Образ города в повести белые ночи сочинение с цитатами

Образ Петербурга в повести «Белые ночи» Достоевского

https://www.literaturus.ru/2020/12/obraz-peterburga-belye-nochi-dostoevskij.html
«Белые ночи».
Художник И. Глазунов

Образ Петербурга является одной из важных деталей в повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ Петербурга в повести «Белые ночи», описание города в цитатах.

Смотрите: 

Образ Петербурга в повести «Белые ночи» Достоевского

В повести «Белые ночи» главные герои Мечтатель и Настенька не раз говорят о своем городе Петербурге, в котором живут. Герои обсуждают погоду, закаты, рассветы и т.д. Ниже представлены цитаты, которые позволяют составить цитатный образ Петербурга.

По мнению Мечтателя, весна в Петербурге – это особенное, необъяснимое и трогательное время года:

«Есть что‑то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами <…> напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую <…> которая вдруг, на один миг, как‑то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною…» (глава «Ночь первая»)

Весеннее небо, рассвет и заря в Петербурге имеют свои особенности:

«…на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе…» (глава «Ночь вторая»)

«…прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним…» (глава «Ночь вторая») 

«…когда заря блеснет розовым лучом в окна и рассвет осветит угрюмую комнату своим сомнительным фантастическим светом, как у нас, в Петербурге…» (глава «Ночь вторая»)

Реки в Петербурге – это неотъемлемая и очень важная часть жизни города:

«…мужичков, которые тут же вечеряют на своих барках, запрудивших Фонтанку…» (глава «Ночь вторая»)

«…лодки, скользившие по Неве иль Фонтанке, до Черной речки иль островов…» (глава «Ночь первая») 

Петербург – большой и многолюдный город, в котором кипит жизнь:

«…жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит…» (глава «Ночь вторая») 

«…час, когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства, и все спешат по домам пообедать, прилечь отдохнуть…» (глава «Ночь вторая») 

«…кругом тебя гремит и кружится в жизненном вихре людская толпа… <… > их жизнь вечно обновляющаяся, вечно юная, и ни один час ее не похож на другой…» (глава «Ночь вторая»)

По мнению Мечтателя, жители разных районов Петербурга отличаются между собой:

«Обитатели Каменного и Аптекарского островов или Петергофской дороги отличались изученным изяществом приемов, щегольскими летними костюмами и прекрасными экипажами, в которых они приехали в город. Жители Парголова и там, где подальше, с первого взгляда «внушали» своим благоразумием и солидностью; посетитель Крестовского острова отличался невозмутимо‑веселым видом…» (глава «Ночь первая») 

Из-за особенностей климата жителям Петербурга не хватает солнца, поэтому они дорожат каждым солнечным днем:

«…настоящее петербургское сердце, которое так дорожит своим солнцем…» (глава «Ночь вторая») 

«Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна!…» (глава «Ночь четвертая»)

Плохая погода в Петербурге нередко случается даже летом:

«Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день…» (глава «Ночь третья») 

«Какое сырое, скучное время!…» (глава «Ночь третья») 

«День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно…» (глава «Ночь четвертая»)

Летом Петербург пустеет из-за дачного сезон. В опустевшем городе главный герой Мечтатель чувствует себя еще более одиноким, чем обычно:

«…Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу…» (глава «Ночь первая») 

«…потому что ведь всё, что только ни было в Петербурге, или переехало, или переезжало на дачу…» (глава «Ночь первая») 

«…казалось, все поднялось и поехало, все переселялось целыми караванами на дачу; казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню, так что наконец мне стало стыдно, обидно и грустно; мне решительно некуда и незачем было ехать на дачу…» (глава «Ночь первая»)

По мнению рассказчика и главного героя Мечтателя, Петербург – это загадочный, необычный город мечтателей. В этом городе есть особенные места, в которых живут «мечтатели» – люди одинокие, сентиментальные и романтичные:

«…есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое‑то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом…» (глава «Ночь вторая») 

«…в этих углах проживают странные люди – мечтатели…» (глава «Ночь вторая»)

Дома и здания Петербурга напоминают живых людей со своими историями и характерами. Дома в Петербурге становятся «приятелями» одинокого Мечтателя:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку». Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался» и т. д.» (глава «Ночь первая»)  

«…был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо… <…> мой приятель пожелтел, как канарейка <…> я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи…» (глава «Ночь первая»)

Главный герой Мечтатель живет в отдаленной части Петербурга в доме Баранникова у какого-то моста:

«Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города…» (глава «Ночь первая»)

«– Ну, полноте же, полноте. А где же вы живете? я и забыла.

