Образ александра павловича в рассказе левша с цитатами

aleksandr-pavlovich-levsha-leskov-obraz-harakteristika
Александр Павлович в Англии.
Художники Кукрыниксы

Император Александр Павлович является одним из второстепенных героев знаменитой повести «Левша» Лескова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика императора Александра I в повести «Левша»: описание личности и характера царя Александра Павловича.

Характеристика императора Александра I в повести «Левша» Лескова

В 1814 году император Александр Павлович путешествует по Европе в сопровождении донского казака Платова:

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть… При нем был донской казак Платов…»

В Европе император Александр всем нравится благодаря своей ласковости:

«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

Путешествуя по Европе, герой изучает достижения науки, техники и искусства разных стран. Царю очень нравятся иностранные изобретения:

«Англичане… выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали…» 

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Казак Платов, сопровождающий царя, не разделяет этого восторга. Он спорит с царем, утверждая, что «у нас дома свое не хуже»:

«И чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»

В Лондоне англичане дарят Александру I удивительную стальную блоху:

«Это вашему величеству наше покорное поднесение. <…> Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.»

За изобретение этой блохи русский император велит выдать англичанам миллион:

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»

Англичане дарят царю Александру I блоху, но отказываются дарить к ней чехол – и это несмотря на подаренный миллион. Мягкий, слабохарактерный Александр боится «испортить политику», поэтому уступает хитрым англичанам и платит отдельно за чехол:

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»

Император Александр I не протестует против «мошенничества» англичан. Он оправдывает эту хитрость каким-то «обычаем»:

«У них свой обычай.»

После поездки в Англию царь признает, что русские мастера хуже английских и что они «никуда не годятся»:

«…Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…» 

«…Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.»

Платов советует царю изменить в России «правила жизни, науки и продовольствия» – тогда русские мастера будут работать не хуже англичан. Однако царь не прислушивается к совету казака:

«И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться.»

Военные дела наводят на мягкого и чувствительного царя меланхолию (грусть, тоску). Он уезжает в Таганрог:

«…У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.» 

После смерти Александра I шкатулка с блохой переходит его брату, императору Николаю I:

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»

Критика об образе Александра Павловича в «Левше»

«Важно обратить внимание… как ведут себя русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным, непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное – равнодушным к национальным интересам своей страны.  

Самая «ласковость» Александра, о которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством», сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей державы.  

В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства. <…>  

Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими. 

Новый русский самодержец Николай I – правитель несравненно более твердого характера… <…> Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.» 

(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)

Это были материал об образе и характеристике императора Александра I в повести «Левша» Лескова: описание личности и характера царя Александра Павловича в цитатах.

Характеристика Александра 1

В сказе Н. С. Лескова «Левша» одним из первых героев, с которыми знакомится читатель, является российский император Александр I. Будучи большим ценителем западной культуры, он пренебрежительно относится к России, её научному и культурному потенциалу. Характеристика Александра I необходима для контраста с образами его брата Николая I и донского казака Платова, которые искренне любили Россию и смогли доказать, что русские мастера являются самыми талантливыми и ни в чём не уступают заморским умельцам.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Левша.

Полное имя — Александр I Павлович.

Возраст — в начале произведения — 37 лет.

Род занятий — император Российской империи.

Семья — супруга Елизавета Алексеевна, дети, младший брат Николай.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из монаршей семьи.

Воспитание — характерное для дворянских детей высшей знати.

Образование — характерное для дворянских детей высшей знати.

Внешность — подробности не указаны, мужчина средних лет.

Характер — добрый, мягкий, восторженный, чувствительный, любознательный, религиозный, безответственный.

Положительные черты — доброжелательный, культурный, утончённый, дипломатичный.

Отрицательные черты — безответственный, мягкотелый, слабохарактерный.

Произведение — «Левша» (полное название: “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”).

Автор — Николай Семёнович Лесков.

Цитатная характеристика

Описание образа Александра I с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Александра I основан на том, что он является российским императором. Полное имя правителя — Александр Павлович.

«…император Александр Павлович…»

Источник: Глава 1

Супругу Александра Павловича звали Елизавета Алексеевна.

«Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции…»

Источник: Глава 4

Скончался император в городе Таганроге.

«…у Александра Павловича… пока он скончался в Таганроге…»

Источник: Глава 4

Внешность

Портретная характеристика Александра Павловича основана на том, что в начале произведения он был мужчиной в расцвете сил. В 1814 году (именно тогда состоялся Венский конгресс) ему было 37 лет.

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться…»

Источник: Глава 1

Черты характера и поступки

Александр Павлович — человек мягкий, уравновешенный, который благодаря своим дипломатическим качествам способен легко выстраивать отношения с другими людьми.

«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

Источник: Глава 1

У императора Александра мягкое, жалостливое сердце.

«А государь Платову грустно говорит:
— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем».
Источник: Глава 2

Император Александр — большой любитель новых впечатлений, которые он черпает из заграничных поездок.

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны…»

Источник: Глава 1

Александр Павлович расположен ко всему заграничному и способен искренне удивляться и восхищаться достижениям мастеров других стран.

