Онегин и ленский на балу цитаты

Обновлено: 13.03.2024

Александр Пушкин Арап Петра Великого Отрывок из неоконченного романа Корсаков сидел в шлафроке, читая французскую книгу. «Так рано», — сказал он Ибрагиму, увидя его. «Помилуй, — отвечал тот, — уже половина шестого; мы опоздаем; скорей одевайся, и поедем». Корсаков

Лев Толстой Война и мир Отрывок из романа-эпопеи

Лев Толстой Война и мир Отрывок из романа-эпопеи Том I XVII Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из-за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо

Роман «Евгений Онегин» и другие произведения со многими подробностями, как бы не относящимися к жизни основных героев

Роман «Евгений Онегин» и другие произведения со многими подробностями, как бы не относящимися к жизни основных героев Для оценки пушкинских произведений надо до конца понять их форму. Например, Пушкин пишет не роман, а роман в стихах, — и это, как он сам указывает,

Следующая цитата

Посещение бала Евгением Онегиным — отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

Евгений Онегин получает наследство от богатого дядюшки и живет жизнью богатого молодого человека без дела, посещает балы, светские мероприятия.

Отрывок приведен в главе первой, строфы 27 – 34 романа.

XXXII.

Дианы [ 84 ] грудь, ланиты [ 85 ] Флоры [ 86 ]

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня.

Она, пророчествуя взгляду

Влечет условною красой

Желаний своевольный рой.

Люблю ее, мой друг Эльвина [ 87 ] ,

Под длинной скатертью столов,

Весной на мураве лугов,

Зимой на чугуне камина,

На зеркальном паркете зал,

У моря на граните скал.

Следующая цитата

Евгений Онегин, вернувшись из длительного путешествия, встречает на балу Татьяну Ларину и влюбляется в нее — отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

После злополучной дуэли бывших друзей Евгения Онегина с Владимиром Ленским, приведшей к трагической развязке, Евгений покидает дом, который получил в наследство и надолго уезжает из этих мест. Вернувшись из своего путешествия, Евгений Онегин встречает на балу Татьяну Ларину. Выясняется что Татьяна, которая любила Онегина, вышла замуж за другого человека, так как Евгений отверг ее любовь. Евгений, увидев на балу, как прекрасна Татьяна, влюбляется в нее (строфы 14 – 21, главы 8).

XXXIV.

Мне памятно другое время!

В заветных иногда мечтах

Держу я счастливое стремя…

И ножку чувствую в руках;

Опять кипит воображенье,

Опять ее прикосновенье

Зажгло в увядшем сердце кровь,

Опять тоска, опять любовь.

Но полно прославлять надменных

Болтливой лирою своей;

Они не стоят ни страстей,

Ни песен, ими вдохновенных:

Слова и взор волшебниц сих

Обманчивы… как ножки их.

Примечания

↑ 75) — признак дорогой кареты.

↑ 76) — плоские блюдца с укрепленными на них светильниками или свечками, которыми украшались дома в праздничные дни.

↑ 77) — окна из больших стекол без оконных переплетов, что было признаком очень богатого дома.

↑ 78) — человек, чьей основной обязанностью является встреча посетителей у входной двери.

↑ 79) — привилегированный полк гвардейской кавалерии.

↑ 80) — прикрепляемая к заднику сапога металлическая дужка с колёсиком на конце, служащая всаднику для понуждения коня к движению.

↑ 81) — Модная жена – экстравагантная модница; образ сатирической литературы, восходящей к анонимному стихотворению «Модная жена» и «сказке» И. И. Дмитриева с таким же названием.

↑ 83) — блаженство, ласка.

↑ 84) — в древнеримской мифологии богиня охоты, девственница. Диана изображалась в коротком хитоне, с обнаженной грудью, с колчаном и стрелами за спиной.

↑ 86) — в древнеримской мифологии богиня цветов. Флора изображалась в образе цветущей, румяной молодой женщины.

↑ 87) — условно-поэтическое имя, в данном случае собирательный образ прекрасной женщины.

↑ 88) — Мария Николаевна Раевская-Волконская вспоминала: «. не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Пушкин нашел, что эта картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи; мне было тогда лишь 15 лет».

↑ 91) — волшебница-обольстительница, героиня поэмы Торквато Тассо (1544 – 1595) «Освобожденный Иерусалим».

Оглавление

Евгений и Татьяна – встреча в саду, художник Е. П. Самокиш-Судковская (из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год)

Евгений и Татьяна – встреча в саду [ 1 ]

Евгений Онегин, вернувшись из длительного путешествия, встречает на балу Татьяну Ларину и влюбляется в нее (строфы 14 – 21, главы 8)

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал…

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Всё тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut… [ 16 ] (Шишков [ 17 ] , прости:

Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале: и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar. [ 18 ] (Не могу…

Люблю я очень это слово,

Но не могу перевести;

Оно у нас покамест ново,

И вряд ли быть ему в чести.

Оно б годилось в эпиграмме…) [ 19 ]

Но обращаюсь к нашей даме.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою [ 20 ] Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

Ужель она? Но точно… Нет…

Как! из глуши степных селений…»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?» [ 21 ]

Князь на Онегина глядит.

— Ага! давно ж ты не был в свете.

Постой, тебя представлю я. —

Евдокия Ростопчина Отрывки из «Дневника девушки» Отрывок из романа в стихах

Евдокия Ростопчина Отрывки из «Дневника девушки» Отрывок из романа в стихах 1 Он хочет знать, зачем в моих глазах Приметы слез, зачем я потеряла Улыбку прежнюю, зачем в моих устах Живых речей и песней вдруг не стало… Ему ли трудно отгадать То, что не смею я

Следующая цитата

Цитаты из романа «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837), собранные по главам.