– Там, у – ского моста, в доме Баранникова.

– Это такой большой дом?

– Да, такой большой дом.» (глава «Ночь четвертая»)

У Мечтателя есть любимые места в Петербурге, где он особенно счастлив:

«Уж это место мне мило. У меня уже есть такие два‑три места в Петербурге…» (глава «Ночь первая»)

Однажды Мечтатель знакомится с девушкой Настенькой, их знакомство происходит на одной из набережных Петербурга, набережной канала с «мутной водой»:

«В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по‑видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала…» (глава «Ночь первая») 

Сама же Настенька живет в одном из переулков Петербурга. Девушка живет с бабушкой в ее маленьком деревянном доме с мезонином:

«…но вот уже я дома; мне нужно сюда в переулок; тут два шага…» (глава «Ночь первая») 

«Ну с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушки, свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин…» (глава «Ночь вторая») 

История любви Насти и ее возлюбленного «жильца» также тесно связана с Петербургом. Именно на улицах Петербурга, в частности на одной из набережных, девушка и ее возлюбленный договариваются встретиться через год. На этой же набережной у той же скамейки Настенька в течение нескольких ночей ждет прихода своего возлюбленного «жильца»:

«– Здесь, здесь! – подхватила Настенька. – Он здесь, я это знаю. У нас было условие, тогда еще, в тот вечер накануне отъезда: когда уже мы сказали всё, что я вам пересказала, и условились, мы вышли сюда гулять, именно на эту набережную. Было десять часов; мы сидели на этой скамейке; я уже не плакала, мне было сладко слушать то, что он говорил…» (глава «Ночь вторая»)

Судя по всему, в конце концов Настенька и ее жених встречаются не на набережной, где они условились увидеться, а на какой-то другой улице. Счастливая Настенька уходит со своим возлюбленным, а несчастный Мечтатель снова остается один на один со своим любимым городом: 

«Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них как убитый. Но она едва подала ему руку, едва бросилась в его объятия, как вдруг снова обернулась ко мне, очутилась подле меня, как ветер, как молния, и, прежде чем успел я опомниться, обхватила мою шею обеими руками и крепко, горячо поцеловала меня. Потом, не сказав мне ни слова, бросилась снова к нему, взяла его за руки и повлекла его за собою.

Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих.» (Мечтатель о Настеньке и ее возлюбленном, глава «Ночь четвертая») 

Это был цитатный образ Петербурга в повести «Белые ночи» Достоевского, описание города в цитатах.


Смотрите: 

Образ Петербурга в “Белые ночи”

Петербург – это не просто город. Это своего рода символ одной из сторон русской души, вызывающий любовь или неприятие, но едва ли оставляющий кого-то равнодушным. Поэтому-то образ Петербурга в «Белых ночах» становится не просто местом действия в произведении, а его важной частью и даже героем.

Петербург в русской литературе

Писатели часто обращались к изображению Петербурга как важной составляющей идейного содержания произведения. Петербург, восхитительный, но убийственный в “Медном всаднике” Пушкина: он виной гибели бедной Параши; фантасмагоричный – в “Петербургских повестях” Гоголя: он заманивает Пискарева в ловушку, а потом сводит с ума. И, конечно, северная столица – важнейшая составляющая содержания произведений Достоевского. Петербург давит своими тесными каморками и дворами-колодцами впечатлительного Раскольникова и запутывает в переплетениях улиц героя “Двойника” – господина Голядкина.

Не исключение и “Белые ночи” – произведение, само название которого уже наводит на мысль о городе Петра.