«…и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется…»

Источник: Глава 1

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Источник: Глава 2

После поездки в Англию и демонстрации танцующей блохи Александр I уверен, что англичане являются непревзойдёнными, самыми лучшими в мире мастерами.

«Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»».

Источник: Глава 3

«…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…»

Источник: Глава 3

Император Александр очень доверяет Платову — донскому казаку, который повсюду его сопровождает. Государь прислушивается к мнению Платова по тому или иному вопросу.

«…при нем был донской казак Платов…»

Источник: Глава 1

«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную».

Источник: Глава 2

«Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, — только из усов кольца вьет».

Источник: Глава 2

Император Александр пренебрежительно относится ко всему русскому, полагая, что соотечественники неспособны создать что-то по-настоящему выдающееся.

«…то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Источник: Глава 1

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».

Источник: Глава 2

Платов пытается объяснить императору, что англичане смогли достичь таких успехов благодаря подходящим условиям жизни и труда. Он советует царю улучшить жизнь русских мастеров, чтобы те смогли работать не хуже англичан, но Александр Павлович не хочет его слушать.

«Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться».

Источник: Глава 3

Александр Павлович — щедрый человек. Он платит огромную сумму за танцующую стальную блоху англичанам.

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями».

Источник: Глава 3

Александр I не способен отстаивать собственные интересы. Когда англичане, получившие большую сумму за стальную блоху, предлагают императору за отдельную плату приобрести и специальный футляр для нее, он соглашается. Александру павловичу проще сделать, что от него просят, чем настоять на своём.

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело — не порть мне политики. У них свой обычай».

Источник: Глава 3

Император Александр не любит решать военные вопросы, от которых у него портится настроение.

«…у государя от военных дел сделалась меланхолия…»

Источник: Глава 3

Александр Павлович — глубоко верующий человек.

«…он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота [«Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, которой после того именовался «духовником его величества», и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство»].(Прим. автора.)

Источник: Глава 3

После кончины императора Александра Павловича стальная блоха по наследству переходит к его младшему брату Николаю, который занимает его место на царском престоле.

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после, государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала… Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил…»

Источник: Глава 4

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Александра I вместе!

Биография

Александр I Павлович — российский император, правивший государством с 1801 года вплоть до своей смерти в 1825 году.

В 1814 году, после Венского конгресса, император отправился в путешествие по Европе. В этой поездке его сопровождал верный казак Платов. Александр Павлович посетил Англию, где большое внимание уделил новинкам культуры, науки и техники.

В сказе Лескова говорится, что государя поразило изделие местных умельцев — крошечная стальная заводная блоха, которая могла танцевать. Будучи большим ценителем всего необычного, Александр Павлович заплатил за блоху миллион и отдельно оплатил её футляр из цельного бриллианта.

Скончался Александр I в 1825 году в Таганроге. Перед смертью он отдал английскую блоху своему духовнику, отцу Федоту, чтобы тот передал диковинку императрице. Однако Елизавета Алексеевна не заинтересовалась подобной безделицей, и в итоге стальная блоха перешла в наследство младшему брату Александра I, Николаю.

Образ Александра I

Образ Александра I весьма условен и с реально жившим императором имеет мало схожего. Автор намеренно наделяет героя чертами, которые вызывают у патриотично настроенного читателя отторжение.

Так, Александр Павлович является большим почитателем всего заграничного. Он искренне восхищается уровнем развития культуры и науки на западе, полагая, что Россия никогда не сможет достичь таких вершин.

При этом государь не намерен создавать подходящие условия для учебы, работы и развития отечественных умельцев. Подобные разговоры нагоняют на него скуку. Он уверен, что русские в принципе не способны конкурировать с заграничными мастерами.

Созданный Лесковым образ Александра I — это образ человека высокой культуры, деликатного, утончённого. Он прекрасный дипломат, способный идти на компромиссы. Но зачастую за его дипломатичностью скрывается слабохарактерность и откровенная трусость, неспособность отстаивать собственную точку зрения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В сказе Н. С. Лескова «Левша» русский император Александр Павлович предстаёт слабым, безвольным человеком, не верящим в собственную страну, людей. Отношение автора к этому персонажу однозначно: подобные правители не заслуживают народного уважения, поскольку неспособны сделать для отчизны ничего полезного.

Александр I является больше отрицательным персонажем. В этом и заключается роль героя — показать всю никчёмность людей, не любящих свою родину. Цитатная характеристика Александра I позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Образ и характеристика героев повести
«Левша» Н.С. Лескова в цитатах

Образ и характеристика Левши в повести
«Левша» Лескова

гл.

Левша — талантливый,
искусный мастер из Тулы, один из лучших оружейников России:

«…оружейники три
человека, самые искусные из них, один косой Левша…» 

«…недостойно
искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.» 

«…три искусника
ни на какой спрос не отпираются…»

Левша разбирается в
«металлическом деле», то есть умеет работать с металлом:

«Туляки, люди
умные и сведущие в металлическом деле…»

Левша — это прозвище
героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой — даже крестится.
Настоящее имя героя неизвестно:

– А зачем же он левой
рукой крестится? <…>  – Он – левша и все левой рукой
делает. 

