Отношение дины к жилину цитаты

Dina-Kavkazskij-plennik-Tolstoj-obraz-harakteristika
Дина и Жилин.
Художник М. С. Родионов

Дина в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого является одной из важных второстепенных героинь. Девочка Дина помогает главному герою офицеру Жилину сбежать из плена.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Дины в рассказе «Кавказский пленник», описание внешности и характера героини в цитатах.

Дина в рассказе «Кавказский пленник» Льва Толстого

Девочка Дина — это дочь «черного» татарина. Этот татарин держит у себя в плену офицера Жилина (главного героя):

«…Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого то: «Дина!»..»

Возраст Дины — около 13 лет:

«…лет тринадцати…»

О внешности Дины известно следующее:

«…Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто , все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный…» 

«…Глазенки так и блестят, как звездочки…» 

«…над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся…» 

«…Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, ничего силы нет…» 

«…побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно – монисты в косе по спине побрякивают…»

Пленный офицер Жилин мастерит кукол для Дины. Дина с удовольствием играет с этими куклами. Так Дина и Жилин становятся друзьями:

«…Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот!..» 

«…Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им <…> Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по своему прибаюкивает…»

Дина чувствует жалость к пленному Жилину. Она носит ему еду в тайне от всех:

«…И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить <…> лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, – так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит…» 

«…Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина…» 

«…Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему…»

Однажды Дина узнает, что Жилина хотят убить. Она предупреждает Жилина об этом:

«…Иван, тебя убить хотят <…> Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко…»

Жилин просит Дину помочь ему выбраться из ямы. Он просит ее принести палку:

«…А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси <…> Дина, пожалуйста! Динушка, принеси!..»

Дина помогает Жилину сбежать из плена, когда дома почти никого нет:

«…Уехали все, только двое дома…» 

«…глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый…»

Дина помогает Жилину отцепить камень, прикрепленный к его ноге. У Дины не получается помочь и она плачет из-за этого:

«…Бросила камень, заплакала…»

Дина — добрая, умная и смелая девочка. Она помогает Жилину несмотря на то, что отец может ее наказать за это:

«…Стал уже Жилин дремать, думает: «Побоится девка»..» 

«…Спасибо, – говорит, – умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? – И погладил ее по голове…»

Жилин очень благодарен Дине за ее помощь. На прощание он говорит Дине, что будет помнить ее всю жизнь:

«…Прощай, – говорит, – Динушка. Век тебя помнить буду…»

Расставаясь с Жилиным, Дина плачет. Вероятно, ей жалко терять такого доброго друга. Кроме того, она, вероятно, боится, что Жилина поймают и накажут за побег:

«…Как заплачет Дина, закрылась руками…»

Это был цитатный образ и характеристика Дины в рассказе «Кавказский пленник» Толстого, описание внешности и характера героини в цитатах.

Цитаты дины и жилина из рассказа кавказкий пленник.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Цитаты дины и жилина из рассказа кавказкий пленник?. Вопрос
соответствует категории Литература и уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Жилин и Дина

Жилин и Дина – герои, которые, несмотря на трудные взаимоотношения народов, смогли подружиться и понять друг друга. Между персонажами завязывается настоящая дружба, основанная на взаимопонимании, самопожертвовании и взаимопомощи.

Взаимопонимание

Маленькая девочка сразу привлекла внимание Жилина. Их знакомство произошло почти сразу, когда главный герой оказался в плену. Дина принесла персонажу воды. И когда Жилин пил, она смотрела на него, будто он зверь. Затем мнение Дины постепенно менялось. Боязнь девочки прекратилась тогда, когда Жилин для нее сделал куклу из глины. В благодарность за это Дина кормила пленника молоком, лепешками и даже мясом, хотя были татары, которые считали, что тратить еду на русских было непростительным. Дина же считала, что Жилин – это человек, которому тоже необходима пища. Такие отношения, построенные на взаимопонимании и заботе друг о друге, становятся началом настоящей дружбы.

