Поговорки пословицы загадки и их происхождение

Активно бытуют в
детской среде
загадки.

Загадки — одна из самых древних и самых
поэтичных фольклорных форм, связанная
с. одушевлением людьми явлений природы
и предметов быта в древности. Этимология
этого слова — в древнерусском глаголе
«гадати» — думать,
размыш­лять
.
Размышления требует процесс отгадывания
— расшиф­ровка образного, иносказательного
описания какого-то яв­ления, которое
дает загадка: «Маленькое, кругленькое,
а за хвост не поднять». (Клубок.)

Здесь в основу
загадки положены три признака знакомого
всем предмета. Отгадывающий должен
мысленно их соеди­нить, сопоставить,
зрительно представить описываемый
пред­мет — клубок ниток.

Загадка развивает
в ребенке догадливость,
сообразительность
.
Загадывается загадка — вопрошаемый
ломает голову над отгадкой. Иносказание
переносит предмет в совершенно иную
область вещественного мира. “Черненькая
собачка свернувшись лежит; не лает, не
кусает, а в дом не пускает” — замок
замысловато сравнивается с черненькой
собачкой. Иносказательный образ в
загадке всегда поражает странностью,
необычностью, реальной несочетаемостью
качеств и свойств. Так, печь уподоблена
девице, а дым — длинной девичьей косе:
“Стоит девица в избе, а коса — на дворе”.

Чем смелее выдумка,
тем труднее загадка для отгадывания.
Невероятность придает образам загадки
ясно осознаваемое противоречие
реальности, а отгадка вносит порядок в
путаницу: все становится на свои места
в согласии с действительными качествами
загадываемого предмета. Оказывается,
что у замка действительно есть общее с
собакой: оба они не пустят в дом, могут
быть одного цвета — черными, но вот то,
что собака не лает и не кусает, относится
только к замку.

Говоря другими
словами, загадка
указывает на особые признаки и свойства,
которые присущи только загадываемому
предмету
.
На сходстве и отрицании сходства между
предметами она и основана. Это свойство
загадки вводит ребенка в
размышление о связях между явлениями
и предметами окружающего мира, а также
об особенностях каждого предмета и
явления
. Эти
мыслительные операции, однако, важны
не сами по себе, а тем, что ребенок
открывает для себя поэзию окружающего
мира. Составление загадок, как и их
разгадывание — полезное
упражнение для развития образного
мышления.

Загадка чаще всего
ритмически организована, нередко в ней
встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания,
и это делает её подлинным
произведением искусства
.
Высокая поэзия открывается в самых
прозаических вещах и предметах. Образы
в загадках красочны, звучны, предметы
очерчены резко, отчетливо:

Б

13

ела как снег, черна как уголь, зелена
как лук, вертится как бес и дорога в лес.

(сорока)

На дворе горой, а
в избе — водой.

(снег)

Над матушкиной
избушкой висит хлеба краюшка: собаки
лают, достать не могут.

(месяц)

Красное коромысло
над рекой повисло.

(радуга)

Два брюшка, четыре
ушка.

(подушка)

Висит груша, нельзя
скушать.

(лампочка)

У бедного толсто,
у богатого тонко, всегда при себе.

(рубашка)

Маленький-удаленький,
сквозь землю прошёл, красную шапочку
нашёл.

(мухомор)

Множество загадок
иронических, шутливых: “Стоит Федосья,
растрепаны волосья” (стог).

Народные загадки
как опоэтизированная игра в вопросы и
ответы занимательны для детей всех
возрастов. Для дошкольников целесообразно
отбирать наиболее простые и элементарные:
“Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два
брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся
мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька”
(кошка), “Зимой и летом одним цветом”
(ель, сосна) и др.

Освоение ребенком
речи во всем ее богатстве и красочности
немыслимо без знакомства с народными
пословицами и поговорками.

Пословицы и
поговорки

Пословица
— короткое образное изречение
применительно к различным явлениям
жизни, которое жи­вет в разговорной
речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без
углов дом не строится, без пословицы
речь не молвится».

Обычно пословицы
состоят из двух частей, которые рифмуются
между собой. Ярким примером такой
пословицы является фраза «Без труда
не вытянешь и рыбку из пруда».