Мастер Левша — бедный
крестьянин:

«Мы люди бедные и
по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»

Оружейник Левша — малограмотный,
необразованный человек, как и большинство крестьян:

«Наша наука
простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем

<…> У нас это
так повсеместно…»

Левша живет в Туле в
маленьком домике –

«тесной
хороминке»:

«…да всю крышу с
маленького домика сразу и своротили… у мастеров в их тесной
хороминке*…» (*от слова «хоромы»)

У Левши есть старенькие
родители, о которых он говорит с любовью:

«…У меня, –
говорит, – дома родители есть.»

«…тятенька* мой
уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь
ходить…» (*тятенька — то есть отец)

Левша — холостяк, то
есть состоит в «холостом звании»:

«…я еще в холостом
звании.»

О внешности Левши
известно, что он страдает косоглазием («косой Левша»), имеет на
щеке родимое пятно, а на висках — выдранные волосы
:

.

«…один
косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье
выдраны…» 

Бедный мастер Левша
одевается скромно и носит стоптанную обувь:

«…на ходу крючки
в кафтанах застегивают…» 

«…за шивороток
косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина*
отлетели…» 

«Идет в чем был: в
опорочках**,
одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик***
старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но
ничего, не конфузится.»  

(*казакин — верхняя одежда,
короткий кафтан, застёгиваемый на крючки;  

**опорочки —
истоптанные башмаки;  

***озямчик — русская
старинная верхняя одежда.)

Левша — глубоко
верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без
Божьего благословения:

«…надо взяться
подумавши и с Божьим благословением.» 

 «Туляки…
известны также как первые знатоки в религии. <…> Туляк полон
церковного благочестия и великий практик этого дела…» 

«Мы еще и сами не
знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться…»

Левша — хитрый человек.
Он умеет «вилять умом», но делает это по-доброму и никому не
причиняет зла:

«…туляки ему в
хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по
которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил…» 

«Так и Платов умом
виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не
перевилять…»

«…ничто не брало
этих хитрых мастеров…»

Левша — упорный,
трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без
перерыва несколько дней:

«…Сошлись они
все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли.
<…> День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками
потюкивают. Куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.»

Левша — решительный,
смелый человек с чувством собственного достоинства. Он не конфузится, не
теряется, когда его вызывают к императору:

 «А Левша
отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.» 

«…а шиворот
разорван; но ничего, не конфузится.»

Несмотря на свое
косоглазие Левша способен выполнять удивительно тонкую работу:

«…слышно, что
тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.» 

«Тульские мастера,
которые удивительное дело делали…»

Левша с другими
мастерами подковывают английскую блоху (то есть прибивают ей на пятки
подковы):

«…ведь они,
шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!..» 

«…Надо, –
говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и
отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»

Среди трех тульских
мастеров Левша — самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он
выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит
на гвоздиках свое имя:

«…я мельче этих
подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже
никакой мелкоскоп взять не может.»

Левша — добрый, незлопамятный
человек. Он прощает Платову его
грубое обращение:

– Прости меня, братец,
что я тебя за волосья отодрал. <…>  – Бог простит, – это нам не
впервые такой снег на голову.

К сожалению, Левша хотя
и гений, но в его таланте мало смысла без образования и условий для
творчества:

«Это жалко, лучше
бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали,
то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли
сообразить, что в каждой машине расчет силы есть…»

Левша предан своему
отечеству и своей вере:

«…мы в науках не
задались, но только своему отечеству верно преданные.»

«…наша русская
вера самая правильная…» 

«…я желаю скорее
в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

Левшу трудно сбить с
толку и чем-либо прельстить:

«Ничем его
англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился…»

Император Николай I
отправляет Левшу в Англию, чтобы тот отдал англичанам блоху с подковами:

«…государь
приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в
Англию…, чтобы вез блоху особый курьер, … а при нем чтобы и Левша
находился и чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в
Туле мастера есть.»

Возвращаясь из Англии в
Россию, Левша пьянствует до «белой горячки» и серьезно заболевает.
Прибыв в Петербург, он вскоре умирает:

«…все рассказал:
какая у Левши болезнь и отчего сделалась.» 

«Я эту болезнь
понимаю, только немцы ее лечить не могут…»

Перед смертью
Левша просит передать царю секрет о чистке ружей, но этот секрет так и не
сообщают царю:

«Скажите государю, что у англичан ружья
кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны,
они стрелять не годятся.  И с этою верностью Левша перекрестился и
помер. <…>  Государю так и не сказали, и чистка все
продолжалась до самой Крымской кампании.»