Дружба

Дина является единственным человеком в ауле, который отнесся к Жилину как к человеку, а не как к пленному. Татары уважали персонажа, но для них был важен выкуп, который должен был быть выплачен за Жилина. Главный герой не мог положиться ни на кого, кроме тринадцатилетней девочки. Именно она помогает Жилину сбежать и спастись от гибели. Дружба Жилина и Дины существовала, несмотря на возрастные и национальные различия. Лев Николаевич Толстой, обращаясь к данным образам, хотел показать значение настоящей дружбы в жизни каждого человека.

Помощь

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, хотя понимает, что ей этого делать нельзя. Она признается главному герою, что ей его жаль, потому что Жилина хотят убить. Подвергая себя опасности, девочка достает длинную палку и отдает ее центральному персонажу рассказа «Кавказский пленник» (произведение изучается в 5 классе).

Дина смогла помочь главному герою, в отличие от Костылина, который бросил Жилина в начале произведения. Жилин в свою очередь искренне благодарен Дине, но он понимает, что у нее могут быть неприятности, если узнают, что именно Дина помогла пленнику сбежать. Поэтому Жилин заботится о ней и просит вернуть палку на место. Дина дает главному герою лепешку и прощается навсегда.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Жилин и Дина», рассмотрит взаимоотношения русского офицера и дочери татарина, которые превращаются в дружбу, основанную на взаимопомощи и самопожертвовании.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Солиха Мухаматкодирова

    9/11

  • Роза Абдрахманова

    11/11

  • Есения Ламанская

    10/11

  • Максим Рязанцев

    10/11

  • Лёня Мосиенко

    11/11

  • Никита Хохряков

    11/11

  • Юлия Исакова

    11/11

  • Екатерина Кузнецова

    11/11

  • Марха Мусаева

    11/11

  • Саша Козлова

    11/11

Конспект урока  литературы на тему:
 «Дружба Дины и Жилина»

(5 класс)

 Цель: помочь учащимся осознать
роль дружбы как для героев рассказа, так и для человека.

Планируемые результаты:

предметные: продолжить работу
над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые
автором; над умением сопоставлять и анализировать тексты, похожие по
содержанию, имеющие общую тему;

метапредметные:

личностные: развивать
способность анализировать свои действия и поступки;

регулятивные: развивать
навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть
внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;
отрабатывать умения хорошо ориентироваться в тексте, развивать читательскую
грамотность;

познавательные: уметь
классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать
обобщения и выводы;

коммуникативные: строить
небольшие монологические высказывания, осуществлять деятельность с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: урок усвоения
новых знаний.

Форма урока: беседа.

Методы урока: словесные,
творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый.

Форма организации учебной
деятельности:
 индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.

УМК:
— Литература.  Поурочные планирования для 5 класса
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и
др. – М.: Просвещение, 2019г.

Оборудование:  компьютер, проектор, учебник.

Ход урока:

Мотиваця
https://files.1urok.ru/images/f64003c208a84b8c10aab228af5c350b2b17ab3c.png

Решение кроссворда:

  1. Имя главной
    героини
  2. Как называли
    татары Костылина?
  3. Татарская
    деревня
  4. Как
    по-кавказски «молодец»?
  5. Верхняя
    мужская одежда  на Кавказе

6.     
Название жилища на Кавказе

А
теперь найдите по вертикали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для
сегодняшнего урока.

Вывод:
да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина
маленькая героиня Дина.

Тема
урока: «Дружба Дины и Жилина».

Целеполагание:

Вам
предстоит

  • Ответить  на важнейшие вопросы,
    касающиеся человеческих характеров  и отношений.
  • Учиться извлекая из текста значимую
    информацию.
  • Учиться видеть разницу между
    художественным текстом и его кинематографическим вариантом.
  • Понять глубину авторской мысли.
  • Осознать всю значимость
    доброжелательных отношений между людьми.

Фронтальная подготовительная работа:

Прежде, чем начать работу по сегодняшней теме, давайте восстановим
события, о которых мы вели обсуждение на прошлых уроках:

1.     
Где происходит действие в рассказе? (Действие происходит в 19 веке на Кавказе.
Идёт война русских с горцами).

