Пословица это коротенькая притча

Цитата из книги «Пословицы и поговорки русского народа»

Напутное

Пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки.

Поделился: fb_2055086754749246

Пословица — коротенькая притча. Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силой обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души.

Похожие цитаты

… Ограбления банков оздоравливают экономику. Это дает работу скучающим полицейским, газетам есть о чем писать, читателям ‑ о чем читать. Страховые компании компенсируют потери, деньги поступают в оборот, и в экономике наступает подъем. Настоящая филантропия.

Искусство смывает пыль повседневности с души.

Высокую музыку не сочиняют: её улавливают и доносят.

На ярмарке счастья в обороте монеты божьего промысла.

Дружище, поспеши.
Пока округа спит,
сними нагар с души.
нагар пустых обид.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В
ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ, ЗАГАДКАХ

Упражнение 1. Прочитайте
толкование пословицы В.И. Далем,
размыш­ления В.Н.Добровольского
и современное определение пословицы и
подготовь­те небольшое сообщение об
этом жанре устного народного творчества.
Составь­те план своего
сообщения.

Помимо загадок, к малым формам
фольклора относятся по­словицы
и поговорки. В.И. Даль
указывал, что пословица
— это «коротенькая
притча <…> Это суждение, приговор,
поучение, высказанное обиняком
и пущенное в оборот под чеканом
народ­ности».

Другой известный фольклорист и
собиратель произведений устного
народного творчества В.И.
Добровольский
отмечал,
что «пословица изображается
жизненным опытом, им же подтверж­дается
или отрицается. У некоторых стариков,
— писал он, — есть любимые
пословицы и поговорки. Молодые люди,
приводя пословицы, нередко вспоминают
стариков и их опыт: «Это люби­мая
пословица <…>
Тараса, а вот эта Бормотуна, а эта Бориса
Андреича» <…> Поэзия
является не только забавой в часы
досу­га, но и насущною
потребностью простого человека: в горе
он пробавляется всеми видами
ее: и песней, и пословицей, и загад­кой
и проч.».

«Пословица
краткое, устойчивое в речи, образное
народ­ное изречение. По
отношению к своему буквальному смыслу
упо­требляется в переносном
значении. (Литературный,
энцикло­
педический
словарь.)

Упражнение 2.
Вспомните и запишите
несколько пословиц об учении и науке.

Упражнение 3. Напишите
небольшой рассказ, который уместно
завер­шить одной из
приведенных ниже пословиц. Озаглавьте
свое сочинение.

1. Где виден путь прямой, там не
езди по кривой. 2. Где сила вла­ствует,
там нет места уму. 3. Добрый плачете
печали, а злой — от ра­дости.
4. За двумя зайцами погонишься — ни
одного не поймаешь.

Упражнение 4. К
данным пословицам других народов
подберите близкие по смыслу
русские пословицы.

1. Яблоки недалеко падают от
своего дерева (татарская).
2. Лучше и надежнее верный
мир, нежели ожидаемая победа (Т.
Ливии).
3. Не могут быть
разом и волки сыты, и козлы целы
(иллирийская). 4.
Каждая лисица свой хвост хвалит (чешская).
5. Нет рода без урода
(сербская). 6.
Где много нянек, там дитя без носу
(польская). 7. Где
коротко, там и рвется (литовская).
8. Своя тяжесть
не тяжела (немецкая). 9.
Надобно с волками выть (фран­цузская).

Упражнение 5.
Определите тему и основную
мысль приведенных ниже по­словиц.
С чем сравнивается книга?

1. Будешь книги читать — будешь
все знать. 2. В книге ищи не буквы,
а мысли. 3. Книга в счастье украшает, а в
несчастье утешает. 4. Книга
для ума что теплый дождь для всходов.
5. Книга мала, а ума придала. 6. Книга
подобна воде: дорогу пробьет везде. 7.
Ум без кни­ги что птица без крыльев.
8. Книги не любят, когда их чтут, а любят,
когда их читают. 9. Кто много читает, тот
много и знает. 10. Читай, Фома,
набирай ума. 11. Читать не размышляя что
есть не пережевы­вая. 12.
Чтение — вот лучшее учение.

Упражнение 6. Какие
советы для чтения книг содержатся в
пословицах: «В книге ищи
не буквы, а мысли»; «Читать не размышляя
что есть не пе­
режевывая»?

Упражнение 7. Найдите
в пословице «Книги не любят,
когда их чтут,
а любят,
когда их читают»
слова,
имеющие близкое звучание, но разное
значение. Какую роль они
выполняют в пословице? Определите
значение слова «чтут».

