Особенности речи башмачкина и значительного лица в цитатах

Обращение к данной теме определяется тем, что место Н.В. Гоголя как писателя, как мастера создания речевой характеристики персонажа исключительно в русской литературе.

Оказывается, не только яркая, выразительная, эмоциональная речь может быть средством создания художественного образа, но и отсутствием таковой.

Повесть о бедном чиновнике создавалась Гоголем в период работы над «Мертвыми душами». В середине 1839 года было записано начало «повести о чиновнике, крадущем шинели».

Тему «маленького» человека Гоголь развивает в «Шинели» как большую проблему общественной жизни. В образе Акакия Акакиевича писатель показал «существо, никем не защищенное, никому не дорогое», олицетворяющее собой угнетенных и обездоленных людей, обреченных на нечеловеческое существование. Гоголь выступает горячим защитником этих «маленьких людей», чья жизнь полна лишений и страданий.

В сюжете «Шинели» четко выделяются завязка, кульминация и развязка.

Экспозиция дает нам больше, чем завязка. Гоголь помогает читателю войти в курс событий с помощью экспозиции.

Изображение «бедствия» как обыденного факта сливается с описанием «чрезвычайных» происшествий — похищения шинели, встречи со «значительным лицом». Каждое из этих событий составляет как бы кульминацию отдельных частей повествования.

В финале повести раскрывается тема возмездия, поэтому мертвец успокаивается, «отомстив значительному лицу» — отобрав у него шинель. Эта фантастическая концовка повести не только уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением.

В повести мы находим лишь диалог Башмачкина с Петровичем и нечто похожее на диалог Башмачкина со «значительным лицом».

Петрович обладает умением говорить коротко, но «весомо».

«Значительное лицо» — неплохой человек, но обычный разговор его с низшими «отзывался строгостью и состоял почти всегда из трех фраз».

Лингвистический эксперимент проводился с целью отследить употребляемость различных частей речи в определенном отрывке текста, соответствующем речевой характеристике героев повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Лингвистический эксперимент показал, что в речи Петровича преобладает существительные и глаголы, что помогает ему передавать необходимую хоть и примитивную информацию.

В речи «значительного лица» отмечается большое количество глаголов и местоимений.

В целом же, показательным является то, что именно речь служит выражением не только умственного, но и нравственного развития личности, чем должен определяться и социальный статус таковой.

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель» показал, что и композиция, и сюжет подчинены одной задаче — воссозданию образа главного героя. Голос Акакия Акакиевича звучит и сегодня: «Зачем вы меня обижаете?..» 

Автор: 
Лукичева Наталья, 8 класс
Научный руководитель: Васягина Л.В., учитель русского языка и литературы

«Значительное лицо» в повести «Шинель»: характеристика генерала, описание в цитатах

znachitelnoe-lico-general-povest-Shinel-Gogol
«Значительное лицо» и
Акакий Акакиевич

«Значительное лицо» в повести «Шинель» Гоголя является одним из ярких второстепенных персонажей. 

Гоголь не называет имя «значительного лица» в повести. Он зовет его просто: «значительное лицо» или «генерал».

Однажды бедный чиновник Акакий Акакиевич просит «значительное лицо» помочь ему найти украденную шинель. Генерал отказывается помочь, но вскоре сильно сожалеет об этом.

Ниже представлена цитатная характеристика «значительного лица» (генерала) в повести «Шинель», описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Шинель»

«Значительное лицо» в повести «Шинель»

«Значительное лицо» – это мужчина в возрасте:

«…значительное лицо был уже человек немолодой…»

О внешности «значительного лица» известно, что у него богатырская наружность и мужественный вид:

«…взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: «У, какой характер!»..» 

«…имеющим богатырскую наружность…»

Чин «значительного лица» – генерал:

«…Получивши генеральский чин…» 

«…Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамильярным…»

«Значительное лицо» является отцом семейства. Он женат, и у него трое детей:

«…хороший супруг, почтенный отец семейства. Два сына, из которых один служил уже в канцелярии, и миловидная шестнадцатилетняя дочь…» 

«…Супруга его, еще женщина свежая и даже ничуть не дурная, давала ему прежде поцеловать свою руку и потом, переворотивши ее на другую сторону, целовала его руку. Но значительное лицо, совершенно, впрочем, довольный домашними семейными нежностями…»



«Значительное лицо» только недавно стало значительным:

«…Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими…»

Он солидный и строгий начальник:

«…Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими…»

