Пословица к рассказу лев и мышь

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

Басня «Лев и Мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

Мораль басни Толстого «Лев и Мышь»

Басня «Лев и Мышь» учит, что никогда и ни при каких совершающихся в твоей жизни обстоятельствах не стоит умалять чьих-то достоинств,
преуменьшать чью-то значимость и недооценивать чьи-то силы. В жизни все и всегда может повернуться совершенно неожиданным образом, где сильные становятся беспомощными «львятами», а слабые обретаюсь мощь значимости «Мыши».

В любой ситуации следует оставаться человеком, ведь никто не знает, что ожидает его за судьбоносным поворотом и кто в этот определяющий этап жизни окажется рядом, в чьей поддержке ты увидишь спасение.

Анализ басни «Лев и Мышь»

Автор использует два весьма символичных образа силы и слабости, которые постоянно встречаются в сказках и стихах. Это властный, могущественный Лев и маленькая слабая Мышка.

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

Читать все басни Толстого

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Льва Толстого:

«Ёж и заяц»

Главные герои сказки «Лев и мышь» и их характеристика

  1. Лев. Сильный, грозный, весёлый, недоверчивый.
  2. Мышь. Маленькая и слабая. Благодарная.

Приснилась мышь и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

План пересказа сказки «Лев и мышь»

  1. Пойманная мышь.
  2. Обещание.
  3. Смех льва.
  4. Пойманный лев.
  5. Спасение льва.

Кратчайшее содержание сказки «Лев и мышь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Лев поймал мышь, бегавшую по его телу.
  2. Мышь обещала отплатить добром, если её отпустят.
  3. Льва это рассмешило и он отпустил мышь.
  4. Льва поймали и связали верёвками.
  5. Мышь перегрызла верёвки и спасла льва.
  6. Лев понял, что мышь может сделать добро.

Главная мысль сказки «Лев и мышь»

Не надо недооценивать других.

Чему учит сказка «Лев и мышь»

Сказка учит судить о человеке не по внешности, а по делам. Учит быть благодарными. Учит не смеяться над слабыми.

Отзыв на сказку «Лев и мышь»

Мне понравилась эта сказка и особенно поступок мыши, которая пришла на выручку льву, чтобы вернуть ему долг. Она была человеком чести и делом доказала свою полезность.

Пословицы к сказке «Лев и мышь»

Мал золотник, да дорог.

Дорога помощь вовремя.

Долг платежом красен.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лев и мышь»

Когда лев спал, по нему пробежалась мышь.

Но лев проснулся и поймал мышь.

Мышка стала просить отпустить её, обещая отплатить добром.

Лев засмеялся, такой нелепой ему показалась мысль, что мышь может сделать ему добро. Он отпустил мышь.

А спустя несколько дней его поймали охотники и крепко связали верёвками.

Лев рвался и ревел, но не мог освободиться.

Тут прибежала мышь и перегрызла верёвки.

Она упрекнула льва в том, что тот не верил в её способности сделать добро.

Мораль басни «Лев и Мышь» Крылова, анализ, суть, смысл

moral-basni-lev-i-mysh-krylova
Басня «Лев и Мышь».
Рисунок А. Н. Комаров

Басня «Лев и Мышь» была написана Крыловым в 1833 г. и опубликована в «Библиотеке для чтения» в 1834 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Лев и Мышь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни можно прочитать здесь.

Смотрите: 

— Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Лев и Мышь» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Лев и Мышь» заключается в том, что богатые, влиятельные лица нередко отвергают дружбу хороших, но бедных людей, так как не видят пользы для себя; однако в жизни бывают ситуации, когда именно этот друг, а никто другой, может помочь в трудную минуту. 

В басне «Лев и Мышь» Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как гордыня, высокомерие, чванливость, кичливость, надменность, заносчивость, раздутое самомнение, недальновидность, глупость. 

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

«Не по́пусту в народе говорится: 

Не плюй в колодезь, пригодится 

Воды напиться.»

Суть и смысл басни отражены в известных русских пословицах:

«Не плюй в колодезь, Тит, случится в нем воды испить.» 

«Нет худшего порока, чем зазнайство.» 

«Нужно ценить себя, но не переоценивать.» 

«Не надувайся — лопнешь.» 

«Не смейся, квас, не лучше нас.» 

«Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.»