Упражнение
8.
Прочитайте приведенные
ниже материалы о поговорках и определите
разницу между пословицей и поговоркой.

В.И.
Даль
говорил, что поговорка
— «складная, короткая
речь, ходячая в народе, но не
составляющая полной пословицы; поученье,
в принятых ходячих выраженьях».

Современные толковые словари
русского языка определя­ют
поговорку как
«общеизвестное выражение, обычно
образ­ное, но не составляющее,
в отличие от пословицы, цельного
предложения».

Как бы развивая эту мысль, поэт
С.С. Наровчатов писал:
«Пословица
это краткое изречение, приноровляемое
к раз­ным случаям жизни.
Поговорка очень
близка к пословице, но в отличие от нее
не выражает законченного суждения, а
лишь на­мекает на него.
«Чужими руками жар загребать» —
поговорка, а если бы мы
добавили к ней определяющее слово
«легко», она превратилась
бы в пословицу. В первом случае намек,
во вто­ром — вывод».

Поговорка
образное выражение, метко определяющее
ка­кое-либо явление жизни.
В отличие от пословицы, поговорка
грамматически или логически
не закончена и лишена обобщаю­щего
поучительного смысла. (Краткая
литературная энциклопедия.)

Упражнение 9. Как
вы понимаете заключительную часть
определения по­говорки:
«…поговорка грамматически
или логически не закончена и лише­на
обобщающего поучительного смысла»?

Упражнение 10. Запишите
2—3 пословицы и поговорки, которые были
бы близки по смыслу.

Упражнение 11. Приведите
примеры пословиц, поговорок, загадок
со сло­вами с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение 12. Прочитайте
внимательно наблюдение известного
ученого-лингвиста А.Ф. Лосева
над употреблением приставки (префикса).
Ка­кова основная мысль
этого наблюдения?

«Какой-нибудь с виду малозначащий
префикс встает перед нами как
некоего рода живое существо, которое
куда-нибудь стремится или не стремится,
чего-то достигает, а чего-то не достигает,
на что-то нападает или
претерпевает нападение со стороны,
что-то возвели­чивает, а что-то унижает,
проникает как бы во внутренность
предме­та, пронизывает и
охватывает этот предмет, выскакивает
за пределы предмета, сохраняя
с ним связь или стараясь эту связь
порвать, по­рождает разные
предметы и их уничтожает и, наконец,
либо возвели­чивает самого
себя, либо боится самого себя, даже
нападает на са­мого себя
и кончает самоубийством <…>
И это очень хорошо, что какой-нибудь
малозначащий префикс вдруг зажил и
загулял у нас, как самое
настоящее живое существо».

Упражнение 13. Прочитайте
пословицы о пользе учения. Выпишите из
них слова с приставками не-,
недо-, пере-.
Определите
значение этих приставок.

  1. Недоученый
    хуже неученого, переученый хуже
    недоученого. 2. Ученье —
    свет, а неученье — тьма. 3. Ученый водит,
    неученый следом ходит. 4.
    Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
    5. Знайка дорожкой бежит,
    незнайка на печи лежит.

Упражнение 14. Отгадайте
загадку. Выпишите глаголы с приставками,
имеющими значение «законченность
действия».

Взгляну я в окошко,

Раскину рогожку,

Посею горошку,

Положу хлеба краюшку.

Всякий видит,

Да не всякий чует.

Кому светло,

Кому темно,

А мне голубо.

(Небо, звёзды, месяц)

Упражнение 15.
В произведениях устного
народного творчества часто упо­требляются
слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Отгадайте приведенные
ниже загадки. Выпишите из них слова с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами и обозначьте их.

1. Маленький, пузатенький, весь
дом бережет. 2. Черненькая со­бачка,
свернувшись лежит, не лает, не кусает,
а в дом не пускает. 3. Красненьки сапожки
– в земле и в лукошке. 4. Чёрненька,
маленька, всему свету миленька. 5. Четыре
братца под одной шляпкой. 6. Штучка-одноручка,
носик стальной, а хвостик льняной. 7.
Под сосенкой на бору стоит старичок,
красненький колпачок.

Пословица — коротенькая притча. Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силой обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души.

