Оформление цитаты как косвенной речи

Прямая и косвенная речь — основные способы передачи чужой речи. Под чужой речью подразумеваются высказывания других людей, посторонних по отношению к говорящему.

Прямой речью (схематически обозначается буквой П) называют дословное, то есть с сохранением содержания и формы, воспроизведение чужой речи. Прямую речь обычно сопровождают слова автора (схематически обозначаются буквой А или а), поясняющие, кому принадлежит высказывание, а также передающие эмоциональные и смысловые оттенки высказывания. Прямая речь всегда заключается в кавычки, а пунктуация при словах автора зависит от их позиции в тексте. 

  • Если слова автора предшествуют прямой речи, то есть находятся в препозиции, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы. Если прямая речь представляет собой законченное повествовательное невосклицательное предложение, то точка ставится ПОСЛЕ кавычек. Остальные знаки конца предложения — вопросительный, восклицательный, многоточие — ставятся ПЕРЕД кавычками. При этом вопросительный, восклицательный знаки и многоточия завершают только прямую речь, но не всё предложение в целом. Поэтому после кавычек в любом случае ставится знак, соответствующий цели высказывания и эмоциональной окраске всего предложения. Чаще всего это точка. 

1) А: «П».   Ученик сказал: «Я выполнил домашнее задание». 

2) А: «П?»  Учитель спросил: «Кто выполнил домашнее задание?». 

3) А: «П!»   Ученик воскликнул: «Наконец-то я выполнил домашнее задание!».

4) А: «П…» Ученик начал говорить и вдруг запнулся: «А что касается домашнего задания…».

  • Если слова автора стоят после прямой речи, то есть находятся в постпозиции, то между прямой речью и словами автора ставятся запятая (после закрытия кавычек) и тире, если прямая речь представляет собой законченное повествовательное невосклицательное предложение; или вопросительный знак, восклицательный знак  или многоточие перед закрытием кавычек и тире, если прямая речь представляет собой соответственно вопросительное, восклицательное или незаконченное предложение. 

1) «П», — а.     «Я выполнил домашнее задание», — сказал ученик.

2) «П?» — а.    «Кто выполнил домашнее задание?» — спросил учитель.

3) «П!» — а.     «Наконец-то я выполнил домашнее задание!» — воскликнул ученик. 

4) «П…» — а.   «А что касается домашнего задания…» — начал говорить ученик и вдруг запнулся. 

  • Иногда слова автора разрывают прямую речь, то есть находятся в середине прямой речи одного лица. В этом случае кавычки один раз открываются (в начале высказывания) и один раз закрываются (когда высказывание завершилось): внутри высказывания одного лица кавычки не закрываются. Слова автора отделяются с обеих сторон запятой и тире, если находятся внутри одного предложения; запятой и тире с одной стороны и точкой и тире с другой стороны, если слова автора отделяют одно предложение прямой речи от другого. 

1) «П, — а, — п».   «Я выполнил, — сказал ученик, — домашнее задание».

2) «П, — а. — П».  «Я выполнил домашнее задание, — сказал ученик. — Оно оказалось совсем нетрудным».

3) «П? — а. — П». «Кто выполнил домашнее задание? — спросил учитель. — Сегодня вы сдаёте тетради на проверку».

4) «П! — а. — П».  «Наконец-то я выполнил домашнее задание! — воскликнул ученик. — Теперь пойду гулять». 

 Косвенной речью называется пересказ чужого высказывания в форме сложноподчинённого предложения,где в главной части передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание. В косвенной речи отсутствуют кавычки, а при передаче обращения первое/второе лицо меняется на третье. При передаче вопроса в косвенной речи вопросительный знак не ставится

Прямая речь Косвенная речь

Учитель сообщил: «Завтра восьмой класс поедет на экскурсию».

Лена спросила Витю: «Ты сдал экзамен?».

Лена попросила Витю: «Дай мне почитать книгу!». 

Учитель сообщил, что завтра восьмой класс поедет на экскурсию.

Лена спросила Витю, сдал ли он экзамен. 

Лена попросила Витю, чтобы он дал ей почитать книгу. 

