Описание санкт петербурга в шинели цитаты

Образ Петербурга в повести “Шинель”

Образ Петербурга в повести «Шинель» занимает важное место. Он является не только фоном происходящего, но и одним из персонажей, влияющим на исход событий.

Описание

Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе. Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.

Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.

Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Zhenya Blume

    12/12

  • Софья Голубкова

    12/12

  • Дозураш Биче-Оол

    12/12

  • Андрей Мансуров

    11/12

  • София Бекузарова

    12/12

  • Di Beresneva-S

    11/12

  • Дарья Вернер

    12/12

  • Юрий Хапалов

    12/12

  • Этигэл Жамсаранов

    12/12

  • Тимур Батталов

    12/12

Образ Петербурга в повести «Шинель» едва ли не главный. Он собран автором из множества деталей. Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель» – суровый северный климат, жестокое и безразличное общество, яркие центральные улицы и мрачные подворотни, в которых несчастных титулярных советников грабители лишают вновь обретенных шинелей.

образ петербурга в повести шинель

Акакий Акакиевич

Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.

Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда. Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга. В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.

Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, — отнюдь не плод его воображения. Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице. При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.

образ петербурга в повести гоголя шинель

Чиновник Николай Гоголь

В 1928 году начинающий писатель приехал в Петербург. Здесь с ним случилось то, что происходит со всеми честолюбивыми молодыми людьми, прибывающими в столицу. Даже самыми талантливым. Гоголь пережил глубокое разочарование. В Петербурге все было чужим, непонятным. Надежды молодого человека, который в то время мечтал стать артистом, не оправдались. Ниже приведены цитаты из повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, основан на личном опыте писателя.

В начале тридцатых годов он поступил на службу в департамент уделов. Здесь узнал о том, что такое петербургский чиновничий мир. Этот мир ему совсем не приглянулся. В нем было много лжи и лицемерия. Образ Петербурга в повести «Шинель» кратко можно так воссоздать: неприглядный, агрессивный город, поглощающий всех беззащитных и униженных.

образ петербурга в повести шинель цитаты

Департамент

В начале повести рассказано о канцелярии, в которой трудится Башмачкин. В описании образа Петербурга в повести «Шинель» департамент и нравы его сотрудников играют немаловажную роль.

Итак, автор рассказывает о канцелярии, в которой работает главный герой. Название ее Гоголь не называет. Таких департаментов много в Петербурге. В сочинении по повести «Шинель» «Образ Петербурга» кратко нужно рассказать и о чинах в дореволюционной России. Было такое звание «титулярный советник». Оно не давало особенных привилегий, обладатели этого чина не пользовались уважением окружающих. Следующий в иерархии был коллежский асессор, но об этом звании Башмачкину и многим другим разночинцам оставалось лишь мечтать. Более высокий чин мог получить человек с дворянским происхождением, коего у Акакия Акакиевича, судя по его фамилии, не было.

 образ петербурга в повести гоголя шинель сочинение

Вечерний Петербург

Мелкий чиновник, подобный Акакию Акакиевичу, влачил жалкое существование. Так, Башмачкин получал жалованье в размере четырехсот рублей. Он был человеком бережливым, вел аскетичный образ жизни. Для того чтобы приобрести новую шинель, ему пришлось несколько месяцев голодать. Он отказался от чаепития, перестал пользоваться по вечерам свечами. Но Башмачкин словно не замечал своей нищеты. Работа, а именно переписывание бумаг, приносила ему несравненное удовольствие.

Гоголь добавил в произведение петербургский пейзаж. Сделал это не для того, чтобы придать своему повествованию яркость, художественность. Столичный пейзаж подчеркивает равнодушие Башмачкина ко всему, что его окружает. «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью… Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению», — этими словами автор подчеркивает отчужденность главного героя от внешнего мира. Он живет и не замечает ничего, в его сознании — только буквы из документов, которые он на протяжении нескольких десятилетий старательно переписывает.

образ петербурга в повести шинель кратко

Зимний город

Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.

Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы. Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного. Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.

Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз. Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича. Впрочем, продолжался он недолго.

