Отношение к образованию обломова и штольца цитаты

Сравнительная характеристика отношения к образованию героев романа И. А. Гончарова «Обломов».

Отношение Обломова к образованию

Отношение Штольца к образованию

Учеба в пансионе Штольца — старшего

Слезы, капризы, тоска. «Такая жизнь ему совсем не нравилась». Обломов думал, за что ему это наказание (учеба).

Учился отлично под руководством отца, который не баловал его. Штольц был репетитором в пансионе отца благодаря отличным знаниям в области разных наук.

Учеба в университете

«Волей-неволей» доучился до конца, воспринимал учебу как наказание, учил только то, что требовалось, и ни строкой больше, не любил читать.

Окончил университет без всяких проблем.

Вывод

Учеба дала только теоретические знания, которые герой не смог применить на практике.

Относился к учебе как к наказанию, считал её бессмысленной тратой времени.

Учеба принесла большую пользу герою. Благодаря ей и огромному желанию учиться он смог получить хорошее образование и стать успешным человеком.

Опубликовано 

Образование Обломова, отношение к учебе и науке | Роман Гончарова

https://www.literaturus.ru/2015/07/obrazovanie-Oblomova-roman-oblomov.html
Илюшу отправляют
в пансион к Штольцу.
Художник И. Я. Коновалов

Образование играет важную роль в характеристике главного героя романа «Обломов» — ленивого барина Ильи Ильича Обломова.

В этой статье представлены материалы об образовании Ильи Обломова: отношение героя к учебе и науке, особенности воспитания и образования и т.д.

Смотрите: 
— Все статьи об Илье Обломове
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обломов»

Образование Ильи Обломова в романе Гончарова «Обломов», отношение героя к учебе и науке 

Родители главного героя романа Ильи Обломова считали образование бессмысленным занятием и пустой тратой времени. Такой подход, конечно, не мог не повлиять на отношение самого Обломова к образованию, учебе и науке.

Супруги Обломовы стремились дать сыну образование не ради знаний, а «для галочки», ради аттестата:

«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.» (часть 1 глава IX)



Начальное образование: учеба в пансионе

В 13-14 лет Обломов поступил на учебу в пансион, директором которого был отец Андрея Штольца, немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Обломов проучился до 15 лет:

«…мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…» (часть 1 глава IX)

«…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…» (часть 1 глава VI)

Так, начало учебы в пансионе сопровождалось у Обломова слезами, воплями и капризами:

«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли…» (часть 1 глава IX)

Маленький Обломов жил в пансионе Штольца целую неделю и лишь на выходные мог приезжать домой. Такая жизнь не нравилась ни ему, ни его родителям:

«А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. <…> 

Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю…» (о сборах Обломова в по понедельникам, часть 1 глава IX)

В пансионе Обломов учился кое-как. Его друг Андрей Штольц всячески помогал ему с уроками:

«Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы…» (часть 1 глава IX)

Образование Обломова в пансионе было поверхностным, так как заботливые родители находили любые предлоги (плохая погода, жара и т.д), чтобы не отпускать его на учебу. В результате мальчик мог пропускать занятия целыми неделями:

«…нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает…» (часть 1 глава IX) 

Учеба в университете

После пансиона Штольца юный Илья Обломов поступил на учебу в Москву. Судя по всему, он учился в университете, хотя в тексте романа это указано. Судя по изучаемым предметам, Обломов закончил университет в Москве:

«…потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца…» (часть 1 глава VI)

К сожалению, в университете отношение Обломова к образованию, учебе и наукам не изменилось: ему по-прежнему не нравилось учиться. Он считал учебу и труд наказанием:

«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи…» (часть 1 глава VI)

Ленивый Илья Обломов учил лишь то, что было положено, но никогда не изучал больше, чем от него требовали учителя. Он не проявлял любопытства и особого интереса к наукам:

«Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил…» (часть 1 глава VI)

Он с юности не любил читать книги, а если что-то и читал, то делал это кое-как:

«Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен…» (часть 1 глава VI)

«…только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам…» (часть 1 глава VI)

В юности Илья Обломов страстно полюбил поэзию, но вскоре остыл и к этому:

«Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все…» (часть 1 глава VI)

«Он [Штольцпоймал Обломова на поэтах и года полтора держал его под ферулой мысли и науки. <…> Обломов отрезвился…» (о коротком увлечении Обломова поэзией, часть 1 глава VI)

В конце концов Обломов закончил университет и получил аттестат. На этом его развитие остановилось, больше он ничему никогда не учился:

«Начальник заведения подписью своею на аттестате, как прежде учитель ногтем на книге, провел черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои ученые стремления…» (часть 1 глава VI)

Образование Обломова и его знания

Учеба в пансионе и университете дала Обломову массу теоретических знаний. На практике же он оказался не в силах применить ничего:

«Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе…» (часть 1 глава VI)

Известно, что Илья Обломов изучал юриспруденцию (право), математику и т.д. Но, когда ему понадобилось составить несложный юридический документ для полиции, он не смог этого сделать:

«Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем. 