Владимир Даль


Владимир Даль


от имени автора


пословицы


Пословицы русского народа

Знакомство дошкольников  с миром пословиц

       Пословица — коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный  смысл, заключающее в себе  законченную мысль, житейскую мудрость. Это  — суждение , приговор, поучение,  высказанное обиняком и пущенное в оборот…

       «От пословицы не уйдешь», «Пословица  ведется , как изба веником метется», «На пословицу ,  что и  на  дурака  ,  суда нет». «Это сочинение и достояние общее, как и сама радость и горе, как выстраданная целым  поколением опытная мудрость,  высказавшаяся таким приговором», -говорил В.И. Даль.

        « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. Действительно, пословицы — это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, учат верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Они порицают лень, невежество, высмеивают жадность и другие отрицательные качества человека. Используя  пословицы в речи, мы делаем ее образной,  красочной, выразительной.

        Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление  детей,  прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

     В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется  этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

            Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а         лень портит», «Дело мастера боится» и т.д.                                                                                               

      В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно         выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.  Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат,  в      них осуждается лень, хвастовство, нерадивость.  Восхваляются  скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству.  В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению   Я.О. Каменского:  «Пословица есть краткое  и ловкое высказывание,  в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».   Удачное применение  пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.  

       Пословицы        благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  

         Пословицы —  это  бесценное наследие всех народов нашей планеты. Все они формировались тысячелетиями за много лет до появления, каких либо признаков письменности. Поговорки передавались от одного человека другому, как говорится из уст в уста. И, без всякого сомнения, будет правильно сказать, что поговорки  — это один из самых древних жанров фольклора как такового. Художественная безупречность пословицы: ее образность, несравненная  глубина,   содержащаяся   в ней, а так же яркость и богатство человеческой речи,  дало им возможность вечно жить в культурах всех народов населяющих нашу планету.

      Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.

       Первым знакомством с миром пословиц может стать…чтение сказок. Например ,сказку о том ,как лиса предложила волку наловить рыбу из проруби хвостом, можно завершить словами:  «Недаром пословица говорит: «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Детям надо объяснить, что   такое « пословица» — это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад. Эти слова подходят не только для  данной сказки, но и для других случаев: без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда даже нельзя убрать игрушки и привести свои вещи в порядок.

       Лучшая возможность познакомить ребенка  с пословицей —  употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Например, во время еды уместно произнести пословицу : «Когда я ем ,я глух  и нем. Когда покушаем, то вас  и  послушаем».Во время занятий или каких то поручений уместно сказать детям пословицу: «Сделал дело ,  гуляй смело».Катаясь зимой с ребенком на санках, самое время вспомнить известное «Любишь кататься, люби и саночки  возить».Такие пословицы послужат хорошим воспитательным средством.

       Другая ситуация —  занятия по аппликации или конструированию.  Уместно произнести — «Семь раз отмерь, один отрежь». Всегда следует несколько раз проверить, а правильно ли  отмерили, прежде чем отрезать.

       Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»- это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила  и красота пословиц  издавна  признаны  народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том , что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет  вовсе.  

       Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких  пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда  старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность ,  скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали   правила золотой середины , которые предписывалось выполнять каждому человеку.

        В русском фольклоре есть пословицы , которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи , которые не любили трудиться и оправдывали  себя тем ,что  « работа не волк». Впрочем,    трудолюбивых людей, среди наших предков,  было гораздо больше,  чем  лентяев, и  пословиц  о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. « Хочешь  есть  калачи, так  не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все  перетрут»,    «Труд человека кормит, а лень портит».

       Исследования,  проведенные в старших группах нашего дошкольного подразделения, показывают, что родители знают и употребляют в речи со своими детьми пословицы — наше  наследие. В каждой семье обычно  свой набор пословиц. В них содержатся  основные жизненные установки и правила поведения семьи.

        Нам — педагогам детских садов, необходимо  донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской культуры, воспитываем  ребят в национальных традициях. Для этого мы обращаемся к истокам русской культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

          1. Создание атмосферы национального быта.

         Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

         2. Широкое  использование  фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

              В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

          3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

        Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

          4. Знакомство с народным искусством.

         Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.

          5. Знакомство с русскими народными играми.

         Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.

         Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки,  пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

          Особое место занимает занятия по составлению детьми загадок о предметах старинного быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку  — значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, ее метафорические образы заменить реальностью.

         Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

       Пословицы        благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  

      Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение,  объяснение, доказательство.

Упражнения для работы над пословицами

         1. Упражнение:  «Закончи пословицу»

         Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

          2. Упражнение: «Завиральные пословицы»

          Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

          3.  Упражнение:  «Кто знает, пусть продолжает»

         Первый ребёнок произносит пословицу,  а  следующий проговаривает другую,  но,  обязательно, соответствующую заданной  теме.