«…Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была строгость. «Строгость, строгость и – строгость», – говаривал он обыкновенно и при последнем слове обыкновенно смотрел очень значительно в лицо тому, которому говорил…»

«Значительное лицо» строит из себя важного начальника:

«…Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему являться прямо никто не смел, а чтоб шло всё порядком строжайшим: коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь – титулярному или какому приходилось другому, и чтобы уже, таким образом, доходило дело до него…»

«Значительное лицо» держит подчиненных в страхе:

«…Хотя, впрочем, этому и не было никакой причины, потому что десяток чиновников, составлявших весь правительственный механизм канцелярии, и без того был в надлежащем страхе: завидя его издали, оставлял уже дело и ожидал стоя в вытяжку, пока начальник пройдет через комнату. Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?»..»

«Значительное лицо» обращается грубо и высокомерно с теми, которые ниже его чином:

«Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно…»

«А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека…»

«Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю…» 

«…но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше…»

С людьми, равными ему по чину, он ведет себя прилично:

«Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек…»

Он нарочно заставляет людей ждать у себя под дверью, даже если он ничем не занят:

«…«А! может подождать, теперь не время», – сказал значительный человек. Здесь надобно сказать, что значительный человек совершенно прилгнул: ему было время, они давно уже с приятелем переговорили обо всем… <…> Но при всем том, однако же, велел он чиновнику подождать, чтобы показать приятелю, человеку давно не служившему и зажившемуся дома в деревне, сколько времени чиновники дожидаются у него в передней…»

Он добр, но строит из себя строгого начальника:

«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку…» 

«…Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться…»

«Значительное лицо» специально учился перед зеркалом говорить твердо, чтобы пугать подчиненных:

«…он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно?» – голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина….»

Этот герой любит строгий порядок на службе:

«…Что вы, милостивый государь, – продолжал он отрывисто, – не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…»

У этого персонажа есть тайная приятельница Каролина Ивановна, к которой он иногда ездит, хотя он женат:

«…он решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне, даме, кажется, немецкого происхождения, к которой он чувствовал совершенно приятельские отношения…» 

«…нашел приличным иметь для дружеских отношений приятельницу в другой части города. Эта приятельница была ничуть не лучше и не моложе жены его…» 

«Значительное лицо» и Акакий Акакиевич

Однажды Акакий Акакиевич приходит к «значительному лицу» и просит его помочь найти украденную шинель:

«…Лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и снесясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу…»

Тот отказывает Акакию Акакиевичу в помощи и «распекает» (ругает) его:

«…Что вы, милостивый государь, – продолжал он отрывисто, – не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? 

«…не похлопотал об моей, да еще и распек…»

Затем генерала мучает совесть за то, что он обидел бедного Акакия Акакиевича:

«…скоро по уходе бедного, распеченного впух Акакия Акакиевича почувствовал что-то вроде сожаления…»

«…когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе…»

Однажды «значительное лицо» встречает на улице привидение Акакия Акакиевича. Это привидение отбирает у него шинель:

«…узнал в нем Акакия Акакиевича… <…> рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!» <…> Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою <…>..» 

После этого случая «значительное лицо» начинает вести себя более вежливо с подчиненными:

«Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело…»

Это была цитатная характеристика «значительного лица» в повести «Шинель» Гоголя, описание внешности и характера генерала.

Смотрите также: Все материалы по повести «Шинель»

Речевая характеристика персонажей. Акакий Акакиевич Башмачкин

(по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

Балабонина Елена валерьевна

Речь, как все мы знаем, – визитная карточка человека. Она выдает наш возраст, уровень образования, статус и даже интересы. «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе», — писал Д.С. Лихачев. Неудивительно, что писатели охотно используют в произведениях речевую характеристику. Это превосходное дополнение к литературному портрету героя. При этом необходимо помнить, что оказывается важным не только то, что говорят герои, а то, как они это делают. Главное – не суждения, а манера. Поэтому самое точное определение понятия «речевая характеристика» — это характер лексики персонажа, интонационная и стилистическая окрашенность его словесных конструкций.

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» перед нами открывется мир мелких чиновников, полицейских и ремесленников царской России 30-40 гг XIX века. Глубокое знание народного языка дало Гоголю возможность индивидуализировать речь своих героев .Здесь автор просто, но живо и образно раскрывает перед нами жалкое прозябание одного маленького петербургского чиновника и его смерть.

