Подготовка к преступлению раскольникова цитаты

Сцена преступления Раскольникова: краткое содержание, пересказ эпизода

prestuplenie-i-nakazanie-scena-prestuplenija-ubijstva

Роман «Преступление и наказание» Достоевского — это история о том, как бывший студент Родион Раскольников совершает страшное убийство, после чего проходит долгий путь к раскаянию. 

Одна из самых напряженных сцен в романе «Преступление и наказание» — это сцена преступления Раскольникова. Эта сцена убийства описана в части 1 главе VII романа. 

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Преступление и наказание»
— Все статьи о Раскольникове

Сцена преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Эпизод убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы можно разбить на три этапа:

  • подготовка Раскольникова к преступлению
  • убийство старухи и ее сестры Лизаветы и ограбление
  • побег Раскольникова с места преступления

1. Подготовка к преступлению

Перед тем как совершить преступление, Раскольников готовится к нему. Он заранее обдумывает как и с помощью чего совершить задуманное. 

Перед преступлением Раскольников делает петлю для топора, чтобы скрыть его под пальто. Также он делает подобие заклада, фальшивый заклад, который затем несет старухе-процентщице. Молодой человек незаметно берет топор в дворницкой и идет к старухе. Недоверчивая старуха с осторожностью пускает его в квартиру. Она думает, что Раскольников, как и все клиенты, снова хочет что-то заложить у нее.

2. Сцена преступления Раскольникова

Войдя в квартиру старухи, Раскольников отдает ей свой ненастоящий, фальшивый заклад. Когда женщина поворачивается спиной к нему, он замахивается на нее топором и попадает прямо в темя. Затем он еще 2 раза ударяет жертву по голове. 

Убедившись, что старуха убита, Раскольников снимает кошелек с ее шеи. В ее спальне он отыскивает драгоценности и деньги, спрятанные в сундуке.

Вдруг в этот момент в квартиру возвращается Лизавета. Раскольников видит, что она стоит возле тела убитой сестры. Молодой человек боится, что она испортит его план. Он убивает бедную Лизавету топором. 

3. Побег с места преступления

На кухне у старухи Раскольников быстро отмывает топор от крови в ведре воды. Он также моет руки с мылом. Затем он вешает топор в петлю под пальто, после чего вытирает пятна крови на сапогах.

Родион готовится уйти, но слышит чьи-то голоса на лестничной площадке. Какие-то люди поднимаются наверх к квартире процентщицы. Раскольников запирает квартиру изнутри и стоит у двери. Вдруг два человека стучатся в дверь к старухе. Не получив ответа, они подозревают что-то странное (так как старуха обычно сидит дома) и уходят, чтобы позвать кого-то на помощь.

Тем временем Раскольников идет на отчаянный шаг и выбегает из квартиры старухи. Он замечает пустую квартиру на втором этаже, где работают маляры, и прячется в этой квартире за дверью. Он ждет, когда те люди снова поднимутся к старухе и таким образом он не пересечется с ними. Убедившись, что свидетелей нет, Раскольников покидает здание и возвращается к себе домой.

Вернувшись в свой дом, Раскольников незаметно возвращает топор в кухню хозяйки, поднимается в свою каморку и ложится спать.

Это было описание сцены преступления в «Преступлении и наказании», сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. 

Смотрите: 

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова). Закладывая свои вещи у старухи, занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Достоевский. Преступление и наказание. Краткий пересказ в картинках

«С одной стороны, – говорил студент, – глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и напротив всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром, без поддержки, и это тысячами и это всюду. Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченный в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, избавленные от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, – все это на её деньги. Убей ее и возьми себе её деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел. За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной и злой старушонки? Не более, как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить он действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал.

Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всецело захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и волн, о строителях – сильных одиночках – и толпе, как материале для построек. Раскольникову становится необходимым, во что бы то ни стало, доказать, что у него сил и решимости хватит оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодовкой, он в конце концов делается жертвой своей навязчивой идеи, и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, – говорит Достоевский, – его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Случайные внешние обстоятельства побуждают его пойти и привести в исполнение весь задуманный план.

Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что произвёл полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и её событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной человеческой теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Ссылки на другие статьи о творчестве Ф. М. Достоевского – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

«Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению

О пути к преступлению и собственно
убийствах рассказывает лишь 1 часть
романа, а остальные 5 и эпилог — о наказании
и возрождении. Почему? Очевидно, автор
хотел подчеркнуть, что не сами события
волнуют его, а история души и больного
разума героя-убийцы. Психология важнее
событийности, а психологическое наказание
важнее уголовного.

Путь героя к преступлению также имеет
психологический сюжет. Вот почему, как
и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова,
хронология (фабула) не совпадает с
сюжетным построением. «Арифметическая
сумма» человеческих страданий, ведущая
героя к убийству, складывается из плюсов
(событий, убеждающих в необходимости
преступления) и минусов (событий, словно
останавливающих героя на его греховном
пути).

Восстановим эти события хронологически.
Первые из них описаны лишь в 6 главе 1
части, когда полгода назад студент
Покорев сообщил Раскольникову на всякий
случай адрес старухи-процентщицы Алёны
Ивановны. Это первое событие выглядит
вполне нейтрально с точки зрения суммы
деталей на пути к преступлению, является
лишь небольшим плюсом.

Второй мимоходом описанный факт: полтора
месяца назад Раскольников закладывает
у старухи колечко – подарок сестры –
и сразу чувствует отвращение к ростовщице,
а в его голове «наклёвывалась странная
мысль». Это начало пути к убийству
(плюс).

Сразу после этого – случай в трактире,
где Родион случайно слышит разговор
студента с офицером и неожиданно
соотносит слова студента со своими
«странными» мыслями и написанной им
ещё раньше статьёй «О преступлении», в
которой он доказывает возможность
идеологического убийства – «разрешения
крови по совести» (вновь плюс).

Только теперь по времени идёт эпизод
начала романа (1 глава), когда Раскольников
посещает старуху, делая очередной заклад
(часы) и совершая разведку, которую сам
называет «пробой». Здесь, с одной стороны,
— плюс, так как ненависть к старухе
разрастается, а с другой – минус, потому
что после возвращения он погружается
в ужас от задуманного и его охватывает
необъяснимая тоска.

Сразу после этого в главе 2 – большой и
важный эпизод встречи в трактире с
Мармеладовым, а затем и посещение семьи
Мармеладовых. Раскольников становится
свидетелем ещё одной несчастной судьбы,
и теперь – «нет никаких преград» (плюс).

Далее в главах 3-4 другой важный узел –
измучившее Родиона письмо от матери,
убедившее его в схожести судеб и ещё
более приблизившее к преступлению
(плюс).

В главах 4-5 – встреча Раскольникова с
пьяной обесчещенной девушкой на
Конногвардейском бульваре. Ужас
пережитого, казалось, ещё больше
приближает героя к убийству (плюс),
однако Родиону вновь становится страшно
и противно (борьба плюса и минуса).

5-я глава – страшный сон Раскольникова:
картинка детства, где маленький Родя
сочувствует убиваемой лошади. После
сна он полон сомнений, страха и ужаса,
сон как будто рушит уже построенное
прочное здание убийства (жирный минус).

Но для осуществления преступления
хватило маленькой капли, которая,
впрочем, становится самым весомым
плюсом, – вести о том, когда старуха
останется дома одна. Интересна фраза
автора: «Он вошёл к себе, как приговорённый
к смерти». Достоевский словно говорит
читателю, что, убивая старуху и её ни в
чём не повинную сестру, Раскольников
убьёт себя. Об этом – весь остальной
роман.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 13.03.2024

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей преступления. Основными причинами по которым образованный молодой человек решается на преступление являются его теория о «необыкновенных» людях, а также желание разбогатеть и помочь своей семье.

Убил по теории

Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею». По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой. Тем не менее он никак не объясняет в чем именно заключаются его «великие цели и идеи».