Счеты в деревне сводил староста. «Что ж тут было делать науке?» – рассуждал он в недоумении…» (часть 1 глава VI)

В общей сложности Обломов провел немало лет в пансионе и университете. Но за годы учебы он так и не сумел хорошо освоить французский и английский язык:

«…Обломов не совсем свободно владеет французским языком…» (часть 2 глава VIII)

«– Нет, по-английски.

– А вы читаете по-английски?

– С трудом, но читаю.» (Ольга и Обломов, часть 2 глава VIII)

Образование не дало Илье Обломову ничего, кроме аттестата, как того и желали родители. В результате, от природы умный и способный мальчик не развился и ничего не сумел достичь в жизни.

Это были материалы об образовании Обломова в романе «Обломов», отношение героя к образованию, учебе и науке, особенности воспитания и образования Обломова и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Обновлено: 13.03.2024

выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.( или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды- крепкий сон

отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни—это деньги, строгость и аккуратность

Обломова даже не

выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

« оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи

гнезда с мальчишками»,

обучались в небольшом

пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.

Оба закончили в Москве университет

С восьми лет он сидел с отцом за

географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские

стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с

матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам

Мечта.Прозябание и сон-пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение)..

Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве.энергия и бурная деятельность-активное начало

«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у

больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у

того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным

беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию

агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить

новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает:

когда он успевает – бог весть».

Взгляды на жизнь

«Жизнь: хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не ин тересуется.любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.поразительная детская чистота его души и самосозерцательность,достойная философа воплощение мягкости и кротости.

сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий «железный» характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист

«Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!». Испугался, что недостоин любви.

ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

Два «лица» Обломова

Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».

Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

Следующая цитата

Сравнительная характеристика отношения к образованию героев романа И. А. Гончарова «Обломов».

Отношение Обломова к образованию

Отношение Штольца к образованию

Учеба в пансионе Штольца — старшего

Слезы, капризы, тоска. «Такая жизнь ему совсем не нравилась». Обломов думал, за что ему это наказание (учеба).

Учился отлично под руководством отца, который не баловал его. Штольц был репетитором в пансионе отца благодаря отличным знаниям в области разных наук.

Учеба в университете

«Волей-неволей» доучился до конца, воспринимал учебу как наказание, учил только то, что требовалось, и ни строкой больше, не любил читать.

Окончил университет без всяких проблем.

Учеба дала только теоретические знания, которые герой не смог применить на практике.

Относился к учебе как к наказанию, считал её бессмысленной тратой времени.

Учеба принесла большую пользу герою. Благодаря ей и огромному желанию учиться он смог получить хорошее образование и стать успешным человеком.

Следующая цитата

Образование Штольца помогает в раскрытии образа данного персонажа романа И. А. Гончарова «Обломов». Помимо этого, отношение Штольца к образованию помогает и в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова, взгляды которого противоположны взглядам Андрея Ивановича Штольца.

Обучение

В повествовании отмечается, что Штольц с 8 лет изучал географию, «разбирал по складам Гердера, Виланда», «подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных». Все это мальчик делал под контролем отца.

Вместе с матерью же Штольц «изучал Священную историю, разбирал басни Крылова» и «Телемака». Мать также обучила своего сына игре на фортепиано.

Приведенные выше цитаты демонстрируют, что мать и отец Штольца обращали внимание на разные вещи. Отец хотел, чтобы его сын был трудолюбивым и ответственным человеком. Он обучал его основам бизнеса. Мать же большее внимание обращала на духовное становление своего сына: она обучала его литературе и истории.

После домашнего образования Штольц обучался в пансионе, который был создан его отцом. Затем Штольц отправился учиться в русский университет, который закончил с отличием.

Отношение к образованию

Андрюша Штольц любил учиться и умел большие успехи в обучении. За эти успехи отец Штольца сделал его репетитором в своем пансионе.

Во всем, что преподавалось Штольцу, он искал практическую пользу. Знания, полученные от отца и в университете, действительно пригодились в его жизни.

Сравнительная характеристика

На протяжении всего повествования И. А. Гончаров подчеркивает разницу между друзьями Обломовым и Штольцем. Разница эта видна и в отношении к образованию. Увидеть эту разницу поможет таблица «Образование Штольца и Обломова».

Андрей Иванович Штольц

Илья Ильич Обломов

Сначала домашнее образование, затем обучение в пансионе для детей окрестных дворян

Обучение в пансионе для детей окрестных дворян

Отец был довольно строг с ним, никогда не баловал его

Родители нагружали его не сильно, часто баловали

Отношение к обучению

Любил учиться, вскоре сам стал преподавать

Не любил учиться, он думал, что учеба – это наказание

С успехом закончил университет

Кое-как закончил университет

Как видно из таблицы, обучаясь в одном и том же учебном заведении, Штольц и Обломов по-разному относились к учебе. Андрей Иванович любил учиться и был успешен в этом деле, а для Ильи Ильича учеба была настоящим наказанием, поэтому он не добился в этом деле никаких успехов.