Финалы микросюжетов в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Финалы микросюжетов в романе Пушкина «Евгений Онегин» В «Записях и выписках» М. Л. Гаспарова есть такой фрагмент: «Концовки горациевых од похожи на концовки русских песен – замирают и теряются в равновесии незаметности. Кто помнит до самого конца песню “По улице

XVIII.

«Так ты женат! не знал я ране!

— О, так пойдем же. — Князь подходит

К своей жене и ей подводит

Родню и друга своего.

Княгиня смотрит на него…

И что ей душу ни смутило,

Как сильно ни была она

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был также тих ее поклон.

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна…

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

С ней речь хотел он завести

И — и не мог. Она спросила,

Давно ль он здесь, откуда он

И не из их ли уж сторон?

Потом к супругу обратила

Усталый взгляд; скользнула вон…

И недвижим остался он.

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья

Читал когда-то наставленья,

Та, от которой он хранит

Письмо, где сердце говорит,

Где всё наруже, всё на воле,

Та девочка… иль это сон.

Та девочка, которой он

Пренебрегал в смиренной доле,

Ужели с ним сейчас была

Так равнодушна, так смела?

Ужель та самая Татьяна? (художник Тимошенко Лидия, 1950 – 1955)

Ужель та самая Татьяна? (художник Л. Тимошенко)

Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив едет он;

Мечтой то грустной, то прелестной

Его встревожен поздний сон.

Проснулся он; ему приносят

Письмо: князь N. покорно просит

Его на вечер. «Боже! к ней.

О, буду, буду!» и скорей

Марает он ответ учтивый.

Что с ним? в каком он странном сне!

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

Досада? суетность? иль вновь

Забота юности — любовь?

Примечания

↑ 16) Хорошего тона (франц.).

↑ 17) — литератор, адмирал, президент Российской академии наук и руководитель общества «Беседы любителей русского слова»; выступал против употребления иностранных слов.

↑ 18) Вульгарность (англ.).

↑ 19) — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо.

↑ 20) — царица Древнего Египта, прославленная своей красотой и страстной натурой.

↑ 21) — В 1830 г. (время действия восьмой главы) испанским послом в России был Хуан Мигуэль Паэс де ла Кадена.

Посвящение

Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет:

Последние строки Посвящения . Поэт пишет о своем романе «Евгений Онегин» .

Юнкера Отрывок из романа

Юнкера Отрывок из романа Глава ХХ Полонез — Полонез, господа, приглашайте ваших дам, — высоким тенором восклицал длинный гибкий адъютант, быстро скользя по паркету и нежно позванивая шпорами. — Полонез! Дамы и господа, потрудитесь становиться парами.Александров

Глава 1

Бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут

О праздном образе жизни Евгения Онегина, после того, как он получил наследство от умершего дяди (глава 1, строфа 15).

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей

О привычке Евгения Онегина хорошо и модно одеваться (глава 1, строфа 25).

Вряд ли найдете вы в России целой три пары стройных женских ног

Из описания бала, который посетил Евгений Онегин (глава 1 строфа 30).

Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил.

Из рассуждений автора о России (глава 1 строфа 50).

Дней минувших анекдоты

Из описания познаний Евгения Онегина в истории (глава 1, строфа 6).

Его пример другим наука

О дяде главного героя романа Евгения Онегина (глава 1, строфа 1).

Еще бокалов жажда просит залить горячий жир котлет

Из описания посещения Евгением Онегиным театра (глава 1, строфа 17).

Забав и роскоши дитя

О Евгении Онегине (глава 1, строфа 36).

И быстрой ножкой ножку бьет

О танце балерины в театре (глава 1, строфа 20).

И жить торопится и чувствовать спешит

Эпиграф к роману «Евгений Онегин» — фраза из стихотворения «Первый снег» (1819 г., опубликовано в 1822 г.) поэта Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878).

Как dandy лондонский одет

Из описания Евгения Онегина, который достигнув юношеского возраста, получил возможность выйти в свет (глава 1 строфа 4).

Когда же чёрт возьмет тебя!

Мысли Евгения Онегина, который мечтает чтобы его больной богатый дядя поскорее умер, чтобы избавиться от забот о дяде и получить богатое наследство (глава 1, строфа 1).

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей

Об отношении к людям Евгения Онегина (глава 1, строфа 46).

Мод воспитанник примерный

О Евгении Онегине, который одевался по последней моде и следил за собой (глава 1, строфа 23).

Мой дядя самых честных правил

Мысли Евгения Онегина о его больном, богатом дяде (глава 1, строфа 1). Это первые строки произведения.

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник

О Евгении Онегине, который направился на праздные мероприятия (глава 1, строфа 16).

Музыка уж греметь устала

Об обстановке на балу, когда туда прибыл Евгений Онегин (глава 1 строфа 28).

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Из описания уровня образованности Евгения Онегина (глава 1, строфа 5).

Наследник всех своих родных
Наука страсти нежной

О главном роде занятий Евгения Онегина (глава 1, строфа 8).

Обычай деспот меж людей

О привычке Евгения Онегина хорошо и модно одеваться (глава 1, строфа 25).

Огонь нежданных эпиграмм

Из описания способностей Евгения Онегина производить хорошее впечатление на людей (глава 1 строфа 5).

Он был глубокий эконом

О хороших познаниях Евгения Онегина в экономике (глава 1 строфа 7).

По мненью многих (судей решительных и строгих)

О мнении света (общества) о Евгение Онегине (глава 1 строфа 5).

Пора надежд и грусти нежной

О юности (Евгения Онегина), глава 1, строфа 4.