Акакий Акакиевич — о дин из многих, никому не нужных, забитых и запуганных существ, вся жизнь которого сводится к переписыванию многочисленных бумаг. Бессмысленная канцелярская служба уничтожила, убила в нем человеческое. Пугливость, робость и рассеянность — вот главные свойства этого маленького человека. В связи с этим автор наделяет персонаж бедной, нескладной, порой, даже смешной в своей беспомощности речью, продолжая тем самым традиции А. С. Пушкина, использовавшего язык персонажа для его же характеристики.

Гоголю удается передать не только структуру речи Акакия Акакиевича, не только ограниченность словаря, но и интонацию, выдающую всю горечь забитого человека, судьба которого вызывает к нему жалость.»Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия… Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…» Вспомним, какая реакция персонажа последовала на грубые шутки сослуживцев:

« Оставьте меня!Зачем вы меня обижаете!» — отчаянно, словно защищаясь, восклицает Башмачкин. И две эти короткие реплики звучат куда выразительнее пространного монолога. В них есть все: боль, незащищенность, желание спрятаться, исчезнуть.

Бездействие ума Акакия Аакиевича, бедность его мысли тоже находят отражение в его речи, о чем свидетельствует и бедность словаря, и неумение строить предложения. Гоголь не без иронии пишет, что сам застенчивый и неразвитой Акакий Акакиевич «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…»

Внутренне ограниченный Башмачкин неспособен пользоваться связной сложной речью. Он говорит изолированными друг от друга, краткими незаконченными предложениями, свидетельствующими о его беспомощности, нерешительности, робости:

«А я вот к тебе , Петрович, того…»

« А я вот того, Петрович, шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось и кажется как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того…» Акакий Аакакиевич не договаривает сказуемого, словно открыто боясь сказать о цели своего визита, поэтому речь его звучит неуверенно, неопределенно.

Заискивающий тон отражается в употреблении уменьшительных суффиксов (кусочки, заплаточку), а использование разговорных и чисто народных слов и форм ( заспавшись, попротерлось) свидетельствует о том, что речь героя носит бытовой разговорный характер.

Таким образом, гоголь передает посредством речи и суть характера Акакия Акакиевича, и его эмоциональное состояние, и его принадлежность к определенной социальной среде.

Н.В. Гоголь сумел одновременно показать своего героя и смешным, и трогательным: он заставляет читателя и посмеяться над ним, и пожалеть его.

Характеристика Акакия Акакиевича

Характеристика Акакия Акакиевича

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» главным героем является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник, заурядная и ничем не примечательная личность, один из сотен тысяч неприметных служащих, которых можно было найти в любом уголке Российской империи. Характеристика Акакия Акакиевича раскрывает образ «маленького человека» — человека незнатного происхождения и низкого социального положения, небогатого, без каких-либо талантов и способностей, без конкретной цели в жизни, неспособного совершать значительные поступки.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Полное имя — Акакий Акакиевич Башмачкин.

Возраст — чуть старше 50 лет.

Род занятий — чиновник, титулярный советник.

Семья — отсутствует.

Социальное положение — мещанин.

Происхождение — родом из бедного мещанского семейства.

Воспитание — традиционное для его сословия.

Образование — традиционное для его сословия.

Внешность — невысокий мужчина средних лет, с морщинистым рябоватым лицом и лысиной на голове.

Характер — скромный, робкий, стеснительный, старательный, трудолюбивый, мягкий, нерешительный, безответный, рачительный, кроткий, терпеливый, незлобный, ограниченный.

Положительные черты — добрый, доверчивый, бесхитростный, трудолюбивый, старательный, ответственный, скромный.

Отрицательные черты — нерешительный, слабый, безответный, ограниченный.

Произведение — «Шинель».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание образа Акакия Акакиевича с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героя — Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Фамилия чиновника была Башмачкин».

Источник: «Шинель»

«Имя его было Акакий Акакиевич».

Источник: «Шинель»

Художественный портрет Акакия Акакиевича основан на том, что он является титулярным советником — мелким чиновником в одном из департаментов.

в одном департаменте служил один чиновник…»

Источник: «Шинель»

«В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте…»

Источник: «Шинель»

«Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич живёт в Петербурге.

«Что ж делать! виноват петербургский климат».

Источник: «Шинель»

Башмачкин родился 23 марта в небогатом чиновничьем семействе.

«Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта…»

Источник: «Шинель»

«Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина…»

Источник: «Шинель»

Имя героя было выбрано спонтанно. Когда его мать отвергла все странные и неблагозвучные имена из церковного календаря, она решила назвать сына в честь его отца.

«Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства…»

Источник: «Шинель»

«Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. “Нет, —подумала покойница, — имена-то все такие”. Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. “Вот это наказание, — проговорила старуха…»

Источник: «Шинель»

«Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий”. Таким образом и произошел Акакий Акакиевич».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич много лет служит в департаменте на одной и той же должности титулярного советника.

«Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

Источник: «Шинель»

Башмачкин снимает комнату у старой одинокой женщины в одном из бедных районов Петербурга.

«…про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху…»

Источник: «Шинель»

«…чиновник жил в лучшей части города, — стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича…»

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич получает весьма скромное жалованье — 400 рублей в год, а также небольшие премии.

«…жизнь человека, который с четырьмястами жалованья…»

Источник: «Шинель»

«…всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того».

Источник: «Шинель»

«… если бы даже директор был так милостив, что вместо сорока рублей наградных определил бы сорок пять или пятьдесят…»

Источник: «Шинель»

«Противу всякого чаяния, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей».

Источник: «Шинель»

Башмачкин живёт от получки до получки и не может себе позволить незапланированные расходы.

«Конечно, можно бы отчасти положиться на будущее награждение к празднику, но эти деньги давно уж размещены и распределены вперед. Требовалось завести новые панталоны, заплатить сапожнику старый долг за приставку новых головок к старым голенищам, да следовало заказать швее три рубахи да штуки две того белья, которое неприлично называть в печатном слоге, — словом, все деньги совершенно должны были разойтися».

Источник: «Шинель»

Башмачкин — бедный человек, и покупка новой шинели становится для него тяжким испытанием.

« — Как же новую? — сказал он, все еще как будто находясь во сне, — ведь у меня и денег на это нет».

Источник: «Шинель»

«Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом».

Источник: «Шинель»

Лишившись новой теплой шинели, Башмачкин сильно простужается на морозе, заболевает горячкой и спустя несколько дней умирает.

«Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель».

Источник: «Шинель»

«На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины; а впрочем, тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».

Источник: «Шинель»

«Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Источник: «Шинель»

Башмачкин — одинокий человек, у него нет родственников.

«Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников…»

Источник: «Шинель»

«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич всегда был бедным человеком. Все, что он смог нажить за всю жизнь — никому ненужную ветошь.

«…оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот».

Источник: «Шинель»

Внешность

Башмачкин — зрелый мужчина, ему чуть больше 50-ти лет.

«Акакий Акакиевич, как человек в летах».

Источник: «Шинель»

«Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет».

Источник: «Шинель»

Портретная характеристика героя основана на его малопривлекательной, не запоминающейся внешности.

«…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный…»

Источник: «Шинель»

Башмачкин — мужчина невысокого роста.

«…низенького роста…»

Источник: «Шинель»

«…низенький чиновник…»

Источник: «Шинель»

У Акакия Акакиевича рябоватое морщинистое лицо нездорового, геморроидального (серо-желтого) цвета.

«…несколько рябоват…»

Источник: «Шинель»

«…с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»

Источник: «Шинель»

Редкие волосы героя слегка рыжеваты, на лбу есть небольшая лысина.

«…несколько рыжеват…»

Источник: «Шинель»

«…с небольшой лысиной на лбу…»

Источник: «Шинель»

«…с лысиной на голове»

Источник: «Шинель»

«…с лысинкою на лбу…»

Источник: «Шинель»

«…волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке…»

Источник: «Шинель»

У Акакия Акакиевича не очень хорошее зрение, он подслеповат.

«…несколько даже на вид подслеповат…»

Источник: «Шинель»

У Башмачкина тихий голос и тихая походка.

«…тут же остановился и пошел опять по-прежнему очень тихо…»

Источник: «Шинель»

«…вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса…»

Источник: «Шинель»

На службу Башмачкин надевает деловую одежду — свой видавший виды вицмундир.

«…в вицмундире…»

Источник: «Шинель»

«…его старенький вицмундир…»

Источник: «Шинель»

Внешний вид Акакия Акакиевича весьма неказист, и зачастую не очень опрятен.

«Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы».

Источник: «Шинель»

«И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор».

Источник: «Шинель»

Старая шинель Башмачкина была настолько поношенной и «измученной» постоянной реставрацией, что служила особым поводом для насмешек среди коллег Башмачкина.

«…что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее. Подтачиванье не показывало искусства портного и выходило, точно, мешковато и некрасиво».

Источник: «Шинель»

«- Нет, нельзя поправить: худой гардероб!»

Источник: «Шинель»

«…в тощенькой шинелишке…»

Источник: «Шинель»

«…дело совсем гнилое, тронешь иглой — а вот уж оно и ползет».