Следующая цитата

В детстве Андрей Штольц был бойким и шаловливым мальчиком:

Отец не баловал маленького Андрюшу. Старик Штольц любил сына, но был с ним строг и холоден:

Отец давал Андрею свободу и позволял шалить:

Мать Штольца, наоборот, старалась воспитать его как истинно русского дворянина. Она баловала сына и, как могла, смягчала строгость отца:

Андрей Штольц получил трудовое, практическое воспитание:

Штольц был с детства приучен к труду:

Еще в детстве Андрей начал получать свои первые деньги:

Читайте также:

      

  • Цитаты о войне великих людей
  •   

  • Цитаты про бога со смыслом
  •   

  • Цитаты меровингена из матрицы
  •   

  • Цитаты из фильма иллюзия обмана
  •   

  • Сериал за гранью цитаты

Примеры сравнительных характеристик Обломова и Штольца

­­Пример характеристики 1

Воспитание и образование героев.  

Илья Ильич Обломов

В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребенок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты. 

Андрей Иванович Штольц 
Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни.

Внешний облик героев.  

Обломов 
Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову.

Штольц 
Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Отношение к труду и деньгам.  

Обломов 
С детства не приучен к труду: ни умственному, ни физическому. В молодости был порыв послужить родине, но проработав немного на письменной работе в департаменте, вынужден был уволиться из-за мелкой ошибки. С тех пор лежит на диване в съемной квартире, имением своим не занимается. Не обладает способностями к зарабатыванию и накоплению капитала, к деньгам относится равнодушно.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям.

«Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

Любовь к женщине. Герои и Ольга Ильинская.  

Обломов 
Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Обломов обрёл счастье в своём понимании -нашёл Обломовщину в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина.

Штольц 
полюбил уже « новую » Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче. 

Образ жизни  

Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Не заботится о своём здоровье. Умирает в итоге, не дожив до старости.

Андрей Штольц – активный, в постоянном движении, реализует на деле все свои планы. Бережет здоровье и стремится прожить долгую и активную жизнь.

Философский подход к сравнению Штольца и Обломова.  

Обломов – это «поэт мечты», а Штольц – «человек труда».
В романе «Обломов» выведен человек дела Штольц, преуспевающий коммерсант, конечно же, протестант (не православный). Он не признаёт жизни сердца, сердечного разума: он репрессивен даже … к природе, не знает ни высоты, ни глубин России, хотя в его практической работе по обустройству страны, подъёму её промышленности, созданию дорог есть ещё отголосок реформ Петра. Он тоже хотел бы «на высоту узды железной» Россию поднять на дыбы, изжить Обломовку, а вместе с ней, наверное, и множество прекрасных качеств народного характера.

Обломов же — вовсе не заурядный ленивый простак, не воплощение бездельника — мудреца, зарывшего свой талант, не изваяние созерцателя-философа в домашних тапочках, неотделимого от дивана и слуги Захара. Он, видимо, без особого расчёта автора, стихийно отобразил какое-то сложное перепутье страны, выразил нежелание России идти целиком путём прагматичного Штольца, строить свою судьбу, растворяясь в чужой мере счастья, успеха, величия. Прежде всего — в идеалах стяжания, «деланья денег». Но это решение Обломова, как и оценка в романе «сна Обломовки», когда мерцает отчасти ожидание «райского желанного житья», сложное, во всём этом много нерешительности, зыбкого мечтательства. Автор оставляет Обломова на полдороге, во власти мифов и смутных надежд, вечного расчёта «на авось». Силу Штольца, заключённую в его узости, односторонности, Обломов никогда принять не сможет.


Пример 2

Сравнительная характеристика Обломов-Штольц

Иван Александрович Гончаров своим великолепным романом «Обломов» сумел показать две разные жизни, двух совершенно отличных друг от друга героев, являющимися антиподами. Илья Обломов и Андрей Штольц – центральные персонажи сего произведения, ведущие каждый собственный образ жизни. Один – мечтатель, любящий покой и уют. Второй – рьяный работник, продуктивный деятель, ищущий во всем совершенствование. Обломов и Штольц очевидно, различные натуры, у каждого свое мировоззрение.

На страницах романа Илья Обломов – полный мужчина, любящий провести свободное время в мечтах и сладостных грезах. Штольц же настоящий работодатель, способный к труду, сам он худой, в отличие от его друга. Если у Обломова глаза темно-серые «с приятной наружностью», то у Штольца они зеленые, «но выразительные».

Из-за собственного бездействия, Илья Обломова одолевает тоска, он редко выходит на свежий воздух, потому и слаб здоровьем. У друга же его самочувствие всегда отличное, «он сохранил силу души», постоянно находясь в движении. Если Обломов – помещик, то Штольц полная ему противоположность. Даже воспитательный процесс у героев проходил по-разному. Один получил «обломовское» воспитание, Андрей Штольц же – суровое и трудовое воспитание.