Проснулся утра шум приятный

Из описания утра в Петербурге (глава 1, строфа 35).

Ученый малый, но педант

О мнении света (общества) о Евгение Онегине (глава 1 строфа 5).

Л. Г. Лейтон Круговой ход в структуре и стиле романа «Евгений Онегин»

Л. Г. Лейтон Круговой ход в структуре и стиле романа «Евгений Онегин» В своей книге «Естественная сверхъестественность», посвященной изучению поэмы Вордсворта «Прелюдия», М. Г. Абрамс разбирает в широком контексте типы историко-философских представлений о ходе

Глава 2

Во вкусе умной старины

Из описания замка в имении дяди Евгения Онегина (глава 2, строфа 2).

Всегда скромна, всегда послушна

Из описания Ольги Лариной (сестра Татьяны Лариной), глава 2 строфа 23.

Друг невинных наслаждений

Из описания имения дяди, где поселился Евгений Онегин, получив это имение в наследство. Выражение о человеке, который мог бы наслаждаться, живя в уединении, в деревне (глава 2, строфа 1).

Итак, она звалась Татьяной

Этими словами начинается описание героини романа — Татьяны Лариной (глава 2, строфа 25).

Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя

Из описания отношений между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 14).

Нецеремонные друзья

О близких друзьях, из описания образа жизни родителей сестер Лариных (стр. 34, глава 2).

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Про отношения между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 13).

От делать нечего друзья

Про отношения между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 13).

Привычка свыше нам дана: замена счастию она

Пушкин описывает состояние матери Татьяны Лариной, после того, как она вышла замуж за нелюбимого мужа (глава 2, строфа 31).

Придет, придет и наше время, и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас!

Из описания посещения Владимиром Ленским могилы своих родителей (глава 2, строфа 38).

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред

XXVIII.

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара [ 78 ] мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда [ 79 ] шпоры [ 80 ] ;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен [ 81 ] .

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то… не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки; только вряд

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног.

Ах! долго я забыть не мог

Две ножки… Грустный, охладелый,

Я все их помню, и во сне

Они тревожат сердце мне.

Когда ж, и где, в какой пустыне,

Безумец, их забудешь ты?

Ах, ножки, ножки! где вы ныне?

Где мнете вешние [ 82 ] цветы?

Взлелеяны в восточной неге [ 83 ] ,

На северном, печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Давно ль для вас я забывал

И жажду славы и похвал,

И край отцов, и заточенье?

Исчезло счастье юных лет —

Как на лугах ваш легкий след.

Глава 3

Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю

Перед тем, как привести письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину, автор поясняет, что в то время дворянские девушки учились писать на французском языке и многие плохо владели письменным русским языком (глава 3, строфа 28).

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?

Это первые строки Письма Татьяны к Евгению Онегину, в котором Татьяна Ларина признается в любви Евгению Онегину (глава 3, строфа 31).

Лев Толстой Анна Каренина Отрывок из романа

Лев Толстой Анна Каренина Отрывок из романа XXII Бал только что начался, когда Кити с матерью входила на большую, уставленную цветами и лакеями в пудре и красных кафтанах, залитую светом лестницу. Из зал несся стоявший в них равномерный, как в улье, шорох движенья, и, пока они

Глава 4

В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь

О том, что Евгений Онегин пресытился всем, в том числе и отношениями с женщинами (глава 4, строфа 10).

Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, боже!

Евгений Онегин благородно поступил с Татьяной Лариной, после того, как Татьяна призналась Онегину в любви. Автор описывет отношение людей к Евгению Онегину и друг к другу (глава 4, строфа 18).

Вы мне писали, не отпирайтесь

Цитата из оперы «Евгений Онегин» , композитора Чайковского Петра Ильича (1840 – 1893), написанной по либретто его брата Модеста Ильича Чайковского (при участии К. Шиловского) (премьера состоялась 17 марта 1879 г.). С этими словами Евгений Онегин обращается к Татьяне Лариной, начиная обсуждение письма Татьяны с объяснением в любви к Онегину (ария Онегина).

Здорова ль ваша вся родня?

Из рассуждений автора о родне (глава 4 строфа 20).

Кого ж любить? Кому же верить?

Из рассуждений автора о непостоянстве женщин (глава 4, строфа 22). Интересен ответ на этот вопрос, предлагаемый поэтом – Любить нужно себя!.

Лесов таинственная сень

Из описания осени (глава 4 строфа 40).

Любовью шутит сатана

Автор рассуждает о любви (стр. 21, глава 4).

Мечтам и годам нет возврата

Слова Евгения Онегина из разговора с Татьяной Лариной (глава 4, строфа 16).

Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет: известно это

Из рассуждений автора о лете в России (глава 4 строфа 40).

Стократ блажен, кто предан вере

О том, что Владимир Ленский был уверен, что его невеста, Ольга Ларина, любит его и их ждет счастливый брак (глава 4, строфа 51).

Стоял ноябрь уж у двора

Из рассуждений автора о лете и осени в России (стр. 40, глава 4).

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день

Из рассуждений автора об осени в России (глава 4 строфа 40).

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей

Из рассуждений об отношении мужчины к женщине (глава 4, строфа 7).

XXXIII.

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам [ 88 ] ,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами [ 89 ] !

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать [ 90 ] уста младых Армид [ 91 ] ,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси [ 92 ] , полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Глава 5

Желудок — верный наш брегет

Из описания бала в доме Лариных. Фраза о том, что голод напоминает нам о том, когда нужно поесть (стр. 36, глава 5).

Зима крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь

Из описания зимы (глава 5, строфа 2).

Глава 6

Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?