«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»
— Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II

Деньги

Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

— Что делаешь?
— Работу…
— Каку работу?
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
— А ты в колодезь не плюй.
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее.
— Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.
— Часть 1, Глава III

Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.

О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. »
— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г

Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:

«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

Помощь семье

Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:

«Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья. (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра. ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться. »
— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV

Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.

При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.

«Наполеоном сделаться»

Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. »
— Раскольников. Часть 5, глава IV

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV

Неприязнь к старухе-процентщице

Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:

Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Следующая цитата

В этой статье представлена история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

Смотрите:
— Все материалы по роману «Преступление и наказание»
— Краткое содержание романа по дням

История преступления Раскольникова по дням: описание событий в таблице (хронология, этапы)

История преступления Раскольникова по дням

День 1

День 2

День 3

День 4

  • Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня. Он идет туда. В конторе с ним говорят по поводу долгов за квартиру, молодой человек пишет объяснительную. Вдруг он слышит, как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок прямо в конторе. Это вызывает подозрения у чиновников.
  • Выйдя на улицу, Раскольников прячет награбленные драгоценности и деньги под большим камнем в одном из дворов Петербурга.

5, 6 и 7 день Раскольников проводит в бреду и практически не помнит, что
происходит в эти дни. Повествование продолжается на 8 день, когда
Раскольников приходит в себя.

День 8

День 9

День 10

  • В 11 утра Раскольников приходит в контору к Порфирию Петровичу. Тот намекает Раскольникову на свои подозрения. Раскольников волнуется, но знает, что против него нет улик (это 2-ая встреча Порфирия и Раскольникова). Во время этой беседы к Порфирию приводят маляра Миколку, который вдруг признается в убийстве старухи (на самом деле Миколка невиновен). Порфирий потрясен таким поворотом, который очень выгоден Раскольникову. Он просит Раскольникова уйти.
  • Раскольников приходит домой. К нему приходит тот мещанин, который ранее донес Порфирию о его странном визите на квартиру старухи. Мещанин, узнав о признании Миколки, просит у Раскольникова прощения за то, что считал его убийцей.
  • Раскольников идет к Соне и рассказывает ей о своем преступлении. Соня советует ему признаться во всем полиции. Свидригайлов за стенкой подслушивает их беседу. Подлец Свидригайлов собирается использовать этот секрет Раскольникова, чтобы шантажировать его сестру Дуню и добиться ее (Свидригайлов влюблен в Дуню). В конце концов его шантаж не дает результатов.

11 и 12 день Раскольников проводит в состоянии апатии.

Описания этих дней в
романе нет, кроме нескольких деталей. За эти дни Раскольников несколько раз
видится с Соней, которая организовывает похороны Катерины Ивановны. Согласно
автору, с момента смерти Катерины Ивановны проходит 2-3 дня.

День 13

День 14

Эпилог

  • Раскольников осужден на 8 лет каторги в Сибири. Суд состоялся через 5 месяцев после его явки с повинной.
  • Мать Раскольникова умерла вскоре после суда.
  • Дуня вышла замуж за Разумихина. Пара собирается через несколько лет переселиться в Сибирь ближе к Раскольникову.
  • Соня поехала в Сибирь следом за Раскольниковым. Здесь она всячески поддерживает молодого человека. Судя по всему, Раскольников в конце концов раскаивается в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы быть вместе.

Это была история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

Следующая цитата

Момент преступления Раскольникова, то есть убийства старухи-процентщицы, являются важнейшими эпизодами в романе «Преступление и наказание».

В этой статье представлено подробное, детальное описание преступления Раскольникова шаг за шагом, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры, а также важные детали подготовки к преступлению.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности преступления

Подготовка Раскольникова к преступлению

На момент знакомства читателей с Раскольниковым, то есть в начале романа, герой уже в течение месяца обдумывает убийство старухи . Молодой человек до последнего момента не уверен, пойдет ли он на убийство или нет.

Известно, что он впервые побывал у старухи-процентщицы еще полтора месяца назад, чтобы действительно заложить часы и кольцо.