Илья Ильич полностью избалованный, Штольц себе такой слабости не позволяет. Соответственно, отсюда и приспособленность героев к тем или иным жизненным ситуациям: первый не знал трудностей, он «не терял ничего», второй постоянно преодолевал преграды. Тем самым, если Обломов не боролся, не терял, не искал, то, собственно, не о чем и говорить, потому как только те, кто постоянно пребывает в движении, тот и добивается всего, что он желает. Пример этому Штольц.

Обломов — ленивый, Андрей Штольц – трудолюбивый человек. Первый не читает книги, предпочитая газеты. Второй же, наоборот, интересуется художественными произведениями. Отсюда и вытекает простая истина, которую хотел донести до читателей Гончаров: никогда не стоит долго пребывать в мечтах и грезах, ибо они ослепляют настолько, что выходить из созданного внутреннего мира совершенно не желается, соответственно, это мешает действовать. Людям же, чтобы всего поставленного добиваться, чтобы все заветное осуществлять и воплощать в жизнь, важно не только быть трудолюбивыми и работоспособными, но и получить правильное воспитание! Главное не быть «занянчинным», а вовремя ступить на трудный путь, ибо только с помощью решительных шагов меняется жизнь к лучшему, и воплощаются тайные мечты в реальность


Пример характеристики 3

ВНЕШНОСТЬ ОБЛОМОВА И ШТОЛЬЦА

Илья Ильич Обломов — человек 32–33 лет, приятной внешности, среднего роста. На его лице почти всегда было выражение мягкости, покоя, отсутствия сосредоточенности. В тёмно-серых глазах и в улыбке ясно светилась его добрая душа. От недостатка свежего воздуха и движения у Обломова не совсем свежий цвет лица, он не по летам обрюзг и был изнежен. Движения его ленивы, даже когда он встревожен. Любимой одеждой Обломова был мягкий, удобный восточный халат, потому что Илья Ильич любил, чтобы телу было просторно. Поэтому и туфли у него были широкие и мягкие.

Андрей Иванович Штольц — ровесник Обломова и его друг. Он худощав, «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Его немного зеленоватые глаза выразительны, цвет лица смугловатый, ровный.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ

Обломов по происхождению дворянин. Он барин, у него есть имение и 300 крепостных людей. С детства ему внушали, что сидеть, ничего не делая, почётнее, чем трудиться. Для его родных идеалом в жизни был покой и бездействие. Любимыми его сказками были сказки о добрых волшебницах, медовых да молочных реках, Емеле. Слушая их, мальчик мечтал, что волшебница одарит его, а он будет только наряжаться да кушать, а потом женится на «неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне». До 15 лет Обломов учился в пансионе у управляющего имением в Верхлёве Ивана Богдановича Штольца, сын которого, Андрей, был почти одних лет с Ильёй. Домой Илюша приезжал только раз в неделю. Родители рады были оставить сына дома под любыми предлогами: праздники, холод, жара, дождь. Они понимали, что без просвещения сейчас не получить чинов, наград и денег, но хотели, чтобы их сын не утруждал себя в учении. Андрей тоже баловал Илью, делая за него переводы и подсказывая на уроках. После пансиона родители послали сына в Москву, чтобы продолжил образование. У Ильи был робкий характер, поэтому он старался не обнаруживать свою лень перед учителями, но учил только то, что было задано и, даже если чего-то не понимал, не просил учителя объяснить это. С неохотой он читал книги, которые ему приносил Штольц. Чтение серьёзных книг Илью утомляло, но поэзию он любил. Андрей, пользуясь любовью своего друга к поэзии, увлекал его мечтами о будущей деятельности, полезной для общества. Но года через полтора Обломов охладел к этим мечтам и чтению стихов и только изредка лениво прочитывал какую-нибудь книгу, которую советовал прочесть Штольц. После получения аттестата Обломов не применял свои знания на практике. Хотя прошёл курс судопроизводства, он не мог написать, в случае какой-нибудь кражи в доме, заявление в милицию и посылал за писарем. Счёты в имении он сам не сводил — это делал староста. Илья Ильич не понимал, как применять к жизни науки, которые он изучал.

Друг Обломова, Андрей Штольц, был немец по отцу, а мать его была русская дворянка. Отец, Иван Богданович, был управляющим в селе Верхлёве, агрономом, технологом, учителем. Он постарался научить сына не только наукам, но и практическим делам. Привил ему упорство, трудолюбие. Мать, боясь, что сын вырастет грубым, бесчувственным, научила его любить книги и музыку. После учёбы в пансионе, который учредил его отец, Андрей учился в университете, затем продолжил образование в Европе.