Известный собиратель
фольклора и составитель сборни­ка
«Пословицы русского народа» В.И.Даль
называл посло­вицу «коротенькой
притчей». В русской пословице он видел
«цвет народного ума, самобытной стати»,
«житейскую народную мудрость». О
народности пословицы он выразился так:
«Кто ее сочинил, неведомо никому; но
все ее знают и все ей покоряются».
Пословицы удивляют глубиной и чет­костью
мысли, выраженной предельно кратко и
просто:

«Друзья познаются
в беде».

Как правило,
пословичные суждения имеют и прямой,
буквальный смысл, и переносный, образный
одновременно:

«Что посеешь, то
и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

К.Д. Ушинский
справедливо отмечал, что пословицы
имеют большое значение при первоначальном
обучении родному языку
,
во-первых, из-за своей формы, во-вторых,
из-за своего содержания. В “Родном
слове” помещено несколько сотен
пословиц. Первые пословицы ребенок
слышит в речи взрослых, при этом с самого
начала для него раскрывается прежде
всего смысл пословицы как общепринятого
поучения. Смысл этот тем понятнее, что
он выражен наглядно, с бесспорной
очевидностью: “Не поклонясь до земли,
и грибка не поднимешь”, “Без труда не
выловишь и рыбку из пруда”, “Береги
нос в большой мороз”.

Пословичные
суждения воспринимаются ребенком в
прямом значении, но и их обобщающий
характер в какой-то мере доступен его
пониманию. “И грибка не поднять, если
не нагнешься”: общая мысль, стоящая за
этим суждением, может быть понята им
как выражение необходимости труда при
любом занятии, любом деле. Более общий
переносный смысл пословиц, их
многозначность открывается ребенку не
сразу, а по мере обретения жизненного
опыта. Каждую посло­вицу можно привести
во множестве случаев: «В гостях хорошо,
а дома лучше», «С кем поведешься, от того
и наберешься».

Н

14

ародные пословицы содержат мораль,
выработанную многими поколениями: “Нет
друга — ищи, а нашел — береги”; “Не спеши
языком, торопись делом”; “Кончил дело
— гуляй смело”; “При солнышке — тепло,
при матери — добро”. В
приобщении ребенка к человеческой
мудрости и состоит большое педагогическое
значение пословиц.

Пословица тем легче ложится в память,
что искусная тонкая работа народа
облекла наставительную мысль в краткую
ритмическую форму с четким композиционным
членением суждения на части.

Народные поговорки
— это широко распространенные образные
выражения, метко определяющие какое-либо
жизненное явление. В повседневной жизни
мы часто употребляем поговорки и даже
не задумываемся откуда они взялись.
Такие фразы как «Семь пятниц на неделе»
или «Положить зубы на полку», это
и есть поговорки.

Пословицы и
поговорки относятся к фольклорному
жанру. Обычно их ставят рядом, но между
ними есть явные отличия. В отличие от
пословицы поговорка
лишена обобщенного поучительного смысла
и ограничивается образным, нередко
иносказательным определением какого-либо
явления.

Однако поговорка не просто определяет
явление, а дает ему выразительную
эмоциональную оценку. Одно дело сказать
о ком-либо, что он причиняет нам неудобство
своим постоянным присутствием, другое
— сказать, что он надоел как горькая
редька; одно дело сказать, что кто-либо
пришел неожиданно, другое — что он
свалился как снег на голову.

Детская речь,
эмоциональная по природе своей, легко
сближается с народными поговорочными
выражениями, но точное освоение их
представляет для ребенка известный
труд, и воспитатель должен следить за
уместностью и правильностью употребления
поговорок в речи ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Скачать материал

Русский фольклор:пословицы, поговорки и загадкиГлавный библиограф Доронина...


Скачать материал «Русский фольклор: пословицы, поговорки и загадки»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский фольклор:пословицы, поговорки и загадкиГлавный библиограф Доронина...

    1 слайд

    Русский фольклор:
    пословицы, поговорки
    и загадки
    Главный библиограф
    Доронина Л.Н.
    Главный библиограф
    Доронина Л.Н.

  • Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-н...

    2 слайд

    Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди, свет, lore –учение ,знание.

    А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

  • (Потешки, частушки, песенки, прибаутки, заклички,
 приговорки, дразнилки, игр...

    3 слайд

    (Потешки, частушки, песенки, прибаутки, заклички,
    приговорки, дразнилки, игры,
    скороговорки, сечки, небылицы,
    перевёртыши, загадки, сказки.)

  • Какие основные отличия пословицы от поговорки?Пословица — это целое предложен...

    4 слайд

    Какие основные отличия пословицы от поговорки?
    Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь часть предложения, фраза или ярко окрашенное словосочетание.
    Поговорка не употребляется самостоятельно, а включается в предложение для придания ему художественной окраски.

  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (пословица).
«Не всё коту масл...

    5 слайд

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (пословица).
    «Не всё коту масленица» (поговорка).

  • Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборо...

    6 слайд

    Пословица — малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота.

    пословица

  • Пословица  отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение,...

    7 слайд

    Пословица отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа:
    «Мир да лад — большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь».
    Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

  • ПословицыОбщее количество фольклора - традиционность - также иному выражается...

    8 слайд

    Пословицы
    Общее количество фольклора — традиционность — также иному выражается в пословицах. Они белее устойчивы в своём тексте, менее других жанров варьируется, хотя конечно, подчиняются общему закону связи устного народного творчества с жизнью, изменяются, но их изменения весьма ограничены.
    Народ хорошо осознаёт древность и традиционность пословиц: «Старая пословица век не сломится».
    Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность жизненных наблюдений, важность выраженных в них мыслей, поэтому народ ценит и бережет их. Немаловажной причиной устойчивости пословиц является выразительность и строгость их формы, благодаря чему они легко запоминаются. Устойчивость пословиц подтверждается тем, что их тексты в огромном большинстве случаев зарегистрированы без всяких изменений в сборниках XVII, XVIII, XIX и XX вв.

  • Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Береги честь смолоду», «Пос...

    9 слайд

    Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Береги честь смолоду», «Посеешь ложь не вырастет рожь», «Труд человека кормит, а лень портит», «Чужого мужа полюбить — себя погубить», «Берись дружно, не будет грузно», «Не учась и лаптя не сплетешь».

  • пословицаСобирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли д...

    10 слайд

    пословица
    Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от ХVII в. Первый такой сборник «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него вошли около двух тысяч восемьсот текстов из более ранних сборников.
    Пётр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины ХVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу «Российская универсальная грамматика или Всеобщее письмословие», где поместил около 1000 (тысячи) пословиц.

  • Наконец, своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полность...

    11 слайд

    Наконец, своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употреблёнными в ней стилистическими средствами — сравнением и антитезой. В песне, сказке, былине эти средства представляют собой лишь небольшие элементы структуры, а в пословице они становятся основой её композиции: «За старой головой, как за каменной стеной», «Счастья без ума, — дырявая сума», «Делу время — потехе — час», «Птице — крылья, человеку — разум». В приведённых примерах важно указать на то, что употребления в них сравнения антитезы, метономии, с одной стороны, служит их передаче определённой мысли, а с другой — сохраняет целостность пословицы.

  • В 1770 г. вышло «Собрание 4221 древних российских пословиц», которое по предп...

    12 слайд

    В 1770 г. вышло «Собрание 4221 древних российских пословиц», которое по предположениям исследователей, было составлено профессором Московского университета А.А. Барсовым. В него вошли, кроме пословиц, прибаутки и присказки.
    Собиранием пословиц занимался профессор Московского университета И.М. Снегирёв. Он выпустил два сборника: «Русские народные пословицы и притчи» (1848) и «Новый сборник русских пословиц и притчей» (1857). Ф.И. Буслаев в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» (1654г.). «Русские пословицы и поговорки».

  • Как уже было отмечено, пословицы обобщают наблюдения, размышления народа о со...