Накануне преступления Раскольников случайно слышит на улице, что завтра в 7 часов вечера старуха будет одна в своей квартире, так как ее сестра Лизаветаы будет отсутствовать дома. Раскольников берет эту ннформацию себе на заметку. На следующий день он спит допоздна и просыпается около 6 часов вечера. Он начинает быстро собираться к старухе, чтобы быть там в 7 часов вечера.

Подготовка Раскольникова к преступлению

  1. Находясь у себя в «каморке», он разрывает старую рубашку и делает из ее части петлю для топора.
  2. Он пришивает петлю под левую мышку. Нитки и иголка были приготовлены заранее.
  3. Он делает подобие заклада (фальшивый заклад) так, чтобы по весу и размеру он был похож на ценную вещь. Для этого он связывает две дощечки — деревянную и металлическую. Раскольников оборачивает все это в белую бумагу и завязывает тесемочкой, чтобы посложнее было развязать. Все эти вещи были приготовлены уже давно и хранились под диваном.
  4. Затем Раскольников выходит из своей комнаты и идет к кухне. Изначально он собирался взять топор на кухне, но в этот момент на кухне оказывается служанка Настасья. Тогда Раскольников берет топор из каморки дворника, прячет его в петле под мышкой в пальто.
  5. После этого он отправляется к старухе.

Описание преступления Раскольникова шаг за шагом

После преступления

После своего преступления Раскольников просыпается на следующий день в болезненном состоянии. Он беспокоится о том, есть ли на его одежде или обуви следы вчерашнего преступления. Также Раскольникова волнует то, куда лучше спрятать награбленное. Неожиданно служанка Настасья передает ему повестку о том, что ему нужно сегодня же явиться в контору (полицию). Взволнованный Раскольников отправляется в контору, не понимаю, в чем причина вызова.

Это было описание момента преступления Родиона Раскольникова, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, описание деталей, подробностей преступления.

Следующая цитата

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»
— Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V.

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

«Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
— Раскольников. Часть 3, глава V.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

«Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.»
— Порфирий Петрович. Часть 3, глава V.

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

«Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка. »
— Свидригайлов. Часть 6, глава V.
«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!»
— Свидригайлов. Часть 6, глава V.

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

«Ты опять права, Соня. Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья. (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра. ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться. »
— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. »
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру. Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины. Я давно ни с кем не говорил, Соня. Голова у меня теперь очень болит.
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

«Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!»
— Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. »
— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

«Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и. и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально. и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости. Ну и я. вышел из задумчивости. задушил. по примеру авторитета. »
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

«Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. »
— Свидригайлов о теории Раскольникова. Часть 6, глава V.

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

«Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.»
— Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление», если только может назваться преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы.»
— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

«Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников. Ведь они все сумасшедшие и дураки.»
— Ф. М. Достоевский, письмо к А. Н. Майкову. 18 (30) мая 1868 г.

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)
«Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются всетаки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.»
— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Читайте также:

      

  • Не знаешь не говори цитата
  •   

  • В постели с твоим мужем цитаты из книги
  •   

  • Цитаты из сериала братаны
  •   

  • Любовь не приносит боли цитаты
  •   

  • В н мясищев цитаты о личности

1. Что подтолкнуло Раскольникова к преступлению?

2.

Сам Достоевский определяет содержание своего
произведения таким образом:
«Это — психологический отчет одного преступления…
Молодой человек, исключенный из студентов
университета, мещанин по происхождению и живущий в
крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в
понятиях, поддавшись некоторым странным,
«недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе,
решил разом выйти из скверного своего положения. Он
решился убить одну старуху, титулярную советницу,
дающую деньги на проценты. …

3. Роман-айсберг

Уголовно-криминальный
план романа –
ПРЕСТУПЛЕНИЕ –
1 часть
Нравственнофилософский план
романа – НАКАЗАНИЕ –
5 частей + эпилог

4. Кто я?

«Тварь дрожащая»
«Право имею»
Материал, служащий
единственно для
зарождения себе
подобных
Талант в среде своей
сказать новое слово
Право разрешать
кровь по совести

5. «Да ведь тут арифметика!»

