Опираясь на текст докажите что базаров испытывает страшные душевные муки цитаты

Обновлено: 13.03.2024

Используя текст 7, 14, 17 глав охарактеризовать отношение Базарова к женщине. Наблюдая за лексикой 14, 15 и 16 глав проследить, как незаметно исчезает цинизм и появляется смущение. Опираясь на текст, доказать, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

Рассказать об Одинцовой. Доказать, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла состояться любовь Базарова и Одинцовой? (гл. 16 и 18) Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

Охарактеризовать поведение Базарова после объяснения. Какую роль в понимании состояния Базарова играет разговор с мужиком-извозчиком по дороге из Никольского? (конец 19 главы)

Почему Одинцова пришла к умирающему Базарову? Как прошёл он испытание любовью? Можно ли предположить, что останься он в живых, его принципы по отношению к искусству и природе остались прежними?

Чем сходны и чем различаются любовные истории Базарова и Павла Петровича?

Следующая цитата

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

Следующая цитата

1)Используя текст VII, XIV и ХVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

2)Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.

3)Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.

4)Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

5)Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (XVII, XVIII главы) . Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать» ?

6)Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

7)Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?

8)Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?

9)Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?

Лучший ответ

1.» и что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы физиологи, знаем какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество! »
«А Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «какой я смирненький стал»,-думал он про себя. » » Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам»
» в Базарове стала появляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно, что его подмывало» , «Одинцова ему нравилась»
» а отвергнуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил»

Вывод: Базаров изначально, как нигилист отрицает любовь, ему всё равно на такое понятие как любовь, но знакомясь с Одинцовой, он понимает, что что-то в нём меняется, не по его воле, а просто чисто по-человечески, он до конца не хочет с этим соглашатьсяили смириться, что он человек и так же может любить. Он начинает терять эту холодность, самообладание, чувства, которые он не признаёт преодолевают его.

Следующая цитата

1.охарактеризуйте отношение базарова к женщинам. 2.проследите как незаметно меняется базаров как изчезает и появляется смущение 3.докажите что базаров испытывает страшные душевные муки 4.почему не могла состояться любовь героев 5.растоптала ли любовь базарова

Читайте также:

      

  • Гаджет цитаты на рабочий стол
  •   

  • Даррелл цитаты о природе
  •   

  • Цитаты о русском севере
  •   

  • Цитаты про любовь с первого взгляда
  •   

  • Цитаты из книги гамбринус

                                                        
Урок           

             Тема:           Базаров на
rendez-vous: испытание любовью

            Цели урока:
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”,понять, для чего автор
испытывает героев любовью к женщине.

Ход
урока.

1.     
Вводное слово учителя.

Более 2000 лет назад
святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но
любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание
любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к
Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой
женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована
страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство,
потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна. (1 СЛАЙД)

2.      Сообщение
темы и целей урока.

1.-А вот тему урока вы сформулируете
сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в
виду:

“Это сильнее смерти и страха
смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно,
ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока — 
Базаров
на rendez-vous: испытание любовью
.
(СЛАЙД 2)
А назовём мы его
выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как
привиденье»

2.Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится
и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (
слайд4 ).

— Каковы цели урока?

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев,
понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (
слайд 5).

3.Но прежде чем начать разговор о любви в
романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы
листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если
утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно
(
слайды 6-10
).

  1. Действие
    романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай
    Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений
    Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова.
    1
  4. Поводом
    к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила
    неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного
    брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия
    Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней
    он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство
    Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у
    губернатора. 1
  8. Чувства
    Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль
    с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино.
    0
  10. В
    эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих
    русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100 (слайд 11)

iii. Работа по теме урока:

1.Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания
самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она
– болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в
ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает
человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка.
В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

2.
Владимир Высоцкий, юбилей которого мы отмечаем (80 лет), тоже сказал своё слово
о любви, но в песне.(
Музыкальная заставка « Баллада о любви»
В.Высоцкого)

3.В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к
женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не
только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним
из основных моментов раскрытия характера героя.

3. Групповой практикум.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту
проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров
    и Одинцова.
  2. Павел
    Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий
    и Катя.
  4. Николай
    Петрович и Фенечка
    .

1 ГРУППА.

Базаров – Одинцова(слайд14)

— Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

— Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на
текст романа. 

-Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

-Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

— Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и
меняется ли его отношение к ней?

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные
душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. 

 Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся
признание в любви?

-Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у
Базарова и Одинцовой и почему?

-Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь
на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской
любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти
рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд,
Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту
женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на
что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая
опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта
женщина?

-Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые
впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она
представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно
хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое
спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны –
спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно
подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему
вокруг неё (глава 14).

-Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич
Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время
скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна,
чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он
предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив
всё наследство супруге.

-Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и
меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На
остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает
конфузиться.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная
развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес –
мучительное чувство.(слайд 15)

 Что это? Ребята, перед вами
слова, показывающие изменения в Базарове.
.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает
цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

-Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные
душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. 

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас
отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь
хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми
от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В
нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось…
чего он никак не допускал”.

-Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание
в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит
внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это
приводит к конфликту с самим собой.

-А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама
подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись
непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она
– герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и
страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось
и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её
жизни – спокойствие.

Испытание
любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём
глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека,
самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой!
По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает,
что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается
над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но
милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

Характеристика
любви: страстная, человечная, отвергнутая… (слайд 16)

Вывод: Испытание любовью становится
для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого,
значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека,
самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
Базаров, никогда не любивший, презирающий женщин, не верящий в любовь, был
прекрасным знатоком женщин. Они привлекали его чисто физиологически, своей
красотой. Но, влюбившись в Одинцову, он меняется. Он робеет, смущается, сам
себя не понимает (бабы испугался! Какой я смирненький стал!). Для него человек
становится загадкой, иначе он смотрит и на природу. Он становится сам
романтиком. Пришла любовь, и сама жизнь заставляет его признать силу и
действенность любви. Столь циничный и равнодушный ко всему человек, отрицающий
всё и вся, прошёл через горнило любви.  Он полюбил.

Базаров
не может справиться с чувством, которое его охватило. Он рассеян, потерян.  Он
с головой уходит в работу, но не думать о любимой не может. Он  худеет,
бледнеет, мысли его бродят где-то далеко. Отец с тревогой замечает, что сын
печален, тоскует.  Из рассеянности он порезал палец, на вскрытии мужика,
который умер от тифа. Мы с вами можем догадываться о причине его рассеянности. 
Так Одинцова невольно становится причиной его гибели.

·        
Как
вы думаете, ребята, а почему перед смертью герой просит послать за  Одинцовой?

·        
Как 
вы можете охарактеризовать любовь Базарова к Одинцовой?

Вывод: это любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает
героя к миру, делает его человечнее.
Так
же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих
героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение
любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Кроме всего этого, автор показывает
читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед
высшими силами, перед Богом.

2  ГРУППА-   Николай Петрович —  Фенечка;(слайд 17)

-Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? ( гл. 8)

— Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)

— Есть ли разница в отношении Николая Петровича к Маше и к
Фене?(гл.1, конец 8 гл.)

— Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.

— Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

Характеристика любви: тихая, семейная,  спокойная, естественная  (слайд
18)

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и
простота).

Вывод.  Николай Петрович
очень любил свою первую жену,  хранил верность, но его доброта и чувство любви
ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. Он стал счастливым
семьянином.
В отношении с Фенечкой Н.П. робок,
добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча,
пламя которой горит ровно и спокойно

3 ГРУППА –   Павел Петрович — княгиня Рслайд 19)

— Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?

— Как сложились их любовные отношения?

— Что подарил Павел Петрович княгине Р. И что символизировал
этот подарок?

— Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и
сделайте вывод.

— Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

Характеристика любви: роковая, страстная, трагичная,
безответная…
Павел Петрович и княгиня Р. –
любовь-наваждение

·        
Вывод.  Княгиня
Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Он бросил все ради нее.
Карьеры, родового имения, любви – ничего нет. Есть только память о
всепоглощающей любви. После смерти княгини ущла душа. … Любовь, по Тургеневу, —
это страшная и трагическая сила.  Многие исследователи Тургенева считают
прототипом княгини Р  Полину Виардо.  Интересно отметить и эпизод с кольцом, на
котором изображен Сфинкс.  У этого талисмана тоже есть прототип. Графиня
Воронцова подарила А. С. Пушкину кольцо с восточными письменами. После дуэли
Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь
подарил его любимой женщине — Виардо. « От женщины — к поэту и от поэта — к
женщине, круг завершился. Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу
не напрасно». Так писал Константин Бальмонт в  своём эссе о Тургеневе. Принесла
ли любовь счастье Павлу Петровичу?