Источник: «Шинель»

«Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за что, подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится».

Источник: «Шинель»

«…уж об шинели не извольте беспокоиться: она ни на какую годность не годится».

Источник: «Шинель»

Новая шинель Акакия Акакиевича выглядит аккуратной, добротной и очень теплой.

«…та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

Источник: «Шинель»

«…скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!»

Источник: «Шинель»

«…все было решительно шито на шелку, двойным мелким швом, и по всякому шву Петрович потом проходил собственными зубами, вытесняя ими разные фигуры».

Источник: «Шинель»

Черты характера и поступки

Башмачкин не пользуется уважением в департаменте. Даже сторожа относились к нему как к пустому месту, а молодые чиновники часто подшучивали над ним.

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения».

Источник: «Шинель»

«Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».

Источник: «Шинель»

«Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже “перепишите”, или “вот интересное, хорошенькое дельце”, или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах».

Источник: «Шинель»

«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом».

Источник: «Шинель»

Несмотря на откровенные насмешки в свой адрес и неуважение, Башмачкин никогда не злится на обидчиков. Он продолжает делать свою работу и старается не обращать внимание на пренебрежение начальства или остроты коллег.

«Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” »

Источник: «Шинель»

«Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже “перепишите”, или “вот интересное, хорошенькое дельце”, или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее».

Источник: «Шинель»

Башмачкин искренне любит свою работу.

«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич наслаждается переписыванием бумаг, это нехитрое занятие доставляет ему массу удовольствия.

«Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Источник: «Шинель»

В своей работе Башмачкин отличается большой старательностью и аккуратностью. Если бы за тщательное переписывание повышали по службе, он бы мог добиться больших высот.

«Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу».

Источник: «Шинель»

У Акакия Акакиевича очень аккуратный и красивый почерк.

«…свои чистые, ровным почерком выписанные строки…»

Источник: «Шинель»

«…новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее…»

Источник: «Шинель»

Башмачкин не способен выполнять работу, которая бы требовала от него принятия самых незначительных решений. Новое поручение директора вводит Башмачкина в ступор, и он не в состоянии справиться с поставленной задачей. Всё, что он может, — аккуратно переписывать деловые бумаги.

«Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”. С тех пор оставили его навсегда переписывать».

Источник: «Шинель»

Любимая работа является смыслом жизни Акакия Акакиевича, который более ни на что не обращает внимание.

«Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

Источник: «Шинель»

«Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».

Источник: «Шинель»

Башмачкин часто берёт любимую работу на дом и весь вечер посвящает ей. Если же деловых бумаг для переписывания нет, он просто переписывает любой документ просто так, для души.

«…вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич с большой ответственностью относится к своей службе и пропускает рабочий день лишь один раз за всю жизнь, когда крадут его шинель.

«Весь этот день он не был в присутствии (единственный случай в его жизни)».

Источник: «Шинель»

Башмачкина не интересует окружающий мир. Даже когда он идёт по улице на работу, он не обращает внимание на то, что происходит у него под носом.

«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…»

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич равнодушен к еде и не замечает, в каком виде поглощает пищу.

«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола…»

Источник: «Шинель»

У Башмачкина, помимо переписывания, нет никаких других интересов и увлечений.

«Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?»

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич жил тихой, размеренной жизнью и при весьма скромном доходе был вполне доволен своей участью.

«Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием».

Источник: «Шинель»

Главным врагом Башмачкина, как и всех небогатых людей, стал сильный питерский мороз. Его старая шинель настолько износилась, что встала необходимость приобрести обновку.

«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз».

Источник: «Шинель»

«В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны… Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство».

Источник: «Шинель»

«Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич на редкость косноязычный человек, не способный складно излагать свои мысли.

«Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: “Это, право, совершенно того…”- а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил».

Источник: «Шинель»

В своей речи Башмачкин никогда не использует бранные слова.

«…наконец, даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного…»

Источник: «Шинель»

Когда Башмачкин оказывается в затруднительном положении, в его голосе проскальзывают жалобные, детские нотки.

«— Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка…»

Источник: «Шинель»

«…он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич на редкость кроткий, смиренный и робкий человек.

«…на тех, которые не могут кусаться…»

Источник: «Шинель»

«Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича…»

Источник: «Шинель»

«…существо, переносившее покорно канцелярские насмешки…»

Источник: «Шинель»

«Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка…»

Источник: «Шинель»

Будучи спокойным и благоразумным человеком, Башмачкин привык находить решение проблемы в рассудительном диалоге с самим собой.

«Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле, самом сердечном и близком».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич — бережливый человек, который способен даже из своих скудных доходов откладывать деньги на «чёрный день».

«Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжении нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей».

Источник: «Шинель»

Чтобы собрать деньги на новую шинель, Башмачкин вынужден экономить буквально на всём, делая свою жизнь по-настоящему аскетичной.

«Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».

Источник: «Шинель»

Башмачкин — человек не требовательный и очень терпеливый. Он способен стойко сносить лишения и не роптать на судьбу.

«Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам…»

Источник: «Шинель»

Одна мысль о новой шинели согревает сердце Акакия Акакиевича, наполняет его жизнь новым смыслом, придаёт ему сил и энергии.

«…зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».

Источник: «Шинель»

«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

Источник: «Шинель»

«Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Источник: «Шинель»

«Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться».

Источник: «Шинель»

Жизнь Башмачкина настолько скудна на радостные события, что появление новой шинели становится самым счастливым происшествием в его судьбе.

«Это было… трудно сказать, в который именно день, но, вероятно, в день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принес наконец шинель».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич — скромный, застенчивый человек, не привыкший быть в центре внимания.

«Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно».

Источник: «Шинель»

«…Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться».

Источник: «Шинель»

Башмачкин — чистосердечный человек, способный искренне радоваться любой мелочи.

«Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но, будучи человеком чистосердечным, не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель».

Источник: «Шинель»

Акакий Акакиевич привык вести замкнутый, одинокий образ жизни. Он чувствует себя неловко в шумной компании, и даже по вечерам он не гулял по улице уже долгое время.

«Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость. Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу».

Источник: «Шинель»

«Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица…»

Источник: «Шинель»

Весёлые, шумные компании быстро утомляют Башмачкина, ему становится откровенно скучно в обществе других людей.

«…чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более что уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать».

Источник: «Шинель»

Будучи мягким, скромным человеком, Башмачкин лишь один раз в жизни проявляет твёрдость характера, когда пытается попасть на приём к частному приставу.

«Так что наконец Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать характер и сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного, что они не смеют его не допустить…»

Источник: «Шинель»

Башмачкин — человек робкий, неуверенный в себе, и на приёме у грозного чиновника он буквально чуть не умирает от страха.

«…стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была».

Источник: «Шинель»

«Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения».

Источник: «Шинель»

Утрата новой шинели стала для Башмачкина настоящим горем, и даже на смертном одре, во время горячечного бреда, он постоянно упоминал злосчастную шинель.

«Далее он говорил совершенную бессмыслицу, так что ничего нельзя было понять; можно было только видеть, что беспорядочные слова и мысли ворочались около одной и той же шинели. Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Источник: «Шинель»

Смерть Башмачкина оказалась никем не замечена. Он прожил серую, неприметную, «маленькую» жизнь, в которой единственным счастьем была покупка новой шинели.

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Источник: «Шинель»

В качестве награды за свою безрадостную жизнь Башмачкин смог в течение нескольких дней после своей смерти в качестве духа блуждать по Петербургу в поисках шинели.

«…суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь…»

Источник: «Шинель»

«По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели».

Источник: «Шинель»

«Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича…»

Источник: «Шинель»

Лишь когда призрак Акакия Акакиевича смог содрать шинель с плеч «значительного лица» и тем самым отомстить ему за страх и унижение, он смог обрести долгожданный покой.

«Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: “А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!” Бедное значительное лицо чуть не умер».

Источник: «Шинель»

«Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели».

Источник: «Шинель»

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Акакия Акакиевича вместе!

Биография

Акакий Акакиевич Башмачкин — мужчина зрелого возраста, чуть старше 50 лет. Родился 23 марта в семье небогатого чиновника. Во время крещения мать долго не могла выбрать имя сыну, поскольку в церковном календаре попадались очень редкие, необычные имена: Варахасий, Дула, Трифилий и тому подобные. Тогда мать решила назвать сына в честь его отца — Акакием.

Акакий Акакиевич на протяжении многих лет работал в одном из департаментов в должности титулярного советника и занимался переписыванием деловых бумаг. Должность его была скромной, и за свою работу он получал 400 рублей в год жалованья, что хватало лишь на самое необходимое: съём крошечной комнаты и скудное питание. Из года в год Башмачкин ведёт тихий, размеренный образ жизни.

Когда Акакий Акакиевич обнаружил, что его старое пальто изношено до дыр, он был вынужден еще больше урезать свои траты, чтобы скопить денег на новую шинель. В течение нескольких лет он откладывал деньги и в итоге заказал у портного Петровича новую шинель.