Левша — редкий талант, гений, которые больше не
встречаются:

«Таких мастеров, как баснословный Левша,
теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и
дарований…»

Критика
об образе Левши

«Истинно патриотическим самосознанием
наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя,
они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав,
испросив благословение на свой труд у Николы Мценского.  В результате
 вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое
немалое чудо — подковать блоху.
<…> Однако … эти искусные люди, талантом которых возвышается
…престиж России, …поставлены в положение, унизительное для их человеческого
достоинства и гибельное для развития их дарований. Все они чрезвычайно зависимы
от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову
начальствующему лицу… <…>  …немилосердным образом ведет себя
Платов … <…>  …он везет в столицу Левшу не как искусного
мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов
посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости…  …на каждом шагу
дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность
других. В глазах писателя такой склад отношений — горе России. <…> И
все же, несмотря на горестный финал, общая концепция сказа о Левше имеет
оптимистический смысл. При всей жестокости обстоятельств, в которых приходится
«талантствовать» Левше, он обнаруживает … нравственное здоровье,
чувство собственного достоинства, глубокую и искреннюю преданность интересам
России.  Чувствуя, что умирает, он до последней минуты озабочен лишь тем,
чтобы успеть передать царю секрет лучшего хранения оружия, то есть его последняя
дума — дума о России. …тульский мастер… сумел сохранить «душу
человечкину», и этот факт — большое и обнадеживающее чудо русской
жизни.» (И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30
томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.) 

Образ и характеристика Платова в повести
«Левша» Лескова

 Донской казак Платов является одним из
центральных персонажей повести «Левша» («Сказ о тульском косом
Левше и о стальной блохе») Лескова.

Казак Платов — это реальное историческое лицо.
Граф Матвей Иванович Платов (1751 — 1818 гг.) был атаманом Донского казачьего
войска, генералом от кавалерии и героем русских войн. 

гл.

В повести «Левша» донской казак Платов
сопровождает царя Александра I в поездке по Европе в 1814 году:

«…император Александр Павлович окончил
венский совет, то он захотел по Европе проездиться… <…> при нем был
донской казак Платов…»

Казак Платов — простой человек, вышедший «из
низов». Он не умеет говорить по-французски

«…особенно в больших собраниях, где Платов не
мог по‑французски вполне говорить…» 

«…и все французские разговоры считал за
пустяки, которые не стоят воображения.»

Казак Платов участвовал в войнах против Наполеона:

«…мои донцы‑молодцы без всего этого воевали и
дванадесять язык* прогнали.» (*дванадесять язык — это войско Наполеона,
см. «Непонятные слова в повести «Левша»)

Платов имеет множество орденов и наград за свою
храбрость в сражениях:

«…сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и
явился к государю во всех орденах.» 

«Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел
к государю…»

Платов — мужественный человек:

«Что тебе, мужественный старик, от меня
надобно?» 

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь…»

Придворные служащие не любят Платова за его
храбрость

 «А царедворцы <…> они его терпеть не
могли за храбрость.»

Платов — сторонник всего русского, ему не нравятся
иностранные изобретения. Платов верит, что русские мастера не хуже иностранных:

«…Платов сейчас скажет: так и так, и у нас
дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет…»

  «Государь на все это радуется, все
кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все
ничего не значит.»

Платов считает, что русские мастера могут превзойти англичан, если их
обучать и создать им хорошие условия для жизни и работы:

«…государь так соображал, что англичанам нет
равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут
сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у
аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и
продовольствия…»

Платов — хитрый человек, способный «вилять
умом»:

«Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с
ними хитро по‑донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не
уступили… <…> Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов
вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

Хитрый Платов не любит упускать свое. Так, он крадет
у англичан микроскоп, который те не отдали вместе с блохой:

«…а Платов <…> взял мелкоскоп да,
ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, –
принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».»

Казак Платов имеет «простые чувства», то
есть он, судя по всему, способен сочувствовать другим:

«Сходил бы ты лучше к казаку Платову – он
простые чувства имеет.»

Платов требует, чтобы все делалось быстро:

«…а зубами так и скрипит – все ему еще нескоро
показывается.Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в
скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала.»

Платов любит быструю езду. Его лошади несутся так
быстро, что проскакивают мимо «остановочного места»:

«…нигде лошадей ни у одной станции нельзя
было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.
Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду
возворотятся.»

Платов жестоко обращается с простыми людьми, в
частности с ямщиками. Чтобы лошади скакали быстрее, он велит бить ямщика
плетьми:

«Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам
он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе
стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.»

Платов бывает жесток и груб со своими
подчиненными-казаками. Он «съедает их живьем», если те не
успевают выполнить приказ:

«А если какой казак задремлет, Платов его сам
из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»

«Он нас до того часу живьем съест и на помин
души не оставит.» 

Платов «напрасно обижает» оружейника Левшу
и других тульских мастеров:

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от
государева посла, все обиды должны стерпеть…»

О внешности Платова известно, что у него горбатый
нос и что он носит усы. Как истинный казак, Платов носит бурку (плащ из
шерсти):

«Платов ничего государю не ответил, только свой
грабоватый нос в лохматую бурку спустил…»

«…а тот идет <…> только из усов
кольца вьет.»

У храброго казака Платова куцапые (грубые, короткие)
пальцы и израненный в сражениях кулак:

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были
куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить….» 