Вывод: это любовь – наваждение, которая сломала жизнь(слайд20)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему
после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова
к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так
замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман.
Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это
Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович
видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени,
вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

4 ГРУППА –   Аркадий — Катя.(слайд 21)

— «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные» Что этим
хотела сказать Катя?

— Охарактеризуйте этих молодых людей.

— Катя и Анна. Общее и различия?

— Почему у этой любви есть будущее?

— Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения

Характеристика любви: взаимная, надежная, простая,
земная, ориентированная на создание семьи.

Аркадий и Катя – земная любовь(слайд22)

Вывод: Аркадий Кирсанов похож на
своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы,
ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Они близки по духу, их многое
объединяет. Их ждет тихое семейное счастье. Вывод: это любовь тихая, семейная,
без бурь и потрясений.
Аркадий меняется,
“возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него –
наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его
раскрывают отношения с Катей

·        
Чувства,
каких героев романа сродни этой любви?

— Почему Тургенев не всех героев приводит к счастью?
Почему в романе любовь разная?

( Тургенев хочет
сказать, что он тоже хотел спокойной, тихой любви, семейного счастья)

4.Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные
отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Ребята, мы сегодня говорили с вами о разной любви. А  если бы вам предложили
изваять памятник любви, каким бы он был?

14 октября у здания МГИМО появился памятник Тургеневу
и Виардо. Скульптор этого памятника Григорий Потоцкий  мечтал поставить в
Москве и России памятник любви. Скульптура овеяна романтикой и очень динамична.
От прикосновения руки она вращается. По силуэту это лист ясеня, который очень
любил Тургенев. На одной стороне листа изображен Тургенев с пером в руке и в
окружении книг. На другой стороне листа Полина Виардо, усыпанная розами и с
лирой в руках. Лист пробит насквозь в том месте, где лира у Виардо и сердце у
писателя. Это символично. Виардо разбила сердце Тургенева и всю жизнь была его
музой. Любовь бывает жестокой.

Появляется
памятник любви Полины Виардо и И. С. Тургенева. ( СЛАЙД23)

И сегодняшний наш урок хотелось бы закончить
стихотворением:? слайд 24)

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любви не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит

И несчастной  любви не стоит.

Слово учителя.

Всех своих героев автор испытал
любовью. Любовь обнажает чувства, влияет на судьбу человека. Счастлив человек,
способный любить. Счастлив тот, кто любит! Счастлив тот, кто будет любить! А
вдвойне счастлив тот, кого еще и любят! А я пожелаю вам всем чистой, светлой
любви, чтобы любимые дарили вам счастье и розы…

Песня  «Букет из белых роз…» в исполнении Ирины Круг и
Виктора Королева

Д/з:

Написать
сочинение-миниатюру (на выбор)(слайд25)

1. «Любовь – это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто
считает иначе – вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении
используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

 Слабым:

  1. Письмо
    Одинцовой от Базарова;
  2. Письмо
    Кате от Аркадия;
  3. Письмо
    княгине Р. От Павла Петровича;
  4. Письмо
    Фенечке от Николая Петровича.

Гл.21-анализ разговора приятелей под стогом.

Кем умирает Базаров : нигилистом, преодолевшим кризис, или
романтиком?

« Доскажите судьбы героев» романа.(особое внимание гл.28)

Испытание любовью по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Чулина Г.В.

Тип урока — урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек, цветные треугольники.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

  • понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине;

  • определить, какое место тема любви занимает в проблематике романа, обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;

  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • расширить круг ассоциаций;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;

  • воспитывать художественный вкус;

Ход урока

Учитель:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – Испытание любовью . Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)

Назовите главные проблемы романа.

Учащиеся говорят:

— о социальных проблемах романа;

— о конфликте поколений;

— об антагонизме либералов и революционеров-демократов;

— о любви на страницах романа.

Схема.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно.

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

Работа в группах.

  1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

  2. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Глава 14-15.

  3. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. По толковому словарю найдите определение слову «цинизм».

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

  1. Сравните две сцены объяснения Базарова  — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»?

Беседа с классом.

  • Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

  • Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

  • Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?

(Так значит, романтика существует? Отрицающий любовь “романтическую” Базаров полюбил Одинцову – не только красивую женщину, но и человека, интеллектуально близкого ему, умного и сильного. Это не только урок – это проверка характера, и Базаров оказывается выше и человечнее своих взглядов. Да, это одно из немногих поражений Базарова, но такое поражение, после которого он становится читателю ближе. Основа жизни Одинцовой – спокойствие. Базаров – человек чужого и чуждого ей мира. И она сделала свой выбор – спокойствие. Мужеством, душевной красотой Базаров, быть может, на какое-то мгновение разбудил в самовлюбленной аристократке некое ответное чувство. Как бы то ни было, но его любовь побеждает и смерть, и эгоизм, и светское высокомерие. “Живите долго… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда” – неужели можно думать об этом у самого края “темноты”. Верить ли Тургеневу? Верить!)

Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова не состоялась, но любовь не «растоптала» его. После объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Чувство любви важно для каждого человека. Важно это чувство было и для Тургенева. В каждом своём романе он проводит героя через испытание любовью.

Возвращаясь к проблемам романа, давайте определим значимость проблем для вас.

На каждом столе лежат цветные треугольники, выберите, какие вы приклеите на доску. Пожалуйста, прикрепите их.

Итак, посмотрим, что у вас получилось.

Да, действительно, все эти проблемы достаточно убедительны. Они вечные.

6. Домашнее задание.

“Анна Сергеевна Одинцова недавно вышла замуж, не по любви, а по убеждению. Они доживут до счастья, …пожалуй, до любви…” Так можно ли дожить до любви?

Написать эссе “Можно ли дожить до любви?” (На материале романа И.С.Тургенева и опираясь на жизненный опыт.)

Я думаю, что этот урок не оставил равнодушным никого из вас, и каждый из вас придёт к своим выводам, которые он вынес из этого разговора, нельзя всем думать одинаково, но одно непререкаемо: надо наслаждаться каждым моментом жизни. Не спешить разрушать то, что сделано до тебя и, возможно, для тебя и во имя тебя.

1. Как я понимаю, Базаров в начале произведения отрицает искусство, романтизм, отрицает любовь. Следовательно, его не интересуют женщины. Но с того момента, как они с Аркадием Кирсановым уезжает в имении Одинцовых, можно заметить, как начинает меняться характер Базарова и его отношение к женщинам. В нем исчезает цинизм, жестокость.

2. Мне кажется, что это начинается с момента визитов к Анне Одинцовой. Я вспоминаю эпизод, как он признается ей в любви. И он выглядит совсем другим, непохожим на прежнего Базарова. Он словно превращается в стеснительного юношу.

3. Это видно из последних его слов: «Я нужен России…Нет!Видимо,не нужен!» В его словах чувствуется отчаяние, безнадежность и ощущение напрасно прожитой жизни.

4. Я считаю, что вся причина в Одинцовой, так как она сама признается, что она больше всего на свете любит свободу , и больше ей никто не нужен. 

5. На мой взгляд, да. Базарова подкосил отказ Одинцовой. В нем пропадает прежняя целеустремленность и уверенность. Даже работа не так радует его как прежде

Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердить её неопределённость и загадочность. Как образ княгини раскрывает характер Павла Петровича? Используя текст 24 главы, объяснить, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

Используя текст 7, 14, 17 глав охарактеризовать отношение Базарова к женщине. Наблюдая за лексикой 14, 15 и 16 глав проследить, как незаметно исчезает цинизм и появляется смущение. Опираясь на текст, доказать, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

Рассказать об Одинцовой. Доказать, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла состояться любовь Базарова и Одинцовой? (гл. 16 и 18) Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

Охарактеризовать поведение Базарова после объяснения. Какую роль в понимании состояния Базарова играет разговор с мужиком-извозчиком по дороге из Никольского? (конец 19 главы)

Почему Одинцова пришла к умирающему Базарову? Как прошёл он испытание любовью? Можно ли предположить, что останься он в живых, его принципы по отношению к искусству и природе остались прежними?

Чем сходны и чем различаются любовные истории Базарова и Павла Петровича?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты из мультика ранго
  • Пословицы про черствость
  • Цитаты ганнибала лектора сериал
  • Цитаты путина об учебе
  • Пословицы про племя