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик – вот что такое Платон[15]; и это все – диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа, единый и цельный стиль платонизма. Как всё это далеко от сентиментальностей или бранчливых нелепостей вроде «обвинений» в «метафизике», дуализме и пр., которые еще до сих пор проповедуются относительно Платона с университетских кафедр, не говоря уже об улице и толпе! —

  — А. Ф. Лосев, «Очерки античного символизма и мифологии», 1930
  •  

У Сократа был только один достойный последователь — его старый друг Антисфен, последний представитель Великого поколения. Платон, самый одаренный из его учеников, оказался и самым неверным из них. Он предал Сократа точно так же, как предали его и дяди Платона. Эти не только предали его, но еще и пытались сделать соучастником своей политики террора. Однако не преуспели в этом, поскольку он оказал им сопротивление. Платон попытался вовлечь Сократа в свою грандиозную попытку построения теории задержанного общества. И ему это удалось без труда, поскольку Сократ был уже мертв.
Я, конечно, знаю, что это суждение покажется чересчур резким даже тем, кто критически относится к Платону. Однако трудно вынести другой приговор, если посмотреть на «Апологию Сократа» и «Критона» как на последнюю волю Сократа и если сравнить это его завещание с завещанием Платона — «Законами». Сократ был осужден, но его смерть не планировалась инициаторами обвинения. Платоновские «Законы» восполняют это отсутствие преднамеренности. Свободная мысль, критика политических институтов, обучение юношей новым идеям, попытки ввести новый религиозный культ или даже только мнения — все это Платон объявил серьезными преступлениями Сократа. В платоновском государстве Сократу никогда не была бы предоставлена возможность защищать себя публично. Он просто был бы доставлен в секретный Ночной совет с целью «лечения» его больной души и в конце концов ее сурового наказания.
<…>
То, что нам следует извлечь из Платона, в точности противоположно тому, что он пытался преподать нам. И этот урок не следует забывать. Бесспорно, платоновский социологический диагноз превосходен, но предложенная им теория еще хуже, чем то зло, с которым он пытался бороться. Остановка политических изменений не дает средства лечения болезни. Она не может принести счастья. Мы никогда не сможем вернуться к мнимой невинности и красоте закрытого общества. <…> перед нами только один путь — путь в открытое общество.[16]

  — Карл Поппер «Чары Платона»
  •  

Если мы хотим сравнить результаты современной физики частиц с идеями любого из старых философов, то философия Платона представляется наиболее адекватной: частицы современной физики являются представителями групп симметрии, и в этом отношении они напоминают симметричные фигуры платоновской философии.[17]

  — Вернер Гейзенберг «Природа элементарных частиц»
  •  

Философия Платона в самом своем существе органически связана с математикой. Не так уж много можно назвать философов, чье мышление столь же сильно определялось математикой, как платоновское. К ним относятся разве что Декарт, Лейбниц и Кант. <…>
Что касается Платона, то его скорее можно сравнить с Кантом, чем с Лейбницем и Декартом: Платон больше размышлял над философским обоснованием математики, занимался решением собственно математических задач. Но в отличие от Канта он был непосредственно связан с крупнейшими математиками своего времени: Теэтетом, Евдоксом и особенно Архитом, его близким другом и учеником, а потому их взаимное влияние друг на друга было прямым и весьма ощутимым для обеих сторон. Достаточно вспомнить, что при входе в Академию Платона была надпись: «Негеометр — да не войдет». Те, кто не были сколько-нибудь сведущи в музыке (кстати, тоже математической науке), геометрии и арифметике, действительно не принимались в Академию. Диоген Лаэртский сообщает, что возглавлявший Академию Ксенократ сказал человеку, не знакомому ни с одной из названных наук: «Иди, у тебя нечем ухватиться за философию»[18].
Это обстоятельство важно иметь в виду как при изучении философии Платона, так и при анализе античной математики: первая помогает понять вторую и наоборот. Платон, как и позднее Кант, дал философское обоснование математики.[19]