Слова из стихов Владимира Ленского, написанных перед дуэлью с Евгением Онегиным (глава 6, строфа 21). Словами «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» начинается Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» .

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Этими словами поэт говорит о приятных, но не сбывшихся мечтах и сожалеет о том, что они не сбылись (глава 6, строфа 44).

Что день грядущий мне готовит?

Слова Владимира Ленского из написаного им стихотворения, перед дуэлью с Евгением Онегиным (глава 6, строфа 21).

Слово в скобках в романе «Евгений Онегин»

Слово в скобках в романе «Евгений Онегин» Давнее замечание М. Гершензона о том, что «иное произведение Пушкина похоже на те загадочные картинки для детей, когда нарисован лес, а под ним напечатано: “Где тигр?”. Очертания ветвей образуют фигуру тигра; однажды разглядев ее,

XXVII.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете [ 74 ]

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари [ 75 ] карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят:

Усеян плошками [ 76 ] кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам [ 77 ] тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

Глава 7

Весна, весна! пора любви!

Из описания весны (глава 7, строфа 2).

Меняю милый, тихий свет, на шум блистательных сует…
Москва. как много в этом звуке для сердца русского слилось!

В романе описывается, как мать Татьяны Лариной (Полина (Прасковья) Ларина) решила на зиму уехать из своего имения в Москву, взяв с собой Татьяну Ларину. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве (глава 7, строфа 36).

Он чином от ума избавлен

Цитата из главы «Альбом Онегина», которая не вошла в окончательную редакцию романа «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). О важном и знатном, но глупом человеке (строфа 11).

Под старость жизнь такая гадость

Слова старой московской тётушки Татьяны Лариной, к которой Ларины приехали погостить (стр. 42, глава 7).

Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес

Слова о главном герое романа Евгении Онегине. Татьяна Ларина зашла в дом, где раньше жил Евгений Онегин, и стала листать книги, которые читал Евгений. Татьяна обратила внимание на пометки, которые делал Онегин и из них стала понимать, кто он на самом деле (стр. 24, глава 7).

Иван Тургенев Отцы и дети Отрывок из романа

Иван Тургенев Отцы и дети Отрывок из романа Несколько дней спустя состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим «героем праздника», губернский предводитель объявлял всем и каждому, что он приехал, собственно, из уважения к нему, а губернатор даже и на бале, даже

Глава 8

А счастье было так возможно, так близко!

Слова Татьяны Лариной из монолога (см. Ответ Татьяны на письмо Евгения Онегина), в котором она признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу (глава 8, строфа 47).

Блажен, кто смолоду был молод

Из рассуждений автора о молодости (глава 8 строфа 10).

Быть чувства мелкого рабом

Слова Татьяны Лариной обращенные к Евгению Онегину. Татьяна спрашивает Евгения, что изменило его отношение к ней. Онегин сначала отверг ее любовь, а потом, когда Татьяна вышла замуж, сам стал ее добиваться (строфа 45, глава 8).

Иных уж нет; а те далече, как Сади некогда сказал

Строки из последней строфы романа, смысл которых в том, что со времени описанных событий прошло много времени (глава 8, строфа 51).

Любви все возрасты покорны

Из рассуждений автора о любви (глава 8, строфа 29).

Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана

Из рассуждений автора о молодости (глава 8, строфа 11).

Охота к перемене мест

Из описания настроения главного героя Евгения Онегина после того, как он убил на дуэли своего приятеля Владимира Ленского (глава 8, строфа 13).

С корабля на бал

Из описания состояния главного героя Евгения Онегина после его возвращения из длительного путешествия (глава 8, строфа 13).

Ужель та самая Татьяна?

Евгений Онегин, увидев Татьяну Ларину после долгой разлуки, влюбляется в нее (глава 8, строфа 20).

Что вам дано, то не влечет

О Евгение Онегине, который сначала отверг любовь Татьяны Лариной, а потом, когда Татьяна вышла замуж, влюбился и стал ее добиваться (строфа 27, глава 8).

Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; Я буду век ему верна

Примечания

↑ 1) Иллюстрация художника Е. П. Самокиш-Судковской, из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год.

Читайте также:

      

  • Цитаты из фильмов с одри хепберн
  •   

  • Лучший отдых это смена деятельности цитата кто сказал
  •   

  • Какая цитата принадлежит ариэль
  •   

  • Банды нью йорка цитаты
  •   

  • Дождь не может идти вечно цитата на английском языке

­Пример сочинения 1

Одним из ключевых моментов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является иал в доме Лариныхи (именины Татьяны Лариной).

На этот бал Онегин попадает случайно, Владимир Ленский его уговаривает всеми возможными способами и тот соглашается. У Лариных собирается большое количество гостей. Автор с непринужденной иронией описывает помещиков с самого утра прибывших в гости со своими семьями. И это совсем не похоже на строгое светское общество, ведь там все происходит по определенному ритуалу. Гости забавно толкаются в передней, девушки в восторге от новости, что будут танцы. На этом празднике царит простота и естественность, добродушные, искренние поздравления, чинное чаепитие и непринужденное веселье, чего не встретишь на холодных петербургских балах. Эта деревенская публика могла вызвать лишь презрение высокомерного столичного парня Онегина.

Он третий раз видит влюбленную в него Татьяну и его жутко злит и раздражает ее грустный и томный вид. Евгений собирается отомстить другу за то, что тот привез его на этот несуразный праздник.

Месть Онегина до боли простота. Он подает знаки внимания Ольге Лариной, невесте Ленского, чем вызывает его гнев. Легкомысленная Ольга не задумывается ни о чем и весело танцует с Евгением. Татьяна в тупике от действий возлюбленного, все-таки в ее сердце теплилась надежда. В голове Ленского рождается мысль о коварном предателе и ветреной кокетке, а Онегину, в очередной раз, абсолютно не до чувств окружающих его людей.