КАРЬЕРА


Обломов
был не подготовлен к практической деятельности, у него не было привычки к труду. После учёбы он прослужил в канцелярии года 2, имел чин коллежского секретаря, выполнял мелкую, не творческую работу. Обломов не хотел «тратить мысль, душ

Он худощав, «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Его немного зеленоватые глаза выразительны, цвет лица смугловатый, ровный.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ

Обломов по происхождению дворянин. Он барин, у него есть имение и 300 крепостных людей. С детства ему внушали, что сидеть, ничего не делая, почётнее, чем трудиться. Для его родных идеалом в жизни был покой и бездействие. Любимыми его сказками были сказки о добрых волшебницах, медовых да молочных реках, Емеле. Слушая их, мальчик мечтал, что волшебница одарит его, а он будет только наряжаться да кушать, а потом женится на «неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне». До 15 лет Обломов учился в пансионе у управляющего имением в Верхлёве Ивана Богдановича Штольца, сын которого, Андрей, был почти одних лет с Ильёй. Домой Илюша приезжал только раз в неделю. Родители рады были оставить сына дома под любыми предлогами: праздники, холод, жара, дождь. Они понимали, что без просвещения сейчас не получить чинов, наград и денег, но хотели, чтобы их сын не утруждал себя в учении. Андрей тоже баловал Илью, делая за него переводы и подсказывая на уроках. После пансиона родители послали сына в Москву, чтобы продолжил образование. У Ильи был робкий характер, поэтому он старался не обнаруживать свою лень перед учителями, но учил только то, что было задано и, даже если чего-то не понимал, не просил учителя объяснить это. С неохотой он читал книги, которые ему приносил Штольц. Чтение серьёзных книг Илью утомляло, но поэзию он любил. Андрей, пользуясь любовью своего друга к поэзии, увлекал его мечтами о будущей деятельности, полезной для общества. Но года через полтора Обломов охладел к этим мечтам и чтению стихов и только изредка лениво прочитывал какую-нибудь книгу, которую советовал прочесть Штольц. После получения аттестата Обломов не применял свои знания на практике. Хотя прошёл курс судопроизводства, он не мог написать, в случае какой-нибудь кражи в доме, заявление в милицию и посылал за писарем. Счёты в имении он сам не сводил — это делал староста. Илья Ильич не понимал, как применять к жизни науки, которые он изучал.

Друг Обломова, Андрей Штольц, был немец по отцу, а мать его была русская дворянка. Отец, Иван Богданович, был управляющим в селе Верхлёве, агрономом, технологом, учителем. Он постарался научить сына не только наукам, но и практическим делам. Привил ему упорство, трудолюбие. Мать, боясь, что сын вырастет грубым, бесчувственным, научила его любить книги и музыку. После учёбы в пансионе, который учредил его отец, Андрей учился в университете, затем продолжил образование в Европе.

КАРЬЕРА


Обломов
был не подготовлен к практической деятельности, у него не было привычки к труду. После учёбы он прослужил в канцелярии года 2, имел чин коллежского секретаря, выполнял мелкую, не творческую работу. Обломов не хотел «тратить мысль, душу на мелочи». Он до того боялся начальника, что когда провинился, отправив какой-то документ в Архангельск вместо Астрахани, так испугался, что подал в отставку.

Штольц
, закончив учёбу, прожил 3 месяца дома. Затем его отец решил, что сын должен сам проложить себе жизненный путь, и отправил его в Петербург. Там Штольц служил и, выйдя в отставку, стал участвовать в компании, отправляющей за границу товары. Он «нажил дом и деньги», ездил по делам за границу, писал проекты и ещё успевал читать и ездить в свет.

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ, ОБЩЕСТВУ

После того, как Обломов перестал служить, он ещё некоторое время посещал дома, где собиралось общество, навещал друзей. Но скоро ему лень стало ходить в гости, «он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете». Из-за отсутствия разнообразия в жизни Илья Ильич стал робок, многого боялся (например, ездить в карете). Штольц попытался внести разнообразие и движение в жизнь Обломова и стал возить его в гости, вместе с ним ездить по делам. Но через неделю Обломов «восстал от этой суеты». Он уже ясно видел низость светского общества: зависть, жадность, сплетни, отсутствие интересов сердца и ума, приверженность к игре в карты. На вопрос Штольца, как бы он хотел жить, Илья Ильич ответил, что уехал бы в деревню, но только тогда когда закончит план улучшений в управлении имением. Там он хотел зажить беззаботной семейной жизнью, как жили его предки. Он так прекрасно передал картины жизни, о которой мечтал, что Штольц воскликнул: «Да ты поэт, Илья!» Для осуществления своего идеала жизни Обломов оказался так же не пригоден, как и к службе.

Штольц противопоставляет идеалу друга свой идеал. Он говорит, что содержание и цель его жизни — труд, что он никогда не перестанет трудиться. По жизни «он шёл твёрдо, бодро», контролируя и радости, и печали. Воображения, мечты Штольц боялся, доверял только тому, что подвергается «анализу опыта». Он никогда не терялся в сложных ситуациях, «не болел душой», а если хотел успокоить встревоженную душу, ехал к Обломову. Общение с доверчивым, добрым Ильёй Ильичом прогоняло усталость от дел и светской жизни с её балами и вечерами.

ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ

В первые годы жизни в Петербурге Обломов иногда бывал влюблён в женщин, но ненадолго, так как влюблённость никогда не переходила в любовь. Он больше ограничивался поклонением издали, так как не хотел больших хлопот, к которым ведёт сближение с женщинами. Но однажды всё же сблизился с одной из них, Миной, воображал, что её любит, и платил ей больше половины своего дохода. Но сейчас он понял, что просто губил с ней силы своей души, гаснул. Об этом увлечении читатель узнаёт из его разговора со Штольцем (часть 2, глава 4). Любовь к Ольге Ильинской воскресила душу Обломова, дала ему силы жить, а не существовать. Когда она согласилась стать его женой, в уме Ильи Ильича рядом с поэзией любви стало вырисовываться другая сторона семейной жизни — множество обязанностей, необходимость уже до женитьбы устроить свои имущественные дела. Первые хлопоты на этом пути были тяжелы для Обломова, и стали охлаждать его любовь к Ольге. Девушка поняла, что ей не удалось воскресить Илью Ильича к активной жизни, и рассталась с ним, потому что сама не могла жить так как он. Вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, у которой Обломов снимал квартиру, была доброй, простодушной, хозяйственной женщиной. Она полюбила Илью Ильича, стала заботиться о нём, и вызвала в нём ответное чувство. Выйдя замуж за Обломова, Агафья Матвеевна подарила ему счастье умиротворения, более нужное его душе, строю его характера, чем счастье активной жизни.

Отношение Штольца к женщинам было ровное, спокойное. Он не ослеплялся их очарованием, поэтому не унижал достоинства мужчины, не был рабом красавиц. Некоторые ему говорили, что зря он в своём эгоизме бережётся от страстей. Случайно встретив в Париже Ольгу Ильинскую, Штольц был поражён тем, как она повзрослела, как развился её ум, а душа её просит «опыта и жизни». Общаясь с ней, Штольц понял, что без Ольги ему жить нельзя, но догадался, что она боится отвечать на его любовь, так как раньше уже любила. Узнав, что девушка раньше любила Обломова, Штольц объяснил ей, что это была не любовь, а ожидание любви. Ольга была благодарна своему другу, что он этими словами прогнал её горечь и раскаяние, и согласилась выйти замуж за Штольца. В семейной жизни они были счастливы, понимали друг друга, «всё было у них гармония и тишина».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЛОМОВА И ШТОЛЬЦА

Обломов и Штольц — друзья, не похожие друг на друга, но ценящие свою дружбу. У каждого из них есть и положительные, и отрицательные черты характера.

Илья Ильич Обломов
— человек с добрым сердцем, чистой, ясной душой. Он совестлив, хорошо относится к людям, но слишком доверчив, беспечен, робок. Главная отрицательная черта его характера — лень.

Андрей Иванович Штольц
— человек трудолюбивый, упорный в достижении цели, с бодрым, деятельным умом. Он понимает искусство, глубоко чувствует, но старается не терять почвы под ногами из-за мечтаний. Штольц шёл по жизни твёрдо и бодро. Мечте, воображению не было места в его душе — он их боялся, а ведь без них жизнь всё же неполна. Оба они, и Обломов, и Штольц, верны своей дружбе и ценят друг друга.



Цитаты Штольца

  • Мудрено и трудно жить просто!
  • Кому хорошо и выгодно на месте, тот не уйдет; а если ему не выгодно, то и тебе не выгодно: зачем же его держать?
  • Да разве сознание есть оправдание?
  • Ты сбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души. Нужна и телесная и душевная гимнастика
  • Джентльмен есть такой барин, который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги
  • Самолюбие это почти единственный двигатель, который управляет волей
  • Жизнь мелькнет, как мгновение. Пусть она будет постоянным горением!
  • Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!
  • Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей богу нет!
  • Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить


Цитаты Ильи Обломова

  • Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова…
  • Лентяй ты, лентяй! Пропадешь, брат, Илья Ильич, ни за копейку!…
  • Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!..
  • Переполнять ежедневно желудок есть своего рода постепенное сaмoубийcтво; но он к этому привык и не пугался…
  • Ты не беспокой меня, а там, как хочешь, так и распорядись, только чтоб не переезжать…
  • Мне и думать-то об этом не хочется. Пусть Захар что-нибудь придумает…
  • Ничего не умеешь сам сделать. Все я да я! Ну, куда ты годишься? Не человек: просто солома!..
  • Ну, пусть эти «некоторые» и переезжают. А я терпеть не могу никаких перемен!..
  • Я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался

Литература – 10 класс.

 Тема урока: «Обломов и Штольц.
Сравнительная характеристика»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Цели  урока: выявить особенности авторской
позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать  навыки
характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое
мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова,
текст  романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по
литературе, иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

— содержание романа И.А.Гончарова
«Обломов»;

— основную мысль произведения;

— главные образы.