«…показал кулак – такой страшный, багровый и
весь изрубленный, кое‑как сросся…»

Храбрый казак Платов не боится врагов на войне, но
при этом трусит в мирное время перед царями — Александром I и Николаем I:

«…спорить не смею и должен молчать.»
(слова Платова царю Александру I) 

«Платов боялся к государю на глаза показаться,
потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный..
<…> И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут
струсил…»

Платов старательно исполняет поручения царя, но при
этом тут же забывает о простых людях. Так, Платов увозит Левшу в Петербург
без документов. Когда Левша заболевает, его не принимают в больницах без
паспорта и вскоре он умирает. В смерти Левши отчасти виноват и Платов:

«…как же, мол, вы его от нас так без
тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо
ответа показал кулак…» 

«Привезли в одну больницу – не принимают без
тугамента, привезли в другую – и там не принимают…»

Казак Платов — верующий человек. В путешествие по
Европе он берет с собой «дорожный складень» — створчатую икону,
чтобы молиться вне дома:

«…дерябнул хороший стакан, на дорожний
складень Богу помолился…» 

«…и в таком рассуждении он два раза вставал,
крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.»

По словам автора, император Николай I берет Платова
к себе на службу не раньше 1825 года. На самом деле граф Платов умер еще при
Александре I, в 1818 году (судя по всему, автор намеренно искажает эти
факты):

 «…по счастью, донской казак Платов был
еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.»
(Платов при Николае I)

Из текст «Левши» известно, что старик
Платов получает «пуплекцию» (апоплексический удар), уходит в
отставку и живет в Петербурге. На самом деле «реальный» Платов
перед смертью жил на Дону, где руководил Донским казачьим войском (эти факты
автор тоже искажает намеренно):

«…я уже совсем отслужился и полную пуплекцию
получил – теперь меня больше не уважают…»

Критика
об образе Платова в повести «Левша»

А. Л. Волынский:

 «В рассказе действует донской казак
Платов, который всячески оттягивает государя от увлечения европейской
культурой. Он разъезжает в коляске, запряженной буйными казацкими
лошадьми…» (А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С.
Лесков», 1901 г.)

 К. К. Михайловский:

 «В рассказе действуют исторические
лица — императоры Александр I и Николай I, генерал Платов, Нессельроде
(«Кисельвроде»), но они введены в столь явственное баснословие, что
никому, конечно, и в голову не придет искать тут правды
исторической.» (К. К.
Михайловский
, «Отклики», Т. 2, 1904 г.)

 И. В. Столярова:

 «…атаман Платов… ездил со
«свистовыми казаками», которые садились обычно с нагайками по обе
стороны от ямщика «и так его поливали без милосердия, чтобы
скакал».  Столь же немилосердным образом ведет себя Платов и по
отношению к тем самым тулякам, которым … доверил английскую блоху. Снедаемый
страхом перед возможным гневом царя, … он в нетерпении посылает за
мастеровыми… он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как
заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в
каземат Петропавловской крепости…  Все подобные «мелочи» —
проявление общего духа … русской жизни, в которой на каждом шагу дает себя
знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других.  В
глазах писателя такой склад отношений — горе России.» (И. В. Столярова,
«Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья
к тому 1, 1996 г.)

Образ и
характеристика Александра Павловича в повести «Левша» Лескова

(император
Александр I)-
один
из второстепенных героев повести «Левша»

(«Сказа
о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова. 

гл.

В 1814 году император
Александр Павлович путешествует по Европе в сопровождении донского
казака Платова:

«Когда
император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе
проездиться и в разных государствах чудес посмотреть… При нем был донской
казак Платов…»

В Европе
император Александр всем нравится благодаря своей ласковости:

«…везде
через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими
людьми…»

Путешествуя
по Европе, Александр I изучает достижения науки, техники и искусства разных
стран. Царю очень нравятся иностранные изобретения:

«Англичане…
выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от
русских отвлечь, и во многих
случаях они этого достигали…» 

«Англичане
сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь
на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Казак
Платов, сопровождающий царя, не разделяет этого восторга. Платов спорит с
царем,
утверждая, что «у нас дома
свое не хуже»:

«И
чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень
интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и
у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»

В Лондоне
англичане дарят Александру I удивительную стальную блоху:

«Это
вашему величеству наше покорное поднесение. <…> Это, – отвечают, – не
соринка, а нимфозория.»

За изобретение этой
блохи Александр велит выдать англичанам миллион:

 «Государь
сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»

Подарив
Александру блоху, англичане отказываются дарить к ней чехол — и это несмотря
на подаренный им миллион. Мягкий, слабохарактерный Александр боится
«испортить политику», поэтому он уступает хитрым англичанам, и
платит отдельно за чехол:

«Оставь,
пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой
обычай.»

Слабохарактерный
Александр не протестует против «мошенничества» англичан. Он
оправдывает эту хитрость каким-то «обычаем»:

«У них
свой обычай.»

После
поездки в Англию Александр I признает, что русские мастера хуже английских и
что они «никуда не годятся»:

«…Государь
так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…» 

«…Больше
не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не
годимся.»