Педагог Д. И. Тихомиров комментирует мораль басни таким образом:

«В опасности и в беде, какая может приключиться и сильному, и маленький человек мог бы быть полезным своими знаниями и уменьем; но высокомерие и кичливость сами себя лишают услуг последнего («Орел и Крот», «Лев и Мышь»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

До Крылова в мировой литературе сходная тема разрабатывалась Эзопом («Лев и Мышь») и Лафонтеном («Лев и Крыса»).

Это были материалы о морали басни «Лев и Мышь» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

решение вопроса

Связанных вопросов не найдено

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические
    43,679
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,708
  • разное
    16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Цели:


  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе
    графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в
    разных ситуациях;

Оборудование: презентация, распечатки басни,
листочки в клеточку для графического диктанта,
распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней
работы

Ход урока

Орг. момент.

1. Разминка (на доске или на экране)

Прочитайте и повторите чистоговорки

Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Со-со-со- у машины колесо.
Ос- ос-ос на поляне много ос.

Разучивание скороговорки.

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала-
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.

Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо
и нежно, а потом строго и серьезно.

Лев Львиный привязали
Мышь добрый перегрызла
Охотник сильный поймали

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого
«Лев и мышь»

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий
русский писатель. Он написал много интересных
книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная
Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой
организовал школу для крестьянских детей. Он
хотел, чтобы дети росли грамотными, честными,
добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали
друг другу, жили в согласии. Для своей школы он
написал «Азбуку» и книги для чтения. Рассказы из
этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н.
Толстой знакомил учеников школы с культурой
других народов.

Словарная работа

Басня — это маленький рассказ, стихотворный
или прозаический, в котором действуют животные
или предметы, но под ними подразумеваются люди. В
баснях осуждаются, высмеиваются недостатки,
пороки людей. Басня содержит поучение. В басне
основная мысль чаще всего выражена отдельно,
особым предложением.

3. Знакомство с текстом (первичное чтение
учителем)

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он
проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы
он пустил ее. Она сказала; » Если ты меня пустишь,
и я тебе добро сделаю «. Лев засмеялся, что мышь
обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали
веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев,
прибежала, перегрызла веревку и сказала: »
Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе
добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши
добро».

Л. Н. Толстой.

Вопрос по содержанию

— Как маленькая мышь помогла огромному льву?

Игра » Буксир»

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения,
ученики следят. Учитель внезапно
останавливается — учащиеся продолжают чтение.

4. Физкультминутка.

Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час,
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Раздался огромный звон,
Разбежались мышки вон.

5. «Жужжащее» чтение

6. Работа по содержанию текста.

Восстановление последовательности событий:

Охотники поймали льва.

Лев поймал мышь.

Мышь спасла льва.

Мышь обещает сделать добро льву.

Сегодня мы говорили, что басня содержит
основную поучительную мысль. Постараемся найти
её.

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла
тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от
мыши добро»

А теперь скажите, соответствует ли основной
мысли басни данная пословица: «Друзья познаются
в беде»? Почему?

7. Графический диктант » Лев»

8. Творческое задание.

— Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему
замыслу.

9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул осмелев,
Да боюсь, проснется лев.
Ю. Голубь

10. Итог урока.

Выставка графических рисунков учащихся.

Презентация

Список литературы

  1. Галкина Г.Г. «Пальцы помогают
    говорить».Коррекционные занятия по развитию
    мелкой моторики у детей. М., Издательство «Гном и
    Д», 2006
  2. Осипова А. А. » Диагностика и коррекция
    внимания» М., Творческий центр » Сфера» 2002
  3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие
    занятия. Волгоград, Издательство «Учитель», 2007
  4. Рыбина А. Ф. » Коррекция звукопроизношения у
    детей» Волгоград, Издательство «Учитель»
  5. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать,
    сопереживать» М., Издательство «Аркти» 2003
  6. Хохрина В. Т. «Дидактические основы урока во
    вспомогательной школе». Иркутск, 1997
  7. Черемошкина Л. В. «Развитие памяти детей».
    Ярославль «Академия развития», 1997
  8. Юрова Е. В. » 259 упражнений для развития устной
    речи», М., Издательство АСТ «Астрель» 2001

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословицы про алтайский язык
  • Скачать песню цитаты великих людей полная версия бесплатно mp3
  • Пословицы донского края о родителях и детях
  • Цитаты про встречи с близкими
  • Ничто не идеально цитата