Для скромного Акакия Акакиевича пошив шинели стал большим событием, настоящим праздником. В департаменте все заметили обновку и от души поздравляли Башмачкина, а один крупный чиновник даже пригласил всех к себе на чай по этому поводу.

Вечером того же дня Акакий Акакиевич отправился на званый ужин к чиновнику, где собрались все его сослуживцы. В полночь он решил вернуться домой, и в одном из тёмных переулков на него напали грабители и отобрали шинель. В отчаянии Акакий Акакиевич обращался за помощью в полицию, а затем и к одному «значительному лицу», но всё безрезультатно.

В итоге Башмачкин слёг с сильной горячкой и спустя несколько дней скончался. Вскоре после его смерти в городе появился призрак, который срывал с прохожих шинели. Одной из жертв призрака стало «значительное лицо», по вине которого Акакий Акакиевич испытал страх, унижение и осознание собственной ничтожности. До смерти напугав чиновника, призрак больше не появлялся Петербурге.

Образ Акакия Акакиевича

По замыслу автора скромный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин воплотил в себе образ маленького человека, неприметного труженика, подобного тысячам других — тихих, честных, безропотных.

Акакий Акакиевич не обладал глубоким умом, остроумием и никогда не имел больших амбиций. Внутренний мир героя весьма убог и скуден: всё, что его по-настоящему занимает — это аккуратно выведенные строчки. У него нет увлечений и жизненных целей, он давно разучился думать и анализировать. Башмачкин привык довольствоваться малым, был трудолюбивым и исполнительным человеком, но не способным принимать серьезные решения.

Башмачкин искренне любил свою немудрёную работу, и с большим старанием переписывал деловые бумаги. За долгие годы службы к нему никогда не было нареканий у начальства, однако и повысить его по службе не было никакой возможности: при получении новых требований Акакий Акакиевич терялся, робел и не мог справиться с поставленной задачей.

Башмачкин — человек добрый, мягкий, безответный. Даже когда молодые чиновники с жестоко подшучивали над ним, он предпочитал не обращать на них внимания и лишь в крайних случаях беззлобно просил их не обижать его. В его душе нет места для злобы, раздражения, мести.

Будучи скромным, не избалованным роскошью человеком, Акакий Акакиевич привык довольствоваться малым. Он ухитрялся не просто жить на небольшое жалованье, но даже откладывать деньги «на чёрный день». Бережливый и рачительный, он никогда не брал денег в долг, а рассчитывал исключительно на собственные скромные силы и возможности.

Н. В. Гоголь приписывает Башмачкину такие житийные черты, как смирение, отказ от житейских соблазнов, отсутствие гордыни, стойкость к разного рода лишениям, любовь к ближним. Безусловно, Акакий Акакиевич — ничем не примечательный, «маленький человек» со своими «маленькими» радостями и бедами, однако он обладает прекрасными душевными качествами, заслуживающими большое уважение.

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича

В образе Акакия Акакиевича Башмачкина Н. В. Гоголь продемонстрировал собирательный образ маленьких, незначительных людей с их неприметным образом жизни и столь же неприметной, «серой» судьбой.

У главного героя нет никаких ярких, запоминающихся черт. При описании внешности Башмачкина автор намеренно использует неопределённые эпитеты, по которым сложно составить четкий и ясный портрет персонажа: «…несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат….»

Во внешности Акакия Акакиевича нет ничего интересного, выдающегося, привлекающего к себе внимание: «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный….» У героя нет своего неповторимого портрета, и благодаря такому приёму многие люди в описании могут найти себя.

На обезличенность Акакия Акакиевича указывает и тот факт, что автор не называет точное место его работы: «…в одном департаменте служил один чиновник…», «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Таких скромных, бедных, неуверенных в себе чиновников — «вечных титулярных советников» — было великое множество в России.

Таким образом Н. В. Гоголь хотел показать, что подобная история могла произойти с любым чиновником в любом городе России.

