Пейзажная лирика тютчева цитаты

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение. 

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

Федор Тютчев

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком. 

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:


Не слепок, не бездушный лик –


В ней есть душа, в ней есть свобода,


В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен. 

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают. 

Листья

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья». 

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров


Умильная, таинственная прелесть:


Зловещий блеск и пестрота дерев,


Багряных листьев томный, легкий шелест,


Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна. 

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Человек и природа

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться. 

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость. 

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери». 

Гроза

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,


Когда весенний, первый гром,


как бы резвяся и играя,


Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением. 

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,


Вот дождик брызнул, пыль летит,


Повисли перлы дождевые,


И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей. 

Природа в лирике Тютчева

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой. 

Природа

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…


Но что же вдруг тебя волнует,


Твой сон ласкает и целует


И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию. 

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Еще материалы по творчеству Ф.И. Тютчева:

  • «Она сидела на полу» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • Философская лирика Федора Ивановича Тютчева — основные темы, мотивы и проблематика
  • «Умом Россию не понять» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Я встретил вас — и всё былое» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «С поляны коршун поднялся» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Нам не дано предугадать» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Как неожиданно и ярко» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Весенние воды» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Зима недаром злится» — анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева
  • «Летний вечер» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «О, как убийственно мы любим» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Как хорошо ты, о море ночное…» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • «Тени сизые смесились» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
  • Ф. И. Тютчев (1803-1873) — биография, личная жизнь, творчество, интересные факты

Содержание

  1. Природа в ранней лирике Тютчева
  2. Природа и человек в поздней лирике Тютчева

Забить и найти эксперта
по ЛИТЕРАТУРЕ

Найти эксперта

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Определение 1

Лирика – это вид поэзии, выражающий переживания и чувства поэта.

Природа в ранней лирике Тютчева

Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.

Замечание 1

Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.

Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».

Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.

Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».

В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:

  • «Весна»,
  • «Еще земли печален вид»,
  • «Восток белел, ладья катилась…»,
  • «Проблеск»,
  • «В душном воздухе молчанья…» и т.д.

В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.

В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.

В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.

«Пейзажная лирика Тютчева» 👇

В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.

Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».

Замечание 2

В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.

В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».

Природа и человек в поздней лирике Тютчева

Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.

Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).

В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».

Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.

Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть Любовь, в ней есть язык.

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Природа — сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Фёдор Тютчев

поэт, публицист, дипломат

(05.12.1803 — 27.07.1873)

Смотрите также…

Фёдор Тютчев — все цитаты или только
о любви,
о природе и животных,
о России,
о мыслях,
о чувствах,
о словах и разговорах,
об общении,
об отношениях,
о Родине,
об истине,

Цитаты других авторов о природе и животных.

Фёдор Иванович прославился благодаря умению тонко передавать краски, звуки и запахи окружающего мира. Благодаря его произведениям читатели могут посмотреть на пейзажи другими глазами. Тема природы в творчестве Тютчева занимает центральное место. Он достиг мастерства в изображении красоты и многообразия всего живого. Каждый стих — олицетворение души автора, который относится ко всем временам года с большой любовью.

Оглавление:

  • Отношение Тютчева к природе
  • Особенности лирики для детей
  • Смена времён года
  • Весенняя тематика
  • Работа над сочинением

Тема природы и пейзажная лирика в творчестве Тютчева

Отношение Тютчева к природе

Отношение Тютчева к природе

Русский поэт наделял природу человеческими качествами, очеловечивал её. Он был уверен, что растения, камни и каждая песчинка способны говорить, чувствовать, испытывать боль. Но самое важное, по мнению Тютчева, что человек и природа связаны духовно, но не всем удаётся ощутить это единение. С помощью поэзии Фёдор Иванович пытался донести до людей необходимость быть ближе ко всему живому, учиться понимать язык растений, воспринимать их чувства.

Поэт заявлял, что природа нуждается в защите. Она страдает от потребительской философии, и только жалкие, бедные духом люди видят в окружающем мире источник материальных ценностей, не понимая, что его нужно оберегать и по возможности восполнять.