Петербург и Мечтатель

В повести Достоевского “Белые ночи” мы видим северную столицу глазами главного героя – Мечтателя. Это человек, живущий в своих мечтах и иллюзиях, робкий, но эмоциональный и чувствительный. Он почти не общается с людьми, но очень подолгу бродит по улицам, разглядывая здания и людей. И вот что удивительно. С людьми Мечтатель не сходится, а вот среди домов у него много друзей.

Здания рассказывают Мечтателю новости из своей жизни, жалуются на произвол (один дом не хочет, чтобы его перекрашивали, но его мнение никого не интересует!), делятся радостями или невзгодами. У молодого человека есть любимые домики, мостики, улочки. Есть такие уголки, в которые он приходит за утешением, когда ему плохо, как к своим близким друзьям. Вот примеры высказываний мечтателя о петербургских домах: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?

» Или еще: «Был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо».

Петербург для Мечтателя более одушевлен, кажется, нежели люди, его населяющие. Говоря о петербуржцах, автор нередко метонимически употребляет вместо слова «жители» название города: «Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу…» и тому подобное.

Природа Петербурга

Мечтатель внимателен к природе. В день встречи с Настенькой он ходил за город и от этого чувствует себя счастливым. Он любит рассуждать о погоде и все время старается угадать, будет ли следующий день теплым и солнечным или мрачным и пасмурным. А еще герой очень любит солнце.

Чем объяснить такое отношение героя к неласковой питерской природе? Возможно, в нем так много радости и добра, что он переносит свои чувства и ощущения на все, что его окружает. Он вкладывает душу в свой город, дарит ему любовь, поэтому Петербург кажется ему одушевленным, добрым и приветливым. Ведь добрый и чистый человек часто приписывает такие же качества всем окружающим, подобно тому, как хитрец постоянно боится быть обманутым.

Петербург – это удивительный город, который поистине стал героем многих произведений русских классиков вообще и Достоевского в частности. Но, наверное, ни в одной книге он не предстает перед читателем таким радостным и дружелюбным.

Мы надеемся, что эта статья поможет в работе над сочинением «Петербург в «Белых ночах» Достоевского».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Джансур Ашхамахова

    10/10

  • Наталья Коцеба

    10/10

  • Юлия Ерохно

    10/10

  • Владимир Козлов

    10/10

  • Арина Корягина

    9/10

  • Кристина Фролова

    8/10

  • Гульназ Бакирова

    10/10

  • Наталья Слепнёва

    10/10

  • Витя Мухопадов

    10/10

  • Марина Аврунина

    10/10

Образ Петербурга часто встречается в литературных произведениях. Каждый писатель видит его по-своему, благодаря этому мы можем увидеть его с разных сторон. В произведениях Достоевского Петербург – частый гость, который имеет достаточно конкретные черты, которыми его наделил Фёдор Михайлович. Чтобы понять, для чего автор включает его в свои произведения, разберём повесть «Белые ночи» в качестве конкретного примера.

Призрак Петербурга мы можем заметить ещё в самом названии повести, ведь первое, что всплывает в памяти при его прочтении, является этот город с его белыми ночами, полными романтики и таинственности. Описаниям северной столицы, на которую мы смотрим глазами главного героя – Мечтателя, уделяется немало внимания. Мы видим и дома, которые кажутся живыми: «…был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо…», и смену времён года: «Есть что‑то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…». День сменяется ночью прямо на наших глазах: «…прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним…», а после ночь – днём: «…когда заря блеснет розовым лучом в окна и рассвет осветит угрюмую комнату своим сомнительным фантастическим светом…».

Помимо природы и домов важны и люди, которые являются неотъемлемой частью города. Они – единая масса: «…кругом тебя гремит и кружится в жизненном вихре людская толпа…», но при этом они не похожи друг на друга: «Жители Парголова и там, где подальше, с первого взгляда «внушали» своим благоразумием и солидностью; посетитель Крестовского острова отличался невозмутимо‑веселым видом…». Люди делают город – городом. Через него, погоду в нём, отсутствие солнца, дожди автор передаёт нам состояние души человека, но и сам по себе образ Петербурга является отдельным персонажем со своими чувствами, который даёт своеобразные намёки Мечтателю и нам.