описание образ петербурга в повести шинель

Новая шинель

Маленький одинокий человек, получающий ничтожное жалование, особенно беззащитным становится в холодную пору. Сильный петербургский ветер пробирает его до костей. Башмачкин, обитающий в мире каллиграфии, осознает необходимость приобретения новой, добротной шинели. У него появилась цель. Как сказал Гоголь, «огонь порою показывался в глазах его». Каждый день он являлся к портному, дабы узнать о судьбе будущей шинели. Наконец она готова.

Башмачкин является в департамент, где его поздравляют с обновкой. Начальник приглашает титулярного советника на именины. Вечером маленький чиновник, который ранее никогда не посещал званых вечеров, отправляется на другой конец Петербурга. Он видит то, чего ранее не замечал. Башмачкин уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. Он останавливается с любопытством возле магазинов, его поражает красивая женщина, изображенная на витрине. Петербургский пейзаж предстает перед Башмачкиным во всей красе. Здесь изображение улиц и бульваров большого города используется автором в качестве отражения внутреннего мира героя. Акакий Акакиевич счастлив, а потому и Петербург ему кажется прекрасным.

образ петербурга в повести шинель сочинение краткое

Трагедия Башмачкина

Но уже к ночи Петербург снова приобретает мрачные оттенки. Гостеприимный дом начальника Башмачкин покидает в благоприятном расположении духа. Но на пустынных ночных улицах его радость сменяется тоской и страхом. Акакий Акакиевич возвращается домой по той части Петербурга, которая даже в дневное время неприглядна. Фонари мелькают все реже, повсюду деревянные дома, заборы… И ни души.

Вдали мелькает огонек, но он кажется слишком далеким Акакию Акакиевичу. Чиновника охватывает недоброе предчувствие. Внезапно перед ним возникают люди с усами, и он слышит фразу: «А ведь шинель-то моя!» Так закончился счастливый период в жизни маленького жалкого чиновника.

образ петербурга в повести гоголя шинель

Значительное лицо

Главный образ в чиновничьем мире, изображенном Гоголем, — это начальник, из-за которого Башмачкин так расстроился, что по возвращении домой слег. Акакий Акакиевич на следующий день отправляется в департамент в старой шинели. Там ему советуют обратиться к так называемому значительному лицу. Башмачкин идет к большому чиновнику, но понимания не находит.

Месть Акакия Акакиевича

Петербург – город большой, многолюдный. Башмачкин – человек маленький и неприметный. Тем не менее спустя несколько дней после его смерти по городу распространяются слухи о мертвеце, который бродит около Калинкина моста. Это тот самый Башмачкин. При жизни он не видел ни сочувствия, ни справедливости. После смерти же решил отомстить обидчикам. Покойник, который всего за несколько дней привел в ужас весь петербургский чиновничий мир, исчез лишь после того, как встретил то самое значительное лицо и сорвал с него дорогую шинель.

Образ Петербурга Гоголя в произведениях: «Невский проспект»; «Шинель». Подготовили презентацию ученицы 10 «А» класса Велиева Алина, Давыдова Рипсимия, Вульферт Валерия, Бережнова Екатерина

Образ Петербурга Гоголя в произведениях: «Невский проспект»; «Шинель».

Подготовили презентацию ученицы 10 «А» класса

Велиева Алина, Давыдова Рипсимия, Вульферт Валерия,

Бережнова Екатерина

Николай Васильевич Гоголь (1809-1052гг.)-классик русской литературы. Писатель, драматург, публицист, критик.

  • Николай Васильевич Гоголь (1809-1052гг.)-классик русской литературы. Писатель, драматург, публицист, критик.

Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге . Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло.  Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб , был и художником, и писателем, и мелким чиновником. Поначалу он идеализировал Петербург, а затем ему открылась скрытая сторона красивого града.

  • Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге . Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло.
  • Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб , был и художником, и писателем, и мелким чиновником. Поначалу он идеализировал Петербург, а затем ему открылась скрытая сторона красивого града.

«Невский проспект»  В повести «Невский проспект» автор в полной мере изобразил все тяготы и душевные страдания романтичного, влюбчивого человека, а так же «нарисовал» образ города. Безликим, обманным и полным лжи.

«Невский проспект»

  • В повести «Невский проспект» автор в полной мере изобразил все тяготы и душевные страдания романтичного, влюбчивого человека, а так же «нарисовал» образ города. Безликим, обманным и полным лжи.