    13 слайд

    Как уже было отмечено, пословицы обобщают наблюдения, размышления народа о социальном устройстве и человечестве, относятся не к одному, а ко многим предметам и явлениям.
    Пословицы говорят о месте человека на земле («Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»), его отношении к другим людям («Человек человека стоит»), дают человеку нравственные рекомендации («Береги честь смолоду»).
    Пословицы широко используются на уроках литературы. Они помогают ученикам глубже понять общие принципы словесного искусства, комментируют близкие по темам произведения русской литературы. На уроках русского языка пословицы и поговорки являются основой лексико-фразеологической работы с учениками, материалом при изучении разнообразных языковых явлений.

  •  ПОГОВОРКИПоговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случа...

    14 слайд

     

    ПОГОВОРКИ

    Поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё больше кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально не исполняются (не поются, не рассказываются), а употребляются в живой речи к случаю, кстати.
    Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц по характеру содержания, по форме, и по выполняемым в речи функциям.

  • Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Если роль пословицы выр...

    15 слайд

    Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Поговорки употребляются только в связи с определёнными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание, поговорка — это «иносказательный образ отдельно взятого, качества, действия.

    ПОГОВОРКИ

  • Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочно...

    16 слайд

    Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности.
    В поговорках очень широко используются образные средства живого разговорного языка: сравнения («Гол, как сокол, а остёр, как бритва», «Вертится, как белка в колесе») метафоры («Подливать масла в огонь», «Остаться у разбитого корыта»).
    Поговорки, являясь образным выражением живой разговорной речи, нередко выходят в сказки.

    ПОГОВОРКИ

  • ЗАГАДКИЗагадки относятся к малым жанрам русского фольклора. У загадок много...

    17 слайд

    ЗАГАДКИ

    Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора.
    Термин «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

  • Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Составить загадку - значит...

    18 слайд

    Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Составить загадку — значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными
    Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушанках», нужно произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полушалки, а зелёные листья.

    ЗАГАДКИ

  • Загадка - это не просто заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос.. Та...

    19 слайд

    Загадка — это не просто заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос.. Так, нас удивляет намёк на существо, которое «Без рук без ног, а рисовать умеет» (Мороз).
    Трудно представить, как это может быть «В одном бочонке — два сорта вина» (яйцо) и т.д. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житейная литература, «Повесть о Петре и Феофане»).

  • Первые записи загадок относятся к ХVII в. В ХVII в. до 70 годов XVIII в. зага...

    20 слайд

    Первые записи загадок относятся к ХVII в. В ХVII в. до 70 годов XVIII в. загадки вместе с пословицами и поговорками включались в различные рукописные сборники.
    В последней трети ХVIII в. появляются печатные сборники, в которых вместе с загадками литературного происхождения помещаются в под направленном виде и народные загадки.

  • Систематическое собрание русских народных загадок начинается в 30-е годы XIX...

    21 слайд

    Систематическое собрание русских народных загадок начинается в 30-е годы XIX в. В 1841 г. И.П. Сахаров в своих »Сказаниях» опубликовал более 200 загадок. В 1861 г. выходит сборник фольклориста-демократа И.А. Худякова «Великорусские загадки». Загадки в нём расположены в алфавитном порядке по отгадкам, всего 731 загадка.
    Используя все ранее собранные материалы, Д.Н. Садовников в 1876 г. издал большой сборник «Загадки русского народа», включавший более 3500 загадок. В основу расположения материала положен предметно-тематический принцип.

  • загадкиВ 1961 году был издан сборник «Пословицы, поговорки и загадки в рукопи...

    22 слайд

    загадки
    В 1961 году был издан сборник «Пословицы, поговорки и загадки в рукописных сборниках XVIII-XIX веков», в котором было опубликовано более 1000 загадок, извлечённых из рукописных сборников.
    В 1968 году Академия наук издаёт свод загадок, в котором публикуется 5517 номеров этого жанра, взятых из прежних публикаций и архивных источников. Материал в сборнике расположен по предметно-тематическому принципу. Примечания дают возможность установить время и место записи, а так же место публикации или хранения вариантов.

  • Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. 
Однако эта ее воп...