Цитатами называют дословные выдержки из художественной, научной или публицистической литературы с указанием на источник. Цитаты существуют не сами по себе, а как вставленные в текст чужие высказывания. Цитирование служит для подтверждения или пояснения мыслей говорящего (пишущего). В основном цитаты пунктуационно оформляются так же, как и прямая речь. Однако детали оформления цитат зависят от ряда условий.

Условие и способ оформления цитаты Примеры
1. Если цитата представляет собой законченное предложение или полностью приведённый фрагмент текста, то оформляется как прямая речь

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён«.

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца«. 

«Огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания«, — писала Нина Берберова о Владимире Набокове.

2. Если в цитируемом предложении или фрагменте выброшена часть текста, то на месте пропуска части текста ставится многоточие

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет; он… сам был первым университетом». 

«Пушкин есть явление чрезвычайное, — утверждал Гоголь, —  …это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет«.

3. Если цитируемый текст приводится не с начала цитируемого предложения, то в начале цитаты ставится многоточие, а само предложение начинается после открытия кавычек со строчной (маленькой) буквы Писарев указывает: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности».
4. Если цитата включена в состав косвенной речи, то цитируемый текст в кавычках начинается со строчной (маленькой) буквы.  

Герцен писал, что «поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда«. 

В статье Белинского сказано, что жизни Лермонтова «суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей«.

Анна Ахматова называла «самым непрочитанным поэтом» Николая Гумилёва. 

5. Если цитата представляет собой изолированный компонент текста, то есть не сопровождается словами автора, то цитата полностью заключается в кавычки, а указание на источник приводится в скобках «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К. Паустовский). 
6. Стихотворные (поэтические) цитаты при условии соблюдения деления на строки и строфы в кавычки не заключаются.  

Вот как пронзительно пишет о расставании великий русский поэт Иосиф Бродский:

Навсегда расстаёмся с тобой, дружок.

Нарисуй на бумаге простой кружок.

Это буду я: ничего внутри.

Посмотри на него — и потом сотри.

На сайте https://russkiiyazyk.ru/leksika/tsitata.html пишется: «Цитата может вводиться в текст в виде косвенной речи с помощью подчинительного союза. Цитирование оформляется в виде придаточного предложения. Перед подчинительным союзом ставится запятая, а цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы».

И далее приводится такой пример:

В. Г. Белинский считал, что «только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой».

Можно ли то, что заключено в кавычки в последнем предложении, назвать косвенной речью? Ведь по правилам, косвенная речь не заключается в кавычки.

А если все-таки заключено в кавычки, то можно ли это назвать отрывком из цитаты, если на этом же сайте приводится такое определение цитаты: «Цитата — это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста».

Александр Стрелец's user avatar

doom1's user avatar

1

 Можно ли косвенную речь заключать в кавычки?

А почему нет? Одно другому не мешает. Что такое косвенная речь? Косвенная речь – передача основного содержания чужой речи от лица автора, а не того, кто её произнёс, подумал, написал. Содержание чужой речи может быть подробное, без изменения (цитата), а может быть передано вкратце, сокращённо.

Способы введения цитат:

  1. Как прямая речь (знаки препинания в предложениях с прямой речью).

  2. Как косвенная речь:

N говорил (писал, считал, полагал), что «цитата».

  1. При помощи вводных конструкций:

По словам (мнению) N, «цитата».

С точки зрения N, «цитата».

Так что цитата может быть передана и с помощью прямой речи, и с помощью косвенной речи.

ответ дан 19 апр 2021 в 19:02

Людмила's user avatar

ЛюдмилаЛюдмила

79.2k4 золотых знака33 серебряных знака67 бронзовых знаков

Косвенная речь — синтаксический способ введения в свою речь чужой речи с сохранением основного содержания высказывания, представленной как пояснительная придаточная часть сложноподчинённого предложения и находящейся в формальной зависимости от фразы передающего её лица. Присоединение к основной части предложения осуществляется с помощью различных союзов и соединительных слов (Википедия).

(1) В. Г. Белинский считал, что «только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой».

(2) В. Г. Белинский считал, что только труд может сделать человека счастливым, дать ему ощущение ясности и гармонии.

В обоих примерах мы пересказываем мысль Белинского, используя СПП с придаточным изъяснительным (косвенную речь), но в первом случаю мы делаем это дословно, используя цитату, заключенную в кавычки. Во втором же случае это только пересказ содержания, поэтому кавычек нет, вот и нет цитирования.