100>1 – теория тысячи
благодеяний путём
одного преступления
1>100 – теория
Наполеона, теория
сильной личности.
Можно ли, преступив
законы
нравственности,
прийти к счастью?

6. Шаги к преступлению

Подслушанный в кабаке разговор
Письмо матери
Встреча с пьяной девочкой
Разговор с Мармеладовым
Расположите сцены по порядку

7. Шаги к преступлению

Подслушанный в кабаке разговор (месяца полтора назад)
Разговор с Мармеладовым
Письмо матери
Встреча с пьяной девочкой
Подслушанный в кабаке разговор (месяца полтора назад)

8. Чем заинтересовал Мармеладов Раскольникова?

Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста
и плотного сложения, с проседью и с большою
лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым,
даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, изза которых сияли крошечные, как щелочки, но
одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в
нем очень странное; во взгляде его светилась как
будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл
и ум, — но в то же время мелькало как будто и
безумие. Одет он был в старый, совершенно
оборванный
черный
фрак,
с
осыпавшимися
пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на
нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться
приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка,
вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было
выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже
густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках
его действительно было что-то солидно-чиновничье.

9. Цитаты из Библии в речи Мармеладова

«Ничего–с! Сим покиванием глав не смущаюсь, —
говорит он об отношении клиентов распивочной, которые
уже знают, чем занимается его дочь, — ибо уже всем всё
известно и всё тайное становится явным; и не с
презрением, а со смирением к сему отношусь. Пусть!
пусть! «Се человек!»» (6, 14).

10. Все тайное становится явным

Первая цитата о неизбежности того, что все тайное
становится явным, — это скрытая цитата из Евангелия от
Луки (8, 17), повторенная в Евангелии от Матфея (10, 26)
и от Марка (4, 22). «Ибо нет ничего тайного, что не
сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось
бы известным и не обнаружилось бы. Итак,
наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому
дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то,
что он думает иметь» (Лк 8, 17—18).

11. «Се, Человек!» Иероним Босх(1470—1480)

Пилат опять вышел и сказал им:
вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы
знали, что я не нахожу в Нем
никакой вины. Тогда вышел Иисус
в терновом венце и в багрянице. И
сказал им Пилат: се, Человек!
Когда же увидели Его первосвященники и служители, то
закричали: распни, распни Его!
Пилат говорит им: возьмите Его
вы, и распните; ибо я не нахожу в
Нем вины. Иудеи отвечали ему:
мы имеем закон, и по закону
нашему Он должен умереть,
потому что сделал Себя Сыном
Божиим.
Пилат, услышав это
слово, больше убоялся.

12. — А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.

Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо,
распять на кресте, а не жалеть! Но распни,
судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я
сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья
жажду, а скорби и слез!..
И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет
и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите
пьяненькие, выходите слабенькие, выходите
соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и
станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного
и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят
премудрые, возглаголят разумные: «Господи!
почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их
приемлю, премудрые, потому приемлю,
разумные, что ни единый из сих сам не считал
себя достойным сего…» И прострет к нам руце
свои, и мы припадем… и заплачем… и всё
поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут…
«первое явление романа
происходит в распивочной, где
поэма любви, сострадания и
прощения Мармеладова
противопоставляется гордости и
мятежному гневу Раскольникова»

13. Так последние станут первыми

Ведь Царство Небес можно сравнить вот с чем: один хозяин пошел рано утром
нанимать работников в свой виноградник. Сговорившись с работниками о том, что
он заплатит им за день по одной серебряной монете, он послал их в виноградник.
Придя в девять часов утра на рыночную площадь, он увидел, что там стоят еще
люди без дела. Он сказал им: «Ступайте и вы в виноградник. Я заплачу вам, что
будет причитаться». Они пошли. И в двенадцать часов, и в три часа дня он делал
то же самое. И уже около пяти часов он еще раз пришел на площадь, увидел
стоявших там людей и говорит им: «Что вы стоите весь день без дела?» – «Никто
нас не нанял», – отвечают они. Он говорит им: «Ступайте и вы в виноградник».
Когда настал вечер, хозяин говорит своему управляющему: «Созови работников и
расплатись с ними. Начни с тех, кого наняли последними, и закончи первыми».
Пришли нанятые в пять часов вечера, и каждый получил по серебряной монете.
Первые, придя, решили, что они получат больше. Но и они получили по денарию.
И, получив, стали негодовать на хозяина: «Эти последние час один проработали,
ты же приравнял их к нам, а мы ведь целый день надрывались под палящим
солнцем». Но он ответил одному из них: «Я тебя не обидел, приятель. Разве ты
сговорился со мной не за один денарий? Получай свое и уходи. А я хочу и этому,
последнему, дать столько же, сколько тебе. Разве я не вправе поступать со
своими деньгами, как хочу? Или тебе завидно, я щедр?» Так последние станут
первыми, а первые – последними.