    23 слайд

    Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом.
    Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму
    выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться
    как вопрос.
    Например:
    «Что краше свету белого?» (солнце);
    «Что у нас чаще леса?» (звёзды).
    Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и
    они имеют метафорически-описательный характер.
    Например:
    «По синему морю тарелка плывёт» (Месяц);
    «Жили три брата: один любит зиму, другой лето, а третьему всё
    равно» (сани, телега, мужик).

    загадки

  • Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного я...

    24 слайд

    Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и: язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются общефольклорные эпитеты, как «сырая земля», «чистое поле», «темный лес», «зелёный сад», «добрый молодец», «красная девица», «родная мать» и т.д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т.п.
    загадки

  • Загадки
«Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы...

    25 слайд

    Загадки
    «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы железные» (подковы). «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).
    Чаще всего в загадках встречаются собственные метафоры, когда сравнение двух предметов или явлений не имеет внешней, грамматической формы выражения.
    Например:
    «Между двух светил я в середине один» (нос), «Под полом, под полом ходит с колом» (мышь).

  • загадкиМногие сказки созданы на основе сказочных образов: 
Например: 
«Баба-я...

    26 слайд

    загадки
    Многие сказки созданы на основе сказочных образов:
    Например:
    «Баба-яга, короткая нога» (соха),
    «Конь бежит — земля дрожит» (гром),
    «Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, посредине его человеческая смерть» (молния).
    А вот загадка, использующая присказку:
    «На море, на океане стоит дуб с гибелями, отростки чертовски, листки чемодановски» (репей).

  • Спасибо за 
внимание

    27 слайд

    Спасибо за
    внимание

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 604 034 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

История происхождения и смысл пословиц и поговорок

С пословицами и поговорками дети начинают знакомиться уже в начальных классах и работают с ними на протяжении всего обучения. Однако далеко не все могут точно сказать, чем они различаются и каков смысл этих изречений. Попробуем разобраться.

Перо

Источник: ru.depositphotos.com

Почувствуйте разницу

Пословица – народное высказывание с обучающим подтекстом. Например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Поговорка же отражает отношение говорящего к другому человеку, или ситуации. Например: «Не все коту масленица».

Чтобы было проще, можно также опираться на такие признаки как:

  • рифма;
  • ритм;
  • форма;
  • цель.

Если вы видите, что в высказывании есть два первых пункта, то перед вами пословица. Отличаются они и по форме. Так, пословица – целое связное предложение. Поговорка может состоять из двух слов: «Медвежья услуга». У них также разные цели. Первая стремиться научить нормам и морали, вторая – охарактеризовать ситуацию, или человека.

Как они появились

Пословицы и поговорки и народ всегда были неразлучны. Иногда считают, что поговорка когда-то была частью пословицы. Поэтому составитель первого толкового словаря Владимир Даль называл ее цветочком, а пословицу ягодкой.

Они жили в устном народном творчестве, передавались из поколения в поколения и несли в себе ценную информацию. Каждый народ слагал свои выражения на родном ему языке, но даже имея разное звучание пословицы и поговорки обладали одинаковым смыслом. Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: например, о дружбе, о счастье, о любви и т.д. Коротко говоря, они есть для всех жизненных случаев.

Чаще всего рождались они в крестьянском быту из наблюдений за природой, из верований, повседневного труда. Так, сюда можно отнести такие пословицы как «Доброе семя – добрый и восход», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Вешний день год кормит», «Делу – время, потехе – час» и пр. Это была просто житейская мудрость, наблюдение, ценное для работы, но со временем они постепенно переносились и на другие сферы деятельности.

Сказки

Источник: school48tmn.ru

Также крестьяне верили, что многие их дела зависят по большей мере от природы и высших сил: «Даст Бог день, даст и пищу», «Бог не выдаст – свинья не съест». В это же время они верили, что только трудом можно чего-то добиться: «На Бога надейся, а сам не плошай». Верили и языческие высшие силы: «Кукушка кукует, горе вещует».

Рождались поговорки и пословицы среди ремесленников. Наверняка вам известно выражение «Сапожник без сапог» или «Бить баклуши».