Платов
советует Александру I изменить в России «правила жизни, науки и
продовольствия» — тогда русские мастера будут работать не хуже англичан.
Однако царь не прислушивается к совету казака:

«И
представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила
жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные
обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл.
Государь
этого не хотел долго слушать, а
Платов, видя это, не стал усиливаться.»

Военные
дела наводят на мягкого и чувствительного царя меланхолию (грусть, тоску). Он
уезжает в Таганрог:

«…У
государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь
иметь в Таганроге у попа Федота.» 

После
смерти Александра I шкатулка с блохой переходит его брату, императору Николаю
I:

Удивительная
блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в
шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу
Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»

Критика об
образе Александра Павловича в «Левше»

И. В. Столярова

 «Важно обратить внимание… как ведут себя
русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с
англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным,
непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное — равнодушным к национальным
интересам своей страны.   Самая «ласковость» Александра, о
которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством»,
сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей
державы.   В готовности Александра бездумно восхищаться всеми
раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане,
проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического
чувства. <…>   Подаренную англичанами блоху Александр увозит
с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага,
который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над
русскими. 

Новый русский
самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера…
<…> Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному
осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»  (И. В.
Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах»,
вступительная статья к тому 1, 1996 г.)

Образ и характеристика Николая Павловича в повести
«Левша» Лескова

(император Николай I)

Император
Николай Павлович — яркий второстепенный персонаж повести «Левша»
(«Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова

гл.

После смерти императора Александра I на престол
восходит его брат, император Николай I. Николай получает в наследство
английскую стальную блоху:

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой
стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он
скончался в Таганроге… Императрица Елисавета Алексеевна… передала эту
диковину… в наследство новому государю.»

В начале царствования Николай I не обращает
внимания на блоху, потому что в 1825 году происходит восстание декабристов.
Затем царь решает наконец заняться блохой:

«Император Николай Павлович поначалу тоже
никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было
смятение…»

Николай поручает казаку Платову отвезти блоху в
Тулу к местным оружейникам, чтобы те превзошли англичан в мастерстве. На
самом деле встреча Николая и Платова — это вымысел автора, так как в
реальности Платов умер в 1818 г., а Николай I начал править в 1825 г.):

«Это ты, мужественный старик, хорошо
говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить.»

Николай надеется на русских людей и верит в
них. В этом он не похож на своего брата Александра, который хвалил
иностранных умельцев:

«Государь Николай Павлович в своих русских
людях был очень уверенный…» 

«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих
людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь,
что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что‑нибудь
сделают.» (Николай о себе) 

«…он на своих людей надеется…»

Император Николай I не любит уступать
иностранцам, поэтому он решает заняться блохой, чтобы показать свое
превосходство перед англичанами:

«…никакому
иностранцу уступать не любил…»

Николай Павлович верит в русских мастеров, и
тульские оружейники оправдывают его доверие. Искусные оружейники подковывают
английскую блоху:

«Что за лихо! – Но веры своей в русских
мастеров не убавил…» 

«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не
могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано.»

На самом деле император Николай — гордый,
тщеславный и самолюбивый человек. С помощью таланта тульских мастеров он
надеется удовлетворить свое самолюбие и показать англичанам, что его народ —
самый талантливый:

«Я знаю, что мои русские люди меня не
обманут.» 

«…Видите, я лучше всех знал, что мои
русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху
на подковы подковали!»

У императора Николая Павловича хорошая память,
он ничего не забывает. Так например, царь хорошо помнит о блохе, которую он
велел отвезти в Тулу:

«…Николай Павлович был ужасно какой
замечательный и памятный – ничего не забывал…» 

«…государь Николай Павлович ни о чем не
забывал…»

Критика об
образе Николая Павловича в «Левше»

И. В. Столярова

«В готовности Александра бездумно
восхищаться всеми раритетами, которые… демонстрируют ему англичане,
проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического
чувства. <…>   Новый русский самодержец Николай I — правитель
несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на
престол … заявляющий о приверженности к «своим русским
людям».   Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее
«русским пересмотрам» и посылает с ней Платова к тульским
мастерам.   Однако речь Николая, густо уснащенная личными и
притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне
патриотического поступка. <…> …Николаем движет не столько
национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру
преданность ему его подданных. <…>   Восторг царя при виде
подкованной блохи — это тоже не столько живой всплеск … патриотических
чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия…Своекорыстный патриотизм
Николая… в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и
легковесное англоманство Александра.» (И. В. Столярова, «Лесков.
Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996
г.)

План повести «Левша» Лескова («Сказ о тульском
косом Левше»)  

1. Путешествие императора Александра I и казака
Платова по Европе.

2. Приезд
Александра I и Платова в Англию.

3. Англичане
показывают гостям стальную блоху.

4.  Александр
I умирает. Новый император Николай I узнает о блохе.

5. По просьбе
императора Платов привозит блоху тульским мастерам.

6. Тульские
мастера уходят из дома.