«Невский проспект»  В самом начале произведения Н.В.Гоголь описывает жителей Петербурга, находящихся на Невском проспекте с помощью антитезы.

«Невский проспект»

  • В самом начале произведения Н.В.Гоголь описывает жителей Петербурга, находящихся на Невском проспекте с помощью антитезы.

«Невский проспект» « Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину…»

«Невский проспект»

  • « Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину…»

«Невский проспект»  Однако, далее можно увидеть, что вместо образа людей, автор называет только вещи:  «Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни, – предмет долгих бдений во время дня и носи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорта помад, усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою».

«Невский проспект»

  • Однако, далее можно увидеть, что вместо образа людей, автор называет только вещи:
  • «Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни, – предмет долгих бдений во время дня и носи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорта помад, усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою».

«Невский проспект» Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть.  Тем самым, Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть , что Петербург - это город без лиц , в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения.

«Невский проспект»

  • Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть.
  • Тем самым, Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть , что Петербург — это город без лиц , в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения.

«Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

«Невский проспект»

  • «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

«Невский проспект»  На протяжении всего произведения можно уловить сатирический тон , который проскакивает даже в самых лирических описаниях города в вечернее время суток. Образ лживой и изменчивой столицы, созданный Гоголем своеобразен. Ни один другой писатель не умел так интересно передать столичные портреты и причуды.

«Невский проспект»

  • На протяжении всего произведения можно уловить сатирический тон , который проскакивает даже в самых лирических описаниях города в вечернее время суток. Образ лживой и изменчивой столицы, созданный Гоголем своеобразен. Ни один другой писатель не умел так интересно передать столичные портреты и причуды.

«Шинель» Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе.

«Шинель»

  • Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе.

«Шинель»  «Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов…»

«Шинель»

«Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов…»

«Шинель»  Эти цитаты позволяют сказать о том , что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои.  Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

«Шинель»

  • Эти цитаты позволяют сказать о том , что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои.
  • Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

«Шинель»  Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

«Шинель»

  • Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

«Шинель» «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их.»

«Шинель»

  • «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их.»

«Шинель»  Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

«Шинель»

  • Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

«Шинель»  «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены.»

«Шинель»

  • «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены.»

«Шинель»  В “Шинели” описывается  свободное времяпрепровождение мелких  чиновников и других бедных людей. Так,  некоторые шли в театр или на улицу, другие  на вечер, а третьи к какому-нибудь другому  чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время  за болтовней и сплетнями.

«Шинель»

  • В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями.

«Шинель»  Петербург в «Шинели» словно два мира одного города. Богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

«Шинель»

  • Петербург в «Шинели» словно два мира одного города. Богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Этот странный, самый каменный и самый призрачный, город всегда имел особое влияние на художников. Его магией были покорены и Пушкин, и Блок, и Достоевский, его воспевал и ненавидел Аполлон Григорьев, в его «физиологии» пытался разобраться Некрасов.

В ряде повестей Николая Васильевича Гоголя, которые потом были названы «петербургскими», город играет одну из самых существенных ролей. Я хочу проследить это на примере повести «Шинель». Уже с первых строк нас встречает скверный петербургский климат (который в результате Акакия Акакиевича и погубил). Департамент, в котором служит главный герой, скромно не назван, следовательно, мы можем сделать вывод, что в повести в обобщенном виде описываются все петербургские департаменты. Гоголь дает широкую панораму жизни городского чиновничества — от беднейшего Акакия Акакиевича до «значительного лица», но именно по отношению к бедным город открыто враждебен:

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалования, или около того. Враг этот никто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров… В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают на глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.

Акакий Акакиевич, маленький чиновник, беззащитен перед всеми: над ним издеваются сослуживцы, его унижает «значительное лицо», а город, город облитых помоями лестниц и «спиртуозного запаха», убивает его, даже не замечая. Акакий Акакиевич никому не нужен, он страшно одинок, а кто знает, сколько в Петербурге таких чиновников, старающихся

ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок…

В многолюдном городе этот человек абсолютно один, да и сам город поворачивается к нему пустынной стороной:

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Город, город, сперва окружив пустыней бесконечного и беспощадного пространства, убивает Акакия Акакиевича:

Ветер, по петербургскому обычаю, дуя на него со всех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.