По мнению Ф. И. Тютчева, природа для человека — родная мать, и нельзя относиться к ней без уважения, чёрство, занимая позицию бездушного потребителя.

Особенности лирики для детей

В стихотворениях, написанных для детей, Тютчев уделяет описанию всего живого очень много внимания. Произведения ценны тем, что в них заложен воспитательный компонент. Поэт учит ребят не только видеть красоту, но и относиться к ней бережно, ответственно, с заботой и любовью. Только такая позиция позволит сполна насладиться красотой мира и не очерстветь душой.

В природной лирике Ф. И. Тютчева, рассчитанной на детей и подростков, тема любви ко всему живому перекликается с чувствами к родине. Поэт пишет кратко, но очень ёмко. Популярные произведения, в которых изображаются родные просторы и явления удивительной красоты:

  • «Осенний вечер»;
  • «Листья»;
  • «Весенняя гроза».

Стих «Осенний вечер»

В первом из произведений очень много эпитетов, например:

  • «томный, лёгкий шелест»;
  • «зловещий блеск»;
  • «таинственная прелесть»;
  • «тихая лазурь».

Стихотворение недаром включено в школьную программу: строки настолько проникновенны, что способны найти отклик в детских сердцах. В юном возрасте, когда душа открыта всему новому, поэтические строки Тютчева воспринимаются как зеркало, в котором отражается отношение человека к природе.

Смена времён года

Тема природы в лирике Тютчева нередко сопровождается акцентами на смене времён года, и каждое из них поэт показывает во всей красе. Он уверен, что во всех сезонах есть восхитительные черты. Увядание природы, как старение человека, — естественный процесс. Значит, не стоит его бояться, пытаться отсрочить или избежать, тем более что последнее ещё никому не удавалось. Развитие, угасание и обновление природы тесно связаны с человеческой жизнью. У Тютчева это показано с помощью черт характера, присущих людям. Вот с чем сопоставляются времена года:

  • осень — с грустью;
  • зима — с мудростью;
  • лето — с безудержным весельем;
  • весна — с надеждами, мечтами.

У стихотворений Ф. И. Тютчева есть одна общая черта: выразительное описание каждой местности. Читая произведения этого автора, можно в деталях представить себе обстановку, «увидеть», какие кусты, деревья и травы растут вокруг, как они освещены, что происходит на небе.

Поэт настолько умело подбирает средства художественной выразительности, что в его стихах можно увидеть яркие цветы, ощутить, каков их аромат, услышать пение птиц.

Весенняя тематика

Описаниям явлений природы, характе́рных для весны, в творчестве Тютчева уделяется больше всего внимания. Пример — «Весенняя гроза». Достаточно ознакомиться с отрывками, чтобы понять, как трепетно поэт относился к периоду пробуждения. Явления, эмоции и состояния, с которыми ассоциирует поэт весну:

  • ликование;
  • восторг;
  • торжество солнца;
  • острота ощущений;
  • радость;
  • улыбки, смех;
  • смена старого на новое;
  • игривый настрой всего живого.

Весенняя тематика

Гроза, которая случается весной, представляет собой единство противоположностей. С одной стороны — страшное и опасное явление природы, с другой — кардинальные перемены, несущие счастье, раскрытие потенциала, очищение от всего, что стало ненужным. Дождь смывает всё отрицательное, что накопилось за зиму. И люди, и природа могут начать жить в обновлённом состоянии. После весенней грозы в мире воцаряется гармония, и у людей есть возможность поучиться у природы, ощутить прелесть окружающего мира и начать ценить каждый миг.

Работа над сочинением

Когда учащиеся знакомятся с творчеством Тютчева, им приходится писать сочинение, посвящённое отдельным стихотворениям, идеям или литературным приёмам, которые использует поэт. Если есть выбор, можно взять для раскрытия тему природы. Прочитав несколько стихотворений, написанных в разные периоды, школьники смогут проследить, как изменялся общий настрой, какой становилась атмосфера произведений по мере становления поэта как личности и мастера. За основу можно взять такой план:

Работа над сочинением

  • краткая биография поэта;
  • центральные темы в творчестве;
  • проблематика произведения;
  • особенности пейзажной лирики;
  • черты, характе́рные для детских стихов;
  • единение и противопоставление природы и человека;
  • анализ одного из стихотворений.