ответ дан 20 апр 2021 в 17:11

Sharon's user avatar

SharonSharon

155k35 золотых знаков100 серебряных знаков225 бронзовых знаков

Войдите, чтобы ответить на этот вопрос.

Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками

.

Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.

Придаточная часть всегда стоит после главной части; зависит от глагола речи, находящегося в главной части. Обе части связываются с помощью союзов или союзных слов, исполняющих функции союзов.

Пример:

[Я спросил], (когда мы уезжаем).
[Ефремов сказал], (что ничем ему помочь больше не может).
[Света попросила], (чтобы я купил хлеба).

При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что в прямой речи местоимения и формы лица глагола даны с точки зрения того, кому принадлежит речь, а в косвенной речи — с точки зрения говорящего.

Пример:

Павел сказал: «Я, конечно, рад за Ирину».
Павел сказал, что он рад за Ирину.

Обращения, междометия, вводные слова, имеющиеся в прямой речи, при переводе её в косвенную обычно опускаются, поэтому косвенная речь обычно менее эмоционально окрашена.

Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов что, будто, чтобы, ли или союзных слов когда, где, кто и др.

Союзы что, будто употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение.

Пример:

«Он рассказывал, будто в лесу видел живого тигра».

Союз чтобы — если чужая речь представляет собой побудительное предложение.

Пример:

«Капитан приказал, чтобы отдали швартовы».

Союз или союзные слова что, кто, какой, где, когда и др. — если чужая речь представляет собой вопросительное предложение.

Пример:

«Мама спросила, не я ли открыла форточку».

Предмет чужой речи может быть выражен в простом предложении:
а) при помощи дополнений при глаголах со значением речи или мысли.

Пример:

«Ребята рассказали нам о своей поездке в горы».

б) при помощи вводных слов со значением источника информации.

Пример:

«По словам Олега, в Крыму уже зацвели магнолии».

Цитирование

Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного), которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения собственной мысли.

Цитата может представлять собой одно предложение (простое или сложное) или фрагмент текста, или словосочетания, или даже отдельные слова.
Цитаты заключают в кавычки.

  Способы оформления цитат
 
1. Предложения с прямой речью.

Пример:

А. П. Чехов писал: «Как непосредственен, как силён Гоголь!»

2. Предложения с косвенной речью.

Пример:

В. Ключевский утверждал, что «характер — это власть над самим собой».

3. Предложение с вводными словами.

Пример:

по словам В.Г. Белинского, «литература есть сознание народа».

4. Отдельные слова и словосочетания.

Пример:

в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов называет Пушкина «невольником чести».

Если цитата включается в авторский текст как его составная часть (см. п. \(2\), \(3\), \(4\)), то цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.

Обрати внимание!

Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если сохранена стихотворная строка.

 Хлёстова, персонаж из комедии Грибоедова, говорит о Загорецком:
Лгунишка он, картежник, вор…
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить

Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи – это правила, которые описывают оформление предложений с косвенной речью, предложений с прямой речью и предложений с цитатами в них.

1. Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью необходимы для того, чтобы передавать суть чужого высказывания при этом, не сохраняя особенностей речи говорящего данную речь.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчинёнными предложениями: в них главное предложение отражает слова автора, а зависимое (придаточное) – отражает чужую речь.

Косвенная речь представляет собой чужую речь, которая передается в форме зависимого (придаточного) предложения. Как правило, косвенную речь помещают после слов автора.

Косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, будто, где, когда и др., союза- частицы ли. 

При помощи союзов что, как, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи.

Рассмотрим пример:

В.А. Пертров написал: «Все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени».

В.А. Пертров написал, что все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени.

Еще один пример:

Иннокентий сообщил: «Сегодня выдающийся день, когда мы сможем претворить все наши мечты в реальность».

Иннокентий сообщил, что сегодня выдающийся день, когда они смогут претворить все их мечты в реальность.

При помощи союза чтобы можно косвенно передать содержание побудительных предложений чужой речи.

Рассмотрим пример:

Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене: «Ты бы смотрела под ноги!»

Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене, чтобы она смотрела под ноги.

Еще один пример:

Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота: «Заходи в гости, когда вернешься из столицы!»

Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота, чтобы он заходил в гости, когда вернется из столицы.

При помощи союзных слов что, кто, какой, как, где, когда и др. и союза-частицы ли можно косвенно передать содержание вопросительных предложений чужой речи.

Рассмотрим пример:

«Вы хотите еще чаю с плюшками?» — спросила матушка, наклоняясь к нам поближе.

Спросила матушка, наклоняясь к нам поближе, не хотим ли мы еще чаю с плюшками.

Или еще один пример:

«Когда Вы собираетесь покинуть Санкт-Петербург?» — поинтересовался мужчина, не смотря нам в глаза.

Мужчина поинтересовался, не смотря нам в глаза, когда мы собираемся покинуть Санкт-Петербург.

Таким образом, для передачи чужой речи существует несколько способов.

  1. Предложения с прямой речью, которые воспроизводят чужую речь, не изменяя ее.
  2. Предложения с косвенной речью, которые передают содержание чужой речи при этом, не сохраняя всех особенностей речи говорящего.
  3. Простые предложения с вводными словами и вводными предложениями также можно использовать при передачи чужой речи. Содержание чужой речи передаётся самим предложением, вводные слова и предложения заменяют слова автора.
  4. Простое предложение с дополнением, которое используется для передачи темы чужой речи.

Предложения, которые воспроизводят чужую речь различными вариантами, можно назвать синтаксическими синонимами.

Предложения с прямой речью и знаки препинания в них

Правила оформления прямой речи часто вызывают сложности у учащихся 9 класса. Именно поэтому сегодня мы расскажем, как правильно ставить нужные знаки препинания при оформлении текста, имеющего прямую речь.

Итак, в том случае, если прямая речь находится непосредственно возле слов автора, то необходимо поставить кавычки в начале и в конце прямой речи. Слова автора же не выделяются кавычками.

Рассмотрим несколько вариантов.

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора не должен находиться знак препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то в этом случае как перед словами автора, так и после них нужно поставить запятую и тире. Прямая речь после слов автора начинается со строчной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора, — прямая речь».

Пример: «Я тебе, Вася, — сказал Михаил Иванович, — расскажу интересную историю о войне».

Или еще один пример:

«Сегодня мы, — сказал Петрович, — сможем завершить начатое так много лет назад».

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора должна находиться точка, то перед словами автора мы заканчиваем прямую речь запятой и тире, а после слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора. — Прямая речь».

Пример: «Поехали, Вася, — сказал Михаил Иванович.- По дороге я расскажу тебе интересную историю о войне».

Или еще один пример:

«Ты заходи почаще, — сказала бабушка Вероника. – Я всегда с радостью расскажу тебе все, что помню о тех днях».

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора должен находится вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то очень важно, что данные знаки препинания должны быть сохранены, а после них необходимо поставить тире. После слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь!(?) — слова автора. — Прямая речь».

Пример: «Вот это да! — воскликнул Михаил Иванович.- Мне очень понравилась эта история о войне».

Или еще один пример:

«Как еще мне до тебя докричаться! – воскликнула Анастасия. – Мне так жаль, что это произошло».

В случае если прямая речь находится внутри слов автора, то до начала прямой речи нужно поставить двоеточие, а в конце нее запятую и тире, если прямая речь не заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора после прямой речи пишутся со строчной буквы.

Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь», — слова автора.

Пример: Вася ответил: «Сегодня прекрасная погода», — и пошел плавать в озере.

Или еще один пример:

Маргарита сообщила: «Завтра я выхожу замуж», — и не сказав больше не слова, развернулась и ушла прочь.

Если же прямая речь заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки, то данные знаки сохраняются, а после них ставится тире. Все остальное оформление также, как описано выше.

Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь! (?)» — слова автора.

Пример: Вася воскликнул: «Какая сегодня прекрасная погода!» — и пошел плавать в озере.

Или еще один пример:

Петр удивленно сказал: «От тебя я этого никак не ожидал!» — и молча вышел за дверь.

Цитаты и знаки препинания при них

Цитаты — это такие выдержки, которые дословно взяты или из определенного текста или из устного высказывания. Цитаты используются для того, что подтвердить или пояснить мысли другого говорящего.