2.     
Как состоялось   знакомство с героями, Жилиным и Костылиным?  

3.     
Что общее у героев и что их различает?

4.     
Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? (Жилин
смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым,
а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

5.    
Как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых
условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково
трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил
денег, ждал ответа, скучал.  Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не
получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама
.

6.     
Какая часть речи чаще используется при
характеристике Жилина и Костылина? Почему?
При
описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и
прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают
только на ощущения героя.

— Обратили ли
вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что
обозначает:

Жилин от
«жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от
«костыль»- палка для хромых, бессильных

7.     
Кто явился инициатором побега? (Инициатором побега является Жилин. Именно
он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся
лепешками).

8.     
Почему побег не удался? (потому
что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге)

Перед
Вами лежит текст с басней Л.Н. Толстого «Два товарища». Прочитайте ее и
ответьте на вопрос, какое отношение имеет эта басня  к нашему рассказу
?

( Мораль басни Толстого «Два товарища»
состоит в том, что нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности.
Человек, поступающий так, не умеет принимать правильные быстрые решения,
проявляет трусость).

9.     
Почему Жилин не бросил Костылина? (В одинаковых
условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную
борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих
качеств, он является антиподом, полной противоположностью герою)

  1. Как
    вы считаете, что такое дружба?
      Дру́жба
    — устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми,
    в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и
    взаимная привязанность; дружба предполагает общность увлечений, взаимное
    уважение, взаимопонимание и взаимопомощь.
  2. С
    какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?
  3. С
    чего и когда  началась дружба между татарской девочкой и русским
    офицером?
    (Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка
    Дина в благодарность стала носить ему еду
    )
  4. Только
    ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Ей было очень жаль его.
    Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с
    детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной,
главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

Изучение
учебного материала. Работа с содержанием рассказа.


Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно
назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин
окончательно разболелся, и Жилин совсем приуныл. Они живут ежедневно под
страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет
их жильё?

Найдите
в тексте этот эпизод
(Совсем дурным).

 Трудно
сохранить присутствие духа, когда нет надежды.

— Кто же поселил надежду в душу Жилина?

— А кто может рассказать, когда началась
дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот
эпизод? (глава 3)

_ С чего же она началась? Чтобы ответить
на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова (кукол лепил,
схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень
понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит
играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

     
— Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как
козочка дикая»?

-Какие суффиксы включает писатель в слова,
описывающие Дину? Для чего он это делает? (Чувствуется симпатия автора к этой
героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не
только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую
же черту характера выделяет в своих героях писатель?

( Доброта).

Какие выразительные срЕдства (тропы)
использует автор для описание Дины.(сравнение и эпитеты)

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой
главы.
Предлагаю прочитать в лицах разговор Жилина и Дины.

-Что узнаёт Жилин из этого разговора? (Его
хотят убить).

-Почему его хотят убить татары? Он же
пленный, у него нет оружия, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и
безоружного человека? (Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им
подчиняться, им не удалось его сломать).

-Как же Дина помогает Жилину? Трусит она
или нет?

— А почему она ему помогает? Дина помогает
Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как
называется эта черта? (Сострадание).

-На
кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное
сочетание « глаза чёрные, светлые»? ( Определением «светлые» писатель говорит
не о глазах, а о душе Дины).

-Давайте
прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

 Можно
ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог
Жилину бежать?

— Что вы можете сказать в её защиту перед
отцом?

Закрепление
учебного материала.

Какую
же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель
с помощью Дины?


Актуальна ли она сейчас?

 Когда
между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от
возраста или от национальности?

-Можно
ли жить без войн? Что для этого нужно?

 Рефлексия.

-Чему
научил вас Лев Николаевич Толстой и его герои?

-Нужно
ли в наше время проявлять великодушие? Самопожертвование?


чём вы хотите быть похожими на Дину?

-Какая
она, настоящая дружба?

-Могут
ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? 