7. Мастера
посещают в Мценск и кланяются иконе Святого Николая. Вернувшись в Тулу, мастера
работают две недели без остановки. 

8. Через 2
недели Платов возвращается за блохой.

9. Мастера
несут блоху к Платову.

10. Платову
кажется, что мастера ничего не сделали. Он забирает мастера Левшу в Петербург,
чтобы тот сам все объяснил императору. 

11. Платов
сообщает царю, что мастера не справились с задачей, но император решает сам
посмотретьна блоху. 

12. Император
заводит блоху, но она больше не танцует. Царь зовет к себе Левшу.

13.  По
совету Левши император смотрит в микроскоп на пятки блохи. Так он наконец
видит, что блоха подкована.

14. Император посылает Левшу в Англию, чтобы вернуть блоху
англичанам и похвастаться перед ними.

15. Левша
привозит блоху в Англию и посещает местные заводы. Он узнает, что англичане не
чистят ружья кирпичами, отчего ружья лучше сохраняются.  

16.  Погостив
в Англии, Левша плывет назад в Россию. 

17. На
корабле Левша знакомится с моряком-англичанином, с которым много выпивает и
буянит.

18. В
Петербурге Левшу привозят в полицию. Из-за пьянства и длительного плавания
Левша заболевает. Без документов его не принимают в больницы.

19. Левша
находится при смерти. Перед смертью он просит передать царю, чтобы русские
военные не чистили ружья кирпичами, так как это портит оружие. Левша
умирает, но его совет не передают царю. 

20. Автор
размышляет о гениальном оружейнике Левше и ему подобных людях. Такие люди даже
спустя годы остаются народными героями. 

Александр Павлович (Александр I): «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; «Пожалуйста, не порть мне политики»; «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»; «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Платов: «мужественный старик»; «не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвы-шались»; «хитро по-донски заговаривал»; «пальцы у него были куцапые»; «начал ругаться словами на казацкий манер»; «вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!»»; «царедворцы… его терпеть не могли за храбрость»; Платов, чувствуя, что зря нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал»; «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»; «Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!»; «а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия».

Николай Павлович (Николай I): «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; «был ужасно какой замечательный и памятный — ничего не забывал»; «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

­Николай Павлович

Николай Павлович – это второстепенный герой повести «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») русского писателя Николая Семёновича Лескова. Николай Павлович – брат императора Александра Павловича и наследник престола.

Он был полной противоположностью своего брата. Император ориентировался на запад, особенно на достижения Англии. Николай Павлович считал, что в России можно создать изобретение, которое превзойдёт достижения запада. Он был примером патриотизма и веры в российских мастеров. Цель его – создать нечто, что сможет доказать, что в России лучшие специалисты, механики, проектировщики и техника. Основные черты характера: патриотизм, самолюбие, самоуверенность и вера в свой народ, тщеславие. Он был гордым императором.

Платов должен был найти мастеров, которые смогут выполнить пожелания императора и создать то, что сможет удивить. Он был похож с императором тем, что верил в российских мастеров и в то, что «наши» смогут, только учения им не хватает. Николай Павлович был уверен, что из английской блохи можно создать нечто новое и ранее неизведанное.  

Левша возглавил бригаду из трёх тульских мастеров и приступил к работе. Николай Павлович, когда посмотрел на результат роботы, не заметил ничего необычного. Платов уже был готов наказать избить мастера и его бригаду. Но когда посмотрели в мелкоскоп, ужаснулись от восторга. Блоха была не просто подкована, но и на каждой подкове было имя мастера. Тульские мастера оправдали себя против против аглицкой нимфозории. Николай Павлович был доволен, что его желание осуществилось. Именно в этой ситуации раскрывается его истинная цель – удовлетворить тщеславие. Тогда он отправил Левшу с его результатом работы в Англию. Удивить и доказать изобретательность русского народа.

Николай Лесков при помощи живой разговорной речи смог раскрыть образ второстепенного героя Николая Павловича и показать русскую нацию. А повесть «Левша» — это гимн русскому смекалистому духу и настойчивости народа. В повести действует историческая личность Николай Павлович, но об историзме говорить сложно. Он в повести является сатирическим образом.


Александр Павлович

Александр Павлович – персонаж из повести Н. С. Лескова “Левша”, русский император. Его образ с настоящим царем Александром I довольно условен. В произведении этот шаржированный герой является большим поклонником всего западного, в частности английской культуры и техники. Посетив Англию после Венского совета, он диву давался таланту местных мастеров.

Англичане же были рады всячески удивлять императора. В поездке его сопровождал казачий атаман

Платов – ярый поклонник русского мастерства и патриот.

Как только англичане показывали какую-нибудь новинку, он твердил Александру Павловичу, что “наши” умеют лучше.
Больше всего императора поразила стальная блоха с механизмом внутри. За эту “нимфозорию” он, не раздумывая, отдал миллион. А Платова и танцующая блоха не удивила. Он был уверен, что отечественные мастера могут создать что-то более передовое.