Выделение цитат в письменной речи подвержено определенным правилам. Обязательным условием является выделение их в кавычки и обязательное указание на первоисточник. В том случае, если цитата из текста или высказывания взяла не полностью, а лишь частично, то вместо пропуска слов ставят многоточие.

Например:

В книге Маркова сказано, что «неопределенность – это важная часть процесса …, который в свою очередь предопределяет последствия» (Марков М.В., Сборник сочинений, 1998, с. 62).

Еще один пример:

Поэзия Лермонтова, по словам К.П.Кич «органичный продукт …, не обремененный грузом отчаяния» (Кич К.П. Избранное, 1987, с. 77).

Существует еще несколько правил оформления цитат в письменной речи.

  1. Цитата может быть прямой речью в том случае, если она сопровождена словами автора. В такой постановке цитат она оформляется по всем правилам и нюансам прямой речи, которые описаны выше.

Например:

А.С. Пушкин писал: «Поэтом быть сложно, но так важно».

Еще один пример:

В.В. Прахин ответил: «Я не могу утверждать за всех, но сам абсолютно уверен в том, что он был прав и как ученый и как простой обыватель».

  1. Косвенная речь также может представлять собой цитирование. В такой постановке цитата выделяется кавычками, но первая буква строчная.

Например:

К.К. Кир писал, что «сегодняшнее сообщество представляет собой единый организм мыслей и идей, которые обязательно найдут свое проявление в дальнейшем».

Еще один пример:

В.Г. Белинский подтвердил, что «все произведения автора уникальны, но противоречивы, так как совершенно не соотносятся с внутренним миром автора».

  1. Цитата может быть введена в речь другого автора при помощи вводных слов или даже вводных предложений.

Например:

По мнению Царева В.Г., «это слишком длительный процесс, который должен контролироваться государством».

Еще один пример:

В соответствии с мнением В.Г. Адрианова, «сегодня важно не упустить момент и ввести в оборот данную новую криптовалюту, так как рынок абсолютно к ней готов».

  1. Если необходимо процитировать стихотворение, то в том случае, если цитирование полное и все строки данного произведения полностью соблюдены, то кавычки ставить не нужно.

Пример:

Здесь нужно вспомнить стихотворное произведение Лермонтова «Молитва» (1839 г.):

В минуты жизни трудную   

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную  

Твержу я наизусть.     

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Таким образом, передача чужой речи представляет собой сложный процесс, но подчиняется определенным правилам, которые важно соблюдать.

Цитаты и цитирование

  • Правила оформления цитат. Цитирование

Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова, внесённые автором в свой собственный текст.

Правила оформления цитат. Цитирование

Цитирование — это добавление цитат в свой собственный текст. При цитирование обычно указывается автор цитаты или источник.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием:

…дверь тихонько заскрыпела, и в светлицу входит царь… (А. С. Пушкин)

Цитаты могут быть оформлены следующими способами:

  • Прямая речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с прямой речью. При таком способе цитирования, знаки препинания расставляются так же, как и в предложениях с прямой речью:

    И. А. Крылов так писал про лесть: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  • Косвенная речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с косвенной речью. В этом случае цитата заключается в кавычки, пишется со строчной буквы, двоеточие не ставится:

    Ф. И. Тютчев подчёркивал, что есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора….

  • Эпиграф. Цитата может быть включена в текст в виде эпиграфа. Эпиграф кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строке:

    И в людях также говорят:
    Кто посмирней, так тот и виноват.

    (И.А. Крылов МОР ЗВЕРЕЙ)

    Примечание: эпи́граф — это небольшой текст (цитата, пословица, поговорка и т. д.), размещаемый автором в начале литературного произведения (после заголовка) или какой-либо его части с целью кратко описать его смысл, основную идею, выделить важное сюжетное действие и т. п.

  • Вводные слова. Цитата может быть приведена в виде предложения с вводными словами.

    По словам А. М. Горького, искусство должно облагораживать людей.

Цитаты из стихотворений не заключаются в кавычки, если соблюдена стихотворная строка:


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(А. С. Пушкин)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Описание интерьера собакевича цитаты
  • Как появляются фразеологизмы и пословицы проверочная работа
  • Дрис ван нотен цитаты
  • Цитаты про автозвук
  • Дети превосходят своих родителей цитаты