Но после смерти Акакий Акакиевич сливается с городом, его призрак становится неотъемлемой частью петербургских окраин. И, хотя Гоголь иронизирует «В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом», справедливость в повести оказывается восстановленной. «Значительное лицо», пытавшееся на вечеринке приятеля избавиться от мук совести, наказано. Город ополчается на него так же, как и на Акакия Акакиевича:

Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись, вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывал ему туда клочки снега…

Как снег бело лицо призрака, и могилою тянет от него, он стал чуть ли не олицетворением Петербурга.

Мы видим, какую огромную роль играет этот город в повести. Он создает фон и атмосферу, он управляет судьбами героев, он вершит свою справедливость. И мы вполне можем говорить о «Петербурге Гоголя», так же, как о «Петербурге Достоевского» или «Петербурге Пушкина», у каждого большого художника — свое представление о городе, в котором он вынужден жить.

­Пример сочинения 1

Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.

Образ северной столицы всегда предстает как духовный и природный, живой образ, как личность со своим характером и нравом.

Он всегда величественен, неповторим своим изяществом и красотой. Но, как и любой другой город, Петербург, впрочем, как и любой образ человека многолик, и имеет оборотную сторону, совсем не такую красочную и парадную, где царит мрак, грязь и холод.

Петербург по-разному относится к тем или иным людям. К одним он благосклонен, в других вселяет страх. Он способен влиять на судьбы людей.

Так, и в повести Гоголя «Шинель» Петербург предстает перед нами самостоятельной личностью. И этот видно по описанию самого города улиц, дворцовых башен, домов, а также и через образы и поведение главных героев.

К примеру, унылый Башмачкин идет по таким же унылым и грязным лицам, запах квартир и домов не блещут ароматами цветов и свежестью, впрочем, как и жильцы в этих квартирах, повсюду вонючие кабаки и трактиры со специфическим смрадом.

Повсюду серые, черные и желтые цвета, которыми пестрит Петербург, этот величественный город – город «униженных и оскорбленных». И как тонко подмечено Гоголем петербургский климат особенно влияет на внешность, здоровье и судьбу людей.

Так описана внешность Башмачкина сер и ничтожен, он рыжеват, подслеповат, рябоват и имеет нездоровый цвет лица.

А мороз северной столицы, с мелкими подробностями описан автором. Он «враг» для всех жителей города. Как бы высмеивая Гоголь пишет, – Особенно он безжалостен не только к мелким чиновникам и к людям, занимающим высшие должности. И самое главное мороз является двигателем к определенным действиям.

Испорченный капот из-за мороза, заставил его хозяина купить тулуп-шинель, который все ни как не мог решиться на эту покупку. По воле злого рока, угнетающей вокруг атмосферы, злого мороза, который стал не по нраву еще кому-то, шинель крадут, а Акакий Акакиевич простужается и заболевает.

Показать уличную жизнь в серых и темных красках не являлось главной задачей автора. Для него город и для высших господ и для простого мелкого люда.

Суровый образ Петербурга служит отражением сущности как его самого, так и отражением его обитателей, холодности людских сердец, их равнодушие.


Пример сочинения 2

Санкт-Петербург – город, который произвел впечатление не на один десяток русских поэтов и писателей. Для каждого автора он «играет» по-разному. Для Федора Достоевского Петербург был полон желтыми и серыми красками, что сыграли большую роль в его произведениях. А блеклые улицы не оставили равнодушным также А.С.

Пушкина. Гоголь же описал этот город в «Петербургских повестях». В этом произведении автор делает акцент на темной стороне города. Какую роль играет город в повести «Шинель»?

В данном произведении Николай Гоголь изобразил зимний Санкт-Петербург, который «по петербургскому обычаю, дул … со всех четырех сторон». Петербургских холод никого не щадит: бедных, хилых, советников. Мороз – враг всех, кто получает около четырехсот рублей в год.

Всегда этот город был разделен на бедных и богатых. Акакий Акакиевич представлял образ данного города, как вечные пустынные улицы, слабый свет фонарей и парадные старинные здания, которые пропитались «спиртуозным запахом». Контраст Аркадию и ему подобным составляли «значительные люди», те, у кого были сбережения, живущие в отстоящих районах. У таких людей всегда были привилегии.