Учащиеся должны уметь:

— правильно отвечать на поставленные
учителем вопросы;

— выразительно читать указанные учителем
эпизоды и цитаты из текста;

— обобщать и систематизировать учебный
материал;

— совершенствовать навыки работы с
текстом;

— делать выводы и связывать их в
монологическое высказывание.

Ход
урока.

I Оргмомент.

II Реализация д.з.
(И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание,
образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца
с характером Обломова)

III Сообщение темы и цели
урока.

IV Подготовка к
восприятию произведения. Работа по плану урока.

1.Вступительное слово.

Добрый день,
ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о
назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

                                                     
 План работы:

1.Образ Штольца в романе: семья,
воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные
ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

2.Выстроить и записать цепочку ключевых
слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

3.Сопоставить характер Штольца с
характером Обломова:

Вам необходимо
сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

 Мы сегодня с Вами
рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

 —  Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же
они – двойники или антиподы?

     Давайте определим лексическое
значение слов антипод и двойник

     2.Словарная работа.

Антипод
— (греч. antipodes — обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух
противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров
земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных
свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он — совершенный его антипод или он
совершенный антипод ему.

Двойник
— человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

              — Каково ваше восприятие об
Обломове и Штольце?

Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже
состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив,
не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы
учащихся)

— А как знакомит нас автор с Андреем
Штольцем? Так же, как с Обломовым, или иначе?

(О Штольце мы узнаём ещё в первой части
романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые Илье
Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца,
которого «любил искренне»;

— в связи с мечтами главного героя, где
Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью
картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и
покоя;

— Штольц появляется и во «Сне Обломова»,
вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу
детства, которая сформировала героя.

Учитель: Неожиданно появление героя в
финале первой части  и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни
И.И.Обломова»

(встреча Обломова и Штольца).

Мы видим, что эти
два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие.
Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики
героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором
помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к
женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами
делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

4. Рассмотрим
все особенности героев.

(Ответы учащихся:  Обломов  и Штольц).

            
Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная
программа

Взгляды
на жизнь

Цель
жизни

Дружба

Восприятие
жизни

Испытание
любовью

а)Внешность:  (когда
они предстали перед читателем)

    — На что обращает наше внимание
И.А.Гончаров при описании внешности героев?

« …лет тридцати двух-трех от роду,
среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник
Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и
никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

б)Происхождение:

…из богатого дворянского рода с
патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них
работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

…выходец из мещанского сословия (его отец
покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись
управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит
в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член
торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит
в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия,
гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства,
страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе,
любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим
богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка.
Наполовину русский, не
дворянин.

в) Воспитание.

—  Какое воспитание получили И.Обломов и
А. Штольц? Расскажите об этом.

Родителям хотелось
преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители
приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться,
налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем
стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

Обломова даже не
выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать
спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается
родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или
простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы
обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

Отец дал ему
воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам,
рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил
его, что главное в жизни—это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

— Назовите эпизоды, сцены, наглядно
иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) 
по ролям.

       — Какое впечатление  производит на
вас эта сцена?

        — Как вы можете прокомментировать
это?

        — Чему научил его отец? Что
чувствовал А.Штольц?

Гончаров создаёт
Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у
Штольца всё иначе.

Его воспитание — трудовое, практическое,
его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын…”).

Особого разговора требуют: отношение
матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло
бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц —
Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

 — Рабочий лист (внизу графы:
«Воспитание», указать антипод).

г).Образование:

…обучались в небольшом пансионе,
находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в
Москве университет.

С восьми лет он
сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда,
библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и
фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал
по складам же Телемака»

 На основании воспитания и образования
была заложена определённая программа.

 — Какова она у Обломова и Штольца?

д) Заложенная программа.

Обломов

Мечта. Прозябание
и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и
успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими
от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его
исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам,
обобравшим его имение).

«Лежанье у Ильи Илича не было ни
необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни
случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его
нормальным состоянием».

  — Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики
говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц)
были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь”
(ср. с Обломовым).

Штольц

Штольц боялся
мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное
начало

« Он беспрестанно в движении: понадобится
обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать
какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между
тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

— Что значит жизнь и каково назначение
человека, по Штольцу?

Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то
есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не
пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в
покое и наслаждении
; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль
этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора
КАК ЖИТЬ?!

— Как возникает спор? (Недовольство
Обломова пустой жизнью общества.)

— Это не жизнь!

— Когда наступает перелом в споре?
(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”;
идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание,
стихия и цель жизни”.)

(Физкультминутка)

Вступительное слово о смысле жизни.

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни
И.И.Обломова» (
второй монолог. Исповедь Обломова, с.
166. «Знаешь ли, Андрей…»)

— В какой обстановке происходит беседа?

— О чём говорит И.Обломов?

 — Как каждый из героев выявился в споре?

е) Взгляды на жизнь

Обломов

«Жизнь: хороша
жизнь!», — говорит Обломов, — «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты
посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего
глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти
члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их,
лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц.