Многие выражения пришли из различных походов и битв: «Пришел Кутузов бить французов», «Пусто, словно Мамай прошелся». Нормы крепостного права также запечатлелись в этом виде творчества: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Все они продолжают жить и сейчас. Их уникальная особенность в том, что они подходят на все времена, а некоторые могут переосмысливаться и подстраиваться под современный уклад жизни.

Каков первоначальный смысл

Попробуем выбрать самые популярные, наиболее применяемые в нашей жизни пословицы и поговорки и узнаем, насколько они осовременились.

Сделал дело, гуляй смело

Эта пословица жила еще у наших предков, которые заметили, что если вовремя не выполнить работу, то ждет неудача. Не утеплишь дом – зимой замерзнешь, не уберешь урожай – он пропадет и начнется голод. Труд не любит упущений и во всем должна быть дисциплина.

Сейчас это выражение любят повторять, например, родители детям-школьникам, которые откладывают выполнение уроков на потом. В чем-то они правы: согласитесь, приятнее же гулять, осознавая, что делать ничего не нужно.

Медвежья услуга

Медвежья услуга

Источник: kakoy-smysl.ru

Обозначает неумелую помощь, которая больше вредит. Считается, что это выражение описывает басню Жана де Лафонтена «Медведь и садовник» (1678 г.) В ней медведь отгонял муху спящего человека и разбил ему камнем голову. Басня индийского происхождения, а вместо медведя была обезьяна.

Сейчас ее чаще произносят учителя, когда видят, что кто-то из учеников дает списать другому свою работу и свои ошибки.

Повторение – мать учения

 Выражение пришло в русский язык из латыни. Автором считают древнеримского поэта Овидия. И сначала она имела немного другой вид: «Повторение – мать учения и утешение дураков». Но вторая часть пословицы теперь не используется.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Выражение пришло из средневековой Руси во времена крепостного права и обозначает разочарование, плохие перемены, неудачи.

За неделю до 25 ноября по старому стилю, в день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев, и неделей позже, крестьяне имели право перейти к новому помещику. После смерти Ивана Грозного переход запретили и крестьян закрепили на земле. Тогда-то и родилась эта фраза.

Жизнь прожить – не поле перейти

Эта фраза появилась среди бедных крестьян, которые изо дня в день трудились на полях и это было для них обычным и привычным делом. Переход поля означал простое дело, повседневное, обыденное. Как работать на поле знали и старые, и малые. А вот жизнь сложна и у каждого она своя, чужими знаниями ее не прожить.

По одежке встречают, по уму провожают

По одежде встречают , по уму проважают.

Источник: caricatura.ru

Тоже пришла из народа и какого-то авторства ей не приписывают. Обычно говорят, когда внешний вид не соответствует внутренним качествам. Даже если сначала он запомнится эффектной одеждой, то потом люди все равно будут ценить его за ум, чувство юмора, доброту.

Сквозь года

Народная мудрость живет в веках и не теряет своей актуальности. Она и сейчас учит молодое поколение лишь самому лучшему: добру, терпению, труду.

Загадки. Пословицы и поговорки

5 класс

Урок № 5.

Тема. Загадки. Пословицы и поговорки.

Цель:

  • дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками;
  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя, выразительного чтения, логического мышления учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: слайдовые презентации.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.

1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk – народ, loreмудрость.

Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).

Загадки

Определение

Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл».

Противопоставление (антитеза). «Из живого — мёртвое, из мёртвого живое». (Яйцо).

Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко).

Виды загадок.

Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.

2.Слово учителя.

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.

Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.

3. Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Человек

Тонок, долог, в траве не видать (волос).

Одежда

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Изба

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Пища

Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).

Домашние животные

Кто родился с усами? (Котёнок).

Огород и сад

Алый сапог в земле горит (свёкла).

Явления природы

Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).

Небо и земля

Красна девушка по небу ходит (солнце).

Время

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

Грамота

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.

5. Обращение к домашнему заданию.

— Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.

— Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?

6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)

7. Слово учителя.

Пословицы и поговорки – жанры фольклора.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.

Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.

Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

III. Закрепление изученного.

1.Виды пословиц и поговорок.

— Определите вид пословиц, т.е. их тему.

Вид пословиц

Примеры

Пословицы, отразившие исторические события

Не вовремя гость хуже татарина.

Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде

Мужик умирать собирайся, а земельку паши.

Пословицы, отразившие христианские верования

Бог не в силе, а в правде.

Пословицы, отразившие семейный быт.

Хозяин в дому, как хан в Крыму.

Пословицы, отразившие старинное судопроизводство

Не бойся суда – бойся судьи.

Пословицы о богатстве и бедности

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.

Пословицы, отразившие представления народа о нравственности

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Пословицы, отразившие качества характера людей

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.

Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».

Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.

Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.

3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.

IV. Подведение итогов урока.

— Почему необходимо изучать пословицы и поговорки?

V. Домашнее задание.

1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 31-41, часть 1.

2.Составить план сказки.

Содержимое разработки

5 класс

Урок № 5.

Тема. Загадки. Пословицы и поговорки.

Цель:

  • дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя, выразительного чтения, логического мышления учащихся;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: слайдовые презентации.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.

1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk – народ, loreмудрость.

Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).

Загадки

Определение

Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл».

Противопоставление (антитеза). «Из живого — мёртвое, из мёртвого живое». (Яйцо).

Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко).

Виды загадок.

Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.

2.Слово учителя.

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.

Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.

3. Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Человек

Тонок, долог, в траве не видать (волос).

Одежда

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Изба

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Пища

Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).

Домашние животные

Кто родился с усами? (Котёнок).

Огород и сад

Алый сапог в земле горит (свёкла).

Явления природы

Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).

Небо и земля

Красна девушка по небу ходит (солнце).

Время

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

Грамота

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.

5. Обращение к домашнему заданию.

— Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.

— Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?

6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)

7. Слово учителя.

Пословицы и поговорки – жанры фольклора.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.

Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.

Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

III. Закрепление изученного.

1.Виды пословиц и поговорок.

— Определите вид пословиц, т.е. их тему.

Вид пословиц

Примеры

Пословицы, отразившие исторические события

Не вовремя гость хуже татарина.

Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде

Мужик умирать собирайся, а земельку паши.

Пословицы, отразившие христианские верования

Бог не в силе, а в правде.

Пословицы, отразившие семейный быт.

Хозяин в дому, как хан в Крыму.

Пословицы, отразившие старинное судопроизводство

Не бойся суда – бойся судьи.

Пословицы о богатстве и бедности

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.

Пословицы, отразившие представления народа о нравственности

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Пословицы, отразившие качества характера людей

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.

Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».

Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.

Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.

3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.

IV. Подведение итогов урока.

— Почему необходимо изучать пословицы и поговорки?

V. Домашнее задание.

1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 31-41, часть 1.

2.Составить план сказки.

4



-75%

Похожие файлы

  • Проект по математике для начальных классов «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»

  • Наши проекты. «Математика вокруг нас»

  • Проект по математике для начальных классов «Числа вокруг нас»

  • Песенки, пословицы, поговорки, загадки (разработка урока)

  • Рабочая программа «Мастерская слова» (1 класс)

Вы смотрели

Приложение

Консультация для родителей
на тему:
«Загадки, поговорки, пословицы»

«Давайте детям больше и больше
созерцание общего, человеческого,
мирового; но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и
национальные явления».
В. Г. Белинский

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребёнку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстаёт перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Это откладывает свой отпечаток на его мышлении, характере.

В народных детских игрушках и играх блестяще соединилось художественное и педагогическое начало в них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Необходимо занимать детей такими народными играми, песнями, сказками, которые органически входили бы в их жизнь, были бы им понятны и интересны, которые они могли самостоятельно применять.

Важно, чтобы воспитатели детей сами были проникнуты чувством народного. Тогда они чутко и вместе с тем смело смогут использовать игры, песни, сказки, увлечь ими детей.
Народное творчество надо вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, — так, как оно существует в жизни. Пусть дети играют в знакомые им игры – хороводные и другие – не только на праздниках, но и в повседневной жизни.

Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитание детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смешарики куда уходит старый год цитаты
  • Сочинение на тему женские судьбы в романе евгений онегин 9 класс с цитатами
  • Красивые слова любимой девушке ты для меня
  • Красивые слова начальнику который уходит на пенсию
  • Цитаты о внутреннем ребенке