5 фактов о Башмачкине

  • Литературные критики так и не смогли прийти к единому мнению, кто же был прототипом Акакия Акакиевича. Им мог стать один из литературных героев: Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Евсей Лиров («Бедовик» В. Даля), Кузьма Мирошев («Кузьма Петрович Мирошев» М. Загоскина), Ансельм («Золотой горшок» Гофмана).
  • Существует явная параллель образа Башмачкина с самим автором. Так, Николай Васильевич выглядел заурядной личностью и имел странности в поведении, в результате чего окружающие видели в нём забитого и заторможенного человека. Как и Гоголь, его герой при жизни тоже был изгоем, а после смерти смог обрести свободу и могущество.
  • При жизни Н. В. Гоголя повесть не приобрела большую популярность, однако она оказала огромное влияние на формирование в литературе образа «маленького человека», самыми яркими воплощениями которого стали образы Макара Девушкина («Бедные люди») и Семёна Мармеладова («Преступление и наказание») Ф. М. Достоевского.
  • Образ Акакия Акакиевича оказался столь неоднозначным, что привёл к кардинально противоположным литературоведческим трактовкам. Так, критик Н. Г. Чернышевский дал категоричную оценку образу Башмачкина, назвав его «совершенным идиотом», в то время как В. Маркович сопоставил его с образом святого мученика.
  • Гоголь намеренно добавил в повесть лёгкий мистицизм в виде привидения Башмачкина, чтобы тем самым отвлечь цензуру от нещадной критики чиновничьего бюрократизма. Критики же назвали произведение «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В повести «Шинель» в образе Акакия Акакиевича Башмачкина Н. В. Гоголь показал всех обездоленных, угнетённых, жалких людей, обречённых на холодное равнодушие общества. Судьба таких «маленьких людей», по мнению писателя, обусловлена не личными качествами, а, прежде всего, социальным бесправием и беспощадностью чиновничьего произвола.

Роль героя автор видит в том, чтобы на примере чиновника Башмачкина, его однообразной безрадостной жизни и преждевременной смерти показать всю трагедию существования никому не нужного «маленького человека». Характеристика Акакия Акакиевича с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Тест не найден!

Слайд 1

Акакий Акакиевич и «значительное лицо» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Фантастика в произведении

Слайд 2

Эпиграф : «Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это называется жизнь». В.Г. Белинский

Слайд 3

Визитная карточка Акакия Акакиевича Имя Чин Внешность Речь Отношение к работе

Слайд 4

Визитная карточка Акакия Акакиевича Имя: Акакий Акакиевич Башмачкин Чин: титулярный советник Внешность: Э то был невысокий, рыжеватый, подслеповатый, лысоватый человек, цвет лица которого называли «геморроидальным». Речь: Голос у Башмачкина был тихий. Изъяснялся Акакий Акакиевич косноязычно, не связными предложениями, а «большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Акакий Акакиевич чаще, чем обычно, прибавлял к своей речи частицу «того», когда волновался (например, когда принёс к портному шинель для починки или когда рассказывал генералу о том, что с него грабители сняли шинель). Когда дело было уж очень затруднительно, он обычно не заканчивал фразы, думая, что уже всё сказал. Отношение к работе : Л юбил свою работу по переписыванию бумаг. Служил он очень ревностно. Окружавший его мир как бы не существовал для него. Поэтому он не думал о своей одежде, не замечал того, что происходит на улице, а если и смотрел на что-то, то видел перед собой только строки, написанные ровным почерком.

Слайд 5

Сколько шинелей в повести? Какую характеристику им дает Гоголь? Старая шинель Новая шинель Капот (верхняя мужская одежда в виде халата) , худой гардероб, серпянка (тонкая ткань, напоминающая марлю) Подруга жизни, светлый гость, вечная идея

Слайд 6

Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья? Холод в природе – спасение в тёплой одежде. Холод в отношениях людей – спасение в любви, понимании.

Слайд 7

Черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели Акакий Акакиевич «Значительное лицо» Новая шинель Новый генеральский мундир Шинель заставила отметить обнову пирушкой «Генеральский мундир сбил совершенно с толку» Недавно построил шинель «Недавно сделался значительным лицом. а до того времени… был незначительным» «Приятельский» ужин, выпивает два бокала шампанского Выпивает два стакана шампанского «Побежал было вдруг… за какою-то дамою» «Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапного прилива самых «дружеских» к ней «отношений «…Прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы… совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу» «Бледный, перепуганный и без шинели… он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке»

Слайд 8

Композиция. Повесть состоит из 2 частей История с шинелью Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Башмачкина – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования. «Фантастическое окончание» Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить.

Слайд 9

Источники https://blmb.ru/xarakteristika-akakiya-akakievicha / https :// mi-galka.livejournal.com/21331.html https:// urok.1sept.ru/articles/677071

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Окружение важно цитаты
  • Найти пословицы и поговорки в которых глагол во 2 лице единственного числа
  • Информатика в пословицах и поговорках
  • Цитаты про сохранение экологии
  • Чак паланик цитаты из книги призраки