Следующий день приносит мрачные события: происходит дуэль Ленского и Онегина, где жизнь Владимира трагически заканчивается. Евгений, потрясенный содеянным поступком, впадает в депрессию, произошедшее в дальнейшем кардинально меняет его мировоззрение.

Читайте также:  12 апреля — Международный день полета человека в космос: про 48 собак, Юрия Гагарина и любовь
Случившееся накладывает отпечаток и на судьбу Татьяны, а для Ольги эта история заканчивается потерей жениха и последующим браком с нелюбимым человеком.

Все это определяет огромное значение бала в доме Лариных в романе. Они были подготовлены автором предшествующими событиями: письмом Татьяны к Онегину, в котором девушка признается ему в любви и не получает взаимности, описание чувств Ольги и Ленского, тревожный сон Татьяны, который символизирует финал сцены и случившиеся трагические события.

А.С. Пушкин таким исходом событий показывает, какие последствия может принести игра на чувствах других людей, а расплата за это может быть горькой и непредсказуемой.


Пример сочинения 2

Бал на именинах Татьяны в деревне

Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны.

Ожидается весёлый праздник именин, но «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?»

С утра дом Лариных гостями
Был полон; целыми семьями
Соседи съехались в повозках,
В кибитках, в бричках и в санях,
В передней толкотня, тревога,
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…»

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей, она не смогла бы объяснить, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским… Ничего таинственного, необычного нет, оказывается, в сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предупредить приближающееся несчастье…

А чудовища из сна – вот они, наяву: «С своей супругой дородной. Приехал толстый Пустяков…». Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…». Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь.

Среди гостей Лариных:

«Скотинин, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати годов…»

Еще полвека назад Фонвизин в мечтах своих отнял имение у своей сестрицы, Простаковой, да и самому Скотинину пришлось убраться восвояси, но жив, здоров, обзавелся женой, многочисленными чадами.

А вот и молодежь:

Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный Гуянов,
В пуху, в картузе с казырьком

(Как вам конечно он знаком)…

«Уездный франтик Петушков» — и мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, « с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов – герой поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он – создание дяди. Но самая страшная фигура завершает галерею:

И отставной советник Флянов,
Тяжелый, сплетник, жалкий плут,
Обжора, взяточник и шут.

И как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»?  У Лариных все общество в сборе, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна   бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя. Но он жалеет Татьяну, проявляя нежность души: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…».

На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним, отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение. Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может:

Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом,
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку,
Столы зеленые раскрыты…

Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, а здесь и подавно. Показана одна из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин.

К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, в тайне усмехаясь,
Подходит к Ольге – Быстро с ней
Вертится около гостей…
… Все в изумление. Ленский сам
не верит собственным глазам.

Увидев, что его месть удалась, Онегин не остановился, как следовало бы, а продолжал развлекаться:

…Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклоняясь ей шепчет нежно,
Какой-то пошлый мадрегал,
И руку жмет и запылал
В лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул сам не свой…

 Приглашение Онегиным Ольги на последний танец– котильон, она приблизила трагическую развязку – дуэль.

…Пистолетов пара
Две пули – больше ни чего –
 Вдруг разрешат судьбу его.

Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается. Бал заканчивается трагично для Ленского. Ольга и Онегин считают, что ничего страшного не произошло, завтра все забудут о событиях  на бале, все пойдет по-старому. До смятения, страданий, горести Ленского никому нет дела.

На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта, и отъезд Онегина из деревни.
Московский бал

Татьяна не могла понравиться людям, воплощающим светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:

У скучной тетке Таню встретят,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел…

 И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром

…где кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет,
Где шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… —

И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», — в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.

Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну — уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа, которые определяют их судьбу.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, — центральный, поворотный момент романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823 — 1831). Дуэль состоялась после ссоры Евгения Онегина с Владимиром Ленским на балу у семьи Лариных, из-за глупого поступка Евгения, который начал напоказ ухаживать за возлюбленной Владимира, Ольгой Лариной.

После встречи Онегина с Татьяной Лариной в саду, во время которой молодой человек сообщает влюбленной девушке, что между ними ничего быть не может, Онегин живет отшельником в своей имении. Так проходит около полугода. И вот, в начале января Ленский приглашает Онегина заехать к Лариным на именины Татьяны. Он уверяет друга, что кроме семьи там никого не будет: Онегин ненавидит уездные праздники, где появляется «всякий сброд».

Через несколько дней Ленский и Онегин прибывают на праздник к Лариным, но вопреки обещаниям Ленского, на именины Татьяны собрались помещики со всей округи. В этом окружении Онегину было скучно, и его раздражал вид влюбленной в него Татьяны. Он решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных:

«Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.»

Онегин решает отомстить Ленскому за обман: он снова и снова приглашает его невесту, Ольгу Ларину, танцевать, и между танцами не оставляет ее ни на секунду. Ленский и остальные гости наблюдают за этой сценой и не понимают, что происходит. Онегин прекрасно знает, что у Ольги и Ленского скоро свадьба, но это его не останавливает:

«К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.»

«Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.»

Ольга принимает его ухаживания и не сдержавшись Ленский решает вмешаться. Он приглашает ее на танец, но Ольга уже обещала его Онегину. Не в силах перенести эту измену, да еще и накануне свадьбы. Ленский уезжает злой и на друга, и на свою ветреную невесту:

«Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.»

Заметив исчезновение друга, Онегин сразу теряет интерес к Ольге. А на утро к нему является сосед Зарецкий с вызовом на дуэль.

Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли.

На следующий день, через своего знакомого Зарецкого, Ленский вызывает Онегина на дуэль. Евгению стыдно за глупую насмешку над любовью друга, но не идет на применение и соглашается с вызовом.

«Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.»

Накануне дуэли Ленский едет повидаться с невестой возможно в последний раз. В душе он прощает Ольгу за ее танцы с Онегиным, но из гордости все-таки решает участвовать в дуэли.

Противники должны встретиться утром в назначенном месте — на мельнице, но Онегин всячески пытается избежать этой бессмысленной дуэли. Он намеренно опаздывает. По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести, однако Ленский не обращает внимание на это опоздание. К тому же, в качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает неписаное правило дуэлей не брать в секунданты лакеев, но Ленский не обращает внимания и на это нарушение:

«Мой секундант? — сказал Евгений, —
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое»

Наконец Онегин и Ленский берут пистолеты и встают на позиции. Ленский готовится стрелять, но Онегин опережает его и выстреливает первым:

«Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет»

Пуля попадает Ленскому в грудь, и тот мгновенно умирает. Онегин понимает, что он только что убил своего друга, и зовет на помощь секундантов, которые помогают отвезти тело убитого домой:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.

Ленского хоронят, на его могиле ставят непритязательный памятник.

В конце главы автор-повествователь рассуждает о возможной судьбе поэта: остался бы он тем же вдохновенным романтиком или постепенно превратился бы в типичного уездного помещика? Ответа нет: Ленский в могиле.

Вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека.

Текст эпизода

Глава 6, строфы 4 — 42

IV

Вперед, вперед, моя исторья!
Лицо нас новое зовет.
В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

V

Бывало, льстивый голос света
В нем злую храбрость выхвалял:
Он, правда, в туз из пистолета
В пяти саженях попадал,
И то сказать, что и в сраженье
Раз в настоящем упоенье
Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен: драгой залог!
Новейший Регул, чести бог,1
Готовый вновь предаться узам,
Чтоб каждым утром у Вери2
В долг осушать бутылки три.

VI

Бывало, он трунил забавно,
Умел морочить дурака
И умного дурачить славно,
Иль явно, иль исподтишка,
Хоть и ему иные штуки
Не проходили без науки,
Хоть иногда и сам впросак
Он попадался, как простак.
Умел он весело поспорить,
Остро и тупо отвечать,
Порой расчетливо смолчать,
Порой расчетливо повздорить,
Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их3,

VII

Иль помириться их заставить4,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.
Sed alia tempora!

[Но времена иные (лат.)]

Удалость
(Как сон любви, другая шалость)
Проходит с юностью живой.
Как я сказал, Зарецкий мой,
Под сень черемух и акаций
От бурь укрывшись наконец,
Живет, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций5,
Разводит уток и гусей
И учит азбуке детей.

VIII

Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним, и так нимало
Поутру не был удивлен,
Когда его увидел он.
Тот после первого привета,
Прервав начатый разговор,
Онегину, осклабя взор,
Вручил записку от поэта.
К окну Онегин подошел
И про себя ее прочел.

IX

То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель6:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
Зарецкий встал без объяснений;
Остаться доле не хотел,
Имея дома много дел,
И тотчас вышел; но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.

X

И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений7,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

XI

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!

[Цитата из монолога Чацкого]

Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

XII

Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый8
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку иль в висок.

XIII

Решась кокетку ненавидеть,
Кипящий Ленский не хотел
Пред поединком Ольгу видеть,
На солнце, на часы смотрел,
Махнул рукою напоследок —
И очутился у соседок.
Он думал Оленьку смутить,
Своим приездом поразить;
Не тут-то было: как и прежде,
На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобна ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела,
Ну точно та же, как была.

XIV

«Зачем вечор так рано скрылись?»
Был первый Оленькин вопрос.
Все чувства в Ленском помутились,
И молча он повесил нос.
Исчезла ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой! .
Он смотрит в сладком умиленье;
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье,
Трепещет, не находит слов,
Он счастлив, он почти здоров…

XV. XVI. XVII

И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

XVIII

Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Но этой страсти и случайно
Еще никто не открывал.
Онегин обо всем молчал;
Татьяна изнывала тайно;
Одна бы няня знать могла,
Да недогадлива была.

XIX

Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды9
И брал на них одни аккорды,
То, к Ольге взоры устремив,
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Она глядит ему в лицо.
«Что с вами?» — Так. — И на крыльцо.

XX

Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нем сердце грустное не дремлет:
С неизъяснимою красой
Он видит Ольгу пред собой.
Владимир книгу закрывает,
Берет перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг10 пьяный на пиру.

XXI

Стихи на случай сохранились;
Я их имею; вот они:
«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

XXII

Блеснет заутра луч денницы11
И заиграет яркий день;
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил,
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!..
Сердечный друг, желанный друг,
Приди, приди: я твой супруг!..»

XXIII

Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин верно ждет уж нас».

XXIV

Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер12 петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Евгений не покинул,
Еще над ним летает сон.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит — и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.

XXV

Он поскорей звонит. Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подает ему белье.
Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой13.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа14 стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

XXVI

Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же, — молвил с изумленьем
Зарецкий, — где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны).

XXVII

«Мой секундант?15 — сказал Евгений, —
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» — Начнем, пожалуй, —
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор16,
Враги стоят, потупя взор.

XXVIII

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

XXIX

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток17.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага18.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

XXX

«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,

XXXI

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его … напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

XXXII

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, —
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.

XXXIII

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам19
Едва ль приятно будет вам.