Такая работа заслужит высокую оценку. Перед написанием важно не просто механически прочесть стихи, а постараться погрузиться в них, понять и ощутить состояние поэта. Ведь Тютчев, по сути, выступил посредником между живым миром и обычными людьми, неспособными видеть то, что открывается взгляду художника.

«ВО
ВСЁ УЛЫБКА, ЖИЗНЬ ВО ВСЁМ!»
Тютчев — поэт русской природы.

   Природа-
основная тема творчества Ф.И.Тютчева. Поэт рассматривает её как некий
одушевлённый организм, верит в её таинственную жизнь. В лирике Тютчева
«поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Пейзажи
Тютчева наделены живой душой, малейшие движения которой чутко улавливает и передаёт
поэт.

  
Особенно Тютчев любил весеннюю и осеннюю природу
-возрождающуюся и увядающую. Весной навеяны самые радостные, жизнеутверждающие
мотивы его стихов. Пора весны с её «румяным светом» и «златыми снами» — это для
Тютчева пора любви, подъёма внутренних сил.

   В стихотворении
«Ещё весны печален вид» (1876 г.) образ весны является без всякой условности.
Тютчев рисует самый момент её наступления, когда жизненные силы природы рвутся
наружу из земного плена. Поэта всегда особенно привлекали переходные,
промежуточные моменты жизни природы. В этом стихотворении он описывает те
мгновения, когда уходящая зима сталкивается с весной, земля ещё спит, но в
воздухе уже чувствуется пробуждение: «Еще земли печален вид, /А воздух уж
весною дышит, / И мертвый в поле стебль колышет, / И елей ветви шевелит».

   Стихотворение
можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж — природа конца
февраля начала марта. Несмотря на то,что природа спит, воздух уже дышит весной.
Автор переносит на природу свойства человека, образ природы наделён душой.
Природа в стихотворении ещё не проснулась, но «улыбнулась»: «Еще природа не
проснулась,/ Но сквозь редеющего сна/ Весну послышала она./ И ей невольно
улыбнулось…»

   Состояние природы,
переживающей приход весны, аналогично состоянию человека, испытывающего радость
пробуждения. И природа, и человек наполнены одним чувством, именно это
внутреннее родство придаёт смысловое единство обоим частям стихотворения.
   Стоит обратить внимание на глаголы: целует, золотит, волнует, играет. Все
они ассоциируют нежность, любовь. В финале стихотворения образы природы и
человеческой души сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева.

Блестят и тают
глыбы снега,

Блестит лазурь,
играет кровь…

Или весенняя то
нега?..

Или то женская
любовь?

   Наделяя
природу человеческими свойствами, поэт часто пользовался образами природы для
раскрытия своих дум. Тютчев постоянно находится в диалоге с природой, они поверяют
друг другу свои тайны, обогащая друг друга.

   Тютчев –
единственный поэт, у которого философское восприятие природы было основой его
видения мира. Главное достоинство его стихов в «живом, грациозном, пластически
верном изображении природы», — Некрасов. Разные мысли и чувства пробуждает в
читателе пейзажная лирика Тютчева. Среди стихотворений о природе поражают силой
чувств стихи, посвященные морю. Море – стихия, которая привлекала внимание
многих художников и поэтов. Оно поражает, захватывает дух своей динамичной
жизнью: то оно тихое и спокойное, распространяющее благодать и умиротворение,
то грозное и суровое, приводящее в смятение.

   В стихотворении
«Как хорошо ты, о море ночное…» Тютчев с огромной любовью пишет о многоцветных
красках в лунную ночь, о живом и бурном дыхании моря, о гремящих и сверкающих
волнах.

Как хорошо ты, о
море ночное, —

Здесь лучезарно,
там сизо-темно…

В лунном сиянии,
словно живое,

Ходит, и дышит, и
блещет оно…

   Поэт описывает
именно ночное море. Ночь – это для Тютчева время, когда человек проникает в
космос, постигая тайну существования. День лишь прикрывает некую тайну бытия,
когда под покровом ночи очертания и краски внешнего мира теряют свою
определенность.