 Ключевое
слово нашего кроссворда – дружба.
Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано
идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский
пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить
не только для себя, но и для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин
был взрослее её и чужим по крови
.

 Просмотр
кинофрагмента (прощание  Жилина и Дины)

А
теперь вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «КП». Есть ли в нем
отличия от текста?


Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?


Нашли ли вы отличие?


Почему режиссер ввел в фильм фрагмент, в котором рыжий татарин пытается
застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош
джигит»?

(он
хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми
разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать
людям дружить).


как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Лев
Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости
и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного
поэта Н.Рубцова
:

«На всё добро ответим мы
добром,

На всю любовь ответим мы
любовью».

 Домашнее
задание:
написать сочинение на тему: «Спасибо, умница» (можно от лица
Жилина, можно от собственного имени)

 В
конце хочется добавить:    поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы
поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной,
чистой. Дружба — залог мира.

Урок литературы в 5 классе на тему: «Дружба Жилина и  Дины в рассказе-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Цель: помочь учащимся осознать роль дружбы как для героев рассказа, так и для человека.

Планируемые результаты:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

метапредметные:

личностные: развивать способность анализировать свои действия и поступки;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать обобщения и выводы;

коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: беседа.

Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2015
Оборудование:  компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Приветствие. Настрой учащихся на рабочий лад.

— Ребята, давайте обратим внимание на экран и прочитаем представленную нам цитату. (Слайд 1)

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.

 Сенека

— О чем это высказывание? (о дружбе)

— А как вы понимаете слово «дружба»?

— Какие пословицы о дружбе вы знаете?

— Ребята, кто может мне сказать, как слово «дружба» можно соотнести с тем произведением, которое мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

— Запись темы урока. (Слайд 2)

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальный опрос.

  1. К какому жанру относится «Кавказский пленник»? Почему? (рассказ-быль)
  2. Что вы знаете об истории создания данного рассказа?
  3. Почему он так назван?
  4. Кто является главным героем?

— Глядя на тему урока, попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Чтение эпизода «Знакомство героев». (с.237)

— Как описывается девочка в этом эпизоде? Чьими глазами она нам показана? (глазами Жилина)

— Почему? (дается возможность читателю лучше рассмотреть героиню. Мы словно включаемся в повествование)

— Обратите внимание на глаза девочки. Какие они? (черные и светлые: черные по цвету, а светлые передается душевная доброта героини, поскольку глаза – зеркало души)

— Зачитайте эпизоды, повествующие о дружбе героев. Как ведет себя каждый из них? (Дина носит продукты с. 242-243, 253; Жилин мастерит кукол с. 241)

— Но вот наступает момент, когда герой решает сбежать и вернуться домой. Какую роль в этом эпизоде играет Дина? (чтение эпизода с.253-255, 255-256 по ролям)

— Почему Дина помогает герою?

— Чтение эпизода «Прощание героев» (с. 256) (Слайд 3)

Физкультминутка для глаз (необходимо глазками следить за предметами, проявляющими на слайдах)

Составление сравнительной таблицы «Жилин и Дина»

Критерии для сравнения

Дина

Жилин

Возраст

Девочка-подросток

Взрослый мужчина

Национальность

Татарка

Русский

Род деятельности

Офицер

Отношение к людям

Сострадание, уважение, забота о других, любовь к людям, стремление делать добро

Уважение, любовь к людям, стремление делать добро

(слайд 4)

— Ребята, посмотрите на таблицу и скажите, что же является главным критерием для дружбы между людьми? Каковы основы дружбы? (главное – качества, которыми обладает человек и его отношение к людям)
Актуальны ли эти вопросы сейчас?

4. Рефлексия.

— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Чему научились?

(Слайд 5)

Слово учителя:  поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба — залог мира.

  1. Домашнее задание: 

сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты про хорошего человека со смыслом короткие
  • Альмодовар цитаты из фильмов
  • Японская пословица про глаза и руки
  • Знания и умения всегда найдут применение пословица
  • Пословица показать лицом