Таким образом, Петербург в повести «Белые ночи» Достоевского является человеком со своей историей, своими чувствами и правилами, которые он устанавливает. Город мечтателей, своеобразных людей, город чувств, непреодолимо тянущий к себе.

Коллекция сочинений ОГЭ

Сочинения по произведениям Достоевского

Сочинения по произведениям школьной литературы

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Белые ночи / Образ Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Образ Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

    Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город – какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург — город-сказка, город-монстр?

    Ответить на этот вопрос пытались многие русские писатели. Именно они запечатлели Петербург в своих произведениях, оставили потомкам портрет этого города, пропущенный через призму их индивидуального восприятия.

    Так, Ф.М. Достоевский – писатель, создавший в своих произведениях страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека. Главной чертой Петербурга в изображении этого автора является его «двойничество», «оборотническая» сущность.

    Так, в ранних произведениях Достоевского этот город — сказка, однако сказка, злая, с несчастливым концом. Петербург у писателя прекрасен настолько, что кажется нереальным, фантастическим городом. И, как любое прекрасное существо, оно высокомерно и надменно по отношению к обычным людям, разрушает не только их жизни, но и губительно действует на их сознание (это свойство Петербурга — лейтмотив образа у Достоевского).

    Так, в повести «Белые ночи» жестокая красота города проявляется в полной мере. Символично название произведения, обозначающее самый необычный и красивый период в жизни города, который, однако, противоречит всем законам, ведь ночь и свет несовместимы.

    Достоевский показывает, что Петербург разобщает, заставляет думать о выживании, каждую минуту бороться и сопротивляться, чтобы не пропасть. Однако героям писателя хочется любви, тепла и участия. Именно поэтому для них жизнь и мечта зачастую переплетаются, меняются местами.

    В Петербурге, говорит Достоевский, происходят «фантастические» события, зреют безумные идеи, совершаются преступления. Здесь искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия.

    С одной стороны, Петербург Достоевского загадочен и ирреален. Особенно таинственны набережные этого города – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева. Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, его разрушающую силу. В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.

    С другой стороны, Петербург максимально реален – здесь проявляются все самые грубые стороны жизни. «Непарадный» Петербург – это город «униженных и оскорбленных». Он наполнен распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.

    Архитектура в этой части города также по большей части уродлива и травмирует психику. В ней нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга. Здесь все серо и уныло — теснота, мрачные тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.

    Достоевский открыл характернейшие для Петербурга черты, которые проявляются в его героях, — мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – грезой и явью. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.

    Важно, что герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним: прекрасно-жестокий город не подпускает их к себе, держа на уничтожающей дистанции.

    Однако к авторской ненависти к Петербургу иногда вплетается и его любовь. В определенные моменты город сбрасывает с себя жесткий саван и открывает свою душу — хрупкую и тонкую: «Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю жизнь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

    Таким образом, Петербург Достоевского — это город-оборотень, неуловимый и непостижимый. И именно поэтому он особо опасен: Петербург незаметно разрушает изнутри, отчуждает человека от общества и себя самого, заставляет мучиться, «сходить с ума», совершать безумные поступки.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Белые ночи / Образ Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Смотрите также по
произведению «Белые ночи»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

­Пример сочинения 1

Образ Мечтателя в повести Достоевского «Белые ночи»

Повесть Достоевского «Белые ночи» названа его самым сентиментальным романом. Сам роман состоит из пяти частей: в четырех — описания ночи, а в пятой — утро.

В образе главного героя показан молодой человек двадцати шести лет, который проживает в городе больше восьми лет, и у которого реальную жизнь заменяют мечты и грезы. Он наивный, не практичный, добрый человек, но очень одинокий. В повести не сказано ни о его образовании, ни о его семье, автор даже не назвал его имя. В один из вечеров, возвращаясь домой, он встретил молодую девушку, Настеньку. В разговоре с ней он про себя сказал, что он просто мечтатель, который считает себя счастливым человеком. Но встреча с Настенькой дает ему понять, что можно быть счастливым человеком и в реальной жизни. Он осознал, сколько счастья может принести живое общение! От собственного счастья хочется обнять всех.