Александр Павлович, будучи политиком, боится испортить отношения с Англией, поэтому не решается показать изделия русских мастеров. Его брат, Николай Павлович, в противовес ему является большим патриотом и болезненно воспринимает любые попытки унизить русское мастерство. Поэтому, получив в наследство блоху, он велит Платову найти мастеров, способных превзойти механизм англичан.


Образ и цитатная характеристика царя Александра Павловича

В 1814 году император Александр Павлович путешествует по Европе в сопровождении донского казака Платова:

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть… При нем был донской казак Платов…»

В Европе император Александр всем нравится благодаря своей ласковости:

«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

Путешествуя по Европе, Александр I изучает достижения науки, техники и искусства разных стран. Царю очень нравятся иностранные изобретения:

«Англичане… выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали…» 
«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему…

Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…

«Казак Платов, сопровождающий царя, не разделяет этого восторга. Платов спорит с царем, утверждая, что «у нас дома свое не хуже»:
«И чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»

В Лондоне англичане дарят Александру I удивительную стальную блоху:

«Это вашему величеству наше покорное поднесение. <…> Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.»

За изобретение этой блохи Александр велит выдать англичанам миллион:

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»

Подарив Александру блоху, англичане отказываются дарить к ней чехол — и это несмотря на подаренный им миллион. Мягкий, слабохарактерный Александр боится «испортить политику», поэтому он уступает хитрым англичанам, и платит отдельно за чехол:

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»

Слабохарактерный Александр не протестует против «мошенничества» англичан. Он оправдывает эту хитрость каким-то «обычаем»:

«У них свой обычай.»

После поездки в Англию Александр I признает, что русские мастера хуже английских и что они «никуда не годятся»:

«…Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…» 
«…Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.»

Платов советует Александру I изменить в России «правила жизни, науки и продовольствия» — тогда русские мастера будут работать не хуже англичан. Однако царь не прислушивается к совету казака:

«И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл.Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться.»

Военные дела наводят на мягкого и чувствительного царя меланхолию (грусть, тоску). Он уезжает в Таганрог: «…У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.»  После смерти Александра I шкатулка с блохой переходит его брату, императору Николаю I:

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»



Пример сочинения про царей в Левше

Даже сказки порой наполнены множеством исторических реальных событий и имён. Таким примером служит и сказка «Левша». Чтобы рассмотреть образ царя Николая I, необходимо в контексте упомянуть и его предшественника — Александра I. Главное отличие между двумя этими царями заключалось в том, что Александр не стеснялся нахваливать зарубежные изделия, мастеров и отрасли, в то время как Николай Павлович всегда люблю русский народ, русские изделия и считал, что наши мастера превзойдут всех зарубежных.

Сюжет сказки касается Николая как раз тогда, когда умирает Александр. После смерти одного царя к другому переходит английская металлическая блоха, на которую Николай не сразу обращает внимание, ведь по истории в это время случилось восстание декабристов, и не было времени до таких мелочей. В этой блохе и заключается вся соль сказки.

Сам Николай Павлович служит скорее второстепенным, но очень важным героем. О нём известно то, что я уже сказал ранее — его любовь ко всему русскому, его патриотизм. Но разве из одного патриотизма и любви к родине он хочет выковать нечто ремесленное, что бы превосходило английскую блоху? Нет, я думаю, что совсем не из большой любви к народу или большой вере в своих мастеров. Я думаю, что и любовь эта была фальшивая. Быть может, царь и сам верил в то, что он истинный патриот, в отличие от его предшественника, но по его делам можно сказать, что патриотизм для него был скорее прикрытием его самолюбия, эгоизма и любви к победам. Он не ради русского народа хочет превзойти англичан, не ради того, чтобы показать всему миру, как Россия хороша, а лишь для того, чтобы удовлетворить своё желание быть победителем, быть лучшим. Николай Павлович был очень самовлюблённым царём.

Двигаясь по сюжету, можно заметить, что у царя есть особенная черта — он ничего никогда не забывает, помнит всех, кто ему что-то должен. Помнит он прекрасно и про блоху, которую послал вместе с казаком Платовым в Тулу, чтобы тамошние мастера, которые славятся во всём мире, смогли бы превзойти английское изделие. В течение всего ожидания ответа от Платова о проделанной работе Николай Павлович ни на секунду не сомневается в том, что тульские мастера способны на чудо в ремесленной области, но опять же, так ли он верит в русских мастеров или просто жадно хочет верить в то, что выиграет звание страны почётных умельцев у англичан?

Достоверно узнать нам этого, конечно, не дано, но я могу смело утверждать, что в мотивах Николая I, связанных с подковкой английской блохи не было ничего, что действительно соответствовало бы тому патриотизму, который ему предписывается. Он делал всё это лишь для того, чтобы потешить своё эго очередной победой, чтобы порадовать своё тщеславие. Он видит эту победу не чудом тульских мастеров, а чудом своей веры, что будто бы это он создал нечто, что превзошло англичан.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые красивые слова пожелания в прозе
  • Пословицы с дамами
  • Цитаты дикого из грозы островского
  • Все хорошее возвращается цитаты
  • Без блина не масляна значение пословицы