  — П. П. Гайденко «Обоснование научного знания в философии Платона»
  •  

И все же мы, люди XX века, не можем не поражаться интуиции ученого-естествоиспытателя, которую обнаруживает Платон в своих «правдоподобных рассуждениях». Мы имели возможность убедиться, что в этих рассуждениях, изложенных на небольшом числе страниц всего лишь одного сочинения — «Тимея», неожиданно появляются идеи, нашедшие развитие в ряде областей науки, о которых античность не имела ни малейшего представления: в атомной физике, молекулярной химии, теории элементарных частиц, теории фазовых превращений…[20]

  — И. Д. Рожанский «Платон и современная физика»
  •  

Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне <…>
Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе платонизма, после исключения из него всей архаики и музейности в нем все же оставалось немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.[21]

  — А. Ф. Лосев «Жизненный и творческий путь Платона»
  •  

Например, когда Платон выделяет рациональную структуру вещи (то есть ее идею или форму), то это означает, что я могу через это говорить общезначимо и об эмпирических вещах. Должен подходить к ним со стороны идеальных вещей. Или со стороны мира по истине, поскольку у него же нигде не сказано, что идеи существуют как существуют стулья, кровати, деревья. Термин «существование идеи» имеет смысл только в контексте воспроизведенных мною сейчас шагов рассуждения, из которых, я надеюсь, вам ясно ― зачем, для чего, и о чем это. Это только пример, но он постоянно воспроизводится в истории мысли, в истории драматических взаимоотношений между философским языком и языком обыденным, наглядным. Чтобы понимать язык философии, мы должны отучаться от наглядных привычек понимания, которые несет с собой обыденный язык.[22]

  — Мераб Мамардашвили, «Введение в философию», 1986

Примечания[править]

  1. Платон, диалог «Федон» в переводе С.П.Маркиша
  2. Афины.
  3. Гибралтар.
  4. Так древние называли Африку.
  5. Область в Средней Италии, у побережья Тирренского моря.
  6. 1 2 3 4 Элиан. Пёстрые рассказы / перевод С. В. Поляковой. — М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. — Серия «Литературные памятники».
  7. 1 2 3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. III. Платон
  8. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990. С. 138.
  9. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / составитель В. В. Серов — М.: «Локид-Пресс», 2005.
  10. πῶλος — жеребёнок.
  11. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (изд. 4-е, дополненное) / составитель К. В. Душенко — М.: Эксмо, 2004.
  12. В.Н.Карпов. «Жизнь и сочинения Платона» в сборнике «Сочинения Платона». — С.П-б.: типография духовн. журнала «Странник», 1863 г.
  13. Франк С. Л. Введение в философию в сжатом изложении. СПб., 1993. С. 72-73.
  14. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 32.
  15. Ср. современный комментарий: «Многие великие умы были заняты изучением Платона, «мирового истолкователя», но усилия их разбивались о тысячелетние камни Тайны; и принципиальная ошибка ученых заключалась в том, что они смотрели на «пирамиду» снизу вверх. Отсюда — поверхностное прочтение, непонимание, а зачастую и нелепейшее толкование и несоизмеримо искаженная оценка, вроде той, которую мы находим у глубоко уважаемого нами А. Ф. Лосева, в определенной степени законодателя советского антиковедения, завершающего свой девятисотстраничный том «Очерков античного символизма и мифологии» следующим откровением: «Апологет монахов и философ полиции <…>» (Ильчук М. В., Сурков Н. В. «Государство» Платона — десять ступеней к Совершенству. М., 2014. С. 17-18.)
  16. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Ч. I: Чары Платона. М., 1992. С. 241, 247-248.
  17. В. Гейзенберг. Природа элементарных частиц // УФН. — 1977. — В. 4. — Т. 121. — С. 665.
  18. Diog. Laert. De clarorum philosophonim vitis, dogmatibus et apophtegmatibus libri. Paris, 1878, IV, 10.
  19. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: «Наука», 1979. С. 98-99.
  20. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: «Наука», 1979. С. 170.
  21. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1. СПб., 2006. С. 5, 74.
  22. Мераб Мамардашвили, «Введение в философию. Необходимость себя». — М.: 1996 г.

Ссылки[править]

  • Диалоги Платона
  • Эпиграммы Платона

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова любимому мужчине о том как я люблю тебя
  • Пословицы о кварце
  • Цитаты про самоуверенных женщин
  • Рыба тухнет с головы значение пословицы
  • Красивые цитаты про индию