Действительной жизни у героя мало, и его общение с Настенькой принесло ему маленькие мгновения реального счастья. Мечтатель убежден, что мир прекрасен, и нет в нем несправедливости. Он своими поступками показывает свою наивность и непрактичность. Испытывая самые теплые чувства к Настеньке, парень помогает ей устроить жизнь с другим мужчиной. При этом он искренне верит в то, что так будет лучше. Он любил Настеньку, но не умел и не хотел мешать ее счастью. Он радовался за нее, не упрекая, чтобы ненароком не нагнать тоску на ее сердце. Мечтатель желает ей только ясного неба, светлой улыбки, благодарит ее за те минуты счастья и блаженства, которое она смогла дать его одинокому сердцу.

Но встреча с Настенькой дала ему какое-то осознание того, что происходит с его жизнью. Он признался ей, что у него бывают минуты тоски, невыносимой тоски. Ему тогда даже казалось, что он уже не способен вернуться к реальной жизни, считая, что потерял всякий такт и чутье в действительности.

После фантастической и придуманной жизни в своих мечтах к нему уже приходит мысль, что вокруг идет жизнь, кружится людская толпа, люди вокруг живут наяву, и жизнь их не разлетается, как сон или виденье. А как живет он? Как пугливы его фантазии. Как тяжело очутиться опять в реальности, где он так одинок. Куда же деваются мечты? А как быстро идет год за годом! Что же Мечтатель делает со своей жизнью? Пролетят года, и наступит старость, а с ней и одиночество, тоска и уныние. Тут бы прийти воспоминаниям, но вспомнить-то нечего, кроме своих несбывшихся желаний и мечтаний. Фантастический мир, придуманный тобой, улетит в прошлое, как прошлогодние листки с дерева. Как грустно будет остаться одному, и не о чем хорошем жалеть не придется, потому что все это было только в мечтаниях.

То, что раньше так было мило, так сильно трогало душу, и в то же время так шикарно обманывало.

Достоевский на примере своего мечтателя показывает, как люди уходят от действительности, которая им не нравится. В своих мечтах они живут другой жизнью. Яркой, насыщенной, где есть счастье радость и любовь.

Автор своим творением хочет донести до читателей, что так жить, как его Мечтатель нельзя. Жить и бороться за свое счастье нужно в реальном мире, чтобы жизнь не прошла мимо.


Пример сочинения 2

Почему бесконечно одинок герой романа Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

В романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи» затрагивается проблема одиночества человека в большом мире. В частности, эта проблема затрагивает и образ жизни главного героя произведения — Мечтателя.

В повествовательной части сюжета главный герой — молодой, но уже несчастный Петербургский чиновник и просто «романтик», случайно встречает девушку поздно вечером, на берегу Невы. Она горько плакала. Герой проник к ней состраданием и пожелал познакомиться, однако она побоялась его и ушла прочь. Вдруг на неё напал пьяный прохожий, и Мечтателю пришлось пойти на подвиг, чтобы защитить девушку. В этом поступке проявились «живая», человеческая черты характера главного героя — мужество и сострадание.

Она поняла это. Её звали Настенькой. Она сразу понравилась главному герою не просто как представитель «прекрасного пола», но как тоже живой, несчастный человек. Они встречались каждую ночь и рассказывали друг другу о своих переживаниях и тайных мыслях. В эти белые ночи они были бесконечно счастливы. Мечтатель наконец-то нашёл цель своих «романтических прогулок» — полюбить эту девушку всеми силами, ухватиться за неё, как за круг, который мог бы из серой тьмы вывести его к счастливой жизни.

Однако у Настеньки был другой человек, которого она очень любила. Он обещал приехать в ту ночь, когда мечтатель её впервые встретил, и не приехал. Но теперь у неё появился другой человек, который прямо сейчас признаётся ей в любви. Он, главный герой, был влюблён настолько пламенно и сильно, что сделал ей предложение руки и сердца. И Настенька не отказалась. Они обнялись, но в ту же последнюю ночь и расстались. Чувства Настеньки растаяли, когда она встретила своего первого возлюбленного.