Представителям данного слоя общества (их часто составляли чиновника) были знакомы такие качества, как праздность, низкая моральная ответственность, отсутствие моральных ценностей. Они были зациклены на деньгах, взяточничеству и чинопоклонству. Акакий же хорошо вписывается в данную картину. Он хочет купить шинель, чтобы обрести статус. Ведь это город, в котором люди – даже не люди, а воротники, пальто и сюртуки.

Образ Санкт-Петербурга предстает перед нами как еще один герой в повести. Он наравне с Акакием Акакиевичем и другими персонажами. Город убил Акакия: его мороз, холод, ветер и «потерянные» жители. При этом город живет своей обычной жизнью. Все идет своим обычным ритмом. Ведь было и так большое количество «маленьких людей», незащищенных от влияния столицы. Так, Акакий Акакиевич Башмачкин стал призраком, который срывал чужие шинели. Он хотел показать мелочность целей этих жителей, ничтожность их ценностей.

Можно прийти к выводу, что в произведении Николая Гоголя образ города – это не только фон, но и отдельный герой. Город влияет на других персонажей и на ход событий. Петербург у Гоголя – серый и ничтожный, с грязными улицами и «запахом, который ест глаза». Это собирательный образ персонажей, который показ с помощью пейзажа.


Пример сочинения 3

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» одно из важных мест отведено образу Петербурга, города в котором и произошла эта история. Стоит заметить, что уже вначале произведения, автор описывает город как врага всех мелких чиновников. Жестокие морозы становятся связующей нитью, которая проходит через все повествование, ведь именно они заставили купить новую шинель и по их причине главный герой заболевает.

Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, занимающий должность титулярного советника. Он лишь маленькая песчинка огромного и угрюмого города. Несмотря на то, что в Петербурге довольно много жителей, автор описывает его пустынным. Город выглядит тускло и однообразно, в описании присутствуют лишь оттенки серого черного и желтого, что дает представление мрачности и унылости окружения. Петербург, описанный в этой повести, представляется неким молчаливым убийцей, который стирает личности, смазывает границы.

В попытках починить старую шинель, Акакий направляется к Петровичу. Здесь можно увидеть контраст современного города – парадные подъезды и черные, уходящие вниз лестницы, красивые внешние фасады домов и черные подворотни. Лестница, по которой поднимется Башмачкин вся в воде и помоях, стоит неприятный «спиртуозный» запах. Это описание словно показывает сущность низших слоев населения, их попытки выжить в огромном городе.

Когда же новая шинель готова, то для главного героя открывается совсем другой Петербург – яркий и светлый. Обновка словно дает ему шанс увидеть другую жизнь, прячущуюся за старыми неосвещенными улицами, где живет Акакий. Гордый собой он отправляется на ужин к одному из своих коллег. Пустынные улицы постепенно сменяются ярко освещенными красивыми домами. Повсюду оживленно – красиво одетые дамы, мужчины в шубах с бобровыми воротниками. Акакий замечает красивые витрины магазинов и даже засматривается на одну из продаваемых там картин. Башмачкин словно переходит из одного привычного ему мрачного мира в другой – светлый и живой. Но вот, по пути домой он лишается своего преимущества – у него крадут шинель. Тогда Акакия снова поглощает жестокий и грязный город, в котором таким людям нет места.

В попытках вернуться, он ищет помощи и защиты у высокопоставленного чиновника, но и тут город словно бы выбрасывает его из общества, давая понять, что он лишь маленький винтик огромного механизма, пропажа которого ничего не изменит.

Главный герой – это безликий образ угнетенного человека, неспособного бороться за свою жизнь и безропотно принимающего все удары судьбы. Теперь уж путь Акакия ведет его в никуда, к смерти. Он пропал никем не замеченный и никому ненужный. Огромный город со своей жестокой системой подавил его и уничтожил.

Примечательно, что после смерти Башмачкина на улицах Петербурга начинают происходить фантастические вещи. Люди видят призрак Акакия, который словно мстит за себя посмертно, не давая городу забыть о нем.

В заключении стоит сказать, что Петербург в повести представлен исключительно мрачным и холодным городом, в котором каждому приходиться бороться за существование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты про молодого педагога
  • Яркие красивые слова девушке
  • Расшифруй и запиши пословицу 5 баллов
  • Нашла свое счастье цитаты
  • Самые простые пословицы для детей