XXXIV

Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

XXXV

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит», — решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

XXXVI

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

XXXVII

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

XL

Но что бы ни было, читатель,
Увы, любовник молодой,
Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой!
Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

XLI

Под ним (как начинает капать
Весенний дождь на злак полей)
Пастух, плетя свой пестрый лапоть,
Поет про волжских рыбарей;
И горожанка молодая,
В деревне лето провождая,
Когда стремглав верхом она
Несется по полям одна,
Коня пред ним остановляет,
Ремянный повод натянув,
И, флер20 от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись — и слеза
Туманит нежные глаза.

XLII

И шагом едет в чистом поле,
В мечтанья погрузясь, она;
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: «Что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?
И где ж беглец людей и света,
Красавиц модных модный враг,
Где этот пасмурный чудак,
Убийца юного поэта?»
Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам

Дворянство и светское общество в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.

В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества. Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.

Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов. 

На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:

Вошел: и пробка в потолок, 

Вина кометы брызнул ток; 

Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф) 

И трюфли, роскошь юных лет, 

Французской кухни лучший цвет, 

И Страсбурга пирог нетленный 

Меж сыром лимбургским живым 

И ананасом золотым.

У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.:

Еще усталые лакеи 

На шубах у подъезда спят; […] 

И кучера, вокруг огней, 

Бранят господ и бьют в ладони.


На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:

Полна народу зала; 

Музыка уж греметь устала; 

Толпа мазуркой занята; 

Кругом и шум и теснота; 

Бренчат кавалергарда шпоры; 

Летают ножки милых дам; 

По их пленительным следам 

Летают пламенные взоры, 

И ревом скрыпок заглушен 

Ревнивый шепот модных жен.

Люблю я бешеную младость, 

И тесноту, и блеск, и радость, 

И дам обдуманный наряд.

Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:

Но целью взоров и суждений 

В то время жирный был пирог 

(К несчастию, пересоленный); 

Да вот в бутылке засмоленной, 

Между жарким и блан-манже, 

Цимлянское несут уже; 

За ним строй рюмок узких, длинных.

Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садятся играть в карты – в бостон, вист и т.д.:

Столы зеленые раскрыты: 

Зовут задорных игроков 

Бостон и ломбер стариков, 

И вист, доныне знаменитый, 

Однообразная семья, 

Все жадной скуки сыновья…»

После карточной игры гостей угощают чаем и снова звучит музыка:

Но чай несут: девицы чинно 

Едва за блюдечки взялись, 

Вдруг из-за двери в зале длинной 

Фагот и флейта раздались […] 

И в залу высыпали все, 

И бал блестит во всей красе.

Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться.

Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:

Но всех в гостиной занимает 

Такой бессвязный, пошлый вздор; 

Всё в них так бледно, равнодушно; 

Они клевещут даже скучно; 

В бесплодной сухости речей, 

Расспросов, сплетен и вестей 

Не вспыхнет мысли в целы сутки, 

Хоть невзначай, хоть наобум 

Не улыбнется томный ум, 

Не дрогнет сердце, хоть для шутки. 

И даже глупости смешной 

В тебе не встретишь, свет пустой.

Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:

Не обратились на нее 

Ни дам ревнивые лорнеты, 

Ни трубки модных знатоков 

Из лож и кресельных рядов.

Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:

Ее привозят и в Собранье. 

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье, 

Мельканье, вихорь быстрых пар, 

Красавиц легкие уборы, 

Людьми пестреющие хоры, 

Невест обширный полукруг, 

Всё чувства поражает вдруг. 

Здесь кажут франты записные 

Свое нахальство, свой жилет 

И невнимательный лорнет. 

Сюда гусары отпускные 

Спешат явиться, прогреметь, 

Блеснуть, пленить и улететь.

Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:

Шум, хохот, беготня, поклоны, 

Галоп, мазурка, вальс… Меж тем 

Между двух теток, у колонны, 

Не замечаема никем, 

Татьяна смотрит и не видит, 

Волненье света ненавидит; 

Ей душно здесь.

Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя «весь цвет столицы»:

Тут был, однако, цвет столицы, 

И знать, и моды образцы, 

Везде встречаемые лица, 

Необходимые глупцы; 

Тут были дамы пожилые 

В чепцах и в розах, с виду злые; 

Тут было несколько девиц, 

Не улыбающихся лиц; 

Тут был посланник, говоривший 

О государственных делах; 

Тут был в душистых сединах 

Старик, по-старому шутивший.

В романе «Евгений Онегин» автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д.

Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат.

Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина.

Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе «Евгений Онегин» Пушкина.

Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Танцы,   бал   занимают   в   «Евгении   Онегине»   значительное   место.   Бал
является   местом   различных   развлечений   и   интриг   высшего   общества
Петербурга онегинского времени. Заметим, что и сам автор любил посещать
балы.  Можно   сказать,  что   в  какой­то   степени  в  Евгении   Онегине  Пушкин
изображает себя, ведь не зря же он его называет «…добрый мой приятель…»
(VI, 6).
Балы   были   важным   структурным   элементом   дворянского   быта.   Каждое
светское   семейство   стремилось   дать   хотя   бы   один   бал   в   год.   Многие
разорялись на балах. Эта же судьба постигла и отца нашего героя:
Служив отлично­благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
                                     (VI, 6)
Детей   с   раннего   возраста   обучали   танцам   и   манерам   общения.   Так,
например,   мазурка   требовала   поверхностных,   неглубоких   тем   общения,
занимательности   и   остроты   разговора.   Бальный   разговор   –   оживленной   и
непринужденной беседы. 
И Онегин после обучения у своих Madame и Monsier увидел высший свет:
Он по­французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцовал,
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.     
                                       (VI, 6­7) Мы видим, какие критерии принятия в высшее общество существовали.
Эти   требования   раскрывают   праздную   и   ничтожную   натуру   общества
пушкинской поры.
Не   успевает   Онегин   встать   с   постели,   а   ему   уже   несут   записочки,   в
которых   указаны   проводимые   вечером   балы   и   праздники,   на   которые
собирается после «насыщенного» театрами и прогулками дня герой:
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил,
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
                                     (VI, 15)
Герой очень внимателен к своему туалету и это не просто так, ведь бал
служил не только местом развлечений и танцев, но и местом общественного
представительства.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
                                         (VI, 16)
Бал в Онегинскую эпоху начинался  полонезом. Но в «Евгении Онегине» он
ни разу не упоминается. Поэт вводит нас с Онегиным в бальную залу, когда
«толпа мазуркой занята» (VI, 17), то есть в самый разгар праздника. Этим
подчеркивается модное опоздание Евгения.
Вальс был вторым бальным танцем:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружиться вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой.
                                     (VI, 115)
Пушкин не зря подобрал к вальсу эпитеты «однообразный и безумный».
«Однообразный»,   потому   что   состоял   из   одних   и   тех   же   постоянно
повторяющихся  движений, а «безумным» он  был  оттого,  что,  несмотря  на
всеобщее   распространение,   вальс   считался   излишне   вольным   танцем   или
непристойным.
Центром   бала   была   мазурка.   Существовало   несколько   стилей   ее
исполнения. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от
кавалера легкости прыжков («легко мазурку танцевал», (VI, 7)). Другой стиль
исполнения сопровождался «стукотней»:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком, 
Тряслися, дребезжали рамы;
                                          (VI, 115)
Этот   эффект   достигался   благодаря   подковкам   и   высоким   подборам   у
сапогов.
Ситуация, когда к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров)
с предложением выбрать, является одной из фигур мазурки. Выбор себе пары
воспринимался как знак интереса или влюбленности, как истолковал выбор
Онегина Ленский.
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою: проворно
Онегин с Ольгою  пошел;
                                    (VI, 115­116)
Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет.
                                     (VI, 116)
Котильон завершает бал. Это род кадрили, которую танцевали на мотив
вальса. Котильон –  это  танец­игра,  самый  непринужденный   и  шаловливый.
Тяжко на балу тому, кто не включается в его веселье:
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.
                                      (VI, 117)
В «Евгении Онегине» Пушкин показал построение бального вечера в эпоху
Онегина.   Автор   раскрывает   праздную   и   скучную   жизнь   высшего   света.
Евгений пробыл на балу до самого утра:
Что ж мой Онегин? Полусонный 
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
                                        (VI, 20)
Герой, утомленный балом, проспит половину дня, а затем:
Проснется за­полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
                                        (VI, 20)
В Евгении Онегине поэт рисует типичного человека общества пушкинской
эпохи. Весь высший свет живет такой же жизнью, как Онегин, и не видит в
этом своей ограниченности и бесполезности. 
Помимо простого изображения общества в романе, с помощью описания
бала можно показать различие деревенского и городского дворянства. Здесь
Пушкин   использовал   прием   антитезы,   противопоставляя   сцену   бала   на именинах   Татьяны   в   деревне   и   сцену   бала   в   Петербурге.   Простодушные
обитатели   деревни,   хотя   и   пытаются   следовать   моде,   не   выдерживают
сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по­
доброму иронизирует над простодушием жителей деревни:
Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
                                       (VI, 113)
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные  красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.
                                       (VI, 115)
Провинциальному обществу не столь важны пышные наряды, украшения и 
какая­то особая манера общения:
Мой брат двоюродный, Буянов
В пуху, в картузе с козырьком
                                               (VI, 109) На бал, проводимый по поводу именин Татьяны, все съехались кто на чем: 
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
                                               (VI, 108)
Не имеет значения для деревенских людей и статус гостей:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
                                               (VI, 109)
Для   общества   провинции   имеет   большое   значение   теплота   общения,
честность,   уважение   друг   друга.   Все   открыты   и   честны,   поэтому   на
праздниках и балах царит подлинное веселье, оживленные беседы, интересные
развлечения. 
Попав на деревенский бал, который совсем не похож на Петербургский, 
Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих 
чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается 
отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на 
бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за 
свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не 
задумывается:
Чудак, попав на пир огромный, 
Уж был сердит. «…» Надулся он, и негодуя, 
Поклялся Ленского взбесить 
И уж порядком отомстить. 
                                         (VI, 111)
В   поведении   Онегина   на   бале   сквозит   совершенное   пренебрежение   к
окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут говорить о нем. Он
привык   манипулировать   людьми.   Ему   нет   дела   ни   до   чувств   счастливых
влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина,
проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя.
Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск
нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на
лицемерие и притворство, царящие в свете. Само описание петербургского
бала   поэт   заменяет   описанием   ножек,   которое   завершается   следующими
строками:
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы…как ножки их.
                                            (VI, 20)
Эти   строки   позволяют   еще   раз   убедиться   в   притворстве,   обманчивости
всего   светского   общества.   Все   без   исключения   злословят   за   спиной   друг
друга, но в то же время мило улыбаются в лицо. Таким образом, мы можем сказать, что бал в «Евгении Онегине» выполняет
большую   сюжетно­композиционную   роль,   т.   е.   служит   для   раскрытия
характера и образа жизни героя и всего общества эпохи Онегина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты карла юнга на английском с переводом
  • Цитаты лавкрафта про безумие
  • Цитаты под фото с братом старшим
  • Самая известная цитата есенина
  • Все пословицы чарушин