Главный герой понял, что зря вмешался в чужую судьбу, ведь он отлично знал, что первая любовь сильнее любой влюбленности. Однако он был благодарен Настеньке за те прекрасные белые ночи, в которых смог ощутить, что настоящее счастье возможно для человека.


Пример сочинения 3

Тема любви в повести Достоевского Белые ночи

Ф. М. Достоевский (биография) в своей повести «Белые ночи» показывает читателю, что любовь может выглядеть странной, безответной, сумасшедшей, слепой, глупой, но несмотря на это, всегда – счастливой.

Главного героя автор, специально не дав ему имя, называет — «Мечтатель». С одной стороны это показывает, что главный герой наивно поверил в сказку и обманулся, а с другой стороны – он добрый романтик, способный сделать счастливой любую девушку.

Достоевский показывает развитие отношений между девушкой Настенькой и Мечтателем. Отношения продлились всего четыре ночи. Автор подчеркивает, что пока оба главных героя были одинаково несчастны, одиноки, потеряны, оба тосковали – им друг с другом было хорошо. Они поддерживали друг друга, помогали, рассказывали друг другу личные и значительные для каждого из них вещи, они выглядели и вели себя – как пара.

Но все это длилось ровно до тех пор, пока Мечтатель, узнавший от Настеньки о ее бывшем возлюбленном – не предложил передать ему письмо от нее. У Настеньки появилась надежда, бывшая любовь снова ожила в ее сердце и едва начавшиеся теплые чувства к Мечтателю, побледнели.

Автор раскрывает чувства Настеньки как практически безответные, а ее «любимого человека» как эгоиста, которого Настенька почти не интересует. Мечтатель на его фоне выглядит гораздо привлекательнее, правильнее, добрее, внимательнее, заботливее. Но девушке нужен только тот, кого она любила год назад молодой «Жилец» их дома.

Даже в нарицательных именах, Достоевский распределяет их роли – один – Мечтатель – добрая натура с возвышенной душой и Жилец – довольно приземленный материалист, которому нужно крепко стоять на ногах, чтобы чувствовать себя счастливым и который, не поддается чувствам, а мыслит рационально и реалистично.

По-идее, такой возвышенной умной, тонкой девушке как она — нужен такой же, как она – интеллигент с тонкой душевной организацией. Но нет – она любит другого.

Автор демонстрирует, что Мечтатель почти сразу становится не интересен, что его роль в ее жизни становится незначительной, он нужен ей как будто только для того, чтобы передавать новости от того, кого она любит. Она сравнивает Мечтателя с Жильцом и все равно выбирает не его. Это – несправедливо, но Мечтатель добровольно соглашается на эту роль, потому, что сам успел полюбить.

Автор оставляет читателя самого решить как сложится дальнейшая судьба Настеньки – будет ли она несчастна с человеком, который вроде о ней даже не вспоминал или он наоборот – слишком любит ее и потому сомневаясь сможет ли сделать ее счастливой – не был рядом.

Он совершенно внезапно обрывает роман Мечтателя и Настеньки, который даже не успел толком завязаться – ради прошлых отношений. И кажется, именно потому, что он — на стороне Мечтателя – он разлучает его с девушкой.

«Но я вас насмешу, я расскажу вам, что несколько раз думал заговорить, так, запросто, с какой-нибудь аристократкой на улице,…сказать, что погибаю один, чтоб она не отгоняла меня, что нет средства узнать хоть какую-нибудь женщину; внушить ей, что даже в обязанностях женщины не отвергнуть робкой мольбы такого несчастного человека, как я.» — эти слова он говорит Настеньке в самом начале их знакомства.

Он всю жизнь искал идеал, он нашел его снова в этой простой, но чутко на все отзывающейся девушке. Возможно – он не был бы с ней счастлив, потому, что как бы ни была она хороша и духовно тонка, она все равно была достаточно приземлена, чтобы быть с ним рядом всегда, что бы ни случилось. Она – подходила как раз второму герою – Жильцу, его характер описан мало, но он также совестлив и думает о будущем, а увлекается искусством и высокими материями, ровно настолько, насколько это украшает жизнь.