   Поэт находится
в состоянии созерцания, он словно растворяется в огромной морской стихии.
Тютчев большое значение придавал способности человека слиться с природой,
почувствовать ее. Он был уверен, что человек не должен забывать о своей
причастности к единому бытию, частичкой которого является. Наслаждаясь морским
пейзажем, поэт восклицает: «Как хорошо ты в безлюдье ночном!», отдыхает от суеты
мира людей, приобщаясь к природе.

   Морской пейзаж
в стихотворении приобретает космический масштаб:

Зыбь ты великая,
зыбь ты морская,

Чей это праздник
так празднуешь ты?

Волны несутся,
гремя и сверкая,

Чуткие звезды
глядят с высоты.

   Эпитет
«великая» возвышает морскую стихию, она выступает посредником между человеком и
высшей силой, о присутствии которой мы (читатель) догадываемся по вопросу: «Чей
это праздник так празднуешь ты?»

   В общении с
природой поэт подвергается ее воздействию, наполняется ее токами и хочет
слиться с ней в едином порыве:

В этом волнении, в
этом сиянье,

Весь, как во сне,
я потерян стою –

О, как охотно бы в
их обаянье

Всю положил бы я
душу свою…

   «Волнение» —
это хаос, который с точки зрения Тютчева, лежит в основе мироздания. В
обыденной дневной жизни он скрыт от глаз, он вырывается наружу в «страшных
песнях» ночного ветра, в несущихся морских волнах. Хаос, по Тютчеву, — это
некая первооснова мира, из которой состоит космос, который в свою очередь
присутствует в глубинах человека.

   Одним из
важнейших художественных приемов, которым пользуется автор в стихотворении,
является олицетворение. Природа живет своей неповторимой жизнью, поэтому
наделяется человеческими качествами и способностями. Звезды «глядят», морская
стихия «празднует» праздник. В описании моря поэт не выделяет детали пейзажа,
гораздо более значимо эмоциональное наполнение. Излюбленным приемом передачи
цвета Тютчева является сочетание оттенков воды и солнца, воды и лунного сияния.
Поэт имеет способность зорко улавливать светотени, переходы одного цвета в
другой. Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое.

   Знаменитая
«Весенняя гроза» (1829 г) – одно из главных стихотворений, благодаря которому
Тютчев приобрел репутацию поэта-философа.

   Это
стихотворение – замечательный пейзаж, дающий картину грозы в ее характерных
чертах: гром, дождь, солнце, бегущие ручьи, птичьи трели.

В стихотворении
прекрасно слышны природные звуки: аллитерация на «р» проходит через все строфы
(гроза, гром, играя, резвяся, грохочет и др.).

   Последняя
строфа меняет изображаемую картину. Ссылаясь на чей-то взгляд со стороны  («Ты
скажешь..»), поэт превращает конкретный пейзаж в вечное космическое явление,
картину – в миф. То, что для одного наблюдателя  — просто гроза, для другого –
случай на пиру богов-олимпийцев. Богиня юности Геба, обязанность которой –
разливать вино, решила поиграть с людьми. Долгожданный весенний дождь в этом
контексте – громокипящий кубок Гебы.

   С первых
строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе,
которая для поэта является не только явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с
философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле
очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю
грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью, беззаботностью, проводя
тонкую параллель между природой и людьми.

   Весенний гром,
красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со
всплеском эмоций, этапом духовного становления.

   В стихотворении
легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был
молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев
словно подбадривает потомков, отмечая, что становление личности так же
неизбежно, как и майский дождь, который не бывает без грома и молний.

   В стихотворении
поэт показывает, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же
будет греметь майский первый гром, и так же представители молодого поколения
будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь
горечь разочарования, вкус побед и умиротворение мудрости. А потом вновь все
повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и
покоя.

   Вывод: Тютчев –
мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту
удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее
одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен
пытаться понять природу, но сделать это практически не представляется
возможным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитата про пиратский кодекс
  • Красивые слова не обижайте девушек
  • Первый сын цитаты
  • Ты самая красивая комплименты девушке своими словами
  • Цитаты про наращивание ресниц для постов красивые