14.

15. Письмо матери

Письмо матери его измучило. Но относительно
главнейшего, капитального пункта сомнений в нем не
было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал
письмо. Главнейшая суть дела была решена в его
голове и решена окончательно: «Не бывать этому браку,
пока я жив, и к черту господина Лужина!»
«Потому что это дело очевидное, — бормотал он про
себя, ухмыляясь и злобно торжествуя заранее успех
своего решения. — Нет, мамаша, нет, Дуня, не обмануть
меня вам!.. И еще извиняются, что моего совета не
попросили и без меня дело решили! Еще бы! Думают,
что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя
или нельзя! Отговорка-то какая капитальная: «уж такой,
дескать, деловой человек Петр Петрович, такой деловой
человек, что и жениться-то иначе не может, как на
почтовых, чуть не на железной дороге». Нет, Дунечка,
всё вижу и знаю, о чем ты со мной много-то говорить
собираешься; знаю и то, о чем ты всю ночь продумала,
ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою
божией матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На
Голгофу-то тяжело всходить.
Сонечка, Сонечка
Мармеладова,
вечная Сонечка,
пока мир стоит!

16. Встреча с пьяной девочкой

Она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без
перчаток, как-то смешно размахивая. К довершению, девушка шла нетвердо, спотыкаясь и даже
шатаясь во все стороны. Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна.
Странно и дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним
было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, -маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка,
кажется, очень мало уж понимала…
Раскольников не сел и уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. И однако ж в стороне, шагах в
пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому, по всему видно было, очень бы
хотелось тоже подойти к девочке с какими-то целями. Он тоже, вероятно, увидел ее издали и догонял,
но ему помешал Раскольников. Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не
заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет. Дело было понятное.
Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками, и
очень щеголевато одетый. Раскольников ужасно разозлился; ему вдруг захотелось как-нибудь
оскорбить этого жирного франта. Он на минуту оставил девочку и подошел к господину.
— Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? — крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими
запенившимися от злобы губами.
— Это что значит? — строго спросил господин, нахмурив
брови и свысока удивившись.
— Убирайтесь, вот что!
— Как ты смеешь, каналья!..
И он взмахнул хлыстом. Раскольников бросился на него с
кулаками, не рассчитав даже и того, что плотный господин мог
управиться и с двумя такими, как он. Но в эту минуту кто-то
крепко схватил его сзади, между ними стал городовой.

17.

18. Подслушанный разговор (Месяца полтора назад…)

глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не
нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и
которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося
товарища.
— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие
даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и
начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги,
обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований,
направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от
разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на
ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить
потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь,
не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За
одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна
смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на
общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как
жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она
чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть
не отрезали!
— Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа.
— Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
— Ну!
— Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам
старуху или нет?
— Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…
— А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и
справедливости! Пойдем еще партию!
Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые
обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только
формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно
теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда
в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И
почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи,
как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему
это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на
него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было
тут какое-то предопределение, указание…
Подслушанный
разговор (Месяца
полтора назад…)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты о формировании личности ребенка
  • В чем смысл пословицы всякому мила своя сторона
  • Ты красивая слова песни новикова
  • Поговорки пословицы народные приметы про погоду
  • Татарские пословицы на татарском с переводом про родину