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее:
«Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

ё) Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она
«не трогала». (Обломов)

«Труд – образ, содержание, стихия и цель
жизни, по крайней мере, моей».( Штольц)

ж) Восприятие жизни

Жизнь — счастье в труде; жизнь без работы
— не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” — сказал Штольц».

Обломов хочет делать, что душа и сердце
пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

Штольц хочет иметь “простой, то есть
прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”, “Выше
всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену,
и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

— С кем из героев и на каком этапе спора
вы готовы согласиться?

— Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе спора ребята приходят к
выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Учитель: В разговорах (спорах) часто
последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может
переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним.
Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления
Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с
Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

Чья философия позитивна и конструктивна?

Сопоставить
характер Штольца с характером Обломова:

Обломов

Штольц

Покой
(апатия)

      
«…он беспрестанно в движении…»

Сон
(бездействие)

 
«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Мечта –
«скорлупа, самообман»

«он
боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом
понимании и отправлении жизни»

Страх
перед обстоятельствами

«причину
всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность
существования

«Выше
всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

Труд —
наказание

«Труд –
образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

Сделать вывод о том,
на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

— Не слишком ли положителен в своих
воззрениях Штольц?

— А может быть, Обломов прав: люди, ищущие
смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он,
лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова –
это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться
от реальности?

Сила и слабость характеров Обломова и
Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог:

 Оцените критически жизненное восприятие
Обломова/Штольца.

— Чью позицию вы считаете приемлемой для
себя?

(Аргументируй. Какие ценностные установки
(кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

 — Какими оказались наши герои в любви?
Выдержали испытание любовью или нет?

Ответы учащихся:

Обломов и Штольц

Обломов
отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать
её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую
ему подарила Агафья Пшеницына).

Штольц любил
не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова
рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и
блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему
необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил
её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не
понимает Ольгину грусть.

Какими мы наблюдаем наших героев в
дружбе и в отношении с окружающими?

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

з) Дружба

Есть знакомые, но
нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Друзей у Штольца
всегда и везде было много —  люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость
только к людям-личностям, искренним и порядочным.

— Дадим на основании всего сказанного
характеристику Обломову и Штольцу.

Характеристика героев:

Обломов и Штольц

1.Обломов. Добрый,
ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный
покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего
не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им
мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и
самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

2. Штольц.
Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой
черной работой,  благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и
предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий
«железный» характер,  но чем-то он напоминает машину, робота,
настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед
нами суховатый рационалист.

Ответ на проблемный вопрос: Обломов и
Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

V Подведение
итогов.

Да, Гончаров хотел
противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца,
который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но
в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора
к герою.


Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

— Обломов умирает, оставив сына.

— Пшеницына готова сделать все ради
Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

— Ольге очень плохо (не хватает Обломова),
нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

— Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо
без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

 — Итак, все герои в результате пришли к
той же самой «обломовщине»!

Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя
к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от
Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера,
благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту,
честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с
собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество,
забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете
потом!»

VI .
Домашнее задание
:

Роман  И.А.Гончарова «Обломов»:

Индивидуальные задания:

1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

2.Развитие отношений Обломова и Ольги (
гл.6-12)

3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира
на Выборгской стороне  у Пшеницыной.

Оценки

Обломов   
и Штольц).

            
Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

« …лет тридцати
двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми
глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился
ровный свет беспечности»

ровесник
Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый
и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

Происхождение

из
богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как
деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек,
дворянин.

…из
небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения,
мать – обедневшая русская дворянка

Воспитание

родители
приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь,
одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием,
считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после
еды – крепкий сон.

отец дал
ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим
наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет
сына. отец научил его, что главное в жизни—это деньги, строгость и
аккуратность.

Образование

…обучались
в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе
Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

Заложенная
программа

… прозябание
и сон – пассивное начало

С
восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам
Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам
крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни
Крылова и разбирал по складам же Телемак.


энергия и бурная деятельность  — активное начало.

Взгляды
на жизнь

«Жизнь:
хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца?
Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего
глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня,
эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я
виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц
познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без
Обломова…

Цель
жизни

Прожить
жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

«Труд –
образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

«Труд –
образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Дружба

Есть
знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Друзей у
Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал
близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Восприятие
жизни

Колеблющееся
— от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет
исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

Обломов
хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не
утруждаться.

Жизнь —
счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава
богу!” — сказал Штольц».

Штольц
хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что
было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в
достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства
одолеть, он отойдет”.

Испытание
любовью

ему
нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья
Пшеницына)

ему
необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

            
Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная
программа

Взгляды
на жизнь

Цель
жизни

Дружба

Восприятие
жизни

Испытание
любовью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Портрет алены ивановны цитаты
  • Пословицы о мужестве на башкирском языке
  • Найти пословицы о труде и учении
  • Пословицы с не определенной формой глагола
  • Волейбол это цитаты