          4.  Упражнение:  «Объяснялки»

        Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа:  «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? «,  «Кому следует говорить: не спеши языком  — торопись делом?»,  «Кому и в каком случае мы скажем:  что посеешь, то и пожнёшь?»,  «Почему голова без ума — лукошко?».

         5.  Иллюстрирование пословиц:

         При выполнении данного задания детям можно , кроме изобразительных средств , предложить  разнообразные  картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе или магнитной доске.

       6. Моделирование пословиц:

        С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

       7. Инсценирование пословиц:

        Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

        8. Подбор пословиц к определённому тексту:

         Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или  подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи — своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело — гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

        9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объясни её»:

        Век живи тем больше дров.  Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

        10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».

        Даются слова, например: дороже,  добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).

        11. Упражнение:  «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз».  ( по усмотрению воспитателя).

        Вра + ки = Враки,  дово + дят = доводят,   до   дра + ки =драки.

       12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».

         Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до ,  де — ляй, гу, ло, сме («Кончил дело — гуляй смело»).

       Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять  детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы.  Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы —   пословицы  и приходим к выводу, что последняя, за счёт использования необычных волшебных слов, звучит красивее.

       Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо  использовать  наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

      Проводимая работа позволила  сделать вывод, что пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов;  формирования речемыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью  и многозначностью русского языка. Стоит не забывать, что пословица — это первый шаг к пониманию народа, это приобщение к его вековым традициям подрастающего поколения.

        Подборка пословиц для работы со старшими дошкольниками.

Пословицы и поговорки о труде.

        Кончил дело — гуляй смело.

        Терпенье и труд все перетрут.

        Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

        Дело мастера боится.

        Мала пчелка, да и та работает.

        Усердная мышь и доску прогрызет.

        Любишь кататься — люби и саночки возить.

        Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе.

       Гусь свинье не товарищ.

       Друга ищи, а найдешь — береги.

       Друг познается в беде.

       Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

       Сытый голодному не товарищ.

       Друзья — не разлей вода.

       Старый друг лучше новых двух.

       Друг денег дороже.

       Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи.

       Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

        Держи язык за зубами.

        Язык мой — враг мой.

       За словом в карман не полезет.

       Мал язык, да всем телом владеет.

       Нем, как рыба.

       Не спеши языком, торопись делом.

        Никто за язык не тянет.

        Язык до Киева доведет.

        Молчание — золото.

        Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище.

         Голод и волка из лесу гонит.

         Голоден, как волк.

         Голод не тетка, пирожка не подсунет.

        Мельница сильна водой, а человек едой.

        Сладкого досыта не наешься.

       Натощак и песня не поется.

       И пес перед хлебом смиряется.

       Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени.

       Семеро одного не ждут.

       Тише едешь — дальше будешь.

       Поспешишь — людей насмешишь.

       Всякому овощу свое время.

       Обещанного три года ждут.

       Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

        Век прожить — не поле перейти.

        Делу время, потехе час.

        Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

Литература:

     1.Даль В.И.  «Пословицы русского народа».  М., 1984.

     2.Зигуленко С. Н. «Детский словарь пословиц и поговорок в картинках». М.,2012.

     3.Клюхина И.В. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»

     4.Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка».  М., 2004.

     5.Крылова Н. «Окно в мир пословиц». Журнал «Мой ребенок»,2004 №9.

     6.Круглов Ю.Г. « Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М., 1990.

     7.Мулько И.Ф. «Социально — нравственное воспитание детей 5-7 лет».  М., 2007.

     8.Сысоев В.Д. «Пословицы и поговорки». М.,2008.

     9.Тарабарина Т.И.  «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.

новая книга:  «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей».

     10.Ушакова О.Д. « Загадки и пословицы о природе и погоде» — Справочник школьника.- СПб.,2009.

     11.Ушакова О.Д. «Пословицы и стихи о семье и детях» — Справочник школьника.- СПб.,2009.

     12. Ушакова О.Д. « Пословицы и поговорки об учебе и труде»-  Справочник школьника. – СПб ., 2010.

      13.Шергин  Б. В. « Одно дело делаешь, другого не порть:  Пословицы в рассказах». – М.,1983.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова для родителей о беременности
  • Пословицы сказки непослушные малыши
  • Все болезни от головы цитата
  • Пословица хвастун и правду скажет
  • Цитата про жизнь текст