Мечтатель – это артист, он увлекающаяся натура – он либо мог увлечься случайно другой, либо просто его бы не хватило на решение житейских проблем и возможно это прекрасно почувствовала Настенька. Но он ей нравился – возможно если бы Жилец не вернулся, она бы выбрала Мечтателя. Но опять же, выбрала бы, как девушка, которой нужно строить семью и жизнь, выходить замуж, больше умом, а не сердцем.

Достоевский в этой повести дает читателю понять, что любовь бывает и «братская», дружеская», что люди порой встречаются только для того, чтобы дать друг другу поддержку и разойтись. Спасти друг друга, потому, что никого рядом больше нет и строить долгосрочные отношения слишком долго, а спасти нужно немедленно.

Происходит какое-то внезапное «любовное сдруживание», когда кажется, знаешь человека всю жизнь. Мечтатель и Настенька спасли друг друга в каком-то смысле, в нужную минуту оказались рядом. Они признаются в этом друг другу:

«Ох, Настенька, Настенька! знаете ли, как надолго вы помирили меня с самим собою? знаете ли, что уже я теперь не буду о себе думать так худо, как думал в иные минуты?»

«Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь…я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…»

В конце Мечтатель говорит Настеньке, что: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

Восточная мудрость гласит, что «все люди встречающиеся нам на пусти – наши учителя и врачи и они с нами до тех пор, пока мы и они – что-то можем дать друг другу и научить друг друга чему-то. Как только и мы и они – выполняют свою задачу полностью – судьба разводит людей».

Что-то вроде этого и случилось здесь. Мечтатель спас Настеньку от пьяного, а затем поддержал морально, воскресил ее разбитое сердце и дал ему надежду. Настенька – дала Мечтателю жизненные ориентиры, словно сестра показала путь в реальную жизнь, поддержала и дала понять, что он не безнадежен, что он тоже достоин любви.

И то, что они разошлись – не значит, что они не будут общаться как друзья, Автор дает на это надежду. Любовь – бывает разной, но она всегда прекрасна, в чем бы она не выражалась и как бы мало не длилась.

Но опять же, выбрала бы, как девушка, которой нужно строить семью и жизнь, выходить замуж, больше умом, а не сердцем.

Достоевский в этой повести дает читателю понять, что любовь бывает и «братская», дружеская», что люди порой встречаются только для того, чтобы дать друг другу поддержку и разойтись. Спасти друг друга, потому, что никого рядом больше нет и строить долгосрочные отношения слишком долго, а спасти нужно немедленно.

Происходит какое-то внезапное «любовное сдруживание», когда кажется, знаешь человека всю жизнь. Мечтатель и Настенька спасли друг друга в каком-то смысле, в нужную минуту оказались рядом. Они признаются в этом друг другу:

«Ох, Настенька, Настенька! знаете ли, как надолго вы помирили меня с самим собою? знаете ли, что уже я теперь не буду о себе думать так худо, как думал в иные минуты?»

«Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь…я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…»

В конце Мечтатель говорит Настеньке, что: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

Восточная мудрость гласит, что «все люди встречающиеся нам на пусти – наши учителя и врачи и они с нами до тех пор, пока мы и они – что-то можем дать друг другу и научить друг друга чему-то. Как только и мы и они – выполняют свою задачу полностью – судьба разводит людей».

Что-то вроде этого и случилось здесь. Мечтатель спас Настеньку от пьяного, а затем поддержал морально, воскресил ее разбитое сердце и дал ему надежду. Настенька – дала Мечтателю жизненные ориентиры, словно сестра показала путь в реальную жизнь, поддержала и дала понять, что он не безнадежен, что он тоже достоин любви.

И то, что они разошлись – не значит, что они не будут общаться как друзья, Автор дает на это надежду. Любовь – бывает разной, но она всегда прекрасна, в чем бы она не выражалась и как бы мало не длилась.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословица ищи жену добрую
  • Где родился там и пригодился пословица на английском
  • Пословицы про гусей лебедей
  • Бунин о русском народе цитаты
  • Цитаты про мягкую игрушку